Алиев О.Ф.О.
ИСТОРИКО-ПРАВОВОй ОБЗОР ПРОБЛЕМ ВЬ1НУЖДЕННОй МИГРАЦИИ
цель: Разработка историко-правового обзора различных проблем, возникающих в сфере вынужденной миграции.
Методология: Использовались диалектический, формально-юридический и историко-правовой методы.
Результаты: Вынужденная миграция в статье рассмотрена как одна из актуальных проблем современности, исследованы история и причины миграции, определены виды вынужденной миграции, рассмотрены проблемы правового регулирования вынужденной миграции, уделено особое внимание экологическому кризису и проблемам экологических беженцев.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью и практической значимостью.
Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, вынужденная миграция.
Aliyev О.ЕО.
THE HISTORICAL AND LEGAL REVIEW OF PROBLEMS OF THE COMPELLED MIGRATION
Purpose: Development of the historical and legal review of various problems arising in the sphere of the compelled migration.
Methodology: Dialectic, formal - legal and historical and legal methods were used. Results: The compelled migration in article is considered as one of current problems of the present, the history and the reasons of migration are investigated, types of the compelled migration are defined, problems of legal regulation of the compelled migration are considered, special attention is paid to ecological crisis and problems of ecological refugees.
Novelty/originality/value: Article has a certain scientific value and the practical importance. Keywords: migration, illegal migration, the compelled migration.
Введение
Легальную или нелегальную, добровольную или вынужденную миграцию людей в другие страны можно считать одной из чрезвычайно сложных и противоречивых проблем современности. Сегодня миграционные процессы охватили практически весь земной шар. В настоящее время каждый 35-й житель нашей планеты является международным мигрантом. А это означает, что мигрантами являются 175 миллионов человек, то есть 2,9 % населения мира. В Концепции Государственной Политики Управления Миграцией Азербайджанской Республики, целью которой является формирование политики оценки и управления текущей ситуацией в области миграции, указано, что экономические реформы, проводимые в Азербайджанской Республике в направлении развития рыночных отношений, контракты, подписанные с ведущими компаниями мира, которые уже начали приносить свои плоды, восстановление исторического «Шелкового пути» и благоприятное геополитическое положение Азербайджана послужили росту миграционных притоков в республику [14].
Как известно, выделяются следующие виды миграции:
1. «Выезд для работы по контракту». Данный вид миграции в основном имеет сезонный характер, включая миграцию малоквалифицированных работников в области сельского хозяйства;
2. «Утечка умов» - миграция высококвалифицированных специалистов;
3. «Нелегальная миграция» - это миграция людей, которые выезжают в зарубежные страны в качестве туриста, впоследствии остаются там и работают различными путями без разрешения местных властей;
4. «Беженство и вынужденное переселение» -мигранты, эмигрировавшие из-за страха, угрозы, геноцида и т. д. в связи с нарушением территориальной целостности своей страны в результате оккупационной политики другого государства, а также войнами и конфликтами в регионе;
5. «Политически мотивированная миграция» - переселение представителей различных политических партий или движений, обратившихся в основном к властям развитых стран в связи с предоставлением политического убежища [1, с. 331-337].
Таким образом, можем отметить, что международное массовое миграционное движение, включающее различные виды миграции, является актуальным процессом, связанным с коренны-
ми изменениями в жизни общества, с которым столкнулись миллионы людей мира.
История и причины миграции
Как мы отмечали, в зависимости от причин миграция может быть вынужденной и добровольной. Это свойственно как международной, так и внутренней миграции. Так как наше исследование охватывает проблемы вынужденной миграции, мы не коснемся здесь вопросов добровольной миграции. Так в чем же состоит вынужденная миграция? Миграция, происходящая по причинам, не зависящим от субъекта, называется вынужденной [4, с. 20-35]. Это общий термин, используемый для характеристики миграционных потоков, являющихся результатом элемента принуждения, в том числе опасности для жизни и существования, а также естественных и техногенных факторов [2, с. 12]. В качестве примера последствий подобных естественных и техногенных причин можно указать перемещение беженцев либо перемещение граждан внутри страны - образование «армии» вынужденных переселенцев, а также перемещение людей в результате стихийных и экологических катастроф, химических и атомных аварий, голода либо программ развития. История последних лет доказывает, что вынужденная миграция приводит к серьезным последствиям как для отдельных лиц, так и многих государств и мира в целом.
