ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.147.88
ББК Ч448.902.764 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Плаксина Елена Борисовна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: ebplaksina@mail.ru
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные компетенции; педагогическая практика; методы оценивания; уровень сформированности; бакалавриат; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся, осваивающих программу уровня бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» в Институте педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в процессе прохождения практики. Предлагаются различные формы и методы оптимизации данного процесса при проведении обучающимися школьных уроков и внеклассных мероприятий. Кроме того, описаны основные трудности, которые испытывает обучающийся, делая первые шаги в профессии. Сопоставлены основные компетенции и требования к результатам освоения программы бакалавриата, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» и Профессиональном стандарте педагога. Автором разработана методика оценивания уроков обучающихся в период прохождения практики для обеспечения единых требований к аттестации при освоении данного блока программы на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта педагога. Предложенная методика может быть использована педагогами вуза при аттестации обучающихся по блоку «Практика» и руководителями практики в профильной организации. Использование предложенной методики педагогами вуза и руководителями практики в профильной организации направлено на выявление динамики формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся. С формируемыми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями соотнесены критерии оценивания. Описаны типичные ошибки и трудности, возникающие у обучающихся на практике, обусловленные как недостаточной сформированностью компетенций, так и личностными характеристиками обучающегося.
Plaksina Elena Borisovna,
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Russian Language and Methods of Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
TECHNIQUE OF EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES LEVEL AMONG BACHELOR DEGREE STUDENTS IN PRACTICE
KEY WORDS: professional competences; educational and industrial practice; methods of assessment; level of formation; Bachelor level; prospective teachers; teachers' training.
ABSTRACT. The article deals with the issues of formation of professional and general professional competences of students mastering the Bachelor program in the specialty "Pedagogical Education" the profile of "Primary Education" at the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood of the Ural State Pedagogical University in practical training. There are many different ways and methods to develop these competences by giving lessons at school and organizing extracurricular activities. Besides, the article describes the main difficulties experienced by the student, making the first steps in the profession. The results of comparison of the basic competences and requirements to development of the program of the Bachelor degree designated in the Federal State Educational Standard and in the Professional Standard of a Teacher are presented. The author has developed a method of evaluating the lessons given by students in the period of school practice to ensure uniform requirements for certification of students in the development of this block of the program on the basis of the Federal State Educational Standard of Higher Education and Professional Teacher Standard. The proposed technique can be used by teachers of university in the certification of students in the block "Practice" and heads of practice at school. The use of the proposed methodology by teachers of university and heads of practice at school is aimed at identifying the dynamics of the formation of general professional and professional competencies in students. The evaluation criteria are correlated with the general professional and professional competences. The typical mistakes and difficulties of students in practice due to insufficient formation of competences and personal characteristics of the student are described.
Одним из видов деятельности будущих педагогов в процессе освоения программы уровня бакалавриата является практика - учебная и производственная. Будучи достаточно традиционным, данный вид деятельности тем не менее вызывает ряд вопросов, один из которых связан с механизмом оценивания. Оценивание деятельности обучающихся при этом особенно важно, так как, с одной стороны, оценивание дает возможность обучающемуся увидеть, насколько успешно идет процесс формирования компетенций, а с другой - у обучающегося появляется образец, который в дальнейшем будет им реализован. Поэтому в рамках данной статьи мы обращаемся к определению методики оценивания профессиональных компетенций обучающихся при освоении ими блока программы «Практика».
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «44.03.01 Педагогическое образование» определены общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК), формирование которых предполагается при реализации программы бакалавриата [15]. Формирование компетенций обеспечивается при освоении различных блоков программы, в том числе при освоении блока «Практика». Внимание к практике обусловлено потребностью выработать единые критерии для оценивания освоения обучающимся данного блока программы (что особенно важно с учетом содержательной включенности в практику профильной организации), поиска оптимальных путей решения вопроса профессионально-личностного развития будущего учителя.
Практика играет важную роль в подготовке будущего учителя, она является оптимальным способом введения студента в его будущую профессию, на практике формируются ключевые профессиональные качества [1]. В процессе практики у обучающегося появляется возможность проверить себя на правильность выбранного жизненного пути, увидеть соответствие личностных качеств требованиям педагогической профессии, увидеть сформированность профессионально значимых умений, например, умения общаться со школьниками. По итогам прохождения практики можно делать выводы об уровне сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций, о наличии у обучающегося мотивации к педагогической деятельности.
