ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 378
Верхорубова Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
Oks. [email protected].
РАВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В РОССИИ
В статье обосновывается центральное положение такой ценности в педагогическом образовании, как «культура здоровья». Отмечается актуальность формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у молодого поколения на различных исторических этапах и предлагаются пути формирования культуры здоровья у студентов — будущих учителей.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура, здоровый образ жизни.
В педагогическом образовании в настоящее время, в связи с ухудшением состояния здоровья современной молодежи, приобретает все большую актуальность проблема формирования культуры здоровья.
Обращаясь к философии, можно отметить, что еще в древности здоровье как ценность рассматривалось, в первую очередь, как отсутствие или наличие болезней (Платон, Аристотель, Авиценна).
Важно отметить, что уже в начале XIX века Гегель подчеркивал, что здоровье это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием», указывая тем самым на более сложный и многогранный характер этой категории [1, с. 161].
В системе мировоззрения здоровье является важнейшим ориентиром личной жизни человека, так как выступает условием реализации его творческого потенциала. А, согласно народной мудрости, «в здоровом теле - здоровый дух» [1, с. 161].
Одним из первых, кто обратил внимание на здоровье, был великий мыслитель, древнегреческий врач и философ Алкмеон (V в. до н.э.), который считал, что «здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [2, с. 23; 4].
Так, греческая философия рассматривала человеческое тело как храм ума и души, а физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, а также развитию интеллектуальной и духовной сферы человека. Культура тела человека в Древней Греции считалась мерой всех вещей и физически красивым называли человека здорового и сильного, сложенного пропорционально и гармонично, умеющего владеть своим телом. Неслучайно, известный философ О. Шпенглер «античную культуру как культуру тела, а северную называл культурой духа» [2, с. 23].
Древнегреческая педагогика пришла к выводу, что гармоничное физическое развитие ребенка оказывает на развитие и формирование важных и необходимых качеств, как настойчивость, упорство, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей и т.д. Здоровье для древних греков
являлось ценностью, а доказательством этому служили произведения литературы, искусства, живописи, в которых воспевалась красота атлетически сложенного тела.
Афоризм философа Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья ничто» - актуален и в современное время для будущего учителя, который свои знания, умения и навыки передаст последующим поколениям [2, с. 23].
Философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) много внимания уделял вопросам воспитания молодежи, а воспитательный процесс подразделял на три обязательные части: умственное, нравственное и физическое, составляющих единое целое. Ставшие афоризмами его слова: «Ничто так не разрушает и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие», - могли бы служить своеобразным призывом для занятий физической культурой и спортом для будущего учителя [2; 3].
Особенно, стоит отметить культуру здоровья в Древней Руси, в которой забота о своем здоровье заложена еще в культуре русского народа. Например, традиционными для русского народа были и остаются закаливание, народные игры, баня, развлечения, бег, лыжные прогулки, охота, использование фитотерапии, минеральных источников для оздоровления и сохранения здоровья. Элементарные правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, встречаются уже в древних рукописях XXI веков. Так, в книге XI века «Поучение Владимира Мономаха» говорится о необходимости закаливания и дневного сна детям. Различные гигиенические наставления к обучению и жизни широко представлены в таких литературных памятниках, как «Домострой» (Х^ХУ1 вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Регламент, или устав духовных коллегий» Феофана Прокоповича (XVII в.).
В XVI-XVII вв. на Руси, начиная с правления Алексея Михайловича уделялось внимание вопросам охраны детей раннего и дошкольного возраста. В «Домострое» Петра I содержатся правила бытовой гигиены детей и подростков в сочетании
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Верхорубова О.В., 2014
Равитие культуры здоровья будущего учителя в России
с правилами этикета. Важным государственным делом стало призрение подкинутых и больных детей, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья учащихся [3, с. 53].
В педагогических системах по физическому воспитанию учащихся в дальнейшем были разработаны основные положения по гигиене воспитания и обучения и сформулированы в законодательном акте «Духовном регламенте» (1823), где указывалось на необходимость обязательного чередования труда и отдыха: «На всякий день два часа определить на гулянье... и тогда б не вольно никому учиться и ниже книжки в руках иметь...» [3].
Таким образом, можно констатировать, что первые основы культуры здоровья существовали в целях охраны здоровья молодого поколения.
С середины XVIII века в связи с высокой смертностью и заболеваемостью молодого поколения проблема сохранения здоровья занимает особое место в отечественной педагогике. В этот период впервые на государственном уровне вопросам укрепления и сохранения здоровья молодежи России было уделено должное внимание. Одним из первых на эту проблему обратил внимание великий ученый М.В. Ломоносов. Меры по сохранению и укреплению здоровья были предложены им в обращении «О сохранении и размножении российского народа». Целью обращения было улучшение быта и благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое внимание ученый придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он обратил внимание на влияние среды и обратился к проблеме нравственного здоровья молодого поколения. Его работы «О сохранении и размножении российского народа» и работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать его первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.
Отмечая актуальность этой проблемы в учебных заведениях, в регламентах московской академической гимназии, издавались указания об организации правильного режима питания и его полноценности, распорядка дня и расписания занятий, медицинской помощи учащимся и т.д.
С середины XIX - начала ХХ вв. проблема здоровья человека в педагогике рассматривалась как составляющая культуры человека. Известный ученый Н.И. Пирогов заложил основы педагогической валеологии. В его работах были выделены такие важные аспекты здоровья, как духовный, нравственный, социальный и соматический [5].
