ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Идрисов М.М.1
1 АО «Казахстанский институт развития индустрии»
Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.
АННОТАЦИЯ:
В статье представлены работы по программе, которая заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, фокус на обрабатывающей промышленности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГПФИИР, индустрия, Казахстан, обрабатывающая промышленность, производительность, металлургический комплекс, нефтегазовый сектор
Ж: 1.60, 198, 000 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Идрисов, М.М. (2015). Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. Экономика, предпринимательство и право, 5(4), 253-272. -http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/epp/article/view/2111/
Идрисов Марат Макеевич, заместитель Председателя Правления, АО «Казахстанский институт развития индустрии» ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.10.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.12.2015 СТРАНИЦА СТАТЬИ:
http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/epp/article/view/2109/ (с) Идрисов М.М. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет медленными и неуверенными темпами. Геополитический кризис, снижение цен на нефть, санкционная политика и замедление темпов роста ведущих держав создают дополнительные препятствия для восстановления мировой экономики.
Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов, поэтому на 2015 год основной задачей, которую ставит перед собой Республика Казахстан, является перелом негативных тенденций снижения деловой активности и ускорение роста.
Несмотря на все негативные тенденции, происходящие в мире, индустриализация в Казахстане и дальше будет реализовываться, поскольку промышленный комплекс занимают весомую долю в структуре производства валового внутреннего продукта (28% в Республике Казахстан в 2014 году), и, следовательно, от ее динамики во многом зависят общие темпы экономического роста.
Индустриализация Республики Казахстан2010—2014гг.
Разработка и запуск государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 20102014 годы (далее - ГПФИИР) стали ответом страны на вызовы, сформированные экономическим кризисом. Данная программа заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
ГПФИИР позволила создать предпосылки для дальнейшего развития промышленного сектора - была создана система институтов развития, принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, разработаны отдельные инструменты, сняты инфраструктурные ограничения.
В результате реализации программы первой пятилетки произошло смещение тренда в сторону повышения уровня обрабатывающей промышленности, хотя он все еще остается на
относительно низком уровне. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7% занятости и 12% валовой добавленной стоимости (далее - ВДС) в экономике страны.
За годы индустриализации 2010-2014 гг. наблюдается положительная динамика прироста в обрабатывающей промышленности - 22,8%, в горнодобывающей - 20,4% (рис. 1). Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раз. Инновационная активность предприятий выросла в 2 раза. Энергоемкость экономики снизилась на 18,6%. Созданы новые производства локомотивов и пассажирских вагонов, автомобилей, сборки вертолетов, в области солнечной энергетики, а также строительной продукции.
Рисунок 1. Динамика ИФО горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, 2008-2013 гг., в %
Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличились в 2,5 раза в годы реализации Программы первой пятилетки по сравнению с предыдущими годами (рис. 2).
Уровень кредитования в обрабатывающей промышленности был доведен почти до 1 трлн тенге к 2014 г. Средневзвешенная ставка вознаграждения была снижена до 11%.
Также за годы реализации ГПФИИР выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров.
15,4
6,1
2005-2009 2010-2014(1 пол.)
■ В млрд. долл.
Рисунок 2. ПИИ в обрабатывающую промышленность, в млрд тенге
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Объем кредитования, млрд. тенге
Рисунок 3. Объем кредитования в обрабатывающей промышленности, в млрд
тенге
Таблица 1
Доля отечественного производства в потреблении, в %
Товарные группы 2008 г. прирост 2013 г.
Волоконно-оптический кабель 0.0% +48.3% 48.3%
Проволока путем холодного 0.0% +26.5% 26.5%
вытягивания
Электронные детали 0.1% +19.6% 19.7%
Холоднотянутые стальные прутки 1.6% +41.7% 43.4%
Корабли и плавучие конструкции 2.3% +28.1% 30.4%
Автотранспортные средства 5.2% +18.4% 23.6%
Железнодорожная техника 5.3% +38.1% 43.4%
Сельхозтехника 9.7% +11.1% 20.7%
Холодная формовка или фальцовка 18.1% +29.2% 47.2%
Краски, лаки 18.5% +14.9% 33.4%
Машины и оборудование для 21.0% +14.0% 35.0%
металлургии
Электрораспределительная и 22.2% +8.6% 30.7%
регулирующая аппаратура
Формирование и обработка 25.9% +27.3% 53.1%
листового стекла
Строительные металлические 40.7% +14.2% 54.9%
конструкции и изделия
Литье чугуна 53.3% +20.3% 73.7%
Цемент, включая клинкеры 58.6% +19.8% 78.5%
Масла и жиры 72.6% +15.1% 87.7%
Промышленные газы 77.0% +15.2% 92.2%
Появление новых товаров
Высокий уровень самообеспе ченности товарами
Индустриализация Республики Казахстан2015-2019гг.
