Научная статья на тему 'Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки'

Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / CONTINUING EDUCATION / MULTIVARIATE EDUCATIONAL SYSTEM / TRAINING QUALITY / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцев Николай Сергеевич, Караваева Ирина Александровна

Построение открытой поливариативной образовательной системы непрерывного профессионального образования в техническом вузе позволяет максимально реализовать способности каждого обучающегося и повысить качество подготовки кадров на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An open multivariate education system of continuing professional training in ISTU

Forming of an open multivariate educational system of continuing professional training at technical university allows to realize in the best level the abilities of every student and improve the quality of the professional training on the different levels of professional training.

Текст научной работы на тему «Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки»

Н.С. СИВЦЕВ, профессор, директор института непрерывного профессионального образования И.А. КАРАВАЕВА, канд. пед. наук, зав. подготовительным отделением

Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки

Построение открытой поливариативной образовательной системы непрерывного профессионального образования в техническом вузе позволяет максимально реализовать способности каждого обучающегося и повысить качество подготовки кадров на различных уровнях.

Ключевые слова: непрерывное образование, поливариативная образовательная система, качество подготовки кадров.

Долгосрочные интересы России состоят в построении современной экономики инновационного типа, обеспечивающей технологическое развитие отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически чистых промышленных технологий для производства наукоёмкой продукции двойного и специального назначения, обеспечивающей национальную безопасность и обороноспособность страны. Особая роль Приволжского федерального округа и Удмуртской Республики в этом контексте связана с их географическим положением, наличием значительного при-родно-ресурсного, производственного, научно-технологического, образовательного и кадрового потенциала.

Ижевский государственный технический университет позиционирует себя как вуз, нацеленный на создание в регионе устойчиво функционирующей и конкурентоспособной научно-образовательной среды, обеспечивающей его технологическое и социально-экономическое развитие. Действенным практическим механизмом при решении этой задачи является выстроенная в вузе открытая поливариативная образовательная система непрерывной профессиональной подготовки кадров.

В такой системе подготовка будущих специалистов начинается со школьной скамьи, причем в ней задействовано более 55 школ Удмуртской Республики и Республики Татарстан, учреждения начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), факультеты и выпускающие кафедры вуза. Связующим звеном в данной системе является созданный при универ-

ситете Институт непрерывного профессионального образования (ИНПО), который осуществляет довузовскую подготовку учащихся, ведет профориентационную работу с будущими абитуриентами технического вуза, организует обучение по программам НПО и СПО.

Главная задача, которая решается на уровне довузовской подготовки, -повышение уровня знаний будущих абитуриентов по общеобразовательным дисциплинам. С этой целью на базе ИНПО работают традиционные подготовительные курсы, проводятся методические семинары учителей школ г. Ижевска и УР, региональные совещания и конференции по вопросам повышения качества общего образования.

Другой задачей является организация и проведение профориентацион-ной работы, направленной на осознанный выбор школьниками будущей профессии и их адаптацию к системе профессионального образования. Для ее решения организуется обучение по программам дополнительной подготовки в предпрофильных, профильных и лицейских классах общеобразовательных школ. Программы разрабатываются выпускающими кафедрами университета совместно с учебно-методическим центром ИНПО, согласовываются с Министерством образования и науки УР и администрацией школ. Образовательный процесс осуществляют ведущие учителя республики и более 300 преподавателей ИжГТУ, в том числе доктора и кандидаты наук.

Довузовская подготовка позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования. Кроме того, она способствует стабильному притоку в вуз подготовленной, осознанно делающей свой выбор молодежи, о чем свидетельствует еже-

годное выполнение вузом контрольных цифр приёма студентов, в том числе по заказу высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Опыт работы университета с ведущими предприятиями Удмуртской Республики показывает, что в регионе назревает острая проблема нехватки высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих основами инженерных знаний, поэтому второй элемент нашей системы - это среднее профессиональное образование.

В 2010-11 учебном году профессорско-преподавательский состав головного вуза и его филиалов в городах Воткинске, Глазове и Камбарке вёл обучение более 1100 студентов по 14 образовательным программам среднего профессионального образования (бюджетная очная и внебюджетная очная и заочная формы) и одной программе начального профессионального образования (бюджетная очная форма). В 2011 г. в ИжГТУ впервые осуществлён набор на обучение по трем специальностям СПО на базе основного общего образования («Экономика и бухгалтерский учет», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Пожарная безопасность»).

Обучение по программам СПО ведется на основе образовательных стандартов нового поколения, новых подходов к организации работы с работодателями, с использованием современных образовательных технологий. Обучение в соответствии с ФГОС потребовало от вуза включения в образовательный процесс по программам СПО модулей профессиональной подготовки студентов по рабочим профессиям.

Все образовательные программы СПО соответствуют родственным направлениям высшего профессиональ-

Рис. Образовательные траектории в системе непрерывной профессиональной

подготовки кадров ИжГТУ

ного образования, что позволяет выпускникам продолжить обучение и получить высшее образование по соответствующим программам бакалавриата, а затем и магистратуры.