При освоении блока программы «Практика» студенту необходимо не только владеть сведениями о ФГОС ВО, согласно
которому осуществляется его обучение, но и познакомиться с «Профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем образовании)», где четко обозначены векторы оценивания деятельности педагога: необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики. При оценивании освоения обучающимся блока «Практики» преподавателю также необходимо учитывать положения данного документа, в том числе положение об ИКТ-компетенции. Согласно данному документу выделяется профессиональная ИКТ-компе-тентность, подразумевающая использование общераспространенных средств ИКТ при решении профессиональных задач, и профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность, предполагающая общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепедагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ-компе-тентность. Реализация ИКТ-компетентнос-ти заложена в педагогической деятельности на всех уровнях образования, отраженных в данном Профессиональном стандарте [12].
Блок «Практика» относится к вариативной части образовательной программы и включает несколько видов практики: учебную, производственную и преддипломную. Перечисленные виды практики предполагают, что освоение данного блока программы осуществляется в образовательных учреждениях: школах, гимназиях и лицеях. Согласно нашим наблюдениям, которые осуществлялись в течение четырех лет (автор наблюдал освоение блока «Практика» 32 обучающимися), в период прохождения практики типичны следующие трудности:
- трудность в позиционировании себя как учителя (страх перед классом, неверно выбранный стиль педагогического общения);
- трудности во взаимодействии со школьниками (неумение организовать деятельность школьников, выбирать оптимальные формы деятельности детей на уроке, устанавливать доброжелательные отношения, находить с ними общий язык);
- трудности, связанные с учетом индивидуально-психологических особенностей учеников;
- трудности в адаптации научных сведений к уровню младшего школьника.
При выполнении на практике такого задания, как проведение урока, студенты порой не могут удержать в поле зрения все компоненты деятельности школьников: цель урока, содержание урока, средства и методы достижения цели. Собственную деятельность такие студенты не соотносят с деятельностью
© Плаксина Е. Б., 2018
школьников, не продумывают приемы, обеспечивающие результативность их деятельности (ранее отмеченные трудности во взаимодействии со школьниками). При проведении урока у студента появляются действия, мешающие его восприятию как учителя: неумеренная жестикуляция, неоправданное перемещение по классу, обращение к ограниченному кругу школьников и т. п.
Как правило, обозначенные выше трудности исчезают с опытом работы. Но преодоление их требует времени и сил, поэтому целесообразно устранять обозначенные трудности именно на этапе подготовки будущего педагога.
В процессе практики обучающиеся в реальной образовательной ситуации овладевают следующими умениями:
- анализировать методическую литературу, учебно-методические комплекты для определения возможности достижения на данном материале результатов освоения содержания начального общего образования -личностных, предметных, метапредметных;
- планировать содержание уроков, разрабатывать их методическое обеспечение;
- отбирать материал для уроков и внеклассных занятий;
- отбирать формы, методы, приемы проведения уроков.
Для приобретения обучающимися профессиональных умений в процессе практики важно наличие методического сопровождения, которое выражается не только в том, что преподаватель (методист) и учитель помогают студенту в подготовке к урокам, но и в том, по каким критериям оценивается деятельность студента. При этом критерии должны быть доведены до сведения студента, поскольку это позволит обучающемуся выстраивать свою деятельность с их учетом. Нами предложены критерии оценивания деятельности студента в процессе практики, соотнесенные с видами профессиональных компетенций. При разработке критериев оценивания нами в первую очередь учитывались компетенции, формирование которых связано с проведением урока или внеклассного мероприятия, поэтому мы не отразили ПК-8 и ПК-14, компетенции, связанные с проектированием и разработкой образовательных и культурно-просветительских программ, руководством исследовательской деятельностью обучающихся. Предложенные критерии позволяют провести комплексный анализ урока, показать обучающему выполнение
данного задания «провести урок» в контексте формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Как уже отмечалось, при разработке критериев оценивания деятельности мы опирались на содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Педагогическое образование) и Профессионального стандарта педагога. Представленные в данных документах компетенции и параметры оценивания деятельности педагога легли в основу предложенных нами критериев. В шкале оценивания задания «проведение урока» мы попытались отразить не только общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и личностные качества, значимые для будущего учителя и соотносимые с обозначенными компетенциями.
