ЭКО. - 2015. - №8 АУБАКИРОВА Г.М.
Итоги и перспективы реализации индустриальной политики Казахстана
Г.М. АУБАКИРОВА, доктор экономических наук, Карагандинский государственный технический университет, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
Приведены некоторые итоги перестройки реального сектора в рамках новой индустриальной политики Казахстана. Рассмотрены меры государственного регулирования инновационной деятельности. Определены перспективы дальнейшей индустриализации и ключевые направления государственной поддержки. Ключевые слова: инновационное развитие, новая индустриальная политика, государственное регулирование, промышленность, государственно-частное партнерство
Итоги первых лет
новой индустриальной политики
Казахстан первым среди постсоветских государств применил долгосрочное планирование для структурной перестройки экономики. С 2010 г Республика Казахстан выстраивает новую индустриальную политику, нацеленную на увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение инновационной активности и рост производительности труда, диверсификацию экспорта.
За 2010-2014 гг. темпы реального прироста обрабатывающей промышленности опережали темпы в горнодобывающем секторе, который остаётся главным локомотивом казахстанской индустрии (в целом по промышленности прирост доли в ВВП составил 17,6%, в горнодобывающей отрасли - 16,2%). Отмечается рост производства в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности: в машиностроении - в 3,5 раза, химической - в 1,9 раза, металлургии - в 1,1 раза. Несмотря на неопределённость в мировой экономике и на внешних рынках, в 2013 г. была обеспечена макроэкономическая стабильность и созданы условия для устойчивого экономического роста Казахстана. Впервые основной вклад в прирост ВВП был достигнут не только за счёт добывающих отраслей. С реализацией новой индустриальной политики связывают рост прямых иностранных
инвестиций в обрабатывающих отраслях, только в 2013-2014 гг. в страну были привлечены 4,5 млрд долл. Однако экономика страны по-прежнему в значительной степени зависит от ресурсной базы, в частности, от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20-30% ВВП, более 50% налоговых поступлений и почти 70% экспорта. За 2010-2013 гг. доля нефтепереработки в общем объеме обрабатывающей промышленности возросла почти вдвое (табл.1).
Таблица 1. Показатели экономики Казахстана в 2010-2013 гг.
Показатель 2010 2011 2012 2013
ВВП, млрд тенге 21815,5 27571,9 30347,0 35275,2
Доля валовой добавленной стоимости промышленности в ВВП страны, % 32,9 31,6 30,8 28,4
Объём промышленного производства, млрд тенге 12105,5 15929,0 16851,8 17834,0
- горнодобывающая 7419,6 10081,3 10242,1 10696,9
- обрабатывающая 3844,7 4801,4 5446,7 5852,6
Доля нефтепереработки в общем объеме обрабатывающей промышленности, % 7,5 7,6 10,1 13,8
Инвестиции в основной капитал по отрасли «Промышленность», млрд тенге 2586,8 2653,5 2864,3 3069,8
Объём прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, млрд долл. 2,2 5,7 3,5 2,5
Внутренние затраты на НИОКР, млрд тенге 33,5 43,4 51,3 61,7
Индексы производительности труда, %
- промышленность в целом 104,8 102,5 96,8 99,5
- горнодобывающая и разработка карьеров 109,4 94,6 91,9 93,1
- обрабатывающая 104,3 112,1 103,0 102,1
Использование среднегодовой производственной мощности, %
- каменный уголь 85,4 91,0 91,4 90,1
- сырая нефть 74,5 71,6 69,5 81,5
- природный газ 89,2 95,0 91,0 89,6
- руда свинцово-цинковая 88,6 96,0 96,5 90,4
- феррохром 99,7 98,5 97,8 94,1
- оксид алюминия (кроме искусственного корунда) 100,0 100,0 90,4 95,2
Источник: [1].
В среднем только около 15% всех средств, выделенных на государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР), были направлены непосредственно на цели индустриализации (в основном на развитие нефтегазового сектора), около 85% всех расходов оказались
связаны с модернизацией инфраструктуры и институциональным обеспечением (табл. 2).
Таблица 2. Направления расходования средств ГПФИИР в 2010-2013 гг.
