М.Я. Шнейдер
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
В процессе модернизации российского образования профессио- Аннотация
нальное сообщество сталкивается с многочисленными проблема- -------
ми; одна из них — отсутствие надежной системы оценки качества образования в школе. Поскольку реальный уровень и качество образования в стране не известны, участники образовательного процесса и потенциальные инвесторы не в состоянии определить «ликвидность» учебных заведений. Как показывает практика международных образовательных систем, для решения указанной проблемы «с нуля» требуются десятилетия. Между тем система оценки качества образования, характеризующаяся необходимыми свойствами, уже разработана и успешно функционирует в рамках Организации Международного бакалавриата, в которую вместе с сотнями школ в 119 странах мира входят и девять российских образовательных учреждений. Опыт функционирования этой системы, несомненно, представляет интерес; его осмысление и применение вполне может оптимизировать аналогичные внутрироссийские процессы.
С тех пор, как отечественное образование вступило в процесс, который одни называют трансформацией, другие — реформированием, а третьи — модернизацией, в центре внимания профессионального сообщества и участников образовательного процесса оказалась проблема формирования надежной, прозрачной, валидной и технологичной системы оценки качества образования в школе. Став субъектом рынка, образовательное учреждение вынуждено учитывать запросы потребителей, «встраивать» в процесс развития методики для оценки качества, как это принято в бизнесе1.
Российское образование в этом смысле идет по пути развитых государств, где функционирование сферы образования в целом и учебных заведений в частности подвергается внутреннему
1 Очень интересно эта проблема рассматривается в статье В.Загвоздкина «Качество — это процесс постоянного совершенствования» // Директор школы. 2003. № 5. С. 33-37
199
Но
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
и внешнему аудиту. «Интернационализация экономики, универсальное признание корпуса ценностных ориентаций, называемых общечеловеческими ценностями, вызвали к жизни и новые явления в образовании на глобальном уровне. Речь идет как о существенном выравнивании образовательных уровней, универсализации стандартов знаний по всему спектру школьных дисциплин, так и об устоявшемся понимании того, что образование — важнейшая из инвестиционных сфер, которая вносит самый существенный вклад в производственную функцию национальной экономики и, следовательно, в экономический рост»2.
В общей и специальной литературе можно найти десятки определений качества образования, как обобщенных, так и вполне конкретных. Мне представляется вполне адекватным определение, предложенное О.Е. Лебедевым: «Под качеством образования следует понимать совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми важных для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет им заниматься и другими видами деятельности. Для оценки качества школьного образования важно ответить на вопрос о том, к решению каких проблем готовит учащихся общеобразовательная школа»3. Данное определение предполагает не просто хорошо знакомый российским учителям «контроль качества знаний учащихся», проверяемый не всегда качественно составленными тестами и контрольными работами, а систематический внутренний и внешний мониторинг функционирования и развития образовательного учреждения.
Наиболее продуманной и прозрачной представляется система оценки качества образования, созданная в Организации Международного бакалавриата для входящих в нее школ. Она опирается на международные образовательные стандарты и, главное, на общие для школ-участниц ценности, на основе которых каждое образовательное учреждение вырабатывает свою миссию. Изучение данной системы представляет значительный интерес для российского образовательного сообщества, так как, с одной стороны, формирование подобной системы в нашей стране сопровождается вполне понятными трудностями начального этапа, а с другой стороны, российские школы Международного бакалавриата уже десять лет участвуют во всех процедурах — авторизации, аттестации, мониторинге оценивания достижений учащихся и модерации. Учащиеся таких школ сдают вместе со своими сверстниками во всем мире выпускные экзамены и доказывают свое право на получение признанного международным сообществом диплома о школьном образовании. «Одной из важных особенностей школ МБ является то, что
2 Любимов Л.Л. О значении образовательной культуры в ее международном формате // Экономика в школе.
1999. №4. С. 20.
3 Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. С. 67
200
Практика
N
общий контроль качества в них осуществляют независимые контролеры. Речь идет не просто о специалистах из других школ, а о специалистах из других стран, что полностью исключает элементы лоббизма и коррупции»4.
Международный бакалавриат / International Baccalaureate (в дальнейшем — МБ) — международная неправительственная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. На 30 апреля 2005 года в МБ входит 1485 школ в 119 странах мира, в том числе девять российских. Диплом МБ признан 1300 университетами в 102 странах мира. Центральная штаб-квартира МБ и офис региона Африка — Европа — Ближний Восток находятся в Женеве (Швейцария), а региональная штаб-квартира (Центральная, Восточная и Северная Европа) — в Стокгольме (Швеция). Экзаменационный и Программно-методический центр располагается в Кардиффе (Великобритания).
В Международный бакалавриат входят девять российских школ. Московская экономическая школа и гимназия №45 г. Москвы первыми в мае 1996 года были приняты в МБ. За ними последовали московская школа «Премьер», московская гимназия №1531, тольяттинский Общеобразовательный центр «Школа», Самарский Медико-технический лицей, московские Европейская гимназия, Международная общеобразовательная школа «Интег-рация-XXI век» и Центр образования №1404 «Гамма». В процессе подготовки к авторизации находятся красноярская гимназия «Универс» и пермская физико-математическая школа имени А.С. Пушкина.
Программа, позже получившая наименование «Международный бакалавриат», разрабатывалась в 20-60-е годы ХХ века как универсальный курс для наиболее способных учеников, обеспечивающий подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира. Инициаторами унификации и стандартизации международного образования были Международная школа Женевы и Школа ООН в Нью-Йорке. В 1968 году была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization, далее IBO). Раньше не существовало единой программы для средних школ разных стран, входящих в международное сообщество; соответственно, не было и общей системы экзаменов для поступления в университет, признанной во всех странах. МБ явился попыткой решить эту проблему. Разработанный как двухгодичный курс всестороннего обучения, МБ был создан для развития личности «в целом». Уровень знаний учеников, окончивших МБ, отвечает требованиям вступительных экзаменов в учебные заведения разных стран; этот курс содержит все лучшие элементы различных образовательных программ. Школы МБ в разных странах мира предлагают эту программу потому, что:
4 Любимов Л.Л.Указ. соч. С. 22.
201
Но
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
■ МБ предоставляет ученикам большие академические возможности;
■ МБ отвечает самым строгим академическим стандартам;
■ стандартам МБ доверяет администрация лучших университетов мира;
■ МБ признан в большинстве стран мира.
Представление о ценностях школ МБ дает, например, миссия
московской гимназии № 45, интегрирующая опыт данного учреждения с почти полувековой историей и фундаментальные цели Международного бакалавриата.
