ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.834
ББК Х0р ГСНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
Андреева Екатерина Евгеньевна,
аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр -т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Морозов Геннадий Борисович,
кандидат экономических наук, профессор кафедры технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9а; e-mail: [email protected].
ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМАХ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовое просвещение; презумпция знания закона; правовое образование; курс «Право»; дополнительное образование; правовой клуб.
АННОТАЦИЯ. В статье исследуется современное состояние правосознания российской молодежи с позиций крайне низкой ее правовой культуры. Важнейшие причины существования данных проблем: 1) в России отсутствует массовая правовая просветительская работа среди населения со стороны государства и общественных организаций; 2) низкое качество обществоведческого и правового образования в общеобразовательных организациях, обусловленное малым числом учебных часов на преподавание курса «Право» и отсутствием компетентных в этой дисциплине педагогов; 3) отсутствие эффективных форм правовой пропаганды через средства массовой информации; 4) формирование у молодежи в ряде современных фильмов и литературных произведений позитивного отношения к реальными правонарушениям из-за отсутствия надлежащего контроля правовых и нравственных характеристик произведений культуры органами государственной власти. Обосновываются возможные варианты и формы осуществления правового просвещения граждан, обеспечивающие надлежащее формирование правовой грамотности обучающихся и их гражданской ответственности в повседневной жизни. Формулируются законодательные предложения, направленные на формирование в стране эффективной системы правового просвещения населения вообще и детей в особенности.
Andreeva Ekaterina Evgen'evna,
Graduate Student of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Morozov Gennadiy Borisovich,
Candidate of Economy, Professor of Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ON EFFECTIVE FORMS OF LEGAL EDUCATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION
KEYWORDS: legal education; presumed knowledge of the law; legal education; the course «Law»; additional education; juridical club.
ABSTRACT. The article examines the current state of legal awareness of the Russian youth on the background of the low legal culture of young people. The most important reasons of existence of the problem run as follows: 1) absence of mass legal educational work among the population by the state and public organizations; 2) poor quality of social and legal education in the general education organizations due to small number of hours allotted to teaching the course "Law" and inadequate competence of teachers in this field; 3) lack of effective forms of legal promotion through mass media; 4) formation of positive attitude to real offenses in the minds of young people in a number of modern films and works of fiction due to the absence of appropriate control over legal and moral characteristics of works of culture by public authorities. The article substantiates possible variants and forms of implementation of legal education of citizens providing appropriate formation of legal literacy of students and their civil liability in everyday life. It formulates legislative initiatives aimed at formation of effective system of legal education of the population in general and children in particular in the country.
Актуальность ускоренного решения проблемы правового просвещения российского населения вообще и молодежи в особенности обусловлена двумя факторами: регулярной разработкой и вступлением в законную силу новых нормативных правовых актов (далее по тексту - НПА); важностью обеспечения надлежащего уровня правовой грамотности населения для искоренения правового нигилизма.
Современная социально-экономическая ситуация в стране и в мире требует от граждан умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации. Субъект права должен не только знать свои субъективные права и юридические обязанности, но и уметь эффективно пользоваться ими, поскольку незнание закона не освобождает субъекта от юридической от-
© Андреева Е. Е., Морозов Г. Б., 2016
ветственности за правонарушение - «презумпция знания закона». Тем самым гражданин, обладающий правовой культурой, может чувствовать себя спокойно и уверенно в обществе, а это способствует стабилизации в стране правопорядка, формируя основы правового государства.
К сожалению, в России отсутствует массовая правовая просветительская работа среди населения со стороны государства и общественных организаций. Она ведется иногда в периоды избирательных и иных политических мероприятий. В свое время советской практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции и т. п. Вот почему сегодня важно создавать новые, не забывая традиционные, формы правового просвещения населения.
О важности правового просвещения свидетельствуют статистические данные. Так, средний тестовый балл ЕГЭ самого популярного предмета по выбору, «Обществознание» (включая правовой блок), из 100 возможных в 2014 г. составил 55,4, а в 2015 г. - 53,3 [12]. Столь низкий балл демонстрирует низкое качество обществоведческого и правового обучения в общеобразовательных организациях. Это обусловлено малым числом учебных часов на преподавание курса «Право» и отсутствием компетентных в этой дисциплине педагогов. Результаты: по данным «Портала правовой статистики», с января по сентябрь 2015 г. в России зарегистрировано 1 750 357 преступлений. В этот период выявлено 40 774 учащихся и студентов, совершивших преступления [4]. Поэтому активное правовое просвещение населения нужно начинать с общеобразовательных организаций.
