ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАК ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА
THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHY AS THE BASIS OF THE TECHNICAL-AESTHETIC SPORTS
Мостовая Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna Ph. D., associate professor of the department
«Applied physical culture»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Дегтярёв Игорь Григорьевич старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Degtyarev Igor Grigorievich senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Дёмочкина Татьяна Николаевна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Demochkina Tatiana Nikolaevna senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. История хореографии - это история развития и становления современных технико-эстетических видов спорта и систем физических упражнений. Большие и малые прыжки, вращения, шпагаты и т.п. являются элементами танцевального искусства. Развиваясь и совершенствуясь, эти элементы легли в основу художественной гимнастики, акробатики, фигурного катания, синхронного плавания и т.д. В настоящее время хореография является
О
главным средством формирования и развития пластической выразительности, артистичности.
Abstract. The choreography is the story of the development and establishment of modern technical and aesthetic sports and systems of exercises. Large and small jumps, spins, splits, etc. are the elements of the art of dance. Developing and improving these elements formed the basis of art gymnastics, acrobatics, figure skating, synchronized swimming, etc. currently, the choreography is the main means of formation and development of plastic expression, artistry.
Ключевые слова: артистичность, выразительность, искусство, системы физических упражнений, спорт, техника, хореография.
Keywords: artistry, expressiveness, art, physical exercises, sports, technique, choreography.
Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Танец является самым древним и массовым видом искусства, в котором наглядно показывается жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов.
Первые танцевальные каноны и правила начинали складываться еще в XII в. В эпоху средневекового Ренессанса наблюдается расцвет рыцарской культуры. В это время устраиваются танцы-променады, танцы-шествия, которые включались в полуцерковные, полусветские процессии и были достаточно сложными по постановочному замыслу. Позднее, в XIII - XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев.
Важна роль скоморохов в развитии и популяризации народных танцев. Их пляски, хороводы, игры и песни положили начало основам хореографии. Разумеется, пляски скоморохов значительно отличались от бальных танцев, но их роль в развитии хореографии неоценима.
В XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что они являются развратными и губительными для души развлечениями.
Наиболее пышного расцвета танцевальное искусство достигло в XV и начале XVI вв. в Италии, а в XVII в. - во Франции. Она обогатилась более сложными и изящными движениями, техникой исполнения. Несколько укороченные женские платья (согласно моде того времени) позволили разнообразить движения ногами. Во Франции того времени сложились новые, строго канонизированные танцевальные формы.
Людовик XIV в 1661 г. издает указ о создании Парижской Академии танца. Согласно его мнению, она должна была воспитывать хорошие манеры, осанку и выправку (для военных) у привилегированных классов. Преподавать в Академии Людовик назначил тринадцать лучших учителей. Им было поручено установить строгие танцевальные формы, разработать общую для всех методику преподавания, изобретать новые танцы и совершенствовать старые. Новые танцы и движения очень часто заимствовались учителями у народной хореографии. Созданная Людовиком XIV Академия сыграла огромную роль в развитии и популяризации танцевального искусства.
Эпоха Возрождения ознаменована появлением огромного количества бальных танцев и появлением сценического.
В XIX в. самым популярным танцем стал вальс. Этому поспособствовали такие известные композиторы, как В.А. Моцарт (1756-1761), Й. Ланнер (18011843) и, конечно же, И. Штраус - отец (1804-1849). Благодаря И. Штраусу, Вена стала считаться столицей вальса, а сам танец стал более грациозным, легким и трепетным.
Основным и самым сложным видом хореографии является балет. Слово «балет» происходит от французского «ballo» (танцую). Это один из видов сценического искусства, в котором неразрывно сочетаются танец и музыка. В основе балета обычно лежит какой-либо сюжет, но сегодня есть и бессюжетные балеты. Основной вид танца в балете - классический. В настоящее время в нем широко используются и пантомима, и акробатика, и гимнастика.
Родиной балета считается Италия, но затем он перекочевал во Францию, где расцвел как пышное и торжественное зрелище. В конце XVII в. появляются новые театральные жанры: балет-комедия, балет-опера. И только к концу XVIII в. балет становится самостоятельным видом искусства.
Благодаря реформам известного французского балетмейстера Ж.Ж. Новера (1727-1810), в этот период времени создаются спектакли, где драматическое содержание раскрывается посредством пластики. Балетмейстер объединил в одно целое движения и музыку, назвав музыку «программой, определяющей движения и действия танцовщика».
В России балет начинает зарождаться при Петре I (1672-1725). С его высочайшего благословления в 1738 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая балетная школа (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Именно с этой даты начинается история русского балета.
До этого российские правители заботились о развитии культуры и танцевального искусства в стране. Так, например, царь Михаил Федорович (1596-1645.) ввел в штат придворных должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин, который должен был не только плясать сам, но и обучать танцам своих 29 учеников. При царе Алексее Михайловиче был открыт первый театр, в котором было заведено показывать танцы между актами пьесы.
