СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА
MODERN DANCE IN THE SYSTEM OF PREPARATION OF SPORTSMEN
TECHNICAL-AESTHETIC SPORTS
Мостовая Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna Ph. D., associate professor of the department
«Applied physical culture»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Козлов Федор Федорович ст. преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Kozlov Fed or Fedorovich senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Лобынцев Игорь Александрович ст. преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Lobyntsev Igor Aleksandrovich senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Успешность формирования пластической выразительности зависит от степени развитости не только телесных, но и психических качеств. В настоящее время предъявляются высокие требования к выступлениям спортсменов технико-эстетических, презентабельных видов спорта. Основным требованием является артистичность и выразительность. Современная
хореография способствует раскрытию внутренних, душевных качеств исполнителя и тем самым обеспечивает более высокий уровень выступления спортсменов.
Abstract. The success of the formation of plastic expression depends on the degree of development of not only physical, but also mental qualities. Currently high demands on the performances of the athletes technical and aesthetic, presentable sports. The main requirement is the artistry and expressiveness. Modern dance helps to reveal the inner, spiritual qualities of the performer and thus provides a higher level of performance of athletes.
Ключевые слова: движения, пластическая выразительность, танец, темп, технико-эстетический спорт, хореография, эмоциональность.
Keywords: movement, plastic expression, dance, pace, technical-aesthetic sports, choreography, emotion.
Технический рост спортсменов презентабельных видов спорта диктует новые требования к соревнованиям, судейству, организации спортивно-массовых мероприятий. Высокая техника заставляет пересматривать методы оценки и технологии развития определенных психофизических качеств спортсменов. Среди оцениваемых качеств спортсменов выделяются, как и прежде, сила, ловкость, координация, гибкость. Однако сегодня, к ним прибавляются новые: музыкальность, соответствие стилю и образу (артистичность), скорость, темп, выразительность. Выразительность выступления обращает на себя особо пристальное внимание судей, болельщиков, спортсменов [5].
В психологии понятие «выразительные движение» существует давно. Движения рассматриваются как средство невербального общения между людьми, как способ передачи информации о самочувствии, эмоциональном состоянии, темпераменте и настроении человека. Выразительность движений, с точки зрения психологии, это информативность, в которой слиты воедино смысл движения и его значение.
В искусстве выразительностью (или пластической выразительностью актера) называется степень эмоциональной передачи воплощаемого сценического образа. Глубина воплощения образа зависит во многом от степени подготовленности физического аппарата актера. Не менее важную роль играет и степень развитости его психических качеств: воображение, мышление, память и т.д.
Пластическая выразительность - это качество, которому сегодня уделяют большое внимание не только артисты, но и танцоры, спортсмены, психологи, специалисты в области невербальных коммуникаций и т.д. [3]. Сложность в понимании природы выразительности заключается в специфике определенных видов деятельности, связанных с этим качеством. Например, в спорте или танцевальном искусстве тело и движения исполнителя выступают как инструмент и материал деятельности одновременно. Создаваемый образ живет только в момент исполнения, и это затрудняет изучение и анализ пластической выразительности, так как исполнитель сам не является персонажем, а лишь представляет зрителям и судьям продукт своей деятельности.
Психофизиологии движений большое внимание уделял известный советский психофизиолог, создатель направления «физиология активности», Н. А. Бернштейн (1986 - 1966г.). Согласно его мнению, художественность исполнения зависит от особого качества движения, которое достигается участием в координации высших психических уровней. С их помощью исполнение движений приобретает особую эмоциональность и выразительность.
С точки зрения психологии и физиологии выразительность - это внутреннее образование, а с точки зрения спорта и искусства, это образование внешнее. Создаваемый спортсменом или артистом образ выступает как комплекс психофизических характеристик. Таким образом, формирование и развитие различных психофизических качеств является залогом успешного раскрытия внутреннего содержания выполняемых физических действий.
Успешность формирования пластической выразительности чаще всего присваивают различным актерским тренингам и школам. В последнее время должное внимание в плане развития артистичности стало уделяться урокам хореографии. Хореография, по сути, является тем же театром, в котором действие совершается посредством движений тела.
Хореография - это яркий и выразительный вид творческой деятельности человека, отражающий и подчиняющийся законам развития культуры. Танец в образно-художественной форме отражает жизнь народа. Особенность танца заключается в передаче мыслей без помощи речи, а лишь посредством чувств, переживаний движений, пластики, ритма, мимики.
Танец с начала зарождения человечества присутствовал во всех культурных традициях общества. Вместе с изменениями общественного строя, уклада жизни, менялись и танцы. Сегодня хореографическое искусство очень многогранно. Оно включает и народное, и эстрадно-сценическое, и классическое искусство. Танец в различной форме присутствует в жизни и культуре каждого народа. И это не случайно, так как традиционная народная хореография всегда занимала одно из первых мест в жизни человека, как на ранних этапах его развития, так и на современном этапе жизни. Сегодня хореография выполняет основную функцию - функцию культуры и является своеобразным институтом социализации детей, подростков и всего человечества.
