ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЭПО-6)
В ГОУ ВПО НГМУ РОСЗДРАВА
М. А. Сущенко
ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
В статье обсуждаются результаты Интернет-экзамена, проведенного в рамках ФЭПО (Федерального Интернет-экзамена профессионального образования). Автор анализирует данные по явке студентов на тестирование на различных факультетах и по средним показателям выполненных заданий. Результаты представлены в виде таблиц и графиков.
Ключевые слова: Интернет-тестирование
В соответствии с рекомендациями Национального аккредитационного агентства в сфере образования (письмо № 350/2-175 от 13.08.2007), требованиями приказа и. о. ректора ГОУ ВПО НГМУ Росздрава от 04.10.2007 № 685 «О создании внутривузовской системы независимого контроля качества образования с применением компьютерных технологий» и распоряжением от № 82 от 20.11.2007 «О подготовке студентов университета к тестированию» в рамках ФЭПО (Федеральный Интернет-экзамен профессионального образования) университет принял участие в Интернет-тестировании с 08 по 28 января 2008 года.
Организатором Интернет-экзамена в университете выступили учебнометодическое управление, отдел качества образования и информационноаналитический отдел.
В рамках реализации проекта «Внутривузовская система независимого контроля качества образования» была проведена большая подготовительная работа к ФЭПО-6. До начала контрольного Интернет-тестирования с 3 по 29 декабря 2007 года было организовано и проведено тренировочное тестирование. С деканами факультетов, заведующими кафедрами было проведено рабочее совещание по организации тестирования, и подготовлен график проведения тестирования, определивший форму контроля (экзамен, зачет), тестируемые дисциплины, время и место тестирования, факультеты, курсы и группы студентов, которые примут в нем участие.
Для реализации проекта и выполнения плана Интернет-тестирования приказом и. о. ректора № 1009 от 27.12.9007 был организован кабинет компьютерного тестирования отдела качества образования. Помещение для тестирования расположено в главном корпусе университета (аудитория № 317) и оборудовано современными персональными компьютерами с выходом в Интернет.
Графики тестирования и списки студентов-участников были разработаны и согласованы с соответствующими деканами и заведующими
кафедрами. Завершение процедуры ФЭПО-6 было запланировано на 28 января 2008 года.
Общее количество студентов, которые должны были принять участие в тестировании, составило 1183 человека. По итогам тестирования - участие принял 1101 студент. Количество студентов, не принявших участие в тестировании, - 82, что составило 6,9 % от запланированного.
Организация явки студентов обеспечивалась деканатами факультетов и кафедрами. На рис. 1 приведены данные явки студентов на Интернет-тестирование по специальностям. Этот показатель зависит от количества студентов на факультете, частоты проведения контрольных мероприятий и обеспеченности студентов информацией о самом тестировании. Полная явка была обеспечена педиатрическим и стоматологическим факультетами (100 %), самый низкий показатель у фармацевтического факультета (87,5 %).
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
100
100
95.4
-938-
■909”
89.6
87.5
СЦ
н
го
СТ
Ф
т
о
ц
о
н
го
о
I—
О
СЦ
го
X го -О н Ц о го ю ^ го :х о
о
го
(Л ф |-
СЦ
го
о
ф
т
о
X
о
о
О
ц
ф
СТ
Ф
О
X
ю
ф
Т
ф
го
го
е
Специальность
Рис. 1. Показатели явки студентов на Интернет-тестирование (по специальностям)
Результаты тестирования по дисциплинам, которые были обеспечены базами тестовых заданий ИМЦА, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Итоги Интернет-тестирования (по дисциплинам)
№ п/ п Дисциплина С пециальность Курс Планируемое количество тестируемых, чел. Количество прошедших тестирование, чел. Средний показатель, %
1. Отечественная Лечебное дело 1 38 27 53
история Экономика и управление на предприятии 1 25 22 42
2. Культурология Педиатрия 3 80 80 51
Стоматология 1 82 82 47
Клиническая психология 1 43 37 52
3. Статистика Экономика и управление на предприятии 2 38 37 41
4. Психология и педагогика Лечебное дело 2 43 36 50
Клиническая психология 4 19 17 74
