УДК 378.14
Н.Н. ДЕМЕНЕВА1, А.Б. АКПАЕВА2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2 Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров. Выделены общие подходы к определению набора компетенций в государственных стандартах России и Казахстана. Обозначены наиболее значимые проблемы реализации компетентностного подхода в обучении будущих учителей начальных классов. Особое внимание уделяется вопросам полидисциплинарной и полиметодической подготовки педагогов начального образования. Анализируется опыт реализации компетент-ностного похода в курсе методики начального обучения математике. Важнейшим аспектом методической подготовки является интеграция профессиональных знаний студентов. Авторы описывают способы реализации интегративного подхода в методических дисциплинах. Рассматриваются современные педагогические технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие становлению профессионализма будущих педагогов. Особое внимание уделяется организации микропреподавания, использованию метода кейсов, самостоятельной работе студентов в электронной образовательной среде Moodle. Ключевые слова, компетенция, компетентностный подход, методико-математическая подготовка студентов, государственные стандарты, учитель начальных классов.
N. N. DEMENEVA1, A. B. AKPAYEVA2
1 Minin Nizhny Novgorod Б1а1е Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
2
Kazakh National Pedagogical University named after Abai, docent, Almaty, Kazakhstan
THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN TEACHING MATHEMATICS FOR FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS
Abstract. The article deals with the formation of professional competencies in students-bachelors. Identify common approaches to defining a set of competences in the state standards of Russia and Kazakhstan. Identify the most important problems of implementation of the competency approach in training future elementary school teachers. Particular attention is paid to issues of multidiscipli-nary preparation of teachers of primary education. Experience of the implementation of the competency approach to date methodology of elementary mathematics education. The most important aspect of methodical preparation is the integration of professional skills of students. The authors describe how to implement an integrative approach to methodical disciplines. The authors examine the modern educational technology, active and interactive forms and methods of teaching that promote the formation of professionalism of future teachers. Particular attention is paid to the organization of micro-teaching, use of case studies, independent work of students in e-learning environment Moodle.
Key words: competency, competence approach, teaching methodic of mathematics among students, state standards, elementary school teacher
Основной тенденцией развития высшего профессионального образования в последние годы является реализация компетентностного подхода. Это стало главным направлением разработки государственных стандартов подготовки педагогов в различных странах, присоединившихся к Болонскому процессу, в том числе в России и Казахстане.
Анализ кометентностых моделей выпускников показал, что в них четко определяются результаты образования, в соответствии с которыми вузы разрабатывают содержательные и технологические аспекты подготовки педагогов. К таким результатам в первую очередь относятся различные общекультурные и профессиональные компетенции.
Несмотря на то, что понятие «компетенция» используется в государственных стандартах и прочно вошло в научный обиход, однозначная его трактовка отсутствует. Приведем наиболее часто встречающиеся определения данного понятия.
• Способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области; способность человека применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях.
• Знания и опыт в той или иной области; знание и понимание того, как действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях.
• Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
• Готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребостей, составляющая социальный заказ к системе образования.
• Совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения.
Наиболее простым и в то же время емким является понимание компетенции как «знания в действии» (А.Г. Асмолов). Компетенция рассматривается как «способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности» [3, с.13].
В работах И.А. Зимней [9], Н.В. Кузьминой [11], А.К. Марковой [13], Л.М. Митиной [14], Т.М. Сорокиной [16] и других рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность» в аспекте профессиональной деятельности педагога и подготовки будущего учителя в вузе.
Так, Т.М. Сорокина трактует профессиональную компетенцию будущего педагога начальной школы как явление его постепенной профессионализации. Это «динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального развития как деятельностного, так и мотивационного», «это и интегральная деятель-ностно-личностная характеристика будущего педагога и одновременно область и сфера приложения его профессиональных возможностей» [12, с.51].
Анализ приведенных выше определений, а также предложенных авторами характеристик компетентностного подхода к подготовке педагогов показывает, что в профессиональном обучении будущих учителей нужно учитывать такие значимые характеристики формируемых компетенций, как их универсальность, метадисциплинарность, интегративность, де-ятельностный характер, направленность на применение знаний и умений в реальной практической деятельности.