Направление расходования 2010 2011 2012 2013
млрд тенге доля, % млрд тенге доля, % млрд тенге доля, % млрд тенге доля, %
Расходы, млрд тенге 769,7 100,0 1024,1 100,0 842,2 100,0 866,3 100,00
В том числе:
на цели индустриализации 117,9 15,3 162,4 15,9 99,5 11,8 127,8 14,8
на создание новых, поддержание в рабочем состоянии инфраструктурных проектов, институциональное обеспечение 651,8 84,7 861,7 84,1 742,7 88,2 738,5 85,2
Источник: рассчитано автором по данным [2].
Стимулирование трансфера технологий и локализации высокотехнологичных производств в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности предполагало оказание общесистемных мер поддержки, стимулирование спроса на инновации, повышение технологических и управленческих компетенций. Поэтому в рамках ГПФИИР были оказаны 65 различных видов государственной поддержки, из них 26 финансовых и 39 сервисных [2]. Для повышения конкурентоспособности предприятий в сфере внедрения современных технологий и стимулирования инноваций использовались 18 видов поддержки (два финансовых и 16 сервисных), приведённых в соответствие с условиями интеграционных соглашений, в том числе ВТО.
Большие надежды возлагались на отраслевую программу «Производительность 2020», нацеленную на развитие среднего и крупного бизнеса путём как модернизации действующих предприятий, так и создания новых конкурентоспособных производств [3]. Из республиканского бюджета за 2011-2014 гг. на эту программу выделено 55,9 млрд тенге, что позволило разработать 54 инвестиционных проекта: в промышленности строительных материалов -19 (35,2%), машиностроении - 15 (27,8%), агропромышленном комплексе - семь (13,0%), химической и металлургической отраслях - шесть (11,1%), фармацевтике и энергетике - четыре (7,4%), деревообработке - три проекта (5,6%).
Программой ставилась цель до 2015 г. добиться роста производительности труда на предприятиях обрабатывающей
промышленности не менее чем в 1,5 раза. В результате внедрения «бережливого производства» (1еап-технологий) повысилась производительность труда в ТОО «Кайнар АКБ» в 1,5 раза, в ТОО «АВЗ» - в 1,7, в ТОО «ЦинКаз» - в 1,6 и в ТОО «Милх» -в 1,5 раза. В АО «КазСтройСтекло» в результате внедрения энергосберегающих технологий достигнуто сокращение энергетических затрат на 40% и производственной себестоимости -на 11,7%, уровень производительности труда повысился в два раза [4]. АО «Мунаймаш» реализует проект «Модернизация механообрабатывающего производства изделий для нефтяной промышленности». Приобретение 12 современных высокотехнологичных станков по производству скважинных штанговых насосов из Японии, США и Бразилии дало возможность увеличить объём производства и сократить время изготовления продукции. В рамках модернизации системообразующих предприятий Ал-матинский вентиляторный завод внедрил новые технологии, за счёт чего повысилась производительность труда, расширилась номенклатура.
Освоение «бережливого производства» уменьшило производственные потери в среднем на 50%, повысило загрузку мощностей на 30-40% [5]. За 2010-2014 гг. по этой программе с помощью лизингового финансирования восемь предприятий провели модернизацию и техническое перевооружение, 28 -внедрили управленческие и производственные технологии, семь - привлекли проектные и инжиниринговые организации.
Принятый предприятиями курс на стимулирование производительности труда предполагает высвобождение рабочей силы. В настоящее время основные рабочие места сосредоточены в добыче и частичной переработке природных ресурсов, где применяется современное зарубежное оборудование и наиболее полно используются производственные мощности (см. табл.1). Вокруг них планируется создавать рабочие места по импортозамещающему выпуску выходящих из строя узлов. Это потенциально большой объём высокотехнологичных производств со значительным экономическим эффектом.
В ближайшие годы будет разработан механизм по перераспределению рабочей силы в трёх направлениях: увеличение текущего производства через формирование спроса путём им-портозамещения и наращивания экспорта, организация конечных
и промежуточных переделов в цепочке создания стоимости, развитие сектора профессионального сервиса (инжиниринг, НИОКР, послепродажное обслуживание).