Весомый вклад в изучение этой проблемы внес великий русский педагог К.Д. Ушинский. Известный педагог считал высшей целью воспитания целостное развитие личности, формирование гармоничных взаимоотношений личности и общества.
Он обосновал в педагогике «антропологический принцип», который означает признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы в сочетании умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием. Выражая заботу о здоровье молодого поколения, он предложил создание педагогических факультетов, высказывая мысль о том, что культура здоровья, - это не только «культура тела», но и нравственное здоровье [3].
Идеи вышеуказанных отечественных ученых были продолжены в научных изысканиях известных педагогов: В.М. Бехтерева, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, а на современном этапе - в фундаментальных работах Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, С.Н. Горбушиной, В.П. Казна-чеева, В.В. Колбанова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Та-тарниковой, В.Д. Шадрикова и др.
Таким образом, можно отметить, что преемственность культуры здоровья сохраняется и на современном этапе. В этой связи можно выделить задачи развития культуры здоровья будущего учителя в системе образования:
- формирование духовной сферы личности [4, с. 127];
- сохранение и укрепление здоровья, усвоение составляющих здорового образа жизни как привычка и формирование здоровьесберегающего поведения;
- физкультурное образование студентов, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры и направленное на совершенствование двигательных способностей и расширение двигательного опыта;
- совершенствование тех функциональных свойств или возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности;
- приобретение опыта в использовании традиционных и нетрадиционных видов двигательной активности;
- формирование психического и социального здоровья личности и т.п.
Библиографический список
1. Верхорубова О.В., Лобанова Н.А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. -Вып. 5 (120). - С. 161-165.
2. Верхорубова О.В. Теоретические предпосылки развития культуры здоровья в отечественной педагогике // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (117). -С. 23-28.
3. Верхорубова О.В. Историко-педагогический аспект развития культуры здоровья в отечественной и зарубежной педагогике // Вестник Брянского государственного университета. Общая педагоги-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
161
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ка. Профессиональная. Психология. Частные методики. - 2012. - № 1. - С. 53-57.
4. Верхорубова О.В. Здоровье как педагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-
нология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 3. -С. 123-127.
5. Шенделева С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России (1918 - конец 90-х г. ХХ в.): Дис. ... канд. пед. наук. - Чита: ЗГУ 2008. - 222 с.
УДК 796.01
Лопухина Александра Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный педагогический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье содержится обобщенный теоретический и практический материал о комплексной работе, проделанной в рамках научно-педагогического исследования по проблеме управления качеством физкультурного образования школьников на этапе внедрения новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: качество образования, факторы качества образования.
Проблема качества в образовании всегда была в центре внимания ученых. Дан. ной теме посвящено множество научно-литературных изданий по управлению качеством образования, образовательным процессам и результатам. Тем не менее, сегодня проблема повышения качества образования решается только комплексно, и разобраться в ней пытаются ученые-педагоги всего мира [3].
Решение сложных проблем требует скоординированных усилий многих людей, нужна информация, ресурсы. При наличии этих составляющих разрабатывается комплекс мероприятий, реализация которого должна приводить к желаемому результату. Для решения сложных проблем целесообразно использовать системный подход, нормативные методы, методы параметрического, функционального, имитационного, аналитического моделирования и программно-целевой метод.
Качество образования основывается на инновационных образовательных программах, что позволяет осуществить качественную подготовку обучающихся по новым программам. Для этого необходимо обеспечивать распространение инноваций в сфере учебной деятельности для достижения одной из важнейших целей - создание объективных условий для улучшения качества образования [1].
В практическом плане необходима творческая работа по созданию гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию социально значимых качеств личности.
Н.Б. Крылова [5] в своей статье об особенностях образовательной деятельности указывает, что в традиционной системе образования, еще со времен Яна Коменского доминирует учитель, его деятельность рассматривается как ведущая, определяя учебные действия учащихся. Несмотря на провозглашение субъект-субъектных отношений традици-
онное обучение не поощряет инициативу ученика, если оно лежит вне плана действий учителя, требует усвоения гигантского объема учебно-методической информации, вместо того чтобы развивать индивидуальные интересы, мотивацию, эмоциональный интеллект ребенка.
Ученые-педагоги образовательной сферы ищут наиболее эффективные факторы для изменения содержания традиционного образования, в том числе и в организации школьного предмета «Физическая культура». В нормативном документе Минобразования РФ (2004) предмет «Физическая культура» определяется как образовательная область и включается в федеральный компонент обязательных предметов (их 7) на базовом уровне в общеобразовательных школах.
Отбор оптимальных факторов, обеспечивающих повышение качества физкультурного образования школьников, рассматривается в соответствии с основными задачами предмета «Физическая культура». В педагогике выделяются внешние и внутренние факторы образовательного процесса, характеризующиеся как закономерности качества обучения. В задачи нашего исследования входило выявление связей между внутренними и внешними факторами, обеспечивающими сознательность, управляемость и эффективность физкультурно-образова-тельного процесса.
Е.Д. Кузнецова [6] указывает на ряд внешних и внутренних факторов, от которых непосредственно зависит содержание образовательного процесса по предмету «Физическая культура»:
- внешние факторы - развитие материально-технической базы; популяризация занятий физической культурой по всем направлениям; пропаганда здорового образа жизни;
- внутренние факторы - переориентирование технологии физической культуры на индивидуаль-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Лопухина А.С., 2014