Научная статья на тему 'Конкурентные факторы индустриально-инновационного развития национальной экономики Казахстана'

Конкурентные факторы индустриально-инновационного развития национальной экономики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОНОПОЛИЯ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Урак Жолмурзаевич, Шимшиков Жангельды Ерденович

В статье представлены некоторые итоги проведенных авторами исследований проблем реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные факторы индустриально-инновационного развития национальной экономики Казахстана»

КОНКУРЕНТНЫЕ ФАКТОРЫ ИНДУСТРИАЛЬНО -ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Алиев Урак Жолмурзаевич

доктор экономических наук, профессор. Образовательная корпорация «Туран», вице-президент, действительный член Академии философии хозяйства, президент Академии Metaepistemia Universum г. Астана, Казахстан. E-mail: [email protected]

Шимшиков Жангельды Ерденович

кандидат экономических наук, профессор. Астанинский филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Институт экономики» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, директор г. Астана, Казахстан. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены некоторые итоги проведенных авторами исследований проблем реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.

Ключевые слова: индустриально-инновационное развитие; конкуренция; конкурентные факторы; конкурентоспособность; монополия; Казахстан

Код УДК: 330.101

Annotation. The article presents some results of researches of the State Program on Forced Industrial-Innovative Development of the Republic of Kazakhstan problems, conducted by authors.

Keywords: industrial-innovative development; competition; competitive factors; competitiveness; monopoly; Kazakhstan

1. В Казахстане была принята Государственная программа по форсированному индустриально -инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР), реализация которой остается главным ориентиром модернизации национальной экономии страны.

ГПФИИР Республики Казахстан на 2010-2014 годы нацеливает экономику страны на достижение следующих целевых индикаторов к 2015 году: рост ВВП на 50% от уровня 2008 года; повышение производительности труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% в отдельных секторах экономики; доведение доли несырьевого экспорта до 40%; снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года; увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих.

Для достижения таких показателей развития национальной экономики, позволяющих резко повысить её глобальную конкурентоспособность, требуется соответствие следующим требованиям: конкурентность, стабильность, динамичность, устойчивость, адекватность и действенность, а также

74

У.Ж. Алиев, Ж.Е. Шимшиков

проникнутость рядовых граждан экономически активного населения страны в целом инновационной идеей.

2. На основе проведения сравнительного анализа инновационного развития ряда стран, нами выявлены факторы успешного развития конкурентоспособной национальной экономики. К ним относятся: последовательная и долгосрочная инновационная политика; эффективное использование инновационного потенциала; укрепление сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами; выявление и целевая поддержка важных для инновационно-технического потенциала направлений; предоставление государственной поддержки потенциально инновационным фирмам; изучение и внедрение лучшего международного опыта; разумное привлечение иностранных инвестиций ТНК; развитие программы коммерциализации инноваций. Изучение опыта Финляндии, например, убеждает в отсутствии в Казахстане самого главного элемента инновационной системы - конкурентоспособных компаний, способных крупномасштабно коммерциализировать научно-технические и технологические разработки и использовать их в производстве товаров, пользующихся массовым спросом с высокой добавленной стоимостью с последующей реализацией на мировом конкурентном рынке. Казахстану целесообразен опыт Норвегии в части перемещения упора на научные исследования в ВУЗах и требования от иностранных корпораций, работающих на местном рынке, локализации инновационных технологий или передачи их отечественным НИИ страны. Изучение опыта Монголии позволило выявить реальную угрозу для Казахстана «сырьевого проклятия» и неоколониализма на основе экономической зависимости от монопсонистской политики Китая.

3. Можно констатировать низкую активность частного сектора в инновационном процессе страны и особенно отстраненность малого и среднего предпринимательства (МСП). Реализация инновационных проектов в Казахстане обусловлена препятствиями, добросовестная конкуренция нарушается монополией доминантов, а многие хозяйствующие субъекты, считая отечественную инновационную среду низко конкурентной, довольствуются лишь трансфертом технологий, оборудований и т. д.