Обратимся к характеристикам понятия «правовое просвещение» населения. Термин «просвещение» имеет глубоко философские корни. В своих трудах это понятие раскрывали И. Ф. Зольнер, И. Кант, М. Фуко и другие философы. Так, по мнению М. Фуко, просвещение представляет собой «совокупность политических, экономических, общественных, институциональных, культурных событий, от которых мы до сих пор в огромной степени зависим» [17, с. 349], а потому оно, «по крайней мере, в какой-то части предопределило то, что мы сегодня думаем и делаем» [17, с. 335].
Сегодня понятие «просвещение» трактуют как передачу, распространение знаний и культуры [3, с. 654], а также как систему воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в государстве [1, с. 442]. Просвещение - сложный и длитель-
ный процесс: информационно-образовательные мероприятия по пропаганде и целенаправленному распространению научных и иных социально значимых сведений формируют общую культуру и мировоззрение человека, его интеллектуальные способности к компетентным действиям, начиная с детского возраста и практически до конца жизни человека. Просвещение затрагивает все стороны общественной жизни и опирается непосредственно на систему социальных институтов. Средства массовой информации, специальные общественные организации и образовательные институты - это инфраструктура, без которой просвещение - тень прошлого, копия, не имеющая оригинала.
Один из важных видов просвещения -правовое просвещение. На сегодняшний день его толкование нормативно не закреплено. В юридической теории доктринально под ним понимают целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения правового государства. Иными словами, это способ указать гражданам их права и возможности проявить себя в обществе и государстве, уважая себя и его социальные ценности.
К сожалению, большинство граждан страны не обладают даже минимально необходимым набором правовых знаний, у них нет навыков их пополнения, невзирая на требования «презумпции знания законов». Как считает А. А. Тилле, данную презумпцию «можно определить как предположение, что надлежащим образом опубликованный закон известен всем и с момента вступления его в силу подлежит соблюдению всеми. Никто не может отговариваться незнанием закона (ignorantia juris neminem excusat)» [13, с. 37]. Наиболее древнее толкование данной презумпции было дано в Древнем Вавилоне во время правления царя Хаммурапи: «Все должны знать писаный закон!». Современное толкование: «Незнание закона никого не освобождает от ответственности за его нарушение». На практике такое незнание зачастую приводит к отрицательным последствиям для граждан.
В наши дни правовое просвещение населения могут осуществлять государство в лице органов государственной власти, средства массовой информации, общественные и образовательные организации посредством различных инструментов просвещения населения: печать, телевидение, радио, Ин-
тернет, литература и т. д. Авторы классифицируют эти формы правового просвещения следующим образом.
1. Правовая пропаганда через средства массовой информации (журналы, радио, телевидение, Интернет). Для этой формы характерны массовый и обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т. п. Фильмы, теле- и радиопередачи, социальная реклама могут нести правовую направленность, будучи адаптированными к разным возрастным группам. Целесообразно создание бесплатного центрального телеканала, посвященного формированию правовой культуры населения, при участии профессиональных юристов и поддержке компетентных государственных органов власти.
Несколько десятилетий назад к работе над сценариями телепередач, фильмов и телесериалов, носящими правовой характер, привлекались профессионалы (юристы, сотрудники прокуратуры, органов внутренних дел и др.). Сегодня эта работа не практикуется, поэтому нередко такие передачи вводят зрителей и слушателей в заблуждение, выдавая творческий вымысел за реально действующие нормы права.
Министр культуры России В. Мединский справедливо высказался по этому вопросу: «Надо все-таки работать не над количеством кинофильмов, не раздавать всем сестрам по серьгам, а сделать основной упор на качество и на масштабы снимаемого кино, необходимо усилить контроль над сценариями». Он же отметил, что министерство будет делать «все зависящее, чтобы появлялось больше таких фильмов, после которых хочется жить, потому что кино должно не только вскрывать язвы общества (мы это хорошо научились делать) и развлекать, но и учить и просвещать, и давать образцы поведения, и мотивировать людей на хорошие, добрые дела» [2].
