РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ
БЕЗБОРОДОВА Т.М., МЕТЕЛЕВ КС.
К ВОПРОСУ ТИПОЛОГИЗАЦИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье приводится анализ подходов к определению и классификации миграции. Описываются основные виды миграции населения, присущие миграционным процессам Советского Союза и современной России. Приводится сравнение особенностей миграционных процессов в советской и постсоветской России и других странах мира.
BEZBORODOVA Т.М., METELEVIX.
TO QUESTION ТИПОЛОГИЗАЦИИ OF MIGRATORY PROCESSES
This article provides an analysis of approaches to the definition and classification of migration. Describes the main types of migration, migration processes inherent in the Soviet Union and modern Russia. The comparison of the features of migration processes in the Soviet and post-Soviet Russia and other countries.
Ключевые слова: миграция, беженцы, вынужденные переселенцы, иммигранты, реэмигранты, трудовые мигранты.
Keywords: migration, refugees, internally displaced persons, immigrants, returnees, migrant workers.
В настоящее время в экономической литературе выделяют несколько разновидностей миграции, которые отличаются особыми социальными характеристиками. Одна из них - историческая классификация [5. 479].
❖ первой и древнейшей формой перемещения целых народов являются завоевательные походы. Они сыграли огромную роль в истории человечества, его расселении по всему земному шару, в образовании рас и этносов;
❖ второй разновидностью является урбанизация - регулярное перемещение населения из деревень в города.
Основу современной классификации миграции населения в российской науке заложил Л.Л. Рыбаковский, который предложил применять такие таксономические понятия, как вид и форма миграции. Вид как классификационную единицу Л.Л. Рыбаковский предлагает использовать для характеристики различий между миграционными явлениями, сходными по формальным признакам, а именно: эпизодическими, маятниковыми, сезонными и безвозвратными перемещениями. Форма предлагается в качестве таксономической единицы для выражения специфического проявления одного и того же миграци-
онного явления, например безвозвратной миграции (которая в современных условиях может проявляться также в различных формах).
Часто типологические подходы основаны на практической необходимости решения конкретных задач анализа. Так, эксперты ООН выделяют для анализа международных миграционных движений пять категорий мигрантов:
1) Иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;
2) Мигранты, въезжающие на работу;
3) Мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей;
4) Мигранты, въезжающие на постоянное поселение;
5) Иностранцы, допущенные в страну въезда по гуманным соображениям (беженцы, лица, ищущие убежища и др.).
Другая типология, предложенная рядом зарубежных исследователей, наоборот, базируется на причинах и мотивах миграции [3]:
❖ мигранты, стремящиеся избежать чрезвычайной бедности и безработицы (мигранты выживания);
❖ мигранты, стремящиеся увеличить свой доход и уровень жизни (мигранты поиска возможностей);
❖ люди, убегающие от преследований (из-за войн или политических преследований);
❖ мигранты, избегающие экологического кризиса или прогрессирующей деградации окружающей среды.
Для анализа миграционных перемещений с позиций Европейского Союза эксперты предлагают классификацию категорий мигрантов с точки зрения гражданского статуса, выделяя три категории:
❖ подданные данной страны;
❖ поданные Европейского Союза;
❖ иностранцы.
Опыт международных организаций, занимающихся проблемами миграции, а также опыт государств Западной Европы, США, Японии и других по типологизации миграционных движений был обобщен и используется в практической деятельности российских федеральных и местных органов исполнительной власти.
Остановимся на наиболее существенных.
Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь) - въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания (или длительного пребывания) и, как правило, получения ее гражданства.
Лицо, въезжающее в другую страну на постоянное место жительства, как правило, с целью получения ее гражданства, называется иммигрантом.
Специалисты из ООН определяют иммигранта как человека, покинувшего страну своего последнего местожительства и прибывшего в другую страну на срок более чем один год. Однако разработанные в ООН рекомендации для регистрации иммигрантов пока не находят широкого применения, несмотря на то, что работа по унификации национальных определений ведет-
ся с 1970г. Вместе с тем в законодательном плане практически в каждой стране есть свои особенности и критерии определения статуса иммигранта, базирующиеся на времени пребывания в стране и целях въезда. В России правовой статус иммигранта с 2002 года регламентируется Федеральным Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и существенную, а иногда и решающую, в формировании новых государств (например, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Канады, Аргентины и др.). Кроме традиционных стран иммиграции, со второй половины XX в. ими стали практически все страны Западной и Северной Европы, а также большая часть стран Южной Европы. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, а также Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды.
