Тенденции развития сотрудничества государств в борьбе с международной и национальной преступностью в целях безопасности
ПОТОЦКИЙ НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ,
кандидат юридических наук, доцент, академик РАЕН, Почетный работник высшего образования, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы правовой квалификации преступлений международного характера, направленных на геноцид народов, связанных с финансированием терроризма, распространением наркотических веществ и других преступлений против мира и человечества. Отмечено, что в процессе международного сотрудничества государств по борьбе с транснациональной преступностью решаются задачи обеспечения национальной, региональной и международной безопасности. Показаны современные тенденции расширения сотрудничества Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) и Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН).
Ключевые слова: международные преступления, трансграничная преступность, незаконный оборот наркотических средств, предотвращение финансирования терроризма
Trends in the development of cooperation between states in combating international and national crime for security reasons
ROTOTSKY NIKOLAY KARLOVICH
Candidate of Law, Associate Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences,Honored Worker of Higher Education, Professor of the Chair of Criminology and Penal Law of the Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboedov
Abstract: The article deals with actual problems of legal qualification of international crimes aimed at genocide of peoples connected with the financing of terrorism, the spread of narcotic substances and other crimes against peace and humanity. It is noted that in the process of international cooperation of states to combat transnational crime, the tasks of ensuring national, regional and international security are being fulfilled. The current trends in the expansion of cooperation between the International Criminal Police Organization (INTERPOL) and the UN Office on Drugs and Crime (UNODC) are shown.
Key words: international crimes, cross-border crime, drug trafficking, prevention of terrorist financing
Юридическая квалификация международных преступлений и сотрудничество государств в рамках ООН в борьбе с преступностью в целях обеспечения международной безопасности
Особенностью периода, начавшегося в 1980-х гг., было то обстоятельство, что процесс внутригосударственного законотворчества в области охраны общественной безопасности был напрямую связан с развитием и становлением международного уголовного права.
Проявление преступности как опасного социального явления, имеющего транснациональный характер, причиняет ущерб как государствам всего мира, так и обществам разного социально-политического устройства.
Противодействие, пресечение и предупреждение преступности как формы борьба с транснациональной преступностью осложняется увеличением преступных деяний, представляющих опасности не только для отдельных государств, но и для всего человечества, и требует совершенствования как для развития стран, так и для устойчивого сотрудничества государств.
С ростом взаимодействия государств по предотвращению преступности, угрожающей интересам мирового развития, все значимее становятся совместные усилия, прилагаемые государствами всего мира и каждым государством в отдельности для обеспечения законности и правопорядка. Координационные усилия разных стран в деле борьбы и с уголовными экономическими и насильственными преступлениями, и с преступлениями против мира и безопасности, угрожающими стабильности конституционного строя государств, способствуют укреплению взаимопонимания, устойчивости международных связей в сотрудничестве между странами и народами.
Повышение уровня обеспечения международной безопасности непосредственно связано с борьбой с международной и национальной преступностью, что неоднократно отмечалось в документах стран СНГ, ШОС, ОДКБ и др. Важность развития и углубления международного сотрудниче-
ства в борьбе с преступностью обусловлена еще и качественными и количественными изменениями преступной деятельности, стимулируемой ростом числа трансграничных преступных деяний, связанных с национальными преступными группами и лицами отдельных государств.
Вместе с тем, так называемую международную борьбу с преступностью нельзя воспринимать в буквальном смысле, поскольку преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под его юрисдикцию. С учетом этого в отношении совершенного или подготавливаемого преступления действует принцип (юрисдикция) определенного государства и, следовательно, под международной борьбой следует понимать сотрудничество государств в борьбе с отдельными видами преступности или преступлений, совершаемыми индивидами.
Понятия отдельных видов преступности или преступлений, относящихся к разряду международных, по сути, однозначного значения не имеют. Существует множество определений международной преступности: «международные преступления - посягательства на свободу народов мира либо как посягательства на интересы всего прогрессивного человечества», «международные преступления - посягательства на коренные основы международного общения, на права и интересы всех государств», «международные преступления - преступления, посягающие на независимость каждого народа и мирные отношения между народами», «международные преступления - посягательство на само существование государства и нации» и т.д. И можно сказать, что при всех различиях подобных дефиниций каждый из их авторов в той или иной степени прав. В этом проявляется многоликость международной преступности, которая является отражением прежде всего противоречивости
общественных отношений в определенном государстве.