Популярность хореографии, как в нашей стране, так и за рубежом растет с каждым годом. В России насчитывается множество детских и взрослых танцевальных коллективов, школ, студий. Огромными темпами растет мастерство танцоров, техника, сложность выполняемых элементов, темп и ритм танцев. Хореография сегодня охватывает различные виды танцевального искусства, она глубоко пустила корни в художественную гимнастику, фигурное катание, синхронное плавание, акробатику, фитнес и т.д.
Само слово «хореография» имеет греческое происхождение (от choreo -танцую) и означает написание танца. Позднее этим термином стали называть все, что связано с танцевальным искусством.
Изменения хореографии логично связаны с происходящими изменениями в укладе жизни, интересах, ведущем типе деятельности людей. Существуют медленные лирические, комические, воинственно-героические, быстрые зажигательные танцы. Все они раскрывают образы современников, их быт, основные занятия. В наши дни можно увидеть в репертуарах танцевальных
ансамблей номера, посвященные и различным историческим событиям, и современным героям, и другим злободневным темам.
Основной и самой сложной формой профессиональной хореографии является классический балет. Он основан на народных танцах, но со временем проник в высшие круги знатных вельмож и чиновников. Развитие балетного искусства в высших кругах знати пошло по пути, отличному от пути развития народного танца. Народные танцы исполнялись на земле, в тесных избах, на зеленых лужайках. Великосветские вельможи следовали специально выработанным танцевальным правилам: плавно скользили по гладкому полу, изящно приседая и вытягивая носки.
В настоящее время хореография включает в себя множество видов и разделов. Однако основными из них считаются: народный, бытовой (или бальный) и классический балет.
Народный танец, соответственно своему названию, основан на фольклоре.
Бытовой или бальный танец - это танец, имеющий народное начало, но исполняемый на балах, вечерах.
Классический танец - особый вид искусства, требующий специальной технической подготовки, драматической обработки национального и народного творчества.
Эмоционально, выразительно, артистично и легко выполнить технически сложные упражнения под силу только спортсменам, обладающим высокой культурой движения, хорошей физической подготовкой, развитыми психическими качествами. Только в этом случае тренеры и судьи могут увидеть и оценить четкость линий, большую амплитуду, соответствие стилю и музыке, красоту движений.
Для достижения высокого уровня подготовленности необходимо тщательное изучение методических основ хореографии, обобщение в целостную систему полученных знаний и навыков, умение наглядно воспринимать и читать описание элементов хореографии с помощью специальной терминологии, подбирать необходимые подготовительные и подводящие упражнения, составлять варианты усложнения, пройденного и уметь соединять их с элементами основной программы, сочинять композиции.
Овладение основами хореографии позволит сформировать правильную осанку, «чувство позы», устойчивость, координацию, красивые линии ног и рук, развить физические качества: гибкость, силу, выносливость, легкость и изящество выполнения элементов. Выполнение упражнений хореографии под музыкальное сопровождение способствует воспитанию музыкальности и ритмичности -качеств, необходимых для выполнения упражнений повышенной трудности.
В рамках хореографической подготовки следует обращать особое внимание на практическую целесообразность заданий, их смысловую нагрузку. Необходимо включать в упражнения обязательные технические элементы, присущие основному виду спорта или системе физических упражнений, сочетать упражнения друг с другом и с элементами классического или народного танцев. Упражнения следует логически связывать друг с другом [6]. Только такая связка позволит овладеть высоким уровнем спортивного мастерства.
Литература
1. Захаров Р. В. Записки балетмейстера / Р. В. Захаров. - М.: Искусство, 1976. - 351 с.
2. Карпенко Л. А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики : учеб.-метод. пособие / Л. А. Карпенко. - СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. - 40 с.
3. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая. - М.: ФиС, 1984. - 170 с.
4. Мавромати Д. П. Упражнения художественной гимнастики : учеб. пособие / Д. П. Мавромати. - М.: ФиС, 1972. - 141 с.
5. Манжелей, И. В. Инновации в физическом воспитании : учеб. пособие / И. В. Манжелей.- Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. - 164 с.
6. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : учеб. пособие / О. Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.
References
1. Zakharov R. V. Zapiski baletmeystera [Nnotes of a ballet master]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1976, 351 p.
2. Karpenko L. A. Komponenty sportivnogo masterstva i osnovy obucheniya uprazhneniyam khudozhestvennoy gimnastiki [Components of sportsmanship and learning the basics of calisthenics exercises]. St. Petersburg, Publishing house Spbgufk them. P. F. Lesgaft, 2002, 40 p.
3. Lisitskaya T. S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1984, 170 p.
4. Mavromati D. P. Uprazhneniya khudozhestvennoy gimnastiki [Exercises gymnastics]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1972. - 141 p.
5. Manzheley I. V. Innovatsii v fizicheskom vospitanii [Innovations in physical education]. Tyumen, Publishing house Tyumen state University, 2010, 164 p.
6. Rumba O. G. Osnovy khoreograficheskoy gramotnosti v khudozhestvennoy gimnastike [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]. 2nd ed. Belgorod, Litkaravan Publ., 2013, 144 p.