Россию можно также отнести к странам иммиграции. Иммиграционные потоки можно условно разделить на три составляющие.
1) Реэмиграция - въезд титульных народов России.
Иммиграция из старого зарубежья представлена двумя основными категориями мигрантов: транзитными и нелегальными иммигрантами, а также постоянная и временная экономическая иммиграция из Китая и Вьетнама.
Экономическая миграция - переезд временных рабочих из бывших республик СССР. Временные работники привлекаются преимущественно в материальное производство: строительство, промышленность, транспорт, а также в сельское хозяйство.
По классификации ООН 1994 г. Россия, наряду с небольшим числом других государств, характеризуется как страна эмиграции и иммиграции.
Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну; устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел.
2) Легальные миграции. Как было отмечено выше, эксперты ООН выделяют для анализа международных миграционных движений пять категорий легальных мигрантов: иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; мигранты, въезжающие на работу; мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей; мигранты, въезжающие на постоянное поселение; иностранцы, допущенные в страну въезда по гуманным соображениям (беженцы, лица, ищущие убежища и
др.)
В России легальными мигрантами принято считать:
❖ трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии, прибывшие по контрактам или трудовым соглашениям;
❖ трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья, прибывшие работать по контрактам, трудовым соглашениям и лицензиям;
❖ иностранцев, прибывших в Россию с целью обращения в г. Москва в миграционные органы для получения помощи: «нуждающиеся в убежище» и имеющие статус «мандатного беженца» ООН (лица, ищущие убежища).
3) Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь) - выезд из одной страны в другую на постоянное место, иногда на неопределенно длительный период проживания, как правило, с изменением гражданства. Лицо, выезжающее из страны с целью постоянного (или на длительный срок) проживания в другом государстве, определяется понятием «эмигрант».
С экономической точки зрения причины эмиграция укрупнено можно объяснить двумя причинами - межгосударственными различиями в уровне жизни и состоянием рынка труда [1.77].
Более высокий уровень жизни населения в России - один из факторов, способствующих притоку в нее рабочей силы из стран СНГ. Важным показателем уровня жизни населения является валовой внутренний продукт (ВВП) в расчете на душу населения, который в нашей стране значительно превышает аналогичный показатель основных стран-экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ (Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Украина, Армения).
Эмиграция может заметно влиять на демографическую, национальную, конфессиональную, общую численность населения страны. Незаконная (нелегальная) миграция, согласно постановлению Правительства РФ №1414 от 10 ноября 1997 г., определяется как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ».
Большинство исследователей разделяют понятия нелегальный (незаконный) въезд и «незаконное пребывание». Незаконный въезд - проникновение на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением действующего в России порядка въезда, определяемого соответствующим законодательством, т. е. в местах и пунктах, не предназначенных для пересечения и пропуска через государственную границу РФ в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. в редакции от 19 июня 1997 г.1, а также по недействительным, поддельным (фальшивым), просроченным въездным документам или без таковых.
Субъектами незаконной иммиграции выступают лица, которые находятся в неопределенном положении и которые не отвечают требованиям в от-
1 Ст. 11 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» № 4730-1 от 1 апреля 1993 г. в редакции от 19 мая 1997 г.
ношении въезда, пребывания или осуществления экономической деятельно -сти, устанавливаемой государством, в котором они находятся.
Таким образом, в отличие от «нелегально въехавших», категория «незаконно пребывающих» значительно шире, т. к. включает иностранцев как из дальнего, так и ближнего зарубежья. При этом обе категории сложно взаимосвязаны, т. к. незаконно въехавший может в дальнейшем легализоваться, а категория «незаконно пребывающий» может включать в себя как тех, кто незаконно въехал и прибывает в этом статусе, так и тех, кто въехал на законных основаниях, но утратил свой законный статус.
Основными факторами, влияющими на интенсификацию потока в Россию нелегальных мигрантов, являются [6.104]:
1) Распад СССР и связанное с ним геополитическое переустройство постсоветского пространства, межнациональные конфликты и этническая нетерпимость в государствах нового зарубежья, принятие в некоторых из республик бывшего Советского Союза дискриминационных законов о гражданстве и нарушение прав человека в отношении лиц некоренной национальности и т. д.
