Научная статья на тему 'История развития профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков'

История развития профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

В статье представлена история развития непрерывного профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков. Проведен анализ объективных проблем, присущих современной российской системе профессионального педагогического образования, а также сформулированы основные направления и задачи модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков»

УДК 37(091) (470. 51)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

THE HISTORY

OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN UDMURTIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

С. А. Даньшина S. A. Danshina

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

Аннотация. В статье представлена история развития непрерывного профессионального педагогического образования в Удмуртии на рубеже XX-XXI веков. Проведен анализ объективных проблем, присущих современной российской системе профессионального педагогического образования, а также сформулированы основные направления и задачи модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования.

Abstract. The present paper considers the history of the development of continuing vocational pedagogical education in Udmurtia at the turn of the XX-XXI centuries. The article gives the analysis of the objective problems inherent in the modern Russian system of vocational pedagogical education. The main directions and objectives of the modernization of the system of continuous vocational pedagogical education have been defined in the article.

Ключевые слова: история, педагогическое образование, модернизация, учебный процесс, компетентностный подход, инновации.

Keywords: history, pedagogical education, modernization, learning process, competence-based approach, innovations.

Актуальность исследуемой проблемы. Во второй половине 80-х гг. XX в. система высшего образования вступила в сложный и противоречивый период своего развития. Одним из основных факторов, существенно повлиявших на реформирование образования в нашей стране и ускоривших этот процесс, является научно-технологическая революция, во многом определившая социальный облик современного мира [5].

Сущность и содержание образовательной политики в СССР были обусловлены, прежде всего, особенностями конкретно-исторических условий, спецификой социальнополитической системы. Страна в сжатые сроки и быстрыми темпами осуществила процесс индустриализации и достигла многих экономических параметров, характерных для индустриальных держав [2]. В нашей стране государственная политика в сфере высшего образования исходила из политических и стратегических целей советского общества. Высшее образование было чрезвычайно централизовано и монополизировано, что явилось следствием крайней этатизации [9]. Одним из приоритетов образовательной полити-

ки был признан рост высшего образования в связи со стратегическим курсом на стимулирование научно-технического прогресса.

На протяжении второй половины ХХ в. профессиональное педагогическое образование России пережило ряд сложных, неоднозначных процессов. Образовательные структуры Удмуртии развивались и функционировали в рамках единого общероссийского пространства. В силу этого исследование истории педагогического образования является важным звеном в изучении истории общероссийской образовательной системы в целом. Такой подход позволяет учесть региональные особенности и составить более полное представление о развитии педагогического образования на рубеже XX-XXI вв.

В процессе модернизации образования Российской Федерации каждый российский регион имел право вносить в сложившуюся структуру и в содержание образования определенные изменения. Важно было избежать противоречий, возникающих между региональными образовательными запросами и необходимостью следования общероссийским образовательным стандартам. В этой связи исключительно актуальным представляется изучение конкретно-исторического опыта для выработки оптимального сочетания федерального и регионального компонентов в образовательном процессе, развития разнообразных инновационных образовательных технологий и форм.

Материал и методика исследований. Источниковая база материала, изложенного в статье, включает как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы. В статье применялись архивные материалы текущих архивов Министерств образования и науки Российской Федерации и Удмуртской Республики, аналитические документы, статистические данные, публикации средств массовой информации, результаты социологических исследований. Автором изучены и используются законодательные и нормативные акты, постановления, записки, отчеты, аналитические документы руководящих органов высшего образования. К числу основных общеисторических методов научного исследования, применяемых в статье, относятся историко-сравнительный, историкосистемный. С позиций историко-системного подхода и принципов историзма система педагогического профессионального образования рассматривается автором через призму устойчивости и изменчивости, в социальной статике и социальной динамике.

Результаты исследований и их обсуждение. На современном этапе необходимость модернизации непрерывного педагогического образования определяется задачами, поставленными в следующих нормативных документах: Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг., Федеральной программе развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 гг.; планируется утверждение Концепции непрерывного образования взрослых в условиях инновационного развития Российской Федерации на 2010-2015 гг.

В существующих нормативных документах раскрывается основная идея непрерывного педагогического образования: постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни в условиях дополнительного образования. Несмотря на трудности последнего времени, отечественная система профессионального педагогического образования не только сохранила свой потенциал, но в ней произошли важные количественные и качественные, структурные и функциональные изменения [6]. Многие инновации вызывают к себе неоднозначное отношение в обществе, являются предметом бурных научных дискуссий, что также повышает значимость темы исследования.

