Новое в законодательстве в сфере здравоохранения
Трепель В. Г., руководитель Управления Росздравнадзора по Ростовской области; Шишов М. А., к.м.н. начальник отдела; Шумилина Е. В., ведущий специалист-эксперт; Управление Росздравнадзора по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
С начала 90-х годов прошлого века — времени, когда разрабатывались и принимались «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487—1), изменились модели взаимоотношения между обществом и медицинскими организациями, качественно изменилось правовое поле Российской Федерации, изменилось отношение государства к медицинской деятельности. Примерами тому служат инициированные президентом Российской Федерации приоритетный национальный проект «Здоровье» и программа модернизации здравоохранения.
Неоднократно в течение прошедшего десятилетия представителями как общественных объединений, так и научного медицинского и правового сообществ выдвигались предложения о необходимости дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения функционирования здравоохранения путем принятия нового законодательного акта, призванного заменить принятые в 1993 году «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Результатом совместной работы, проведенной Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации пятого созыва, Минздравсоцразвития России, профессиональными медицинскими организациями, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 января 2012 года ранее действующие «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее Основы) признаны утратившими силу.
Важнейшей новеллой Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ) является утверждение норм-дефиниций для таких правовых понятий, как: «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «медицинская деятельность», «медицинская экспертиза», «основное заболевание», «сопутствующее заболевание», «тяжесть заболевания или состояния», «качество медицинской помощи» и других.
Впервые в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ указано, что в охране здоровья граждан должны участвовать не только органы власти и медицинские организации, но и сами граждане. Впервые в ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ утверждены обязанности граждан в сфере охраны здоровья, что в перспективе, без сомнения, будет способствовать более ответственному отношению граждан и к своему образу жизни, и к своему здоровью, и к своему праву на отказ от медицинского вмешательства. Впервые в ст. 74, 75 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ введены понятие конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и способы его урегулирования, а также установлены ограничения, налагаемые на медработников при осуществлении
ими профессиональной деятельности. Очень многое в данном законодательном акте установлено впервые и является крайне актуальным для понимания сути и порядка осуществления различных составляющих медицинской помощи со стороны как медработника, так и юриста-практика в сфере здравоохранения.
Невозможно в рамках одной статьи указать и прокомментировать все новшества данного законодательного акта, в связи с чем целью данной работы является освещение отдельных изменений различных аспектов организации работы медицинской деятельности.
В первую очередь остановимся на изменениях порядка предоставления листка временной нетрудоспособности. В отличие от предусмотренного ст. 49 Основ открытого перечня оснований для проведения экспертизы временной нетрудоспособности, ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ устанавливает закрытый перечень таких оснований, не подлежащий расширенному толкованию, в частности:
• в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности;
• долечивание в санаторно-курортных организациях;
• при необходимости ухода за больным членом семьи;
• в связи с карантином;
• на время протезирования в стационарных условиях;
• в связи с беременностью и родами;
• при усыновлении ребенка.
Изменены и условия предоставления листка нетрудоспособности: если ранее, согласно ст. 49 Основ, для предоставления листка нетрудоспособности достаточно было наличия заболевания, то с 1 января 2012 года в соответствии с ч. 1 ст. 58, ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ листок нетрудоспособности предоставляется при наличии заболевания (травмы, отравления и иного состояния), препятствующего работнику осуществлять трудовую деятельность.
Изменены полномочия лечащего врача и врачебной комиссии в части срока предоставления и продления листка нетрудоспособности. В частности, если ранее, согласно ст. 49 Основ, листки нетрудоспособности сроком до 30 дней выдавались лечащими врачами единолично, а на больший срок — врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинской организации, то с 1 января 2012 года в соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ лечащий врач вправе единолично выдать гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. Продление листка нетрудоспособности на срок более 15 календарных дней осуществляется по решению врачебной комиссии, но не более чем на 15 календарных дней единовременно. Отметим, что
ОФИЦИАЛЬНО
к<еквк1
аналогично ст. 49 Основ, ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ не содержит положений, предоставляющих возможность переноса вышеуказанных сроков, например, в связи с тем, что 15-й и 16-й день выпадают на нерабочие дни.
Изменены требования к врачебной комиссии в части наличия дополнительной профессиональной подготовки. Если действующие до 1 января 2012 года положения ст. 49 Основ и приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» устанавливали только одно требование к членам врачебной комиссии — наличие высшего медицинского образования (за исключением секретаря комиссии), то с 1 января 2012 года в соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ члены врачебной комиссии должны пройти обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Изменены и виды деятельности, составляющие медицинскую экспертизу. Ранее, согласно разделу IX Основ, медицинскую экспертизу составляли следующие 6 видов: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиа-трическая экспертизы, независимая медицинская экспертиза. С 1 января 2012 года согласно ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ к медицинской экспертизе относятся уже 7 видов: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи.