За многотысячелетнюю историю человечества процесс миграции продолжает выступать в качестве основной составной части жизни народов имеет место постоянное, непрерывное перемещение этносов по территории земного шара, начиная с древних времен. Это суждение можно выразить и иначе: мировая история состоит из чередования глобальных этнических передвижений вдоль поверхности планеты.
Человек на самых ранних этапах своего развития - в период первобытной общины - переселялся на новые земли, чтобы выжить. Так наши предки пытались решить такие проблемы, как истощение растительного и животного мира, увеличение численности населения на той или иной территории. Среди племен, занимающихся только охотничьим промыслом, подобное перемещение было результатом жесткой борьбы за места охоты. В эпоху широкого распространения общественной формы собственности существование каждого человека и семьи зависело от владения определенным земельным участком.
В древние времена одной из основных причин кочевания людей были этнические конфлик-
ты. В древних письменных источниках содержатся сведения, свидетельствующие о колоссальных этнических конфликтах. Например, начавшаяся с VI века до н.э. и неоднократно повторявшаяся депортация еврейского народа, вывод из Европы арабов, вступивших в нее в качестве оккупантов, вытеснение калмыков с исторической родины на северо-западе Китая, исторические данные о других народах доказывают, что такие события, как крупные межнациональные конфликты, оккупация, геноцид и изгнание из земель, не являются исключением и имели место практически во всех точках планеты.
Захват территории проживания других племен с целью порабощения и последующей продажи их членов как вещей известен давно. Подобной торговлей еще во II тысячелетии до рождества Христова (нашей эры) занимались финикийские пираты.
В средние века вынужденная миграция народов в Европе в основном происходила из районов вспышки эпидемий и голода в более стабильные регионы. Так как инфекционные болезни уничтожали целые города и жилые пункты, люди были вынуждены переселяться в другие, более отдаленные и безопасные места, чтобы избежать гибели.
Вынужденная миграция как одна из актуальных проблем современности
В современный период число факторов, приводящих к вынужденной миграции, стало еще больше. Например, в качестве главных причин вынужденной миграции можно назвать различного вида вооруженные и этнические конфликты, массовое ограничение прав и свобод человека, нарушение какого-либо единого государственного пространства (например, распад и исчезновение с политической карты мира таких государств, как СССР, Югославия), подвергание окружающей среды негативным изменениям в результате антропогенных воздействий и т. д. В истории бывшего СССР также произошли события, относящиеся к вынужденной миграции, например, отдельные народы и нации были полностью депортированы со своих древних земель и переселены в отдаленные, более жесткие по климату районы страны. Во время таких переселений часть людей, перевозимых в грузовых вагонах без каких-либо условий, гибла на дорогах, а некоторые не выдержали в регионах с жестким климатом, к которому не смогли адаптироваться [3, с. 182].
По статистическим данным, сегодня каждый 122-й человек в мире является беженцем, а половину из них составляют дети. Отчет «О глобальных
тенденциях», распространенный в июне 2015 г. Верховным Комиссариатом ООН по делам беженцев, доказывает, что число случаев вынужденного перемещения впоследствии войн, конфликтов и преследований растет самыми высокими темпами, которые были зарегистрированы до настоящего времени. «В конце 2014 г. число насильно переселенных людей составило 59,5 миллионов людей по сравнению с 37,5 миллионами десять лет назад, в 2005 г. Основной рост приходится на долю войны в Сирии с начала 2011 г., и данная война стала самой большой причиной, ...толчком для роста числа беженцев в мире. В 2014 г. в среднем 42500 человек ежедневно стали беженцем, ищущим убежище, или вынужденным переселенцем, что означает четырехкратный рост всего за четыре года. Хоть статистика и свидетельствует
0 том, что в настоящее время каждый 122-й человек в мире является беженцем или вынужденным переселенцем, нетрудно догадаться, что в реальности данная цифра отличается. В результате событий, произошедших в Северной Африке, Ираке и Сирии, только в 2014 году в Европу прибыло мигрантов на 45 процентов больше по сравнению с предыдущим 2013 годом. Катастрофы с мигрантами, происходящие в Средиземном море, становятся настоящим бедствием для Европы. Возраст 35 миллионов мигрантов составляет 20 лет, а 40 миллионов беженцев - колеблется от 20 до 29 лет» [15]. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) по итогам 2016 г. сообщило, что число беженцев, лиц, ищущих убежище и перемещающихся внутри страны, достигло рекордной отметки - 65,6 миллионов человек. А это на 300 тысяч больше по сравнению с 2015 годом. 80 % из них составляют женщины и дети. Только в Азербайджане в результате Нагор-но-Карабахского конфликта имеется более 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Сегодня в мире двадцать миллионов детей являются беженцами и вынужденными переселенцами, а многие находятся в заложниках, похищены или проданы.
