войны в России подтолкнул правительства США и Японии на интервенцию с целью сохранения своих позиций.
Известный государственный деятель России того времени - В.Н Коковцев, являвшийся председателем ее Совета Министров в 1911 - 1914 гг.. отмечал в своих мемуарах, написанных.в эмиграции, что хозяйственный комплекс Приамурского генерал-губернаторства был "больше встроен в экономику стран Востока чем в российскую и это вызывало у правительства опасения за его сохранение в составе государства"
Г 1 . - V! i " >
ЛИТЕРАТУРА
1.Бянкин В.П Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке. - Владивосток: Дальиздат, 197Э. - 255 с.
2. Траве В,В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. - СПб: би., 1912. - 130 с.
3. Коковцев В.Н. Воспоминания. - Варшава: Изд-во "Старэ Място", 1929. - 545 с.
4. Крушанов А.И. Некоторые вопросы социально-экономической истории Владивостока (1860 -1916) /Сб. "Материалы по истории Владивостока'. - Владивосток: Примиздат. 1960. - С. 19-43.
5. Куртеев К.К. Экономическая роль Владивостока. - Владивосток: б и., 1921. - 127 с.
6. Материалы о положении и нуждах торговли и промышленности Дальнего Востока /Труды Амурской экспедиции, вып. 2. - СПб: б.и., 1912. - III
7. Панов В.А. Дальневосточное положение. - Владивосток: "Дальний Восток", 1912. - 120 с.
8. Романов В. Азиатская Россия / т. 1 "Люди и порядки за Уралом. -СПб: Из дат. ГУ 33, 1914. - 576'с.
9. Смирнов Е.Т. Приамурский край на Амурско-Приморской выставке в г. Хабаровске 1899 г. -Хабаровск: "Амур", 1899. -283 с.
10. Целищев М.И. Экономические очерки Дальнего Востока. - Владивосток. СИАК, 1925. - 157
с.
В.А. Обертас
*
ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ВЛАДИВОСТОКА В 1923 - 1931 гг.
АНОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты исследования автором вопросов планировки и застройки Владивостока на первом этапе его социалистической реконструкции.
ABSTRACT
The result of researching of the town planning and architectural conceptions in the initial stage of socialist reconstruction on of Vladivostok and its realization is described in this article.
После русско-японской войны 1904 - 1905 гг., в результате которой Россией были потеряны города-порты Дальний и Порт-Артур, г. Владивосток, оставшийся единственным дальневосточным российским портом и военно-морской крепостью, стал быстро развиваться как транспортный узел и торгово-промышленный центр региона. Его население с 1906 по 1916 гг. увеличилось с 40 до 130 тысяч жителей, а по объёму валового продукта к 1915 году он вышел на третье место в Зауральской России, уступая только Омску и Иркутску. Современники называли его «самым культурным городом Сибири», «чисто европейским портовым городом», «Тихоокеанским Константинополем» (1).
В 1906 г. был разработан и утвержден генеральный план города, который предусматривал увеличение его территории почти вдвое за счет переданных в ведение юродской администрации бывших земель военного ведомства в долине Первой речки и упорядочение планировочной структуры уже сложившейся его части (2) С 1907 г. началась реализация этого проекта: была выполнена разбивка улччной сети нового Первореченского района, который сразу стал застраиваться; в центре города были сооружены уникальные железобетонные виадуки-развязки, позволившие развести в разные уровни главные улицы Владивостока Светланскую, Алеутскою,
Пекинскую и Семеновскую с железнодорожными путями, ранее их рассекавшими и мешавшими городскому транспорту. В 1910 - 1912 гг. по улицам Светланской и Алеутской была проложена первая линия электрического трамвая. В 1913 г. началась расчистка территории под будущую центральную площадь, доминантой которой должно было стать здание нового кафедрального Свято-Никольского собора. В соответствии с генеральным планом в долинах речек Объяснения и Первой формируются промышленные зоны. где строятся предприятия леткой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, кирпичные и бетонные заводы.
