Научная статья на тему 'Военные инженеры-архитекторы Владивостока(вторая половина XIX - начало XX В. )'

Военные инженеры-архитекторы Владивостока(вторая половина XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1103
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ / MILITARY ENGINEERS / НИКОЛАЕВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ / NICHOLAS ACADEMY OF ENGINEERING / АРХИТЕКТУРА ВЛАДИВОСТОКА / ARCHITECTURE OF VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крадин Николай Петрович, Базилевич Михаил Евгеньевич

В статье рассматривается творческая деятельность военных инженеров выпускников Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии П. Е. Базилевского, В. И. Жигалковского, И. А. Заборовского, И. И. Зеештрандта, Н. В. Коновалова, работавших во Владивостоке во второй половине XIX начале XX в. В работе приводятся краткие биографические данные, рассматриваются стилистические и композиционные особенности построек и их положение в структуре городской застройки. Крадин Н. П., Базилевич М. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY ENGINEERS-ARCHITECTS OF VLADIVOSTOK (second half of XIX - early XX centuries)

The article is devoted to the creative activity of military engineers graduates of the St. Petersburg Nicholas Academy of Engineering P. E. Basilewsky, V. I. Zhigalkovskovsky, I. A. Zaborovsky, I. I. Zeeshtrandt, N. V. Konovalov who worked in Vladivostok in the second half of the XIX early XX centuries. The paper presents a brief biographical data, considered stylistic and compositional features of buildings and their position in the urban structure. Крадин Н. П., Базилевич М. Е., 2016

Текст научной работы на тему «Военные инженеры-архитекторы Владивостока(вторая половина XIX - начало XX В. )»

УДК 93/99:72

КРАДИН Н. П. БАЗИЛЕВИЧ М. Е.

Военные инженеры-архитекторы Владивостока

(вторая половина XIX — начало XX в.)

Крадин

Николай

Петрович

доктор архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент РААСН, профессор кафедры архитектуры и урбанистики ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»

e-mail: n kradin@mail.ru

Базилевич

Михаил

Евгеньевич

аспирант, старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики ФГБОУ ВПО

«Тихоокеанский государственный университет»

e-mail:

mikhailbazilevich@gmail.com

В статье рассматривается творческая деятельность военных инженеров — выпускников Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии — П. Е. Базилевского, В. И. Жигалковского, И. А. Заборовско-го, И. И. Зеештрандта, Н. В. Коновалова, работавших во Владивостоке во второй половине XIX — начале XX в. В работе приводятся краткие биографические данные, рассматриваются стилистические и композиционные особенности построек и их положение в структуре городской застройки.

Ключевые слова: военные инженеры, Николаевская инженерная академия, архитектура Владивостока.

KRADIN N. P., BAZILEVICH M. E.

MILITARY ENGINEERS-ARCHITECTS OF VLADIVOSTOK

(second half of XIX — early XX centuries)

The article is devoted to the creative activity of military engineers — graduates of the St. Petersburg Nicholas Academy of Engineering — P. E. Basilewsky, V. I. Zhigalkovskovsky, I. A. Zaborovsky, 1.1. Zeeshtrandt, N. V. Konovalov who worked in Vladivostok in the second half of the XIX — early XX centuries. The paper presents a brief biographical data, considered stylistic and compositional features of buildings and their position in the urban structure.

Keywords: military engineers, Nicholas Academy of Engineering, architecture of Vladivostok.

Основанный в 1860 г. как военный пост, Владивосток застраивался достаточно интенсивно. Первыми строителями города стали моряки и солдаты, прибывшие в бухту Золотой Рог на кораблях «Манжур» и «Гридень». В 1860-1870 гг. во Владивостоке строились преимущественно одно-или двухэтажные деревянные здания, часть из которых имела каменные фундаменты [7]. В 1875 г. во Владивостоке вводится городское самоуправление, что сделало город одним из важнейших пунктов азиатской части Российской империи [1]. Спустя год Главное инженерное управление выделило 30 тыс. рублей на укрепление обороны Владивостока и Николаевска-на-Амуре; большая часть средств предназначалась Владивостоку как наиболее значимому в стратегическом отношении пункту. С началом Русско-турецкой войны в 1877 г. начались работы по усилению береговой обороны города и защиты входа в бухту Золотой Рог. По указанию адмирала С. С. Лесовского были построены батареи на м. Голдобина и м. Эгер-шельда [1]. С этого момента фактически нача-

лось строительство крепости «Владивосток», продолжавшееся до 1917 г.