Азербайджанская Республика занимает первое место в мире по количеству вынужденных переселенцев и беженцев, и данное число составляет
1 миллион человек. А в 1951 г. число беженцев во всем мире равнялось нынешнему числу людей с этим статусом в Азербайджане - всего один миллион. Сегодня каждый 35-й человек во всем мире и каждый 8-й в Азербайджане является мигрантом. Примерно 48 % мигрантов в мире и 53 % мигрантов в Азербайджане составляют женщины. 97-98 % мигрантов - внутренние, то есть гражда-
не Азербайджанской Республики, вынужденные сменить местожительство внутри страны. Мигранты, поселившиеся и проживающие в других странах, в основном состоят из лиц разной национальной принадлежности, тогда как более 90 % мигрантов, поселившихся в Азербайджане, являются азербайджанцами по национальности [16].
Закон Азербайджанской Республики «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны)», принятый 21 мая 1999 г., стал одним из исторических документов в области регулирования проблем вынужденной миграции. В разделе «Общие положения» Закона в качестве основных понятий нашли свое отражение такие вопросы, как значение и юридический статус категорий беженца и вынужденного переселенца. В статье 2 Закона указано, что статус беженца не предоставляется лицу, совершившему преступление против мира, военные преступления, преступление против человечества и человечности; лицу, совершившему до въезда на территорию Азербайджанской Республики за ее пределами тяжкое или особо тяжкое преступление неполитического характера; лицу, виновному в совершении деяний, противоречащих цели и принципам Организации Объединенных Наций. Лицо, получившее статус беженца, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством Азербайджанской Республики для иностранцев и лиц без гражданства (статья 6). Большое значение представляет статья 20 Закона, устанавливающая основы международного сотрудничества: В целях устранения причин, вызывающих проблему беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны), улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также добровольного возвращения беженцев в страну постоянного проживания, Азербайджанская Республика сотрудничает с другими государствами, международными организациями, в первую очередь с управлением Верховного комиссариата ООН по делам беженцев» [17].
Виды вынужденной миграции
Как мы отметили выше, вынужденная миграция определяется как территориальное передвижение людей, покинувших свое место жительства в результате насилия или преследований, совершенных по отношению к ним или их членам семьи, а также чрезвычайных ситуаций экономического, стихийного, техногенного характера [18].
Миграция, которой подверглись лица, покинувшие страну в результате гражданской войны и
массового насилия, впоследствии преследований из-за политических убеждений или принадлежности к различным социальным группам, люди, которых органы государственной власти не были способны либо не захотели защитить, является вынужденной миграцией, связанной с конфликтом. После окончания «холодной войны» в ХХ столетии число вооруженных конфликтов в мире, наоборот, продолжает расти. Большинство из них - конфликты, произошедшие на почве национальной, этнической или религиозной сепаратисткой борьбы. Большая часть данных вынужденных беженцев мигрируют, пересекая международные границы в поисках убежища. Например, наблюдается массовая миграция людей из таких стран, как Ирак, Сирия, Афганистан, Южный Судан.
«Тем не менее, одна из самых актуальных проблем, связанных с беженцами, как и с другими категориями вынужденной миграции (экологические беженцы, переселенные в пределах страны лица, «сосланные» лица, ищущие убежище лица и т. д.), состоит в том, что помимо международных документов, определяющих их статус, во многих государствах также действуют собственные национальные законодательные акты. Национальные документы, естественно, имеют отличительные особенности, учитывающие местные условия, и в них нашли свое отражение дополнительные критерии для определения тех или иных категорий вынужденной миграции» [5, с. 37].
В целом, как и другие виды миграции, вынужденная миграция может быть как международной, так и внутренней. В последнее время проблема вынужденной миграции стала еще актуальнее, но категории мигрантов, подпадающие под данный вид миграции, все еще точно не определены. Например, «беженцы», «ищущие убежище лица», «депортированные», «эвакуированные», «лица, перемещенные в пределах страны» или «вынужденные переселенцы» и т. д. То есть различные мигрировавшие лица могут быть признаны вынужденными мигрантами.
