Бердибаева А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ»
16.2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ»
Бердибаева Айгерим, аспирант
Место учебы: Дипломатическая Академия МИД РФ
aigerim. berdibaeva90@gmail. com
Аннотация: в статье рассматриваются международно-правовые механизмы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Теоретические аспекты посвящены исследованию положений механизмов защиты, направленнной на регулирование и реализацию правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
Ключевые слова: беженец, вынужденные переселенцы, миграция, внутренние конфликты, стихийные бедствия, насилие, преследование.
INTERNATIONAL LEGAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS IN THE CONTEXT OF THE NOTION OF «VULNERABLE GROUPS»
Berdibaeva Aygerim, postgraduate student
Study place: Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry
aigerim.berdibaeva90@gmail.com
Annotation: this article is international legal mechanisms for the protection of the rights of refugees and internally displaced persons. Theoretical aspects are devoted to the study of the provisions of protection mechanisms aimed at regulating and implementing the legal status of refugees and internally displaced persons.
Keywords: refugees, internally displaced persons, migration, internal conflicts, natural disasters, violence, persecution.
Кризис появления беженцев и вынужденных мигрантов затронул практически все страны мира.
Вынужденные мигранты - это лица, которые вынуждены покидать свои дома по одной или нескольким причинам, где государственная власть не может или не хочет их защищать. Кроме того, вооруженный конфликт, включая гражданские войны, насилие или преследования по признаку национальности, расы, религии, политических убеждений или социальной группы также вынуждают людей искать более безопасные места или экономически выгодную среду. Вынужденные мигранты зачастую лишаются своих домов, социального окружения, работы и даже семьи.
Большая часть вынужденных мигрантов преодолеют тысячи километров, пересекая государственные границы в поисках получения соответствующего статуса или гражданство той или иной страны. Некоторые из них ищут убежище в соответствии с международным правом, тогда как другие могут предпочесть оставаться анонимными, возможно опасаясь, что им не будет предоставлено убежище, и они будут возвращены в страну, откуда они бежали. Внутренние конфликты, основанные на национальной, этнической или религиозной борьбе привели к увеличению числа беженцев, поскольку перемещение все чаще становится стратегической тактикой, часто используемой всеми сторонами в конфликте.
Важнейшей международной организацией, несущей ответственность за беженцев, является Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ). В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 года УВКБ уполномочено обеспечивать защиту и помощь беженцам. Страны, ратифицировавшие вышеуказанную Конвенцию,
периодически предоставляют отчет в УВКБ о соблюдении прав беженцев и о проделанной работе по улучшению социально-экономического положения вынужденных переселенцев.
Около 150 из 200 стран мира взяли на себя обязательство защищать беженцев и не возвращать их в страну, где они могут подвергаться пыткам и преследованиям, подписав Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и / или Протокол 1967 года. Положения Конвенции 1951 года остаются основным международным стандартом, по которому оцениваются любые меры по защите и обращению с беженцами.
Следует признать, что Конвенция 1951 года и Протокол к ней 1967 года сохранили миллионы жизней, и являются одним из ключевых инструментов в защите прав беженцев. В своей основе Конвенция воплощает в себе основополагающие гуманитарные ценности, а также адаптируемость к изменениям фактических обстоятельств, признанных судами, способный обеспечить защиту беженцев в меняющихся условиях. Самая большая проблема защиты беженцев - это, безусловно, не сама Конвенция, а скорее обеспечение соблюдения государствами ее положений. Реальная потребность заключается в поиске более эффективных способов ее реализации в духе международного сотрудничества и разделения ответственности.