Научной проблемой является и определение видов компетенций, а также составление их конкретного перечня с учетом направления высшего профессионального образования.
В России подготовка будущих учителей начальных классов ведется на основе двух Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата - по направлению
«Педагогическое образование» [19] и по направлению «Психолого-педагогическое образование» [18]. Последний предусматривает формирование общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также компетенций в области образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО). В Казахстане в качестве госстандарта разрабатывается Образовательная программа по специальности «Педагогика и методика начального обучения», в которой в качестве конечных результатов выделены общекультурные, профессиональные и предметные компетенции. Предметные компетенции определяют специфику подготовки учителя начальных классов. Например, методико-математическая подготовка должна быть направлена на формирование следующей предметной компетенции: выпускник «способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, владеет методами развития образного и логического мышления, формирования предметных умений и навыков младших школьников, владеет приемами формирования интереса к математике и использования математических знаний в повседневной жизни».
Таким образом, общим подходом является выделение компетенций, характеризующих общепедагогическую подготовку выпускников, и компетенций, связанных с определенной специальностью или профилем программы бакалавриата.
На наш взгляд, полноценная реализация компетентностного подхода в подготовке учителя начальных классов требует учета специфики его профессиональной деятельности, в первую очередь, многопредметности. В условиях работы в малокомплектной школе к традиционным для учителя учебным предметам добавляются и другие (физическая культура, музыка, информатика, а иногда и иностранный язык), поскольку в маленькой сельской школе отсутствуют учителя-предметники.
Важной особенностью работы педагога начальной школы является и то, что он решает не только задачи обучения младших школьников различным учебным предметам, но и задачи их личностного развития, формирования учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (умения учиться, универсальных учебных действий) средствами различного предметного содержания.
Этим определяется необходимость обеспечения в вузовском обучении не только полидисциплинарной подготовки студентов на достаточно высоком научном уровне, но и их полиметодической подготовки, а также усиления ее интегративности.
В настоящее время, когда компетентностный подход стал уже основной характеристикой вузовских стандартов, важно определить возможности каждой дисциплины в его реализации и конкретные способы формирования у студентов различных компетенций. Для этого нужно решить несколько значимых научных и практических вопросов:
- создать модель выпускника, т.е. «комплексный интегральный образ конечного результата образования», с учетом особенностей его будущей профессиональной деятельности, в том числе определить, «к чему пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает» [1];
- с учетом метадисциплинарности компетенций определить роль различных дисциплин в формировании каждой компетенции;
- после определения набора компетенций, которые должны формироваться в рамках данной дисциплины, нужно выполнить декомпозицию компетенций [10], т.е. выделить их компоненты, и на этой основе определить цели и задачи курса;
- разработать основные направления и способы формирования у студентов выделенных компетенций;
- создать контрольно-измерительные материалы и способы диагностики планируемых результатов обучения по дисциплине.
Наибольшие возможности для формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов предоставляют курсы предметных методик. Рассмотрим
некоторые направления реализации компетентностного подхода в методико-математической подготовке студентов, будущих учителей начальных классов.
Поскольку компетенции имеют метадисциплинарный характер и должны формироваться средствами разных дисциплин, важно организовать процесс профессиональной подготовки студентов на интегративной основе. Это может быть осуществлено с помощью междисциплинарных связей либо на основе разработки и внедрения специальных интегрированных курсов. Полезно также использовать комплексные задачи и задания интегрированного характера в рамках различных психолого-педагогических и методических дисциплин.
В курсе методики математики целесообразно предлагать студентам аналитические и конструктивные задания, требующие интеграции знаний по дидактике (теории обучения), возрастной и педагогической психологии и методике. Например, для анализа предлагаются два варианта проведения урока математики (или его отдельных этапов). Необходимо определить, на какой уровень развития учащихся рассчитан каждый из вариантов, какой тип ориентировочной основы действия (по П.Я. Гальперину) предусмотрен, какие методы обучения использовал учитель, какова методическая целесообразность каждого из предложенных вариантов. Такое аналитическое задание показывает возможности варьирования методики в зависимости от особенностей детской группы.