Хотя в нашей стране только с 1990-х гг. стали говорить о международной преступности как об особом явлении, отечественные юристы не отрицали существования на земном шаре преступлений против мира и безопасности, преступлений военного характера против народов, человечности и человечества. Понимание этих преступлений было выработано в ходе борьбы против фашизма и получило свое юридическое обоснование в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, и приговорах нацистам и японским милитаристам, а также их пособникам1.
По итогам оценки Нюрнбергским процессом 1945 г. чудовищных преступлений фашизма во время Второй мировой войны, международное сообщество определило еще ряд преступных деяний, относящихся к международным2. Понятие преступления «геноцид» (от греч. «genos», т.е. «род» и лат. «caedere», т.е. «убивать») означает в прямом смысле осуществление истребления групп населения по причинам расовых, национальных или религиозных признаков, что стало одним из самых страшных преступлений против человечества.
Современной угрозой и опасностью для мира и человечества стало то, что после гитлеровского геноцида появились его новые формы, такие как апартеид (в переводе «раздельное проживание»), что означает крайнюю степень формы расовой дискриминации как метода разделения людей по цвету кожи и иным физическим признакам, и сегрегация, что означает политику отделения «цветного» населения от белого, проводимую в отношении отдельных национальных и расовых групп населения.
Геноцид стал проявляться как экоцид, когда умышленно уничтожается окружающая природная среда проживания групп народов или целых стран, происходит масштабное разрушение среды обитания животных и человека при нарушении экологического равновесия.
Возник биоцид как разновидность геноцида, которая проявляется в уничтожении людей, рабстве, преступной торговле органами человека, его биоматериалами, проведении запрещенных медицинских опытов над людьми и др. Геноцид также сопровождается терроризмом и экстремизмом с применением преступных групп наемников и незаконных вооруженных формирований.
Международным координационным центром сотрудничества государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН. Ее работа в этой сфере осуществляется как внутри государств, так и на международном уровне. Это достигается путем установления единых стандартов и норм, принятия унифицированных международных уголовно-правовых актов и эталонов обращения с правонарушителями.
Подготовка проектов международных договоров и другие формы нормотворчества входят в компетенцию Генеральной Ассамблеи ООН, Секретариата ООН, Экономического и Социального
1 Соглашение между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным ПравительствомФранцузской Республики о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран от 08.08.1945 г. http://docs. cntd.ru/document/901737882
2 Резолюция 55-го Пленарного заседания ГА ООН № 95 (1) от 11.12.1946 г. «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала». http://docs.cntd.ru/document/901753261
eiUNODC
United Nations Office on Drugs and Crime
Совета ООН (ЭКОСОС) и других органов и специализированных учреждений ООН.
Комиссия ООН по международному праву еще в 1982 г. разработала проект Кодекса международных преступлений1. Однако обстановка холодной войны не позволила представителям противоборствующих блоков и разных стран прийти к единому мнению о сущности агрессии и других ключевых вопросов и норм, включенных в этот проект. После принятия ГА ООН резолюции в 1974 г. об определении агрессии Комиссия международного права продолжила эту работу. И только в 1991 г. на своей очередной сессии Комиссия приняла в первом и втором чтениях проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и представила его Генеральному Секретарю ООН.
Расширение сфер региональных военных конфликтов и рост незаконной торговли наркотиками привели к необходимости дальнейшего совершенствования международных мер борьбы с
преступностью, все чаще имеющих признаки различных видов геноцида. В связи с этим повышается борьбы с международной преступностью в рамках всех организаций системы ООН.
Так, Доклад Генерального Секретаря ООН на сессии ЭКОСОС от 27.02.2018 г. о сотрудничестве государств по борьбе с преступными деяниями транснациональной преступности и фактами коррупции, подготовленный во исполнение решения 2017/237 ЭКОСОС о мерах предупреждения преступности и обеспечения уголовного правосудия, говорит о повышении активности Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН)2.