Застройка центральной части города Владивостока в этот период осуществлялась монументальными 3 - 4-этажными зданиями гостиниц, доходных домов, универмагов, банков, жилых особняков, проекты которых разрабатывались владивостокскими и привлечёнными иностранными архитекторами, причём, иногда на конкурсной основе. По склонам гор и холмов Алексеевского хребта, отделявшего водосборный бассейн бухты Золотой Рог от поймы Первой речки и в распадках между ними велась малоэтажная застройка слободок, регулярная планировочная структура которых тоже была определена генеральным планом.
Первая мировая война не остановила развитие Владивостока. Более того, его значение для России усилилось, так как он стал единственным тыловым портом вне зоны военных действий и через него шёл основной поток военных грузов, поступавших от стран - союзников. В 1914 - 1916 гг. ведутся большие работы по развитию торгового порта, новые причалы и складские комплексы которого строятся на южном береху Золотого Рога, где формируется Голдобинский портовый район. Для обслуживания основной части порта и Голдобинского района внутри города прокладываются новые железнодорожные ветки и формируются две новые товарные станции «Эгершельд»' на полуострове Шкота и «Мыс Чуркин» на полуострове Голдобина. В связи с нехваткой селитебных территорий в 1916 г. начинается гражданская застройка части Голдобина между бухтами Золотой Рог и Диомид, до того считавшейся зоной крепостных сооружений,, но утратившей актуальность после заключения договора о военном союзе с Японией.
В центральной части города в военные годы продолжается строительство ряда престижных многоэтажных зданий, двух театров, Первореченского народного дома, крытого рынка, трёх храмов, ведётся прокладка второго маршрута трамвая. В 30 километрах к северу от Владивостока в 1916 г. начинается застройка города-спутника Владивостока, названного Садгородом, который проектировался с расчётом на 20 - 25 тысяч жителей. Инициаторы его создания Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти, областной землемер В.А. Федоровский и автор проекта планировки А.И. Булгаков стремились в нём воплотить в дальневосточных условиях России идею Э. Говарда о городах-садах, ставшую популярной в начале XX века (3, 4).
Этот позитивный градостроительный процесс был прерван начавшейся в 1918 г. гражданской войной и военной интервенцией на российский Дальний Восток, осуществлённой Японией, США и государствами Антанты. Гражданская война на территорий региона продолжалась с января 1918 г. по октябрь 1922 г. и всё это время здесь хозяйничали японские войска, формально защищавшие «суверенную Приамурскую республику*) от большевиков, а на деле грабившие и вывозившие в Японию все материальные ценности южной части края: станки и оборудование производственных предприятий, сохранившееся вооружение Владивостокской крепости, грузы со складов коммерческого и военного портов, городское имущество и даже .рельсы, снимаемые с железнодорожных веток. Отступая в 1922 г. под натиском Народно-революционной армии ДВР, интервенты взорвали 12 мостов южного участка Уссурийской железной дороги и вывели из строя ещё 18, разобрав пути, увели из Владивостокского порта все остававшиеся в нём алавсредства.
Известный дальневосточный историк академик РАН А.И. Крушанов писал, что «хозяйственная жизнь города накануне его освобождения от интервентов была полностью парализована: в кассах банков отсутствовали деньги и ценности, увезены за границу грузы, расхищено оборудование, не работали предприятия и электростанции, морской транспорт был полностью ликвидирован» (5). Из-за массового отъезда в эмиграцию зажиточных горожан и потерь в результате репрессий население города уменьшилось до 106 тысяч жителей.
После вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР и установления в ней Советской власти перед новыми органами городского самоуправления Владивостока - городским Советом рабочих депутатов и военно-революционным комитетом, исполнявшим в переходный период роль городской администрации, стояли сложные задачи по ликвидации хозяйственной разрухи, по восстановлению судоремонтных заводов, электростанций, железной дороги и, главное,
коммерческого порта, так как страна нуждалась в импортных промышленных товарах и продовольствии. . г * '
На гражданское городское строительство в период «восстановительной трёхлетки» 1923 -1925 гг. государственных капиталовложений не выделялось. Но для восстановления и модернизации порта требовалась рабочая сила, которой во Владивостоке не хватало. Поэтому уже в 1924 г. за счёт средств, выделяемых на порт, начинается возведение первых советских новостроек: трёх многоквартирных жилых домов и общежития для портовиков на полуострове Шкота рядом с основной территорией коммерческого (с 1923 г. - торгового) порта и двух жилых домов, общежития и школы на п-ве Голдобина, где формировался новый район порта. Размещены все эти здания на свободных участках вне связи с дореволюционными проектами планировки города (6, 7).
