ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ -КАК ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
С.С. Рыбачек, асп. Российского университета дружбы народов
Становление ИКС в современной России проходит медленно, хотя история организации консультирования в сельском хозяйстве России имеет длительный период. Известно, что еще в 1797 г. при Сенате была создана Правительственная экспедиция, а при ней - Практическая школа земледелия. Выпускники этой школы отправлялись в деревни, где им выделялась земля для учебного хозяйства и обучения местных крестьян передовым навыкам ведения земледелия. Попытка создания единой системы сельскохозяйственного консультирования в России потерпела неудачу, поскольку у крепостных крестьян отсутствовал интерес к успешному развитию аграрного производства, хотя уездные земства стали развивать консультирование начиная с 70-х гг. XIX в. и в штате чиновников земств были уже уездные и участковые агрономы. Поскольку бюджеты уездных земств формировались за счет добровольных взносов местного населения, была обеспечена определенная заинтересованность крестьян в агрономических услугах. Потом возникла губернская агрономия, которая содержалась уже на средства губернии и занималась, в основном, более сложными работами и работами межуездного характера. Появление губернских агрономов позволило сформировать систему, очень похожую на информационно-консультационную службу, которая в настоящее время формируются в ряде регионов России. Первостепенное значение в той системе имели участковые (уездные) агрономы, работающие непосредственно с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Конечно, теоретические разработки по выявлению сущности, роли и места сельскохозяйственного консультирования принадлежат известному российскому ученому А.В Чаянову (18881937). В 1918 г. А.В. Чаянов в работе «Основные идеи и методы работы Общественной Агрономии», обобщив отечественный и зарубежный опыт деятельности консультантов в сельском хозяйстве, определил общественную агрономию как «систему общественных мероприятий, стремящуюся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных (в условиях времени и места) форм его».
Необходимо подчеркнуть, что А.В Чаянов видел основные задачи общественной агрономии в ускорении и рационализации стихийно эволюционирующего сельского хозяйства в сторону большего соответствия изменяющимся условиям, а деятельность общественной агрономии видел в качестве организатора проходившей в то время реформы сельского хозяйства. При этом А.В. Чаянов изучает не только само хозяйство, но и окружающие его местные условия, сообразно им проектирует рациональный план организации хозяйства и намечает план плавного ухода от старой системы ведения производства к новой. А поскольку перед ним не безропотные исполнители его воли, а самостоятельные сельские хозяева, организующие и ведущие свое хозяйство согласно своей воле и своему разумению, никто не может, помимо них самих, распорядиться их хозяйством, никто не в праве приказать
им что-либо. Как подчеркивал А.В Чаянов, общественная агрономия не должна заменять собою народнохозяйственные силы, она должна сыграть в отношении их роль фермера, возбуждающего и направляющего их работу. Сельские товаропроизводители будут готовы изменить систему управления производством в том случае, если они будут убеждены, что это позволит увеличить производительность. Новые научные открытия, результаты экспериментов, другие меры сельхозтоваропроизводителей представляют новые возможности для рынка, дают им возможность увеличить объем производства продукции без роста издержек или уменьшить эти издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. В качестве главной задачи консультанта общественной агрономии А.В Чаянов определял задачу не простого доведения до крестьян сведений о нововведениях, а повышения уровня их знаний с использованием передового практического опыта до уровня, позволяющего принимать решения самостоятельно. Эти решения могут быть приняты только самими сельскими товаропроизводителями, поскольку именно они лучше других знают свое хозяйство.
А.В. Чаянов видел основную цель товаропроизводителя в оптимальном использовании специфики местоположения хозяйства. Это означало, что основной задачей сотрудника консультационной службы является не изменение форм ведения хозяйства, а обучение товаропроизводителей, в результате чего они смогут решить, изменять или нет свой способ ведения хозяйства. Успешное обучение сельскохозяйственных производителей требует хорошего знания ситуации и умения анализировать ее. Для сотрудников консультационной службы недостаточно знаний только о научно-исследовательских достижениях. Необходимо также, чтобы они искали новые творческие способы применения этих достижений в каждой конкретной ситуации, используя практический опыт товаропроизводителей. Им также требуется хорошее знание местных рынков сбыта и тенденций их развития. Таким образом, сотрудник консультационной службы должен быть обучен не только технологии сельскохозяйственного производства, но также и экономике, обладать навыками преподавания и обучения.
