СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 331
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Раскрываются важнейшие направления и содержание социального обеспечения, защиты и поддержки инвалидов в советской и современной России с 1917 и до наших дней. Особое внимание уделено характеристике процесса перехода от сложившейся в стране системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Ключевые слова: социальная защита инвалидов, социальная поддержка инвалидов, политика устранения барьеров и препятствий для инвалидов, модель социальной помощи инвалидам, трудоустройство инвалидов, система профессионального обучения инвалидов, общественные объединения инвалидов.
Один из важнейших этапов развития социальной помощи в России связан с событиями октября 1917 года. В изменившихся условиях продолжался поиск новой модели социальной помощи. Координирующим центром всей этой деятельности стал Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Народный комиссариат социального обеспечения. В начале советская власть взяла курс на развитие политики социального страхования, распространявшегося на всех лиц наемного труда. Оно включало все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости и т.д.).
Однако вскоре социальное страхование было трансформировано в государственную систему социального обеспечения нуждающихся граждан. Финансирование всех видов социального обеспечения, включая инвалидов стало осуществляться из государственного бюджета. Источником финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. 17 ноября 1917 г. был образован комитет «Союз увечных воинов», который имел свое финансирование, институт помощи. Его деятельность контролировалась Комиссариатом государственного призрения.
17 декабря 1917 г. было решено привести в жизнь Постановление «О процентных надбавках к пенсиям солдат инвалидов». По сути это был первый шаг новой власти в области социального обеспечения инвалидов. Вскоре (30 апреля 1918 г.) впервые официально заявлено, что вместо благотворительности должна предоставляться социальная помощь в форме предоставления убежища для военно-увечных, назначение им пенсий, развитие учебных заведений государственного призрения.
25 апреля 1919 г. инвалиды Гражданской войны были приравнены в пенсионном обеспечении к инвалидам труда. 28 октября этого же года к ним
были приравнены инвалиды Первой мировой войны. В это же время при ВЦИКе создается Комитет помощи раненым и больным красноармейцам, действовавший до марта 1930 г., когда все функции Комитета были переданы Всероссийскому обществу помощи инвалидам войны.
28 апреля 1919 г. законодательство о социальном обеспечении пополнилось Положением «О социальном обеспечении инвалидов - красноармейцев и их семейств». В это время в стране функционировало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек.
По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине трудового увечья, профессионального или общего заболевания, а также старости. Причем право на пенсию имели лишь лица, проработавшие по найму не менее 8 лет. Такое ограничение было введено для того, чтобы правом на обеспечение не воспользовались «нетрудовые элементы».
Призрение инвалидов войны, в том числе Красной Армии, Красной Гвардии, продовольственной армии, царской армии, а также семей инвалидов обеспечивал Народный Комиссариат социального обеспечения.
Трудней вопрос социальной помощи нуждающимся решался в деревне. Государственным социальным обеспечением пользовались только те крестьяне, которые являлись участниками войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, содержание которых было невозможно силами крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов, которые появились в это время.
В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1921 г. в деревне была проведена большая работа по созданию крестьянских
комитетов взаимопомощи. Именно на них возлагалось налаживание общественной трудовой взаимопомощи и непосредственной адресной помощи красноармейцам и трудармейцам, впавшим в нужду. Комитеты выделяли пособия, ссуды, поддерживали инвалидные дома и т.д.
В сентябре 1925 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердил «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи», в котором еще раз подчеркивалось, что они обязаны осуществлять социальное обеспечение инвалидов, а также содержать инвалидные учреждения. Крестьянские общества активно работали вплоть до периода создания колхозов, когда появляются кассы взаимопомощи колхозников, действовавшие на основе Положения, утвержденного постановлением ВЦИК и Совнаркома
13 марта 1931 г. По этому документу кассы взаимопомощи должны были заниматься организацией мастерских и трудоустройством инвалидов. Кроме того, кассы общественной взаимопомощи открывали дома престарелых, дома инвалидов, пункты медицинской помощи и др.
В ноябре 1921 г. были созданы общественные организации нового типа: Всероссийский Союз кооперации инвалидов и Всероссийский комитет помощи больным и демобилизованным красноармейцам и инвалидам. В 20-30-е гг. получают широкое распространение всевозможные кооперативы и общественные организации инвалидов, с 1923 г. активно создавались производственные кооперативы, которые были важным источником заработка инвалидов. В это время кооперацией инвалидов было охвачено 36 тысяч человек.
30 января 1925 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об обеспечении инвалидов Гражданской войны из числа рабочих и служащих, а также семейств рабочих и служащих, погибших в гражданской войне» были предусмотрены серьезные меры по улучшению обслуживания инвалидов и увеличения им пенсий.