Методика оценивания реализуется следующим образом. При выставлении итоговой отметки за проведенный урок предлагается напротив каждого из компонентов отмечать тот балл, которому соответствует уровень его реализации. Оценивание происходит по балльной шкале от о до 3:
- о баллов - отсутствие данного компонента;
- 1 балл - данный компонент представлен незначительно и не осмыслен самим студентом;
- 2 балла - данный компонент представлен, но при его реализации допущены методические неточности;
- 3 балла - данный компонент реализован полностью и методически грамотно (табл. 1).
Присутствующий на уроке методист или представитель профильной организации (обычно учитель, работающий в данном классе) отмечает в соответствующей графе балл, отражающий степень проявления того или иного критерия. После проведенного урока подсчитывается сумма баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент - 99 (100 %), минимальное количество баллов, которое позволит студенту пройти аттестацию - 56 (55 %). При дифференцированной оценке проведенного урока предложены следующие расчеты: для получения отметки «отлично» обучающемуся необходимо набрать от 91 до 99 баллов, «хорошо» - требуется набрать от 71 до 90 баллов, «удовлетворительно» - от 56 до 70 баллов соответственно.
Таблица 1
Шкала оценивания компетенций обучающихся, формируемъх в процессе практики
Критерии для оценивания деятельности студента при проведении урока / внеклассных мероприятий Компонент полностью реализован Присутствует, но допущены методические неточности Присутствует в малой степени и не осмыслен студентом Компонент отсутствует
I. Оценка деятельности обучающегося: личностные качества, соответствие социальной роли учителя
Внешний вид, соответствующий социальной роли учителя: одежда, макияж, прическа ориентированы на официально-деловой стиль 3 2 1 0
Речь обучающегося грамотна, не содержит речевых ошибок (ОПК-5) 3 2 1 0
Речь четкая, выразительная, эмоционально окрашенная, стилистически оправданная (ОПК-5) 3 2 1 0
Обучающийся демонстрирует умение общаться с детьми, признавая их достоинство и учитывая их возрастные и психологические особенности (ОПК-2) 3 2 1 0
Обучающийся способен установить доброжелательную атмосферу и контакт со школьниками (ПК-6) 3 2 1 0
Обучающийся демонстрирует корректное общение со школьниками (ОПК-5) 3 2 1 0
II. Оценка организации образовательной деятельности
На уроке присутствует организационное начало, настраивающее обучающихся на учебную деятельность 3 2 1 0
Обучающийся результативно регулирует поведение в классе во время урока (ПК-6) 3 2 1 0
Обучающийся ориентирован на реализацию компонента здоровьесбережения (ОПК-6) 3 2 1 0
Обучающийся периодически осуществляет контроль за деятельностью школьников (ПК-5) 3 2 1 0
Обучающийся адекватно оценивает деятельность школьников (ПК-7) 3 2 1 0
Обучающийся демонстрирует умение работать со всеми учениками в классе (ПК-6) 3 2 1 0
Обучающийся стремится к созданию у школьников учебной мотивации (ПК-7) 3 2 1 0
Обучающийся соблюдает временные рамки урока (ОПК-6) 3 2 1 0
Обучающийся осуществляет контроль записи домашнего задания 3 2 1 0
III. Оценка владения методическими приемами
В ходе урока обучающийся использует разнообразные методические приемы (ПК-2) 3 2 1 0
Обучающийся применяет разные формы работы: парная, групповая, индивидуальная (ПК-7) 3 2 1 0
Обучающийся соблюдает основные этапы урока (ПК-1) 3 2 1 0
Обучающийся подкрепляет тему урока демонстрационным материалом (ПК-2) 3 2 1 0
IV. Оценка владения учебным материалом
Обучающийся демонстрирует умение работать с собственным конспектом (ПК-1) 3 2 1 0
Обучающийся четко формулирует вопросы, задаваемые школьникам (ОПК-5) 3 2 1 0
Обучающийся четко ставит перед школьниками учебную задачу (ОПК-5) 3 2 1 0
Обучающийся демонстрирует знание предмета за рамками школьного учебника (ПК-1) 3 2 1 0
Обучающийся логично переходит от одного этапа урока к другому 3 2 1 0
Обучающийся владеет теоретическим материалом, на котором основывается содержание урока (ПК-1) 3 2 1 0
Задания, направленные на актуализацию знаний школьников, соответствуют материалу, которым владеют обучающиеся (ПК-1) 3 2 1 0
На уроке реализуется принцип интеграции различных учебных предметов (ПК-4) 3 2 1 0
Обучающийся правильно использует школьный учебник (ПК-2) 3 2 1 0