Считаем, что среди вышеперечисленных категорий вынужденных переселенцев имеется еще одна категория, на первый взгляд не соответствующая ее особенностям. Это «лица, ищущие убежище». Дело в том, что лица, ищущие убежище, обычно имеют достаточно времени и возможность обдумать переезд за границу. В качестве примера можно показать лиц, которые, прибыв в другую страну в качестве туриста, обращаются в соответствующие органы власти с целью получения статуса «беженца». Необходимо отметить,
что подобные обращения удовлетворяются в редких случаях. Поэтому, по нашему мнению, лица, ищущие убежище, не должны считаться вынужденными мигрантами, они добровольно принимают решение покинуть страну, гражданами которой являются. Их к этому никто не принуждает. Они намеренно выезжают в зарубежные страны в качестве туриста и остаются в данных странах. Лица, ищущие убежище, на самом деле являются лицами, желающими получить более хорошую работу и условия жизни, и причины, вынуждающие их мигрировать, состоят только в экономических факторах.
Правовое регулирование вынужденной миграции
Проблема беженства, а также поиска убежища существовала с начала формирования человеческого общества. Но первые попытки решения этих серьезных проблем сделаны только в 1919 г. Лигой Наций. Так, после первой мировой войны и октябрьского большевистского переворота в России в мире появились миллионы беженцев. В 1923 г. общее число ищущих убежище людей в Европе составляло 2,5 миллиона. Совет Лиги Наций 26 февраля 1921 г. принял первое решение, связанное с русскими беженцами. В июне 1926 г. по инициативе Международного Комитета Красного Креста учреждена должность Верховного комиссара по беженцам и Бюро по делам беженцев. В 1930 г. после смерти первого руководителя данного бюро Ф. Нансена организация была переименована в Международную Организацию Нансена по беженцам. К функциям организации относились регистрация людей, выдача им временных дорожных документов, подключение большего количества правительств в Европе к действующим соглашениям о беженцах.
После прихода к власти в Германии фашистской партии и нацистского режима в 1933 г. в ответ на это было разработано международное соглашение обязательного характера. 28 октября 1933 г. Лига Наций приняла Конвенцию «О международном статусе беженцев». Документ был подписан восемью государствами. Согласно положениям Конвенции беженцы не подлежат экстрадиции и выводу из страны. В документе было закреплено также создание национальных комитетов по делам беженцев. В 1933-1938 гг. действовал специальный Верховный Комиссариат Лиги Наций по делам немецких беженцев. 4 июля 1936 г. было принято Соглашение «О статусе беженцев из Германии», 10 февраля 1938 г. - Конвенция «О статусе беженцев». Последним меж-
дународно-правовым соглашением, принятым накануне второй мировой войны, был Дополнительный протокол к Конвенции 1938 года. Данный Протокол, принятый в 1939 г., имел целью защитить австрийских беженцев, направившихся в страны Европы после оккупации Австрии Германией, и жертв нацистского преследования.
К сожалению, вторая мировая война поставила точку в деятельности Лиги Наций, и международная система защиты беженцев перестала функционировать. Но 9 ноября 1943 г. 44 государствами было создано Агентство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (UNRRA). Одной из его главных задач было оказание содействия репатриации лиц, переместившихся во время войны, и привлечение к данному процессу органов власти. Организация за короткое время оказала соответствующую помощь двум миллионам беженцев и переместившихся лиц в Европе.
После окончания второй мировой войны 24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. В январе 1946 г. состоялась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, и уже на первом заседании был обсужден вопрос беженцев. На основе Резолюции Генеральной Ассамблеи № 62/1 от 15 декабря 1946 г. была создана Международная Организация по делам беженцев. Согласно Резолюции № 319, принятой на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся 3 декабря 1949 г., учреждено Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
В связи с беженцами, составляющими значительную часть вынужденных мигрантов, 28 июля 1951 г. была принята Конвенция «О статусе беженцев» под эгидой ООН. Здесь под понятием «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [19].
Действие данной конвенции распространялось в основном на европейцев, ставших мигрантами впоследствии второй мировой войны. Но
в 1967 г. Конвенция была дополнена специальным протоколом ООН, расширяющим сферу ее действия. Уже в 2000 г. к данному Протоколу присоединилось 134 страны мира. В Конвенции 1969 года, принятой Организацией Африканского Единства относительно беженцев, понятие «беженец» получило еще более содержательное определение. Во втором пункте статьи 1 Конвенции предусмотрено, что термин «беженец» применяется к любому лицу, которое вследствие внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части страны или во всей стране его происхождения или гражданской принадлежности, вынуждено покинуть место своего обычного проживания и искать убежище в другом месте за пределами страны своего происхождения или гражданской принадлежности.
