Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ норм, регулирующих подготовку учителей права'

Историко-правовой анализ норм, регулирующих подготовку учителей права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ПРАВА / ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ПРАВОВЕД / LAW TEACHER / LEGAL SCIENCE / LEGAL EDUCATION / TEACHER OF JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киндяшова Анна Сергеевна

Приводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку специалистов в сфере правового образования. Исследование показывает, что возникновение специальности «учитель права» было обусловлено спецификой развития государства и общества, необходимостью формирования правовой культуры общества в связи с провозглашением правового государства. Основным субъектом формирования правосознания граждан должен был выступить учитель права уникальный специалист, интегрирующий педагогику и право. Выявлена востребованность учителей права в связи с реализацией государственной политики по формированию правосознания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF NORMS REGULATING LAW TEACHER PREPARATION

This article provides an analysis of legal acts regulating the training of specialists in the field of legal education. The study shows that the emergence of a speciality “the teacher of law” was due to the specifics of development of state and society, necessity of formation of legal culture of the society in connection with the proclamation of the legal state. The main subject of the formation of legal awareness of citizens was to be a teacher of law a unique specialist integrating pedagogy and law. The fact of necessity of law teachers was determined due to the state policy focused on legal consciousness of citizens.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ норм, регулирующих подготовку учителей права»

УДК 34:08 (10.01.79)

А. С. Киндяшова

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОДГОТОВКУ

УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА

Приводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку специалистов в сфере правового образования. Исследование показывает, что возникновение специальности «учитель права» было обусловлено спецификой развития государства и общества, необходимостью формирования правовой культуры общества в связи с провозглашением правового государства. Основным субъектом формирования правосознания граждан должен был выступить учитель права - уникальный специалист, интегрирующий педагогику и право. Выявлена востребованность учителей права в связи с реализацией государственной политики по формированию правосознания граждан.

Ключевые слова: учитель права, правоведение, правовое образование, педагог-правовед.

В условиях становления и развития гражданского общества с высоким уровнем правосознания определяющая роль отводится системе правового образования. С помощью правового обучения и воспитания происходит формирование законопослушного гражданина. Такой гражданин должен уметь активно и ответственно подходить к осуществлению своих прав и обязанностей, осознавать социальную значимость правовых институтов, уважать и соблюдать законы.

В свою очередь, сфера правового образования нуждается в высококвалифицированных специалистах, педагогах, способных и готовых реализовать правовое обучение и воспитание. Здесь актуализируется проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров по основам правовых знаний, правоведению и правовым дисциплинам для всех уровней образования и различных типов образовательных учреждений.

В средствах массой информации высказывается опасение, что «особая подготовка преподавателей, ведущих предмет «Право», потребует немалых бюджетных средств» [1]. Однако не учитывается, что такие педагоги уже есть - это дипломированные учителя права (специалисты, бакалавры и магистры правового образования), их профессиональная подготовка ведется еще с 90-х гг. XX в.

Профессор Л. И. Боженко отмечал, что необходимость подготовки специалистов по правоведению в 90-е годы прошлого века диктовалась логикой развития общества [2]. Таких педагогов в России практически не было, потому что в советский период правовое обучение было составляющим компонентом обществоведческой подготовки школьников в рамках курса «Обществоведение», соответственно педагоги-правоведы в чистом виде были не нужны. Однако после распада Советского Союза, в связи с провозглашением правового государства, большое внимание начинает уделяться формированию правовой культуры граждан, при-

нимаются различные нормативно-правовые акты, направленные на развитие гражданско-правового образования и, как следствие, возникает необходимость подготовки педагогов-правоведов [3, 4].

Изначально предполагалось, что в рамках классического направления 021100 «Юриспруденция» выпускникам одновременно с квалификацией «юрист» будет присваиваться дополнительная квалификация «учитель» при условии выполнения соответствующего государственного образовательного стандарта [5]. Таким образом, обучающиеся получали юридическое образование, эквивалентное классическому, но при этом, наряду с юридическими дисциплинами, они овладевали методикой преподавания права, что делало таких специалистов по-своему уникальными.

В утвержденном в 2000 г. перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования предусматривалось введение новой педагогической (а не классической, как было ранее) специальности 032700 «юриспруденция» с присвоением квалификации «учитель права». Вслед за этим принимается и новый Госу -дарственный образовательный стандарт высшего образования по педагогической специальности «юриспруденция» (далее - ГОС 2000) [6].

