4. Делегеоз, Е.Г. Применение кейс-метода для повышения качества обучения в вузе // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2014. - №3. - С. 162-165.
УДК 792.8
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДУЭТНОГО ТАНЦА В ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ
Усачёв Ю.Ю., 2018 г.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, старший преподаватель кафедры хореографии, г. Тамбов
Бугаёв А.В., 2018 г.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, студент 1 курса магистратуры кафедры хореографии, г. Тамбов
Аннотация: в данной работе рассмотрен процесс эволюции дуэтного танца, согласно различным историческим периодам и тенденциям танцевального искусства начиная с древности и заканчивая настоящим временем (XXI веком). Обзор исторических фактов развития хореографического искусства в целом позволило выявить конкретные виды дуэтной хореографии, которые сформировались как самостоятельные малые формы произведения, так и в виде составной части крупной формы произведения. Данная информация поможет составить полноценную картину о разнообразии дуэтной хореографии, существующей в настоящее время и прошедшей длительный период развития и трансформации.
Ключевые слова: балетмейстер, дуэт, дуэтный танец, дуэтная хореография, парное взаимодействие, танец вдвоём, танцевальная форма, танец двух исполнителей, хореографическое произведение.
THE EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF DUET DANCE IN HISTORICAL
PERSPECTIVE
Usachev Yu.Yu., 2018 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff, candidate of pedagogical sciences, senior teacher of choreography chair, Tambov
BugaevA.V., 2018 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff, student of 1 course of a magistracy of choreography chair, Tambov
Annotation: this paper considers the evolution of duet dance, according to various historical periods and trends of dance art from antiquity to the present time (XXI century). The review of historical facts of development of choreographic art in General allowed to reveal specific types of duet choreography which were formed as independent small forms of a work, and as a part of a large form of a work. This information will help to make a full picture of the diversity of duet choreography, which currently exists and has passed a long period of development and transformation.
Key words: choreographer, duet, duet dance, duet choreography, pair interaction, dance together, dance form, dance of two performers, choreographic work.
Дуэтный танец как форма хореографического произведения представляет собой парное взаимодействие двух исполнителей, реализация которого возможно с помощью выразительных средств различных видов танцевального искусства - классического, народно-сценического, историко-бытового, современного и других танцев. Дуэтная хореография является необыкновенным вариантом демонстрации общения двух людей, осуществляемого с помощью музыкально-пластических образов. Рассматривая хореографическое пространство в целом можно сказать, что дуэтный танец в процессе своего развития прошёл несколько этапов эволюции. Этому свидетельствуют работы различных мастеров хореографии тех или иных танцевальных жанров,
среди которых Ж. Доберваль, Н. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиль, М.И. Петипа, Л.И. Иванов, А.А. Горский, В.И. Вайнонен, Л.В. Якобсон, К.Я. Голейзовский, М.М. Фокин, Ю.Н. Григорович, Н.Д. Касаткина, В.Ю. Василёв, Р. Паклитару, И. Киллиан, А, Хан и мн. др. Однако дуэтный танец берёт свое начало из парного исполнительства, источником которого является хореография Древнего мира.
Первые проявления парного исполнительства можно найти в танцевальной культуре Древней Греции. В частности, исторические источники свидетельствуют о наличии такого танца как «гормос», при исполнении которого участвовали мужчины и женщины, исполняющие подобие парного хоровода. «Танец состоял в том, что вперёд выходил избираемый из наиболее ловких юноша; он делал разные движения, которые строго повторялись другими юношами, затем медленно, скромно выступали девицы, и молодёжь обоих полов брала друг друга за руки, составляя кольцо. Звенья цепи то сходились, то расходились. Во главе шёл водитель воинственной походкой; за ним следовала девушка, олицетворяющая своими движениями непорочность и грацию; затем следовали остальные пары. Молодые люди останавливались, обнимали друг друга, смешивались в разных фигурах, соперничая в грациозных позах. То была аллегория союза мужественности и скромности, которую Лукиан называет танцем ожерелья» [7, с. 193.].
Парное исполнительство в хореографии охватывает и народный танец. В частности, практически во всех национальных танцах присутствуют различные виды перепляса, где происходило своеобразное соревнование, а также другие варианты танцев в паре - парные хороводы, кадрили, праздничные танцы и др.
