УДК 378+ 378.1+ 378.14
А. С. Киндяшова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРАВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА
Предлагается историко-педагогический анализ формирования понятия «профессиональная компетентность учителя права». Анализируются современные подходы к процессу подготовки специалистов в области правового образования. Характеризуется авторская технология формирования специальной профессиональной компетентности учителя права в рамках задачной технологии с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая компетентность, профессиональная компетентность учителя права, авторская технология формирования специальной компетентности учителя права.
Одной из наиболее значимых проблем формирования единого Европейского пространства высшего образования является вопрос о компетентности выпускников вузов [1]. В сентябре 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Российская Федерация, что обусловило резкую переориентацию оценки результатов отечественного образования с понятий «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. В настоящее время сложились четко сформированные подходы к понятиям «компетентность» и «профессиональная компетентность». В работах С. Н. Батраковой [2],
О. А. Козыревой [3], А. П. Тряпицыной [4], Ю. Г Татур определено, что профессиональная компетентность - это качественная характеристика субъекта, приобретаемая им в процессе профессионального обучения. Следовательно, в непрерывно изменяющемся российском обществе имеет большое значение высокий профессионализм специалистов разных сфер, в том числе сферы образования. Сегодня профессиональное образование ориентировано не только на усвоение педагогами определенного объема знаний и умений, необходимых для полноценного включения в учебно-воспитательный процесс, но и специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности.
В связи с этим актуализируется понятие «профессиональная педагогическая компетентность», проблеме развития которой посвящен значительный ряд исследований (С. Г. Вершлов-ский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина и др.) [5]. Мы разделяем мнение указанных авторов о том, что категория «профессиональная компетентность педагога» является сложным и многогранным социальным феноменом. Большинство ученых сходятся во мнении, что компетентность педагога определяет-
ся совокупностью следующих составляющих: профессиональные знания и умения, ценностные ориентации; мотивы деятельности специалиста; способность к развитию своего творческого потенциала; владение методикой преподавания предмета; умение понимать и взаимодействовать с обучающимися, а также культура, проявляющаяся в речи, стиле общения. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффективность деятельности преподавателя.
В условиях рыночной экономики требования, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности специалистов в целом и выпускников всех уровней образования в частности, существенно изменились. Это обусловлено социальным заказом общества и требованиями работодателя к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов (А. П. Тряпицына, Ю. Г. Та-тур). Поэтому не случайно в современной системе образования большая роль отводится правовому образованию, благодаря которому осуществляется подготовка специалистов, обладающих целостной системой гражданско-правовых качеств, позволяющих осознавать себя как активных субъектов политико-правовой жизни, что обеспечивает успешную социализацию.
Правовое образование приобретает особое значение также в связи с закреплением на государственном уровне такой составляющей профессиональной компетентности педагога, как правовая компетентность, формирование которой должно обеспечить эффективное использование в профессиональной педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач [6].
Кроме того, сфера правового образования остро нуждается в высококвалифицированных специалистах - учителях права. На современном этапе педагогическая специальность «юриспруденция» с квалификацией «учитель права» реализуется педагогическими вузами на основе Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) специальности 032700 «Юриспруденция» [7].
Анализ научной литературы и образовательной практики в контексте проблемы профессиональной подготовки учителя права показал, что сегодня вопросы образования специалистов в сфере правового образования разработаны в педагогической науке в недостаточной мере. Различные аспекты подготовки учителей права затрагивались такими авторами, как С. В. Балонина, В. С. Морозова, Е. А. Певцова, А. Л. Запорожец, Н. И. Козюбра,
В. В. Окамытный, С. Ю. Панасина и др. [8]. Следует отметить, что данные авторы рассматривали общие вопросы правового образования, теорию и методику обучения праву. При всей значимости выполненных исследований остаются недостаточно разработанными методологические и технологические аспекты формирования профессиональной компетентности непосредственно учителей права.
ГОС ВПО областью профессиональной деятельности учителя права называет сферу образования, в том числе среднее общее (полное) образование, органы управления образованием, органы системы правоохраны, в том числе ювенальной юстиции. Для полноценной подготовки специалиста к работе в указанных областях необходима разработка такой технологии обучения, которая обеспечила бы возможность эффективной деятельности в каждой сфере.
Формирование профессиональной компетентности учителя права - процесс сложный и многогранный, включающий в себя педагогическую, методическую и специальную подготовки по правовым дисциплинам. Профессиональную компетентность специалиста принято подразделять на ключевые, базовые и специальные компетентности.
Ключевые компетентности - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме [9]. Формирование ключевых компетентностей происходит не только в системе профессионального образования, но и общего образования, поэтому они играют роль в становлении как учителя права, так и любого компетентного специалиста и личности в целом, в связи с чем представляют для нас наименьший интерес.
