дискуссия
журнал научных публикаций
Е.Ю. Борисенко, канд. пед. наук, доцент, кафедра естественнонаучных дисциплин, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, [email protected]
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье представлен материал по методике проведения группового итогового экзамена по курсу «Методика обучения и воспитания по дисциплинам профильной подготовки» (в частности методики обучения биологии) в педагогическом вузе. В современных условиях организации образовательной среды вуза возникают определенные сложности в плане проверки владения студентами компетенциями, предусмотренными федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Для педагогического вуза это крайне важно, так как речь идет о подготовке начинающих педагогов. Знание специальных предметов по дисциплинам профильного направления, требований к уроку с точки зрения педагогики и психологии, специализированной методики преподавания этих предметов являются интегральными характеристиками учебного курса «Методика обучения и воспитания по дисциплинам профильной подготовки». Возможность проверить уровень требуемых стандартом компетенций предоставляют интерактивные методы и приемы обучения. В течение семестра студенты могут продемонстрировать сформированность компетенций при проведении открытых уроков в аудитории, при оформлении и представлении личного портфолио, при проведении экологических игр в качестве внеклассных мероприятий среди студентов младших курсов. Однако для более системного представления о методике обучения в школе необходимы некоторое обобщение и систематизация знаний. Индивидуальный устный ответ перед преподавателем на традиционном экзамене, бесспорно, имеет положительные характеристики и дает возможность оценить качество знаний студентов. Особенно если ответ включает выполнение практического задания. Однако использование интерактивных методов при организации устного экзамена позволяет более точно определить качество обученности бакалавра, уровень владения значимыми для его профессиональной деятельности компетенциями, а главное — создает условия для развития экзистенциальной направленности (способности делать ответственный выбор) при решении задач профессиональной подготовки.
Ключевые слова: интенсификация обучения, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, итоговый контроль знаний, групповой экзамен, ответственность студента.
В условиях изменений, происходящих в образовательном процессе высшей школы, возникает крайняя необходимость в интенсификации учебно-воспитательного процесса. Существует множество условий, требуемых для этого, важнейшими из них являются: совершенствование методов обучения; использование коллективных форм познавательной деятельности; совершенствование навыков педагогического общения; учет личностных харак-
теристик в обучении и при организации контроля знаний.
Дидактическая система вуза определяет экзамен как итоговый контроль по изученному курсу. Основная его функция — проверка полученных знаний. По мнению О.А. Жученко, это «главный способ оценки понимания студентом изученного материала, его преимуществ и недостатков»1, а также способ оценки преподавателем результата своей работы2.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Мы согласны с авторами в определении назначения и функций устного экзамена, в частности с В.Е. Столяренко, который выделяет диагностическую, обучающую и воспитательную функции3. =
Рассматривая итоговый контроль как одну из ступеней познавательной деятельности4, для проведения итогового контроля мы считаем целесообразным использовать такой прием, как групповой экзамен, или, как назвали его студенты, «экзамен в кругу».
Этот прием разработан нами и в течение нескольких лет опробован при изучении дисциплины «Методика обучения биологии». Изучаемые в ней темы являются основой для прохождения педагогической практики студентов в школе, входят в содержание билетов на итоговой государственной аттестации, формируют значительное количество профессиональных компетенций. Поэтому значение качества усвоения данной дисциплины трудно переоценить.
Репродуктивный метод, используемый на экзамене, позволяет проверить качество знаний обучающегося в полной мере. Однако много вопросов возникает по поводу проверки умений и владения компетенциями, когда речь идет о профильных дисциплинах, имеющих непосредственную практическую значимость в подготовке молодого педагога. Используемый нами прием организации экзамена может быть инструментом качественного контроля сформи-рованности необходимых компетенций, которые в первую оче- =
редь характеризуют подготовленность будущего практиканта и начинающего учителя.
Согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 = «Педагогическое образование, квалификация — академический бакалавр», основная образовательная программа включает в себя формирование и развитие у студентов не-
Дидактическая система вуза определяет экзамен как итоговый контроль по изученному курсу. Основная его функция - проверка полученных знаний, а также способ оценки преподавателем результата своей работы.
Рассматривая итоговый контроль
как одну из ступеней познавательной деятельности, для проведения итогового контроля мы считаем целесообразным использовать такой прием, как групповой экзамен, или, как назвали его студенты, «экзамен в кругу».