В этот период в город стали прибывать военные инженеры — выпускники Николаевской инженерной академии. Как правило, они занимались разработкой проектов и проведением работ по строительству береговых батарей, опорных пунктов, подбрустверных галерей, тоннелей и других оборонительных сооружений, входивших в состав крепости [2].

Военные инженеры работали и на строительстве гражданских объектов, занимались составлением проектов жилых и общественных зданий. Так, например, И. И. Зеештрандт являлся автором проекта Успенского Кафедрального собора (Иллюстрация 1). В 1887-1888 гг. он лично руководил строительством. После его перевода на службу в Санкт-Петербург строительство собора возглавил инженер-капитан В. И. Жигалковский [8]. Освящение Успенского собора состоялось в декабре 1899 г., спустя десять лет ему присвоен статус Кафедрального. Сооружение отличалось строгостью и простотой форм. В основе композиционного реше-

Иллюстрация 1. Кафедральный Успенский собор. Владивосток. 1899 г Арх.: И. И. Зеештрандт, В. И. Жигалковский. Реконструкция авторов

Иллюстрация 2. Владивостокский вокзал. Восточный фасад. 1893 г Арх. П.Е. Базилевский. Реконструкция авторов

Иллюстрация 3. Свято-Никольская часовня. Владивосток. 1892 г Арх. П. Е. Базилевский. Чертеж авторов

ния плана собора лежал латинский крест. Центральная часть сооружения представляла собой мощный четырехгранный объем, увенчанный пятью восьмигранными шатрами. Сооружение было несколько вытянуто по продольной оси за счет колокольни и апсиды. На северном и южном фасадах из центральной части собора слабо выдвигались ризалиты с завершениями в виде полуциркульных фронтонов. Большое внимание автор проекта уделил пластике стен. Плоскости фасадов расчленялись горизонтальными поясками, а углы акцентировались огибающими лопатками. Полуциркульные окна имели ленточное обрамление. В архитектуре Успенского собора присутствуют характерно-образные мотивы русского стиля, проявляющиеся как в шатро-

вых завершениях, так и в фасадной пластике. Ю. В. Охотникова [13] отмечала, что данный тип храмов был достаточно широко распространен среди православных культовых сооружений России и составлял лидирующую группу каменного храмострои-тельства в Приамурском крае в конце XIX в. Старинные фотографии Владивостока [4], на которых Успенский собор включен в систему панорам города, дают возможность сделать вывод о том, что сооружение играло важную роль в формировании панорамы городской застройки со стороны моря. Высокий каменный объем располагался продольным фасадом параллельно линии набережной и благодаря своему выразительному силуэту и строгой вертикали колокольни являлся главной доминантой

городской среды. В 1932 г. собор был закрыт, а в 1938 г. — разрушен [9].

С основанием в 1888 г. Приамурского генерал-губернаторства проведением проектных и строительных работ во Владивостоке занимались специалисты Строительного отделения — гражданские, межевые и военные инженеры. В этот период активно развивается каменное строительство, увеличивается этажность и плотность застройки городского центра. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (Великого Сибирского пути), конечной станцией которой являлся г. Владивосток. В том же году для строительства здания вокзала приглашен первый городской архитектор Хабаровска, автор многих построек для военного ведомства, военный инженер П. Е. Базилевский [6].

Платон Евгеньевич Базилевский, уроженец Воронежской губернии, получил образование в юнкерском инженерном училище, а затем в Николаевской Военной инженерной академии (1878-1881). После окончания академии П. Е. Базилевский служил в Иркутске и Одессе, а в 1887 г. направлен в Хабаровск, где работал в Амурской инженерной дистанции [3].