Базовые компетентности предполагают сфор-мированность первоначального уровня способности к конкретной профессиональной деятельности. Отсюда следует, что формирование базовых компетентностей имеет большое значение в развитии педагогической и методической составляющих учителя права. Поэтому вполне понятно, что как и любой компетентный педагог учитель права должен знать основы общих теоретических дисциплин,
обеспечивающих эффективное решение типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, отслеживать основные направления развития образования и педагогической науки. Также учитель права обязан владеть современными образовательными технологиями, средствами педагогической диагностики, методическими приемами, педагогическими методами.
Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, сферы профессиональной деятельности. В системе высшего педагогического образования в России сегодня основное внимание уделяется именно специальным компетентностям.
Общепринятой является позиция, согласно которой специальные (по предмету) знания - необходимое, но далеко не достаточное условие формирования профессиональной компетентности. В рамках такого подхода особый интерес представляет мнение Н. В. Абульхановой [10], которая придает большое значение конкретно-предметным знаниям специалиста, так как, по ее мнению, «именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности». Система подготовки специалиста должна обеспечивать прежде всего усвоение соответствующих знаний, поскольку они являются необходимой предпосылкой для реализации процесса труда.
Таким образом, специальная предметная компетентность выступает основой, базой в формировании профессиональной компетентности учителя права. Анализ ГОС ВПО позволяет выделить следующие специальные компетентности, которыми должен обладать учитель права в области учебновоспитательной деятельности: осуществление процесса обучения праву в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий. Педагог должен уметь использовать современные приемы, методы и средства обучения праву, в том числе технические, информационные и компьютерные технологии, быть готов организовать образовательный процесс с помощью справочно-правовых систем и баз данных. Также к специальным компетентностям учителя права относятся: в области правоохранительной деятельности - защита прав и законных интересов участников образовательных отношений, а в области консультативной деятельности - консультирование участников образовательных отношений по правовым вопросам.
На наш взгляд, профессиональная компетентность учителя права должна выражаться в совокупности таких элементов: умение осуществлять процесс обучения праву; защита прав участников
образовательных отношений; консультирование по правовым вопросам; решение профессиональных правовых задач; использование законодательных и иных нормативных правовых документов.
Профессиональная подготовка будущих учителей права в первую очередь основывается на изучении теоретических основ правовых дисциплин. В результате их освоения они должны овладеть необходимым объемом правовых знаний в сфере правового регулирования общественных отношений, прав и свобод человека и гражданина. Однако общеизвестно, что современные педагогические технологии предусматривают не столько передачу информации обучаемым, сколько обучение деятельности, умению решать профессиональные задачи на практике. Следовательно, после освоения теоретических знаний по специальности в системе правового образования целесообразным является проведение практикумов в форме решения правовых задач для формирования практических навыков работы студентов в области права.
Все это свидетельствует о том, что технологией реализации процесса формирования профессиональной компетентности учителя права является задачная технология, основой которой выступает понятие «педагогическая задача».
Как показал анализ исследований по использованию педагогических задач, проведенных такими авторами, как Г. А. Балл, А. В. Брушлинский, Л. М. Фридман, А. Н. Леонтьев, Т. П. Лапыко [11], педагогическая задача - это компонент педагогической системы, возникающий из проблемной ситуации, требующий от субъекта педагогической деятельности применения профессиональных умений в условиях задачной системы для достижения возникших целей. В педагогической задаче, как и в любой другой, всегда имеется известное и неизвестное содержание, т. е. вопросы: как? что делать? и др. Ответ на вопрос означает, что субъект педагогической деятельности осознал оба элемента задачи: что дано (условия задачи) и что требуется найти.
Полагаем, что профессиональная подготовка учителей права должна проходить именно на основе задачного подхода, который обеспечивает усвоение способов познавательных и практических действий. Целью обучения правовым дисциплинам в рамках задачной технологии является формирование профессиональной компетентности учителя права на основе решения правовых задач. Содержанием образования выступает система правовых знаний, практических умений и навыков решения правовых задач, которыми будущим педагогам права необходимо овладеть в процессе обучения правовым дисциплинам.
При реализации задачной технологии используются такие формы организации обучения, как лекция (изучение теоретического материала) и практикум (решение правовых задач). Для внедрения задачной технологии автором в 2006 г. был разработан и апробирован комплекс задач по дисциплине «образовательное право». Реализация данной технологии происходила в несколько этапов в течение семестра.
Первый этап заключался в изучении новой темы в форме традиционной лекции. На втором этапе происходило применение полученных знаний на практикумах - в форме решения правовых задач на основе лекций и дополнительной литературы. Студентам выдавались карточки с задачами, объяснялся алгоритм их решения, после чего они индивидуально письменно выполняли задание. Третий этап включал в себя проверку работ преподавателем, коллективную работу над ошибками, обсуждение выполненных задач на последующем практикуме.
