навву
Итоги программы модернизации здравоохранения и задачи отрасли в текущем году
Пресс-служба Министерства здравоохранения Ростовской области
Инвестиции в здравоохранение области в 2012 году составили 24 736,5 млн рублей. Исполнение областного бюджета в части расходов на здравоохранение составило 99,5%, а с учетом программы модернизации и средств федерального бюджета — 96,1%. Процент исполнения в 2011 году — 94,1%.
Значительные усилия были направлены на совершенствование инфраструктуры здравоохранения области. Закончено формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи, которая выстроена от пунктов первичной помощи (центральная районная больница с ее подразделениями: районная больница, врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт) к пунктам специализированной помощи (межрайцентры) и, при необходимости, к третьему уровню — областным стационарным учреждениям и консультативно-диагностическим центрам, оказывающим специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь. При этом акцент сделан на лечебно-профилактические учреждения, являющиеся межрайцентрами. В 2012 году увеличилось с 7 до 30 количество отделений по направлениям: кардиология, неврология, акушерство и гинекология, оказывающих помощь по межтерриториальному принципу.
В области одной из первых в России создана трехуровневая система родовспоможения. Выхаживанием глубоко недоношенных новорожденных неонатальные центры стали заниматься с 2004 года. Благодаря этому с января 2012 года все профильные медицинские учреждения перешли на выхаживание недоношенных детей, рожденных с массой от 500 граммов. Для выхаживания новорожденных развернуто дополнительно 32 реанимационные койки, их общее количество возросло до 144. Из них 92 реанимационные койки первого этапа выхаживания (в акушерских стационарах) и 52 реанимационные койки второго этапа выхаживания в детских и многопрофильных больницах. Это позволило за прошедший год спасти жизнь более чем 2,5 тысячам новорожденных и недоношенных детей, рожденных в тяжелом состоянии, из них 51 ребенку, рожденному с массой от 500 до 999 граммов.
В целях совершенствования акушерской помощи при Областном центре планирования семьи и репродукции человека создан Центр кризисной беременности — для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, с сетью кабинетов в муниципальных лечебных учреждениях.
В целом в области в 2012 году проделана большая работа по оптимизации коечной сети. Акцент сделан на развитии стационар-замещающей помощи — увеличении коек дневного пребывания, которых в области более 4500, созданы дополнительные койки сестринского ухода — всего их 1150. В целях рационального использования дорогостоящих круглосуточных коек проведена работа по организации кабинетов неотложной помощи при поликлиниках.
Оптимизация коечной сети осуществлена и в службе детства и родовспоможения: закрылись 7 маломощных
акушерских стационаров, не имеющих возможности и квалифицированных специалистов оказывать помощь в соответствии с утвержденными стандартами. При этом в этих медицинских учреждениях сохранена возможность оказания экстренной акушерской помощи.
За прошедший год значительно обновилась ресурсная база учреждений отрасли. Из 180 объектов здравоохранения, нуждающихся в капитальном ремонте, отремонтирован и введен в эксплуатацию 141. Впервые лечебные учреждения приведены в соответствие с действующими противопожарными нормами и санитарными правилами. В 2012 году закуплено и установлено 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе в отдаленные сельские труднодоступные и малочисленные территории. 178 учреждений здравоохранения области получили около 18 тысяч единиц самого современного медицинского оборудования. За счет средств областного бюджета значительно обновился санитарный автопарк муниципальных учреждений здравоохранения, в первую очередь — служб скорой помощи: приобретено 180 санитарных машин, в том числе 18 реанимобилей.
Параллельно с оснащением больниц современным оборудованием велось интенсивное укрепление кадрового потенциала здравоохранения. В целях привлечения медицинских специалистов в сельские районы области в 2012 году 145 медицинских работников (вместо 35 первоначально запланированных) получили единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей. Более половины из них — специалисты узкого профиля. В рамках программы модернизации в прошедшем году проучено в интернатуре и ординатуре 55 специалистов на сумму 22 млн рублей. За счет средств софинансирования повысили квалификацию более 11 тысяч врачей.