Строительство вокзала во Владивостоке началось 19 мая 1891 г. в торжественной обстановке. В присутствии цесаревича Николая Александровича, который посетил город в рамках своего Восточного путешествия, П. Е. Базилевский лично заложил первый камень сооружения. В ноябре 1893 г. новое здание было освящено. Каменный объем переменной этажности с металлической кровлей отличался строгостью и простотой форм. Центральную одноэтажную часть фланкировали двухэтажные ризалиты. Интерьеры вокзала украшали декоративная японская плитка и изразцовые голландские печи. В первоначальном виде сооружение просуществовало недолго. В 1912 г. после строительства в Москве Ярославского вокзала, с которого поезда отправлялись на Дальний Восток, по его подобию Владивостокский вокзал был перестроен по проекту гражданского инженера В. А. Плансона [11]. На основе старинных фотографий авторами выполнена реконструкция восточного фасада здания вокзала (Иллюстрация 2). Фасад представляет собой строго симметричную трехчастную композицию. Пластическое решение стен определено ритмом широких полуциркульных узких прямоугольных окон и гладких простенков. Центральный вход акцентирован трехчастным аттиком.

Иллюстрация 4. Русско-Азиатский банк. Владивосток. 1899 г. Арх. П. Е. Базилевский. Фасад со стороны ул. Алеутской. Первоначальный вид и современное состояние. Чертеж авторов

О 5 10м

_1_I_I_I_I_I_

Иллюстрация 5. Здание консульства Китая. Владивосток. 1903 г Арх. П. Е. Базилевский. Чертеж авторов

Помимо железнодорожного вокзала, по проектам П. Е. Базилевского во Владивостоке построены Свято-Никольская часовня, здания Русско-Азиатского банка и Китайского консульства [5].

В 1892 г. во Владивостоке отмечалось 20-летие военно-морского госпиталя, к этому событию приурочили начало строительства часовни Святителя Николая Чудотворца (Свято-Никольская часовня). Местом под строительство стал участок на ул. Ивановской, расположенный неподалеку от стен военно-морского госпиталя. Первоначально сооружение задумывалось как алтарная часть будущего храма в честь коронации императора Николая II, однако в связи с событиями 1917 г. храм так и не был построен [14]. По замыслу архитектора часовня представляла собой квадратное кирпичное сооружение с восьмигранной шатровой крышей, увенчанной главкой. Оштукатуренные стены украшала лепнина. Поскольку сооружение имело маленькие размеры, службы проводились на улице. В 1921 г. рядом с часовней построена Свято-Никольская церковь — небольшое деревянное сооружение, после чего Никольская часовня стала выполнять функции церковного алтаря. Расположение церкви рядом с госпиталем, жилыми домами и общежитием Даль-завода стало причиной ее закрытия в 1930-е гг. Колокольный звон якобы мешал покою больных, а религиозный объект и посещавшие его прихожане вызывали подозрения у руководства госпиталя и завода. В 1934 г. на основании ходатайства начальника матросского госпиталя А. Г. Эйзенбета церковь была закрыта, а затем разрушена [14]. Часовня первое время использовалась как жилье для рабочих завода и склад, а впоследствии ее перестроили под жилой дом. Шатровый объем с главкой заменили скатной крышей, вследствие чего часовня утратила свой прежний выразительный силуэт (Иллюстрация 3).

В 1899 г. по проекту П. Е. Базилевского на участке по ул. Алеутской, 12 началось строительство здания для размещения филиала Русско-Азиатского банка [10]. Кирпичный, Г-образный в плане объем со скатной крышей расположен на крутом склоне холма и имеет два основных и один цокольный этаж. Внешне здание банка напоминает итальянские палаццо эпохи Ренессанса. Пластическое решение фасадов отличает сдержанность и четкость линий. Цокольный и первый этажи полностью рустованы, второй имеет гладкие оштукатуренные стены. Углы здания акцентированы рас-

креповкой под камень с рустом. Окна на всех этажах сдвоены, на втором имеют полукруглое завершение и дополнительно украшены профильным сандриком. А. Тимчук [15] отмечает, что мотивы Ренессанса часто встречались в архитектуре банковских зданий того времени. Образ дворца-крепости выражал идею о надежности, стабильности и безопасности вкладов, что и привлекало клиентов банка. Сооружение дошло до наших дней практически в первоначальном виде, незначительно изменилось лишь архитектурное оформление входов в здание со стороны ул. Алеутской. Первоначально главный вход осуществлялся через одноэтажный мощный рустованный ризалит с балюстрадой, выполнявший роль портала. Впоследствии данный объем был демонтирован. В настоящее время центральный вход расположен в слабо выдвинутом ризалите, увенчанном треугольным фронтоном. Второй вход, ранее акцентированный бал-

коном, в настоящее время украшает круглое окно (Иллюстрация 4).