Кроме того, парное исполнительство было основой для историко-бытовых танцев. Такие танцы являлись базой для бальной культуры и служили средством общения между мужчиной и женщиной, в процессе чего происходил обмен комплиментами и т.д. Начиная с эпохи Средневековья, появились так называемые «басседансы» или «басс-дансы» («bassesdanses»), что означало «низкие танцы», безпрыжковые танцы-шествия. Примером парного танца группы басс-дансов является популярный в Германии свадебный танец XIII века. Этот танец представлял собой яркое выражение атмосферы эпохи Средневековья и «был своего рода песнью любви, выливавшейся в форме предварительной мольбы о взаимности и завершающийся благодарственным аккордом любви» [7, с. 323]. Согласно специализированным источникам, охватывающим вопросы истории хореографического искусства можно сказать, что факельного является прообразом придворных парных танцев последующих эпох, которые составили комплекс салонной хореографии.
Салонные танцы возникли не самостоятельно, они исполнялись гораздо раньше в разных местностях Европы и создавались они народом и со временем этот материал совершенствовали. Среди них павана, гальярда, вольта, бурре, бокана и мн. др. (итальянская эпоха салонной хореографии); куранта, менуэт, сарабанда, гавот и мн. др. (французская эпоха салонной хореографии); мазурка, вальс, полька и др. (германо-славянская эпоха салонной хореографии) [3] [5].
Кроме салонной хореографии в эпоху Возрождения началась также и балетная эра, в которой дуэтный танец перешёл на новый уровень. В частности, это ознаменовано премьерой в 1531 году первого балетного представления в постановке итальянского балетмейстера Бальтазарини ди Бельджойозо под названием «Комедийный балет королевы» или «Цирцея». Благодаря осуществлению данной работы и последующих спектаклей, танец был вовлечён в сценическую атмосферу. То же касается и дуэтного танца как части подобного представления [3]. Впоследствии в эпоху Ж.Ж. Новерра (XVIII век) сценический вариант парной хореографии обогатился пантомимой и другими выразительными средствами - игрой, переживаниями, основанными на литературном контексте. В частности, в балетах П. Гарделя, Ш.Л. Дидло и Ж. Доберваля появились танцевальные комбинации с поддержками [5].
В эпоху Романтизма дуэтный танец получил непосредственно любовный окрас и стал трансформироваться в новую форму - pas-de-deux. Это было связано с необходимостью раскрытия новых романтических художественных образов с помощью развёрнутого композиционного решения. Об этом можно судить по постановкам дуэтных частей Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Коралли, Ж. Мазилье и т.д. [4]
В балетах мастеров XIX века (А. Сен-Леона, А. Бурнонвиля, М.И. Петипа и др.) дуэты получили академический стиль, в котором присутствовала четкость исполнения и развитая техника,
собран весь опыт прежних эпох и систем, которые доведены до профессионализма. В это исторический период окончательно сформировалась дуэтно-классическая форма pas-de-deux, которое включило в себя adagio, мужскую вариацию, женскую вариацию и коду (coda). Иногда перед adagio бывает антре (entrée) - выход танцующей пары [1, с. 388].
В дальнейшем в балетном искусстве стали появляться дуэтные композиции, нарушавшие традиционную форму pas-de-deux - это танцевальные adagio, вальсы, романсы и т. д. Такие варианты дуэтного танца в классической хореографии можно наблюдать в постановках Ф.В. Лопухова, И.И. Вальберха, Р.В. Захарова и др.
Рассматривая дуэтный танец как самостоятельную форму хореографического произведения, Р.В. Захаров разделяет её на три основных вида - простейшие, танец мужчины и женщины и танец-диалог. Простейший вид - это танец в унисон, иногда в таких танцах могут встречаться отдельные комбинации для каждого партнера, похожие дуэты называются «двойками» и чаще всего такие дуэты исполняются артистами одного пола. Второй вид дуэтного танца может быть сочинён на любую тему: печали расставания, любовь, ненависть. Два исполнителя стараются передать в танце свои чувства и взаимоотношения между ними. Третий вид дуэтного танца - это танец-диалог. Каждый из партнёров пытаются донести свою мысль, чувства и в развитие этих тем они приходят к общему единству или к победе одного над другим [2, с. 120-122].
Таким образом, к XX веку определилось такое понятие как дуэтно-классический танец, который в творчестве различных балетмейстеров варьировался в рамках формы pas-de-deux и имел три основных вида. (Таблица 1).
С появлением в XX веке искусства эстрады дуэтный танец продолжил своё развитие. Согласно мнению историка цирка и эстрады Е.М. Кузнецова эстрадное искусство - «объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в лёгкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, действующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, - в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики» [8, с. 4]. Из этого следует, что все варианты хореографии, воплощаемые на эстраде, подверглись трансформации - значительно уменьшилась продолжительность произведений (появилась форма танцевальной миниатюры); целевой аудиторией стала разнообразная общественность (в том числе и зритель, не подготовленный к восприятию искусства); исполнительский состав произведения стал главной отправной точкой балетмейстерской работы, осуществляемой согласно индивидуальностям танцовщиков.