Позднее, по велению Петра I, вся знать была обязана обучаться танцам. Бальные танцы стали преподавать в кадетских корпусах, а с открытием летнего театра в Летнем саду кадеты стали участвовать в балетах. Преподаватель танцев того времени Жан-Батист Ланде понимал, что представители дворянских сословий, несмотря на большие успехи в танцевальном искусстве, никогда не посвятят ему свою жизнь. В этой связи Ланде подал прошение о принятии в школу мальчиков и девочек простого происхождения. Получив разрешение, в школу были отобраны 12 девочек и 12 мальчиков из дворцовой челяди. Несколько лет упорного труда балетмейстера и его учеников дали свои результаты. Первые выступления танцоров привели публику в восторг. А с 1743 г. первым артистам балета начинают выплачивать жалованье. Русская балетная школа воспитала замечательных танцоров, чьи имена помнят и поныне: Аксинья Сергеева, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасий Топорков, Андрей
Нестеров.
Конец XIX и начало XX в. в становлении русского балетного искусства ознаменовано яркими событиями, творческими поисками и неординарными решениями. Так, рождение музыкальных шедевров П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дали возможность танцовщикам раскрыть на сцене образы героев, передать их внутренний мир, донести до зрителя внутреннюю борьбу, взаимодействие, глубокое образное содержание спектакля.
Творческое новаторство Чайковского было подхвачено известным балетмейстером Мариусом Петипа (1818-1910), который завершил формирование классического танца как основного выразительного средства балетного искусства. Им были собраны воедино и упорядочены правила, терминология, отобраны основные элементы, создана система подготовки танцоров. Классический танец стал фундаментом всех сценических видов танца.
В XX в. рождаются новые творческие решения, преодолеваются стереотипы и условности балета XIX в. Так балетмейстер Большого театра А. А. Горский (1871-1924) старался в хореографических постановках добиваться последовательности развития драматического действия, усилить роль кордебалета, устранить разделение пантомимы и танца.
Большой вклад в развитие балетного искусства внес М.М. Фокин (18801942). Его постановки «Русских сезонов» в Париже обогащены новыми стилями и формами. Балеты «Жар птица», «Петрушка», «Шопениана», миниатюра «Умирающий лебедь» (созданная для Анны Павловой (1881-1971) принесли русскому балету славу за рубежом. Последователь Фокина, Вацлав Нижинский (1889-1950) укрепил славу нашей страны. Его самой известной постановкой стал балет на музыку И. Стравинского (1882-1971) «Весна священная». Последователем «Русских сезонов» Фокина стал «Русский балет Сергея Дягилева». Эта постоянная трупа, выступавшая в 1911 - 1913 г. за рубежом продолжила славную эпопею нашего искусства.
Помимо балетного искусства, на рубеже XIX-XX в. Формируются и приобретают популярность различные гимнастические системы: шведская, немецкая, сокольская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова и т.п.
Возникшая в середине XIX в. в Чехии сокольская система гимнастики была создана профессором эстетики Пражского университета М. Тыршем и отличалась прямолинейностью, статичностью, резкостью движений, условностью поз и положений тела. В этом виде гимнастики впервые зародились выступления и массовые соревнования - «всесокольские слёты». Сокольская гимнастика была самой популярной системой физических упражнений в своё время, и её второй пик популярности пришелся на 30-е г. XX столетия. Несколько синтезировавшись и модернизировавшись, эта система просуществовала долгие годы и дошла до наших дней в форме утренней, гигиенической, производственной гимнастики.
Система физических упражнений французского физиолога Ж. Демени отличалась динамичностью, большой амплитудой движений, минимализацией статических поз. Движения в этом виде основывались на свободной пластике, что значительно расширило средства гимнастики.
Несмотря на большую популярность, в гимнастических системах начала XX в. мало внимания уделяется женщинам. Женщинами выполнялись те же упражнения, что и мужчинами, не учитывая их физиологических особенностей. В 20-30-е г. прошлого столетия Женевьевой Стеббинс и её последовательницей, американским врачем-гинекологом, Бесс Менсендик была впервые разработана методика воспитания физических качеств (в том числе походки, осанки, красоты движений) для женщин. В основу методики легли шведские функциональные гимнастики и системы Ж. Демени.
Система Франсуа Дельсарта основана на внешнем эмоциональном выражении человеческих переживаний посредством движений, жестов, мимики. Работы Дельсарта и его учеников легли в основу теории выразительного движения, фундаментом одного из направлений в гимнастике - ритмопластики. Эта система оказала большое влияние и на становление балетного искусства, пантомимы.