Международное право также защищает лиц, перемещенных внутри страны, в результате конфликтов или стихийных бедствий в соответствии с Руководящими принципами внутреннего перемещения ООН, который был принят в 1998 году.1 Эти принципы, разработанные специальным представителем Ге-
1 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/internal_ dis-placement_principles.shtml
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
нерального секретаря ООН и поддержанные Комиссией ООН по правам человека, учитывают особые потребности внутренне- перемещенных лиц во всем мире. Они определяют права и гарантии, связанные с защитой лиц от принудительного перемещения, также предусматривает их защиту и помощь во время перемещения, возвращения, переселения и реинтеграции. В частности, они применяются к «лицам или группам лиц, которые были вынуждены покинуть свои дома или места обычного проживания в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, ситуаций насилия, нарушений прав человека, стихийных бедствий, или антропогенных катастроф, которые не пересекли международно-признанную государственную границу».
Стоит отметить, что существуют различные термины, которые были приняты для описания групп, пострадавших от вынужденной миграции. Значение некоторых из этих терминов не всегда очевидно характеризует обстоятельства и правовое состояние того человека, который был подвергнут переселению.
Термин «беженец» имеет глубокие исторические предпосылки, в простом понимании это человек, который ищет убежище. Вместе с тем, существует также юридическое определение беженца, которое закреплено в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года.2 Беженец не перестает быть беженцем даже тогда, когда это лицо оставляет одну принимающую страну для поездки в другую. Лицо является беженцем из-за отсутствия защиты со стороны страны происхождения. Если лицо, получивший статус беженца в стране-прибытия, в дальнейшем переезжает в новую - третью страну - новое убежище также не меняет его статус как беженца. Лицо, отвечающее критериям статуса беженца, остается беженцем, независимо от того, какой маршрут он совершает в поисках защиты или возможности восстановить свои права, и независимо от различных этапов, связанных с этим «путешествием».
Лицо, ищущее убежище - это гражданин, который пересек границу других стран и ищет правовую защиту, но, в то же время в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев предоставление ему статуса беженца еще не определено. Миграция беженцев зачастую является результатом смешанных мотивов. Большинство лиц, ищущих убежища, не всегда выходцы из самых бедных стран мира, а из государств, зачастую развивающихся, или даже развитых, но, терпящих гражданскую войну, либо из стран с высокой степенью нарушений прав человека.
В докладе Генерального секретаря ООН за 1992 год, внут-ренне-перемещённые лица определены как «лица, которые были вынуждены покинуть свои дома внезапно или неожиданно в большом количестве, в результате вооруженного конфликта, внутренних беспорядков, систематических нарушений прав человека или стихийных, или техногенных катастроф».
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что они подвержены высоким рискам уязвимости различного социально-экономического, политико-гражданского обстоятельства. Иногда их называют «внутренними беженцами», эти лица также нуждаются в защите и помощи, но не во всех странах они не имеют такой же юридической и институциональной поддержки, как те, кто сумел пересечь межгосударственные границы. Уровень защиты, предоставляемые уязвимым группам, зависят от того, (1) временно ли перемещены лица, покинувшие зону стихийного бедствия, (2) переселяются или пере-
секают границы в поисках новых возможностей, (В) либо стремятся вернуться обратно на места постоянного жительства, когда они становятся безопасными.
Иногда упоминаются «экологические беженцы», фактически большинство из них, вынуждены переселяться по экологическим факторам или стихийным бедствиям. К этой категории относятся люди, перемещенные в результате стихийных бедствий (наводнения, вулканы, оползни, землетрясения), изменения окружающей среды (обезлесение, опустынивание, деградация земель, глобальное потепление) и антропогенные катастрофы (промышленные аварии, радиоактивность).
Общепризнанные принципы международного права кодифицируют обязательство государства в области прав человека, которые гарантируют права лицам, переселившимся внутри страны, включая право на жизнь, достоинство и безопасность. Они имеют право переезжать в другие части страны или совсем покинуть её, для обеспечения безопасности и благополучия жизненных условий. Таким образом, внутренние мигранты имеют право на продовольствие, воду, базовое жилье, реституцию имущества, первичные медицинские услуги, и они по-прежнему пользуются правом искать работу и участвовать в экономической деятельности государства.