Следующим этапом индустриального развития Республики Казахстан является реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (ГПИИР), которая будет логически продолжать первую программу индустриализации и должна учесть ее опыт.
ГПИИР является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.
Фокус на обрабатывающей промышленности выбран не случайно. Именно обрабатывающая промышленность является локомотивом
экономического роста. В отличие от других отраслей экономики в обрабатывающей промышленности есть возможности получать динамично растущие доходы и обеспечивать большую производительность труда благодаря увеличению объемов производства. Также обрабатывающая промышленность создает внешние предпосылки для технического прогресса, развития новых навыков и накопления знаний, что имеет важное значение для конкурентоспособности стран с развивающейся промышленностью.
Индустриальная политика второго этапа будет сфокусирована на приоритетных отраслевых секторах. Выбор таких секторов обоснован их относительно высокой привлекательностью в среднесрочной перспективе (включая объем и рост рынка для продукции сектора и потенциальный экономический эффект от развития сектора) и наличием в Казахстане конкурентных преимуществ для их развития (включая текущий уровень развитости сектора и качество условий для его будущего развития).
Приоритетными для поддержки секторами определены следующие 14 секторов.
Таблица 2
Приоритетные отрасли и сектора
Металлургический комплекс • Черная металлургия • Цветная металлургия
Нефтеперерабатывающий комплекс • Нефтепереработка • Нефтехимия
Пищевая промышленность • Производство продуктов питания
Химическая промышленность • Агрохимия • Химия для промышленности
Промышленное производство • Автотранспортные средства • Электрооборудование • Производство сельскохозяйственной техники • Производство железнодорожной техники • Горнодобывающее оборудование • Нефтедобывающее и нефтегазовое оборудование
Строительные материалы • Производство строительных материалов
Таблица 3
Приоритетные сектора в Программе ГПИИР (2015 - 2019 гг.)
Приоритеты ые Особенности сектора Действующие Потребность (импорт). Задачи ГПИИР
секторы производства в S млн (201S-2019 гг.}
Черная ■ Казахстан ■ EVRAZ Казахстан ТС ■ Производство стали с 3 млн тонн до более
металлургия входит в 10-ку стран па ■ KSP Steel Трубы 1700 1825 6 млн тонн;
запасам минерального сырья Arcelor Mittal Poseo более [406 мм) ■ увеличение производства труб с 7Э0 тыс. тонн до 1,1 млн тонн;
■ Прогнозные Трубы 740 2170 ■ Производство ферросиликоалюминия 75 тыс.
ресурсы углей бесшовны тонн в год;
150 млрд тонн е ■ Освоение производства конструкционных
Уголки, 235 1100 сталей для нефтегазовых труб, стали для
профили автопромышленности.
Прутки, 167 1080
арматура
Автол ист 300 ЭООО
Цветная ■ Запасы моди. ■ Kazathmys Казахстан ТС Новые производства;
металлургия свинца и цинка составляют 10% и 13% ■ Kazzlnc ENRC Трубы и фитинги 37 46 ■ титановых слябов 6 тыс. т в год; ■ ферроникель 40 тыс. т;
от мировых запасов. ■ Cameco никелевые ■ алюминиевых дисков - 360 тыс. шт. дисков, в
■ Казахстан по Прутки и 35 246 год;
производству титана профили
занимает 3-е место в алюминие Увеп чтение производства:
мире, цинка - 7, вые ■ меди с 350 тыс. т до 453 тыс. т;
свинца -8. меди-15 Фольга алюминие вая 10 200 ■ золота с 42 т до 62 т; ■ производства алюминия с 250 до 350 тыс. т в год;
Плиты. 200 300 ■ Увеличение переработки первичного алюминия
листы до 100 тыс. т
алюминие
вые 0,2 мм
Приоритетные секторы Особенности сектора Действующие производства Потребность (импорт), в $ млн Задачи ГПИИР (201S- 2019 гг.)
