УДК 904 (571.513)
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КАК ФАКТОР И РЕСУРС ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г. А. Сафьянова
Научный руководитель — К. С. Торбостаев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье анализируется опыт сохранения и использования историко-культурного наследия Аскизского района Республики Хакасия. Кроме того, даётся оценка потенциала объектов наследия в повышении инвестиционной привлекательности территории.
Ключевые слова: Аскизский район, Республика Хакасия, археологические объекты, этнографическое наследие, музеи.
Сохранение, изучение и использование историко-культурного наследия представляет собой важное и актуальное направление во внутренней политике Российской Федерации. В Республике Хакасия с 2011 года под эгидой Президента РФ и Правительства РФ проводится ежегодный международный культурно-туристский форум с участием ведущих деятелей страны в области культуры, науки и политики. Выбор Хакасии в качестве рабочей площадки, на которой всесторонне рассматривается историко-культурный ресурс, представляется неслучайным. На территории республики находится, по разным данным, от 15 до 45 тысяч исторических памятников. Из них, по состоянию на 1 января 2015 года, в списках объектов культурного наследия числилось 1 093 объекта, из которых в свою очередь 1 064 являются объектами культурного наследия федерального значения (объекты археологического наследия) и 29 объектов отнесены к объектам культурного наследия регионального значения (памятники истории и культуры) [1]. Кроме этого, на учёте состоит 811 памятников, обладающих статусом выявленного объекта культурного наследия, из которых только один не является памятником археологии [1].
В данной статье рассматривается опыт использования историко-культурного наследия как фактора и ресурса развития Аскизского района Республики Хакасия. Аскизский район (хак. Асхысаймагы) расположен в юго-восточной части Хакасско-Минусинской котловины. Он граничит с Бейским, Усть-Абаканским, Таштып-ским районами Хакасии и Кемеровской областью. На площади 8 201,14 км2, занимаемой районом, представлено всё многообразие археологических объектов от среднего палеолита до позднего средневековья [2, с. 8]. Уникальность археологических памятников и их огромная научная значимость определяют высокую ценность культурного наследия, располагающегося на территории Аскизского района. Наряду с представленным обилием объектов археологии, Аскизский район в наше время является наиболее представительным в Республике Хакасия по численности коренных народов региона. Этническая культура хакасского и шорского этносов представляет собой важный фактор культурного и духовного развития Республики Хакасия. Поэтому здесь особое внимание уделяется защите культурного наследия, сохранению и поддержке традиций и обычаев хакасского народа. Перечисленные особенности историко-культурного облика Аскизского района позволили появиться в общественном сознании населения региональному бренду «Аскиз - сердце Хакасии».
Особенностью Аскизского района является то, что на его территории до настоящего времени в основном представлено сельское хозяйство, а добывающая и металлургическая промышленность получили слабое развитие. Вследствие этого, несмотря на активную вспашку степей в советский период, многие памятники археологии и этнографии сохранились и находятся в естественной среде в аутентичном состоянии. Этот аспект представляется важным, поскольку именно совокупность объектов историко-культурного наследия и природы рассматривается как «непосредственная и существенная часть национального достояния, как особые элементы, определяющие самобытность культуры или её региона» [3, с. 116]. К тому же следует подчеркнуть мысль о том, что «разнообразное и богатое сельское наследие России содержит мощный потенциал противодействия процессам стандартизации и издержкам глобализации. Особенно важным представляется тот факт, что именно сельские жители (при поддержке соответствующих организаций), благодаря капиталу их наследия, могут стать ключевыми фигурами в развитии их территории в интересах всего общества» [4].
Аскизский район явился первоначальным местом развития музеев-заповедников как историко-культурных территорий. Благодаря организационной деятельности Л. В. Ерёмина в 1996 году открылся музейный комплекс возле с. Казановка в долине р. Аскиз [5]. Место было выбрано удачно, поскольку на этом участке тесно переплелись живописный лесостепной ландшафт, многочисленные древние и средневековые памятники (курганы, петроглифы, оросительные каналы, стелы и др.), объекты духовной и материальной культуры хакасов. В качестве примера сочетания природных и историко-культурных особенностей можно привести центральные памятники заповедника: древнее изваяние «Ах Тас» (с хак. «белый камень») и скала «Иней Тас» (с хак. «Старуха-камень»).
В настоящее время Хакасскому национальному музею-заповеднику «Казановка» исполнилось двадцать лет. За этот период накоплен значительный опыт постановки на государственный учёт и изучения исторических памятников, их репрезентации для жителей и гостей Республики Хакасия. Проложены туристические маршруты, построено этно-экологическое поселение «Хакасский аал», на республиканском уровне проводится праздник национальной кухни «Алтын ас» [6].