Фармация 4 28 21 47
Экономика и управление на предприятии 2 38 36 59
5. Об щая химия Стоматология 1 83 83 65
6. Правоведение Лечебное дело 5 45 42 68
Педиатрия 4 12 12 79
Экономика и управление на предприятии 2 38 37 70
7. Русский язык и культура речи Фармация 1 36 36 60
Лечебное дело 1 48 39 58
8. Эк ономика предприятия здравоохранения Экономика и управление на предприятии 2 38 38 61
9. Математика Экономика и управление на предприятии 2 38 38 32
Клиническая психология 2 26 25 40
10. Финансы и кредит Экономика и управление на предприятии 3 21 19 44
11. Политология Клиническая психология 2 26 23 50
Социальная работа 1 30 27 47
Экономика и управление на предприятии 1 25 21 53
12. Социология Клиническая психология 2 26 22 52
13. Концепции современного естествознания Клиническая психология 1 43 39 40
Экономика и управление на предприятии 1 25 22 37
14. Философия Экономика и 1 25 23 55
управление на предприятии
Социальная работа 1 30 28 58
15. Экономика Социальная работа 2 32 32 38
16. Информатика Экономика и управление на предприятии 2 38 38 64
17. Культурология Социальная работа 2 32 30 47
18. Правоведение Социальная работа 2 32 32 59
ИТОГО: 1183 1101 53
Лучший результат показали студенты педиатрического факультета по дисциплине «Правоведение» - 79 %. Последний результат - студенты факультета экономики и управления в здравоохранении по дисциплине «Математика» - 32 %. Данные показатели нельзя считать абсолютными, так как существуют критериальные значения оценки знаний студентов с применением тестовых технологий, определяющие средний процент выполненных заданий. Эти значения различны по разным дисциплинам и специальностям. Некоторые из критериальных значений за 2006 год приведены в табл. 2.
Таблица 2
Итоги ^ Интернет-тестирования (выборка)_________________
С пециальность Курс Дисциплина Порог (2006) Итог (2008)
%
Биоэкология 2 Общая экология 0 34,1
3 КСЕ 29 48,3
Философия 45 61,5
Социальная работа 2 КСЕ 29 39,5
Философия 45 48,5
3 Основы социальной медицины 32 61,8
4 Теория социальной работы 32 41,0
Лечебное дело 5 Акушерство 0 45,7
6 Гинекология 0 52,2
Педиатрия 5 Акушерство 0 62,0
6 Гинекология 0 51,6
Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 2 Философия 45 56,9
Экономическая теория 21 26,3
3 Математика 37 58,5
Статистика 28 28,6
Количество контрольных мероприятий (тестируемых дисциплин) для факультетов было различным: экономика и управление в здравоохранении -11, клиническая психология - 6, социальная работа - 5, лечебный - 4 и другие факультеты - по 2 (рис. 2).
12
10
о
т
Н
О
о
11
то
ГО Ф * ^
0
1
о
о
_ 5 то
1 ^ а
ф о. ^
^ с о
“40
го ф со
^ С! ГО
^ с а
с;
о
с;
о
X
2
о
с
к
03
? ГС £ I-с; о го ю з го и о О
о
с;
ф
ф
0
1
ю
ф
Т
ф
I-
го
2
ф
с
о
с;
о
I-
го
о
к
О
го
го
0
Специальность
8
6
6
5
4
4
2
2
2
2
0
Рис. 2. Количество контрольных мероприятий (по специальностям)
Результаты тестирования отдельные кафедры засчитали как результаты экзаменов.
На рис. 3 приведена сводная гистограмма с результатами проведения Федерального экзамена в сфере профессионального образования, где представлен средний показатель выполненных заданий по дисциплинам для каждой специальности.
70
-65-
50
40
30
20
10
0
57,3
56
“535
51,3
50,7
49,8
к
s
CL
I-
03
s
Cl
CD
С
О
с;
CD
CD
0
1 Ю CD т CD
О
с;
о
i-
03
о
к
О
CL
СО
е
к
со
о
CD
Т
со
S X
03 cd
* S
о
X
о
со
CD S X CD X
со
s к:
X —
(D
^ 1= о
“40
со cd со
О. Q. Го
^ с Q-
^ Ct
со
к
го
5 го £ |-Ц о
ГО Ю S го IX Q.
о
о
Специальность
Рис. 3. Качество знаний у студентов, принимавших участие в Интернет-экзамене
(по специальностям)
Следующим этапом в рамках проекта «Внутривузовская система независимого контроля качества образования» предполагается участие университета в ФЭПО-7 в период летней сессии 2007-2008 учебного года.
Список литературы
1. Развитие системы оценки качества образования / В. А. Болотов [и др.] // Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования : сб. - М., 2007. -С. 3-10.
2. Лейбович А. Н. Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой / А. Н. Лейбович // Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования : сб. - М., 2007. - С. 11-21.
3. Системы менеджмента качества - требования. Reference number ISO 9001:2000 (Е).