Концепция непрерывного педагогического образования предусматривала достройку образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни. Процесс обновления российского профессионального педагогического образования протекал непросто, с преодолением трудностей объективного и субъективного свойства. Заметная активность государственных и общественных структур в разработке эффективной модели педагогического образования побуждает обратиться к советскому и постсоветскому опыту реформирования обществознания в 80-90-е гг. XX в. Его анализ позволяет не только выявить причины многих проблем, решаемых сегодня, но и прогнозировать оптимальные пути развития отечественного педагогического образования в будущем, сохраняя преемственность образовательных традиций, применяя их к новой социокультурной ситуации.

На рубеже XX-XXI вв. в реформировании российского профессионального педагогического образования можно выделить приоритетные направления: фундаментализация, профессионализация, гуманитаризация, единство учебной и научной деятельности, включение в содержание образования не только готового знания, но и способов деятельности, направленных на его получение. В данный период существенно возросло влияние региональных факторов на развитие системы высшего профессионального образования. Для этого были объективные исторические предпосылки. Одним из важнейших исторических процессов в начале 90-х гг. XX в. на постсоветском пространстве становится изменение соотношения централизации и децентрализации в управлении в связи с перераспределением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и далее на муниципальный уровень управления. Началось движение «от федеративного государства, основанного на «демократическом централизме», к децентрализованному федерализму с возрастающей автономией регионов» [3]. На федеральном уровне это стремление проявлялось в создании на всей территории России региональных структур по различным направлениям деятельности вузов. Наряду с развитием региональных научных объединений в начале 90-х гг. ХХ в. закладываются основы информационного и издательского обеспечения региональных систем высшего образования [7]. Также в соответствии с п. 6 ст. 29 ФЗ «Об образовании», принятого в 1992 г., к компетенции субъектов федерации отнесено «формирование государственных органов управления образованием и руководство ими», регионы получили право самостоятельно формировать управленческие структуры в области высшего образования. Расширение полномочий субъектов ставило перед властями республик требование регионализации высшего профессионального образования, нацеленной на решение наиболее насущных проблем.

В республиках Среднего Поволжья также предпринимались попытки разграничения предметов ведения в области образования. В Татарстане, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Республике Марий Эл и др. началась работа над разработкой программ развития систем образования с учетом национальных и региональных особенностей. В рамках визита в Чебоксары Президента России Б. Н. Ельцина, Председателя Президиума Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатова и состоявшегося Всероссийского совещания руководителей республик, краев и областей 10-11 сентября 1992 г. было проведено совещание министров образования республик в составе Российской Федерации. В нем приняли участие министры 16 национальных республик, были рассмотрены основные направления деятельности органов управления образованием в свете нового закона

об образовании, вопросы укрепления связей между образовательными структурами в кадровом обеспечении социально-экономических преобразований.

Регионализация управления высшим образованием, перекладывание расходов федерального центра на высшее образование на региональный уровень не нашла поддержки в регионах. В силу объективных причин передача управления системой высшего образования на региональный уровень не состоялась. Это, тем не менее, не означало безучастного отношения администраций республик к проблемам образования. Необходимость упорядочения стихийно складывающихся в высшем образовании процессов, а также решения оперативных задач социально-экономического развития республик актуализировала сотрудничество администраций субъектов РФ с вузами. На примере Удмуртской Республики рассмотрим процесс развития национальной модели профессионального педагогического образования.

В целях осуществления единой государственной политики в области науки, высшего и среднего профессионального образования на территории Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства УР от 18 апреля 1996 г. № 260 был создан Комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики. Комитет реализовывал комплекс задач, связанных с модернизацией профессионального педагогического образования [8]. Указом Президента Удмуртской Республики «О структуре органов исполнительной власти Удмуртской Республики» от 20 января 2001 г. № 10 правопреемником Комитета стал Государственный комитет Удмуртской Республики по науке, высшему и среднему профессиональному образованию [8].

Созданные в 1990-х - начале 2000-х гг. региональные органы управления профессиональным образованием выступали с инициативой в разработке основных направлений модернизации региональной системы профессионального педагогического образования. В республике были разработаны нормативно-правовые документы о предоставлении стипендий талантливым аспирантам, финансовые поощрения учителям-новаторам, сформирована система контрактной подготовки педагогических кадров, международных стажировок. Важную роль в развитии инновационных процессов в учебном процессе сыграли региональные гранты, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы профессионального мастерства. Данные меры позволили сформулировать адекватные ответы на вызовы времени. В Удмуртии вопросы развития профессионального педагогического образования всегда находились в центре общественного внимания. В республике ежегодно проводились съезды учителей, научные и научно-практические конференции, республиканские, городские и районные совещания и семинары учителей, руководящих работников народного, профессионально-технического и среднего специального образования. На всех этих мероприятиях главное внимание уделялось изучению, обобщению и распространению лучшего опыта работы педагогических коллективов и отдельных педагогов. В исследуемый период в учреждениях образования трудилось более 6 % трудоспособного населения. Непосредственно педагогическим трудом было занято около 46 тысяч человек.