В 1903 г. на ул. Пушкинской появилось необычное по архитектуре сооружение, чем-то напоминающее средневековый замок — еще одна постройка П. Е. Базилевского во Владивостоке. Двухэтажный прямоугольный объем здания расположен на двухступенчатой террасе, усиленной каменными подпорными стенками. Уличный фасад имеет сложное пластическое решение. Плоскость стены разбивают два асимметрично расположенных разновеликих ризалита, углы которых акцентированы пилонами с башенным завершением. Этажи разделены декоративным поясом, окна имеют полукруглые и лучковые очертания. Декор венчающей части здания выполнен в виде широкого резного фриза. Главный вход акцентирован аттиком и башнями в виде корон (Иллюстрация 5). Заказчиком выступил немецкий подданный, известный во Владивостоке

Иллюстрация 6. Ансамбль офицерских флигелей Сибирской флотилии. Владивосток, ул. Светланская. 1903-1910 гг. Арх.: И. И. Зеештрандт, И. А. Заборовский. Схема генплана. Чертеж авторов

Иллюстрация 7. Здание управления Владивостокского порта. Владивосток. 1903 г Арх. И. И. Зеештрандт. Чертеж авторов

предприниматель и домовладелец В. К. Шумахер. С 1916 г. в здании размещалось Генеральное консульство КНР, а после 1954 г. — школа [10].

В 1903-1910 гг. на четной стороне ул. Светланской в районе Матросского сквера во Владивостоке появился комплекс из нескольких сооружений, относившихся к Владивостокскому порту. Архитектурный ансамбль включает в себя несколько зданий: управление Владивостокского порта и Сибирской флотилии (Светланская, 72), Морское собрание (Светланская, 68), а также флигели для проживания семейных и холостых офицеров Сибирского флотского экипажа (Светланская 66, 74, 76, 78, 80, 80а; Иллюстрация 6). Все сооружения строились по единому генеральному плану силами строительной комиссии Владивостокского порта по проектам и при участии военных инженеров И. И. Зеештрандта и И. А. Заборовского (автор проекта трехэтажного дома на Светлан-ской, 76).

Здание управления Владивостокского порта построено в 1903 г. на переломном участке ул. Светланской и является своего рода акцентом в перспективе улицы. Двухэтажный кирпичный, Г-образный в плане объем расположен углом вглубь квартала. В архитектурно-образном

решении объекта И. И. Зеештрандт использовал характерные приемы стиля неоклассицизм: главный фасад имеет строго симметричную композицию, членения стен выполнены в пропорциях ордерной системы, входы в здание размещены в ризалитах, увенчанных треугольными фронтонами, углы первого этажа акцентированы рустом, широкий антаблемент в венчающей части здания украшен лепниной. Центральный башенный объем акцентирован аттиком и восьмигранным куполом. Главный вход расположен в одноэтажном ризалите, украшенном балюстрадой (Иллюстрация 7). Следует отметить, что для архитектуры юга российского Дальнего Востока на рубеже Х1Х-ХХ вв. использование классицистических элементов и пропорций ордерной системы было характерно при сооружении казенных построек. Во многом это было связано с широким распространением ретроспективного стиля (неоклассицизма) в архитектуре России, и поскольку все профессиональные архитекторы, работавшие в этот период на Дальнем Востоке, являлись выпускниками архитектурных и инженерных школ Санкт-Петербурга и Москвы, создавали свои произведения они в рамках существовавших общероссийских архитектурных тенденций.

Офицерские флигели для проживания Сибирского флотского экипажа представляют собой одно-, двух- и трехэтажные дома, в которых размещались квартиры для холостых и семейных офицеров. Несмотря на различия в объемно-планировочных решениях, все сооружения выполнены в одной стилистике. В пластике фасадов четко прослеживаются черты неоклассицизма. Все постройки имеют симметричный характер объемно-пространственной композиции и трехчастное членение уличных фасадов. В пластическом решении стен использованы схожие декоративные элементы: фронтоны треугольной формы, аттики, сандрики (Иллюстрации 8, 9).