В последние годы интенсивно развиваются химическая и нефтехимическая отрасли, в которых Казахстан имеет преимущества и где за 2010-2013 гг. освоено производство десяти приоритетных продуктов. Объём внутреннего рынка продукции этих отраслей составляет 72 млрд тенге, объём рынка макрорегиона (Восточная и Западная Европа, Китай, Турция, Юго-Восточная Азия) превышает 20 млрд долл. и в среднесрочной перспективе будет расти ежегодно на 15%.
К ведущему направлению индустриальной политики относится гражданское и промышленное строительство, которое в развитых странах характеризуется высоким уровнем инновационности. Трендом, определяющим будущее общемировой строительной индустрии, становится внедрение «зелёных стандартов», дающих оценку соответствия строительных материалов критерию экологичности и энергоэффективности.
В Казахстане наиболее развито производство цемента, готового бетона, бетонных изделий, пластиковых труб, теплоизоляционных и кровельных материалов, сухих строительных смесей, гипсокартона. Запасов существующих 45 месторождений сырья для производства цемента хватит на ближайшие 10 лет. Для выпуска кирпича имеется 870 месторождений глин, общие запасы которых оцениваются в 1,3 млн м3. Разведанные запасы стекольных песков превышают 40 млн т, объём пригодных для стекольной промышленности известняков оценивается в 15 млн т [6].
За 2010-2013 гг. в эксплуатацию введены 140 инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации действующих производств строительных материалов. Из-за преобладания низких переделов производительность труда в производстве строительных материалов в Казахстане на 40% ниже, чем средняя производительность труда в странах ОЭСР. Угрозы для развития сектора представляют усиливающееся технологическое отставание от зарубежных производителей в отдельных сегментах с высокой степенью обработки материалов (напольные и кровельные покрытия), усиление дефицита квалифицированных кадров, рост цен на сырьё и энергоресурсы, тарифов на грузоперевозки, усиление конкуренции за рынки сбыта внутри Таможенного союза.
Несмотря на то, что в Казахстане большинство строительных норм и правил (СНиП) являются избыточными по сравнению с европейскими или американскими, в последние годы с возведением современных зданий возникли новые производства с применением инновационных решений и материалов. Активизации использования новых материалов и повышению иннова-ционности строительной индустрии будут способствовать гармонизация казахстанских стандартов, приведение действующих СНиП в соответствие с международными стандартами и требованиями ЕС.
Возможности индустриального развития страны связаны с инвестициями в реальный сектор. Казахстан относится к инвестиционно-привлекательным странам. По показателю привлечённых инвестиций на душу населения он занимает третью строчку в мире и считается региональным инвестиционным ха-бом. В общем валовом притоке прямых иностранных инвестиций около 10-11% приходится на обрабатывающую промышленность и 25-30% - горнодобывающую и разработку карьеров, где почти три четверти всех инвестиций направляются в добычу сырой нефти и природного газа.
Одной из причин, сдерживающих потенциальных инвесторов, является недостаточное обоснование эффективности инвестиционных проектов, ориентированных на внедрение инноваций, которые даже при существующем риске могут принести прибыль. При выборе инновационных проектов акцент должен быть сделан на специфику ресурсно-промышленных регионов, наиболее полное использование их природного потенциала, возможность сохранения специализации. Ключевое направление развития экономики на ближайшие годы - повышение инвестиционной активности в экспортоориенти-рованных отраслях промышленности, усиление отдачи от инвестиционных проектов на микро- и мезоуровнях, применение ресурсосберегающих технологий.
Экономическая политика Казахстана направлена на обеспечение роста экономики за счёт сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, деловой активности в регионах, инвестиционной привлекательности отраслей, увеличения транзитного потенциала и создания новых рабочих мест. Однако, несмотря на предпринимаемые государством шаги, с начала
реализации ГПФИИР доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП каких-либо существенных изменений не претерпела. Рост ВВП остался зависимым от увеличения ва-лютно-сырьевой ренты, обеспечиваемой добычей и экспортом нефти, газа и прочего сырья. Показатели роста экономики республики по-прежнему определяются не только внутренними, но и внешними условиями, связанными с динамикой спроса и цен на экспортируемые товары.