Положения о беженцах содержатся и в других международных конвенциях и декларациях. Из них хотелось бы отметить следующие:
- Четвертая Женевская Конвенция «О защите гражданского населения во время войны» 1949 года. Цель документа состоит в защите жертв опасности среди гражданского населения. В статье 17 указано, что находящиеся в конфликте стороны постараются заключать местные соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в эту зону служителей культа всех вероисповеданий, санитарного персонала и санитарного имущества. Статья 44 Конвенции содержит вопросы, связанные с беженцами и переселенцами. В статье 73 дополнительного Протокола от 1977 г. предусмотрено, что беженцы и апатриды пользуются защитой, предоставляемой в соответствии с частями I и III Четвертой Женевской Конвенции;
- Конвенция «О статусе апатридов» 1954 года. Под термином «апатрид», или лицо без гражданства, подразумевается физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству. Человек может стать апатридом при рождении от родителей-апатридов, лишении гражданства государством, добровольном отказе от гражданства и прекращении государством своего существования. В статье 1 Конвенции «О статусе апатридов» предусмотрено, что данный статус не распространяется на беженцев. Далее в данной Конвенции излагаются нормативные положения, связанные со статусом апатридов. Согласно статье 2 Конвенции «у каж-
дого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится. В силу данных обязательств он, в частности, должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка». Государства должны применять положения настоящей Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения;
- Конвенция «О сокращении безгражданства» 1961 года. Государство - участник данной конвенции соглашается предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе не сможет иметь какое-либо гражданство. Государство-участник соглашается не лишать лицо своего гражданства при соблюдении определенных условий, и если лишение гражданства сделало бы это лицо апатридом. В конвенции предусмотрено, что никакое лицо или группа лиц не должны быть лишены их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям;
- Декларация Организации Объединенных Наций «О территориальном убежище» 1967 года. В данной Декларации Генеральной Ассамблеи ООН установлен ряд принципов, составляющих основу территориального убежища. В документе указано, что предоставление территориального убежища «является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт». Согласно статье 4 государство, предоставляющее убежище, не должно позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций. В Декларации закреплен основной гуманитарный принцип запрета принудительного возвращения назад, и содержится ссылка на статьи 13 и 14 Всеобщей декларации прав человека. Так, данные статьи предусматривают, что каждый человек имеет право покидать любую страну, возвращаться в свою страну, а также искать убежище и пользоваться им [12, с. 12-13].
Хотелось бы отметить, что Комитетом Министров Совета Европы также принят одноименный документ - Декларация «О территориальном убежище». В данном документе, принятом спустя 10 лет после соответствующей Декларации ООН -в 1977 г., члены Совета Европы, государства -участники Конвенции «О статусе беженцев» от 1951 г. подтверждают, что предоставят убежище любому лицу, имеющему вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по при-
знаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Данные государства подтверждают, что предоставление территориального убежища является мирным и гуманным актом, не считается недружественным актом по отношению к любому другому государству и должно уважаться всеми государствами [13].
Наряду с международными актами, имеющими целью регулировать потоки вынужденной миграции между странами, в решении данной проблемы значительную роль играют также документы регионального характера. В качестве примера можно отметить Дублинскую Конвенцию «О предоставлении убежища в странах Европейского Сообщества», Конвенцию Организации Африканского Единства «О беженцах», Картахен-скую Декларацию «О беженцах» и другие документы.
В Африканской Конвенции, принятой 10 сентября 1969 г., говорится, что ее участники приложат все усилия в соответствии со своим внутренним законодательством, с тем чтобы принять беженцев и обеспечить устройство тех беженцев, которые по вполне обоснованным причинам не могут или не желают вернуться в страну своего происхождения или гражданской принадлежности.
