МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ю. Александров,
доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Центр исследования общих проблем современного Востока (ИВ РАН) КАЗАХСТАН:
ПЕРВЫЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ*
После распада СССР только часть из тех элементов экономики страны, которые прежде были включены в вертикальные и межреспубликанские связи, сохранила шансы восстановить или найти новый спрос на свою продукцию. Местные предприятия оказались неспособными выдержать наплыв дешевых импортных товаров. В итоге почти все отрасли промышленности (металлургия, машиностроение, пищепром и другие) и крупные сельскохозяйственные предприятия либо с трудом выживали, либо (прежде всего, как и в России, промышленность товаров потребления) оказались на грани исчезновения. Изменилась структура валового продукта: на первый план вместо производства товаров вышло производство услуг. Но такая тенденция, характерная для современного мира, в Казахстане проявилась не вследствие роста общественной производительности труда, а как результат спада в большинстве отраслей производства товаров; перехода от системы госзаказа и административного распределения к рыночным отношениям; сокращения государственных расходов на экономику. Падение экономики вело к архаизации социальной структуры общества. Численность наемного труда и его доля в общей занятости сократилась более чем в 2 раза, в строительстве более чем втрое. В то же время самостоятельно занятое население увеличи-
* Раздел монографии [с. 47-52] Александров Ю.Г. Переходные экономики: Россия, Казахстан, Китай. - М.: ИВ РАН. 2016. - 140 с.
лось с 5 до 45% - в основном за счет разбухания сектора крестьянских и семейных хозяйств1.
Но Казахстан воспользовался тем, что, подобно России, Азербайджану, Узбекистану и Туркмении, получил в наследство от советского прошлого неоценимый дар в виде нефтяной и газодобывающей промышленности, а также крупный сектор тяжелой промышленности, пусть переживающей непростые времена. По ее весу в республиканской экономике он занял место где-то посредине между Россией и другими государствами Центральной Азии. К началу 2000-х годов, по исчерпании ресурсов восстановительного роста и на фоне успехов в освоении нефтегазовых залежей, государственное руководство республики оказалось перед выбором между двумя путями. Один из них: двинуться путем ближневосточных «нефтяных монархий». Второй: используя углеводородное сырье как экспортный ресурс, «дойную корову», перейти к стратегии создания внутренне целостной многоотраслевой экономики на базе современных индустриальных и постиндустриальных технологий. Руководство страны, понимая жизненную важность второго варианта развития экономики для политической интеграции и упрочения безопасности страны, выбрало именно его. При этом оно опиралось на созданные за 1990-е годы динамичный казахстанско-иностранный сектор добычи и экспорта нефти и газа с привлечением крупнейших мировых нефтяных компаний. К началу кризиса 2008 г. добыча нефти увеличилась почти в 3 раза (около 80 млн т), газа - более чем в 4 раза. На топливно-энергетические ресурсы пришлось 70% экспорта и более 20% ВВП. В таких условиях президент РК Н. Назарбаев еще в 1997 г выдвинул амбициозную «Стратегию - 2030» с задачей поднять Казахстан до уровня «азиатских тигров» - только как «Центральноазиатского барса»2. Но попытки начать ее реализацию прерывались экономическими кризисами 1998 и 2008 гг. Все же, на выходе из последнего кризиса был принят конкретный пятилетний «Государственный план форсированного индустриально-
1 Александров Ю.Г. Казахстан перед барьером модернизации. - М.: ИВ РАН, 2013. - С. 170-173.
2 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 г. 16.10.1997. URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_ poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-oktyabr-1997-g_1343986436/ (Дата обращения: 13.12.2014.)
инновационного развития на 2010-2014 гг., ГПФИИР» - составная часть «Стратегии "Казахстан - 2050"»1.