Основными рисками для экономики Казахстана остаются неконкурентоспособность инновационной системы, низкие темпы роста промышленного производства и инвестиционной активности, недостаточная ресурсоэффективность и высокая энергоёмкость промышленности, отсутствие квалифицированных кадров, слабая инфраструктура (транспортно-логистическая и энергетическая), высокий уровень неработающих займов, что сдерживает кредитование реального сектора экономики.
Новые ориентиры индустриального развития
Продолжением ГПФИИР стала Государственная программа индустриально-инновационного развития республики на 20152019 гг. (ГПИИР), цель которой - стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности (табл. 3).
Программа ориентирована на опережающее развитие обрабатывающей промышленности с концентрацией ресурсов и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах, придание им нового уровня технологичности, региональной специализации с применением кластерного подхода и создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров, эффективное отраслевое регулирование и стимулирование предпринимательства в отрасли.
Развитие обрабатывающей промышленности Казахстана в среднесрочном периоде будет происходить за счёт спроса в секторах, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов, а также экспорта в соседние страны. Рост промышленности в 2015-2019 гг. прогнозируется в диапазоне от 1,9 до 5,8%, планируемый объём добычи нефти в 2015 г. - 81,8 млн т, в 2019 г. - 96 млн т. К 2017 г. Казахстан планирует войти в десятку крупнейших экспортёров углеводородов.
Таблица 3. Перспективы индустриального развития Казахстана в 2015-2018 гг., %
Показатель 2015 2016 2017 2018
Удельный вес инновационной продукции в общем объёме ВВП 1,2 1,5 1,8 2,2
Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объёме ВВП 1,0 1,2 1,5 1,8
Количество предоставленных инновационных грантов 70 70 70 70
Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП 11,3 11,8 12,3 13,8
Иностранные и отечественные инвестиции в несырьевые секторы экономики 113,2 116,5 119,8 123,1
Рост объёма инвестиций в основной капитал предприятий на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) к 2013 г. 110 110 110 110
Рост объёма производства товаров и услуг на территориях СЭЗ к предыдущему году 103 104 105 106
Рост количества рабочих мест на территориях СЭЗ к предыдущему году 105 106 107 108
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования ГПИИР
Всего, млрд тенге 1543 1454 2001 1857
В том числе:
- республиканский бюджет 309 291 400 371
- внебюджетные источники 1234 1163 1601 1486
Из них:
- прямые инвестиции 725 683 941 873
- заемные средства 509 480 660 613
Источник: [7].
В соответствии со Стратегическим планом развития РК до 2020 г., в 2015-2018 гг. целевой ориентир инфляции будет постепенно снижаться и не превысит 5-7% [8]. Для обеспечения стабильности цен и достижения поставленных целевых ориентиров по инфляции Национальный банк совместно с правительством и местными исполнительными органами будет проводить скоординированную антиинфляционную политику.
В 2015-2019 гг. приоритет будет отдан шести отраслям обрабатывающей промышленности, где будут сосредоточены критические технологии, и 14 их секторам: металлургия (черная и цветная), химия (агрохимия, производство химикатов для промышленности), нефтехимия (нефтепереработка, нефте-газохимия), машиностроение (производство автотранспортных средств, электрических машин и электрооборудования, сельскохозяйственной, железнодорожной техники, машин
и оборудования для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслей), производство строительных материалов, пищевая промышленность (производство продуктов питания).
На 2015-2016 гг. в химической и нефтехимической отраслях запланировано развитие 36 приоритетных направлений, до 2018 г. будут освоены 15 новых видов продукции. Планируется создание интегрированного газохимического комплекса стоимостью 6,3 млрд долл., годовая проектная мощность которого достигнет 1,25 млн т полиэтилена и пропилена. Планируемое привлечение в отрасли 3 млрд долл. инвестиций на инновационные проекты благодаря сотрудничеству с такими иностранными инвесторами, как ЬО СЬеш, «Еврохим», Гс^а, позволит к 2019 г. добиться полного обеспечения внутреннего рынка удобрениями и гербицидами, освоить производство основных химикатов для промышленности - щёлочи, кислоты, соли. К этим проектам будут применены системные меры государственной поддержки: компенсация процентных ставок, налоговые льготы, строительство инфраструктуры.