ООН анализирует информацию по итогам деятельности организации УНП ООН, занятой противодействием транснациональности в организованных преступлениях, включающих ранее не известные уголовно-правовой практике формы преступности, включая коррупцию.
Одним из факторов содействия международному сотрудничеству по уголовно-правовым вопросам является оказание странам членам ООН технической помощи и организационного содействия совместным мерам налаживания сетевого взаимодействия правоохранительных и судебных органов в обмене опытом и информацией.
Преступления международного характера и проблемы их квалификации на национальном, региональном, международном уровне
В теории уголовного права сложилось общепризнанное деление преступлений, затрагивающих интересы государств и всего международного сообщества, на несколько групп. К первой группе относятся собственно международные преступления, вклающие преступления против мира, воен-
ные преступления, преступления против человечности, геноцид, апартеид, экоцид, биоцид, агрессивную войну. Отечественные ученые в области уголовного права, например И.И. Карпец, относили к международным преступлениям и наемничество, так как именно руками наемников ведутся
1 Проект Кодекса международных преступлений http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_offences. shtml
2 Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией Доклад Генерального секретаря в рамках заседания Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ЭКОСОС от 27 февраля 2018г. http://www.unodc.org/documents/commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/CCPCJ_27/ECN152018_
необъявленные войны, в ходе которых совершаются преступления военные и против человечности1.
Понятия «международное преступление» и «международная преступность» явились реакцией мирового сообщества на деяния, ставшие возможными в связи с агрессивными захватническими войнами, сопровождавшимися уничтожением материальной культуры народов, нечеловеческими методами ведения войны, издевательствами, мучительством и физическим уничтожением мирного населения.
ООН вмешивается в глобальные международные конфликты (Ближний Восток, бывшая Югославия), но не в локальные войны, которые приносят немалые беды, держат мир в напряжении, так как в эти конфликты могут быть втянуты и другие страны. К сожалению, трансграничные «цепочки» преступлений в этих случаях распутывать непросто, поскольку международные преступления могут зарождаться и совершаться и в период мирного развития отношений между государствами, а геноцид иметь место и внутри государств.
Ко второй группе преступлений относятся преступления международного характера, которые рассматриваются государствами как преступления, наносящие вред международному общению, и могут быть определены или не определены в международных соглашениях. Они подразделяются на следующие типы:
• преступления, связанные с причинением вреда миру, безопасности, взаимодействию государств и плодотворному развитию межгосударственных отношений. К ним можно отнести терроризм и близкие к этому преступлению составы: угон самолетов, захваты заложников, посягательства на дипломатических представителей, а также незаконное радиовещание;
• преступления, наносящие ущерб международному экономическому и социально-культурно-
му развитию; вред окружающей среде (отчасти), преступления в сфере охраны и защиты объектов культурного наследия человечества, связанные с их кражей, уничтожением, разграблением археологических ценностей, осуществление контрабандной торговли, связанной с распространением наркотиков, подделкой денег и ценных бумаг;
• преступления, наносящие ущерб личности, личному (частному), государственному имуществу и моральным ценностям (торговля людьми, пиратство, распространение порнографии и пр.);
• другие преступные деяния трансграничного характера, имеющие место на борту воздушного судна, разрыв и повреждение подводного кабеля, столкновение морских судов и неоказание помощи на море; преступления на морском шельфе.
Государства - участники СНГ на протяжении 25 лет с момента основания СНГ значительное внимание уделяют международному сотрудничеству в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью, опираясь на принятые ООН конвенции, резолюции ГА ООН, конвен-циальные соглашения и акты интеграционных союзов, наиболее значимыми из которых являются конвенции по урегулированию мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, противодействия финансированию терроризма, о мерах по ликвидации терроризма2.