Дуэтный танец на эстраде существовал в рамках различных танцевальных разновидностей, которые конкретизированы в теоретическом труде Н. Шереметьевской:
- акробатический танец, с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия - героики, лирики, гротеска;
- классический танец - почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатическим;
- сюжетно-характерный танец во всех разновидностях (его подчас называют сюжетно -танцевальной миниатюрой);
- народный танец, как сольный, так и массовый, решённый по схеме построения эстрадного
танца;
- военная пляска - массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнений, исполняющихся на народную и военную музыку;
- массовые танцы гёрлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющиеся под джазовую музыку;
- ритмические танцы, или «танцы в современных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового танца, также исполняющиеся под аккомпанемент джаза или инструментальных ансамблей [8].
В эпоху развития танцевальной эстрады произошла некоторая трансформация дуэтного танца, которая заключается в его соединении с акробатикой. Различные варианты поддержек усложнились и приобрели специфику яркой эффектности. Таким образом, сложился дуэтно-акробатический танец.
Дуэтно-акробатический танец всегда привносил в эстрадный концерт красоту пластики и особую эмоциональную насыщенность атмосферы. Он возник на эстраде в середине 20-х годов. В это время акробатику стали широко применять на драматической и балетной сцене, а на эстраде почти ни один танцевальный номер не обходился без шпагатов, колёс, сложных поддержек и т.д. Это можно была наблюдать в произведениях из репертуараО. Понны и А. Каверзина, А. Мозговой и Э. Тараховского, А. Редель и М.Хрусталёва и др. [2] [8]
Дальнейшее развитие дуэтного танца связано с развитием современной хореографии. Новое танцевальное направление, отличающееся свободой творческих взглядов, авангардностью балетмейстерских приёмов и психо-философской содержательностью обозначило новую ступень эволюции дуэтной хореографии.
Дуэтное танцевание в современной хореографии стало неким актом тактильного общения, вследствие чего процесс осуществления поддержек изменился. Более того дуэтный танец в современной хореографии стал базироваться не только на технике поддержек, но и на тактильно -танцевальном взаимодействии. Это сформировало новую технику танца - контактную импровизацию и партнёринг.
Партнёринг в современной хореографии означает процесс парного взаимодействия различного формата - партерного, воздушного и др. Основные принципы на которых базируется пратнёринг - доверие, осознанное слежение за перемещением центра тяжести обоих танцоров, тактильное взаимодействие и использование инерциального движения.
Контактная импровизация - новое явление в хореографии, которое иногда считается самостоятельным видом искусства. Контактная импровизация чаще всего встречается в дуэтах. Инерция и вес тела, передаются через точку физического контакта. Контактная импровизация учит доверять партнёру, чувствовать его на физическом уровне.
Использование представленных видов дуэтного взаимодействия в современном танце можно наблюдать в таких работах как «Ноктюрн» (бал-р А.Мирошниченко), «Таис» (бал-р Р. Пети), «Сарабанда» (бал-р Р. Поклитару), дуэт из балета Э. Клюга «Радио и Джульетта», одноактный балет из двух человек «Благовещение» (бал-р А. Прельжокаж), балет «Sacred Monsters»/«Священные чудовища» ( бал-р А. Хан) и мн. др.
Рассмотрев всю историю дуэтного танца можно пронаблюдать его эволюционное развитие, которое включило в себя варианты парного дуэтного танца, дуэтно-классического танца, дуэтно-акробатического танца и своеобразного дуэтного танца в современной хореографии. (Таблица 1)
№ Сформировавшиеся варианты дуэтного танца
1 1. Г арные танцы
2 1.1. Парные 1.2. Народные парные 1.3. Историко-бытовые танцы (крестьянские,
танцы танцы (парный бассдансы, салонные танцы и др.)
Древности хоровод, перепляс, кадриль и др.)
3 2. Дуэтно-классический танец
4 Виды
5 2.1. Pas-de-de, 2.2. 2.3. Танец 2.4. Танец-диалог.
выстроенное по Простейший мужчины и Характеристика:
следующей форме: вид или женщины. Донесение чувств
1. антре (entrée) - «двойка». Характеристика: партнеров друг другу и
выход и Характеристика: свобода зрителю, танцевальная
представление танец в унисон, тематической коммуникация партнеров
партнёров, исполнение направленности,
2. мужская партнерами передача чувств
вариация, одного пола и переживаний
3. женская
вариация, 4. адажио (adagio)
- дуэтное
исполнение танцевальной части в медленном темпе,
5. кода (coda) -заключительная часть, финал._
3. Дуэтно-акробатический танец на эстраде
Характеристика
Дуэтно-акробатическая хореография, разработанная на материале различных видов хореографии, в которой присутствовала тенденция тематического разнообразия (героики, лирики, гротеска), элементы пантомимы, эклектические балетмейстерские штрихи с целью развлечения зрительской аудитории. Внешняя эффектность гармонично связывалась с внутренним содержанием._
4. Дуэтный танец в современной хореографии
Характеристика
Виды
10
Телесное взаимодействие партнёров в котором, объединены различные варианты дуэтно-
классического танца и других двигательных
практик. Свободный
балетмейстерский взгляд на воплощение дуэтного исполнительства.