Итак, миссия гимназии № 45 состоит в том, чтобы на основе гуманистической педагогической философии посредством современных образовательных технологий обеспечить условия, необходимые для:
■ формирования интеллектуальных и этических качеств, исторически присущих российской интеллигенции,
■ организации деятельности учащихся на основе идеалов многокультурности, международной солидарности и ответственного гражданства,
■ развития индивидуальных способностей каждого ученика, ее/его свобод и прав,
■ формирования у учащихся критического мышления, отзывчивости и сострадания,
■ воспитания у учеников стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни,
■ осознания учащимися своей принадлежности к местному, российскому и мировому сообществам,
■ понимания учащимися необходимости объединения человечества на основе гуманизма и уважения разнообразия культур и жизненных представлений,
■ формирования у учащихся личной системы ценностей, выражающейся в их реальных поступках,
■ продуктивного взаимодействия детей друг с другом, развития их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации,
■ установления прочных связей между учебной деятельностью и реальной жизнью детей,
■ создания образовательной системы, которая подготовит учащихся к продолжению их образования после окончания школы.
Международный бакалавриат предлагает три образовательные программы:
■ для дошкольников и младших школьников 3-12 лет (PYP)5;
■ для учащихся основной школы 11-16 лет (MYP);
■ дипломную программу для старшеклассников 16-18 лет (DP)
В Организацию Международного бакалавриата может вступить образовательное учреждение, разделяющее философию МБ
5 В данной статье не рассматривается.
202
Практика
N
и соответствующее высоким академическим, социальным и технологическим стандартам, обязательным для всех школ-участниц. Школа становится полноправной участницей одной из программ Международного бакалавриата по результатам авторизации, проводимой региональным офисом МБ. Для осуществления этой процедуры создана группа экспертов, в которую входит около тридцати человек в каждом регионе, в том числе — три представителя Российской Федерации. Как правило, от момента подачи заявления с просьбой о приеме в МБ до авторизации проходит от двух до трех лет. Это время отводится на подготовку к авторизации, включающую, в частности, изучение нормативно-методической документации, ресурсное наполнение, обучение сотрудников школы, постепенное внедрение новых педагогических технологий.
К школам, желающим вступить в МБ, предъявляются следующие требования:
1. Понимание администрацией и педагогическим коллективом школы образовательной философии и целей Международного бакалавриата и готовность им следовать.
2. Приверженность интернационализму и уважение прав ребенка.
3. Принятие на себя обязательств перед МБ как от имени администрации, так и от имени педагогического коллектива.
4. Соответствие качества образования в школе высоким академическим стандартам.
5. Наличие одаренных учащихся, обладающих высокой степенью мотивации.
6. Стабильный педагогический коллектив, в том числе квалифицированные учителя-предметники с базовыми знаниями по крайней мере одного рабочего языка МБ (английского, французского, испанского), которые могут быть расширены в ходе специально организованных занятий.
7. Педагогическое планирование, включающее в себя:
■ учебные планы и тематическое планирование по предмету;
■ план реализации областей взаимодействия в MYP и план реализации программы CAS, ориентированной на социальную активность и самореализацию, в DP;
■ методологию и планирование курса теории познания в DP;
■ описание необходимых ресурсов.
8. Оборудование, необходимое для реализации образовательных программ; в первую очередь:
■ хорошо оборудованные естественнонаучные лаборатории;
■ полностью отвечающая современным требованиям школьная библиотека, включающая справочную, учебную и художественную литературу на родном языке и рабочих языках МБ;
■ развитая спортивная база;
■ условия для занятий искусством, в том числе музыкой и театром;
■ компьютерная база для занятий учащихся и учителей;
203
Но
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
■ копировальная техника, факс и электронная почта.
9. Финансовое обеспечение, включая средства, необходимые
для:
■ уплаты регулярных взносов в МБ;
■ оплаты труда учителей;
■ оплаты труда администрации и координатора программ МБ;
■ переподготовки и повышения квалификации педагогических и административных кадров;
■ создания библиотеки и лабораторий.
10. Поддержка желания школы вступить в МБ со стороны федеральных и местных органов управления образованием.
11. Поддержка желания школы вступить в МБ родителями и учащимися.
12. Готовность работать с внешкольными организациями своего региона, включая высшие учебные заведения, с целью привлечения их к участию в реализации программ МБ.
«Эта система, безусловно, эффективно решает проблемы географической и профессиональной мобильности, поскольку ее выпускники свободно владеют двумя иностранными языками, имеют высокий уровень подготовки в области информационных технологий, обладают серьезными навыками презентации своей работы, а также большим объемом закрепленной в навыках информации, которая обеспечивает мощный старт выпускника школы в университете (пропедевтика профессиональной мобильности). Следует особо подчеркнуть, что образовательная культура школ МБ и университетов, являющихся как бы частью этой системы, одинакова. Она формирует культуру международного образовательного пространства, которая... все более интегрируется и унифицируется как по содержанию, так и по предметным конфигурациям»6.
Внешняя оценка качества образования в школе МБ включает в себя авторизационный, консультационный и аттестационный визиты представителей Регионального офиса.
Авторизационный визит (the authorization visit) проводится, чтобы определить, насколько философия школы и качество образования в ней соответствуют требованиям программ МБ. Результатом визита является решение Генерального директора об удовлетворении или отклонении заявления школы о приеме в МБ. Данный визит, как уже отмечалось, проводится не ранее чем через два года со времени обращения школы в МБ с просьбой о приеме.
Консультационный визит (a consultation visit) проводится по просьбе авторизованной школы в период реализации программы с целью оказания помощи в решении той или иной проблемы.
Аттестационный (или оценочный) визит (the programme evaluation visit) является обязательным для всех авторизованных в программе MYP школ и проводится, как правило, один раз в пять лет.
6 Любимов Л.Л. Указ. соч. С. 24.
204
Практика
Его цель — изучение и оценка качества реализации программы, а также выработка предложений, направленных на изменение ситуации в проблемных областях.
Как правило, в школы направляются группы из трех человек (visit teams), из которых один-два — действующие учителя или администраторы. Визиту предшествует серьезная подготовка, о которой можно судить по предлагаемой таблице.
Табл. 1 Процедуры, сопровождающие аттестационный визит MYP
Мероприятия Период
1. Региональный офис Уведомление школы о предстоящем визите. Не позднее чем за 12 месяцев до аттестационного визита.
2. Региональный офис Отправка в школу Вопросника для самооценивания. За 12 месяцев до аттестационного визита.
3. Школа Представление ученических работ за последние два учебных года на мониторинг оценивания или модерацию. Не позднее чем за 3 месяца до аттестационного визита.
4. Региональный офис Уведомление школы о составе аттестационной комиссии. За 3 месяца до аттестационного визита.
5. Школа Отправка заполненного Вопросника для самооценивания и сопутствующей документации в региональный офис. Предложение чернового варианта программы визита. Отправка итогового варианта программы визита в региональный офис. За 2 месяца до аттестационного визита. За 2 месяца до аттестационного визита. За 1 месяц до аттестационного визита.
6. Взаимодействие регионального офиса и школы Аттестационный визит.
7. Аттестационная комиссия Отправка отчета в региональный офис. Через 1 месяц после аттестационного визита.
