УДК 63.3+341
ББК 63.3+67.911.15+66.4(4),30
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАНА В ФОРМАТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТАЦРИБАИ ТАЪРИХИИ ХАМКОРИИ МАКОМОТИ ХИФЗИ ХУКУКИ ЧУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН ДАР ДОИРАИ БЕХАТАРИИ АВРУПО
HISTORICAL EXPERIENCE OF COLLABORATION OF TAJIKISTAN LAW ENFORCEMENT BODIES IN THE FORMAT OF EUROPEAN SECURITY
Акрамов Муртазо Иномович,
младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан
Акрамов Муртазо Иномович,
ходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ Чумуурии Тоцикистон.
Akramov Murtazo Inomovich,
junior scientific officer of the Institute of history, archaeology and ethnography named after A. Donish under Tajikistan Republic Academy of Sciences (Tajikistan, Dushanbe)
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, противодействие наркобизнесу, международное сотрудничество, конвенция, международное право, правоохранительные органы, антинаркотическое законодательство
Дается анализ криминогенной ситуации в Центральной Азии в сфере наркотрафика, её взаимосвязь с другими видами преступлений, такими как международный терроризм, финансирование терроризма, религиозный экстремизм и незаконная миграция. Приводятся характеристики некоторых террористических организаций. Раскрывается важность межгосударственного и межведомственного сотрудничества против вышеперечисленных преступных деяний, имеющих как внутренний, так и международный характер. Названы международные конвенции по борьбе с организованной преступностью, ратифицированные РТ. Дана характеристика деятельности международных организаций по борьбе с терроризмом - Интерпола и Европола, изложены принципы сотрудничества Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ с Федеральным ведомством уголовной полиции Германии с использованием конвенционного механизма. Отмечено, что сотрудничество с Интерполом и Европолом могло бы качественно отразиться на деятельности правоохранительных органов Республики Таджикистан.
Калидвожа^о: гардиши гайрщонунии маводи мухаддир, мубориза алайхи нашъацаллобй, хамкории байналхалци, конвенсияхо, хуцуци байналмилали, мацомоти хифзи хуцуц, цонущои зидди гардиши гайрицонунии маводи мухаддир
Дар мацола вазъиятии циноии Осиёи Маркази ва алоцаманд бо цочоци маводи мухаддир, алоцамандии он ба анвои дигари цинояткорщо, ба мисли терроризми байналмилали, тамвили терроризм, экстремизми дини ва мухоцирати гайрицонуни тахлил шудааст. Дар он ахамияти фавцулоддаи хамкории байнидавлати ва
байнисохтор^ои дахлдор алащи анвои циноят^ои фавцуззикри характери %ам дохили ва х,ам байналмилали дошта кушода шудааст. Дар мацола конвенсияуои байналмилалии барои мубориза алайуи цинояткории муташаккил цабул ва аз цониби ЦТ эътирофшуда зикр шудааст. %амчунин, фаъолияти муассисауои байналмилалии мубориз алайуи терроризм, ба мисли Интерпол ва Аврупопол бауогузорй ва принсищои уамкории Агентии назорати маводи нашъаовари назди Президенти ЦТ бо Ташкилоти федератсияи полиси циноии Олмония бо истифода аз механизмуои конвенсиони матрац шудааст. Кайд мешавад, ки уамкорй бо Интерпол ва Аврупопол ба тагйироти сифатии фаъолияти муассисауои уифзи ууцуци ЦТметавонад расонад.
Key words: illegitimate circulation of drugs, counteraction versus narcobusiness, international collaboration, convention, international law, law enforcement bodies, antinarcotic legislation
The author gives an analysis of criminogenic situation in Central Asia in the sphere of narcotraffic, its mutual connection with other types of crimes, such as international terrorism, financing of terrorism, religious extremism and illegal migration. He adduces some characteristics referring to certain terroristic organizations. The importance of interstatal and interdepartmental collaboration versus above-mentioned criminal perpetrations being of both home and international character is disclosed.
International conventions on the combat with organized crime ratified by TR are named. The characteristic of the activities of international organizations struggling against terrorism is presented, they are Interpol and Europol; the principles of collaboration between the Agency on control over drugs under TR President and the Federal department of the criminal police of Germany with utilization of conventional mechanism are expounded. It is noted that collaboration between Interpol and Europol could be reflected on the activities of TR law enforcement bodies qualitatively.
С распадом СССР и обретением независимости Республика Таджикистан наряду с другими бывшими советскими республиками стала принимать самое активное участие в общемировых и региональных процессах, что привело к значительному расширению объема, сферы и географии участия таджикских организаций, учреждений, предприятий и граждан в международных отношениях.
Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности страны является участие в международном сотрудничестве по решению глобальных проблем современности, в том числе проблемы преступности. В силу объективных причин в Республике Таджикистан возрос удельный вес преступлений, носящих транснациональный характер, и ущерб от них. Особую тревогу вызывает преступная деятельность в сфере нелегальной миграции, незаконного оборота оружия, наркотиков, «отмывания» денег и её связь с политически мотивированными преступными сообществами. В свете последних реалий борьба с транснациональной организованной преступностью требует объединения усилий и координации действий большинства членов мирового сообщества и предполагает интенсивное развитие международного сотрудничества в этой области. Не секрет, что катализатором ухудшения ситуации в Центральной Азии, а в конечном итоге - в Европе и в мире в целом, остается Афганистан [1, с.75]. На протяжении длительного времени критическая ситуация в Афганистане остается дестабилизирующим фактором и опасным очагом военно-политического напряжения в Центральноазиатском регионе,
будучи основным источником распространения религиозного экстремизма, терроризма и наркотиков. Разветвленная система политически мотивированных международных террористических и экстремистских организаций, лишенных в своих государствах легальных источников финансирования, использует территорию Афганистана с ее развитой наркоиндустрией и отлаженной системой поставок наркотиков на мировой рынок для решения проблемы собственного ресурсного обеспечения. Если учесть, что годовая сумма от продажи реинтегрированных в легальный оборот наркотиков составляет до 400 миллиардов долларов США, то можно представить, насколько могущественной является международная преступная сеть, которая, вероятнее всего, уже успела структурно оформиться во многих государствах, оказывая влияние на выработку политических решений и тем самым лоббируя свои интересы в международной политической жизни [2, с. 93]. Так, многие политически мотивированные преступные организации, реализующие свою активность в республиках Центральной Азии и, по известным причинам, особенно вольготно чувствующие себя в Афганистане, имели свои ячейки во многих европейских государствах. К подобным политически мотивированным группам, имеющим целью под различными идейными лозунгами дестабилизировать Центральноазиатский регион, относятся:
1. «Организация арабских моджахедов», другое название - «Борцы за дело Аллаха». Её базой является «Аль-Каида», которую идейный руководитель Усама бен Ладен основал в 80-х гг. в Пакистане.
2. Организация «Исламский джихад», основанная в 1973 году в Египте под руководством близкого к Усаме бен Ладену Доктора Амана Аль-Завахири, часть сторонников которой позже перешла в «Аль-Каиду».
3. Исламский центр «Братья - мусульмане», основанный в 1928 году в Египте. Руководителем является Мамун эль Худайби.
4. Независимая организация «Хизб-ут-Тахрир - аль Исламия». Основана в Иордании в 1953 году журналистом Тагиуддином ан-Набхани, одним из членов «Братьев-мусульман», руководитель - Абдаль Кадим Заллум [2, с. 94].
Политическая доктрина этих организаций мало отличается от целей других организаций подобного рода: освобождение мусульманского мира от западного влияния, введение и установление «исламского порядка» и, конечно, уничтожение Государства Израиль.
Многие террористические и экстремистские организации до последнего времени имели средой обитания многие европейские страны. Пользуясь достижениями европейской демократии, они явно вели антизападную пропаганду в ущерб установленным демократическим ценностям, разжигая национальную и религиозную рознь.
Лидеры «Хизб-ут-Тахрир» в своём издании «Explizt», выпускающемся на немецком и голландском языках, отмечают: «В Европе есть действительно существующий аспект, в котором ислам и демократия не совместимы. При демократии законодателем является человек. Он устанавливает такие законы, согласно которым он хотел бы обустроить свою жизнь. Исходя же из исламского принципа, законотворчество является исключительным правом Творца, в существовании которого мы рационально убеждены. Обе эти точки зрения, как исламская, так и западная, так различны, что недоступны для интеграции». «Как мусульманам нам должно быть ясно, что проблема Израиля является не вопросом границы, а вопросом существования. Это сионистское чужеродное тело в сердце
исламского мира не должно более оставаться ни при каких условиях. Общие палестинские земли... есть собственность исламской уммы. Решение: Джихад... Аллах Всевышний приказал: И убивайте их там, где вы их поймаете, и гоните их оттуда, откуда они вас прогнали» [2, с. 96].
15 января 2003 г. Министерство внутренних дел Германии наложило запрет на деятельность организации «Хизб-ут-Тахрир-аль Исламия» и других политически мотивированных преступных организаций.