2) Развитие российского рынка труда, связанного с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности (в том числе с участием иностранного капитала), растущим спросом на дешевую рабочую силу (часто связанным с ростом теневой экономики) и т. п.
3) Отставание правовой базы по регулированию миграции в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев и лиц без гражданства на территории страны от потребностей реальной обстановки в России, отсутствие единой системы иммиграционной политики и иммиграционного контроля.
4) Привлекательность для криминальных структур миграционных процессов как сферы прибыльного бизнеса: торговля оружием и наркотиками ит.д.
5) Законодательно не отрегулированные вопросы трудовой деятельности иностранных граждан, прежде всего из стран СНГ, осуществляющих работы на основе гражданско-правовых договоров, т. е. работающих по различного рода договорам подряда по оказанию услуг, выполнение которых связано с пребыванием на территории России;
6) Наличие в России национальных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчают начальный этап нелегальной миграции и провоцируют ее дальнейшее развитие;
7) Разобщенность усилий различных ведомств по регулированию миграционных потоков;
8) Несовершенство современной государственной миграционной политики России.
Вынужденное перемещение - совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места житель-
ства людей по не зависящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию.
Субъектами вынужденного перемещения являются перемещенные лица, определяемые как лица, которые в результате действий властей были высланы из страны своего гражданства или прежнего места жительства или которые были вынуждены покинуть их по религиозным, политическим и другим причинам. Термин используется также в отношении жертв военных действий, промышленных аварий, стихийных бедствий (голод, наводнение, землетрясение и пр.). Кроме этого, к категориям вынужденного перемещения в международном и российском аспектах относятся: «беженцы» и «ищущие убежища лица»; «насильственные репатрианты»; «... возвращающиеся беженцы из стран их приема», а также «внутренне перемещенные лица» [3].
«Внутренне перемещенные лица» - лица, вынужденные внезапно бежать из своих домов в больших количествах в результате вооруженного конфликта, внутренней розни, систематических нарушений прав человека либо стихийных бедствий и находящиеся на территории собственной страны [4.314-315]. Фактически внутренне перемещённые лица, это лица, подпадающие под определение беженцев, но которые, покинув место своего постоянного проживания, остаются в стране своей гражданской принадлежности и могут пользоваться её защитой.
На одной из международных конференций по проблемам вынужденного перемещения на территории СНГ было предложено не менее 8 различных категорий перемещенных лиц: «беженцы», «лица, оказавшиеся в положении, схожим с положением беженцев», «внутренне перемещенные лица», «лица, подвергшиеся недобровольному перемещению», «репатрианты», «ранее депортированные лица», «нелегальные мигранты», «экологические мигранты». Указанные дефиниционные трудности и классификационные дилеммы требуют, на наш взгляд, более глубокого понятийного осмысления термина «вынужденное перемещение». Особое значение этот анализ имеет для российских исследователей, т. к. многие виды вынужденного перемещения для России новы, а некоторые, хотя и были раньше, не имели таких масштабов. Рассмотрим наиболее значимые категории вынужденного перемещения.
Беженцы могут решать свои проблемы следующими тремя основными способами: добровольно вернуться на родину; постоянно поселиться в стране убежища; переехать и начать новую жизнь в третьей стране.
В течение последнего десятилетия, как показывает мировая практика, решение проблем огромного числа беженцев почти всегда сводилось к их добровольной репатриации, в отличие от более раннего периода, когда множество беженцев находили решение своих проблем путем интеграции в принимающей стране или переселения в третью страну.
Как показывает мировая практика, значительная часть беженцев в большинстве случаев репатриируется по принуждению, проявляемому в той или иной форме, т. е. путем активного содействия властей возвращению беженцев из стран их приема. Появляются так называемые недобровольно переселяющиеся лица, т. е. лица, которые вынуждены переместиться в страну
своего гражданства в силу либо обстоятельств, представляющих реальную угрозу для их жизни (таких как вооруженные конфликты, внутренние беспорядки, межэтнические конфликты или систематические нарушения прав человека, и которые нуждаются в помощи при переселении в страны их гражданства), либо находящихся в стране пребывания на незаконных основаниях.