Производство ■ Износ ■ General Казахстан ТС Увелтение производства
железнодораж локомотивного парка - Electric Вагоны 854 200 с 637 млн долл. до 2 млрд долл.;
нон техники 72%. ■ Alstom грузовые 0 Запуск новых проектов и увеличение локализации:
■ Износ грузовых ■ Talgo несамоход ■ производство дизельных двигателей fiGEVOs;
вагонов -46%. АО «ЗИКСТОа Казахская ные открытые ■ производство вагонного литья, тормозных систем и колесных пар;
вагоност роите Вагоны- 310 983 Локализация: локомотивов 56%. электровозов - 35%.
льная цистерны пассажирских вагонов -32%, грузовых вагонов -90%.
компания Вагоны грузовые крытые 223 317 Увеличение экспорта в 3,5 раза.
Вагоны 153 174
грузовые
прочие
Тележки. 122 101
ходовые 9
балансир
ные тележки.
оси и колеса
Производство ■ Население ■ Казахстанские Казахста ТС ■ Достижение производства с 39 тыс. до 190 тыс.
автотранспорт Таможенного союза компании: АС н автомобилей в год.
нык средств 170 млн человек; ■ Низкий уровень локализации [25-30%); «Азия Авто» АО «Агромашхол Куэовы для автомобилей легковых 300 4000 ■ Повышение уровня локализации с 25-30% до 50% к 2018 г.
■ Импорт - $4,3 дингв, ТОО Системы 56 1307
млрд «Сарыаркаавт опром» подвески и их части
совместно с: Мосты 30 797
■ Toyota; ведущие и
Приоритетные секторы
Особенности сектора
Действующие производства
Потребность (импорт).
Б $ МЛН
Задачи ГПИИР (2015-2019 гг.)
General
Motors;
Peugeot;
Hyundai;
Ssang Yong;
Geely;
Kamaz;
Kia Motors;
Skoda;
Iveco
неведущие
Тормоза. их 30 части
912
Производство сельскохозяйс твенной техники
Сельскохозяйственные угодья 222 млн га: -Пашни -20 млн га; -Пастбипр - 188 млг-га.
Износ сельхозтехники в РК-Э0%.
Essll;
Rostsei mas Ii; Belarus; Don Omar
Трактора;
- имеющийся парк -163000 шт.
ежегодная потребность 10000 шт.; Комбайны:
- имеющийся парк - 50 000 шт.
ежегодная потребность 1500 шт.;
Жатки, адаптеры. хедеры:
- имеющийся парк -16 Э00 шт.
ежегодная потребность 1200 шт.;
Машины лля внесения удобрений:
Обеспечение агросектора не менее чем на 30% техникой отечественного производства; Развитие компонентной базы; Создание сборсмного производства сепьскохозтехники.
- имею щийся парк - 3 200 шт.
ежегодная потребность 1000 шт.;
Машины для обработки гкмвы: имеющийся парк -97 300 шт. ежегодная потребность ^ 8500 шт.
Приоритетные секторы
Особенности сектора
Действующие производства
Потребность (импорт), в $ млн
Задачи ГПИИР (2015-2019 гг.)
Производство оборудования для горно-мегталлургичес кого сектора
Спрос ГМК машиностроител ьную продукцию - 1:3 мл од долл. в год Износ машин металлургии -24%. Износ техники в горной промышленности 57%
■ Mlnova;
■ Fadroma;
■ Sctielcmann Immobilien;
Казахстан ТС
Машины 200 1700
полноповоро
ттгые
Части для 100 475
бурильных
машин
Погрузчики 136 1100
одноковию
вые фронта
льные
Машины для 32 678
дробления и
измельчения
Увеличение объемов производства до 200 млн
долл.;
■ Освоение производства: низковольтного рудничного оборудования. изготовление крупногабаритной силовой и управленческой гидравлики и т.д.;
■ Производство комплектующих: буровые допота и коронки;
■ Повышение местного содержания до 30%.
Бурильные или
проходчес кие машины
76
574
Производство
электрооборудо
вания
■ Потребление 3.5 млрд долл.: импорт -2.9 млрд долл.;
■ Импортная емкость внутреннего рынка и рынков макрорегиона гта приоритетным товарным группам составляет порядка 1 млрд долл. и 38
Schneider
Electric;
Siemens:
LG;
Казахста ТС
Оборудование для
фильтрования или счистки газов
90
700
Двигатели переменного тока мощностью более 75 квг
250
Увеличение объемов производства с 440 млн допл. до 380 млн долл.