В основу региональной специализации будут положены отраслевое регулирование и кластерный подход, преимущественно будут развиваться производства высоких переделов, высокотехнологичной, востребованной на внешних рынках продукции. Советы национальных кластеров и региональные кластерные ассоциации получат прямые меры поддержки для регионов. Запланированы разработка и принятие методики формирования региональных инновационных систем; предусмотрена постепенная передача администрирования инструментов поддержки в регионы.
На 2015-2019 гг. запланированы инструменты финансовой поддержки промышленных предприятий, как государственных, так и частных: оздоровление банковского сектора, привлечение новых инвестиций и расширение механизмов государственно-частного партнерства [7]. Ведущим направлением государственной поддержки с учетом ситуации на мировых рынках будет финансирование несырьевого сектора (табл. 4). Прямые меры государственной поддержки получат предприятия, локализующие производство товаров в Казахстане и разрабатывающие новые бизнес-инициативы.
Таблица 4. Направления государственной поддержки
Направление Сумма
млрд тенге доля, %
Привлечение инвестиций, в том числе на сервисную поддержку 22,4 1,2
Создание инновационного продукта 36,6 1,9
Стимулирование экспорта, в том числе на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки 38,3 2,0
Решение проблем отсутствия или недостатка финансирования на развитие производства, в том числе на финансирование и лизинговое финансирование несырьевого сектора 1565,1 83,6
Развитие бизнеса, в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам, поддержка начинающих предпринимателей 211 11,3
Итого 1873,4 100,0
Источник: [9].
В ближайшие годы цены на глобальном рынке будут вызовом для Казахстана, поэтому необходимо ускорять диверсификацию через дальнейшую индустриализацию. Это предполагает увеличение производства импортозамещающей высокотехнологичной продукции, тесную интеграцию планов второй пятилетки с начатым в стране масштабным строительством инфраструктуры, точечную финансовую поддержку со стороны государства предприятий для освоения ими новых рынков и формирование новых структур, способных работать на глобальных рынках. Приоритет должен быть отдан эффективным проектам в приоритетных отраслях, которые дают максимальный мультипликативный эффект для экономики, в том числе за счёт резервных фондов.
Совершенствование инновационной политики
Учитывая, что временной период, на которой рассчитана ГПИИР, характеризуется обострением конкуренции на международном уровне за инвестиции между развивающимися рынками, а Казахстан по-прежнему зависим от добычи нефти и ценовой конъюнктуры на экспортные товары, одним из ответов страны на глобальные вызовы является рост затрат на НИОКР. В центре внимания государства находится создание наукоёмкой экономики, влияние которой на будущее Казахстана неоценимо.
В решении сложнейших задач перевода экономики Казахстана на новую технологическую платформу, формирования отраслей с высоким уровнем производительности, добавленной стоимости и степени передела создаваемой продукции ключевую
роль будет играть кластерная политика. Кластерные программы ускорят достижение главной цели - трансфера и аккумулирования знаний в выбранных областях на основе сотрудничества между различными участниками инновационного процесса, включая как производителей этих знаний и технологий, так и их пользователей.
В период реализации ГПИИР планируется оказание полноценной государственной поддержки: одному национальному кластеру из базовых ресурсных секторов, связанных с добычей и переработкой нефти и газа, нефтегазохимии, нефтегазохимического машиностроения и услуг для нефтегазовой промышленности; трёх территориальных кластеров в рыночно-ориентированных секторах обрабатывающей промышленности, которые будут определены по результатам проведения конкурсных процедур, и двух инновационных кластеров в секторах «новой экономики» - в Астане (кластер «Назарбаев Университет») и Алматы (кластер «Парк инновационных технологий»).