Совет Европы принял несколько документов по вопросам о беженцах. Самые главные из них следующие:
1. Европейское Соглашение «Об отмене виз для беженцев» (1959 г.). Согласно статье 1 документа беженцы, законно проживающие на территории одной из Договаривающихся Сторон, освобождаются от обязательства приобретать визы для въезда на территорию или выезда с территории другой стороны. Их пребывание не превышает трехмесячного срока. Виза может потребоваться для пребывания, превышающего трехмесячный срок, или в целях получения оплачиваемой работы на территории другой страны;
2. Резолюция № 14 «О предоставлении убежища лицам, подвергающимся угрозе преследования» (1967 г.);
3. Европейское соглашение «О передаче ответственности за беженцев» (1980 г.);
4. Рекомендации «О согласовании национальных процедур, касающихся предоставления убежища» (1981 г.). Документ рекомендует правительствам государств-членов применять ряд принципов в своей законодательной и административной практике. Например, из них можно отметить следующие: все просьбы о предоставлении убежища рассматриваются объективно и
eurasian
5 (30) 2017
advocacy
беспристрастно; решение в отношении просьбы о предоставлении убежища принимается лишь центральным органом; в случае признания просителя беженцем ему выдаются документы, подтверждающие его статус беженца, и т. д.;
5. Рекомендации «О защите лиц, удовлетворяющих критериям Женевской Конвенции и официально не являющихся беженцами» (1984 г.);
6. Дублинская Конвенция (1990 г.). Данный документ устанавливает критерии определения, какое государство-член несет ответственность за предоставление убежища, если заявитель подал заявление о предоставлении убежища одному или нескольким государствам - членам Европейского Сообщества. Согласно пункту V статьи 3 Конвенции любое государство-член сохраняет за собой право в соответствии со своим внутренним законодательством переадресовать заявителя, ходатайствующего о предоставлении убежища, к третьему государству.
В 1984 г. принята Картахенская Декларация. В ней определены правовые основы обращения с беженцами из Центральной Америки, включая принцип запрета принудительного возвращения, важность интеграции беженцев и усилия, направленные на устранение причин, вызывающих проблему беженцев на корню. Содержание, установленное для термина «беженец» в декларации, идентично с таковым в Конвенции Организации Африканского Единства. Под данным названием подразумеваются «лица, которые бежали из страны, поскольку их жизни, безопасности или свободе угрожали всеобщее насилие, иностранная агрессия, внутренние конфликты, массовые нарушения прав человека или другие обстоятельства, приведшие к серьезному нарушению общественного порядка» (пункт 3 части III). Положения Конвенции не распространяются на лиц, совершивших преступление против человечества, военных преступников, а также лиц, совершивших тяжкие преступления за пределами страны, предоставляющей им убежище, а также до въезда в данную страну в качестве беженца, виновных в совершении деяний, противоречащих цели и принципам ООН [6, с. 62-66].
Экологический кризис и экологические беженцы
Один из видов вынужденной миграции - это экологическая миграция, а одна из категорий вынужденных мигрантов - «экологические мигранты». Экологический кризис, возникший в результате воздействия человека на биосферу, является одним из самых острых вопросов современного
общества. В настоящее время проблема экологических беженцев актуальна для всех государств. Экологические беженцы юридически не признаются беженцами, так как хотя не являются жертвами преследования. В любом случае данный термин стал актуальным с 1990-х годов. Согласно оценкам, озвученным на Конференции ООН по Окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, число экологических беженцев превысило число «классических» беженцев. Считаем таких лиц беженцами, т.к. хотя они не являются жертвой преследования, их вынудили покинуть места проживания именно засухи, опустынивания, извержения вулканов, эрозия земель и другие экологические изменения [5, с. 38]. В бывшем СССР многократное превышение уровня радиационного излучения допустимой нормы в регионе в результате взрыва четвертого блока Чернобыльской АЭС и ядерной катастрофы заставило людей покинуть свои родные земли. Правительство Индии официально признало, что 30 % земель страны не пригодны для сельского и лесного хозяйства ввиду утраты плодородия. На Африканском континенте в результате стремительного роста населения и использования земель старыми методами происходит наступление пустынь на степи, степей на саванны, а саванн на тропические леса. Например, за последние годы «Зеленый пояс», граничащий с Сахарой, переместился на 150-200 км к югу. Такие государства, как Нигер, Буркина Фасо, Сенегал, Гамбия, Мавритания, столкнулись с уничтожающим действием обезвоживания. В настоящее время 300 миллионов людей в Африке, 75 миллионов людей в Латинской Америке лишено безопасных водных источников, примерно 400 городов Китая столкнулись с нехваткой воды. Проблема нехватки воды существует и в Центральной и Средней Азии, Узбекистане и Казахстане. Развитие опустынивания на территориях северной части Каспийского моря составляет 60 тыс. га ежегодно.