■ Повышение местного содержания с 16% до 20%.
■ Освоение новой продукции: сухие трансформаторы, управляюпря и регулирующая аппаратура: гаэоомистная аппаратура, электрогенераторы и др.
Приоритетные секторы Особенности сектора Действующие производства Потребность (импорт}, в $ млн Задачи ГПИИР (2015 - 2019 гг.}
млрд долл. соответственно. Двигатели 24 62 переменного тока мощностью более 750 квт Трансформ аго 260 24Ö0 №(, преобраэоваге ли
Производство оборудования для нефтегазового сектора ■ Увеличение добычи нефти с 32 млн тонн до 96 млн тонн в 2019 году; ■ Спрос сектора в машиностроительной продукции 2млроащя.вгод; ■ Местное содержание в товарах -7 %. ■ Sehl um berger; ■ Bater Hughes; Казахстан ТС Запорная 400 3000 арматура Насосы 160 1270 центрсбежные Части насосов 70 300 оборудование 40 300 для счистки и фильтрации жидкостей Увеличение местного содержания с 7% до 22% Освоение новых видов продукции: ■ сосуды, работающие под давлением, металлоконструкции; ■ теплообменники, насосы; ■ компрессоры; ■ цепные глубинные дозаторы.
Нефтегазохи ния Запасы: нефти 3.9 млрд тонн, природного газа 1;8тппн куб. м. Добыча нефти - 32 млн тонн. План к 2019 году -100 млн тонн. ■ Nalco: ■ Total: ■ Shell chemicals; Казахстан ТС Поливинип 42 665 хлорид ГЬлиэти 210 850 лен Полисти 34 т> рол ■ Будет сформирована новая отрасль; ■ Производство полиэтилена, полипропилена, полибутэдиена - 370 тыс. т в год; ■ Производство моторного топлива экокласса К5; ■ Увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов: -авгебензин до 5,5 млн тонн; -дизельное топливо до 5,5 млн тонн;
Приоритетные секторы Особенности сектора Действующие производства Потребность (импорт), в $ млн Задачи ГПИИР (2015-2019 гг.}
Попиэти 90 430 лентереф талаг - авиагоппиво до 557 тыс. тонн; - реактивное топливо до 244 тыс. тонн.
Производство химикатов для промышленно Ш Запасы фосфатных руд более 15 млрд тонн, поваренной соли более 144 млн тонн. ■ Sumimoto chemical; ■ Basf; Казахстан ТС Антифризы и 41 120 жидкости ангиобледените льные Замазки, 36 510 грунтов, шпатлевки Материалы 32 675 смаэсчные Краски и лаки 104 1333 Привлечение иностранных партнеров в производство: ■ треххлористого фосфора, ■ перекиси водорода; ■ оксихлорцда циркония, ■ оксихлорцда алюминия, ■ хлорида кальция. Производство кальцинированной соли. Увеличение экспорта с 600 млн долл. до 721 млн долл.
Агрохимия Запасы калийных солей 6,5 млрд тонн фосфатных руд более 15 млод тонн. Емкость рынка агрохимии - 0,47 млод допл. Импортная емкость макрэрегиэна -млод долл. ■ Казфосфаг; ■ Казазот; ■ Еврохим. Казахстан ТС Гербициды 84 400 Нитрат аммония 79 102 Инсектициды 17 164 Фунгаццды 12 182 ■ Полное обеспечение внутреннего спроса на минеральные удобрения и гербициды; ■ Увеличение объема производства минеральных удобрений с 250 тыс. тонн до 2 млн. тонн в год; ■ Доля экспорта от ебщего объема производства продукции агрохимии составит не менее 50%; ■ Производство агрохимической продукции: гербицидов, фосфорных удобрении, калийных удобрений.
Производство строительных материалов Развод анные запасы стекольных песков превышают 40 млн тонн, известняков 15 млн тонн ■ Henkel: ■ Knauf; ■ Italcementl; ■ Heldelberg Cement. Казахстан ТС Плиты, листы, 4^ 613 пленка, фольга и полосы из полимерных ■ Производство листового стекла -190 тыс. тонн; ■ Фасадные материалы [травертин, гранит) - 20 тыс. т в год; ■ Увеличение мощности 4 цементных заводов на 3 млн. т в год:
Приоритетные секторы Особенности сектора Действующие производства Потребность (импорт), в £ млн Задачи ГПИИР (2016-2019 гг.)