скольких групп компетенций. В контексте нашей темы кратко перечислим некоторые из них. Это общекультурные, предполагающие владение студентом способностью = к коммуникации в устной форме, к самоорганизации; общепрофессиональные — владение основами речевой культуры; профессиональные компетенции — способность осуществлять обучение, воспитание и раз-= витие с учетом особенностей школьников, готовность реализовывать образовательные программы, готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса5. Уровень сформирован-ности этих компетенций можно проверить на интерактивном групповом экзамене.
Кратко опишем методику проведения «экзамена в кругу». Об особенностях процедуры организации и проведения итогового контроля знаний преподаватель сообщает в самом начале изучения курса. Экзамен начинается одновременно для всех экзаменующихся с традиционного произвольного выбора билетов. Педагог, ознакомившись с этим выбором, определяет очередность ответов обучающихся. При этом он учитывает репрезентативность, то есть представленность изучаемых в предмете тем. Учитывается также последовательность изучения предшествующего материала. Студенты располагаются за столами по кругу, подготовка к устному ответу начинается и заканчивается одновременно. Затем следуют публичные ответы, вследствие чего их содержание доступно и преподавателю и экзаменующимся, и они могут оценить их точность и глубину. После изложения содержания вопроса при допущенных студентом неточностях или недоговоренности по существу остальные участники экзамена по разрешению преподавателя могут сделать свои дополнения. Возможны также дополнительные вопросы, заданные как педагогом, так и студентами, а также решение педагогиче-
дискуссия
журнал научных публикаций
ских ситуаций, связанных с темой билета. Преподаватель фиксирует и оценивает работу обучающихся (теоретическую и практическую подготовленность, речь, ответы на дополнительные вопросы, грамотность и уместность вопросов, заданных участникам экзамена и т. п.) в течение всей процедуры экзамена. По окончании «экзамена в кругу» отметки сообщаются всей экзаменующейся группе.
Использование такого приема проведения экзамена позволяет решить ряд задач и проверить сформированность компетенций. А именно, во-первых, ответ в присутствии группы предполагает контроль развитости общекультурных и общепрофессиональных компетенций — способности к коммуникации в устной форме и владения основами речевой культуры. Во-вторых, знание процедуры проведения экзамена повышает у студента способность к самоорганизации. В-третьих, при публичных ответах, согласно логике построения и последовательности изученной дисциплины, происходит систематизация основных понятий курса в кратком изложении. Таким образом, к основной функции итогового контроля добавляется познавательная. При этом студенты получают дополнительную возможность развития таких мыслительных опера-
ций, как способность делать выводы и обобщения при заслушивании ответов своих коллег. В-четвертых, обучающийся при такой процедуре экзамена имеет возможность повысить свою отметку при условии высказывания значимых по содержанию дополнений к ответам товарищей, что дает некоторую возможность повышения Я-концепции и снижает уровень тревожности при ответе. В-пятых, при формулировке вопроса сокурснику или ответа на вопрос группы демонстрируется компетенция, предполагающая развитие готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса — то есть реализуется адаптационная функция экзамена. И, наконец, в-шестых, преподаватель наглядно и четко может наблюдать результаты своего труда, а студентам трудно обвинить педагога в предвзятом отношении и необъективности оценки их учебной деятельности. Таким образом, групповой экзамен полностью выполняет основные функции итогового контроля и усиливает их.
Итак, групповой экзамен расширяет возможности анализа результатов и для экзаменатора и для экзаменующихся. Педагог с помощью заданных им критериев может оценить ответ студента, адресованный аудитории, умение формулировать и задавать вопросы, самостоятельно реагировать
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
на дополнительные комментарии и вопросы одногруппников, связывать теорию с практикой. Студент может также объективно оценить свою работу, мысленно определить свое место в рейтинге по изученному предмету среди сокурсников, перенять опыт товарищей.
Но как и любой другой прием устного контроля групповой экзамен имеет свои плюсы и минусы. Например, для преподавателя — это достаточно напряженная работа, так как оценивается воспроизведение учебной информации не только одним студентом, ведь работает вся группа. Однако этот недостаток уравновешивается возможностью на практике показать будущему учителю, что такое демократический стиль педагогического руководства. Педагогическое общение при этом оправдывает себя как специфическая форма общения, основой которой являются коммуникативный и интерактивный компоненты.
