обеспечиваться отчислениями в виде дивидендов от деятельности предприятия, а также возможностью продажи акций (долей) в уставном капитале предприятия.
Таким образом, обеспечивается воспроизводство денежных средств в бюджет учебного заведения.
Список литературы:
1. Бромберг Г., Розов Б. Научно-техническое развитие: стратегия управления / Г. Бромберг, Б. Розов. -М.: ИНИЦ Роспатента, 2004.
2. Бромберг Г.В. Об оценке некоторых объектов промышленной собственности / Г.В. Бромберг, Б.С. Розов // Проблемы промышленной собственности. -1997. - № 12. С. 29-46.
3. Рыжов В.А. Методики привлечения, оценки разработок и механизм отбора технологий на условиях, нужных инвестору / В.А. Рыжов // Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября. - Звенигород, 2006.
Юсупов Р.Г.
доктор исторических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой «Педагогика и психология инклюзивного обучения»
Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 364-78(091)-056.24 «1946/50»
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1950-е годы)
В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. Отмечая, что в советский период государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья носила преимущественно патерналистский характер, автор рассматривает модель социальной политики в 1950-е гг.
Ключевые слова: инвалиды, государственная политика, социальная помощь, социальная интеграция, адаптация, детская инвалидность, дома инвалидов, права инвалидов, законодательство, лица с ограниченными возможностями здоровья.
HISTORICAL ASPECT OF SOCIAL INTEGRATION AFTER THE DISABLED WORLD WAR II (1946-1950’s)
In Russia, the rights of disabled people to participate in society and protect their interests secured by federal law and a number of regulations. They aim to provide people with disabilities an equal footing with other citizens the realization of civil, economic, political and other constitutional rights and freedoms. Noting that in the Soviet period, government policy in respect of persons with disabilities was of predominantly paternalistic in nature, the author considers the model of social policy in the 1950s.
Key words: disabled people, public policy, social assistance, social integration, adaptation, and infant disability, nursing homes, disability.
Инвалиды являются социальной группой, кото- дарства. Наличие у человека определенных физиче-рым необходимо повышенное внимание со стороны ских недостатков не должно быть причиной, тормо-общества, особая охрана их прав со стороны госу- зящей полноценную работу личности.
Задача государства - уравнять, а точнее, поднять шансы инвалидов до возможностей среднего гражданина. После вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 1996 году, в котором с учетом мировой практики определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лучшую сторону. В законе акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам.
В нашей стране проблема восстановления трудоспособности инвалидов, их обучения, переквалификации и интеграции в общественную жизнь стоит не впервые. Особенно острой она была после Великой Отечественной войны. Тяжелым следствием войны было резкое увеличение численности инвалидов в стране. Только в одной Москве к августу 1946 г. амбулаторно-поликлиническими учреждениями было взято на учет 52 560 инвалидов [1].
Особое внимание обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны уделяли министерства социального обеспечения, действовавшие на союзном и республиканском уровнях. В министерствах активно работали отделы трудоустройства и материально-бытового обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны. В ведении этих министерств находились интернаты для инвалидов и дома для инвалидов. Непосредственно министерствам были подчинены врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭК), дело протезирования, а также общества слепых и глухонемых. Совет Министров РСФСР в апреле 1957 г. принял специальное постановление, устанавливающее ежемесячные пособия (100 рублей в месяц проживающим в городах, рабочих и курортных поселках, 85 рублей в месяц проживающим в сельской местности и дачных поселках) инвалидам первой и второй групп, в том числе слепым, глухонемым и др. категориям инвалидов, не получающих государственную пенсию и не имеющих источников дохода и родственников, их содержащих, а также связи с сельским хозяйством. Инвалидам без обеих рук предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах внутригородского транспорта, кроме такси. В январе 1958 г. инвалидам с полной утратой трудоспособности кассы общественной взаимопомощи в колхозах должны были систематически выдавать безвозвратные натуральные и денежные пособия [2].
В то время для адаптации инвалидов важно было произвести устранение, насколько это было возможно, физических повреждений и увечий, нанесенных войной.