В марте 1928 г. было принято новое Положение ВЦИК и СНК, которое улучшало пенсионное обеспечение инвалидов труда в зависимости от группы и причины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы.
Координацией всей этой важной деятельности занимались и общественные организации, в частности Всероссийское общество слепых (ВОС), учрежденное в 1923 г. (насчитывало 10 тыс. незрячих), Всероссийское общество глухих (ВОГ), созданное в 1926 г. (объединяло 4 тыс. человек). Велика роль этих объединений была в налаживании протезирования, профессионального обучения и переобучения инвалидов.
О внимании правительства к проблемам инвалидов говорит учреждение в марте 1931 г. при Наркомате соцобеспечения специального Совета по трудоустройству инвалидов. Решением правитель-
ства за ними на промышленных предприятий бронировалось до 2% общего числа рабочих мест.
Довольно остро в эти годы стоял вопрос о протезировании нуждающихся. Для более эффективного обеспечения инвалидов протезами в октябре 1937 г. было создано Главное управление протезной промышленности. Это решение способствовало расширению производства и увеличению такой продукции для инвалидов.
Определенные успехи государства по оказанию помощи нуждающимся в годы первой пятилетки позволили в Конституции 1936 г. закрепить право всех граждан на социальное обеспечение, в том числе по старости, болезни, утрате трудоспособности.
В годы Великой отечественной войны (19411945 гг.) важным направлением социальной деятельности стала реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов и т.д.
Уже в начале войны создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. организуются дома для инвалидов Великой Отечественной Войны, в которых увечные воины осваивали новые профессии, проходили переквалификацию, получали возможность трудиться. Именно инвалиды в первую очередь получали жилье и топливо. С 1942 г. они были освобождены от налога на строение и от земельной ренты. Активную работу по оказанию помощи инвалидам вели органы социального обеспечения: организовывали выдачу пенсий, продуктов, одежды. Для координации деятельности различных структур в этом направлении создавались городские и районные комиссии по оказанию помощи инвалидам.
В сельской местности поддержку инвалидам оказывали кассы общественной взаимопомощи колхозов, потребкооперации, правлениями колхозов. Инвалиды войны обеспечивались продуктами, строительными материалами, семенами и т.д. Потребкооперация обеспечивала их мылом, спичками, солью, керосином, промтоварами.
Особым направлениям помощи инвалидам являлось обеспечение работой. 6 мая 1942 г. правительство СССР приняло постановление «О трудовом устройстве инвалидов Великов Отечественной войны» в соответствии с которым органы соцобес-печения обязаны были заниматься трудоустройством инвалидов войны и организации обучения новым профессиям.
14 апреля 1944 г. Наркомат соцобеспечения РСФСР принял инструкцию «О порядке трудового устройства инвалидов Отечественной войны», в которой определялись четкие требования к работе в этом направлении.
Широкий размах приобретает в рассматриваемый период общественная и частная инициатива помощи жертвам войны: шефство над госпиталя-
ми и учреждениями социального обеспечения со стороны деятелей культуры, общественных объединений школьников, тимуровского движения и т.д. К организации работы по трудоустройству инвалидов войны были привлечены профсоюзы. 8 июля 1944 г. секретариат ВЦСПС принял постановление, которое активизировало эту деятельность. Местные профсоюзные органы и первичные организации обязаны были всячески содействовать инвалидам в поисках работы и трудоустройства. Профсоюзы способствовали также открытию артелей инвалидов, специальных ремонтных мастерских, производственных комбинатов.
Однако, анализируя состояние социального обеспечения в 1920-е - первой половине 1940-х гг., следует отметить, что в планировании и управлении социальной работой делается упор на развитие жестких централизованных начал.
Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. и Директивы по пятилетнему плану предусматривали повысить государственные расходы по социальному страхованию и затратам государства на социальную сферу, включая пособия инвалидам труда и инвалидам Великой Отечественной войны.
В целом послевоенный период характеризуется новыми подходами в социальном обеспечении. Углубляется процесс специализации услуг для нетрудоспособных, что позволило сосредоточить внимание на трудоустройстве и профессиональном обучении инвалидов, их медицинском обслуживании и уходе в домах-интернатах для инвалидов и престарелых. Этому способствовала организация Министерства социального обеспечения РСФСР. 7 мая 1947 г. было принято Положение о Министерстве. На него возлагалось, кроме всего, организация врачебно-трудовой экспертизы, осуществление мероприятий по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов, организация протезно-ортопедической помощи и общее руководство деятельностью Всероссийских обществ слепых и глухонемых и т.д.
Улучшению жизни страны способствовали реформы второй половины 50-х годов. В этот период регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Шло массовое строительство жилья.