Экстремистски настроенные организации сумели открыто вести идеологическую пропаганду в Европе и вербовать рекрутов из числа мигрантов в ряды борцов за дело Аллаха, использовать финансово-кредитные учреждения для перевода финансовых трансферов с целью материально-технического обеспечения национально-освободительной борьбы и боевых действий в зонах конфликта. Причина заключалась в том, что до недавнего времени в условиях двуполярного мира трудно было провести грань между национально-освободительной борьбой и терроризмом, да и по сей день нет четко выработанной формулировки понятия «терроризм», вернее, их насчитывается более восьмидесяти вариантов. В нынешних условиях глобализации политически мотивированные преступные организации оказались мобильнее и оперативнее в части налаживания по всему миру механизмов сотрудничества с различными освободительными движениями, сепаратистами и просто с уголовным элементом, используя прорехи и неурегулированные моменты в международном уголовном праве.
Сотрудничество в области борьбы с терроризмом регулировалось типовыми и двухсторонними договорами. Конвенционный механизм срабатывал между государствами, ратифицировавшими его. Однако сотрудничество по линии правоохранительных органов испытывало трудности из-за давления руководства той или иной страны с целью отказа в помощи недружественному государству. Только после окончания «холодной войны» вследствие распада СССР, когда угроза для западной демократии от террористических и экстремистки настроенных организаций не исчезла, а наоборот, усилилась, международное сообщество реально осознало значимость консолидации усилий в деле борьбы против терроризма [1, с. 34; 8, с. 31].
В ноябре 1999 года был принят Закон РТ «О борьбе с терроризмом». Данный закон определяет терроризм как насилие или угрозу его применения в отношении физических и юридических лиц, устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, удовлетворение их неправомерных интересов, а также посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, если эти действия совершены в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Современная уголовная наука различает терроризм нескольких видов: это государственный, общекриминальный и международный.
В борьбе с общекриминальным и государственным терроризмом любая страна вынуждена опираться на собственные внутренние ресурсы.
В нынешних условиях глобализации, когда терроризм формирует новые формы и методы осуществления своих коварных планов и приобретает статус международного, тактика борьбы с ним испытывает существенные трудности в плане её правового обеспечения. А именно, международный терроризм - тип преступления, который услож-
няет борьбу с ним в рамках международного сотрудничества, так как террористические мотивы часто являются политическими, идеологическими, социальными, националистическими, религиозными, этническими и имеют место как внутренняя проблема каждого государства.
Обращаясь к опыту международного сообщества, в частности к деятельности международного органа Интерпол, можно проследить, что эффективность борьбы с международным терроризмом и международной организованной преступностью была ограничена положениями статьи 3 Устава Интерпола, в соответствии с которой «Организации строго запрещается предпринимать любое вмешательство или действие политического, военного, религиозного или расового характера» [7, с.105].
В этом отношении деятельность европейской организации криминальной полиции Европол оказалась более прогрессивной и дальновидной. Европейская конвенция по подавлению терроризма от 1977 года в ст.1 содержит конкретный список нарушений, которые не должны рассматриваться как политические нарушения, или как нарушения, связанные с политическим нарушением, или как нарушения, вдохновленные политическими мотивами, в целях экстрадиции между государствами, подписавшими Конвенцию. Именно на основании Европейской конвенции по подавлению терроризма 1977 года Генеральная ассамблея Интерпола в 1984 и в 1994 гг. приняла новые принципы борьбы с терроризмом.
В соответствии с ними статья 3 не запрещает сотрудничество в случаях террористических действий, если никто из политических деятелей или организаций не взял на себя ответственность за совершение преступления. Если не было сделано таких заявлений или не было получено никакого утверждения относительно мотивов, то нет никакого нарушения ст.3 и Интерпол может вмешаться.
Если известны мотивы террористических действий или террорист возьмет на себя ответственность за действие, то должен быть определен преобладающий характер совершенного преступления - нарушения.
Действия, которые отвечают условиям ст. 3, включают нарушения, которые являются политическими по своей природе, вроде членства в запрещенной организации, выражения запрещенных мнений, нарушений, включающих прессу, нарушений в отношении встреч (демонстраций), нарушений против внутренней безопасности государства и т.д. При этих обстоятельствах субъекты международного сотрудничества по линии Интерпола не могут отслеживать, разыскивать или вести другую оперативную деятельность в отношении лиц за такие действия. Для того, чтобы Интерпол вмешивался в ситуацию, связанную с террористической деятельностью, в сообщениях Национальных Центральных Бюро, являющихся структурными подразделениями правоохранительных органов той или иной страны, должно быть четко указано, что преступления, совершенные террористами, являются нарушениями преимущественно уголовного характера [7, с. 110].