В конце урока обучающийся подводит итоги совместно со школьниками (ПК-4) 3 2 1 0
Обучающийся комментирует домашнее задание во время его записи 3 2 1 0
V. Оценка применения современных технических средств
Обучающийся применяет на уроке интерактивную доску с целью выполнения упражнений из электронного учебника, прилагаемого к УМК 3 2 1 0
Показ слайдов по теме, подобранных самостоятельно 3 2 1 0
Создание и реализация упражнений для интерактивной доски с целью отработки на практике проблемного теоретического материала 3 2 1 0
Как показывают наши наблюдения (ранее мы отмечали, что наблюдали и оценивали освоение блока «Практики» у 32 обучающихся), наибольшее количество баллов обучающиеся набирают в блоке «Применение современных технических средств»: зачастую студенты показывают высокий уровень владения техническими
средствами и умелое применение информации, доступной из сети Интернет и соответствующей требованиям к информационно-образовательным ресурсам. Демонстрируются тематические картинки, подобранные с учетом возрастных особенностей детей и соответствующие теме урока, фрагменты аудио- или видеозаписей, используются
таблицы, схемы. Нередко студентами творчески обрабатываются упражнения из учебника, выполнение которых происходит на интерактивной доске в необычной форме, например, при заполнении пропусков в предложении на уроке русского языка «правильные» слова после ответов обучающихся сами встают на место. На подобных уроках всегда наблюдается заинтересованность учебным материалом, дети с удовольствием включаются в процесс решения учебной задачи, слушают учителя внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь.
Обозначенная тенденция представляется позитивной. Ранее мы уже говорили о значимости ИКТ-компетенции, представленной в Профессиональном стандарте педагога и в ФГОС ВО «Педагогическое образование». В Профессиональном стандарте педагога определяются квалификационные требования, соотносимые не только с базовыми умениями (умение вводить текст, формулировать запрос для поиска в интернете, рассылать информацию по электронной почте, использовать проектор), но и с умениями, определяющими включенность педагога в информационно-образовательную среду: создание электронных тестов с фиксацией промежуточных и итоговых результатов обучения, соотнесенных с заданной системой оценивания, составление и ведение портфолио обучающихся, подготовка выступлений в педагогическом сообществе с компьютерной поддержкой, ведение педагогической деятельности в информационной среде [12].
Не случайно применение информационных технологий в учебном процессе подробно освещается в исследованиях российских ученых Н. В. Апатовой, Г. А. Бордов-
ского, А. Л. Денисовой, Ю. Н. Егоровой, В. А. Стародубцева и многих др. Т. Н. Райских пишет, что именно внедрение информационных технологий позволяет более эффективно и на качественно новом уровне реализовать педагогический принцип наглядности [13, с. 133].
Реализуя предложенную методику оценивания компетенций обучающихся, мы также установили, что наибольшие затруднения возникают у студентов при формировании компонентов группы «Организация образовательной деятельности». Обучающиеся испытывают затруднения при регулировании поведения в классе во время урока, так как зачастую в учебный процесс вовлечены дети, сидящие за первыми-вторыми партами; не всегда могут работать со всеми учениками в классе, забывают о периодическом контроле деятельности школьников; оценка деятельности школьников не всегда адекватна, даже за ошибочный ответ студент хвалит ребенка, поощряя его словами «Молодец!», «Умница!»; домашнее задание объясняется и записывается уже после окончания урока и т. п.
Таким образом, очевидно, что применение предложенной методики оценивания компетенций обучающихся, формируемых в процессе практики, позволяет увидеть системные проблемы, обеспечить единый подход как со стороны методиста, так и со стороны представителя профильной организации. Полагаем, что определение проблем, возникающих при прохождении практики обучающимися в школе, позволит свести данные проблемы к минимуму и поможет сделать первые шаги студента как учителя более комфортными и профессиональными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. : ИОШ РАО, 1994- -228 с.