Авторы плана исходили из того, что частный капитал пока еще не смог проявить способность и готовность ориентироваться на приоритеты задач экономического строительства - прежде всего, на развитие современной обрабатывающей промышленности. Кредиты частных банков направлялись, главным образом, в торговлю и строительство. Из более 100 млрд долл. прямых иностранных инвестиций в экономику за первые два десятилетия независимого развития 85% пришлось на сырьевые отрасли. Поэтому особое значение было придано активной роли государства в реализации плана. Государственные финансовые ресурсы должны были направляться через государственных и частных операторов. Центральное положение в этой структуре было отведено фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», формируемому за счет поступлений от нефтяного экспорта. Объем прямых инвестиций в плановые проекты был установлен в 6,5 трлн тенге, или 43 млрд долл. по курсу на то время (для ориентировки: 30% годового ВВП 2010 г.). Центральной частью плана стал нефтегазовый комплекс. Была поставлена задача в 2014 г. довести добычу нефти до 85,0 млн т (120% к 2008 г.), природного газа до 54 млрд куб. м (164%); экспорт нефти - до 75 млн т (119%); переработку нефти на казахстанских НПЗ - до 15,0 млн т (122%). Но при этом продукция несырьевых секторов хозяйства должна была достичь 40% объема экспорта. Требовалось также обеспечить опережающее развитие энергетической, транспортной и инфоком-муникационной инфраструктуры, добиться перелома в росте отечественного предпринимательства2.
Ко времени завершения планового периода (2014) большая часть его целей не была достигнута полностью, хотя определенные положительные изменения и общий экономический рост (пусть невысокий) все же происходили. Не оправдалось ожидание высоких темпов добычи нефти и газа, в первую очередь из-за задержек в освоении ключевых месторождений. А в 2014 г. использование
1 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Астана, 19.03.2010. URL: http://acorda.ru/category/site_guide (Дата обращения: 11.10.2014.)
2 Государственная программа по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан. 19.03.2010. URL: http://www.akorda.kz/ru/category/ gos_programmi_razvitiya (Дата обращения: 24.02.2016.)
экспортных доходов для реализации планов форсированной индустриализации стало осложняться лопнувшим «пузырем» мировых цен на нефть. Негативную роль сыграли и существенные дефекты самой казахстанской экономики, переходной от административной модели к рыночной. Прежде всего, упомянутая выше слабость национального частного капитала. Другой проблемой стала тоже заранее осуществленная дезинтеграция национального хозяйства по территориальным и воспроизводственным линиям - вертикальным и горизонтальным. Выявились серьезные недостатки и самой системы управления, основанной на однонаправленных (сверху вниз) командах без обратных (снизу вверх) связях при обсуждении и реализации проектов.
Все же для наблюдателей стало неожиданностью, когда президент Н. Назарбаев в своем очередном Послании народу в ноябре 2014 г. объявил об изменениях в приоритетах модернизации на следующую пятилетку - 2015-2019 гг. Речь шла о «Новой Экономической Политике Казахстана "Нрлы Жол" ("Светлый путь")»1. Им был сделан поворот от форсированной модернизации промышленности к развитию транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также к поддержке малого и среднего бизнеса как массовой базы экономического роста и занятости. При этом Н. Назарбаев особо подчеркнул, что именно развитие инфраструктуры будет стержнем новой политики. Общий инвестиционный портфель был определен в 6 трлн тенге (33 млрд долл., или 15,5% ВВП на 2014 г.); доля государства в нем - 15%. Главные проекты программы:
1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. Инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Основные автодорожные проекты: Западный Китай - Западная Европа; Астана - Алматы; Астана - Усть-Каменогорск; Астана - Актобе - Атырау; Алматы -Усть-Каменогорск; Караганда - Жезказган - Кызылорда; Атырау -Астрахань. Также продолжится создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению
1 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Астана, 11.11.2014. Нурлы Жол - путь в будущее. URL: http://www. stat.gov.kz/faces/homePage/PresidentPage/PresidentPage11_adf.ctrl-state=y2s6jahdd_ 37&_afrLoop=41639683119918 (Дата обращения: 07.12.2014.)
экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии должны способствовать паромная переправа из порта Ку-рык и железнодорожная линия Боржакты - Ерсай. Предполагается также строительство или аренда терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.
2. Развитие индустриальной инфраструктуры в существующих и создаваемых специальных экономических зонах. Отдельное направление - инфраструктура для туризма.
3. Развитие энергетической инфраструктуры. Усилия должны быть сосредоточены на строительстве высоковольтных линий «Экибастуз - Семей - Усть-Каменогорск» и «Семей - Актогай -Талдыкорган - Алматы». Это позволит создать сбалансированное обеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны.
4. Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения. Общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 трлн тенге (11 млрд долл.).
5. Улучшение жилищной инфраструктуры, поскольку формирование агломераций в ходе реализации стратегии развития вызывает повышение мобильности населения и его давление на рынок труда и инфраструктуру городов. Государство будет строить социальное жилье для долгосрочной аренды с правом выкупа без посредников и под максимально низкие проценты за кредит.
