устойчивой музыкально-эстетической сферы. Наверное, именно этот многовековый этап гармонии личности и среды, естественности и традиционности — явление традиционного фольклора. Следующий этап, повлиявший на психологию исполнителей, можно назвать «корректирующим вторжением», первыми ростками фольклоризма (т. е. исполнение традиционных песен на сцене в сельских клубах уже на уровне «клубной самодеятельности», что наблюдалось в середине ХХ в.). «Поставленные» песни отличались отсутствием обычной вариационности, тогда как весь остальной репертуар отдельных певцов и певческих деревенских групп не подвергался изменениям в стиле, манере исполнения. Трансляция даже композиторских песен по радио не влияла столь заметно: полюбившиеся мелодии, песни принимались в свою среду и «подлаживались» под бытующий в местности стиль, манеру исполнения. Композиторские мелодии становились песенными напевами. Наиболее «конфликтный» период — последующие стадии фольклоризма (вопрос о его подробной классификация давно назрел). Но средой для него стали город и пригород, тогда как в сельской местности этому разрушительному процессу подвержены далеко не все. Сопоставляя материалы различных экспедиций по регионам, полагаем, что именно финно-угорские этносы до сих пор сохраняют свой традиционный музыкальный фольклор.
Т. Н. Гулая,
доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
Обработки и аранжировки композиторов Мордовии для детей
Мордовская народная песня в исполнении детских вокальных коллективов органично включена в процесс приобщения и передачи из поколения в поколение ценностей традиционного культурного наследия мордовского народа. Творчество композиторов Мордовии, создающих аранжировки и обработки народно-песенного фольклора для детей, является составляющей этого процесса и способствует формированию национального самосознания.
320
Круглый стол
Освоение фольклора детским вокальным коллективом начинается с создания руководителем исполнительской аранжировки народной песни для конкретного состава. Композиторы руководствуются возрастным исполнительским потенциалом, включающим как вокальные способности, так и возможности постижения художественно-смыслового содержания, не противоречащего детскому восприятию окружающего мира. Репертуарные обработки и аранжировки песен для детей композиторов Мордовии — это оригинальные произведения, демонстрирующие музыкально-поэтический колорит традиционного фольклора. Сочинения песенных жанров отличает ярко выраженный интонационный фонд, основанный на народной (мокшанской, эрзянской) мелодике, ладовой оригинальности, характерных ритмоформулах.
Для авторских обработок и аранжировок народных песен для детей характерна ярко выраженная жанровая принадлежность. Так, игровое и танцевальное начало обработки плясовой эрзянской народной песни «Кавто церат тикше ледить» (Два парня сено косят») Г. И. Сураева-Королёва является определяющим для привлечения ее в детский репертуар.
В триптихе для детского хора «Минек масторсо» («На нашей земле») Н. В. Кошелевой представлены различные жанры народной музыки с цитированием первоисточников: протяжная (I часть), плясовая «Луганяса келуня» («Во поле березонька») (II часть), игровая «Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел») (III часть) песни. В репертуар детского коллектива также могут быть включены две обработки мордовских народных песен этого автора — «Каляда» («Коляда») и «Катоня» («Кошечка»).
Мастерство интонационного воплощения образно-эмоционального содержания представлено в аранжировках для детского хора с фортепиано «Иисус, коснись ты нас» и «Кто создал цветок?» Г. Г. Вдовина. Для создания художественного образа композитор использует одноголосное изложение мелодии, развертывающейся в объеме квинты; простую ритмику; аккомпанемент, дублирующий вокальную партию.
Н. И. Бояркин принадлежит к числу немногих авторов, создающих хоровые обработки таких произведений детского фольклора, как колыбельные песни и потешки. Так, «Позяра» в обработке композитора сохраняет жанровую определен-
ность первоисточника, а театрально-сценическое воплощение сочинения может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах: фаме, гарзе, шавоме, бубне.
В обработках и аранжировках обнаруживается новаторский характер творчества композиторов Мордовии, профессионально синтезирующих традиционные и современные средства музыкальной выразительности, а народные песни в исполнении детей предстают как многогранное явление в поликультурном музыкальном пространстве республики.
Е. В. Герасимова,
старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии
Л. П. Кирюков — первый национальный композитор, собиратель и исследователь мордовского фольклора, хоровой дирижер, педагог, музыкальный общественный деятель. С его именем связано зарождение и становление профессиональных музыкальных традиций, мордовской композиторской школы, музыкального образования, исполнительства и просветительства. Образцы его театральной, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки, введенные в образовательный процесс, педагогически целесообразны. Особенно важны они в музыкально-эстетическом, нравственном воспитании молодежи, ее приобщении к истории и культуре мордовского народа.
Музыка Л. П. Кирюкова вводит слушателей и исполнителей в мир народного музыкального творчества, сольного и ансамблево-хорового исполнительства, народных игр, плясок и театрализаций, обрядов и праздников. Ярко и гармонично произведения композитора воспринимаются в контексте современного поликультурного пространства России и зарубежья и способствуют выявлению диалоговых связей финно-угорских, славянских и тюркских этносов, воспитанию уважительного отношения к искусству других народов.
Введению творчества Л. П. Кирюкова в концертно-ис-полнительную и художественно-педагогическую практику способствовало издание его записей, обработок и аранжировок народных песен, а также авторских сочинений в