140 Высшее образование в России • № 9, 2005
другой - со школой. С.В. Рождественский в своем «Историческом обзоре деятельности Министерства народного просвещения» отмечает обстоятельность рассмотрения комиссией проектов и путей преобразования существующей учебной системы [7], изложенных в восьми томах ее трудов.
Наиболее «затратный» проект подготовки учителя поступает30 декабря 1905 г. от известного ученого-химика Д.И. Менделеева под названием «Проект училища наставников». Он предполагал более обширную общую и философскую подготовку учителя, особые условия его образования (уединенность, близость природной среды), хорошее оборудование (библиотеки, лаборатории, музеи).
Продолжением и формальным завершением работ комиссии Г.Э. Зенгера становятся труды комиссии попечителя Кавказского учебного округа К.П. Яновского, которая составляет новые документы: «Положение о педагогических институтах», «Устав педагогических институтов», «Правила о педагогической подготовке при гимназиях и реальных училищах кандидатов на учительские и воспитательские должности в средних учебных заведениях». В этих документах официально зафиксированы предложения, внесенные в ходе длительного обсуждения. Таким образом, начало века
ознаменовано формальным признанием специфичности преподавательского труда и внесением в содержание профессионально-личностной подготовки учителей средних школ педагогики, психологии, методики. Однако по-прежнему подготовка учителя дистанцируется от вопросов воспитания и развития личности ученика, остается ориентированной на предметное содержание преподаваемых курсов.
Литература
1. Вестник воспитания. - 1890-1915 гг.
2. Педагогический сборник за пятьдесят лет.
1864-1914 / Сост. И.С. Симонов. - Пг., 1914. - С.9.
3. К вопросу о подготовке преподавателей
средних школ. Приложения к циркулярам по Московскому учебному округу. - М., 1899.
4. Р. Виппер. Специальная подготовка пре-
подавателя средней школы или поднятие его положения. - М., 1898.
5. Зенченко С.П. О подготовке преподавате-
лей средних учебных заведений к педагогической деятельности. - М., 1898. - С.3-4.
6. Степанов С.Л. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России. - С.16.
7. Рождественский С.В. Исторический об-
зор деятельности Министерства народного просвещения. - СПб., 1902. - С. 70.
В. МАСЯГИН, доцент, контрадмирал, зам. командующего Балтийским флотом
Генезис исследуемой темы условно можно разделить на следующие этапы. Начало XVII в. - 1917 г. можно обозначить как период зарождения и становления педагогической теории и практики военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России. За 300 лет сформировался комплекс соответствующих со-
История и теория непрерывной военно-профессиональной подготовки
циально-педагогических факторов. К ним относятся: создание многоуровневой системы военно-морского профессионального образования; формирование отечественного корпуса военных преподавателей и приглашение для ведения образовательного процесса лучших отечественных и зарубежных специалистов; осуществление широко-
Страницы истории
141
го общенаучного образования будущих морских офицеров и использование в образовательном процессе передового отечественного и мирового опыта; сочетание теоретического обучения с реальной практикой на отечественных и зарубежных кораблях и судах; формирование социально-правовых требований и юридически обоснованных норм профессионального поведения офицеров; становление и развитие военно-профессиональных традиций офицерского корпуса ВМФ России [1-3].
Сложившаяся система военно-профессиональной подготовки офицерских кадров ВМФ в своей динамике представляла сложный, противоречивый педагогический процесс, во многом зависимый от социально-политических и внешних условий. Тем не менее в нем явно воплотились общенаучные педагогические принципы: последовательности, преемственности, устойчивости, дифференциации, непрерывности, управляемости и практической направленности.
1917 г. - начало 90-х гг. XX в. - советский период развития теории и практики военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ. Он подтвердил обоснованность государственного приоритета в строительстве Вооруженных Сил, в создании института командных кадров и организации его военно-профессиональной подготовки. Итогом стала система знаний о целях, принципах, закономерностях и методах военного образования, понимание его специфики и непрерывной взаимосвязи спрактической служебной деятельностью офицерского состава. В этот период были обоснованы и закреплены руководящими документами следующие требования к военно-профессиональной подготовке офицеров: тесное увязывание занятий с положениями военной доктрины, конкретными задачами оперативной, мобилизационной и боевой подготовки сил и войск; рациональное планирование, тщательная подготовка и эффективное проведение занятий с учетом конкретных задач и особенностей оперативной подготовки, постоянное совершенствование и
развитие учебно-материальной и методической базы для проведения занятий, использование при обучении технических средств обучения.
С начала 90-х гг. по настоящее время -современный период совершенствования военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ. Проведенный анализ показывает, что существующие объективные и субъективные трудности и недостатки негативно влияют на целостность и непрерывность исследуемого процесса. Основные причины сложившегося положения кроются не только в неразрешенности многих социальных и социально-педагогических проблем, но и в недостатках организации, содержания, методики, нормативно-правовой базы военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ, их слабой научной обоснованности.
На наш взгляд, педагогическая концепция (далее Концепция) непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России включает в себя следующие структурные компоненты:
• теоретико-методологический - исходные основания разработки парадигмы военно-профессиональной подготовки офицеров в современных условиях;
• научно-содержательный - категориальный аппарат теории военно-профессиональной подготовки; научный анализ основных системообразующих связей, выявленных противоречий, закономерностей, принципов и тенденций педагогического процесса;
• технологический - анализ психолого-педагогической практики, выявление социально-педагогических факторов, оказывающих влияние на системное функционирование исследуемого процесса;
• научно-методический - обоснование путей и условий развития педагогической концепции в условиях реформирования ВМФ России.