В 1990 г. в Гаване на 8 конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в документе «Меры по борьбе с международным терроризмом» были сформулированы основополагающие принципы. В нем в частности отмечено, что на международном, региональном и двухстороннем уровнях следует разработать эффективные меры для налаживания международного сотрудничества по предупреждению террористического насилия.
В документе сказано, что государства должны стремиться к разработке и эффективному
осуществлению международных договоров о выдаче независимо от того, являются ли они частью многосторонних региональных конвенций или двухсторонних договоров.
Отмечено также, что в сотрудничестве между компетентными органами государств-участников договоров или конвенций исключение в отношении политических преступлений не должно являться препятствием для выдачи правонарушителей за совершение преступлений, связанных с террористическим насилием, в соответствии с существующими международными конвенциями.
В формате межведомственного и международного сотрудничества Республика Таджикистан ведет многоплановую работу и участвует в региональных организациях. В рамках Шанхайской организации сотрудничества создан Координационный комитет по контролю над наркотиками. Организация договора о коллективной безопасности является результатом плодотворного сотрудничества по обеспечению безопасности в Центральноазиатском регионе. Однако необходимо также привлекать к сотрудничеству компетентные органы государств дальнего зарубежья, таких как Франция, Германия, Венгрия и др. Если развитие сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации договора о коллективной безопасности предоставляет собой больше восстановление утраченной инфраструктуры соответствующих ведомств и налаживание координационных механизмов, то сотрудничество с такими организациями, как Интерпол и Европол, подразумевает концептуально новый подход в плане сотрудничества против транснациональной организованной преступности. Данное сотрудничество могло бы качественно отразиться на деятельности правоохранительных органов Республики Таджикистан. Это и новые методы и формы стратегического и оперативного анализа и прогнозирования тенденций развития тех или иных преступных проявлений, качественно новые системы информационно - технического обеспечения и телекоммуникаций и информационного взаимодействия, а также новые формы управления, организационные и координационные механизмы участия в международном сотрудничестве [4, с. 25].
До 28 января 2005 года (5 октября 2004 года на 73 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Таджикистан стала членом Интерпола) Республика Таджикистан не была представлена своими правоохранительными органами в системе Интерпола, конечно, для этого были объективные причины. Уровень профессионализма в правоохранительных органах оставлял желать лучшего, чтобы участвовать в столь серьезной организации. И, главное, республика, которая сама испытывала дефицит ресурсных обеспечений, была не в состоянии вносить членские взносы в размере 75 700 французских франков установленной бюджетной единицы [6, 3, 4].
Однако данное положение не исключало возможности сотрудничества с использованием конвенционного механизма. Республика ратифицировала ряд конвенций, в том числе:
- «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1961, 1971 гг., Конвенцию «О борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ» 1988 г.;
- «О борьбе против транснациональной организованной преступности и терроризма» 2000 г.
Уникальным по содержанию является сотрудничество Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ с Федеральным ведомством уголовной полиции Германии. Не имея типового договора о сотрудничестве (который находится в стадии разработки) и используя нормы соответствующих конвенций, стороны успешно решают
проблемы, связанные с борьбой с незаконным оборотом наркотиков, носящим организованный характер. Уникальность данного предприятия заключается в следующем: созданное в соответствии с Протоколом, подписанным между Таджикистаном и Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, Агентство по контролю за наркотиками при Президенте РТ, используя механизмы взаимодействия Управления по наркотикам и преступности ООН, на законном основании выходит на сотрудничество с Федеральным ведомством уголовной полиции Германии как Национальным Бюро Интерпола. При этом используются регламентирующие документы:
- Соглашение, принятое под эгидой Европы и ООН, о незаконных перевозках применительно к ст. 17 Устава ООН «О незаконных перевозках наркотических средств и психотропных веществ» (ст. 18 (2)). Когда по какой- либо причине прямая связь невозможна, стороны могут согласиться использовать связи Интерпола;
- Конвенции, принятые под эгидой Конвенции ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г., ст. 7, 8). Передача запросов о взаимной юридической помощи и любой относящейся к ней связи производится между властями, обозначаемыми сторонами. Это требование дает сторонам безоговорочное право требовать, чтобы такие запросы и сообщения адресовались им через дипломатические каналы и, в срочных случаях, когда стороны договариваются, - через каналы Интерпола, если это возможно [8, с. 16];
- Типовой договор ООН об экстрадиции (1990 г., ст. 9 (1)) и временном аресте: в экстренных случаях запрашивающее государство может просить о предварительном аресте человека в ожидании подачи запроса об экстрадиции. Заявка должна быть направлена посредством Интерпола, почты, телеграфа или любыми другими средствами, предоставляющими информацию в письменной форме. Кроме того, Агентство, используя контакты с Федеральным Ведомством Криминальной полиции Германии, которое является Национальным подразделением Европола, и службой «Сирена» по реализации Шенгенских соглашений, имеет возможность сотрудничать с Европейской комиссией по проблемам преступности, в состав которой входят следующие специализированные органы:
-Экспертная комиссия по соблюдению ст. 17 Устава ООН против незаконного оборота наркотиков;
-Экспертная комиссия по применению законодательства к террористическим актам;
-Экспертная комиссия по проблемам уголовно-процессуального законодательства, связанным с информационными технологиями;
-Экспертная комиссия по действию Европейских конвенций в уголовно наказуемых областях;
-Группа Помпиду (изучающая проблемы наркомании и НОН);
-Многоотраслевая группа по коррупции MGG.