В 2012 году произведены единовременные выплаты подъемных в размере 50 тыс. рублей 20 выпускникам медицинских вузов и в размере 200 тыс. рублей 15 выпускникам интернатуры и ординатуры, трудоустраиваемым в города и районы области с низкой обеспеченностью врачами.
В результате удалось стабилизировать ситуацию: в целом по области укомплектованность врачами достигла 71,0%, средними медицинским работниками — 72,5%. Количество молодых специалистов, работающих в системе здравоохранения, возросло в сравнении с 2007 годом на 16,4%, в том числе около 8% прироста показателя приходится на сельские районы.
Выполнены мероприятия медицинского районирования. В целях концентрации кадровых и материально-технических ресурсов, исключения неоправданного дублирования, заключены соглашения по оказанию неотложной медицинской помощи между лечебными учреждениями городов Гуково, Зверево и Красносулин-ского района, а также Азова и Азовского района.
В отрасли продолжалось развитие инновационных технологий. Сегодня высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по 14 профилям. В 2012 году
ОФИЦИАЛЬНО
к<еквк1
ее получили 9789 пациентов и специализированную медицинскую помощь — 14222. Если в 2011 году ВМП оказывалась в двух областных медицинских учреждениях — Областной детской больнице и Областной клинической больнице, то с 2012 года она оказывается также в Областном клинико-диагностическом центре и Областном перинатальном центре.
2012 год был годом активного внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих повысить качество и доступность получаемой медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных территорий. В практике лечебных учреждений всех муниципальных образований области широко используется телемедицина. Ее востребованность выросла с 592 телемедицинских консультаций в 2009 году до 1200 — в 2012 году.
Для обеспечения бесперебойной работы службы скорой медицинской помощи санитарный автотранспорт оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС: в прошедшем году оборудовано 495 автомобилей и 57 дежурно-диспетчерских пунктов.
В 2012 году начато создание Регионального сегмента Единой государственной системы в здравоохранении. С этой целью 70% медицинских учреждений подключены к высокоскоростным каналам связи, обновлен компьютерный парк, созданы новые локально-вычислительные сети и осуществлена защита конфиденциальной информации. Все это позволит создать электронный документооборот и предоставить большему количеству пациентов возможность электронной записи на прием к врачу. Сегодня жители 21 муниципального образования области могут воспользоваться этой возможностью.
В Ростовской области создана инфраструктура льготного лекарственного обеспечения жителей Дона, включающая в себя 128 медицинских организаций; 117 пунктов отпуска, в том числе 45 находящихся в сельской местности; 5 635 врачей (фельдшеров), осуществляющих выписку рецептов льготным категориям граждан, и разработан инновационный программный продукт, интегрирующий оказание лекарственной помощи всеми участниками процесса. На Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2012» организация лекарственной помощи на территории области была признана лучшей и рекомендована регионам для внедрения.
В 2012 году для повышения доступности и улучшения качества оказываемой медицинской помощи по социально-значимым заболеваниям дальнейшее развитие получили институты стандартизации медицинской услуги, государственно-частного и социального партнерства.
Для обеспечения населения области диализной помощью в рамках государственно-частного партнерства на базе муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница скорой медицинской помощи» г. Волгодонска начал свою работу центр амбулаторного гемодиализа на шесть аппаратов «искусственная почка» для пациентов с хронической почечной недостаточностью из Волгодонска и прилегающих районов.
В прошедшем году на основе государственно-частного партнерства министерства здравоохранения и союза работодателей области реализовывался инновационный проект «Сохраним здоровье на рабочих местах», направленный на профилактику ВИЧ/СПИДа в трудовых коллективах крупных промышленных предприятий
и рекомендован для внесения в коллективные договоры учреждений всех форм собственности. Ростовская область входит в число 15 территорий, лидирующих в стране по внедрению инновационных методов профилактики ВИЧ/СПИДа.
