Научная статья на тему 'Историография проблемы современных трансформаций хорового исполнительства мордовского этноса в социокультурном пространстве региона'

Историография проблемы современных трансформаций хорового исполнительства мордовского этноса в социокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МНОГОГОЛОСИЕ / МОРДВА / MORDVA / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / FOLK MUSIC / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ХОРОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ЭТНОС / ETHNOS / ARTISTIC PERFORMANCE / HARMONISED MUSIC / CHORUS PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Виталий Викторович

Рассматривается хоровое исполнительство мордовского этноса в качестве составляющей культуры в его современной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiography of Problem of Modern Transformations in Mordovian Chorus Ethnos in Regional Socio-Cultural Space

Mordovian chorus ethnos as cultural component in its modern transformation is considered.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы современных трансформаций хорового исполнительства мордовского этноса в социокультурном пространстве региона»

В. В. КУЗНЕЦОВ ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА МОРДОВСКОГО ЭТНОСА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА1

Ключевые слова: исполнительство, многоголосие, мордва, народная музыка, социокультурное пространство, трансформация, творчество, фольклор, хоровое исполнение, этнос

Key words: artistic performance, harmonised music, Mordva, folk music, socio-cultural space, transformation, creative work, folklore, chorus performance, ethnos

Мордовское хоровое исполнительство возникло много столетий назад. В настоящее время оно изменяется вместе с развитием культуры своего народа. Это находит отражение в песенных текстах, хоровом исполнении.

Прослеживая реформацию мордовского музыкального искусства ХХ в., необходимо отметить, что данный исторический этап в развитии мордовской музыкальной культуры весьма значителен, так как именно в это время происходит расцвет всех ее жанров: вокальных, камерно-инструментальных и хоровых композиций.

В 30-е г. XX в. выходит масштабный цикл работ о музыке Б. В. Асафьева, который пишет о великом значении хорового искусства, уделяет внимание проблемам хорового исполнительства2.

Далее историография изучаемого вопроса до 50-х гг. несколько утихает. Можно лишь отметить работу Т. Н. Ливановой «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры». Затем музыкознание советского времени надолго остановилось в своем развитии, и лишь в середине XX в. наметились позитивные тенденции для дальнейшего развития и изучения истории хоровой музыки. Появляются работы по истории развития хоровых коллективов России. Здесь следует выделить работу Д. Л. Локшина3. В 60-х гг. выходит в свет монография С. С. Скребкова, в которой ис-

КУЗНЕЦОВ Виталий Викторович, аспирант кафедры философии Мордовского государственного педагогического института.

142

В. В. Кузнецов

следовались исторические этапы хоровой музыки XVII — начала XVIII в. Именно она положила начало дальнейшему серьезному изучению хорового искусства в России4.

Первые попытки изучения эволюции развития профессиональной мордовской музыки сделаны исследователями Б. С. Урицкой и А. И. Макаровой. Выходит в свет сборник «Народные певцы и композиторы Мордовии»5. Появляются труды о деятельности народных «мелодистов» и исполнителей республики. В начале 70-х гг. в пяти томах издается «История музыки народов СССР», где дается обзор музыкальных произведений и биографий певцов6.

Всплеск общего интереса к хоровой культуре в России в середине XX в. затронул исследовательское внимание к Мордовскому краю. Проблеме зарождения и формирования хоровой культуры с учетом региональной специфики посвящены работы Н. Д. Успенского, А. Н. Сохор, А. К. Доливо.

Изучая выдвинутую проблему, необходимо отметить, что исследовательское поле в области хоровой культуры в конце XX в. плавно переместилось из центра в периферию. Проблемы вокально-певческого исполнительства Мордовии нашли отражение в работах искусствоведов (Н. И. Воронина, И. А. Галкина), музыковедов и фольклористов (Н. И. Бо-яркин, Н. Е. Булычева, Н. М. Ситникова), журналистов (Т. Г. Кириченко, Н. М. Мирская, М. В. Мельникова и др.). Изучению мордовского профессионального театра посвящены работы Б. А. Басаргина, В. С. Брыжинского, Н. П. Калитиной.

Мордовская музыкальная культура создала поразительное по красоте и стройности, уникальное не только в финно-угорской, но и мировой музыкальной культуре искусство многоголосного хорового пения. В музыкальных мордовских произведениях запечатлен многогранный и неповторимый характер мордовского народа. Это обработки и аранжировки мордовских народных песен Л. П. Кирюкова, Д. М. Мелких, Б. М. Трошина, С. В. Евсеева, М. И. Грачева, Г. Г. Лоба-чева. Развитие этого жанра прослеживается в процессе творческого претворения особенностей народно-песенного исполнительства и его многоголосных форм в произведениях Г. И. Сураева-Королёва, Г. Г. Вдовина, Н. И. Бояркина и др.

В 80—90-е гг. ХХ в. хоровая культура Мордовии пополнилась образцами духовной музыки: «Аляньке минь» — «Отец наш» (1992, перевод В. И. Мишаниной) Н. В. Кошелевой;

Историография проблемы современных трансформаций

143

«Кайги вал» — «Звучащее слово» (1990, слова А. И. Пу-дина), «Кирвастян штатол» — «Зажгу свечу» (1991, слова А. В. Арапова) Н. И. Бояркина; триптих на духовные тексты (1992) С. Я. Терханова; 3 псалма (1994) Д. В. Буянова. Появились обработки русских, марийских, удмуртских, финских, карельских песен Г. Г. Вдовина и Н. И. Бояркина.

В конце XX в. появляется хоровая музыка новых жанров: «Баллада о Ефрейторе и Деве Белого Плеса» (1993, слова Т. Ю. Кибирова) Г. Г. Вдовина, концерт для хора и баритона (1995, слова Н. С. Рузанкиной) Е. В. Кузиной. Картины народной жизни запечатлены в таких вокально-хореографических образцах, как «Сельская улица» (1966, слова П. У. Гайни) и «Роман Аксясь» — «Романова Аксинья» (1985, слова народные) Г. И. Сураева-Королёва, «Мордовская свадьба» (1980, сценарий В. М. Ирченко) Е. В. Кошелевой, «Тейтерень пия кудо» — «Дом девичьего пива» (1985, сценарий В. С. Брыжинского) Г. Г. Вдовина.

Разнообразие мордовской хоровой музыки и персоналий композиторов не позволяет полностью в одной статье раскрыть историографию вопроса. Поэтому мы акцентировали внимание на литературе, рассматривающей особенности мордовской хоровой музыки ХХ—XXI вв. как части культуры в ее современной трансформации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.: соглашение на предоставление гранта № 14.В37.21.0989 «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».

2 См.: Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Сов. композитор, 1968. 132 с.

3 Локшин Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: Музыка, 1953. 131 с.

4 Скребков С.С. Статьи и воспоминания. М.: Музыка, 1979. 231 с.

5 Макарова А.И., Гиршман Я. Народные певцы и композиторы Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 126 с.

6 Келдыш Ю.В. История музыки народов СССР: в 5 т. М.: Сов. композитор, 1970—1972. Т. 1—3. 1540 с.

Поступила 19.02.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.