В методической подготовке будущих учителей начальных классов нужно обязательно учитывать реалии современной начальной школы, в том числе действующие стандарты начального образования. Важным направлением в работе учителя начальных классов является создание условий для становления ученика как субъекта учебной деятельности, формирование у школьников универсальных учебных действий. Для освоения студентами способов решения этих профессиональных задач им можно предлагать различные задания, например, проанализировать упражнения из учебников математики для начальной школы, определить их обучающие и развивающие возможности; подобрать математические задания для формирования конкретных универсальных действий (регулятивного действия контроля, познавательных логических действий сравнения, анализа и синтеза, классификации и т.п.).
Наиболее значимыми для становления компетенций у студентов являются конструктивные и проектировочные задания. Например, им предлагается разработать конспект урока математики для начальной школы и выполнить комплексное теоретическое обоснование (психологическое, дидактическое и методическое) предлагаемого варианта урока, в частности, указать формируемые у детей универсальные учебные действия, а также дидактические и методические средства, использованные для достижения этих целей.
Компетентностный поход требует построения процесса обучения на деятельностной основе. Это предполагает организацию активной деятельности студентов как на занятиях, так и во внеаудиторное время. В аудиторных условиях важно использовать современные педагогические технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие становлению профессионализма будущих педагогов. Одним из таких специфических методов на занятиях по методике математики является микропреподавание [8]. Оно представляет собой проигрывание заранее подготовленных студентами фрагментов (частей) уроков математики с младшими школьниками, например, этапов урока, связанных с ознакомлением с новым вычислительным приемом, анализом простой или составной арифметической задачи, выполнением различных математических заданий и упражнений и т.п. Один или несколько студентов поочередно выступают в роли учителя, а студенческая группа выполняет функции школьного класса. Студентам, играющим роли детей, необходимо адекватно, с учетом особенностей младшего школьного возраста, реагировать на вопросы и задания «учителя». Это позволяет, с одной стороны, воссоздать в полном объеме предметный контекст профессиональной деятельности учителя, а, с другой стороны, представить себя на месте учащихся начальных классов, понять особенности детской деятельности. При решении нестандартных задач и выполнении творческих упражнений студенты часто демонстрируют
те же реакции, что и дети. При наличии «взрослого реагирования» преподаватель уточняет, что подобный ответ не очень характерен для младших школьников.
Приведем примеры некоторых вариантов использования микропреподавания.
1) Микропреподавание применяется для освоения конкретных методических подходов. Например, после изучения общих приемов анализа текстовых задач проигрываются этапы урока, на которых организуется работа над конкретными арифметическими задачами. После завершения микропреподавания студенты обсуждают сначала в малых группах, а затем под руководством преподавателя методическую грамотность действий «учителя».
Такое микропреподавание может быть дополнено разыгрыванием микроситуаций, которые предполагают, что студенты, выполняющие роли учащихся, создают для «учителя» ситуации, требующие перестройки запланированных действий (например, необходимость реагировать на ошибочные ответы, на непонимание учениками задания или вопроса и т.п.).
2) Микропреподавание служит основой для аналитической деятельности. Преподаватель задает определенные параметры и критерии анализа и оценки содержания проигранного фрагмента урока, профессиональных действий будущего педагога, владения им педагогической техникой и т.п. Особенно полезны аналитические задания на междисциплинарной основе, когда обсуждение урока организуется в экспертных группах «дидактов», «психологов», «методистов». Это способствует интеграции профессиональных знаний студентов.
3) Микропреподавание используется как основа для конструктивной деятельности студентов. Им дается задание выполнить преобразование просмотренного фрагмента урока, изменяя отдельные его стороны, например, используемый учителем методический прием, характер учебных действий, которые выполняют дети и т.п.
Преобразование необходимо и в том случае, когда студент-«учитель» недостаточно продумал содержание или методику обучения и продемонстрировал методически неверный вариант урока либо допустил организационные просчеты. Остальным студентам предлагается найти ошибки и недочеты, предложить варианты их устранения. Полученные новые фрагменты могут быть сразу проиграны на занятии.
По мнению И.А. Зимней [9], А.А. Вербицкого [4] и других ученых, компетентностный подход должен усиливать практическую ориентированность обучения студентов. Очень полезной для профессионального развития студентов и усиления практической направленности занятий по методике математики является кейс-технология - метод анализа конкретных ситуаций.