6. Развитие социальной инфраструктуры в системе дошкольного, школьного и вузовского образования.
7. Поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности. К началу второй пятилетки, помимо прочего, созданы беспрецедентные условия кредитования бизнеса - всего под 6% на десять лет. «Таких условий у нас в стране, - подчеркнул президент, - ранее не было». Для поддержки МСБ «как драйвера экономического роста» и увеличения его доли до 50% ВВП к 2050 г. государство будет стремиться использовать кредитные линии АБР, ЕБРР и ВБ на общую сумму более 851 млн долл. в 2015-2017 гг. По 3 млрд долл. будет ежегодно выделяться из Национального фонда.
Но среди всех этих задач Н. Назарбаев выделил особое, объединительное для страны значение инфраструктурных проектов: «Дороги - это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца - артерии. Как
от солнца - лучи. Новые магистрали, которые построят казахстан-цы, обновят нашу экономику и общество. Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром. Ускорятся и увеличатся грузопотоки. Возрастут объемы транзита через страну. (...) Улучшится социальная инфраструктура, новые и современные школы и больницы будут оказывать высококачественные услуги. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казах-станца. А самое главное - все это останется на нашей земле как богатство наших будущих поколений»1.
Подводя итоги первого (2010-2014) пятилетия стратегии «Нурлы Жол», можно заключить, что ни сама экономика Казахстана, ни аппарат управления оказались еще не вполне готовыми к решению такой масштабной задачи, как фронтальная и форсированная по срокам модернизация индустриальной экономики. Можно предположить, что именно это стало главной причиной поворота Н. Назарбаева к новой стратегии - интеграционным мегапроектам национального и международного масштаба. Как будет показано ниже, на десять лет раньше путем стратегических мегапроектов пошло государственное руководство России, поставив во главу угла международную экспансию нефтегазового сектора ТЭК. Но если в этом случае такая стратегия фактически оказалась альтернативой модернизации и широкой диверсификации экономики, то в Казахстане она вписывается в общий тренд интереса основных игроков евроазиатской экономики и политики к интеграции в Единое экономическое пространство - от Западной Европы с Ближним Востоком до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Тем более что в последние годы здесь наблюдается быстрый рост активности Китая. Казахстан уже и сейчас связан с ним трубопроводными системами собственной поставки и транзита из Узбекистана и Туркменистана нефти и газа, а также участием в автодорожном проекте Западный Китай - Западная Европа. Но еще более интересные для Казахстана перспективы открывает китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути 21-го века». С его инициативой в 2013 г. выступил председатель КНР Си Цзиньпин, а затем началась стадия его активной разработки. Для фонда проекта Китай уже выделил 40 млрд долл. С точки зрения китайского руководства, создание
1 Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. - Астана, 11.11 2014. Нурлы Жол - путь в будущее.
экономических коридоров «Китай - Монголия - Россия», «Бангладеш - Китай - Индия - Мьянма», «Экономический пояс и Морской Шёлковый путь 21-го века» придаст региональной и мировой экономике мощную динамику. Общая идеология проекта («один пояс, один путь») заключается в стремлении создать систему партнеров по сотрудничеству на море и на суше и продемонстрировать решимость Китая продвигать реформы глобальной структуры и порядка1.
Александров Ю.Г. «Переходные экономики: Россия, Казахстан, Китай». -М.: ИВ РАН, 2016. - 140 с., с. 47-52.
Д. Малышев,
доцент кафедры региональных проблем
мировой политики факультета мировой политики
МГУ им. М.В. Ломоносова,
кандидат исторических наук
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
УГРОЗА РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА.
СИТУАЦИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Аннотация. Рассмотрены вызовы безопасности постсоветским государствам Центральной Азии со стороны радикального ислама. Проблемы взаимодействия России и Запада со странами региона анализируются в контексте противодействия растущей угрозе исламизма и международного терроризма. Особое внимание уделено Таджикистану, опыт которого в этой сфере представляется наиболее примечательным. Хронологические рамки статьи ограничены в основном 20142016 гг., но при этом делается экскурс в более ранние периоды истории центральноазиатских обществ.
Ключевые слова: Центральная Азия, Европейский союз, США, Таджикистан, радикальный ислам, международная безопасность, террористическая угроза.
1 Комментарий: Экономический пояс и Морской Шёлковый путь 21-го века - новые мотивы 2015 года. URL: http://russian.people.com.en/n/2015/0203/ c31518-8844875.html (Дата обращения: 06.02.2015.)