По мысли Чаянова, задача консультантов заключается не в том, чтобы диктовать сельскохозяйственным производителям, что им делать, а в том, чтобы развивать их способность самим самостоятельно принимать решения. Во-первых, это дает возможность адаптировать их решения к местной агрономической ситуации. Во-вторых, сельскохозяйственные производители будут лучше выполнять свою работу, если приняли решение сами, а не реализуют решение, принятое за них сотрудником консультационной службы. В-третьих, непонятно, что дает право консультанту принимать решения за
сельскохозяйственных производителей, если именно они, а не консультанты, будут иметь дело с последствиями принятых решений.
Современная сущность информационноконсультационной деятельности (ИКС) остается неизменной. Ее можно только конкретизировать и дополнять, согласуя с конкретными условиями сегодняшнего этапа реформ в сельском хозяйстве, с конкретными условиями регионов. В советский период в нашей стране развитие ИКС было прервано на многие годы. И только в 1993 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ начало возрождать службу консультирования заново. Изучали зарубежный опыт, на примере нескольких регионов России начали отрабатывать новые подходы к организации консультационной деятельности, в том числе при поддержке зарубежных спонсоров. Ситуация коренным образом измениласьтолько в 1996 г., когда началась реализация Проекта поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС). Проект предусматривал создание двух основных подразделений:
- системы информации о рынке (СИР) во всех субъектах Российской Федерации;
- ИКС АПК в регионах, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение.
Система информации на рынке в агропромышленном комплексе России включает в себя не только сбор и обработку, но и распространение конъюнктурной информации, включая анализ материалов о состоянии рынков по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Задача службы состоит в улучшении ориентации субъектов агропромышленного комплекса на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Это позволяет принимать мотивированные маркетинговые решения об объемах производства и реализации продукции. Цель достигалась путем оперативного распространения широкого спектра конъюнктурной информации в системе АПК.
Организационная структура системы состояла из центральной службы рыночных новостей и эко-
номического анализа, расположенной в Минсельхозпроде России, и ее местных подразделений в областных (краевых, республиканских) и районных органах управления агропромышленным комплексом.
Ныне система рыночной информации в рамках проекта АРИС создана в 37 субъектах Российской Федерации, в 53 регионах. Система обеспечивает общедоступную конъюнктурную информацию:
- способствует принятию мотивированных решений в области производства и реализации (закупки) продукции: что и в каких количествах производить, где, когда и по каким ценам продавать (закупать);
- ликвидирует либо существенно сокращает необоснованную разницу в ценах на аналогичную продукцию - «выравнивает» цены;
- уменьшает возможность появления дефицита и, наоборот, затоваривания на конкретном рынке, способствует его оптимальному наполнению;
- сокращает проявления локального монополизма.
Информационно-консультационная служба АПК ориентируется на развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.
Таким образом, информационно-консультационная служба имеет трехуровневую иерархическую структуру: федеральный, региональный и районный уровни.
В настоящее время в структуре органов управления АПК находятся 27 ИКС регионального и 125 ИКС районного уровня.
В системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) - девять ИКС регионального уровня и 18 - районного.
При высших учебных заведениях функционируют четыре региональные ИКС, при сельскохозяйственных колледжах - девять районных
Раздел 16. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТРУКТУРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРАВА ФЕРМЕРОВ НА ЗЕМЛЮ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В.В. Устюкова, д.ю.н., зав. сектором Института государства и права РАН
За три с половиной года, прошедшие с момента введения в действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ «Об обороте земель...»), в него уже неоднократно вносились изменения и дополнения. Причем эти изменения носили не «косметический» характер. Они затрагивали
основополагающие вопросы, в том числе принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, порядок совершения сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земли этой категории.
Очередные изменения в ФЗ «Об обороте земель...» внесены Федеральным законом от 18 июля