Можно предположить, что при такой организации экзамена будет иметь место излишняя психологическая напряженность студента перед публичным выступлением. Однако требованием образовательного стандарта является высокий уровень развития коммуникативных компетенций студента. Кроме того, после изучения методики обучения и воспитания в школе молодой педагог отправится на педагогическую практику. Поэтому публичная речь — полезная, хоть и нервозная, тренировка для студента.
Таким образом, в использовании данного приема организации экзамена как
Групповой экзамен расширяет возможности анализа результатов и для экзаменатора и для экзаменующихся.
интерактивного взаимодействия студентов и преподавателя, мы можем указать больше положительных моментов, нежели отрицательных. И главной его особенностью яв-: ляется то, что сама подготовка к экзамену эффективно влияет на развитие ответственности студента за свою учебную работу. Групповой экзамен создает условия для интенсификации обучения молодых педагогических кадров через становление их экзистенциальной направленности, которая выражается в способности делать ответственный выбор при решении учебных задач в пользу личностного развития6.
Литература
1. Жученко О.А. Адекватность прогноза исхода экзаменационной ситуации как ресурс стрессоустой-чивости: теоретический аспект // Alma mater. 2013. № 7. C. 117-119.
2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Минск: Университетское, 2002. 256 с.
3. См.: Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
4. См.: Есипов Б.Д. Дидактика. М.: Просвещение, 1967. 472 с.
5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://www mgpu.ru/materials/40/40954.doc (дата обращения: 17.04.2015).
6. Борисенко Е.Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности учащихся / дисс. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 185 с.
FINAL CONTROL AS A MEAN OF STUDENTS' EDUCATION INTENSIFICATION
E.Y. Borisenko, Candidate of pedagogy, Docent, The department of scientific disciplines, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, [email protected]
This article provides a material of group final exam's carrying out methodology on the course «Methodology of teaching and upbringing in the disciplines of main training» (in particular the methodology of biology's teaching) in pedagogical higher education institution. In the modern conditions of educational environment's organization we meet some complications in the sphere of students' competences mastery check provided by federal educational standards of higher professional education. It is very important for pedagogical institution because we deal with beginner pedagogues training. The knowledge of special subjects of main disciplines, lesson's requirements form the viewpoint of pedagogy and psychology, specialized methodology of these
subjects' teaching are the integral characteristics of the course « Methodology of teaching and upbringing in the disciplines of main training». In order to check the professional competences there are some interactive methods. During a semester students can demonstrate the competences at practice lessons, at formation and providing personal portfolio, carrying out of ecological games as an extracurricular event for students of lower years. But for more systematic representation about the teaching methodology it is necessary to make a conclusion and systematization at school. An individual oral answer for lecturer at a traditional exam has positive characteristics and gives an opportunity of qualitative evaluation. It is efficient especially in the cases of practical tasks. But application of interactive methods provides more precise results of bachelors' knowledge evaluation, mastery of meaningful competences for one's future professional activity and also creates conditions of existential way of a student (responsible choice should be made) for solving problems ofprofessional training. Key words: intensification of training, General cultural and professional competence, the final control of knowledge, group exam, the responsibility of the student.
References
1. Zhuchenko O.A. Adekvatnost' prognoza iskhoda ekzamenatsionnoi situatsii kak resurs stressoustoichivosti: teoreticheskii aspect [The adequacy of prediction of outcome of the examination situation as a resource of stress: theoretical aspect]. Alma mater, 2013, no. 7, pp. 117-119.
2. Pionova R.S. Pedagogika vysshei shkoly: Uchebnoe posobie [Pedagogy of higher education: a training manual]. Minsk, Universitetskoe Publ., 2002. 256 p.
3. Pedagogika ipsikhologiia vysshei shkoly: Uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of higher education: a Training manual]. Rostov-on-don, Feniks Publ., 2002. 544 p.
4. Esipov B.D. Didaktika [Didactics]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1967. 472 p.
5. Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 44.03.01 «Pedagogical education (undergraduate level)» (in Russian). Available at: http://www.mgpu.ru/materials/40/40954.doc (accessed 17.04.2015).
6. Borisenko E.Iu. Pedagogicheskie usloviia stanovleniia ekzistentsial'noi napravlennosti uchashchikhsia: diss. ... kand.ped.nauk [Pedagogical conditions of formation of the existential orientation of students. Candidate of ped. sci. diss.]. Irkutsk, 2006. 185 p.