Однако в России нет НПА - правового фундамента работы кинематографа от зарождения идеи до проката фильма. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [15] установил лишь направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и порядок государственной поддержки кинематографии. Проект Федерального закона «О кинематографии в Российской Федерации» [11], внесенный депутатом Государственной думы ФС РФ Д. А. Литвинцевым 6 февраля 2013 г., снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ. Этот пробел в законодательстве позволяет кинематографу работать «по своим правилам».
В этой связи следует разработать новый или доработать указанный выше законопроект о кинематографии и внести его на новое рассмотрение. Важно ввести в законопроект нормы об обязательном участии «правового консультанта» и экспертной оценке правовых ситуаций результата кинематографической деятельности с указанием требований к наличию высшего юридического образования, научного задела в сфере юриспруденции и/или опыта профессиональной деятельности у консультанта.
2. Юридические консультации (беседы, консультации, лектории и др.). Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [14] четко ограничены круг лиц, имеющих право получения в государственной системе такой помощи, и виды ситуаций правового консультирования. Глава 4 Закона участниками негосударственной системы юридической помощи называет юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи. Во-первых, не во всех вузах, готовящих юристов, есть такие клиники; во-вторых, большая часть населения не знает об их существовании.
Вот почему нуждаются в изменениях нормы п. 7.16 «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр)» [9] и п. 7.15. «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -Юриспруденция (квалификация (степень) магистр)» [10], закрепляющие обязательное прохождение части практики в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках). Тем самым юридические клиники могут стать неотъемлемой частью образовательного процесса, где студенты смогут проходить все виды практик, обучаться и отрабатывать профессиональные навыки, а население - получать надлежащие консультации.
3. Бесплатное издание литературы по правовой проблематике (листовки, брошюры и т. п.) за счет средств федерального и региональных бюджетов, выделенных на распространение международных и российских НПА в области прав и свобод человека и/или выдержек из них. Через СМИ указывать список мест, где граждане могут получить и бесплатную юридическую консультацию. Широко привлекать к этой работе волонтеров.
4. Правовое образование граждан (правовое воспитание в дошкольных обра-
зовательных организациях, изучение законодательства в общеобразовательных организациях). Первой ступенью в формировании правовой культуры личности являются дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) [6]. Главная особенность детей возрастного периода 3-7 лет заключается в том, что личность адаптируется к правовой системе, не понимая ее сущности и значения. Тем самым отсутствие четко выработанной системы правового воспитания в ДОУ «запускает» процесс стихийной адаптации ребенка к правовой системе, а отсюда вероятно формирование правовой анти-кулкгуры. Вот почему в ходе воспитательных занятий важно:
• знакомить детей с правилами дорожного движения;
• воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
• формировать знания о флаге, гербе, гимне и Президенте России;
• формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице.
Однако специфика дошкольного образования (его необязательность в России, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Тем самым данные предложения могут служить лишь целевыми ориентирами для ДОУ.
Правовое образование в общеобразовательной школе начинается с начальной школы в рамках интегрированного курса обществоведческого характера «Окружающий мир», который содержит ряд правовых дидактических единиц. Детей знакомят с основами конституционного права, Конвенцией о правах ребенка. На этой ступени правового образования эффективен теоретико-ориентированный подход, формирующий у детей минимальные представления о правах человека и ребенка. В рамках основного общего образования право изучается в курсе «Обществознание» [5]. В 6 классе правовое образование реализуется в разделе «Политика и право» данного курса в объеме 6 часов. В 7-9 классах на раздел «Право» отводится 22 часа [8]. Среднее общее образование завершает школьное правовое образование курсом «Право» в количестве 35 учебных часов на базовом уровне и 140 учебных часов на профильном [8]. В большинстве школ «Право» изучается на базовом уровне [7].
Пока анализ федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных базисных учебных планов свидетельствует о том, что общеобразовательные
организации не способны создать надлежащие условия (временны е, кадровые, организационные, содержательные) для осуществления полноценного и качественного правового образования. Когда в школах есть заинтересованность в развитии правового образования за счет расширения рамок выделенного на него учебного времени, повышения его качества, они обычно используют резервные часы для организации внеурочных форм правового обучения, привлекают практикантов и волонтеров. Но это не позволяет целостно формировать правовую грамотность школьников, так как эти формы обучения несистемны.
В этой связи особую значимость приобретает дополнительное образование в форме правового клуба, где могут быть созданы условия для целостного формирования сложной системы правового образования, разделенного на компоненты. Кроме того, клубы предоставляют школьникам (членам клуба) попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт социального взаимодействия в сфере права, осуществления общественно полезной деятельности.