Наиболее распространенными видами последствий ранений военных лет были: потеря конечностей, остаточные явления травм головного мозга, огнестрельные остеомиелиты и болезни культей, органов зрения, грудной клетки, позвоночника и спинного мозга, челюстно-лицевой области, ложные суставы и незаживающие раны. Причем эти осложнения давали о себе знать в течение 8 лет после ранения у более половины больных, лечившихся в госпиталях. Рецидивы осложнений (воспалительных процессов в области ранения) проявлялись с промежутками до трех лет. Это приводило к снижению продолжительности жизни. Инвалиды психоневрологического профиля (психозы, остаточные явления закрытой травмы черепа) преждевременно дряхлели, впадали в психопатическое состояние и т. д. [3]
В целях восстановления функций человеческого организма в научно-исследовательских институтах АМН СССР были разработаны новые методы диагностики и лечебно-профилактической работы с учетом специфики лечения инвалидности. В Институте экспериментальной и клинической хирургии были созданы новая конструкция протеза ноги (Б.Ф. Ефремов и др.) и активно-косметического протеза кисти руки (В.А. Никонов и др.). Б.А. Петров осуществил свободную пересадку кожи при больших дефектах. Эта операция имела особое значение для участников Великой Отечественной войны, получивших ожоги в танках [4].
Особо важное значение имело быстрое развитие после войны в СССР и РСФСР пластической (восстановительной) хирургии, позволявшей устранить оставшиеся от ран обезображения, дефекты тканей, нарушения функций органов. Трудами советских ученых (А.Э. Рауэр, Н.А. Богораз, П.А. Герцен, И.И. Джанелидзе и др.) были достигнуты значительные успехи в пластических операциях.
Проводились операции по устранению всевозможных изъянов и уродств лица (в том числе рубцовых поражений, часто встречающихся у инвалидов войны); операции по восстановлению гортани, пищевода (искусственный пищевод из кожи или кишки - разработка советских хирургов П.А. Герцена, С.С. Юдина, швейцарского хирурга Ц. Ру), половых органов, мочевого пузыря; пластические операции по устранению повреждений черепа. Осуществлялись многочисленные ортопедические операции по поводу дефектов конечностей: ложного сустава (пересадка кости), анкилоза суставов (артопластика), искривления конечностей (остеотомия), а также образования двупалой клешни на ампутированном вследствие ранения предплечье вместо отсутствующей кисти с пальцами.
После Великой Отечественной войны появилось большое число работ, обобщающих методику и опыт, накопленный медициной в области восстановительной хирургии [5].
Большая помощь инвалидам оказывалась при протезировании. В стране была расширена сеть государственных протезных заводов, которые изготовляли полуфабрикаты. Сборка протезов производилась на протезно-сборочных заводах и в протезных мастерских. Кроме лечебных и постоянных протезов, были предусмотрены рабочие и косметические протезы. Рабочие протезы предназначались для выполнения специальных работ соответственно профессии протезируемого и его образа жизни. Изготовлялись искусственные ноги для сельскохозяйственных работ, искусственные руки для счетоводов и машинисток. Эти протезы особенно были важны при потере обеих рук или ног. Разработан был выпуск косметических протезов, которые маскировали увечье. Эти протезы выдавались в основном бесплатно инвалидам Великой Отечественной войны. Так, с июля 1951 г. правительство Российской Федерации установило бесплатную выдачу индивидуальных глазных протезов инвалидам Великой Отечественной войны [6]. Были разработаны мероприятия по улучшению ушного протезирования.
С апреля 1959 г. в РСФСР стала систематически проводиться работа по выявлению граждан с частичной потерей слуха, нуждающихся в протезировании. Такие больные направлялись в пункты ушного протезирования [7].
В то время не ставился еще вопрос о создании особых условий на предприятиях, в учреждениях для труда инвалидов. Инвалидов, частично утративших трудоспособность, устраивали на работу на обычные предприятия и в учреждения. Одновременно они проходили восстановительное лечение в специально созданных госпиталях. Госпитали за время войны накопили огромный опыт в области восстановления здоровья: только в годы Великой Отечественной войны их усилиями были возвращены в строй 72 % раненых и 90 % больных.
Для инвалидов, которые не могли работать на обычных предприятиях или в учреждениях, была создана кооперация инвалидов, где были обеспечены специальные условия для работы инвалидов с тяжелыми увечьями и слепых. Широкое распространение среди инвалидов получило надомничество.
В 1950 г. 91 % инвалидов Великой Отечественной войны был трудоустроен.
Кооперации инвалидов имели разнообразный профиль: были швейные, полиграфические, пищевые, кожевенные, мебельные артели. Артели инвалидов имели предприятия по бытовому обслуживанию - парикмахерские, прачечные и торговые точки. Члены инвалидных артелей пользовались преимущественным правом на торговлю в книжных и газетных киосках, в розничной торговле. Государство оказывало большую помощь кооперации
инвалидов, предоставляя им кредиты, оборудование и сырье. Инвалиды - члены кооперации должны были внести вступительный и паевой взносы. Кроме заработка, они получали часть прибыли артели, которая распределялась по решению ее общего собрания. Рабочий день укорачивался до 7-6 часов. Нормы выработки дифференцировались по инвалидным группам. До 1953 г. эти артели объединялись в областные, краевые и республиканские союзы кооперации инвалидов. В 1953 г. они были объединены с промысловой кооперацией в Совет промысловой кооперации.