При использовании метода кейсов студентам предлагается осмыслить и проанализировать реальную профессиональную ситуацию, обычно включающую постановку проблемы, предложить возможные варианты решения и выбрать лучшие из них. Например, дается описание (протокол) реального урока (или его части), в котором зафиксированы не только действия учителя, но и действия и ответы учащихся, происходившие события и инциденты. Это может быть и видеозапись урока в начальной школе, но ее достаточно трудно подобрать без возможности внесения необходимых изменений. Кейс должен содержать максимально реальную картину событий, конкретные факты, но в то же время он должен предполагать вопросы и задания для студентов, актуализирующие определенные теоретические знания.
В кейсах может быть представлена реальная проблемная ситуация, для которой нужно найти оптимальное решение. Может быть описана ситуация, выход из которой уже найден, и нужно провести критический анализ принятых решений. Очень эффективными в подготовке будущих учителей являются описания ситуаций, в которых педагог допускает определенные ошибки, например, выбирает неверный вариант взаимодействия с учащимися, использует неэффективные приемы работы и т.п. Студентам предлагается найти допущенные ошибки и предложить способы их устранения.
Компетентностно ориентированными являются и другие активные и интерактивные формы и методы обучения, например, дискуссии, деловые игры, работа в малых группах.
Процесс становления у студентов необходимых профессиональных компетенций требует переноса акцента с обучающего (преподавателя) и содержания дисциплины на обучающегося (студента) и ожидаемые результаты образования. Это предполагает усиление роли самостоятельной работы студентов. Системная организация такой работы становится возможной при использовании дистанционных курсов.
Электронная образовательная среда Moodle дает возможность использовать различные ресурсы для активизации познавательной деятельности студентов. Например, для лучшего освоения теоретических разделов можно использовать ресурс «лекция», предполагающий поэтапный контроль уровня усвоения материала, а также тренировочные тесты. В настройках теста полезно предусмотреть возможность многократного его прохождения и отсутствие возможности узнать правильные ответы. Студент, не набравший максимальный балл за тест, не знает, на какие вопросы он ответил неверно. Это побуждает его еще раз изучить тему и повторно пройти тест.
Важно разработать такую систему заданий для самостоятельной работы, чтобы она способствовала освоению различных сторон профессиональной подготовки. Например, в настоящее время для учителя начальных классов существует большое количество электронных образовательных ресурсов, которые он может использовать для расширения своего профессионального кругозора и для практической работы с детьми. Студентам предлагается составить список сайтов для учителей начальных классов, подобрать конкретные виды электронных материалов (наглядные пособия для проведения уроков математики, дидактические игры и задачи в стихах, разработки уроков математики, электронные тренажеры для детей, компьютерные презентации и т.п.), составить список статей из различных журналов по конкретной методической теме, написать аннотации на статьи. Но наиболее значимыми являются конструктивные задания, например, разработать дифференцированные математические задания для младших школьников, подобрать упражнения для формирования вычислительных навыков, разработать мини-конспект урока по ознакомлению с новым материалом по заданной теме и т.п.
В становлении профессионализма студентов большую роль играет педагогическая практика. Необходим поиск наилучших способов ее организации на основе социального партнерства высшей педагогической и общеобразовательной школ [5]. Важно продумать взаимосвязь заданий по дисциплине и заданий методического характера, выполняемых на практике.
Поскольку компетентностный подход предполагает нацеленность на результат, то нужно предусмотреть способы оценки его достижения. В этом большую роль играет рейтинговая система оценки качества подготовки студентов [15]. Преподаватель разрабатывает рейтинг-план по дисциплине, который содержит перечень видов деятельности студентов в течение семестра по основным разделам курса и указание форм текущего и рубежного контроля. Оцениваться может как аудиторная, так и внеаудиторная самостоятельная работа. Набранные баллы учитываются при выставлении оценки за экзамен. На наш взгляд, необходимо перестраивать и формы оценивания студентов на экзамене по предметной методике. Для диагностики сформированности отдельных компетенций предусматривается не только изложение студентом теоретического материала, но и выполнение им практических заданий, решение методических задач, позволяющее оценить уровень практической подготовки.