Педагогические кадры Удмуртии отличает высокий уровень профессионализма. Доля педагогов, имеющих высшее образование, превышает 80 %, за исключением работников учреждений дошкольного и дополнительного образования. Уровень квалификации педагогов на протяжении ряда последних лет остается неизменно высоким: 87 % педагогов имеют квалификационные категории и активно подтверждают их, проходя аттестацию. В высшей школе показателем квалификации педагога являются ученая степень и

ученое звание. Остепененность штатных преподавателей 5 государственных вузов на протяжении последних нескольких лет остается высокой (62 %): из 2871 преподавателя 331 - доктора наук, 1439 - кандидаты наук. Ученое звание профессора имеет 271 преподаватель вуза, доцента - 787, т. е. в целом более 1/3 штатного профессорско-преподавательского состава.

Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» позволила поощрить лучших учителей. В республике создана государственная программа поддержки талантливой молодежи. В настоящее время в образовательных учреждениях Удмуртии работает 15 367 награжденных государственными и отраслевыми наградами, а также Грамотами Министерства образования и науки Удмуртской Республики [1].

В то же время нельзя не отметить, что сегодня профессия педагога не является социально престижной. Это обуславливает гендерные и возрастные перекосы в научнопедагогических коллективах. К сожалению, из-за сложившегося стереотипа и низкого уровня заработной платы педагогическая сфера все еще не стала привлекательной для мужчин. Весьма актуальна в образовательных учреждениях проблема кадрового резерва. В высших учебных заведениях, расположенных на территории Удмуртской Республики, эта задача сегодня решается омолаживанием коллективов. В вузах республики все больше молодежи входит в состав научных сотрудников кафедр, 13 % заведующих кафедрами составляют лица в возрасте до 40 лет. Средний возраст преподавателя вуза составляет 46-47 лет. Средний возраст педагогов в учреждениях НПО и СПО составляет 50 лет. Все это затруднят формирование инновационной позиции учителя, системы его взглядов и установок в отношении новшеств. Большинство из них вследствие традиционного своего образования передают учащимся и студентам предметную нагрузку прежнего мировоззрения, что является одной из причин подготовки выпускников, не защищенных на рынке труда.

В условиях финансово-экономического кризиса трудоустройство молодых педагогов приобретает особое значение. Например, среди выпускников 2009 г.1645 специали-стов-педагогов получили высшее и среднее профессиональное образование в вузах и ссу-зах, расположенных на территории Удмуртской Республики, по очной форме обучения, что составляет 14 % общего выпуска по данной форме обучения.

Динамичность современной модели образования предполагает наличие широких возможностей для повышения квалификации и переподготовки, совершенствования профессиональных знаний и умений, применения новаторских подходов в педагогике. В Удмуртской Республике имеются хорошие институциональные ресурсы для формирования профессиональной компетенции учителя, соответствующей требованию времени; 3 учреждения высшего и 7 - среднего профессионального образования готовят педагогические кадры для учреждений образования. Ежегодно выпуск составляет более 2-х тысяч специалистов с высшим и средним педагогическим образованием. Реализуется 16 программ СПО, 37 программ ВПО, 6 программ послевузовского образования педагогического профиля. Идеи непрерывного образования реализуются прежде всего в системе «школа - колледж - вуз», отвечающей целостной природе личности обучающегося и его профессиональным намерениям. Успешность личностного и профессионального развития педагога определяет уровень его актуального развития, особенности образовательной среды, уровень педагогической направленности и мотивации.