Лица также могут быть вынуждены переселиться в пределах своей страны в результате инфраструктурных проектов, осуществляемых для развития и улучшения конкретного региона, например, крупномасштабные проекты, такие как плотины, дороги, порты, аэропорты, добыча полезных ископаемых и введение заповедных парков/заповедников.
Причины, по которым лицо может покинуть свою страну, часто являются убедительными, и важно найти пути удовлетворения их потребностей и защиты их прав. Для некоторых отказ в предоставлении им защиты может иметь серьезные последствия, которые могут привести к нарушениям прав человека, таким как серьезная дискриминация; произвольный арест или задержание; принудительный труд, подневольное состояние или эксплуатация. Кроме того, некоторые лица, такие как жертвы торговли людьми или несопровождаемые, или разлученные дети-мигранты, могут иметь особые потребности в защите их прав.
Термин «вынужденная миграция» иногда используется как общий открытый термин, который охватывает многие виды перемещений и принудительного перемещения - как через межгосударственные границы, так и внутри одной страны. Однако важно помнить, что и беженцы, и вынужденные мигранты наделены всеми общепризнанными правами человека, которые следует уважать, защищать и охранять.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,27%.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод,1950 г. В. Конвенция о статусе беженцев, 1951 г.
4. New Issues in refugee research towards s «soft law» framework for the protection of vulnerable migrants, Alexander Betts, 2008
5. The protection of vulnerable individuals in the context of EU policies on border checs, asylum and immigration , Maija Mustaniemi-Laakso, Mika-ela Heikkila, Eleonora Del Gaudio, Sotiris Konstantis, Maria Nagore Casas, Dolores Morando, Venkatachala G Hedge, Graham Finlay, 2016
2 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml
Бердибаева А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ»
6. New issues in refugee research Refugees, forced ressettlers and other forced migrants: towards a unitary study of forced migration, Dawid Tur-ton, 2003
7. О проблемах кыргызской трудовой миграции в свете последних политических и международых событий, З. Курманов, 2017
8. Беженцы и беженство как проблема в мире, З. Курманов 2018
9. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции, Д.К. Бекяшев, Д.В. Иванов, 2015
10. Международное-миграционное право, Глоссарий терминов в области миграции, Ришар Перрушу, 2005
11. Трудовая эксплуатация, торговля людьми и здоровье мигрантов Лондонская школа гигиены и тропической медицины-Анна Мария Баллер, Ганни Стоклоса,Кэти Циммерман, МОМ -Ванеса Вака и Ро-силин Борленд, 2015
12. Справочник по терминологии в области миграции, МОМ, 2011
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Международно-правовые механизмы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев в контексте понятия «уязвимые группы»», аспиранта кафедры международного права Дипломатической академии МИД РФ, Бердибаевой Айгерим Статья Бердибаевой А. посвящена определению понятия «уязвимые группы» в контексте миграции в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, рассматриваются характеристика и нормативное за-креплени.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку определение, анализ и причины миграции вынужденных переселенцев и беженцев является неотъемлемой частью актуального процесса миграции.
Автором проведена серьезная работа по определению основных понятий и определения вынужденных переселенцев и беженцев, описано нормативное закрепление норм международного права, рассмотрены более детально формы защиты прав беженцев и вынужденных мигрантов в контексте понятия - вынужденных переселенцев и беженцев. Немаловажным является и то, что А. Бердибаева пишет о том, что термин «вынужденная миграция» иногда используется как общий открытый термин, который охватывает многие виды перемещений и принудительного перемещения - как через межгосударственные границы, так и внутри одной страны.
Научная статья Бердибаевой А. «Международно-правовые механизмы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев в контексте понятия «уязвимые группы» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации
Рецезент:
Кандидат юридических наук,
профессор кафедры международного права
ДА МИД РФ
Ашавский Б. М.