Глина, каолин, полевой шпат, кварцевый песок материалов Неармирован 43 95 ное стекло Фитинги 27 200 Плиты из 30 260 древесины ■ Производство строительных смеоей, гипса, 140 тыс. т в год; ■ Производство э нергосб ерегающих м атериэл ов.
Производство продуктов питания Сел ьскохозяйственны е угодья 222 млн га: -Пашни-29 млн га; -Пастбища - 187 млн га. Казахстан входит в первую тройку в мире по объемам экспорта муки ■ Coca-cola; ■ Danone; Казахстан ТС Туши и 166 797 субпродукты домашних кур Шоколад и 550 2200 коццлтерские изделия Молоко и 70 600 сливки, сгущенные Сыры разные 70 1726 Снижение импорта от потребления: ■ молочной продукции до 7%; ■ растительного масла до 3,4%; ■ сахара до 16,7%; ■ плодоовощной продукции до 5,4%. Увеличение экспорта мясопродуктов - в 2 раза.
Для развития промышленности Казахстан обладает следующими преимуществами:
1. выгодное географическое расположение;
2. высокая обеспеченность природными ресурсами;
3. макроэкономическая и политическая стабильность;
4. наличие действующей промышленной политики, подкрепленной системой институтов развития, государственных холдингов и национальных компаний;
5. благоприятный деловой климат;
6. формирующаяся транспортно- логистическая инфраструктура;
7. инвестиционные и налоговые преференции.
Республика Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам природных ископаемых, включая 10-е место в мире по уровню разведанных запасов углеводородов, и является крупнейшим экспортером урана. В недрах выявлены 99 из 117 компонентов периодической таблицы химических элементов, из них 70 элементов разведаны, 60 из которых - добывается. Северная часть Казахстана имеет ветровую карту, привлекательную для развития ветроэнергетики. Южная часть Казахстана имеет достаточную плотность солнечной активности.
I II
f ^ ¿t / J // У /
/
2
2
Рисунок 4. Место РК в мире по запасам
19 ■ 1 ш ) Ц| ) 10 11 11 1411
/ </ у / V/ ' ✓ Л/ ✓ /
Рисунок 5. Место РК в мире по добыче
Казахстан обладает достаточными золотовалютными резервами, существенным объемом средств в Национальном фонде и устойчивой политической системой для поддержания макроэкономической и политической стабильности.
Сформирована, законодательно утверждена и действует система институтов развития и мер государственной поддержки. Национальные холдинги создают каркас для проведения активной государственной промышленной политики.
В ходе реформирования государственных функций и процедур Республика Казахстан достигла успехов в повышении качества делового климата. Позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран ВЭФ (50 место в 2013 году) и рейтинге Всемирного банка по качеству условий для ведения бизнеса (49 место в 2013 году) выше, чем у партнеров по Таможенному союзу и большинства стран макрорегиона.
Наиболее перспективными направлениями для развития в Казахстане в ближайшее время будут следующие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроение, химическая отрасль, нефтегазохимия и стройиндустрия (табл. 4).
Таблица 4
Перспективные отраслевые ниши в РК
Отрасли Всего Отечественное производство Импорт
ГМК $12,7 млрд $8,9 млрд $3,8 млрд
Машиностроение $10,3 млрд $2,1 млрд $8,2 млрд
Химическая отрасль $1,7 млрд $0,6 млрд $1,1 млрд
Продукты питания $3,8 млрд $2,6 млрд $1,2 млрд
Строительные материалы $1,3 млрд $0,94 млрд $0,34 млрд
Нефтегазохимия $0,5 млрд $0,05 млрд $0,4 млрд
Нефтепереработка $1,7 млрд $1,1 млрд $0,6 млрд
Большое внимание в Казахстане уделяется улучшению инвестиционного климата и поддержке инвесторов. Так, в Республике уже создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая поддержку индустриально инновационных проектов и инвестиций. Кроме того, с каждым годом пополняется перечень инвестиционных преференций. На сегодняшний день насчитывается уже более 100 инструментов государственной поддержки. Среди них:
• налоговые льготы (освобождение от КПН и налога на землю в течение 10 лет, освобождение от налога на имущество в течение 8 лет);
• таможенные льготы (освобождение от уплаты при импорте: технологического оборудования, комплектующих, запасных частей, сырья, материалов);
• права недропользования (на основе прямых переговоров как мера господдержки индустриального проекта);
• гранты, инвестиционные субсидии (земельные участки, возмещение до 30% затрат на: СМР, оборудование);
• миграционные льготы (Право на привлечение иностранной рабочей силы без разрешений).