Другим важным событием в развитии историко-культурной среды Аскизского района стало открытие в 2003 году Музея-заповедника «Улуг Хуртуйах Тас» близ села Анхаков. Главным объектом показа является созданный в эпоху ранней бронзы (III - II тыс. до н. э.) обелиск из серого песчаника. В настоящее время «Улуг Хуртуйах Тас» является одним из основных символов традиционной религиозной культуры хакасского этноса. Данный памятник стал изучаться одним из первых в Хакасии. Едва ли не каждый исследователь, приехавший в данный регион, старался посетить его и оставить своё описание. Заметки об «Улуг Хуртуйах Тас» мы встречаем в работах Д. Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, Н. Ф. Катанова и др. В 1954 году памятник был перевезён в Хакасский областной краеведческий музей для пополнения коллекции каменных изваяний. За период нахождения памятника в музее общественность Аскизского района неоднократно обращалась к властям с просьбой возвращения его на прежнее место. В результате многолетнего обсуждения в 2003 году вопрос был решён положительно, и изваяние было возвращено на прежнее место. Для обеспечения сохранности экспоната в 2004 году был построен стеклянный павильон в виде юрты. В настоящее время музей «Улуг Хуртуях Тас», наряду с музеем-заповедником «Казановка», является одним из наиболее известных и успешных музейных комплексов Республики Хакасия. В соответствии с разработанной концепцией развития на территории музея организуются традиционные хакасские календарные праздники, проводятся свадебные обряды, ритуальные действия, связанные с обращением будущих родителей к «Улуг Хуртуях Тас» о ниспослании им ребёнка и т. д.
Объектами организованного массового показа на территории Аскизского района в настоящий момент также являются памятники уникального петроглифического искусства в музее с. Полтаково, курганный комплекс скифского периода возле с. Сафроново. Также с историко-культурным наследием Хакасии можно ознакомиться в Аскизском районном краеведческом музее им. Н. Ф. Катанова, Вершино-Тейском муниципальном краеведческом музее.
Особенности национального состава Аскизского района, компактность проживания коренного населения, сохранность обычаев и традиций позволяет рассматривать в качестве составного элемента историко -культурного наследия самих носителей этнической культуры (47,5 % от общей численности жителей района). До настоящего времени многие памятники, такие как «Улуг Хуртуйах Тас» или «Ах Тас», продолжают оставаться «живыми» в ритуальной взаимосвязи с окружающим его населением. Вследствие этого туристы могут наблюдать не только постановочные сценические действия, но и реальные обрядовые действия «из жизни», а также принять в них участие.
Одним из ярких событий не только Республики Хакасия, но всей Южной Сибири является проведение национального праздника «Тун Пайрам». «Тун Пайрам», как и тувинский «Наадым», алтайский «Эль Ойын», международный фестиваль «Мир Сибири» в с. Шушенское, является визитной карточкой региона и привлекает большое количество туристов.
К историко-культурному наследию относятся и целые природные ландшафты, где расположены памятники прошлого. Эти территории не только мифологизированы посредством легенд и исторических преданий, но и одухотворяются представителями хакасского и шорского этносов. В ландшафте Аскизского района значительное место занимают горы, с которыми так или иначе была связана вся жизнедеятельность местного населения. В прошлом каждый хакасский и шорский род имел свою священную гору. Духи гор - таFЭЭзi - почитались в качестве предков. Кроме того, в соответствии с традиционными верованиями отдельные шаманы «получали» свой бубен от священной родовой горы. Наиболее почитаемые горы Аскизского района - это Уйтаг, Сарахтаг, Хазынхыр и др. [7, с. 207].
На современном этапе появляются новые формы и способы сохранения историко-культурного наследия. Перспективным способом защиты археологического, этнографического наследия является создание музеев под открытым небом, внесение отдельных зданий, представляющих историческую ценность, в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В частности, рекомендуется музеефицировать горную крепость - све Уйтаг, курганы в окрестностях аала Анхаков и с. Бельтирское, археологические памятники в окрестностях с. Кызлас.
Таким образом, историко-культурное наследие Аскизского района представляет собой значительный потенциал для стабильного развития инфраструктуры, формирования благоприятного имиджа региона, что является важным фактором по привлечению внешних инвесторов. Популяризация исторического прошлого, основ традиционной культуры формирует у подрастающего поколения чувство гордости за землю, на которой оно живёт, содействует лучшему пониманию истории и культуры региона, профилактике девиантного и деструктивного поведения. Дальнейшее развитие сети музейных учреждений на территории Аскизского и смежных с ним муниципальных районов способствует развитию традиционных промыслов, появлению рабочих мест, занятости населения посредством активизации торговли и сферы услуг.
Библиографический список
1. Информация о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Хакасия, по состоянию на 01.01.2015 года. - URL: http://r-19.ru/authorities/the-ministry-of-culture-of-the-republic-of-khakassia/common/istoriko-kulturnoe-nasledie/obekty-kultumogo-naslediya/informatsiya-o-sostoyanii-obektov-kultumogo-naslediya-pamyatnikov-istorii-i-kultury-raspolozhennykh/ (дата обращения:15.05.2016).
2. Аскизский район: история и современность (к 80-летию образования) / А. Н. Асочаков [и др.]; Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории; отв. ред. В. Н. Тугужекова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 202 с.
3. Шульгин, П. М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития / П. М. Шульгин // Мир России. - 2004. - № 2. - С. 115-133.
4. Моськин, Р. В. Историко-культурный фактор как фактор возрождения сельской местности России / Р. В. Моськин. - URL: http://rgo.msk.ru/commissions/historical/2007_04_13.html (дата обращения: 17.05.2016).
5. Ерёмин, Л. В. Музеи Аскизского района Хакасии / сост. Л. В. Еремин, Н. У. Сагалаков. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2007. - 142 с.
6. Хакасскому национальному музею-заповеднику исполняется 20 лет. - URL: http://fomm.r-19.m/Ыog/2016/хакасскому-национальному-музею-запо / (дата обращения: 09.05.2016).
7. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей; утв. Минобр. РХ / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Хак. книж. изд-во, 1996. - 207 с.
© Сафьянова Г. А., 2016