8. Региональный директор Отправка в школу итогового отчета с указанием необходимых действий, если это требуется. Через 2 месяца после аттестационного визита.
9. Школа Представление в региональный офис отчета о достижениях, включая принятые по предложению регионального директора мерах. Как правило, через 1 год после аттестационного визита.
Источник: Middle Years Programme. Guide to Programme Evaluation. December 2002. Geneva: IBO, 2002. P .13.
Подготовка к авторизации или аттестационному (оценочному) визиту требует от всего школьного сообщества (учителей, сотрудников, учеников, родителей, попечителей) серьезного осмысления опыта. Вопросник для самооценивания (брошюра в сто с лишним страниц формата А4) заполняется всеми субъектами образовательного процесса, а во время визита обязательно проводятся встречи не только с педагогами и сотрудниками школы, но и с уча-
205
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
щимися и родителями, причем с каждой категорией — отдельно. Любая инсценировка легко распознается участниками visit team и может стать причиной отказа в приеме в МБ или повторного аттестационного визита через год. Помимо изучения документации (а в сумме это не менее тысячи страниц — планы, концепции, контрольно-измерительные материалы, используемые школой для контроля качества знаний учащихся, творческие и проектные работы детей, методические материалы и т.д.), представители МБ обязательно присутствуют на уроках (правда, не все 45 минут, а 15-20; указанное время вполне позволяет почувствовать стиль и способы взаимодействия учителя и учеников и увидеть в действии применяемые образовательные технологии), знакомятся с ресурсной базой школы, изучают способы формирования бюджета. МБ исходит из того, что качество образования неотделимо от состояния образовательной среды.
Индивидуальной аттестации учителей или учащихся представители МБ не проводят. Вместе с тем, одним из ключевых объектов внимания является система оценивания достижений школьников, которая должна основываться на стандартизированных, прозрачных и понятных субъектам образовательного процесса критериях.
В дипломной программе МБ внешняя экспертиза качества образования в школе основывается на результатах экзаменов, которые сдают учащиеся в мае второго (выпускного) года обучения.
Учебный план MYP Образовательная модель программы основной школы, представ---------------- ление о которой дает диаграмма с официального сайта IBO, включает в себя восемь предметных циклов.
206
Практика
N
Это родной язык и литература (language A), иностранный язык (language B), гуманитарные предметы — история и география (humanities), естественные науки — биология, физика, химия (sciences), математика (mathematics), физическая культура (physical education) и технология (technology). Все предметные циклы «стянуты» областями взаимодействия (Areas of Interaction), смысл которых — обеспечение целостности образования на основе выделения фундаментальных ценностей человеческой деятельности. Отсюда и названия этих областей взаимодействия: подходы к учению (approaches to learning), общество и служение (community and service), здоровье и социальное образование (health and social education), окружающая среда (environment) и человек-творец (homo faber).
Наконец, завершая программу, каждый выпускник MYP должен защитить персональный проект (personal project), представляющий собой продукт учебной деятельности, отражающий собственные интересы ученика и полезный социуму. Это может быть учебное пособие, фильм, выставка, спектакль, научно-популярное произведение, страничка в Интернете, вспомогательный механизм, технология и т.д.
Работая над первой в России книгой о Международном бакалаври- Система ате, мы, т.е. сотрудники гимназии № 45, уделили данной проблеме оценивания особое внимание, и многие положения нашей книги, как мне кажет- и аттестации ся, не устарели до сих пор. Приведу некоторые из них. в программе MYP
«Главная функция оценивания — анализ процесса, обратная ------------------
связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок. Очевидно, что в этом случае необходимой становится объективность оценки»7.
«Понятие «критерий» имеет качественное и количественное содержание. Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося в когнитивной сфере с учетом специфики предметов (например, обработка данных в естествознании, организация текста/речи в словесности, и т.д.). Критериев, раскрывающих понятие «отличный ученик», несколько. Они формулируются в общем виде и наполняются конкретным содержанием в зависимости от типа задания. В самом общем виде (как критерии учебной деятельности) их можно сгруппировать следующим образом:
1. Владение предметным языком, знание основных фактов, концепций, методов.
2. Применение полученных знаний при решении как стандартных, так и нестандартных задач.
3. Синтез новых знаний на основе полученных (умение поставить задачу, самостоятельно выбрать адекватные средства и решить ее).
7 Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. Под ред. А.М. Кондакова. М.: Молодая гвардия, 1997 С. 51. Автором большей части текстов книги, посвященных критериальному оцениванию, является Н.В. Любомирская.
207
Но
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
4. Отношение к результатам своей деятельности (умение предвидеть последствия своего решения и готовность нести ответственность за него).
Количественное содержание критериев определяется баллами и соответствующими им описаниями (дескрипторами), поясняющими уровень достижений по данному критерию.
Характерной чертой критериального оценивания является то, что критерии формируются в ситуации «общественного договора». В MYP приняты критерии оценивания по каждому предмету, единые для всех участников программы. Эти критерии с самого начала работы в программе известны и должны быть приняты также учениками и их родителями... Ученик теперь не находится в полной власти учителя, «правила игры» известны, приняты и соблюдаются всеми»1.
Требования к системе оценивания в программах Международного бакалавриата интересно сформулированы в статье заведующего кафедрой социальных и гуманитарных дисциплин московской гимназии № 45 Ю.В. Романова2.
С его точки зрения, система оценивания должна:
■ давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс;
■ фиксировать как изменение общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся;
■ быть совершенно прозрачной в способах выставления текущих и итоговых отметок, а также целях, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательнопоощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения;
■ содержать механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;
■ предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы;
■ быть единой применительно к конкретному школьному классу; 8 9
8 Там же. С. 52-53.
9 См.: Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования (http://schools.techno.ru/ms45/win/ history/krit_st1.html).
208
Практика
N
■ выстраиваться таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
В рамках программы MYP МБ не производит внешних оценок, т.е. не проводится никаких формальных экзаменов с внешними оценками. Все оценки в рамках MYP выставляются учителями в школах-участницах. Они основаны на их профессиональном опыте и способности делать качественные заключения так, как они это делают ежедневно в классе. Работа учеников аттестуется на основе определенных критериев оценивания, а не путем сравнения с работами других учеников.
Все школы, реализующие программу MYP, обязаны разработать процедуры оценивания и методы информирования родителей, которые отражают философию и цели программы. При этом местные или национальные особенности вызывают потребность в разработке моделей и критериев оценок, соответствующих требованиям МБ, но одновременно учитывающих традиции той или иной страны.
Постоянный процесс оценивания в MYP является неотъемлемой частью преподавания. Применение формирующих оценок позволяет регулярно выяснять эффективность процессов обучения и усвоения, благодаря чему учителя и ученики знают свои сильные и слабые стороны.
Формирующая (formative) оценка — это интегральная часть учебного опыта, и она не должна быть искусственной «добавкой». Ее цели должны быть понятны ученикам, чтобы как можно скорее установить обратную связь.