Особенностью российской ситуации с беженцами является то, что репатриантами выступает русскоязычное население, для которого перемещение в Россию стало своеобразной формой реиммиграции. Первой республикой Советского Союза, откуда активно начался отток русских была Грузия. За 1959-1988 годы численность русских в республике сократилась на 18 процентов, то есть эмиграция намного превысила естественный прирост русских. Следующим был Азербайджан. Здесь отток русских начался тогда же, а их численность стала сокращаться в 70-е годы. Всего за период с 1959 года она уменьшилась на 22 процента. Со второй половины 70-х годов начался отток русских из Средней Азии.
В 1979-1988 годы процесс реэмиграции русских охватил большинство республик, а в тех из них, куда продолжался переезд, его темпы сильно замедлились. В 1990 году русские выезжали лишь на Украину и в Беларусь, в то время как из всех остальных республик они возвращались [2].
«Перемещенные лица». Согласно резолюции ООН 1946 г., перемещенное лицо - это лицо, которое в результате действий властей было выслано из страны своего гражданства или прежнего места жительства или которое было вынуждено покинуть их по религиозным, политическим или другим причинам.
С 1990-х гг. в гуманитарную лексику вошло понятие «внутренне перемещенные лица». Понятие «внутренне перемещенные лица» в настоящее время широко используется как в научной, так и публицистической литературе и, как правило, используется для обозначения лиц или группы лиц, которые в результате вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков, систематических нарушений прав человека либо природных или вызванных деятельностью человека катастроф были вынуждены покинуть свои дома или места обычного проживания, но которые не пересекали международно признанную государственную границу (т. е. оставались в пределах своей страны).
В Российской Федерации принят Федеральный закон «О вынужденных переселенцах», которым разработаны правовые стандарты, сходные с международным правом беженцев, но конкретно направленные на защиту внутренне перемещенных лиц. Статья 1 Закона 1995 г. содержит следующее определение: вынужденный переселенец - это «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политиче-ских убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в
отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
Вынужденными переселенцами могут быть также признаны граждане Российской Федерации, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию РФ. Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории по обстоятельствам, предусмотренным Законом «О вынужденных переселенцах». Кроме этого, вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца выдается на пять лет.
Экологические мигранты - лица, вынужденные покинуть места своего постоянного проживания и перемещающиеся в пределах своей страны или пересекающие ее границы вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф.
ООН выделяет шесть типологических факторов экологических перемещений [7.255]:
❖ элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия);
❖ биологические разрушения (насекомые, вредители, флора);
❖ техногенные разрушения, вызванные взаимодействием природных и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т. д.);
❖ случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т.
д.);
❖ разрушения, вызванные развитием и урбанизацией;
❖ разрушения, вызванные войной.
Трудовая миграция - территориальное перемещение населения, связанное с целью трудоустройства и работы на том или ином предприятии и получения за это соответствующего вознаграждения. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры своего собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию - в пределах одного государства, и международную - с пересечением государственной границы.
Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым Кодексом РФ, Указами Президента РФ, правительственными постановлениями
и инструкциями министерств и ведомств, являющихся субъектами управления процессом трудовой миграции.
Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.
Таким образом, социологический подход к типологизации меняющихся видов миграции состоит в учете особенностей человеческого поведения. При этом степень свободы индивидов и групп может изменяться, а их настроение всегда потенциально ситуативно настроено. При этом каждый вид миграционных перемещений проходит полный цикл под воздействием сочетаний внутренних и внешних сил, объективных и субъективных факторов.
_Литература_
1. Безбородова Т.М. Трудовая приграничная миграция и национальный рынок труда. Сибирский торгово-экономический журнал, 2009г., вып., №9. - Омск,: Издатель Погорелова Е.В. - С. 77
2. Вишневский А., Зайончковская Ж. Волны миграции. Новая ситуация // [Электронный ресурс] http://www.archipelag.ru/ru_mir/volni/4volna/wave/ (дата обращения 10.10.2010).
3. Вынужденные мигранты и государство / Отв. ред. В.А. Тишков. - М., 1998.
4. Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве. - М., 1997. - С. 349
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2. Социальная структура и стратификация. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 624.
6. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга; - М.: Логос, 1998. - С.159.
7. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. - М: Академический Проект, 2006. - 272 с.