С 2010 по 2013 годы в экономику Казахстана было привлечено более 100 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций. Из этой суммы в несырьевые отрасли экономики инвестировано около 25 млрд долл. США. Привлечению инвестиций способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные, налоговые преференции, государственные натурные гранты.
За годы реализации Программы ГПФИИР (2010-2014 гг.) в Казахстан было привлечено 29 иностранных инвесторов из списка Global-2000, которые запустили 49 проектов на сумму 2,5 млрд долл.
- Toyota;
- Rio tinto;
- Alstom;
- Chevron; Cameco; Areva;
- Kia motors;
- Anadolu Efes;
- Flowserve;
- O-Basf;
- Heidelberg Cement;
- General Electric; Airbus group; Hyundai;
- Peugeot;
- Thyssen Krupp;
- Posco;
- Sanofi;
- Keppel Corporation;
- Total;
- Thales;
- AES;
- Danone; The Linde group; Solvay;
- Metro Group;
- LG;
- LS;
- Sumitomo metal mining.
Для реализации второго этапа индустриализации Казахстана будут проведены мероприятия по привлечению ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки. Также планируется создание совместных предприятий с «якорными инвесторами» - международными стратегическими партнерами.
Для этого усилия государства будут сконцентрированы на улучшении существующих условий для инвесторов. Будет предусмотрен новый пакет стимулов, внедрение инвестиционных контрактов, предусматривающих стабильность законодательства и инвестиционные субсидии. Также будет проработан вопрос по разрешению безвизового режима и отмены регистрации в миграционных службах для инвесторов стран - членов ОЭСР.
По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам, в том числе с участием ТНК, будут заключаться инвестиционные контракты, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки.
Планируется создание единого окна для инвесторов на базе Комитета по инвестициям, а также усиление деятельности по постинвестиционной поддержке инвесторов на базе сети центров по обслуживанию инвесторов (далее - ЦОИ) в регионах.
В целях развития и продвижения экспорта будет продолжена работа по сервисной поддержке экспорта, включающая мероприятия: по продвижению товарных знаков, презентации на международных выставках в формате единого национального стенда, участию компаний в зарубежных выставках, организации торговых миссий за рубежом, изданию справочника экспортной продукции и литературы в помощь экспортерам; информационно-аналитическому содействию экспортерам; проведению обучающих тренингов, а также зарубежных туров на экспортные производства; развитию экспортной упаковочной отрасли; продвижению интернет-ресурса для экспортеров и покупателей; формированию идеологии экспортной ориентированности; интеграции Казахстана в число поставщиков продукции в рамках гуманитарной помощи. Также будет продолжена работа действующего Совета экспортеров при Министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Будет создана сеть промоутерской поддержки на целевых рынках.
Основным направлением экспорта станут приграничные регионы России, страны ТС и Центральной Азии, Афганистан, Иран, страны Кавказа, западные регионы Китая.
В рамках программы ГПИИР также запланированы мероприятия, которые будут способствовать улучшению качества транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры, имеющей большое значение для эффективного функционирования экономики.
Следует отметить, что в целях защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов в Казахстане, в том числе оказания помощи инвесторам в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядке, а также предотвращения неправомерных действий и решений государственных органов уже создан институт инвестиционного омбудсмена в Казахстане.
За годы реализации ГПФИИР сняты инфраструктурные ограничения. Полностью решен вопрос энергодефицита, построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа - Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), построено порядка 1700 км железных дорог (Узень -государственная граница с Туркменистаном, Жетыген - Коргас, Бейнеу - Жезказган, Аркалык - Шубаркуль).
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ
Рисунок 6. Транснациональные коридоры
Рисунок 7. Строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги Казахстана
Протяженность железных дорог Казахстана составляет 14,8 тыс. км, электрифицированных железных дорог - 4,2 тыс. км. Развернутая длина железных дорог составляет 19,8 тыс. км, станционных железных дорог - 6,4 тыс. км.