В 1906 г. по проекту И. И Зее-штрандта построено одноэтажное здание Морского собрания. Сооружение несколько выбивается из общей стилистики ансамбля, выдержанного в строгих формах классицизма. Объемно-пространственное решение объекта основывается на сочетании двух разновеликих объемов — основного сооружения и маленькой башни, увенчанной остроконечным шатром [10]. Стены выполнены в виде фахверковой конструкции, с выявленной на фасаде решеткой фахверкового каркаса, являющейся выразительным средством фасадной пластики. Основной объем сооружения перекрыт полувальмовой крышей, имеющей сильные выносы, которые поддерживаются резными деревянными кронштейнами.

Данный архитектурный ансамбль играет важную роль в формировании силуэта центральной улицы Владивостока — Светланской, а также панорамы города со стороны моря. Все здания ансамбля расположены на четной стороне этой улицы на определенном расстоянии и имеют схожие объемно-планировочные и композиционные решения, а также единый стиль пластической и художественной разработки фасадов. Военные архитекторы удачно использовали природные особенности рельефа местности, все сооружения прекрасно вписаны в природную среду и за счет сильного понижения рельефа в сторону моря отлично просматриваются с воды, благодаря чему сохраняется визуальная связь ул. Светланской с заливом бухты Золотой Рог и обогащается панорама города со стороны моря.

В начале XX в. по проектам военных инженеров И. А. Заборовского и Н. В. Коновалова построены здания Главного морского штаба Сибирской флотилии и духовной консистории Владивостокско-Камчатской епархии

[2]. Строительство здания Морского штаба началось в 1909 г. на участке при пересечении улиц Светланской и Петра Великого. Как и большинство сооружений, возводимых по проектам инженеров военного ведомства, здание штаба строилось с использованием приемов неоклассицизма. В пластическом решении фасадов И. А. Заборовский использовал пропорции ордерной системы и характерные классицистические элементы: трехчастный главный фасад, ордерные пилястры и карнизы. Вместе с тем сложный рельеф местности не позволил архитектору создать полностью симметричную классическую объемную композицию. Г-образный в плане кирпичный блок врезан в склон холма. Главный вход расположен с угла и акцентирован высоким башенным объемом. Здание имеет три основных этажа и цоколь, играющий роль стилобата, на котором расположен основной объем. Стены цокольного этажа полностью лишены декора, остальные этажи, напротив, богато декорированы. Первый этаж полностью рустован, второй и третий имеют гладкие оштукатуренные стены и рустовку на углах. Прямые и полуциркульные окна усилены архивольтами и украшены сандриками. Слабо выдвинутые ризалиты увенчаны аттиками (Иллюстрация 10). Строительство завершилось в 1911 г. Главный морской штаб Сибирской флотилии размещался в здании до 1922 г., после этого в нем находились советские партийные органы. В 1938-1944 гг. здание было перестроено в духе сталинской архитектуры по проекту А. И. Порецкова. Сооружение обрело два дополнительных этажа, усложнился декор, композиционный центр сместился в угловую часть [10].

В 1910-1912 гг. на ул. Пологой (ныне Менжинского) строилось здание Духовной консистории и епархиального училищного совета, принадлежавшее Владивостокско-Камчатской епархии (Иллюстрация 11). Сооружение представляет собой прямоугольный в плане трехэтажный каменный объем с небольшими боковыми выступами и рустованным цокольным этажом. В стилистическом и композиционном решении фасадов четко прослеживаются черты неорусского стиля: киле-видные фронтоны над ризалитами, навеянные мотивами неорусского стиля, лучковые, килевидные, полуциркульные окна с широкими профилированными обрамлениями [9]. Подобные элементы нередко встречались в православной архитектуре

Иллюстрация 8. Флигель. Владивосток, ул. Светланская, 74. 1903-1910 гг. Арх. И. И. Зеештрандт. Чертеж авторов

Иллюстрация 9. Флигель. Владивосток, ул. Светланская, 80. 1903-1910 гг. Арх. И. И. Зеештрандт. Чертеж авторов

Иллюстрация 10. Здание Морского штаба. Владивосток. 1911 г. Арх. И. А. Заборовский. Реконструкция авторов

Иллюстрация 11. Здание Духовной консистории. Владивосток. 1912 г Арх. Н. В. Коновалов. Чертеж авторов

Владивостока; так, например, схожие оконные обрамления украшают Свято-Никольский Кафедральный собор, построенный по проекту архитектора И. С. Багинова в 1907 г., а также постройки и храм-часовню Александра Невского в Архиерейском подворье, строительство которого относится

к 1900-1911 гг. Первоначально здание имело высокую шатровую крышу в центральной части и килевидные крыши над ризалитами, которые были впоследствии утрачены. Наличие подобных элементов придавало зданию сходство с русскими теремами и дворцами XVII в. [12].