Итоговая (summative) оценка представляет собой суждение учителя об уровне успехов, достигнутом каждым учеником в конце каждого этапа программы. Оценка должна отражать цели и критерии программы. Критерии должны быть тщательно отобраны с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы.
IBO предлагает критерии только для последнего года обучения в программе; для остальных классов (5-8-х в России, 6-9-х — в странах с двенадцатилетней продолжительностью обучения) критерии разрабатываются самой школой. Гибкость MYP дает школам возможность составлять свои схемы работы в зависимости от потребностей и/или национальных особенностей программы одновременно с достижением общих целей MYP
Формирующие и итоговые оценки должны:
■ давать ученику и учителю возможность определять, что может делать ученик и как он использует знания и умения в соответствующей ситуации;
■ поощрять использование знаний и умений, а не простое запоминание фактов;
■ побуждать ученика к участию в оценивании рефлексии; например, ученики должны знать критерии оценки данного за-
Оценки во время обучения
Формирующие (текущие) и итоговые оценки
209
Но
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
дания; если понадобится, нужно помочь ученикам определить рубрикацию оценок для измерения разных аспектов их успеваемости;
■ давать ученикам возможность анализировать свою учебу и определять, какие области нуждаются в доработке;
■ основываться на согласованных стандартах успеваемости для каждого года обучения, доведенных до сведения учеников и родителей;
■ быть информативными для всех учеников, учителей и родителей и определять направление будущих занятий;
■ связываться с постоянными целями и стандартами подходов к обучению (ATL) и совместной работы;
■ отражать успехи на основе критериев и предоставлять равные возможности, независимо от пола, культуры и т.п.
В зависимости от обстоятельств, ученики достигают целей в разное время и разными способами. MYP дает школам ряд конечных целей по каждому предмету, и школы свободно организуют и обучение, и оценку в соответствии со своими потребностями.
Оценка процесса MYP помещает подходы к учению в центр учебного курса; и поскольку ученики формируют свои стратегии обучения и решения проблем, некоторые формы оценок могут быть направлены не столько на результаты, сколько на процессы мышления, ведущие к желаемому результату.
Дневники, формуляры (logbooks) и обмен информацией с учителем или соучеником являются типичными примерами оценки процесса. Они дают информацию о стратегиях, используемых для достижения результатов: ученик отвечает на вопросы типа «Как ты сделал...? Объясни те действия, которые ты предпринял...». Оценка процесса требует, чтобы ученик осознавал, как был достигнут результат, что работает, а что не работает.
Оценка процесса очень действенна для того, чтобы ученик понял, как происходит обучение. Она может быть использована как формирующая оценка. Она помогает ученику сформировать подход к обучению и может быть использована в связи со многими видами деятельности.
Деятельность Обычно учителя самостоятельно определяют характер заданий
(задания) (форм и видов деятельности) для оценки. Оценка должна быть ос-
для оценки нована на разнообразных видах деятельности, поскольку ни одна
----------------- задача не охватывает все цели и задачи предмета MYP Проекты,
выставки, устные презентации, исполнения и демонстрации, а также письменные работы и эссе — все это дает материал для оценки обучения ученика. Однако набор заданий должен быть основан на учебной работе и сам по себе может быть опытом обучения. Комплексные задания позволяют оценивать разные виды умений и знаний по соответствующим критериям.
210
Практика
N
Задания для оценки должны позволять ученикам использовать разные уровни поддержки, поскольку обсуждения и советы соучеников и учителей, редактирование и исправления относятся к важным обучающим средствам.
При оценке каждой части работы (имеются в виду и формирующие, и итоговые оценки) учителя должны учитывать трудность задания, а также степень поддержки, оказанной ученику. Например, работа может быть:
■ выполненной спонтанно, без поддержки («первый вариант, набросок»);
■ написанной в условиях теста;
■ исправленной и отредактированной («окончательный вариант»);
■ написанной на основе различных источников или с внешней помощью, и т.д.
Все это оказывает влияние на то, что учителя ожидают от ученических работ, и на характер обратной связи. Если ученики совместно работают над специальным заданием, учителя должны быть уверены в том, что здесь выполнена определенная индивидуальная работа, заслуживающая продуманной оценки.
Организуя итоговую аттестацию по каждому предмету, учителя Оценка должны использовать критерии оценивания MYP, которые основа- в конце курса ны на целях предметной группы. В зависимости от местных условий, учителя могут дать внутреннюю оценку в соответствии с другими критериями. Итоговая оценка учителя должна суммировать уровень достижений, отражающий способности ученика ко времени окончания курса.
Таким образом, итоговая оценка не должна быть основана просто на заключительном тесте или экзамене. Напротив, учителя должны выставить окончательный балл с учетом всех показателей успеваемости ученика и всех оценок, полученных к концу курса.
Планируя итоговую оценку, школы и учителя должны иметь в виду Внутренние
ряд положений: стандарты
■ Высчитать среднее арифметическое последних достижений по каждому критерию — не всегда наилучший путь для выставления итоговой оценки, ибо ученики развиваются вплоть до окончания курса. Поэтому по каждому критерию учитель должен принять решение, какому уровню соответствует общий уровень ученика к концу курса.
■ В тех случаях, когда один предмет оценивают несколько учителей, они должны провести собственную процедуру внутренней стандартизации, чтобы для всех учеников применялись одинаковые стандарты.
■ В некоторых школах учеников можно разделить на группы в зависимости от их способностей к данному предмету. В таких случаях итоговая оценка по всем группам должна быть основана на по-
211
Но
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
следовательном применении критериев оценки ко всем ученикам. Не следует применять разные стандарты для разных групп.
Использование Дескрипторы для каждого критерия организованы иерархически. критериев для Оценивая ученическую работу, учителя ищут дескрипторы, начиная итоговой оценки с нулевого уровня, пока не находят дескриптор, которого оценива-
----------------- емая работа не достигает. Поэтому работа лучше всего описывает-
Процедура ся предшествующим дескриптором, который соответствует уров-
ню отметки.
Если не ясно, какой нужно применить дескриптор, учителя должны принять решение и выбрать дескриптор, соответствующий в наибольшей степени работе ученика. Однако надо применять критерии только к тем работам, для которых они предназначены.
Лучшей работе в группе учитель ставит высший уровень для группы, а худшей работе — самый низкий уровень для группы.
Общие принципы ■ Для оценки используются только целые числа; дроби не при-
меняются.
■ Уровни, соответствующие дескрипторам, не следует рассматривать как доли или проценты. Между дескрипторами нет арифметических отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое лучше, чем уровень 2.
■ Учителя не должны по каждому критерию рассуждать в терминах «прошел/не прошел» или сравнивать результат с семибалльной шкалой MYP; для каждого критерия оценки нужно сосредоточиться на идентификации соответствующего дескриптора.
■ Наивысшие дескрипторы не обязательно предполагают безошибочную работу, они должны быть достижимы для учеников 16 лет. Учителя не должны колебаться при выборе высшего или низшего уровня, если им соответствуют определенные дескрипторы.