В 1926 г. новостройки появляются и в центральной части Владивостока: возводятся две группы многоэтажных жилых домов для специалистов на ул. Береговой по проекту инженера П. Филинюка и на ул. Суханова по проекту инженера А Фёдорова (реконструированный в 30-х гг. архитекторами А. Порецковым и Н. Рябовым), надстраиваются на два - три этажа некоторые малоэтажные кирпичные здания старой постройки. В Первореченском и в Восточном районах города в 1926 - 1927 гг. также начинается строительство отдельных 2 — 3-этажных жилых домов, общежитий железнодорожников, школ. Участки для нового строительства отводились коммунальной секцией Владивостокского горисполкома. И так как планировочной группой этой секции руководил Н. Старожилов, автор генерального плана 1906 г. и проекта планировки Южного района 1916 г., то отводы делались, в основном, в соответствии со старыми генпланами. Но не всегда он мог отстоять свои планировочные решения перед партийными и советскими органами. Так, строительство домов специалистов по ул. Суханова сделало невозможным реализацию его очень интересного решения, заложенного в генплан 1906 г., по формированию центральной площади города; размещение нового здания клуба железнодорожников прямо поперек проезжей части ул. Гоголя разрезало её на два отдельные участка и сделало невозможным использование этой улицы как одной из главных меридианальньгх магистралей Первореченского района. ' - -" ^
В 1927 г. XV съездом ВКП/б/ были приняты директивы Первого пятилетнего государственного плана развития народного хозяйства страны на 1929 - 1933 гг. Особое внимание в директивах уделялось развитию производительных сил Дальнего Востока, а задача улучшения условий жизни его населения названа в числе приоритетных. В частности, было предусмотрено значительное увеличение государственных капиталовложений в строительство и развитие административного центра края Хабаровска и города-порта Владивостока. В разработанном в том же году постановлении Дальбюро ВКП/б/ и Дальневосточного крайисполкома «О десятилетнем плане капитального строительства и развития народного хозяйства края» положения директив были конкретизированы с учетом местных условий. Во Владивостоке планировалось в 1928 - 1932 гг. построить около 100 тысяч кв. м. жилой площади, ряд объектов социально - культурного назначения, городской водопровод, произвести реконструкцию трамвайных линий с перешивкой их на широкую колею, выполнить большие работы по благоустройству и озеленению города. В последующие годы планировалось наращивать объёмы жилищного строительства до 150 тысяч кв.м. жилой площади в год с одновременным сносом ветхой малоэтажной застройки (8).
Для осуществления этой большой по тому времени строительной программы было необходимо разработать новый генеральный план развития Владивостока, чтобы правильно разместить новостройки на городских территориях, и выполнить большой объём проектной документации на новое строительство. Но начало разработки нового генерального плана Владивостока Наркоматом коммунального хозяйства РСФСР планировалось только на 1931 г. со сроком окончания в 1934 г. Поэтому Президиум Владивостокского горсовета по согласованию с Далькрайиспокомом принял решение по разработке местными силами «Эскизного проекта планировки и застройки» города на 5 лет и по нему вести размещение первоочередного строительства. Такой проект был выполнен планировочной группой горкомхоза под руководством Н Старожилова и 9 мая 1928 г. представлен на рассмотрение пленума горсовета (9). После его утверждения крайисполкомом проект был опубликован как «План существующего и проектируемого расположения города Владивостока» (10).
Эта работа интересна тем, что, хотя расчётный срок её действия устанавливался всего в пять лет, в ней дан прогноз развития города на 25 лет с ростом его населения со 147 тысяч жителей в 1927
г. до 335 тысяч - к 1952 г. И, если общая застроенная территория города в 1927 г. составляла 1650 га, то к концу прогнозируемого периода предусматривалось её расширение до 3320 га.