Выпускники по специальности 032700 «юриспруденция» получили возможность стать профессионалами в области права, преподавать дисциплины правового профиля не только в качестве учителей (преподавателей) права в общеобразовательных учреждениях, но и в качестве преподавателей права (дисциплин правового профиля) в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Кроме этого, педагогам-правоведам предоставлялось право осуществлять функции специалиста системы начального, среднего профессионального и дополнительного образования, обеспечивающего и осуществляющего комплексную реализацию программ по специальностям среднего профессионального образования, а также

организатора правового воспитания - воспитателя специализированных образовательных учреждений (спецшколы, спецучилища).

Принципиальным нововведением ГОС 2000 г. явилось то, что кроме работы непосредственно учителем права выпускник мог работать в качестве юридического консультанта образовательного учреждения (организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами организации и осуществления образовательной деятельности), ведомства (департамента образования, управления образованием). Выпускник также был подготовлен к работе помощником руководителя по юридическим вопросам в образовательных учреждениях, а также к работе специалиста в области правозащитной деятельности по различным вопросам обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан и учреждений, главным образом в образовательной сфере.

С 2005 г. педагогическая специальность «юриспруденция» с квалификацией «учитель права» реализовывалась педагогическими вузами на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования второго поколения (далее -ГОС 2005) [7]. Данный стандарт максимально расширил сферы деятельности будущих учителей права. Так, помимо традиционных сфер профессиональной деятельности (учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просвети-

тельная, научно-методическая) добавились такие исключительно юридические сферы, как правоохранительная и консультативная. Областью профессиональной деятельности учителей права оставалась сфера образования, в том числе среднее общее (полное) образование, органы управления образованием, но при этом добавлялись органы системы правоохраны, в том числе системы ювенальной юстиции. Таким образом, будущий учитель права фактически был подготовлен не только к педагогической деятельности, но и к правоохранительной, которая относится к исключительно юридической специализации.

Как известно, в связи с модернизацией отечественной системы высшего профессионального образования произошел отказ от подготовки квалифицированных специалистов, в том числе учителей права, и переход на двухуровневую систему высшего образования «бакалавриат - магистратура». Основным преимуществом перехода является то, что практически все специальности нашли свое воплощение в новой системе, не исключение и сфера подготовки педагогов по предмету «Право», а именно бакалавров и магистров педагогического правового образования.

Также новый этап востребованности педагогов правового образования связан с принятием Основ

государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8]. Одной из основных мер государственной политики Российской Федерации в сфере развития правосознания граждан провозглашается повышение уровня юридической грамотности педагогов и, самое главное, подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.

В рамках такого подхода подготовка педагогов правового образования приобретает особую актуальность [9]. На современном этапе она реализуется на основе активно внедряемых в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» [10]. Педагогами правового образования могут стать бакалавры педагогического образования, получившие образование по профилю подготовки «Право», и магистры педагогического образования, обучающиеся по магистерской программе «Правовое образование».

Областью профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования называется сфера образования и культуры, а также социальная сфера. Видами их профессиональной деятельности будут педагогическая и культурно-просветительская (а также научно-исследовательская при условии прохождения обучения в течение 5 лет). У магистров педагогического образования перечень видов будущей профессиональной деятельности расширен. Так, кроме сфер деятельности бакалавра, они будут подготовлены к методической, проектной и управленческой работе.

Примечательно, что сфера деятельности бакалавров и магистров педагогического образования ограничена в основном областью обучения и воспитания. При этом естественно, что бакалавры и магистры не смогут работать в исключительно юридических сферах деятельности (правоохранительная, консультативная), которые выделялись применительно к специалистам с квалификацией «учитель права». Однако ФГОС ВПО предусматривает, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым будут готовиться бакалавры и магистры педагогического образования, могут определяться высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей.

Проведенный историко-правовой анализ норм, ны для преподавания правовых дисциплин в систе-

регулирующих подготовку педагогов-правоведов, ме общего и профессионального образования, реа-

позволяет сделать вывод, что в системе российско- лизации правовой пропаганды в обществе, что и

го образования есть потребность в высококвали- необходимо в рамках осуществления государствен-

фицированных специалистах - педагогах-правове- ной политики по формированию правосознания

дах. Педагоги правового образования подготовле- граждан.