2. Бордовских Г. А., Носкова Т. Н., Степанова А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения / / Педагогика. - 1996. - № 4 - С. 40-43.
3. Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога : пособие для учителя. - СПб. : Просвещение, 2004. - 159 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая псхология / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
5. Гладкая И. В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 97-98.
6. Денисова А. Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук. - М. : МГЛУ, 1994. - 445 с.
7. Дмитриев А. Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа. - 1990. - № 7. - С. 64-68.
8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ урока в начальной школе : практ. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учеб. заведений, студ. педвузов и колледжей, слушателей ИПК. - Ростов н/Д. : Учитель, 2006. - 256 с.
9. Кусова М. Л., Новоселов С. А. Становление педагога в образовательном пространстве вуза и ДОУ // Путь науки. - 2015. - № 10(20). - С. 115-117.
10. Плаксина Е. Б., Столярова С. Л. Профессиональная подготовка педагогов в процессе педагогической практики // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 29-30 сент. 2017 г.). - СПб., 2017. - С. 50-53.
11. Просвирина И. В. Профессиональная компетентность учителя: сущность, значение, уровни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2479 (дата обращения:
16.09.2017).
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата вхождения: 21.01.2018).
13. Райских Т. Н. Влияние информационных технологий на профессионально-личностное развитие будущего учителя / / Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 133-138.
14. Тимофеева Л. Л, Бугримова И. В. Урок в начальной школе как пространство реализации ФГОС : метод. пособие. - М. : Пед. о-во России, 2016. - 256 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования - бакалавриат, направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения:
21.01.2018).
REFERENCES
1. Apatova N. V. Informatsionnye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii. - M. : IOSh RAO, 1994. - 228 s.
2. Bordovskikh G. A., Noskova T. N., Stepanova A. A. Razvivayushchie vozmozhnosti audiovizual'nykh sredstv obucheniya / / Pedagogika. - 1996. - № 4 - S. 40-43.
3. Vvedenskiy V. N. Professional'naya kompetentnost' pedagoga : posobie dlya uchitelya. - SPb. : Prosvesh-chenie, 2004. - 159 s.
4. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya pskhologiya / pod red. V. V. Davydova. - M. : Pedagogika-Press, 1999. - 536 s.
5. Gladkaya I. V. Etapy stanovleniya professional'noy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. - 2013. - № 155. - S. 97-98.
6. Denisova A. L. Teoriya i metodika professional'noy podgotovki studentov na osnove informatsionnykh tekhnologiy : dis. ... d-ra ped. nauk. - M. : MGLU, 1994. - 445 s.
7. Dmitriev A. E., L'vov M. R. Kontseptsiya podgotovki uchitelya nachal'nykh klassov // Nachal'naya shko-la. - 1990. - № 7. - S. 64-68.
8. Kul'nevich S. V., Lakotsenina T. P. Analiz uroka v nachal'noy shkole : prakt. posobie dlya uchiteley nachal'nykh klassov, metodistov i rukovoditeley ucheb. zavedeniy, stud. pedvuzov i kolledzhey, slushateley IPK. -Rostov n/D. : Uchitel', 2006. - 256 s.
9. Kusova M. L., Novoselov S. A. Stanovlenie pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve vuza i DOU // Put' nauki. - 2015. - № 10(20). - S. 115-117.
10. Plaksina E. B., Stolyarova S. L. Professional'naya podgotovka pedagogov v protsesse pedagogicheskoy praktiki // Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykh problem sovremennosti : mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 29-30 sent. 2017 g.). - SPb., 2017. - S. 50-53.
11. Prosvirina I. V. Professional'naya kompetentnost' uchitelya: sushchnost', znachenie, urovni [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2479 (data obrashcheniya: 16.09.2017).
12. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo ob-shchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data vkhozhdeniya: 21.01.2018).
13. Rayskikh T. N. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na professional'no-lichnostnoe razvitie budush-chego uchitelya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2008. - № 5. - S. 133-138.
14. Timofeeva L. L, Butrimova I. V. Urok v nachal'noy shkole kak prostranstvo realizatsii FGOS : metod. posobie. - M. : Ped. o-vo Rossii, 2016. - 256 s.
15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya, uroven' vysshego obrazovaniya - bakalavriat, napravlenie podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» Elek-tronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (data obrashcheniya: 21.01.2018).