Данные компоненты были определены нами, исходя из концепции природы военно-педагогического знания, разработанной
142 Высшее образование в России • № 9, 2005
учеными кафедры педагогики Военного университета (ВПА им. Ленина) [4].
В содержательном плане военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ как непрерывный педагогический процесс включает следующие элементы: обучение, воспитание, развитие, психологическую подготовку, управление педагогическим процессом (педагогическая деятельность, взаимодействие субъектов и объектов) и самосовершенствование. Каждому элементу соответствует определенная функция,
профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное выполнение служебных обязанностей.
Научная состоятельность положений Концепции была проверена экспериментальным путем - на базе военно-профессиональной подготовки офицеров (курсантов) ВМФ в курсантских коллективах Балтийского ВМИ им. Ушакова и в группах офицерского состава Балтийского флота. Для оценки эффективности военно-профессиональной подготовки офицеров (курсантов)
Обучение
Воспитание Развитие
Психологическая подготовка
Самосовершенствование
Управление
Дидактическая
Воспитательная -Развивающая -
Психологической_ подготовки
Самосовершенствования
Управления
Овладение военно-профессиональными, предметными и другими научными знаниями, навыками, умениями Формирование профессионально важных качеств
Формирование рациональных приемов творческого мышления Формирование психологических качеств, наличие которых обеспечивает устойчивые действия личного состава в экстремальных ситуациях
Самосовершенствование профессионально важных качеств и компонентов педагогического мастерства Управление педагогическим процессом, самоконтроль, саморегуляция
Рис. 1. Взаимосвязь функций и задач процесса непрерывной военно-профессиональной
подготовки офицеров ВМФ России
которая реализуется посредством конкретной задачи (рис.1).
Педагогическая Концепция непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России представляет собой целостную совокупность современных взглядов, идей и целевых установок, характеризующих основные направления, способы, средства и формы психолого-педагогической деятельности командиров (начальников), штабов, органов военного управления, учебно-воспитательных коллективов, руководителей и слушателей групп военно-профессиональной подготовки, объединенных в единую систему с целью формирования у офицеров (курсантов)
были разработаны соответствующие критерии:
• мотивационно-ценностный - характеризует направленность военно-профессиональной деятельности;
• качественно-профессиональный - определяет содержание и характерные стороны военно-профессиональной деятельности;
• результативно-деятельностный -отражает практическую сторону военно-профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа в офицерских и курсантских коллективах позволила выявить основные направления реализации авторской Концепции в современных условиях. К ним относятся: созда-
Страницы истории
143
ние организационно-педагогических условий ее совершенствования; внедрение современных педагогических технологий военно-профессиональной подготовки офицеров; гуманизация и гуманитаризация процесса; повышение воспитательной роли традиций офицерского корпуса ВМФ России в слу-жебно-профессиональной практике; активизация военно-профессионального самосовершенствования офицерских кадров.
Для создания организационно-педагогических условий совершенствования военно-профессиональной подготовки офицеров предлагается: сформировать организационно-штатную структуру военно-профессиональной подготовки офицерского состава ВМФ с едиными руководящим и учебно-методическим органами управления; включить военно-профессиональную подготовку офицеров ВМФ на этапе практической служебной деятельности в общую структуру; научно обосновать процедуру отбора субъектов исследуемого процесса: кандидатов для обучения в вмузах, претендентов на должности руководителей, воспитателей курсантов (слушателей) и профессорско-преподавательского состава; повысить качество педагогического мастерства руководителей военно-профессиональной подготовки офицерского состава.
Внедрение современных педагогических технологий (традиционных и инновационных) в сфере военно-профессиональной подготовки основывается на следующих принципах: развивающего и воспитывающего обучения; оптимизации военно-педагогического процесса; синтеза результатов из смежных с дидактикой областей знания; воспроизводимости процесса обучения и его результатов; программирования деятельности обучающегося и обучающего; комплексного использования активизирующих учебный процесс средств; оптимальности материальной базы; качественной оценки результатов применения той или иной технологии.
Гуманизация и гуманитаризация военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России выступает одним из важ-
ных путей ее совершенствования. При этом основными педагогическими условиями их реализации являются: повышение роли и эффективности преподавания социально-экономических и гуманитарных учебных дисциплин; усиление гуманитарной направленности других учебных дисциплин, изучаемых в военно-морских учебных заведениях; создание в них комфортной гуманитарной среды, оптимального педагогически направленного взаимодействия всех участников процесса военно-профессиональной подготовки и др.
Для повышения воспитательной роли традиций офицерского корпуса ВМФ России предлагается внедрить в педагогическую практику комплексную методику повышения эффективности воспитания офицеров кают-компании корабля. Она включает в себя методики организации офицерского коллектива, убеждения и педагогического стимулирования.
Активизация военно-профессионального самосовершенствования основывается на твердом знании офицерами структуры, содержания и логики военно-профессионального самосовершенствования, на высоком уровне овладения ими соответствующими методами и приемами, а также на высоком уровне руководства исследуемым процессом со стороны руководителей военно-профессиональной подготовки.
Литература
1. Алехин И.А. Развитие теории и практики
военного образования в России XVIII -начала XX века: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004.
2. Военно-морское образование в России /
В.П. Еремин, Н.Д. Закорин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров. - СПб., 2000.
3. Каменев А.И. История подготовки офи-
церских кадров в СССР. - М., 1990.
4. Методология и методика исследования
проблем профессиональной подготовки военных кадров: Учебно-методическое пособие / В.П. Давыдов, Ю.Н. Гурьянов, П.Г. Иванов, О.Х-А. Рахимов. - М., 2000.