Список литературы

1. Борисов Т. Законная грамота: правовой нигилизм решено ликвидировать программно // Рос. газета. 2011. № 151.

2. Боженко Л. И. Историческое образование в Томском государственном педагогическом университете: к 70-летию исторического факультета / под ред. Ф. Н. Подустова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. 144 с.

3. О гражданском образовании и изучении Конституции РФ: письмо Министерства образования РФ от 6 февраля 1995 г. № 151/11 // Вестник образования, М.: Минобрнауки, 1995. № 3. С. 80-83.

4. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ: письмо Министерства образования РФ от 19 марта 1996 г. № 391/11 // Вестник образования, М.: Минобрнауки, 1997. № 4. С. 78-81.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 021100 «Юриспруденция» квалификация «Учитель права» от 16.06.1995 г. М.: Минобрнауки, 1995. 30 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 032700 «Юриспруденция» от 14.04.2000 г., № 361 пед. сп. М.: Минобрнауки, 2000. 30 с.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 032700 «Юриспруденция» от 31 января 2005 г. № 703 пед. сп. М.: Минобрнауки, 2005. 30 с.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 28 апреля 2011 года. Пр.-1168 // Российская газета. 2011. № 151.

9. Киндяшова А. С., Антипина М. Д. Реализация государственной политики России по формированию правосознания граждан // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 127-131.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») от 29 декабря 2009 № 788, от 17 января 2011 № 46; (квалификация (степень) «магистр») от 14 января 2010 № 35. М.: Минобрнауки, 2011. 90 с.

Киндяшова А. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.03.2014.

A. S. Kindyashova

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF NORMS REGULATING LAW TEACHER PREPARATION

This article provides an analysis of legal acts regulating the training of specialists in the field of legal education.

The study shows that the emergence of a speciality “the teacher of law” was due to the specifics of development of state and society, necessity of formation of legal culture of the society in connection with the proclamation of the legal state. The main subject of the formation of legal awareness of citizens was to be a teacher of law - a unique specialist integrating pedagogy and law. The fact of necessity of law teachers was determined due to the state policy focused on legal consciousness of citizens.

Key words: law teacher, legal science, legal education, teacher of jurisprudence.

References

1. Borisov T. Legal competence: legal nihilism is decided to be eliminated. Russian Newspaper, 2011, no. 151 (in Russian).

2. Bozhenko L. I. Historical education in Tomsk State Pedagogical University: dedicated to 70 years of Historical Faculty. Edited by F. N. Podustova.

Tomsk, p. 144 (in Russian).

3. About civil education and studying of Constitution of Russian Federation: letter of Ministry of Education of Russian Federation dated from 6 of February 1995 № 151/11. Education Bulletin, Мoscow, Minobrnauki Publ.,1995, no. 3, pp. 80-83 (in Russian).

4. About civil and legal education for school students of Russian Federation: letter of Ministry of Education of Russian Federation dated from 19 of

March 1996 № 391/11. Education Bulletin, Мoscow, Minobrnauki Publ. ,1997, no. 4, pp. 78-81 (in Russian).

5. State educational standard for higher vocational education of the specialty 021100 “Jurisprudence’’ qualification “Law teacher” dated from 16.06.1995. Мoscow, Minobrnauki Publ., 1995. 30 p. (in Russian).

6. State educational standard for higher vocational education of the specialty 032700 “Jurisprudence” dated from 14.04.2000, no. 361. Мoscow, Minobrnauki Publ., 2000. 30 p. (in Russian).

7. State educational standard for higher vocational education of the specialty 032700 “Jurisprudence” dated from 31 of January 2005, no. 703. Мoscow, Minobrnauki Publ., 2005. 30 p. (in Russian).

8. Foundations of the Russian Federation State Policy focused on legal competence and legal consciousness of citizens dated from 28 of April 2011

Pr.-1168. Russian Newspaper, 2011, no. 151 (in Russian).

9. Kindyashova A. S., Antipina M. D. The implementation of state policy in the development of citizens' sense of justice in the Russian Federation.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 12 (140), pp. 127 - 131 (in Russian).

10. Federal state educational standards of higher vocational education in training direction “Pedagogical education” (qualification (degree) “Bachelor”) dated from 29 of December 2009 no. 788, dated from 17 of January 2011, no. 46, (qualification (degree) “Master”) dated from 14 of January 2010 no. 35. Мoscow, Minobrnauki Publ., 2011. 90 p. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.