Один из источников доходов транснациональных преступных организаций связан с контрабандой оружия. Оружие производится законным путем, но потом изымается из легальных каналов распространения с целью продажи многочисленным криминальным и повстанческим группировкам. Специалисты ООН считают, что контрабандное стрелковое оружие активно использовалось в 46 из 49 крупных вооруженных конфликтов 1990-х гг. Существенное влияние на контрабанду стрелкового оружия оказали распад СССР и раз-
1 Карпец И.И. Уголовное право и этика. М.: Юридическая литература, 1965. 254 с.
2Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма Принята Резолюцией 54/109Ге-неральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 год http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtm
вал общественного порядка и государственных органов в России и бывших советских республиках. Во время беспорядочного переходного периода в этой части мира оружие потекло из военных и правоохранительных организаций.
Специалисты США и ООН оценивают нелегальные преступные доходы в объеме от 1 трлн до 2 трлн долл. США в год, которые выше ВВП почти всех стран, за исключением нескольких наиболее развитых. Из этих доходов, по подсчетам Международного валютного фонда, примерно 700 млрд долл. США отмывается через международную финансовую систему. Если добавить к этому уход от налогов (который во многих странах не считается преступлением), отмываемые суммы составляют, по мнению МВФ, от 2 до 5% мировой экономики1.
По данным отечественных и зарубежных спецслужб и правоохранительных органов стран СНГ,
организованная преступность бывших советских республик действует в странах Восточной и Западной Европы, в Северной и Южной Америке, Азии, имеет связи со всеми известными зарубежными преступными организациями Италии, США, Колумбии, Японии, Китая.
Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, обеспечения защиты прав и свобод человека в настоящее время осуществляется на трех уровнях:
• двустороннем, позволяющим более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. На данном уровне наибольшее распространение получили оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются;
• региональном, обусловленном интересами и характером отношений этих стран (например, среди стран - членов Совета Европы, СНГ);
• в рамках многосторонних соглашений (договоров), поскольку некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества. Основным содержанием многосторонних соглашений (договоров) о совместной борьбе с отдельными преступлениями является признание сторонами этих деяний на своей территории преступными и обеспечение неотвратимости их наказания.
Сотрудничество Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) и Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН)
В июне 2018 г. ИНТЕРПОЛ завершил комплексную оценку транснациональной организованной преступности, сделав вывод, что сети транснациональной организованной преступности (ТОП) множатся, вступая в новые мощные альянсы и ведя противозаконную деятельность в
беспрецедентных масштабах. Результатом является конвергенция угроз, которые эволюционировали и стали более сложными, меняющимися и дестабилизирующими. Внедрение ТОП в государственные структуры усиливается, приводя в некоторых государствах к ослаблению государ-
1 Левитский М. Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 2. 22 октября 2003 г.
ственного управления. Сети ТОП внедряются в политический процесс с помощью взяток, в некоторых случаях принимая на себя функции альтернативных основ управления, безопасности и обеспечению средств к существованию, чтобы завоевать поддержку населения.
Новым в деятельности правоохранительных органов разных стран, включая страны СНГ, становится предупреждение эксплуатации преступными элементами системы международной торговли. В связи с этим особое внимание уделяется перехвату нелегально экспортируемых технологий, защите прав интеллектуальной собственности, борьбе с экономическим шпионажем, установлению ограничений на импорт некоторых вредных веществ, опасных организмов, экспорту и импорту биологических образцов растений и животных, помещенных в «Красную книгу».
Мобильность системы борьбы с международными преступными синдикатами обеспечивается активизацией реакции на возникающие непредвиденные угрозы со стороны таких преступных образований. Поэтому идет усиление разведывательной деятельности в отношении преступных предприятий и организаций,активизируются меры в отношении преступлений, связанных с новейшими информационными технологиями и цифровыми компьютерными программами в целях выявления и ликвидации уязвимых мест в важнейших объектах.
Расширяется сотрудничество между Управлением ООН по наркотикам и преступности (УПН ООН) и Международной организацией уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), которое строится на прогрессивных методах взаимодействия правоохранительных органов и новейших способах повышения эффективности криминального правосудия1.