Как видим, в организованной нами системе обучения вуз может предложить обучающимся различные векторы движения по образовательным траекториям, что позволяет каждому максимально реализовать свои способности (рис.).

К началу 2011-12 учебного года при полном переходе на уровневую систему вуз имеет право на ведение образовательной деятельности по 6 специальностям ВПО (7 специализаций), 48 направлениям бакалавриата (более 100 профилей), 37 магистерским направлениям (59 программ). Важным моментом здесь является то, что разработка основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения проводится при участии представителей работодателей.

Через факультет профессиональной переподготовки специалистов реализуются востребованные програм-

мы дополнительного образования; преподаватели и сотрудники вуза, а также слушатели сторонних организаций могут пройти здесь курсы повышения квалификации.

Таким образом, в ИжГТУ на практике действует открытая образовательная система, обеспечивающая учащемуся возможность непрерывного профессионального образования -начиная с профилизации на уровне

средней школы и заканчивая послевузовской переподготовкой и повышением квалификации - на основе выбора индивидуального варианта образовательной траектории.

С целью дальнейшего развития и совершенствования системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, соответствующей требованиям не только современной экономики, но и будущих технологий и производств, вуз ставит перед собой спектр новых задач. Остановимся на некоторых из них.

Как известно, в современных условиях идет интенсивный процесс интеграции профессиональных учебных заведений (университетов, институтов, колледжей, училищ) в единые комплексы. Примером такого комплекса, созданного при поддержке Министерства образования и науки РФ, является университетский комплекс при ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Другие примеры: Новгородский многоуровневый комплекс, созданный на базе Новгородского государственного университета, включающий в себя многопрофильный колледж, гуманитарно-педагогический колледж, медицинский колледж, технико-экономический колледж и Старорусский политехнический колледж; Оренбургский комплекс (на базе Оренбургского государственного университета), в составе которого колледж электроники и бизнеса и индустриально-педагогический колледж; комплекс Хакасского государственного университета, в который входят медицинский, музыкальный, педагогический и сельскохозяйственный колледжи; региональный округ при Мордовском государственном университете объединяющий 90 образовательных учреждений различных типов, в том числе 13 средних специальных учебных заведений и ПТУ.

В своем отчете о деятельности Правительства РФ в 2010 г. в Государственной Думе Председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил, что «перспективной может стать модель, основанная на включении техникумов и колледжей в состав высших учебных заведений. Это позволит строить образовательный процесс на более совершенной технологической, технической базе, привлекать сильных преподавателей. И очевидно, что престиж таких центров профессиональной подготовки будет значительно повышен».

В этой связи наш университет сегодня активно работает над разработкой концепции университетского образовательного комплекса, который мог бы быть создан посредством интеграции ИжГТУ с учреждениями СПО технического профиля, расположенными на территории Удмуртской Республики

Приоритетным национальным проектом «Образование» предусмотрено выявление и поддержка талантливой и способной молодёжи через проведение ежегодных олимпиад различного уровня. Участие в национальном проекте юных талантов рассматривается в перспективе как важнейший ресурс развития общества, как фактор их де-ятельностного включения в образовательные, экономические, политические и социальные процессы.

ИжГТУ ежегодно проводит предметную вузовскую олимпиаду среди школьников УР и региона. С целью придания этой олимпиаде более высокого статуса, а также привлечения к участию в ней большего количества талантливой молодёжи вуз обратился к руководителям высокотехнологичных предприятий УР с предложением о включении этой олимпиады в программу их кадровой политики с выделением денежных средств на премирование победителей. В случае положительно-

левых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности ». Для активизации деятельности в этом направлении вуз ставит перед собой задачу выстраивания системы тесного взаимодействия с профильными министерствами и высокотехнологичными предприятиями.

го отклика вуз намерен выйти с инициативой в Министерство образования и науки РФ о придании олимпиаде статуса региональной, с названием «Региональная олимпиада "Одарённые дети Удмуртии"», проводимой в рамках кадровой программы генеральных директоров предприятий Удмуртской Республики.

Важным направлением социального партнерства предприятий и вузов является создание учебных центров подготовки и переподготовки кадров для приоритетных секторов промышленности. Методика создания таких учебных центров разработана нашими специалистами в 2009 г. в рамках реализации целевой программы Министерства промышленности и торговли РФ «Повышение эффективности отрас-

SIVTSEVN, KARAVAEVA I. AN OPEN MULTIVARIATE EDUCATION SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL TRAINING IN ISTU

Forming of an open multivariate educational system of continuing professional training at technical university allows to realize in the best level the abilities of every student and improve the quality of the professional training on the different levels of professional training.

Key words: continuing education, multivariate educational system, training quality, personnel.

А.Г. БАЛИЦКИЙ, доцент, СоЦИ°КуЛьтурнЫй

проректор по внеучебной вектор развития

и социальной работе университета

Рассматривается проблема влияния социокультурной среды учебного заведения на процесс социализации учащегося. На примере ИжГТУ показана действенность таких ресурсов, как музыка и театр, в формировании учебно-воспитательного пространства вуза.

Ключевые слова: социализация учащегося, социокультурное пространство вуза, гуманитарная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.