На примере темы «Правовой статус образовательных учреждений» рассмотрим, как реализовались представленные этапы задачной технологии. На первом этапе студенты прослушивали лекцию о понятии образовательного учреждения, порядке его создания, реорганизации, лицензирования, государственной аккредитации, ликвидации. На втором - практикуме - им выдавались карточки с задачами по теме. Например: «Советом дошкольного образовательного учреждения было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель потребовал отмены данного решения». Вопрос: «Правомерны ли требования учредителя? Ответ обоснуйте ссылкой на нормативно-правовой акт».
Для эффективной организации работы на практикуме студентам предлагался алгоритм решения правовой задачи. Во-первых, обучающимся указывалось, что необходимо изучить, и осознать условия задачи, проблемную ситуацию; во-вторых, произвести поиск информации, т. е. нормативного правового акта, правовой нормы, отвечающей условиям задачи. В-третьих, студент должен разработать варианты (альтернативы) для решения задачи, оценить последствия каждого из них. В-четвертых, предоставить решение задачи в виде текста и соотнести полученный результат с поставленной целью, т. е. дать ответ с обоснованием, ссылкой на норму закона, подтверждающей решение.
Ориентируясь на алгоритм решения задачи, студент должен был дать следующий ответ: «Требования учредителя правомерны, так как пункт 3 статьи 6 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что язык, на котором ведутся обучение и воспитание в
образовательном учреждении, определяется учредителем образовательного учреждения».
На третьем этапе происходили: проверка решенных правовых задач; рефлексия успешности выполнения заданий; обсуждение возникших при работе трудностей, а также, при необходимости, коррекция полученного решения; работа над ошибками.
В результате апробации задачной технологии было выявлено, что, решая практические задачи по праву, студенты занимаются учебно-познавательной деятельностью, учатся применять знания на практике. При закреплении знаний, полученных в процессе теоретической подготовки, происходит развитие способности творчески подходить к решению учебных и практических задач по праву и проблемных ситуаций.
Однако в ходе реализации задачной технологии стало очевидным, что решение правовых задач на основе одних только теоретических знаний и лекционного материала не является полноценным, так как на практикумах необходима работа с нормативно-правовыми актами, которые являются основным источником изучаемых правовых дисциплин. Только при умении пользоваться нормативным материалом педагог-правовед сможет решать правовые задачи, которые выступают одной из важнейших форм проверки теоретических знаний по праву.
На наш взгляд, для выполнения практических заданий по праву будущим учителям должен быть обеспечен доступ к нормативно-правовым актам в рамках аудиторной работы. При этом следует отметить, что большой объем действующего законодательства не позволяет уместить его в единый печатный учебный комплекс, с которым студенты могли бы работать на аудиторных практических занятиях под руководством преподавателя. Последнее время все чаще высказывается мнение о том, что организация правового образования должна осуществляться с использованием современных средств. Так, например, по мнению А. Коркина, «совершенствование процесса правовой информатизации общества имеет множество направлений, одним из которых является организация правового образования граждан с использованием современных информационных технологий» [12]. Только компьютерные технологии позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации.
В рамках работы над решением данной проблемы, а также для обеспечения целесообразности и эффективности применения задачной технологии автором разработано и апробировано программнометодическое и информационное обеспечение задачной технологии, а именно, электронный учебно-
методический комплекс «Образовательное право» (далее - ЭУМК), который выступает как внешняя форма выражения задачной технологии, изложения содержания образования. Содержание ЭУМК соответствует действующему ГОС ВПО, программе дисциплины по кафедре гражданского права ТГПУ и современному уровню знаний в данной области. Основными темами комплекса являются: система образования Российской Федерации; правовой статус образовательного учреждения; гарантии социальной защиты обучающихся и педагогических работников; уровни образования в Российской Федерации (дошкольное, общее, профессиональное); международное образовательное право.
ЭУМК представляет собой интерактивный, гипертекстовый учебник, который включает сборники правовых задач, разработанных по каждой теме дисциплины; нормативно-правовых актов, подобранных исключительно по дисциплине «образовательное право», т. е. регулирующих образовательные правоотношения (более 80 источников, например: Закон «Об образовании»; Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Правила оказания платных образовательных услуг; Положение о лицензировании образовательной деятельности; Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.). Также ЭУМК содержит необходимый вспомогательный материал: краткий курс лекций по предмету в РОБ-формате, сопровождающийся медиакомпонентами - презентациями, образцами документов; планы семинарских занятий, методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарам; глоссарий; тесты.