Усиление мер обеспечения международной безопасности и поддержка устойчивого развития государств ставят новые задачи мирового уровня
по расширению партнерских отношений международных организаций в сфере уголовно-правовой защиты миропорядка по борьбе с финансированием терроризма. В июне 2018 г. УНП ООН и ИНТЕРПОЛ разработали план и приняли соглашение о специальных комплексных мерах борьбы с наркотрафиками2.
Заключенное соглашение о сотрудничестве и план совместных действий базируются на техническом оснащении и операционных средствах УНП ООН, высоком профессионализме и базах данных ИНТЕРПОЛА в области полицейского контроля по борьбе с терроризмом, незаконной торговлей, организованной преступностью, кибер-преступлениями и др.
Следует остановиться на ранее принятых трех конвенциях ООН, регулирующих контроль над наркотиками, которые стали на несколько десятилетий основой международно-правового регулирования борьбы с преступностью в сфере оборота средств наркотического характера. К ним относятся Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками 1972 г.), Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция о мерах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Общей целью этих конвенций является обеспечение доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях. Они ограничивают использование наркотических препаратов в немедицинских целях, устанавливая способы противодействия их незаконному обороту.
Главная цель Единой конвенции 1961 г., вступившей в силу в 1964 г., состояла в подтверждении, кодификации, упрощении, обновлении и дополнении ранее заключенных договоров в этой сфере. Конвенция ограничила процесс производства, изготовления, торговли, импорта, экспорта,
1 УНП ООН и Интерпол усиливают сотрудничество для борьбы с преступностью и терроризмом. http://www.unodc.org/ unodc/ru/press/releases/2018/June/unodc-and-interpol-reinforce-joint-action-to-counter-crime--terrorism.html
2 УНП ООН «Стратегический план действий: ответные меры по устранению глобальной угрозы опиатов». 10.06.2018 г. (Strategic Actions to Respond to the global Threats of Opiates). http://www.unodc.org/unodc/ru/press/releases/2018/June/ unodc-and-interpol-reinforce-joint-action-to-counter-crime--terrorism.html
распределения и использования наркотических веществ только в медицинских и научных целях, тем самым имея прямую направленность на борьбу с наркоманией.
Кроме этого, в указанных конвенциях были предусмотрены меры по сохранению систем пред-
ставления правительствами государств ежегодных сведений о количестве наркотических средств, используемых в медицинских и научных учреждениях страны, в целях сбалансированности мирового производства наркотических средств для законного оборота в международной торговле.
Также три конвенции об ограничении доступа к наркотикам расширили сферы действия двусторонних соглашений о международной торговле наркотическими веществами, что регулируется системой свидетельств на импорт и разрешений на экспорт под контролем Международного комитета по контролю над наркотическими средствами.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Соглашение между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран от 08.08.1945 г. http:// docs.cntd.ru/document/901737882
2. Резолюция 55-го Пленарного заседания ГА ООН N 95 (1) от 11.12.1946 г. «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала». http://docs.cntd.ru/ document/901753261
3. Проект Кодекса международных преступлений. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/code_of_offences.shtml
4. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Доклад Генерального секретаря ООН в рамках заседания Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию ЭКОСОС от 27.02. 2018 г. http://www.unodc.org/documents/ commissions/CCPCJ/CCPCJ_Sessions/CCPCJ_27/ ECN152018
5. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Резолюцией ГА ООН от 09.12.1994 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая Резолюцией 54/109 ГАООН от 09.12.1999 г. http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtm
6. Левитский М. Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 2. 22 октября 2003 г.
7. УНП ООН и Интерпол усиливают сотрудничество для борьбы с преступностью и терроризмом. http:// www.unodc.org/unodc/ru/press/releases/2018/June/ unodc-and-interpol-reinforce-joint-action-to-counter-crime--terrorism.html
8. Карпец И.И. Уголовное право и этика. М.: Юридическая литература, 1965. 254 с.
9. УНП ООН «Стратегический план действий: ответные меры по устранению глобальной угрозы опиатов». 10.06.2018 г. Strategic Actions to Respond to the global Threats of Opiates. http://www.unodc.org/unodc/ ru/press/releases/2018/June/unodc-and-interpol-reinforce-joint-action-to-counter-crime--terrorism.html