4.1. Парнёринг -процесс парного взаимодействия различного формата, базируемый на
принципах доверия, осознанного слежения за перемещением центра тяжести обоих танцоров, тактильного взаимодействие и использования инерциального движения.
4.2. Контактная импровизация -сиюминутное парное танцевание, осуществляемое при поддержании тактильного контакта.
6
7
8
9
Откликаясь на общие тенденции того или иного исторического периода, дуэтный танец трансформировался и развивался, оставляя при этом саму суть данной танцевальной форме - танец двух человек. В процессе своей эволюции, утвердившиеся в ту или иную эпоху варианты дуэтного танца, остались актуальными по настоящее время, что подразумевает их использование современными балетмейстерами в своей творческой деятельности.
Список литературы
1. Балет: энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 стр. с илл.
2. Захаров, Р.В. Сочинение танца: страницы педагогич. опыта [Текст]/ Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1983. - 224 с., рис., 24 л. ил.
3. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. 2-е изд.испр. [Текст] / В.М. Красовская. - СПб.: Издательство Лань; Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 320 с.
4. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. 2-е изд.испр. [Текст] / В.М. Красовская. - СПб.: Издательство Лань; Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 512 с.
5. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра. 2-е изд.испр. [Текст] / В.М. Красовская. - СПб.: Издательство Лань»; Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,2008. - 320 с.
6. Фореггер, И Эмоция и акробатика [Текст] / И. Фореггер. - «Нов.зритель», 1927, №40, с.6
7. Худеков, С.Н Искусство танца: История. Культура. Ритуал [Текст]/ Худеков С.Н- М. :Эксмо, 2010.- 544с.: ил.- (Библиотека мирового искусства).
8. Шереметьевская, Н.Е. Танец на эстраде [Текст] / Н.Е. Шереметьевская. - М.: Один из лучших, 2006. - 277 с.
УДК 37.04
ЦЕНТР ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СПОСОБ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ
Ивина Юлия Сергеевна, 2018 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»,
научный сотрудник, Москва
Аннотация: вследствие ежегодно увеличивающегося перечня профессий, в современной системе образования Российской Федерации не исчезает проблема своевременного профессионального выбора среди молодежи и остается действительно актуальной. В статье определена актуальность проблемы профориентационной деятельности образовательной организации, рассмотрены основные направления среди современных исследований данной проблематики, а также предложен механизм реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации посредством открытия центров планирования карьеры.
Ключевые слова: профориентация, трудоустройство, карьера, школа.
CENTER OF PLANNING OF CAREER IN EDUCATIONAL INSTITUTION AS WAY OF PROFESSIONAL ORIENTATION SUPPORT OF PUPILS
Ivina Yulia, 2018 Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management, Russian Academy of education»,
researcher, Moscow
Abstract: owing to annually increasing list of professions, in a modern education system of the Russian Federation the problem of the timely professional choice among youth doesn't disappear and remains really relevant. In article the relevance of a problem of professional orientation activity of the educational organization is defined, the main directions among modern researches of this perspective are considered and also the mechanism of realization of professional orientation work in the general education organization by means of opening of the centers of planning of career is offered.
Key words: educational system, differences, teacher.
В настоящее время значительное число молодых людей, окончивших вуз и получивших диплом о высшем образовании, сталкиваются с проблемой трудоустройства. Зачастую это происходит из-за отсутствия профессиональных перспектив у подавляющей части учеников старших классов. Данная проблема действительно актуальна, ведь от выпускников общеобразовательных школ вчера - дипломированных специалистов сегодня зависит современная ситуация на российском рынке труда. Актуальность также подтверждается значительным количеством авторов, затрагивающих данную проблему в своих научных работах. Среди них можно отметить Копылову А.А., Котова С.С., Пряжникова Н.С., Резапкину Г.В., Ребышеву Л.В., Тарлавский В.И., Хасанова И.И., Черникову Т.В. и других.
Ребышева Л.В. и Васильченко Е.В. в своей научной статье «Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией молодежи на довузовском этапе» определяют молодежь как стратегический ресурс общества, аргументируя данное высказываение тем, что «от того, насколько она правильно сориентирована в профессиональном плане, зависит дальнейшая судьба страны». [1]