Несомненно, вопросы реализации компетентностного подхода требуют дальнейшего научного осмысления и практических действий преподавателей. Мы затронули лишь несколько аспектов данной проблемы, связанных с методико-математической подготовкой студентов. Но многие из перечисленных выше направлений работы преподавателя могут применяться и в курсах других предметных методик начального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акпаева А.Б., Жумабаева А.Е., Оспанов Т.К., Лебедева Л.А. Компетентностная модель выпускника педагогических специальностей // Сборник материалов Республиканскй научно-практической конференции «Подготовка будущего педагога в условиях перехода на 12-летнее образование», 28 ноября 2012 г. Алматы: КазНПУ им.Абая.
2. Акпаева А.Б., Лебедева Л.А. Структурирование содержания методических дисциплин специальности 5В010200- педагогика и методика начального обучения для курсов дистанционного обучения // Материалы 10-ой международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки», София, 17-25 июня, 2014 том11-Педагогические науки с.3-6.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2010. 152 с.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. [Электронный ресурс]. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. URL: http: //fgosvo.ru /uploadfiles /npo 20120326010135. pdf.
5. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. № 2. C.111-115.
6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетент-ностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http: // www. mininuni-ver.ru /scientific /scientific_activities /vestnik/archive/4//.
7. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.
8. Зверева Н.М., Николина В.В., Деменева Н.Н. Преподавателю вуза: практическая педагогика: учебное пособие. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. 162 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия [Электронный ресурс]. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf
10. Князева Т.Н. Декомпозиция компетенций как исходное основание проектирования ком-петентностно-ориентированных образовательных программ // Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н.Новгород: НГПУ, 2011. С.88-105.
11. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
12. Максимова С.А., Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2013 № 4. С.49- 56.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
15. Перевощикова Е.Н., Деменева Н.Н. Реализация рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов в НГПУ: учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2012. 60 с.
16. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm200- 1.pdf
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.
20. Akpayeva A. B., Lebedeva L. A. Features of individual educational trajectory planning for students studying the specialty of pedagogic and methodology of primary education under the new generation educational programs// Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Scientific Issues of the Modernity, Vol. III (April 2021, 2015, Dubai, UAE)". - Dubai.: Rost Publishing, 2015. Pp. 5-14.
21. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.
22. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
REFERENCES
1. Akpaeva A.B., Zhumabaeva A.E., Ospanov T.K., Lebedeva L.A. Kompetentnostnaja model' vypusknika pedagogicheskih special'nostej [Competence model of graduate teaching profession]. Sbornik materialov Respublikanskj nauchno-prakticheskoj konferencii «Podgotvka budushhego pedagoga v uslovijah perehoda na 12-letnee obrazovanie» November 28, 2012 [Collection of materials of the Republican Scientific and Practical Conference "Preparation of the future teacher in the conditions of transition to 12-year education," November 28, 2012]. Almaty, KazNPU im.Abaja Publ. (In Russian)
2. Akpaeva A.B., Lebedeva L.A. Strukturirovanie soderzhanija metodicheskih disciplin spe-cial'nosti 5V010200- pedagogika i metodika nachal'nogo obuchenija dlja kursov distancionnogo obuchenija [Structuring the content of teaching disciplines of specialty 5V010200- pedagogy and methodology of elementary education for distance learning courses]. Materialy 10-oj mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novejshie dostizhenija evropejskoj nauki», Sofija, 1725 ijunja, 2014 tom'1-Pedagogicheskie nauk [Proceedings of the 10th international scientific and practical conference "The latest achievements of science in Europe", Sofia, 17-25 June 2014 tom11-Pedagogical sciences]. Pp.3-6 (in Russian).
3. Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole. Ot dejstvija k mysli: posobie dlja uchitelja [How to design a universal educational activities in elementary school. From action to thought: a manual for teachers]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2010. 152 p. (In Russian)
4. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija: materialy k chetvertomu zasedaniju metodologicheskogo seminara 16 nojabrja 2004 g. [Competence-based approach and theory of contextual training: materials to the fourth meeting of a methodological seminar on November 16, 2004]. Moscow, Issledovatel'skij centr problem kachestva pod-gotovki spe-cialistov, 2004. Available at: http: // fgosvo.ru /uploadfiles /npo 20120326010135. pdf (in Russian).