Занятия в клубе проводит педагог -дипломированный учитель права. Обучение носит теоретический и практический характер. Школьники учатся составлять юридические документы (иски, обращения, жалобы, заявления, ходатайства и т. д.), грамотно выходить из сложных правовых ситуаций в ходе организованных педагогом ролевых игр, основанных на конкретных правовых ситуациях (судебное заседание, подача жалобы или заявления, возврат товара в магазин, устное обращение к должностному лицу и т. п.). Тем самым педагог клуба реализует деятельностный подход в обучении.
Свою правовую компетенцию члены клуба смогут проявить в научно-исследовательской деятельности под руководством педагога. Общественная полезность такой работы будет высока, если научно-исследовательские работы членов клуба будут нести социальный или законотворческий проектный характер. А это особенно плодотворно может проявиться в участии обучающихся в конкурсах различных уровней, от районных до всероссийских, таких как всероссийские конкурсы молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу, проводимые Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации «Моя законотворческая инициатива», «ЮНЭКО», «Национальное достояние России» и т. п. Для полноценной и повсеместной работы правовых клубов важно развивать систему дополнительного образования, в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» [16] разрабатывать образовательные программы для будущих педагогов клуба, а также программы деятельности клубов.
5. Профессиональное юридическое и педагогическое образование по специальности «Юриспруденция» для
подготовки специалистов в области права и его преподавания (юридические вузы, факультеты, курсы повышения квалификации и т. п.). Для этого необходимо создать специальные программы переподготовки и повышения квалификации по вопросам правового просвещения и клубной деятельности для государственных и муниципальных служащих, учителей права и обществозна-ния, членов администрации общеобразовательных организаций.
В целях правового урегулирования комплекса правовых просветительских мероприятий важна разработка государственной программы правового просвещения населения компетентными структурами, целями которой могут являться:
• формирование прочных знаний граждан о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности и норм, которые непосредственно касаются человека и гражданина;
• повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
• создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умений участия в правосудии и иных формах юридической деятельности;
• создание атмосферы протеста против всех случаев нарушения закона, нетерпимости к ним, неотвратимости ответственности.
Обобщим разработанные нами законотворческие предложения в соответствии с профилями работы комитетов Государственной думы Российской Федерации:
1) Комитету Государственной думы по образованию:
- внести изменения в п. 7.16 «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр)» и п. 7.15 «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 -
Юриспруденция (квалификация (степень) магистр)», закрепляющие обязательное прохождение части практики в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках);
- разработать нормативные акты по обеспечению населения популярными литературными источниками по вопросам правомерного поведения граждан при осуществлении ими общественных отношений;
- совместно с Минюстом и Минобр-науки принять необходимые НПА, направленные на повсеместное развитие системы дополнительного правового образования детей и взрослых и подготовки педагогических работников для данной сферы деятельности;
2) Комитету Государственной думы по культуре:
- совместно с Минкультом России принять решение о создании центрального телеканала, деятельность которого обеспечивала бы формирование правовой культуры населения;
- разработать и принять новый закон о кинематографии;
- внести в этот законопроект положения об обязательном участии «правового консультанта» и экспертной оценке правовых ситуаций результата кинематографической деятельности с указанием требований к наличию высшего юридического образования, научного задела в сфере юриспруденции и/или опыта профессиональной деятельности у данного консультанта;
3) Комитету Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи - совместно с Комитетом Государственной думы по культуре принять участие в создании центрального телеканала, посвященного формированию правовой культуры населения;
4) Комитету Государственной думы по бюджету и налогам - обосновать необходимость финансирования данных мероприятий.
В условиях современного общества развитая правовая культура и правовая грамотность как составляющая правовой культуры имеют важное значение для формирования позитивного правосознания каждого его члена. Правовой нигилизм, злоупотребление правом, низкий уровень правовой культуры, правовая непросвещенность - искоренение этих проблем возможно только при налаженной системе правового просвещения граждан и постоянном
воздействии на этот процесс со стороны государства. Только в этом случае возможно создание действительно правового государства и гражданского общества, в условиях
которых на деле полно осуществляется реализация всех прав и свобод личности и юридическая ответственность за ее неправомерное поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1991. 863 с.