Валовая продукция кооперации инвалидов за 1946-1950 гг. возросла по сравнению с довоенной в 1,8 раза (в 1940 г. она составляла свыше 2 млрд. руб. в год), почти в 3 раза возросло количество кооперативных торговых точек.
В тех случаях, когда инвалиды первой и второй групп нуждались в постороннем уходе и постоянном врачебном наблюдении, но не имели родственников, им предоставлялась возможность проживать в инвалидных домах. Инвалидные дома находились на полном государственном обеспечении, медицинском и культурном обслуживании. Инвалиды в соответствии с состоянием здоровья вовлекались в трудовые процессы. При инвалидных домах были созданы подсобные хозяйства: мелкого животноводства, птицеводства или овощные, в зависимости от местных условий. Они были снабжены вспомогательными лечебными учреждениями и лечебно-трудовыми мастерскими. Кроме инвалидных домов, были организованы дома-интернаты. Это были общежития с государственным содержанием для одиноких инвалидов, не имеющих жилья и временно утративших трудоспособность.
В 1946 г. было 364 инвалидных дома, в том числе 66 - для инвалидов Великой Отечественной войны.
В послевоенный восстановительный период недостаток государственных средств отрицательно сказывался на содержании домов-интернатов и инвалидных домов. Их обеспечение зависело во многом от организации подсобных хозяйств.
В послевоенное время особо актуальной была проблема обучения и переквалификации инвалидов. Многие из них уходили на фронт, не закончив обучения в школе, в вузах, и в связи с разного рода увечьями вынуждены были не просто завершать образование, но и получать новые профессии.
Тяжелым следствием войны также стала детская инвалидность. Проблема обучения этих детей была очень сложной. Часть их обучалась на дому, а затем приходилось направлять усилия на ликвидацию пробелов в образовании. Лучше обстояло дело с детьми, которые обучались в специализированных интернатах. Особых программ для них не существо-
вало, обучение просто проводилось в облегченной форме. Большая часть этих детей готовилась к работе в инвалидных артелях, промысловых кооперациях, ремонтных мастерских и т. д.
Вернувшиеся с фронта учащиеся вузов - инвалиды продолжали обучение в вузах на общих основаниях, если физически имели такую возможность. Никаких специальных условий для них не создавалось. Не закончившие школу инвалиды имели в своем распоряжении экстернат.
Производственное обучение и переобучение производились за государственный счет. В этих целях были созданы специальные школы, курсы для обучения новой профессии с учетом состояния здоровья инвалидов.
Учитывая, что реабилитация и социальная интеграция инвалидов является многоаспектной проблемой, в настоящее время вопрос об адаптации данной категории населения страны поднят на новый уровень. Речь идет о решении проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Яровинский М.Я. Здравоохранение Москвы. - М., 1988. С. 162-163.
2. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета и решений Правительства РСФСР. Т. 11. Ст. 465-466, 551. - М., 1969.
3. Георгиевский А.С., Гаврилов O.K. Социально-гигиенические проблемы и последствия войн. - М., 1975. С. 122-123.
4. Яровинский М.Я. Указ. соч. С. 169-177; 50 лет советского здравоохранения. 1917-1967: Сб. статей. -М., 1967. С. 653-660.
5. Богораз Н.А. Восстановительная хирургия Т. 1-2. - Ростов н/Д.; М., 1940-1948; Джанелидзе Ю.Ю. Свободная пересадка кожи в России и Советском Союзе. - Л., 1952; Лимберг А.А. Математические основы местной пластики на поверхности человеческого тела. - Л., 1946; Покотило В.Л. Общие методы пластической хирургии (в кн.: Работы Государственной хирургической клиники проф. П.И. Дьяконова. - М., 1908); Рауэр А.Э., Михельсон Н.М. Пластические операции на лице. 2 изд., 1954; Проскуряков С.А. Восстановительные операции носа, горла, уха. - Новосибирск, 1947 и др.
6. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета и решений Правительства РСФСР. Т. 11. Ст. 565. - М., 1969.
7. Там же. Ст. 567.
Кашапова Л.М.
доцент, профессор,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
УДК 542
ИНКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА И ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Данная статья посвящена проблеме введения инклюзии в систему многоуровневого образования, где рассматриваются вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в системе предпрофильного и профессионального образования, а также создания для этого доступной среды как оптимального условия реализации инклюзивного образования. Статья заинтересует ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в многоуровневой системе образования.
Ключевые слова: инклюзия, профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, инвалиды, коррекционное обучение, дистанционное обучение, медико-социальная экспертиза.