У многих людей, не посвященных в деятельность Интерпола, могут возникнуть сомнения, к чему такая многоступенчатая система взаимодействия, усложненная процессуальными процедурами и огромной тратой драгоценного времени при факте существующей в обществе и быстро меняющей свою тактику и стратегию преступности, и если нет возможности вступить и стать полноправным членом Интерпола, стоит ли вообще сотрудничать с данной организацией при столь усложненной процедуре взаимодействия.
Практика взаимодействия Интерпола с государствами - не членами организации свидетельствует о том, что отработанный механизм сотрудничества подразумевает многостороннюю деятельность, исключающую возможность проникновения и использования оперативных возможностей Интерпола коррумпированными чиновниками национальных ведомств.
Список использованной литературы:
1. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками за 2002 год:
E/INCB/2002/1.
2. Bundesministerium des Innern. FLT-Mobiat140 10557 Berlin,- Jahr 2000.Bundesamt furVerfassungsschuzt. 317s.
3.Лекция Паоли. Незаконная торговля наркотиками в России / Итоговый отчет Института зарубежного и международного уголовного права им. Макса Планка. -Фрайбург, 2000. -167 с.
4.Lammich Z. „Russische Betäubungsmiltelsrecht unter besonderer Berücksichtigung der strafrechtliche Regelung". - 97s.
5.Morwant P. „ Dug Market Expanols in Russia", Transition Vol.2 №19: 19:23.- Freiburg. 1996.118 s.
б.Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан за 2005 год / АКН при Президенте РТ.
- Душанбе, 2006. - 97 с. 7.Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах. - М. : Инфра-Москва, 2001. - 320 с. 8. Конвенция ООН по борьбе против НОН и психотропных веществ. Конференция 6-го Пленарного заседания, 19 декабря 1988 г. - Вена, 1988. - 58 с.
Reference Literature:
1. The Report of the International Committee on Control over Drugs for the Year of 2002: E/INCB/2002/1. (in Russian)
2. Bundesministry of Home Affairs. FLT-Mobiat 140 10557, Berlin. - 2000. Bundesservice for Constitution Protection. - 317pp. (in German)
3. Paoli s Lecture. Illegitimate Trade with Drugs in Russia // Final Account of the Institute of Foreign and International Criminal Law Named after Max Plank. - Freiburg, 2000. - 167 pp. (in German)
4. Lammich Z. Russian Law Authorizing Temporal Deadening of Drug-Addicts under Special Surveillance on the Part of Fine Imposing Bodies Regulating Narcotism Cases. - Freiburg, 2000. - 97 pp. (in German)
5. Morwant P. Drug Market Expanols in Russia. Transition. Vol.2, - #19: 19:23. - Freiburg, 1996. - 118 pp. (in German)
6. Survey of Narcositution in Tajikistan Republic for 2005// Narcocontrol Agency under the Auspices of TR President (NCA). - Dushanbe, 2006. - 97pp. (in Russian)
7. Ovchinsky V.S. Interpol in Answers and Questions. - M.: Infra-Moscow, 2001. - 320 pp. (in Russian)
8. UNO Convention on Combat versus NON and Psychodelic Stuffs. The 6-th Plenary Sitting of the Conference, December 19, 1988. - Vienne, 1988. - 58 pp. (in Russian)