■ Ученик, который получил высший уровень по одному критерию, не обязательно достигнет его по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям.
■ Учителя не должны допускать, чтобы оценки группы учеников следовали какой-либо специфической модели распределения.
Обратимся к конкретным примерам. В этом нам поможет один из самых удачных методических материалов, выпущенных за последние десять лет, — гайд10 11 по родному языку11.
10 [айдом (от англ. guide) в школах МБ называют методические материалы, посвященные изучению конкретного предмета. 1айды по каждому предмету издаются один раз в пять лет
11 В большинстве школ МБ родной язык и литература — один предмет.
212
Практика
Критерий А: Содержание (максимум 10 баллов). Этот критерий относится к способности ученика посредством критического и творческого письменного сочинения продемонстрировать понимание родного языка и изучаемых произведений, а также выразить свое отношение к произведениям литературы.
Уровень достижений Дескриптор
0 Ученик не достиг стандарта, соответствующего какому-либо из нижеперечисленных дескрипторов.
1-2 Ученик демонстрирует очень ограниченное понимание предмета или темы. В работе не хватает деталей, развития и опоры. Творческая сторона не отмечена воображением и восприимчивостью. В своем отклике на произведение литературы ученик демонстрирует недостаточное или слабое понимание намерений автора или используемой им техники.
3-4 Ученик демонстрирует ограниченное понимание аспектов предмета или темы. В работе недостаточно деталей, развития и опоры. Творческие задания отмечены ограниченным воображением и восприимчивостью. Ученик иногда демонстрирует понимание намерений автора или используемой им техники.
5-6 Ученик демонстрирует достаточное понимание аспектов предмета или темы. В работе достаточно адекватных деталей, развития и опоры. Творческие задания отмечены определенной степенью воображения и восприимчивости. Ученик демонстрирует понимание намерений автора и используемой им техники.
7-8 Ученик демонстрирует хорошее понимание аспектов предмета или темы. В работе достаточно существенных деталей, развития и опоры. Творческие задания отмечены развитой степенью воображения и восприимчивости. Ученик демонстрирует хорошее понимание намерений автора и используемой им техники.
9-10 Ученик демонстрирует глубокое понимание аспектов предмета или темы. В работе приводятся яркие детали, продемонстрировано развитие и опора. Творческие задания отмечены высокой степенью восприимчивости и оригинальности. Ученик осуществляет тонкий анализ намерений автора и используемой им техники.
213
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Критерий В: Организация (максимум 10 баллов). Этот критерий характеризует способность ученика выражать идеи ясно и связно, структурировать аргументы логично, доказательно, подкреплять их точными, релевантными примерами.
Уровень достижений Дескриптор
0 Работа ученика не отвечает стандартам, выраженным дескрипторами, приведенными ниже.
1-2 Работа ученика в общем не организована и запутана. Аргументы не представлены в логичной форме. Очень слабо выражена структура абзацев.
3-4 Работа ученика показывает начала организации, но в ней существенно не хватает логического порядка. Параграфы и абзацы продуманы слабо.
5-6 Работа ученика в основном организована, написана ясно и связно. Аргументы продуманы и представлены логичным образом. Структура текста, параграфы и абзацы очевидны.
7-8 Работа ученика по большей части хорошо организована, написана ясно и связно. Аргументы представлены в продуманной, логичной манере. Структура текста, параграфы и абзацы помогают развитию идей работы. Там, где требуется, уделено внимание критическому аппарату, т.е. сноскам и примечаниям.
9-10 Вся работа ученика очень хорошо организована, написана ясно и связно. Аргументы представлены в убедительной манере. Структура текста, параграфы и абзацы демонстрируют понимание развития, идеи выражены четко. Там, где требуется, критический аппарат использован тщательно. Критерий С: Стиль и языковое употребление (максимум 8 баллов). Предполагается, что ученики должны уметь использовать
Уровень достижений Дескриптор
0 Ученик не достигает стандарта, который соответствует нижеперечисленным дескрипторам.
1-2 Использование словаря часто неадекватно и ограниченно. Частые ошибки в правописании, пунктуации и синтаксисе препятствуют коммуникации. Мало внимания уделено выбору способа выражения, который соответствует аудитории и намерениям.
3-4 Использование словаря обычно уместно и иногда разнообразно. Встречаются ошибки в правописании, пунктуации и синтаксисе, которые иногда препятствуют коммуникации. Ученик пытается выбрать способ выражения, который соответствует аудитории и намерениям.
5-6 Использование словаря уместно и разнообразно. Очень редко встречаются ошибки в правописании, пунктуации и синтаксисе; они не препятствуют коммуникации. Ученик демонстрирует способность выбирать способ выражения, который соответствует аудитории и намерениям.
7-8 Использование словаря всегда уместно и весьма разнообразно. Очень редко встречаются ошибки в правописании, пунктуации и синтаксисе. Ученик овладел способностью выбирать способ выражения, который соответствует аудитории и намерениям.
214
Практика
язык в разных целях, включая описание, анализ и убеждение. В зависимости от намерений и аудитории, нужно избирать соответствующий способ выражения своих мыслей.
В разных школах Международного бакалавриата оценивание дости- Оценивание жений учащихся может различаться в деталях, однако в целом мы за триместр
стараемся придерживаться общих стандартов. Так, отметки за три- --
местр (три учебных месяца) в московской гимназии № 45 выставляются на основе результатов констатирующих контрольных работ, количество которых в каждом классе не может быть меньше трех и больше пяти. Все контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным директором, не могут переноситься, и их не может быть более двух в день. Формат работы и рубрикатор к ней должны быть предъявлены ученикам заранее. Рубрикатор, во-первых, позволяет учащимся понять, какие навыки будут объектом оценки и, во-вторых, становится основой обсуждения выполненной и оцененной работы с учителем. Основа рубрикатора — критерии, «разложенные» на аспекты. В качестве примера приведем таблицу аспектов, которая используется учителями социально-экономических и гуманитарных дисциплин гимназии № 4512.
Примерный план пошаговой стратегии формирования учебных навыков для программы MYP
Критерий A. Знание и понимание
Навыки Этапы формирования Класс
1. Знание информации Знание фактического материала. Соответствие информации, представленной в ответе, поставленной задаче (степень детализации и полноты фактического материала). 5-10
2. Знание и применение терминов и понятий 1. Знание значения термина / определения понятия. 5
2. Уместное и правильное использование терминов / понятий. 6
3. Понимание содержания понятий и умение самостоятельно объяснить их значение. 7-8
3. Знание хронологии 1. Относительная и абсолютная датировка событий. 5
2. Соотнесение между собой различных хронологических систем. 6
12 Разработан Ю.В.Романовым.