Уже в 2015 г. для активного внедрения инноваций планируется распространить льготный налоговый режим на центры совершенства и инновационные кластеры для стимулирования предприятий принимать или абсорбировать новейшие технологии. Это позволит активнее применять новые знания, использовать трансфер новейших технологий внутри предприятий, поддерживать развитие промышленных кластеров по всей стране посредством предоставления соответствующих финансовых средств. В целом развитие кластеров будет стимулировать трансфер технологий из вузов и НИИ непосредственно на рынок интеллектуальной собственности.
В ближайшие годы планируется создание фонда новых технологий и внедрение двух инструментов поддержки: реакционные - ориентир на заявителя (стартапы, коммерциализация, модернизация, 1еап-технологии и др.) и проактивные - развитие стратегически важных проектов (в том числе через целевые технологические программы). Главная цель оказания поддержки -устранить разрыв между различными стадиями инновационной цепочки в пространстве от начальной стадии (научной идеи инновационного продукта) до конечной - его коммерциализации. При разработке политики и механизмов стимулирования инноваций, привлечения венчурного капитала для финансирования
стартапов и интернационализации инновационных технологических и наукоемких компаний основной акцент будет сделан на уменьшении препятствий для государственно-частного партнерства [10].
Для проведения экспертизы на актуальность и новизну ввозимых в Казахстан технологий, предоставления экспертных заключений для дальнейшего финансирования проектов, совершенствования законодательства в области инноваций планируется создание центров компетенции технологической экспертизы. С 2015 г. реализация целевых научно-технических программ будет максимально ориентирована на приоритеты ГПИИР. Для осуществления стартовых проектов, предоставления услуг по их структурированию и продвижению на рынке, разработки рекомендаций по выбору оптимального варианта финансирования, поиску инвесторов, оказанию содействия в сотрудничестве с государственными органами будет создан фонд стартовых проектов.
С учетом передового международного опыта планируется внедрение программы, предполагающей два типа грантов. Для научного обоснования концепции, разработки и сертификации научно-технической документации предназначен грант размером до 150 тыс. долл. Второй тип гранта (до 500 тыс. долл.) предназначен для разработки промышленного образца продукции и выхода на опытно-промышленное или мелкосерийное производство.
Программа должна способствовать созданию спроса на инновации в экономике, трансферу актуальных технологий для приоритетных секторов и дальнейшему развитию собственной инновационной системы. Планируется создание системы стимулов фискального и технического регулирования для усиления спроса на инновации со стороны государства, квазигосударственного и частного секторов, перехода от приобретения оборудования к трансферу технологий, включающему передачу технической документации, патентов, ноу-хау, технологических сведений, сопутствующих приобретению оборудования, инжиниринга и адаптации технологий. Системной мерой должны стать продвижение и поддержка стратегических национальных проектов через предоставление инновационных грантов на приобретение зарубежных технологий. Для укрепления взаимодействия государства, бизнеса и науки запланировано расширение участия частного бизнеса в приоритетных исследованиях.
Бизнесу со стороны государства будут предоставлены права на приобретение и владение нематериальными активами, полученными в результате проведения совместных с НИИ разработок.
Одним из самых серьёзных недостатков национальной инновационной системы Казахстана является слабая работа по созданию таких организационных структур, которые финансируют наукоемкие предприятия на доконкурентной стадии инновационного процесса. Имеется в виду венчурное и «посевное» финансирование, недостаточное развитие рынка венчурного капитала. Правительству необходимо проработать вопрос о создании соответствующих программ оказания существенной финансово-кредитной и другой поддержки высокотехнологичному бизнесу Казахстана.
Результаты реализации ГПФИИР показали, что необходимо не только развивать новые секторы экономики, но и внедрять инновации в традиционные секторы. В стране слабо развиты качественный отбор и коммерциализация инновационных проектов. Проблема усугубляется отсутствием чётких и удобных для пользователей стимулирующих мер налогового, финансового и технического характера, поэтому необходимо усилить работу по введению новых инструментов поддержки инноваторов, оптимизации процедур их предоставления, максимальному информационному охвату населения.