Проектное решение плана города почти полностью повторило решения генерального плана 1906 г. и проекта планировки Южного района на п-ве Голдобина, соединив их в одном чертеже. Новым стало то, что город впервые был разбит на 12 планировочных районов по 40 - 60 кварталов в каждом и выделены зоны перспективного промышленного строительства. Проработана ступенчатая схема размещения объектов социально-культурного обслуживания населения, предваряющая будущее микрорайонирование. Первый планировочный район - это исторический центр города с учреждениями общегородского значения. В остальных районах запроектированы свои общественные центры с площадями для размещения рынков, учреждений обслуживания, клубов, кинотеатров, спортивных и рекреационных объектов. В группах кварталов разделённых складками рельефа планировалось размещение учреждений первичного обслуживания.
Для повышения плотности застройки существующей части города предусматривалась организация малоэтажной застройки верхнетеррасных территорий по склонам гор Алексеевского хребта, по склонам холмов на п-ве Голдобина. С этой же целью ряд мелких существующих кварталов укрупнялся, вносилась корректировка в трассировку улиц и в сложившуюся планировку бывших слободок на п-вах Шкота и Голдобина, которые хоатично застраивались мелкими частными одноэтажными домами в годы гражданской войны. Группы новых кварталов для первоочередного жилищного строительства запроектированы по западным склонам г. Комендантской (Восточный район) и в Снеговой пади (Первореченский район).
Ряд проектных решений в проекте планировки 1928 г. был направлен на улучшение транспортной схемы города. Узким местом в организации внутригородского железнодорожного движения в те годы была необходимость все грузы для Голдобинского отдела порта направлять с основной товарной станции «Первая Речка» на станцию «Владивосток», то есть в центр города, а с неё по железнодорожной ветке, огибающей бухту Золотой Рог к станции «Мыс Чуркин» на п-ве Голдобина. Ещё в 1916 г. под Алексеевским хребтом был запроектирован железнодорожный тоннель, чтобы грузовые составы можно было со станции «Первая Речка» направлять на «Мыс Чуркин» и обратно, минуя центр города (11). Построен он не был. Проектом 1928 г, его строительство отнесено к первоочередному со сроком окончания в 1932 г. С тоннелем было связано развитие железнодорожных путей в долине р. Объяснения, отведённой под промзону, и создание там новой сортировочной станции «Восточная».
Второй транспортной проблемой был неудобный выезд из города в северном направлении в сторону материка, осуществлявшийся по Океанскому проспекту, Военному шоссе и далее по дорог е. ставшей позже улицей Снеговой. Н. Старожилов предложил новый более короткий выезд путём продления Северного проспекта, приподняв его на виадук в месте пересечения с горловиной железнодорожных путей станции «Первая Речка».
В старой части города был предусмотрен перенос трамвайных путей с крутых участков улиц Ленинской и Китайской на более пологие Ивановскую и Алеутскую, для чего планировалась пробивка диагонального проезда с улицы Алеутской на Китайскую в районе поперечной улицы Октябрьской и соединение стрелкой Светланской и Ивановской в районе Гайдамакской площади. Из проекта 1906 г. было перенесено предложение по созданию улицы-дублёра Светланской путём соединения косым спуском разноуровневых улиц Суханова и Пушкинской, что дало бы возможность открыть по улице-дублёру автобусное движение, так как трамвай на Светланской уже не справлялся с нагрузкой.
Большое внимание в проекте уделялось озеленению, которого Владивосток в то время фактически был лишён. Под зелёные насаждения планировалось занять около 10% его территории. В старой части города новые сады проектировались на вершине и по южному склону Почтовой сопки, на южных склонах гор Орлиное Гнездо и Буссе, в районе Рабочей слободы. Южный район города (ныне - Первомайский) на п-ве Голдобина должен был окаймляться, как и в проекте 1916 г., широкой набережной-бульваром с односторонней застройкой. На мысах Голдобина и Романова, в пойме бухты Улисс проектировались прибрежные парки с пляжами и купальнями. Центральный городской парк был запроектирован на месте бывшего Покровского кладбища, закрытого в 1923 г., с развитием по долине Куперовой пади до берега Амурского залива.
