15. Кон Игорь Семёнович Мужское тело в истории культуры. - М.: СЛОВО/ SLOVO, 2003. - 432 е., ил. Стр. 8.
16. Конфуций / сосг. и авт. предисл. Малявин В.В. - [Переизд.]. -М. : Амонашвили : Моск. гор. пед. ун-т, 2002 (ГУН Смол. обл. тип. им. В .И. Смирнова). - 173 с. - ( Антология гуманной педагогики).
17. Лапшин, И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии. / И. И. Лапшин. - М.: Республика. 1999. - 399 с. - (Мыслители XX века)
18. Лосев. А. Ф. История античной эстетики : высокая классика : учеб. пособие / А, Ф. Лосев. -М. : Искусство, 1974. - 600 с.
19. Лосев, А. Ф. История античной эстетики : ранняя классика : учеб. пособие / А. Ф. Лосев. - М. : Высш. шк., 1963. - 584 с.
20. Платон. Сочинения. В 3 т. Т.-2 / Платон; под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса - М. : Мысль, 1970.-611 с.
21. Плеснер, X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Хельмут Плеснер; пер. с дем. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 368 с. (Серия «Книга света»).
22. Столяр, А.Д, Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр. - М. : Искусство, 1985.-299 с.
23. Текст как явление культуры / Антипов Г. А., Донских O.A., Марковина И.Ю. [и др.]. -Новосибирск ; Наука. Сиб. Отд-ние. 1989. - 197 с.
24. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / ред. И. Д. Рожаиский ; Гос. публ. б-ка. - М. : Наука, 1989. - 576 с. - (Памятники фил ос. мысли).
25. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф; Академия наук СССР. Ленингр. каф. философии. - М., Л. : Наука, 1966. - 304 с.
И.С. Палиенко
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
РОССИИ
Задача архитектурного образования — обеспечить освоение студентом избранной профессии на высоком научном уровне, овладение им художественным мастерством и творческим методом архитектора. Формирование архитектора происходит в творческом процессе архитектурного проектирования во взаимодействии искусства, техники и науки. С этой проблемой архитектурного образования связан ряд важнейших теоретико-педагогических вопросов. Программа и объем знаний, даваемые архитектурным вузом, должны быть строго определены и включать дисциплины художественного содержания, инженерно-строительного содержания, приобретения практических архитектурных навыков, формирующих мировоззрение будущего специалиста. Все предметы должны читаться специально для архитектора.
Архитектурное образование в Дальневосточном регионе само по себе имеет большую практическую значимость. При крайне низком притоке специалистов из других областей России, необходима собственная кузница кадров, уровнем не ниже, чем в центральных регионах.
В 50-60-х годах в Госстрое и Министерстве образования было принято направление по развитию региональных вузов архитектурной подготовки.
В 1971 году была открыта специальность «архитектура» в ДВПИ. Была набрана одна группа студентов.
На первых порах процесс подготовки архитекторов был полным слепком со специальности «архитектура», по которой готовит Московский Архитектурный Институт. Преподаватели кафедры постоянно направлялись на факультет повышения квалификации в МАРХИ. Анализ набора преподаваемых дисциплин МАРХИ и кафедры архитектуры ДВПИ 70-х годов был практически идентичен. Незначительные отличия заключались в том, что в МАРХИ не преподавалось патентоведение, а на кафедре архитектуры ДВПИ не читался курс «Вычислительные машины».
Позже программа обучения на кафедре архитектуры ДВПИ стала приобретать более региональный и самобытный характер, появились дополнительные дисциплины, отражающие специфику проектной деятельности в Приморском крае, стал сокращаться набор инженерных дисциплин, которые оказывали меньшее влияние в будущей творческой специализации архитекторов, но расширился набор творческих дисциплин.
В.А. Обертас
РОЛЬ Б.Ю. БРИНЕРА В СОЗДАНИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ДВГТУ)
АННОТАЦИЯ
Автором статьи раскрывается роль горного инженера и предпринимателя Бориса Бриннера в организации в 1918г. первого технического вуза Владивостока - Владивостокского политехникума.
АВSTRACT
The author of this article records the important rôle of the mining engineer and the commercial " enterpriser Boris Briner in the foundation of the first technîcal higher educational institute in Vladivostok. "
Как известно, первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке - Восточный институг, основанный в 1899 году, имел гуманитарную направленность. Его выпускники получали базовое образование, позволявшее им успешно работать в административных органах Приамурского края и его областей, городов, в консульских учреждениях и торговых представительствах, в армии, в торгово-промышленных компаниях и везде, где требовались знания языка, культуры, экономики и географии, юриспруденции сопредельных стран дальневосточного региона.
Между тем, в крае ещё в 90-е годы XIX века в связи с развитием промышленности, железнодорожного и морского транспорта, капитального строительству стала ощущаться нехватка инженерных кадров в области судостроения и судоремонта, гражданского и дорожного строительства, горного дела. Ещё больше нехватка этих кадров стала сказываться вскоре после окончания русско-японской войны, когда темпы промышленно-экономического развития региона значительно ускорились. В Приморье, Приамурье создаются новые предприятия пищевой, обрабатывающей, металлообрабатывающей промышленности, судоремонтные и судостроительные заводы, верфи, открываются угольные шахты, предприятия по добыче и переработке металлических руд, увеличивается объём капитального строительства. Приглашаемые для работы на этих предприятиях на контрактной основе специалисты из западной части страны, как правило, надолго в регионе не задерживались. Напрашивалась мысль, что решение кадровой проблемы следует искать в организации подготовки специалистов инженерного профиля непосредственно на Дальнем Востоке.
Уже в 1910 году в торгово-промышленных кругах и административных органах региона обсуждается вопрос о создании в крае своего инженерного вуза, так как восточней Томска высшего технического образования не существовало. В 1912 году будущий вуз уже называют Технологическим институтом, в котором должна осуществляться подготовка инженеров путей сообщения, горного дела, строительства, механической обработки металлов (1,2,3,4). К сожалению, до начала в 1914 году первой мировой войны окончательного решения об открытии инженерного вуза в Приамурском крае на уровне правительства принято не было, а затем вопрос был отложен "до окончания войны".
Идея реализовалась только в 1918 году в условиях, которые, казалось бы, совершенно не способствовали развитию науки и образования. Шла гражданская война. В крае не было устойчивой государственной власти. Началась интервенция иностранных государств. Дальний Восток был фактически отрезан от основной части России. Но именно в это время во Владивостоке оказалось достаточно много высококвалифицированных инженеров и ученых различных специальностей. Одни из них работали по найму в Управлении Уссурийской железной дороги, в КВЖД. в военном и коммерческом портах' Владивостока, в промышленных компаниях. Другие перебрались на Дальний