В 2012 году модель социального партнерства медиков, общественности, социально ориентированного бизнеса, СМИ по профилактике и лечению самого массового и дорогостоящего заболевания — сахарного диабета, реализуемая на Дону более 20 лет, получила высшую оценку Комиссии по здоровью, спорту и туризму Общественной палаты России и рекомендована регионам в качестве оригинальной и эффективной модели.
В октябре 2012 года при министерстве здравоохранения области создан Общественный совет, в составе которого представители авторитетных пациентских и медицинских общественных организаций, лечебных учреждений, законодателей.
Дальнейшее развитие получили инициативные проекты. Была продолжена реализация инициативы губернатора о проведении добровольного тестирования учащихся на употребление наркотических средств: в 2012 году было протестировано 32360 из 34197 обучающихся в образовательных учреждениях области.
В 2012 году инициативный проект донских медиков «Тихий Дон — здоровье в каждый дом!» реализовывался под лозунгом «75-летию области — 75-летнюю среднюю продолжительность жизни!». Площадки здоровья посетило более 90 тысяч дончан.
Ориентир на пять «И» в прошедшем году позволил достигнуть заданных индикаторов здоровья. В регионе удалось снизить показатели материнских потерь и младенческой смертности, увеличить пятилетнюю выживаемость онкобольных. Наметилось снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с отработанным механизмом взаимодействия всех служб при оказании медицинской помощи пострадавшим при ДТП уменьшается число умерших на различных этапах оказания медицинской помощи. Стабильно отсутствуют пострадавшие в ДТП, умершие во время транспортировки бригадами скорой медицинской помощи. Улучшилась выявляемость социально-значимых заболеваний, снизилась заболеваемость туберкулезом, снижается общая смертность населения, в том числе и людей трудоспособного возраста.
Рождаемость впервые с 1991 года превысила 50-тысячную отметку, а главный показатель эффективности отрасли — средняя продолжительность жизни — на Дону составляет 71,3 года, это на год больше, чем в среднем по России.
Задачи
2013 год ставит перед областным здравоохранением не менее высокие профессиональные планки: создание «дорожной карты» развития системы здравоохранения, нацеленной на оптимальное использование имеющихся ресурсов для достижения установленных качественных показателей работы отрасли в условиях жесткого одно-канального финансирования. Многие опорные пункты «дорожной карты» наличествуют в системе здравоохранения области — и, в первую очередь, созданная трехуровневая система оказания медицинской помощи. Имеются серьезные заделы и по всем остальным отраслевым направлениям.
www.akvarel2002.ru №2 (33) • 2013
0
ОФИЦИАЛЬНО
Тем не менее, в связи с введением «дорожной карты» на министерство возложен ряд новых полномочий. Поставлена задача обеспечить темпы роста заработной платы, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, что потребует системного контроля за формированием и расходованием средств на оплату труда в подведомственных учреждениях с учетом максимального использования внутренних резервов за счет структурных преобразований, оптимизации расходов по всем направлениям, внедрением «эффективного контракта», устанавливающего зависимость размера оплаты труда работников от полученных результатов.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» на министерство возложен контроль ценообразования при оказании платных медицинских и образовательных услуг подведомственными учреждениями, который направлен на сдерживание цен при оказании платных услуг населению и недопустимость замены бесплатной помощи на платную. Исполнение данного полномочия также влечет за собой значительное увеличение объемов работ.
Нормативные документы можно скачать на сайте: http://minzdrav.donland.ru/Default.aspx?pageid=52199
В 2013 году будет продолжено инфраструктурное реформирование, направленное на оптимизацию коечной сети. Акцент будет сделан так же, как и в предыдущие годы, на развитии стационар-замещающей помощи — увеличении коек дневного пребывания и с учетом региональных особенностей: в частности, с учетом феномена «восточных территорий» — с очень низкой плотностью населения и значительной удаленностью как друг от друга, так и от центров оказания специализированной помощи. В связи с этим одни лечебные учреждения области дотируют содержание других — по экономическим меркам «неэффективных».