«Эскизный проект планировки и застройки г. Владивостока» после его утверждения стал основным градостроительным документом для застройки города в конце 20-х годов и в годы первой
пятилетки. Для разработки проектов новых зданий, объектов благоустройства, инженерных сетей в мае 1929 г. при горисполкоме было создано проектировочно-консультационное бюро, преобразованное вскоре в трест «Дальпроект». К работе в этой первой во Владивостоке проектной организации были привлечены как местные архитекторы и инженеры А. Заседателев, А. Булгаков. А. Фёдоров, Р. Малиновский, так и приглашённые из Москвы, Харькова, Киева В. Калинин, В. Златолинский, Н Нерославская, А. Мацуцин, И, Пайков, В. Забелло, Я. Зирин и другие. Кроме того, после окончания учебных заведений на работу во Владивосток были направлены молодые архитекторы Н. Сергиевский, А. Порецков, Н Рябов, И. Петренко. Н. Бигачев, ставшие позже авторами многих крупных новостроек 30 - 50-х годов (12). - * „
В соответствии с «Эскизным планом» с 1929 г размещалась новая капитальная застройка, осуществлялась разбивка улиц и кварталов. Стройками первой пятилетки стали жилые кварталы рабочих и служащих Дальзавода в Восточном районе города, жилые кварталы портовиков и железнодорожников на полуостровах Шкота и Голдобина, в Перворечеяском районе. В застройке преобладали 2 - 3-этажные жилые дома из шлакоблоков с самой простой архитектурной пластикой. Большая часть вновь разбитых кварталов Южного района была отдана под индивидуальную застройку усадебного тила. В старой части города по северному берегу бухты Золотой Рог, ставшей общегородским центром, было возведено несколько общественных и административных зданий, размещённых на месте сносимых одноэтажных построек XIX в. Это здания Кработресга на ул. Верхнее-Портовой, судостроительного техникума на ул. Суйфунской, железнодорожного училища на Народном проспекте, Управления трамвая на Луговой, Учебного центра профсоюзов на Китайской и ряд "других. Особой архитектурной выразительностью они не отличались, так как в те годы проявлялась тенденция решать архитектуру «под конструктивизм»: кирпичные стены зданий оштукатуривались имитируя бетон, на фасадах обязательно устраивались горизонтальные и вертикальные ленточные окна, высокие горизонтальные парапеты скрывали обычные скатные крыши и имитировали крыши плоские.
Наиболее характерными среди построек рассматриваемого периода, повлиявших на облик главной улицы Владивостока - Ленинской можно считать жилой дом № 123 на углу Ленинской и бывшей улицы Петропавловской (1930), группу жилых домов Дальзавода №№ 86 - 90 (1930 - 1934), а также здание Клуба водников по улице Ленинской, 48 (1930). Первый из них запроектирован в 1929 г. на конкурсной основе инженером П. Филинюком. Фасады ^ его лишены пластической выразительности и представляют собой гладкие поверхности с рядами узких окон и балконов. Лишь угловая часть, решенная в виде небольшого курдоньера, акцентирована ступенчатым парапетом к нишей в виде пятиконечной звезды. В доме запроектировано 94 квартиры с разным набором помещений, помещения аптеки, детских яслей и магазина. В газете «Красное знамя» в 1929 г. отмечалось, что это первый новый жилой дом для поквартирного заселения и «площади квартир соображены с бюджетом рабочего и численностью семьи» (15). Четырехэтажные жилые дома Дальзавода (авторы - инженеры Ю. Леонидов, С. Данилов, В. Новиков) были предназначены для коммунального заселения и оригинальностью планировки не отличались. Они интересны своим конструктивным решением: это первые многоэтажные дома с поперечными несущими стенами и тонкостенными перегородками. Здание Клуба водников (ныне Дом офицеров ТОФ) - это надстройка старого одноэтажного здания резиденции главного командира пор га, в которой решен большой зрительный зал на 1000 мест с фойе и сценой. Автор надстройки архитектор А. Заседателев не стал связывать себя архитектурной пластикой старой части здания и создал совершенно новую по внешнему виду постройку конструктивистской архитектуры, имеющую крупный масштаб и ставшую акцентом центрального участка Ленинской.