Вынужденная миграция, связанная с катастрофами, включает людей, мигрирующих в результате стихийных бедствий (паводков, вулканов, оползней и землетрясений), экологических изменений (вырубки лесов, опустынивания, деградации земель, глобального потепления) и других катастроф, возникших в связи с деятельностью человека (промышленных аварий, радиоактивности). Воздействие паводков и оползней может усугубляться вырубкой лесов и сельскохозяйственной деятельностью. Оценивая тенденции переселения людей впоследствии катастроф и глобальные цифры, видим, что данная категория
вынужденной миграции является наиболее спорной и проблематичной [11, с. 218-228]. Изменение климата Земли и экологические проблемы в будущем станут причиной появления миллионов беженцев. По данным ООН, в настоящее время число лиц, ставших беженцами в результате экологических катастроф, в мире составляет 25 миллионов человек. Прогнозы организации далеко не утешительны, так, к 2050 году около 200 миллионов людей неизбежно покинут свою родину и станут экологическими беженцами, мигрируя на другие территории. Они совершат это в попытке спастись от повышения уровня моря, наводнений и засух.
В категорию вынужденных мигрантов, связанных с развитием, входят люди, вынужденные мигрировать в результате политик и проектов, реализуемых с целью расширения «развития» (такие широкомасштабные инфраструктурные проекты, как горное дело и вырубка лесов, аэропорты и т. д.).
Экономических мигрантов нельзя отнести к вынужденным мигрантам. В международных конвенциях и национальных законодательствах различных стран, связанных с беженцами, однозначно указано, что лица, покинувшие свою страну с целью повышения уровня жизни или в поисках лучшего места работы, не могут претендовать на статус беженца [7, с. 78-79].
заключение
Таким образом, для защиты прав беженцев и других категорий вынужденных мигрантов в мире сформирована достаточная нормативно-правовая база. Соответствующие документы международных организаций и миграционное законодательство Азербайджанской Республики регулируют статус, правовое положение, права и обязанности беженцев, вынужденных мигрантов, иностранцев и лиц без гражданства и другие подобные вопросы. Миграционный кодекс Азербайджана является одним из самых прогрессивных документов в данной области на пространстве СНГ. В прошлом году в столице Азербайджана прошел круглый стол «Важность сохранения человеческого капитала в условиях массового перемещения людей как основа для устойчивого развития» в рамках V Бакинского Международного гуманитарного форума, где были подробно обсуждены проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.
Азербайджан накопил богатый опыт в направлении государственной заботы о беженцах и вынужденных переселенцах, работ, проводимых в области решения их социальных проблем, управ-
ления данной проблемой, в том числе сохранения человеческого капитала. В прошлом году в Женеве подписано «Соглашение между Государственной Миграционной Службой Азербайджанской Республики и Международной Организацией по Миграции о сотрудничестве по реализации пилотного проекта содействия добровольному возвращению мигрантов из Азербайджана». Главная цель пилотного проекта состоит в создании благоприятных условий для успешного возвращения лиц, получивших отрицательный ответ на обращение об обеспечении убежищем, желающих добровольно вернуться в страны своего происхождения. Считаем, что в современный период глобализации, когда число вынужденных мигрантов стремительно растет, требуется комплексный подход к вопросу обеспечения реального действия международного миграционного права с максимальным использованием возможностей сформировавшейся нормативно-правовой базы. Проблему мигрантов, охватившую весь мир, можно регулировать только благодаря совместным усилиям государств и рационально решить путем устранения факторов, вызывающих вынужденную миграцию.
Пристатейный библиографический список
1. Абдуллаев Ф. Международные миграционные процессы и кризис современной модели мультикуль-турализма // Культура диалога культур: постановка и грани проблемы / ответ. ред.: И.М. Меликов, А.А. Геза-лов. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2015.
2. Глоссарий терминов в области миграции // Международное миграционное право. 2005. № 2.
3. Демография: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: РАГС, 2003.
4. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.
5. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999.
6. Картахенская декларация: вклад в защиту беженцев в Латинской Америке // Вопросы экономики и права. 2015. № 11.
7. Миграция и развитие: доклады и статьи ведущих секций и докладчиков международной конференции, Москва, 13-15 сентября 2007 г. М., 2007.
8. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975.
9. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М.: Юнити-Дана, 2012.