Одной из последовательниц Дельсарта является наша современница Л. Н. Алексеева. Окончив студию «Московские классы пластики», она создала собственную систему «гармонической гимнастики», в которой большое внимание уделялось этюдной работе, импровизации, спортивно-танцевальным постановкам под классическую музыку, пантомиме и танцу.
Особого внимания заслуживает творчество Айседоры Дункан (1877-1927). Ее искусство объединяет в себе одновременно балет, пантомиму, гимнастику, выразительную пластику. Её танец сочетал в себе классический античный танец, построенный на свободной пластике, пантомиму, движения и принципы джазового танца. Её принципы пластической выразительности, новые для того времени, в сочетании с джазовой музыкой, покоряли весь мир. Совершенно новая трактовка танца была сенсацией в Европе. Творчество Дункан оказало огромное влияние на формирование ритмопластики сначала и художественной, спортивной, ритмической гимнастики, в дальнейшем.
Интерес к гимнастике в начале двадцатого столетия был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики Жака Далькроза. Школа была организована в 1910 г., в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно там впервые возник термин «ритмическая гимнастика». Эта система предназначалась для развития у учеников чувства ритма, слуха, музыкальности. В дальнейшем обнаружилось, что система пригодна и для воспитания физических качеств. Таким образом, основой методики Далькроза стало органическое сочетание музыки и движений.
В годы советской власти в России активно развивались спортивно-танцевальные студии. Именно в этих студиях зародилась современная художественная гимнастика. В это же время продолжают работать и развиваться разные стили естественной и ритмопластической гимнастики, продолжает работать студия Л.Н. Алексеевой.
В 70-х г. прошлого века вышла книга Моники Бекман «Джаз-гимнастика», что дало импульс к занятиям этим новым видом. Джаз-гимнастика быстро завоевала популярность в Европе. Её основу составляет методическая разновидность ритмической гимнастики, выполняемой в стиле джазового танца.
В современном мире, кроме разнообразия танцевальных школ и направлений, существует множество систем физических упражнений.
Это совокупность подобранных упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на системы организма. Среди них наибольшей популярностью сегодня пользуются атлетическая и ритмическая гимнастика, шейпинг, стрейчинг, системы единоборств, йога, гимнастика у-шу.
На современном этапе развития общества все теснее прослеживается связь систем физических упражнений и хореографии. Каждый вид дополняет, украшает и синтезирует другой. Спорт, физическая культура и хореография постоянно развиваются, совершенствуются, модернизируются. Постоянно усложняющаяся техника исполнения, все возрастающие требования к выступлениям позволяют сделать предположение о том, что человек, научившись раскрывать свой потенциал, в скором времени будет представлять чудеса акробатики, танца, пантомимы.
Сегодня большой популярностью пользуется хореография - как метод подготовки спортсменов. Средства народного и классического танцев были впервые использованы в тренировочном процессе советскими гимнастами в преддверии XVI Олимпиады в Мельбурне. Наша сборная отличилась высокой артистичностью и индивидуальностью в вольных упражнениях. Для каждой спортсменки к Олимпийским играм были подобраны стиль выступления, музыка, набор упражнений, костюм, в соответствии с их индивидуальными особенностями, темпераментом, физическими данными. Начиная с 1960 года была организована совместная работа тренеров и хореографов по подготовке спортсменов высокой квалификации к соревнованиям всесоюзного и международного масштабов.
Литература
1. Аверкович Э. П. Композиция упражнений в художественной гимнастике : метод. рек. / Э. П. Аверкович. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.
2. Бирюк Е. В. Хореографическая подготовка в спорте : метод. рек. / Е. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.
3. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 170 с.
4. Морель Ф. Р. Хореография в спорте / Ф. Р. Морель. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 110 с.
5. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : учеб. пособие / О. Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.
6. Смирнова М. В. Классический танец : методическое пособие / М. В. Смирнова. - М., 1968. - 48 с.
7. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М.: «Искусство», 1967. - 654
с.
References
1. АувгкоукЬ Е. Р. Котрог^1уа иргагИпвту V khudozhestvennoy д^паБ^кв
[Composition exercises in gymnastics]. Moscow, VNIIFK Publ., 1989, 17 p.
2. Biruk E. V., Ovchinnikova N. A. Khoreograficheskaya podgotovka v sporte [Dance training in sport]. Kiev: CHEFK Publ., 1990, 20 p.
3. Lisitskaya T. S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1984, 170 p.
4. Morel F. R. Khoreografiya v sporte [Choreography in the sport]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1971, 110 p.
5. Rumba O. G. Osnovy khoreograficheskoy gramotnosti v khudozhestvennoy gimnastike [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics}. Belgorod, Litkaravan Publ., 2013, 144 p.
6. Smirnova M. V. Klassicheskiy tanets [Classical dance]. Moscow, 1968, 48 p.
7. Tkachenko T. Narodnyy tanets [Folk dance]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1967. 654 p.