215
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Критерий B. Понимание и использование элементов научного познания
Навыки Этапы формирования Класс
1.Сравнение событий/ явлений, процессов. 1. Сравнение событий / явлений по предложенному плану. 5
2. Самостоятельное составление плана сравнения. 5-6
3. Определение возможности сравнения данных событий / явлений. 7
4. Определение общности и особенностей рассматриваемых процессов. 7-8
5. Сравнение различных социальных и социокультурных процессов по предложенному плану. 8-9
6. Составление плана сравнения социальных и социокультурных систем. 9-10
2. Установление связей между событиями / явлениями. Причинность. 1. Нахождение возможных связей между событиями / явлениями (место, время, действующие лица). 6-7
2. Умение объяснять события / явления, основываясь на личностных мотивах действующих лиц. 7-8
3. Умение объяснять события на основе рассмотрения соответствующих закономерностей.
4. Умение учитывать факторы, оказывающие влияние на тот или иной процесс, ранжируя их по значимости. 8-9
5. Умение прогнозировать последствия события / явления, исходя из найденной закономерности. 9
6. Умение выявлять закономерности на основе ряда взаимосвязанных событий. 10
3. Понимание событий / явлений в связи с широким социальным (социокультурным) контекстом. 1. Описание события / явления на основе нескольких источников. 6
2. Выявление противоречий в описании события. 6-7
3. Умение соотносить событие / явление и процесс, к которому оно принадлежит (помещение события в контекст процесса). 8
4. Умение определять место события / явления в системе процессов; умение видеть взаимное влияние процессов. 9
5. Умение помещать событие / явление в широкий социальный (социокультурный) процесс; нахождение места события / явления в социальной системе. 10
4. Понимание сущности и динамики социальных (социокультурных) процессов. 1. Выделение рамок процесса на основе его характерных черт. 7
2. Выделение характерных черт процесса на основе его описания. 7-8
3. Определение изменений, происходящих между начальной и конечной точками процесса. 8
4. Выделение этапов и внутренней динамики процесса. 8-9
5. Понимание места того или иного процесса в развитии / функционировании общества, понимание причин и последствий этого процессса; соотнесение различных процессов. 9
6. Построение модели отдельных сторон изучаемого общества на основе совокупности рассматриваемых процессов. 9-10
216
Практика
Критерий C. Применение умений и навыков
Навыки Этапы формирования Класс
1. Работа с картой 1. Чтение карты. 5
2. Перенос данных из атласа на контурную карту и оформление легенды. 5-6
3. Заполнение карты на основе текстовой информации. 6-7
2. Понимание текста 1. Ответы на вопросы, проверяющие понимание текста. 5
2. Составление плана текста. 5-6
3. Составление вопроса на понимание текста. 6
4. Тезирование (выделение главных мыслей автора). 6-7
5. Доказательное выделение авторской позиции. 8-9
3. Выделение информации 1. Ответы на информационные вопросы к тексту / изображению / предмету. 5
2. Составление информационных вопросов к тексту / изображению / предмету. 5-6
3. Выделение информации для решения конкретной задачи. 6
4. Выделение главной и второстепенной информации для решения конкретной задачи. 7
5. Оценивание информационного потенциала текста / изображения / предмета. 8-9
4. Создание и структурирование текста (устного и письменного) 1. Изложение информации на основе предложенного плана. 5
2. Подбор примеров и иллюстраций. 5-6
3. Самостоятельное составление формального плана изложения информации (плана ответа) и рассказ по нему. 6-7
4. Аргументация представленных тезисов. 7-8
5. Работа с графиками / таблицами / схемами 1. «Чтение» графиков / схем / таблиц. 5-6
2. Заполнение предоставленной формы предоставленным материалом. 6
3. Отбор материала под готовую форму графика / схемы / таблицы. 7
4. Подбор адекватной формы графиков / схем / таблиц под имеющийся материал. 8
5. Самостоятельный подбор формы графиков / схем / таблиц и материала для ее наполнения в соответствии с поставленной задачей. 8-9
6. Умение делать выводы 5-10
217
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Критерий D. Презентация и организация информации
Навыки Этапы формирования Класс
1. Организация текста и целеполагание 1. Отбор материала для поставленной задачи. 6
2. Постановка задачи под поставленную цель. 7-8
3. Организация текста по предложенной структуре. 8
4. Построение логической структуры текста (логические связи, внутренняя непротиворечивость и обоснованность выводов). 9
5. Самостоятельное целеполагание. 9-10
2. Презентация письменной работы Правильное оформление письменной работы и справочного аппарата к ней. Иллюстрирование работы, уместное снабжение ее схемами, графиками и т. д. 5-10
3. Презентация устного выступления Правильное построение устного выступления, обеспечение его наглядными средствами и т. п. 5-10
Оценивание Отметки за учебный год выставляются на основе отметок за три-
за учебный год местры и итоговой констатирующей работы, позволяющей ученику
---------------- улучшить свои результаты. От работы освобождаются учащиеся,
аттестованные по итогам трех триместров отметкой «отлично». С помощью переводной шкалы отметки по критериям переводятся в государственную систему отметок. В ряде школ МБ эти операции выполняет электронный журнал.
Модерация Процедура внешней модерации по всем предметам MYP и персо-
---------------- нальному проекту нужна для того, чтобы ученики из различных
Цель модерации школ и из разных стран получили сопоставимые оценки за сопоста----------------- вимые работы, а также для того, чтобы одни и те же стандарты применялись из года в год.
В то время как все оценки MYP ставят сами учителя (или руководители — supervisors — в случае персонального проекта), процедуры модерации должны гарантировать, что все окончательные решения, принятые этими учителями, соответствовали согласованной шкале измерений по общим критериям, представленным итоговой отметкой.
Представление контрольных работ для рассмотрения модераторами
Школы должны представить контрольные работы (samples) для рассмотрения модераторами по каждому предмету, предназначенному для модерации. Окончательная внутренняя оценка учеников по любому предмету должна быть полностью основана на критериях оценивания, публикуемых в руководствах по областям знаний (Guides). Если оценка, которую ставит учитель, не носит полностью обязательного характера, то все же для модерации нужно представить в IBO свидетельства, иллюстрирующие применение учителями критериев оценки. Школа должна послать для этого в офис МБ в Кардифф работы учеников в виде восьми папок (folders), где каждая папка представляет работу отдельного ученика.
218
Практика
N
При этом две папки должны содержать работы слабых учащихся, четыре — средних и две — сильных.
Папки должны отражать типы заданий, используемых учителем для окончательной оценки. Должны быть четко задокументированы принципы присуждения баллов. В комплект нужно включить различные типы работ.
Например, каждая папка, представляющая работу одного учащегося по родному языку, должна включать:
■ одно эссе (аргументированная, убедительная аналитическая письменная работа) длиной в 500-700 слов;
■ один отзыв по литературе, демонстрирующий способность ученика к независимому разбору произведения;
■ одну творческую письменную работу (стихотворение, короткий рассказ, драматическая сцена и т.д.).