Будет продолжено медицинское районирование в целях приближения квалифицированной медицинской помощи к жителям области. В начавшемся году в этот процесс включатся г. Волгодонск, Волгодонской и Цимлянский районы, а также ряд других районов области, прилегающих к межрайонным центрам: Каменску-Шахтинскому, Миллерово, Сальску, Аксаю и Шахтам.
Для повышения доступности лекарственной помощи гражданам льготной категории получит дальнейшее распространение новая форма доставки медикаментов на дом людям пожилого возраста и с ограниченной мобильностью, разработанная Минздравом совместно с Минтрудом.
На сегодня сложной проблемой является лекарственное обеспечение жителей области, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Финансовые обязательства по обеспечению данных пациентов в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ возложены на регион, что становится непомерной нагрузкой на областной бюджет. К примеру, лекарственное обеспечение только для двоих детей с диагнозом мукополисахаридоз составило сумму в 35,5 млн рублей. В прошлом году из областного бюджета на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан дополнительно было выделено около 54,7 млн рублей,
нам удалось справиться с поставленной задачей: всем 9 пациентам, из которых 7 детей, была оказана качественная лекарственная помощь современными дорогостоящими препаратами. Разрешение данного весьма сложного вопроса, особенно с учетом роста количества таких больных (2011 год — 4 пациента, 2012 — 9 пациентов) видится нам в обращении к федеральным органам власти об отнесении финансовых обязательств по обеспечению пациентов с орфанными заболеваниями к полномочиям Федерации.
Несмотря на проделанную серьезную работу по укреплению кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений области, полностью закрыть этот вопрос не удалось. В 2013 году в целях привлечения медицинских кадров в сельские районы области запланированы единовременные компенсационные выплаты в размере 1 миллиона для 50 молодых сельских врачей. Изменения, внесенные в Федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании», позволят осуществлять выплаты молодым специалистам до 35 лет и в рабочих поселках.
Специалисты Минздрава активно включились в реализацию возможности строительства регионального инновационного онкоцентра: комиссионно детально изучены структура и оснащение, представленные для рассмотрения компанией ACD Research, опыт работы Самарского онкоцентра — все это вместе легло в основу подготовленных замечаний и предложений в инвестиционный проект.
Стратегическим ориентиром развития здравоохранения на ближайшую перспективу становятся реабилитационное и профилактическое направления. В связи с этим будут продолжены разработки оптимальных вариантов организации системы восстановительного лечения, повышения эффективности и качества медико-реабилитационных услуг, новаторских методик, способствующих активному долголетию.
Большое внимание будет уделено развитию института государственно-частного партнерства, в частности, для создания сети диализных отделений. В настоящее время в Ростовской области 271 пациент получает лечение программным гемодиализом, что составляет 57 пациентов на 1 млн или 50% среднероссийского показателя. Лист ожидания составляет порядка 250 человек. В конце I квартала 2013 года планируется открытие отделения на 10 аппаратов в г. Таганроге. Ведутся также подготовительные работы по проектировке центра амбулаторного диализа в г. Ростове-на-Дону на базе Областной клинической больницы №2 и в г. Шахты. Здесь в амбулаторном режиме диализную помощь будут получать 120 человек. Таким образом, мы планируем снизить социальную напряженность в данном направлении и достичь обеспеченности 87,2 пациентов на 1 млн населения, при среднероссийской — 101,2.
Не менее актуальной является задача совершенствования институтов социального партнерства медиков с общественными организациями, социально-ориентированным бизнесом, средствами массовой информации по продвижению здорового образа жизни, борьбе с социально-значимыми заболеваниями, развитию профилактического направления.