Рисунок 8. Схема сети железных дорог
В настоящее время в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон. За годы реализации
первой пятилетки активизировалось развитие СЭЗ по заполнению инвестиционными проектами.
Рисунок 9. СЭЗ - потенциальные инвесторы
Успешное индустриальное развитие в Казахстане зависит от многих факторов с разной степенью неопределенности. Целесообразно рассматривать различные сценарии, которые позволят своевременно корректировать заданные приоритеты в зависимости от меняющихся тенденций. Индустриальное развитие Республики Казахстан в значительной степени зависит от двух стратегических условий: конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.
Конъюнктура мирового рынка ресурсов, формирующаяся в зависимости от состояния глобальной экономики, сильно влияет на деятельность системообразующих предприятий сырьевого сектора Казахстана. Как следствие, это отражается на доходной части государственного бюджета, внутреннем спросе и благосостоянии граждан.
Интеграционные процессы в макрорегионе определяют каналы сбыта отечественной промышленной продукции, а также влияют на развитие кооперации с иностранными инвесторами в области трансферта технологий и инновационного развития. Степень интеграции макрорегиона во многом определяет возможности и перспективы диверсификации экономики.
Индустриальное развитие страны может быть представлено следующими 4-мя сценариями:
1) «Благодатная почва» - это наиболее позитивный сценарий, возможный при наличии благоприятной конъюнктуры глобального рынка ресурсов и при условии тесной интеграции стран макрорегиона. При реализации данного сценария государственная поддержка должна быть направлена как на добывающие отрасли, так и на несырьевой сектор экономики. Это позволит достичь значительных темпов роста промышленного производства и нарастить экспортный потенциал;
2) «Сырьевой рост» - это сценарий при лучшей конъюнктуре рынка ресурсов, но в условиях слабой интеграции макрорегиона. В этом случае стабильный рост промышленного производства будет обеспечиваться за счет сырьевого сектора. При этом в обрабатывающих отраслях стоит ожидать относительно низких темпов роста. Поэтому государству необходимо сконцентрироваться на развитии секторов и кластеров, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов;
3) «Рост за счет технологий» будет реализовываться при активной интеграции стран макрорегиона, но в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка ресурсов. Тем не менее, производство будет расти за счет несырьевых отраслей, что предполагает качественное развитие человеческого капитала. При этом темпы промышленного роста ожидаются ниже, чем в двух предыдущих сценариях;
4) «Спад в экономике» - неблагоприятный сценарий, потенциально возможный при низкой конъюнктуре сырьевого рынка и в отсутствие интеграции стран макрорегиона. Как следствие,
экономическая изоляция с учетом отсутствия доступа к новым технологиям может привести к снижению инвестиционной активности в стране. В таких условиях, во избежание спада в промышленном производстве, государство будет играть ключевую роль посредством применения антикризисных мер вкупе с эффективной политикой распределения ресурсов.
Заключение
Таким образом, названные альтернативные сценарии дают нам общее описание вариантов будущего развития, что в перспективе делает возможным смену приоритетов в зависимости от их актуальности.
Реализация второго этапа ГПИИР позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года:
1) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,6 раза в реальном выражении;
2) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;
3) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,7 раза;
4) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;
5) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 53 тыс. человек.
Данные показатели в дальнейшем могут быть скорректированы в Программе и других государственных документах в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.
ИСТОЧНИКИ
1. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-
2019 годы.
2. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики
Казахстан на 2015-2019 годы.
3. Презентация «Программа индустриально-инновационного развития Республики
Казахстан на 2015-2019 гг.».
4. Методическое пособие по разъяснению послания Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана Нурлы жол - путь в будущее//Министерство культуры и спорта Республики Казахстан Институт Евразийской Интеграции.
Marat M. Idrisov, Deputy Chairman of the Board, Kazakhstan Institute of the Industry Development, JSC
The program for social-innovation development of the Republic of
Kazakhstan in 2015-2019
ABSTRACT:
The article presents the works on the program that has laid the foundations for further industrial development and is considered to be an example of a state system approach to the development of own industrial base. The main goal of the program has been to provide a sustainable and balanced economic growth through diversification of the economy and increase of its competitiveness. The author has been focused on the manufacturing industry. KEYWORDS: State program of Accelerated Industrial and Innovative Development of the Republic of Kazakhstan, industry, Kazakhstan, manufacturing industry, performance, metallurgical complex, oil and gas sector