10. Fatali Abdullayev. New Directions Of Migration Policy Of Modern Azerbaijani State // Intercultural Communi cations // Межкультурные Коммуникации. Journal of «Intercultural Relations Society». 2016. № 26.
11. Ibrahimova G.I., Yaqubova N. Miqrasiya anlayigi, asas novlari va sosial-siyasi tahlili // Tarix va onun problemlari. 2013. № 3. (на азерб. языке).
12. Insan huquqlari va qagqinlar. insan huquqlari seriyasindan. Baki, 1999. (на азерб. языке).
13. Декларация о территориальном убежище [Электронный ресурс]. URL: www.unhcr.ru/doc/es-5.doc.
14. Azarbaycan Respublikasinin Dovlat Miqrasiya Idaraetma Siyasati Konsepsiyasi"nin tasdiq edilmasi haqqinda Azarbaycan Respublikasi Nazirlar Kabinetinin Qarari [Электронный ресурс]. URL: http://www. migration.gov.az/images/pdf/3aea5001888d709785dd0bef 89ad5fa8.pdf (на азерб. языке).
15. http://www.migration.gov.az/index.php?section=00 9&subsection=043&lang=az&pageid=4596.
16. http://www.yap.org.az/view.php?lang=az&menu= 1&id=12510.
17. http://mfa.gov.az/files/file/37.pdf.
18. http://demoscope.ru/weekly/2002/071/tema01.php.
19. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/refugees.shtml.
References (transliterated)
1. Abdullaev F. Mezhdunarodnye migracionnye pro-cessy i krizis sovremennoj modeli mul'tikul'turalizma // Kul'tura dialoga kul'tur: postanovka i grani problemy / otvet. red.: I.M. Melikov, A.A. Gezalov. M.: Kanon+: ROOI «Reabilitacija», 2015.
2. Glossarij terminov v oblasti migracii // Mezhdun-arodnoe migracionnoe pravo. 2005. № 2.
3. Demografija: uchebnik / pod obshh. red. N.A. Vol-gina. M.: RAGS, 2003.
4. Demograficheskij jenciklopedicheskij slovar'. M., 1985.
5. Ioncev V.A. Mezhdunarodnaja migracija naselenija: teorija i istorija izuchenija. M.: Dialog-MGU, 1999.
6. Kartahenskaja deklaracija: vklad v zashhitu
bezhencev v Latinskoj Amerike // Voprosy jekonomiki i prava. 2015. № 11.
7. Migracija i razvitie: doklady i stat'i vedushhih sek-cij i dokladchikov mezhdunarodnoj konferencii, Moskva, 13-15 sentjabrja 2007 g. M., 2007.
8. Perevedencev V.I. Metody izuchenija migracii nas-elenija. M.: Nauka, 1975.
9. Samojlov V.D. Migraciologija. Konstitucionno-pra-vovye osnovy: monografija. M.: Juniti-Dana, 2012.
10. Fatali Abdullayev. New Directions Of Migration Policy Of Modern Azerbaijani State // Intercultural Com-muni cations // Mezhkul'turnye Kommunikacii. Journal of «Intercultural Relations Society». 2016. № 26.
11. Ibrahimova G.I., Yaqubova N. Miqrasiya anlayigi, asas novlari va sosial-siyasi tahlili // Tarix va onun problemlari. 2013. № 3. (na azerb. jazyke).
12. Insan huquqlari va qaçqinlar. Insan huquqlari seriyasindan. Baki, 1999. (na azerb. jazyke).
13. Deklaracija o territorial'nom ubezhishhe [Jelektron-nyj resurs]. URL: www.unhcr.ru/doc/es-5.doc.
14. Azarbaycan Respublikasinin Dovlat Miqrasiya Idaraetma Siyasati Konsepsiyasi"nin tasdiq edilmasi haqqinda Azarbaycan Respublikasi Nazirlar Kabinetinin Qarari [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.migration. gov.az/images/pdf/3aea5001888d709785dd0bef89ad5fa8. pdf (na azerb. jazyke).
15. http://www.migration.gov.az/index.php?section=0 09&subsection=043&lang=az&pageid=4596.
16. http://www.yap.org.az/view.php?lang=az&menu= 1&id=12510.
17. http://mfa.gov.az/files/file/37.pdf.
18. http://demoscope.ru/weekly/2002/071/tema01.php.
19. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/refugees.shtml.
EURASIAN LEGAL PORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Наш портал состоит из следующих разделов:
а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal.info
целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.