Но далеко не всё, что было определено планом 1928 г. и запроектировано зодчими Владивостока, удалось осуществить в годы первой пятилетки. Из-за постоянной нехватки строительной техники и транспорта, строительных материалов и конструкций, в первую очередь -кирпича, цемента, стекла, металлопроката, кровельной стали, не были выполнены плановые задания по строительству 100 тысяч кв. м. жилой площади, школ и детских садов, не было начато строительство общегородской водопроводной сети, ряда объектов коммунального хозяйства и бл агоу стро йства.
Но даже при невыполнении строительной программы 1929 - 1933 гг. новостройки первой пятилетки повлияли на внешний облик Владивостока. Стало больше многоэтажных зданий, с главных улиц постепенно исчезли одноэтажные деревянные постройки эпохи первопоселенцев.
Группы крупных зданий появились кое-1де и на окраинах, обращенных к морским акваториям, в результате чего стал укрупняться масштаб морской панорамы города. Но, к сожалению, крупные новостройки этого времени размещались точечно на отдельных участках и ни одного законченного архитектурного ансамбля на их основе создано не было.
ЛИТЕРАТУРА
I. Азиатская Россия. Т. I. Люди и порядки за Уралом. - СПб: Изд-во Гл. пересел, упр., 1914. - С. 293,312.
2 РГИА ДВ, ф. 11, оп. I, д. 287, лл. 124 - 129.
3. Левошко С.С. Европейская концепция «города - сада» и Садгород на Дальнем Востоке России /'/Культурно - историческое наследие в XXI веке: перспективы сохранения и использования. -Владивосток: Изд. ПГ ЦОПИК. 2000. - С. 70, 71
4. Обертас В.А. К истории планировки и застройки Садгорода //Архитектура и культура: гуманизация антропогенной среды. Материалы междунар. научн. конф. -
Владивосток. Изд. ДВГТУ, 2006. - С. 82 - 85.
5. Крушанов А.И, Первые мероприятия советской власти ш ликвидации последствий интервенции и гражданской войны в Приморье //Материалы по истории Владивостока. Книга вторая. -Владивосток: Примиздат, 1960. - С. 89
6. Рябов Н.С.„ Обертас В .А. К истории застройки Владивостока. — Владивосток: Примиздат. 1961. -С. 27-28. 4
7. Рябов Н.С. Советская архитектура Владивостока. - Владивосток: рукопись, 2000, Личн. Архив автора статьи. - лл. 15 — 26.
8. ГАПК. ф. 85, оп. I, д. 55, л, 9.
9. РГИА ДВ, ф. Р-40, оп. I, д. 85, лл. 47 - 49
10. ГАПК, ф. 373, он. 2, д. 58, лЛ
II. План Владивостока с нанесением проектируемых железнодорожных путей и портов. - Владивосток: б.и., 1916.
12. Рябов Н.С. Указ соч., л. 28.
13. ГАПК, ф. 85, оп. I, д. 55, лл. 16-19.
14. ГАПК, ф. 373, оп. 2, д. 58, лл. 118 - 122.
15. «Красное знамя», № 153, 9.07.1929.
В.А.Легаев, И.В.Легавева
ПОСТРОЕНИЕ ТОЧЕК ЭЛЛИПСА
При определении линии пересечения поверхностей вращения плоскостями, при построении разверток этих поверхностей, возникает необходимость в быстром и точном определении и проверке точности построений точек эллипса.
Для этой цели воспользуемся свойсгвом точки эллипса, сумма расстояний которой до двух фокусов эллипса есть величина постоянная равная большей оси эллипса (2а).
Из точки С- конца малой оси эллипса, как из центра, радиусом «ах> проводим дугу, которая пересечет большую ось АВ эллипса в точках Р[ и Точки Р[ и ¥2 являются фокусами эллипса. Из фокусов как из центров проводим дуги окружностей соответственно радиусами К и (2а-Я). Точка О пересечения этих дуг является точкой эллипса. Изменяя величины радиусов И. и (2а-К) повторим построения и получим необходимое количество точек.