Важно иметь в виду, что:
■ каждая работа, направленная на модерацию, должна также включать описание задания, представленного ученику с копией соответствующих рабочих листов, тестов, схем, и т.д.;
■ каждая брошюра (папка) с работой должна содержать два суждения в соответствии с каждым критерием;
■ в тех случаях, когда в работе участвовала группа, следует позаботиться о том, чтобы оценить эффективность каждого ученика в отдельности.
По данному образцу проводится и внутренняя модерация в школах. Это позволяет выстроить систему оценивания в образовательном учреждении и повысить его объективность.
Важнейшим основанием признания диплома МБ сотнями универ- Образовательная ситетов мира является четкая организация образовательного про- модель дипломной цесса и жесткий контроль качества образования. программы МБ
group 3 individuals and societies
group 5
mathematics and computer science
219
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Система оценивания и аттестации в дипломной программе МБ Основу программы, как видно из официальной диаграммы IBO, составляют шесть групп предметов: родной язык или язык, которым ученик владеет наиболее свободно, и литература на данном языке (language A1); второй язык (second language — первый иностранный, а также, по желанию учащегося, второй иностранный язык; если первый язык не входит в число рабочих языков МБ, то второй язык должен обязательно быть рабочим. В России подавляющее большинство участников дипломной программы выбирает английский язык); человек и общество (individuals and societies) — история, экономическая география, экономика, право, психология, философия, бизнес и управление и т.д.; экспериментальные науки (experimental sciences) — биология, физика, химия, технология дизайна; математика и компьютерные науки (mathematics and computer sciences); предметы шестой группы — искусство или дополнительный предмет из групп 2-5. Учащийся должен выбрать по одному предмету из каждой группы, причем три — на повышенном уровне (higher level — 240 астрономических часов в течение двух лет) и три — на обычном (standard level — 150 астрономических часов в течение двух лет). В учебный план входят теория познания (Theory of Knowledge), обязательный для всех предмет, включающий в себя не менее 100 астрономических учебных часов, и 150-часовая программа внеурочной деятельности CAS (Creativity, Action, Service). Также ученик должен написать дипломную работу (Extended Essay) объемом 4000 слов по одному из предметов учебного плана Международного бакалавриата. Учащиеся, не заинтересованные в получении диплома МБ, могут изучать отдельные предметы и, в случае успешной сдачи экзаменов, заработать сертификаты МБ. Оценивание деятельности учащихся осуществляется как школой на основе критериев, предписанных МБ (внутреннее), так и экзаменаторами (сегодня их более 4000)13, живущими в разных странах мира, прошедшими соответствующую подготовку и несущими ответственность за объективность выставленных баллов (внешнее). Оценивание также подразделяется на текущее и итоговое. Текущее оценивание относится к внутреннему оцениванию и носит прежде всего диагностический характер, помогая участникам процесса, включая родителей, своевременно реагировать на возникающие проблемы. Итоговое оценивание осуществляется как во внутреннем, так и во внешнем режимах. Его процедуры четко прописаны в основной книге координатора программы Vade Mecum, издающейся перед началом каждого учебного года. Vade Mecum содержит всю информацию, необходимую для реализации программы и оценива-
13 В отличие от ЕГЭ в МБ не скрывают имена, фамилии и адреса экзаменаторов, хотя школам контактировать с ними запрещено.
220
Практика
N
ния ее участников14. Критерии и порядок оценивания содержатся и в предметных гайдах, а учителя, работающие в программе, регулярно проходят переподготовку на семинарах, организованных МБ. Работу участников таких семинаров отличает внимание кмель-чайшим деталям процесса, которые подчас кажутся нам несущественными; однако в МБ все понимают, что от соблюдения процедуры регистрации, своевременного и точного выполнения работ, отправки в Кардифф папок (portfolios) с текущими и зачетными работами и экзаменационных материалов учеников зависит их результат и, как следствие, получение диплома МБ.
В последние годы большая часть документации заполняется непосредственно в Интернете; информационная система МБ, включающая сеть для директоров и координаторов IBNET, а также виртуальный методический центр Online Curriculum Centre, помогает мгновенно связаться с нужным офисом МБ и решить проблемы. При этом экзаменационная документация и выполненные работы направляются экзаменаторам почтой.
Для каждого предмета учебного плана, а также для теории познания и дипломной работы существует своя система оценивания и критериев, в конечном итоге вписывающаяся в общие стандарты. Ежегодно проводятся две экзаменационные сессии — в мае и ноябре (результаты публикуются в начале июля и начале января соответственно). Результат учащегося по каждому предмету, независимо от уровня его изучения, оценивается в баллах от 1 (низший) до 7 (высший). Два эссе по теории познания и дипломная работа оцениваются по шкале от E (низший бал) дo A (высший). Высоко оцененная работа добавляет к сумме результатов предметных экзаменов дополнительные баллы (всего до 3). Программа CAS не оценивается; однако только ее успешное прохождение, подтвержденное отчетом ответственного сотрудника школы, позволяет получить диплом.
Таким образом, максимальная сумма баллов выпускника DP может быть 45 (6x7+3). Выпускник, заработавший 24 балла или больше, выполнивший указанные выше требования программы, удостаивается диплома. В случае неудачного завершения программы (неудовлетворительная отметка за дипломную работу или за эссе по теории познания, низкие результаты в ходе сессии, невыполнение программы CAS) выпускнику вручаются сертификаты по предметам, которые он успешно изучил и сдал. Руководители МБ особо подчеркивают, что между предметами, изучаемыми на повышенном и стандартном уровнях, нет различий в количестве баллов, которые может принести ученику каждый из них. Это, как полагают, в частности, авторы пособия по оцениванию Дипломной программы15, заставляет учащегося уделять внимание не только любимому предмету, но и всему учебному плану.
14 Об информационной насыщенности Vade Mecum свидетельствует ее объем — более 400 страниц формата А4.
15 Diploma Programme assessment. Principles and practice. Cardiff: IBO, 2004. P. 23.
221
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Результаты экзаменов серьезно изучаются не только в школах, но и в программно-экзаменационном центре МБ. Мониторинг экзаменационных процедур и результатов позволяет выявить проблемы не только в аттестации учащихся, но и в содержании образования, которое постоянно обновляется. МБ предлагает учителям и координаторам заполнить значительное количество рефлексивных материалов в стандартизированных формах, просит присылать свои предложения по всем вопросам и элементам оценивания. В информационной системе МБ и издаваемых организацией журналах «IB World», «Journal of International Education», «Coordinator’s Notes» постоянно публикуются материалы дискуссий.
Подготовка и проведение экзаменов — весьма трудоемкий процесс. МБ старается оптимизировать его посредством установления точных сроков завершения каждого этапа. Приведем таблицу16, которая определяет деятельность координатора программы в школе в течение выпускного года.