5. Gucu E.G. Vozmozhnosti pedagogicheskoj praktiki v razvitii professional'nyh kompetencij bu-dushhih uchitelej nachal'nyh klassov [The possibilities of pedagogical practice in the development of the professional competences of future primary school teashers]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2011, no. 2, pp.111-115 (in Russian).
6. Gucu E.G., Kochetova E.V., Ivanova I.V. Sovremennye metody realizacii kompetentnostnogo podhoda v sisteme professional'noj vuzovskoj podgotovki pedagogov [Modern methods of competence bulding approach implementation in the system of training specialists in higher educanional
establishments]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http: // www. mininuniver.ru /scientific /scientific_activities /vestnik /archive/4// (in Russian).
7. Zhuk O.L. Pedagogicheskaja podgotovka studentov: kompetentnostnyj podhod [Teacher training students: competence approach]. Minsk, RIVSh Publ., 2009. 336 p. (In Russian)
8. Zvereva N.M., Nikolina V.V., Demeneva N.N. Prepodavatelju vuza: prakticheskajapedagogi-ka [University lecturer: Practical pedagogy]. N.Novgorod, NGPU im. K.Minina Publ., 2012. 162 p. (In Russian)
9. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Author version]. Moscow, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. Available at: http: //fgosvo.ru /uploadfiles /npo /20120325214132.pdf (in Russian).
10. Knjazeva T.N. Dekompozicija kompetencij kak ishodnoe osnovanie proektirovanija kompetent-nostno-orientirovannyh obrazovatel'nyh pro-gramm [Decomposition of competencies as a starting base design competence-oriented education programs ]. Kompetentnostno-orientirovannaja strate-gija professional'noj podgotovki pedagoga. N.Novgorod, NGPU Publ., 2011, pp.88-105 (in Russian).
11. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja [Teacher abilities, talent]. Leningrad, Znanie Pubk., 1985. 32 p. (In Russian)
12. Maksimova S.A., Sorokina T.M. Razvitie professional'noj kompetencii pedagoga nachal'noj shkoly v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [The development of a teacher's professional competence of elementary school in the system of additional education]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2013 , no. 4, pp.49- 56 (in Russian).
13. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja [Work psychology teacher]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1993. 192 p. (In Russian)
14. Mitina L.M. Psihologija truda i professional'nogo razvitija uchitelja [Psychology of work and professional development of teachers]. Moscow, Akademija Publ., 2004. 320 p. (In Russian)
15. Perevoshhikova E.N., Demeneva N.N. Realizacija rejtingovoj sistemy ocenki kachestva podgotovki studentov v NGPU [The implementation of the rating system evaluating the quality of training of students in NSPU]. N.Novgorod, NGPU Publ., 2012. 60 p. (In Russian)
16. Sorokina T.M. Razvitie professional'noj kompetencii budushhih uchitelej nachal'noj shkoly [Development of professional competence of future teachers of primary school]. N.Novgorod, NGPU Publ., 2002 (in Russian).
17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'-nogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of primary education]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2010. 31 p. (In Russian)
18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju 050400 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') "ba-kalavr") [Federal state educational standard of higher professional education in the direction 050400 Psycho-pedagogical education (qualification (degree), "Bachelor")]. Available at: www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prm200-1.pdf (in Russian).
19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standard of higher professional education in the direction 050100 Teacher Education]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5 (in Russian).
20. Akpayeva A.B., Lebedeva L.A. Features of individual educational trajectory planning for students studying the specialty of pedagogic and methodology of primary education under the new generation educational programs// Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Scientific Issues of the Modernity, Vol. III (April 2021, 2015, Dubai, UAE)". - Dubai.: Rost Publishing, 2015. Pp. 5-14.
21. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.
22. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
© AeMeHeBa H.H., AKnaeBa A.E. 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Деменева Надежда Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), доцент, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: nndemeneva@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Demeneva Nadezda Nicolaevna - PhD of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), docent, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: nndemeneva@yandex.ru
Акпаева Асель Бакировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Казахский национальный педагогичекий университет имени Абая, доцент, г. Алматы, Казахстан; e-mail: akpayeva@mail.ru
Akpayeva Assel Bakirovna- PhD of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of theory and methodology of preschool and primary education, Kazakh National Pedagogical University named after Abai, docent, Almaty, Kazakhstan; e-mail: akpayeva@mail.ru