Заключение

Творческая деятельность военных инженеров — выпускников Николаевской инженерной академии оказала сильное влияние на развитие архитектуры и градостроительства Владивостока. В период конца XIX — начала XX в. по их проектам в городе построено большое количество интересных с архитектурной точки зрения зданий и сооружений, во многом определивших современный облик города. Практически все из них в настоящий момент являются памятниками архитектуры, поставленными на государственную охрану. В композиционных и стилистических решениях своих построек военные инженеры, как правило, придерживались классицистических приемов, однако встречаются сооружения, выполненные в мотивах ренессанса и псевдорусской архитектуры.

Список использованной литературы

1 Авилов Р. С., Аюшин Н. Б., Калинин В. И. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. 1 : «Назло надменному соседу», 18601905 гг. Владивосток : Дальнаука, 2013. 384 с.

2 Базилевич М. Е. Военные инженеры Хабаровска и Владивостока (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса : материалы междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. Вып. 14. С. 39-43.

3 Базилевский П. Е. (Послужной список) // РГВИА. Ф.1351. Оп.1. Д. 7193.

4 Владивосток. Памятники архитектуры: фото-альбом/[идея создания, текст, дизайн обложки А. В. Мялк ; Союз архитекторов России, Прим. отд.]. Владивосток : Дальпресс, 2005. 179 с.

5 Крадин Н. П. Архитекторы и инженеры восточных окраин (Дальний Восток, Забайкалье, Якутия, Китай). 765 персоналий. Рукопись.

6 Крадин Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858-2008). Хабаровск : Изд-во Рио-тип, 2008. 448 с., ил.

7 Позняк Т. З. Жилье и быт горожан на дальневосточной окраине (вторая половина XIX — начало XX в.) // Известия Алтайск. гос. ун-та. Сер. История. Политология. Барнаул, 2008. № 4/1. С. 103-111.

8 Суржик А. Храмы г. Владивостока // Записки общества изучения Амурского края. Владивосток, 1992, Т. 28. С. 49.

9 Владивостокская епархия. Приморская митрополия Русской православной церкви. Успенский Кафедральный собор [Электронный ресурс]. URL: http:// vladivostok.eparhia.ru / eparhia / synodal / churches /ys решкп/(дата обращения: 15.04.2015).

10 Город Владивосток в цифрах и фотографиях. Исто-рико-архитектурные памятники [Электронный ресурс]. URL: http://vladcity.com/monuments/historical-and-architectural-monuments /(дата обращения: 20.04.2015).

11 Железнодорожный вокзал во Владивостоке [Электронный ресурс]. URL: http://vkimo.com/node/1333 (дата обращения: 17.04.2015).

12 Обертас В. А., Моор В. К., Ерышева Е. А. Памятники истории и культуры города Владивостока : материалы к своду. Владивосток : Издатель Светлана Кунгурова, 2012. 252 с.

13 Охотникова Ю. В. Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России (середина XIX — нач.

XX в.) : дис. ... канд. архитектуры. М., 2011. 259 с. (Москва, НИИТИАГ РААСН).

14 Православные храмы Владивостока. Часовня Святителя Николая Чудотворца (Свято-Никольская часовня), Владивосток [Электронный ресурс]. URL: http:// old.pravostok.ru / ru / church /fareast / eparchy / vladivosto k/ parish / index.php?from=2&id=106 (дата обращения: 16.04.2015).

15 Тимчук А. Дом недели: Здание Русско-Азиатского банка [Электронный ресурс]. URL: http://vladivostok3000. ru / city/5597-dom-nedeli-zdanie-russko-aziatskogo-banka/(дата обращения: 18.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.