Мероприятие Метод Срок
Публикация аналитических отчетов и материалов по итогам предыдущей сессии IBNET, OCC 1 октября
Представление предложений по программе экзамена внешнему экзаментору по предмету «Визуальные искусства» Заполнение формы в Интернете 7 октября
Регистрация кандидатов (учеников, которые будут сдавать экзамены в майскую сессию текущего года) Заполнение формы в Интернете 15 ноября
Отправка списков выбранной учеником литературы по первому языку Интернет 15 ноября
Запрос об особых условиях проведения экзамена для выпускников со специальными потребностями Заполнение формы в Интернете 15 ноября
Определение языка программирования для экзаменующихся по предмету «Компьютерные технологии», если он отличается от официально утвержденного IBO Электронная почта 15 ноября
Уведомление Экзаменационного центра об использовании языка нелатинской графики Факс Декабрь
Утверждение особых условий и удовлетворение запросов Письмо Экзаменационного центра 1 декабря
Проекты материалов, относящихся к школьному компоненту содержания образования Курьер 15 декабря
Отправка экзаменационных материалов (канцелярские принадлежности и почтовая бумага) из Кардиффа в школы МБ Экспресс-почта 15 декабря
Регистрация новых кандидатов и внесение изменений в список выбранных кандидатами предметов Интернет 15 января
Отправка одобренных Экзаменационным центром материалов, относящихся к школьному компоненту содержания образования Экспресс-почта 28 января
Начало выставления учителями школ предварительных отметок по предметам Заполнение форм в Интернете 1 февраля
16 VADE MECUM. Procedures manual for Diploma Programme coordinators and teachers. New version: issued NOVEMBER 2004. Cardiff: IBO. Introduction. P 13-20.
222
Практика
Мероприятие Метод Срок
Публикация фамилий экзаменаторов по предметам и дипломным работам Интернет 20 февраля
Начало выставления учителями школ баллов внутреннего оценивания Заполнение форм в Интернете 1 марта
Отправка экзаменаторам дипломных работ Курьерская почта 15 марта
Отправка экзаменаторам эссе по теории познания Курьерская почта 15 марта
Отправка экзаменаторам эссе по мировой литературе Курьерская почта 15 марта
Отправка экзаменаторам выполненных письменных заданий по второму языку Курьерская почта 15 марта
Начало выставления учителями школ баллов внутреннего оценивания за дипломные работы и эссе по теории познания Заполнение форм в Интернете 7 апреля
Отправка Экзаменационным центром в школы экзаменационных материалов Курьерская почта Апрель
Отправка в Кардифф работ, по которым школа проводила внутреннее оценивание Курьерская почта 20 апреля
Отправка экзаменаторам практических работ по компонентам предмета «Искусство» Курьерская почта 30 апреля
Отчет о получении школой экзаменационных материалов Интернет 1 мая
Представление в региональный офис отчетов и сопроводительной документации, касающейся выполнения программы CAS Факс или почта 1 мая
Направление запроса о посылке копии экзаменационных результатов в университеты всех стран, кроме Австралии, Новой Зеландии, Канады и США Интернет 1 мая
Уведомление офиса МБ об особых обстоятельствах, связанных с временным ухудшением состояния здоровья экзаменующихся Заполнение формы в Интернете Немедленно по выяснении
Экзаменационный период 4-25 мая
Последняя дата проведения экзаменов по школьному компоненту учебного плана 21 мая
Представление учителями в Кардифф комментариев по поводу письменных экзаменационных материалов Заполнение форм в Интернете, OCC В течение 28 дней после экзамена
Направление запроса о легализации экзаменационных материалов Интернет 15 июня
Внесение изменений в личные данные выпускников Интернет 1 июля
Направление запроса о посылке копии экзаменационных результатов в университеты Канады и США Интернет 1 июля
Открытие школам доступа к результатам экзаменов IBNET 5 июля
Открытие выпускникам доступа к результатам экзаменов IBNET 6 июля
Экзаменационный центр публикует анализ внутреннего оценивания и результатов экзаменов IBNET 15 июля
Экзаменационный центр направляет в школы дипломы и сертификаты Курьерская почта Август
Прием апелляций IBNET 15 сентября
223
lio
М. Я. Шнейдер
Оценка качества образования в школах международного бакалавриата
Собственно экзаменационная сессия проводится в школах. Процедуры проведения экзамена детально прописаны; так, в частности, исключается присутствие в помещении, где проводится экзамен, учителя-предметника, даже если он не преподавал в программе. Четко определены материалы, которыми может пользоваться экзаменующийся, порядок выхода из помещения. Нормами IBO предусмотрен визит представителя Экзаменационного центра, причем администрация школы о времени визита не уведомляется.
Объективности оценивания способствует деление экзаменационных заданий на два-три блока, каждый из которых проверяет отдельный экзаменатор. Итоговая отметка складывается из двухтрех экзаменационных и из результатов внутреннего оценивания. IBO следит за тем, чтобы репутация экзаменатора не подвергалась сомнению со стороны школ; потерявший доверие экзаменатор должен быть заменен.
Конечно, в ходе подготовки и проведения экзамена могут возникнуть различные обстоятельства, требующие немедленного контакта с офисом МБ. Для этого существует специальная служба helpdesk, помогающая оперативно решить проблемы.
Опыт Международного бакалавриата представляет особый интерес для России, так как данная организация смогла создать работающий механизм оценки качества образования. Его предметом являются не только собственно академические знания, но и широкий набор ценностей и навыков, сформировав которые молодой человек способен реализоваться в современном обществе. Сама система оценивания весьма объективна, технологична, прозрачна и, несмотря на изрядную трудоемкость, вполне посильна для коллективов образовательных учреждений и структур IBO. Она пользуется доверием входящих в МБ школ, родителей и детей, а признание ее документов практически всеми ведущими университетами мира подтверждает ее валидность.
Не менее важна и оборотная сторона: школы МБ пользуются доверием со стороны организации, в них утверждается сетевое управление, в котором нет места окрикам и диктату власти. Это не мешает IBO бороться с плагиатом и списыванием, нарушением процедур и предоставлением заведомо искаженной информации, так как первая же процедура модерации или мониторинга, не говоря уж об экзаменах, выявит любую недобросовестность. Время от времени мы узнаем, что в той или иной стране какая-то школа или отдельный ученик пойманы на академической нечестности, но этих случаев ничтожно мало: все субъекты системы дорожат репутацией, которую, как утверждал Джон Локк, легко потерять, но тяжело возвратить.
224
Практика
N
1. Загвоздкин В. Качество — это процесс постоянного совершенствования Литература: // Директор школы. 2003. № 5. С. 33-37.
2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.
3. Любимов Л.Л.О значении образовательной культуры в ее международном формате // Экономика в школе. 1999. № 4.
4. Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений.
Под ред. А.М. Кондакова. М.: Молодая гвардия, 1997.
5. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования. //http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit_st1.html
6. Diploma Programme assessment. Principles and practice. Cardiff: IBO, 2004.
7. Middle Years Programme. Guide to Programme Evaluation. December 2002.
Geneva: IBO, 2002.
8. VADE MECUM. Procedures manual for Diploma Programme coordinators and teachers. New version: issued in NOVEMBER 2004. Cardiff: IBO, 2004.
lio