2. В. Мединский. Кино должно просвещать и мотивировать людей на добрые дела // Русская народная линия : информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/25/ vladimir_medinskij_kino_dolzhno_prosvewat_i_motivirovat_lyudej_na_dobrye_dela/ (дата обращения: 28.12.2015).
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Ити Технологии, 2003. 944 с.
4. Показатели преступности России // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/21 (дата обращения: 28.12.2015).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // Минобрнауки.рф. URL: Ы^р://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4588/приказ%20Об%20утвержд ении%20413.гй (дата обращения: 28.12.2015).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС «КонсультантП-люс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 28.12.2015).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Минобрнауки.рф. URL: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897^£ (дата обращения: 28.12.2015).
8. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant.ru/ cons/cgi/ onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=125935;frame=630 (дата обращения: 28.12.2015).
9. Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» : (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116382 (дата обращения: 28.12.2015).
10. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» : (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc;base=LAW;n=116423 (дата обращения: 28.12.2015).
11. Проект Федерального закона № 217502-6 «О кинематографии в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=102417 (дата обращения: 28.12.2015).
12. Средний тестовый балл ЕГЭ 2014-2015 гг. // Статистика ЕГЭ. URL: http://www.ege.edu.ru/ ru/main/satistics-ege/ (дата обращения: 28.12.2015).
13. Тилле А. А. Презумпция знания законов // Правоведение. 1969. № 3. С. 34-39.
14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121887/ (дата обращения: 28.12.2015).
15. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_11454/ (дата обращения: 28.12.2015).
16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / / СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 28.12.2015).
17. Фуко М. Интеллектуалы и власть : избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М. : Праксис, 2002.
REFERENCES
1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. V 2 t. T. 1 / gl. red. A. M. Prokhorov. M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1991. 863 s.
2. V. Medinskiy. Kino dolzhno prosveshchat' i motivirovat' lyudey na dobrye dela // Russkaya narodnaya liniya : informatsionno-analiticheskaya sluzhba. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/25/vladimir_ medinskij_kino_dolzhno_prosvewat_i_motivirovat_lyudej_na_dobrye_dela/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M. : Iti Tekhnologii, 2003. 944 s.
4. Pokazateli prestupnosti Rossii // Portal pravovoy statistiki. URL: http://crimestat.ru/21 (data obrashcheniya: 28.12.2015).
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 № 413 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya» / / Minobrnauki.rf. URL: http://minobrnauki.rf/proekty/4i3/fayl/4588/prikaz%20Ob%20utverzhdenii%204i3.rtf (data obra-shcheniya: 28.12.2015).
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013 № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_i54637/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» // Minobrnauki.rf. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543/fayl/749/prikaz%20Ob%20utverzhdenii%201897.rtf. (data obrashcheniya: 28.12.2015).
8. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 09.03.2004 g. № 1312 «Ob utverzhdenii federal'nogo bazisnogo uchebnogo plana i primernykh uchebnykh planov dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://base. consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125935;frame=630 (data obrashcheniya: 28.12.2015).
9. Prikaz Minobrnauki RF ot 04.05.2010 № 464 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 - Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»)» : (Zaregistrirovano v Minyuste RF
21.05.2010 № 17337) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116382 (data obrashcheniya: 28.12.2015).
10. Prikaz Minobrnauki RF ot 14.12.2010 № 1763 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 - Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «magistr»)» : (Zaregistrirovano v Minyuste RF
01.02.2011 № 19648) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=116423 (data obrashcheniya: 28.12.2015).
11. Proekt Federal'nogo zakona № 217502-6 «O kinematografii v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=102417 (data obrashcheniya: 28.12.2015).
12. Sredniy testovyy ball EGE 2014-2015 gg. // Statistika EGE. URL: http://www.ege.edu.ru/ru/main/ satistics-ege/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
13. Tille A. A. Prezumptsiya znaniya zakonov / / Pravovedenie. 1969. № 3. S. 34-39.
14. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ «O besplatnoy yuridicheskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
15. Federal'nyy zakon ot 22.08.1996 № 126-FZ «O gosudarstvennoy podderzhke kinematografii Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
16. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).
17. Fuko M. Intellektualy i vlast' : izbrannye politicheskie stat'i, vystupleniya i interv'yu / per. s frants. S. Ch. Ofer-tasa pod obshch. red. V. P. Vizgina i B. M. Skuratova. M. : Praksis, 2002.
Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.