Сегодня в учреждениях среднего профессионального образования накоплен определенный опыт в рамках сотрудничества с дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Реализация непрерывного профессионального образования в республике ведется в том числе на базе трех экспериментальных площадок, созданных в ссузах, по темам: «Система оценивания образовательных программ по профильному обучению» (Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж); «Создание организационно-педагогических условий проектной деятельности студентов и преподавателей в образовательном процессе колледжа» (Можгинский педагогический колледж); «Гендерный подход в профессиональной подготовке педагогических кадров для работы в различных звеньях системы образования» (Сарапульский педагогический колледж). Большая работа по реализации непрерывного профессионального педагогического образования ведется в ГОУ СПО «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж», где созданы исследовательские лаборатории по проблемам дошкольного образования. В состав лабораторий входят преподаватели и студенты. Экспериментальная часть проводится на базе дошкольных учреждений г. Ижевска. Потребность в расширении и диверсификации образовательных услуг предопределила развитие многопрофильности педагогических учреждений: наряду с педагогическими специальностями осваиваются специальности социального и технического направления, вводится подготовка по востребованным рабочим профессиям на селе. Важным направлением в профессиональной подготовке педагогов является согласование образовательных программ вуза и ссуза, дающее возможность специалистам со средним профессиональным образованием получить со значительно меньшими издержками для себя и государства высшее образование по сопряженным планам в сокращенные сроки. В связи с этим факультет психологии и педагогики ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» был преобразован в Институт педагогики, психологии и социальных технологий. Он тесно сотрудничает с учреждениями среднего профессионального образования, следствием чего является формирование отдельных учебных групп из выпускников этих учебных заведений для получения высшего образования по специальностям института. Учебно-методическим советом Удмуртского государственного университета реализуется одно из ведущих направлений работы - изучение, обобщение и интеграция инновационных методов и организационных форм обучения. Ежегодно проектная группа «Педагогика высшей школы» при этом совете выступает организатором открытых лекций, практикумов, мастер-классов для преподавателей - носителей инновационного опыта. Профессиональное взаимодействие преподавателей оформилось в постоянно действующий методологический семинар «Технологии личностно-деятельностного подхода в образовании» [4].

Возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования реализуется в основном через аспирантуру и докторантуру и является очередным этапом непрерывного педагогического образования. Центральным звеном в системе повышения квалификации работников образования в регионе является Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, где уже с 2007 г. внедрена модульная накопительная система повышения квалификации, в основе которой - освоение учебных модулей объемом 36 часов. Благодаря этому педагоги получили возможность проектировать собственную траекторию повышения квалификации, определять объем и содержание курсовой подготовки. Это способствует привлечению большого количества слушате-

лей. В деятельности учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, должна возрасти роль психолого-педагогической, методической и практической подготовки студентов. Необходимо активно внедрять инновационные программы бакалавриата и магистратуры, использовать современные образовательные технологии. Развитие информационных технологий поднимет потенциал отечественного образования на новый уровень, соответствующий мировым стандартам, расширяющим возможности для обучения и переподготовки лиц, заинтересованных и нуждающихся в новых знаниях. Соответствие целям непрерывного обучения можно считать главным результатом не только школьного, но и самого педагогического образования. Для решения проблемы повышения качества образования, гарантирования высокого уровня образовательных стандартов требуются преподаватели, обладающие высокой профессиональной компетентностью, умением решать сложные профессионально-педагогические исследовательские задачи, основанные на интеграции знаний и навыков из различных областей науки и техники.

Резюме. На основании результатов исторического исследования можно определить основные направления модернизации системы профессионального педагогического образования в новых социально-экономических условиях:

• привлечение в систему образования талантливой молодежи;

• участие в целевых программах по развитию инновационных технологий в образовании, подготовке научных и педагогических кадров;

• применение информационных технологий для расширения доступа учителей к получению новых знаний и овладению современными технологиями в обучении;

• создание стимулов, поддерживающих высокий уровень подготовки учителей;

• формирование регионального и муниципальных банков данных педагогических работников и образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автомонова, В. В. Итоги реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в Удмуртской Республике / В. В. Автономова // Образование и наука УР 2010 г. Информационно-аналитический журнал. - Ижевск : Плеяда, 2011. - С. 77-79.

2. Елманова, В. К. Высшее образование за рубежом / В. К. Елманова - Л. : ЛГУ, 1989. - С. 10-15.

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкарана. - М. : ГУВШЭ, 2000. - С. 21.

4. Мерзлякова, Г. В. Удмуртский государственный университет в образовательном пространстве на рубеже XX-XXI веков (исторический аспект) / Г. В. Мерзлякова, С. А. Даньшина. - Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 205 с.

5. Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ : сб. ст. / под ред. В. Чупрова ; Институт социологии РАН. - М. : ЦСП, 200З. - С. 378.

6. Филиппов, В. М. Образование для новой России: речь на Всероссийском совещании работников образования 14-15 января 2000 г. / В. М. Филиппов // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 7-8.

7. Центральный архив Министерства образования РФ. - Ф. 8. - Оп. 1. - Д. 29. - Л. 124. Аналитическое обозрение системы профессионального педагогического образования в России.

8. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. - Ф. З-1772. - Оп. 1. - Д. 55. -Л. 1-4. Положение о Комитете по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве УР.

9. Шубин, А. В. Социальная структура СССР в канун перестройки / А. В. Шубин // Отечественная история. - 1997. - № 4. - С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.