Анализ степени соответствия социально-экономического развития Казахстана темпам форсированного индустриально-инновационного развития показал, что она не совсем соответствуют выбранным государством темпам её реализации. Они не согласуются по вышеуказанным нами 6 требованиям, а именно: стабильность, динамичность, устойчивость, конкурентность, адекватность и действенность.

В результате проведения анализа выполнения основных индикативных показателей ГПФИИР обнаружены серьёзные негативные расхождения: второй год подряд (2011, 2012 годы) между запланированными по Госпрограмме индикаторами и его фактической реализацией по трём направлениям промышленности: а) горнодобывающая в 2011г.: - 2,6, в 2012 г: - 3,4; б) обрабатывающая в 2011 г.: - 0,2, в 2012 г.: - 10,3; в) водоснабжение и т.д. в 2011 г.: - 1,6 в 2012: -7,0 [2] что противоречит выбранному Программой курсу на диверсификацию обрабатывающего сектора за счёт переработки отраслей экономики страны. Анализом установлено, что главным тормозом в реализации ГПФИИР в стране выступает коррупция в государственных органах: лишь за 9 месяцев 2013 года выявленный ущерб от неё государству составил свыше 8,2 млрд. тенге [3].

4. Вопросы конкуренции особенно актуальны для Казахстана, где государственные компании, объединенные в Фонд национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына» или другие крупные фирмы занимают доминирующее положение в экономике. И наоборот, сектор малых и средних предприятий отмечен почти атомистической структурой рынка и более сложными условиями ведения бизнеса, что сдерживает рост компаний. Компаний среднего бизнеса в Казахстане практически не существует. Наличие должной конкуренции вызвало бы больший интерес к инновациям в индустрии, где в настоящее время доминирует несколько крупных

предприятий. При такой фрагментированной структуре сектора малого и среднего бизнеса благотворное влияние конкуренции маловероятно.

5. В республике должны быть приняты соответствующие меры по повышению конкуренции в отраслях с монополистической или олигополистической структурой рынка, которые не подвергаются импортной конкуренции и не являются конкурентоспособными на международных рынках. Это может быть достигнуто путем создания правовых рамок, позволяющих компетентным органам эффективно управлять рынками с помощью разнообразных инструментов, включающих в себя надзор, устранение структур, мешающих свободной конкуренции, и коррекцию недобросовестной деловой практики, а также стимулировать конкуренцию и поощрять выход на рынок малых и средних предприятий.

Оценка состояния конкуренции практически невозможна и неосуществима, что уже доказано исторической практикой антимонопольных органов развитых стран, а также теоретической разработкой и практическим применением таких составляющих и форм проявления конкуренции как «конкурентоспособность», «конкурентная среда», «конкурентность». Отсюда широкое оперерирование категорией «конкурентные факторы», определение их содержания и структуры, а в последующем «маркировка» их показателей дают хорошую возможность оценки состояния самой конкуренции посредством анализа конкурентных факторов. Существующие расчетные показатели конкурентных факторов, как-то: «конкурентоспособность», «конкурентная среда» вполне вписываются в систему показателей конкурентных факторов индустриально-инновационного развития для оценки состояния конкуренции как общего явления, процесса.

6. Развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Казахстана и способствующим доступу казахстанских экспортеров и инвесторов на внешние рынки. После подписания Договора стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы определенные предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.

В заключение в качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, считаем необходимым:

1) активизировать участие антимонопольного органа в деятельности Международной конкурентной сети;

2) развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств-участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике,

3) создать систему гармонизации регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Белорусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Эти и другие теоретические и практические вопросы данной темы получили рассмотрение в ряде из ранее опубликованных работ авторов [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование и развитие конкурентных факторов экономики Республики Казахстан / под

ред. Ж. Е. Шимшикова. — Астана, 2013. — 140 с.

2. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theoreticaleconomy.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.