Таким образом, с 1 января 2012 года исключен такой вид экспертизы, как независимая медицинская экспертиза, и введены два «новых» вида: экспертиза профессиональной пригодности и связи заболевания с профессией и экспертиза качества медицинской помощи. При этом впервые на уровне законодательного акта (ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ) предусмотрена обязанность организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных организаций.
Впервые на уровне законодательного акта (п. 5 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ) установлена обязанность врача сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или в руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий. Указанная информация в последующем, в силу положений ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, должна быть направлена в Росздравнадзор.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ расширен перечень условий, при которых допускается предоставление све-
дений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. В частности, с 1 января 2012 года данный перечень предусматривает обязанность предоставления информации:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы
в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать,
что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах,
в целях оказания медпомощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного соцстрахования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С 1 января 2012 года, согласно ст. 16, ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, из перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья исключено ранее предусмотренное ст. 6 Основ право устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль их соблюдения.
Положениями ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлен новый порядок искусственного прерывания беременности по желанию женщины, допустимого при сроке беременности до 12 недель:
www.akvarel2002.ru №2(29) • 2012
0
• не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности 4—7 недель;
б) при сроке беременности 11—12 недель, но не позднее окончания 12-й недели беременности;
• не ранее 7 дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности 8—10 недель.
Положениями ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ впервые установлено право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности при условии направления уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностному лицу (руководителю) медицинской организации.
Особо необходимо обратить внимание на положения ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, предусматривающие, что до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока, при этом форму, условия и порядок выдачи сертификата специалиста должен установить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время на официальном сайте Минздравсоцразвития России (http://www.minzdravsoc.ru) в разделе «Банк документов» размещен проект приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 «Об утверждении формы, условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам», предусматривающий пятилетний срок действия сертификата.
Как было указано выше, в рамках одной статьи невозможно осветить все изменения, которые вносит в действующее законодательство о здравоохранении Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Вместе с тем мы надеемся, что данная статья привлечет внимание руководителей медицинских организаций и послужит инициирующим фактором для более детального ознакомления с данным законом.
Донские медики подвели итоги работы
Пресс-служба Министерства здравоохранения Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
3 февраля 2012 года на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования были подведены итоги деятельности донской службы здоровья и намечены перспективы развития на 2012 год.
2011 год для здравоохранения области был годом масштабного обновления материально-технической базы отрасли и подготовки работы лечебно-профилактических учреждений в новых условиях, определенных федеральными законами «Об обязательном медицинском страховании» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». На модернизацию отрасли область получила весьма значительные средства, позволяющие провести системные изменения. Рациональное и эффективное использование выделенных финансовых ресурсов остается задачей номер один и на год текущий.
На развитие системы в 2011 году было направлено более 31 млрд рублей, что на 8 млрд больше, чем в 2010 году. Исполнение консолидированного бюджета в 2011 году составило 99%, а с учетом программы модернизации — 95%.
В течение 2011 года оставалось приоритетным развитие службы детства и родовспоможения. На полную мощность заработал Областной перинатальный центр, оснащенный самым современным медицинским оборудованием для выхаживания маловесных детей. За год работы центра в нем родилось около 4000 детей, из них 114 двоен, 4 тройни. Центр оснащен бесплатным доступом к беспроводному Интернету по системе вай-фай, внедрена «электронная регистратура», ведется работа по внедрению системы «электронная история болезни». Освоение новых технологий, оборудование и кадровый потенциал позволили Ростовской области с января
2012 года перейти на выхаживание маловесных и недоношенных детей массой более 500 граммов.
Создана хорошо зарекомендовавшая себя трехуровневая система оказания медицинской помощи детям, беременным и роженицам: областная детская больница, имеющая 7 специализированных центров, муниципальные детские больницы, выполняющие функции межрайцентров — детские больницы в городах: Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Новошахтинск, Новочеркасск, Шахты, и муниципальные учреждения здравоохранения — центральные районные и городские больницы.
Создан центр «кризисной беременности» с сетью кабинетов для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, при Областном центре планировании семьи и репродукции человека.
Продолжают функционировать 6 детских центров здоровья. В течение года осмотрено более 16 тысяч детей. Впервые проведена диспансеризация 14-летних подростков.
Для решения поставленных перед здравоохранением задач в Ростовской области функционирует 217 лечебно-профилактических учреждений, включая 172 учреждения, находящихся в муниципальной собственности, 40 учреждений областной подчиненности, а также 5 федеральных учреждений здравоохранения. В области функционирует сеть специализированных учреждений противотуберкулезного, дерматовенерологического, наркологического, психиатрического профиля.
Коечный фонд учреждений здравоохранения области в 2011 году увеличился на 108 единиц и составил 33482 койки. Оборот койки в 2011 году составил 25,0, что на 0,5 больше, чем в 2010 году (24,5).
Продолжает развиваться кардиологическая служба. Вобластифункционируют15кардиологическихотделений. Работа отделений построена по межтерриториальному