Учебно-методический комплекс может быть использован в аудиториях, оснащенных проекторами и интерактивными досками, а также в компьютерных классах. Он позволяет применять как фронтальную форму работы при объяснении нового материала, так и индивидуальную при решении правовых задач с использованием нормативных актов; обеспечивает самостоятельный темп работы для каждого студента.
На практикумах в компьютерных классах студенты работают с разделом ЭУМК «Сборник правовых задач (практикум)» (вместо карточек с заданиями), который сформирован из заданий различной сложности, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих учителей права. Практикум включает в себя: задачи по образовательному праву; таблицы; задания по составлению договоров, претензий, анализу и составлению локальных актов образовательных учреждений и др. К каждой теме практикума прилагаются: гипертекстовые ссылки на алгоритм решения правовой задачи, образцы выполнения зада-
ний; гипертекстовые ссылки на полнотекстовые нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения заданий; на соответствующий раздел теории (лекцию); презентации; методические рекомендации по теме.
С помощью ЭУМК студенты решают правовые задачи, используя необходимые им нормативные документы, тем самым они учатся самостоятельно ориентироваться в нормативном материале, понимать законы, анализировать законодательство и практику его применения.
Задачная технология, получившая выражение в ЭУМК, имеет не только конкретную диагностически поставленную цель, но и позволяет провести объективную оценку степени ее достижения путем решения задач по праву в форме письменных самостоятельных и контрольных работ с прямым доступом к нормативным актам. Именно решение правовых задач демонстрирует, насколько эффективно прошло изучение теоретического правового материала.
В целом следует отметить, что внедрение задачной технологии в 2006-2010 учебных гг. привело к положительным результатам: из 158 опрошенных студентов ТГПУ специальности «юриспруденция» 94 % их согласились с утверждением, что решение задач по праву необходимо для развития профессиональной компетентности учителя права; 90 % -отметили, что благодаря решению правовых задач при помощи ЭУМК усовершенствовали свои умения применять теоретические знания при решении правовых задач; 88 % опрошенных сказали, что при помощи ЭУМК развили свои умения работать
с нормативно-правовыми актами при решении задач по праву; лишь 22 % обучающихся ответили, что работа с ЭУМК утомляет, снижает работоспособность. Уровень профессиональной компетентности учителей права стал соответствовать требованиям ГОС ВПО (30 % - творческий уровень, 58 % - алгоритмический, 12 % - репродуктивный).
В ходе реализации экспериментальной работы было выявлено, что формирование профессиональной компетентности учителя права будет наиболее эффективным при проверке полученных теоретических знаний путем решения правовых задач с обеспечением доступа студентов к работе с нормативно-правовыми актами. Умение при решении правовых задач работать с нормативным материалом обеспечивает формирование практических навыков студентов, а значит, делает их обучение практико-ориентированным, отвечающим современным требованиям в сфере правового образования.
В нынешних условиях появилась необходимость построения новой технологии профессиональной подготовки учителя права, где обучение будет ориентировано не столько на передачу правовых знаний, которые постоянно устаревают, сколько на развитие умений решать правовые задачи, ситуации при использовании нормативно-правовых актов. Кроме того, в процессе использования задачной технологии, выраженной в ЭУМК, идет процесс развития информационных компетенций, а также освоение техник, с помощью которых можно получать, переработать и использовать новую правовую информацию.
Список литературы
1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 г.
2. Батракова С. Н. Методологические основы педагогического процесса. Ярославль, 2001. 95 с.
3. Козырева О. А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2. С. 17-23.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др. СПб., 2005. 392 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. № 11.
7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 032700 «Юриспруденция» от 31 января 2005 г. № 703 пед/сп (вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 361пед/сп).
8. Певцова Е. А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. М., 2002. С. 26-171.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
10. Психология и педагогика: учебн. пос. / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. 320 с.
11. Лапыко Т. П. Развитие профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 251 с.
12. Коркин А. Организация правового образования с использованием современных информационных технологий // Учитель. № 2. 2000.
С. 44-45.
Киндяшова А. С., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, б0, Томск, Россия, б340б1.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.05.2010.
A. S. Kindyashova
FORMATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF LAW TEACHER WITH THE USE OF THE TASK'S TECHNIQUE
A historical and pedagogical analysis of formation of such notion as “professional qualifications of law teacher” is presented in this article. There are analyses of modern methods of specialist's training process in the field of legal education. The author's technique of formation of special professional qualifications of the teacher of law is described. It is done in the frame of the task's technique with the use of information and communications technology.
Key words: professional pedagogical qualifications, professional qualifications of law teacher, author's technique offormation of special professional qualifications of law teacher.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, б0, Tomsk, Russia, б340б1.
E-mail: [email protected]