Ограничивают вклад инноваций в развитие экономики такие проблемы, как недостаточное понимание составляющих инноваций и того, как развивать их в промышленности, неготовность отечественной системы образования к вызовам ускоренной индустриализации и выполнению задач по развитию высокотехнологичных секторов экономики, административные барьеры на пути инноваций, изолированность инновационной политики от регионального развития, отсутствие эффективных механизмов обеспечения спроса на инновации, слабое участие частного сектора, неразвитость рынка венчурного капитала для финансирования инновационных малых компаний.
Несмотря на предпринятые меры по поддержке инновационной активности, ключевыми проблемами по-прежнему остаются взаимосвязь науки с производством, нехватка технологических и управленческих компетенций, слабый спрос на инновации, относительная неразвитость инновационной среды. В целом
механизмы взаимозависимости различных компонентов инновационной системы и создания инновационного климата всё ещё не получили должного развития.
Контрциклическая политика Казахстана
Для поддержки экономического роста в 2014-2015 гг. по инициативе главы государства выделен 1 трлн тенге из Национального фонда. В 2015-2017 гг. из Национального фонда будет ежегодно направляться по 3 млрд долл. на развитие инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической и индустриальной) по семи основным направлениям.
Транш в 500 млрд тенге в 2015 г. будет направлен через институты развития на дополнительное льготное кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, оздоровление банковского сектора, объектов инфраструктуры СЭЗ и выставки «ЭКСПО-2017».
Для содействия бизнесу новыми антикризисными мерами на 2015 г. Правительством Республики Казахстан совместно с Национальной палатой предпринимателей принят оперативный план прямой поддержки промышленных предприятий. Он предусматривает снижение или консервацию тарифов на железнодорожные услуги и электроэнергию с учётом интересов услугодателей и субъектов крупного бизнеса; сохранение объёмов производства путём обеспечения государственными контрактами и финансовыми ресурсами, конвертацию валютных займов производителей, не имеющих валютной выручки, в национальную валюту.
В ответ на глобальные вызовы Казахстан сумел создать условия для развития бизнеса, трансформировать производственную структуру, активизировать ведущие отрасли промышленности. Чтобы приблизиться к технологически продвинутым странам, Казахстану предстоит повысить уровень управления национальной экономикой с учётом глобальных трендов, влияющих на развитие промышленности (новая роль ресурсов, трансформация производственных цепочек, усиление роли развивающихся стран, международные ограничения, конкуренция производственных площадок, развитие новых производственных технологий и др.). Перед страной, учитывая ярко выраженную сырьевую направленность её развития, стоят первостепенные задачи диверсификации экономики, изменения приоритетов в сторону формирования
инновационного промышленного производства, сотрудничества государства, бизнеса и науки.
Литература
1. Казахстан в цифрах. - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2014.
2. Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. - Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2014.
3. Программа «Производительность 2020». Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 г. № 254. URL: http://kidi.gov.kz/uploads/posts/9.pdf
4. Динамика развития производительности труда в секторе производства строительных материалов Казахстана в 2008-2013 гг. АО «Казахстанский институт развития индустрии». URL: http://www.kidi. gov.kz/2014/12/12/dinamika-razvitiya-proizvoditelnosti-truda-v-sektore-proizvodstva-stroitelnyh-materialov-kazahstana-v-2008-2013-gg.html
5. Оперативный отчет по мониторингу отраслевой Программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. URL: http://comprom.gov.kz/index.php/ru/otrasli-promyshlennosti/ mashinostroenie/503-operativnyj-otchet-po-monitoringu-otraslevoj-programmy-po-razvitiyu-mashinostroeniya-v-respublike-kazakhstan-na-2010-2014-gody
6. Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 г. № 1004. URL: http://www.economy.kz/sgp/2030/srtoi.doc
7. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 г. № 1497. URL: http://fic.kz/ uploads/files/Concept_Rus_.pdf
8. Стратегический план Национального банка Республики Казахстан на 2014-2018 годы. Утв. приказом Руководителя Администрацией Президента Республики Казахстан от 15 декабря 2014 г. № 01-38.67. URL: http://www.nationalbank.kz/cont/publish469989_25924.pdf
9. Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года. Утв. Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 г. № 579. URL: http://www.nif.kz/pdf/[2013-08-16]_cams_1.pdf
10. Концепция регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2014 г. № 380. URL: http://www.nomad. su/?a=3-201405130018