В 1954, 1962, 1964 годах были приняты постановления Правительства о предоставлении права бесплатного проезда внутри городским транспортом инвалидам - слепым, инвалидам не имеющим обеих ног, с параличем двух конечностей и инвалидам не имеющим руки и ноги.
Важным шагом в развитии социального обеспечения стал Закон СССР «О государственных пенсиях» (от 14 июля 1956 г.). Он значительно расширил круг лиц, которые могли ее получать. Считается, что именно этот акт положил начало всеобще-
му государственному пенсионному обеспечению в России.
В сентябре 1960 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР, которое касалось общеобразовательных школ для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей. В нем устанавливались сроки обучения: в неполных средних школах для слепых и школах для слабовидящих детей - девять лет и в средних школах ( для окончивших неполную среднюю школу) - три года; в неполных средних школах для тугоухих детей на первом отделении - 10 лет, на втором отделении -
12 лет и в средних школах (для окончивших неполную среднюю школу) - три года; в школах для глухонемых детей, дающих образование в объеме пяти классов неполной средней школы, - восемь лет и в неполной средней школе для получивших образование в объеме пяти классов неполной средней школы - четыре года.
Для детей, получивших в школе глухонемых образование в объеме пяти классов неполной средней школы и не имеющих возможности продолжать учебу в неполной средней школе, срок обучения увеличивался на один год для завершения профессиональной подготовки. Кроме всего, учитывая специфику обучения глухонемых детей, в школах для них открывались приготовительные классы.
В начале 1960-х годов значительно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. На это ведомство, в соответствии с постановлением Совета Министров республики, возлагалась выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, предоставление протезно-ортопедической помощи населению и др.
Оформление системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения в стране завершается принятием Закона СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (от 15 июля 1964 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от
31 декабря 1964 г. были повышены минимальные размеры государственных пенсий инвалидам I и II групп. Проведение таких мероприятий улучшило материальное положение более чем пяти миллионов пенсионеров. Кроме того, Постановлением Совмина СССР от 6 марта 1965 г. были расширены льготы инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великой отечественной войне. В частности, устанавливалась броня для приема на работу инвалидов ВОВ в пределах до 2% общей численности рабочих и служащих дифференцировано для каждой отрасли. Руководителям предприятий, учреждений и организаций рекомендовано принимать инвалидов Отечественной войны на работу с неполным рабочим днем с оплатой труда по фактической выработке.
Постановление Совмина СССР определяло, что отпускаемые инвалидам Отечественной войны лекарства по рецептам врача должны оплачиваться ими в размере 20% стоимости. Кроме всего, работающим инвалидам ВОВ предоставлялось первоочередное право направления в санатории, санатории-профилактории, дома отдыха и на амбулаторно-курортное лечение.
Расширялась сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В Российской Федерации в 1967 г. функционировало около 830 домов и 154 специализированных дома для детей-инвали-дов. Дома для престарелых и инвалидов, дома для детей-инвалидов, техникумы и профессиональнотехнические школы-интернаты содержались за счет ассигнований из государственного бюджета на социальном обеспечении.
Достижением советской системы социального обеспечения, которое опиралось и на международные акты, являлось введение полного социального обеспечения трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при наступлении старости или инвалидности и других предусмотренных российским законодательством случаях.
Специфическими затратами социального обеспечения стали его всеобщность, равное право на получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения.
Однако следует помнить, что в условиях административно-командной системы в России сложилась государственная монополия на социальное страхование. Этот процесс сопровождался ликвидацией оправдавших себя форм благотворительности, лишением общественных организаций советского периода возможности участия в деле социальной помощи инвалидов. Общественное призрение, таким образом, свелось к социальному обеспечению. Под давлением сложившейся государственной системы был ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности.
В 1980-е годы кризисные явления в экономике привели к нарастанию социальных проблем в обществе, включая и социальное обеспечение инвалидов. Назревала необходимость его перестройки.
В августе 1988 г. было учреждено Всероссийское общество инвалидов. Создание общественной организации инвалидов России позволило более четко сформировать проблемы людей с ограниченными возможностями и начать работу по их разрешению. Кроме того, важнейшим направлением работы Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) стало участие в развитии законодательства по проблемам инвалидов, защита их конституционных прав.
Начиная с конца 1980-х и начале 1990-х годов в России возрождается инвалидная пресса. Боль-
шой популярностью пользуются общероссийские ежемесячные газеты «Надежда» (Орган ЦП ВОИ) и «Русский инвалид» (учрежденный московским городским отделением ВОИ), а также региональные и территориальные газеты «Нижегородский инвалид», «Голос надежды» (Екатеринбург), «Кон-такт-информ» (Санкт-Петебрург), «Здравствуй» (Пермь), «Милосердие» (Красноярск) и др. В Екатеринбурге с 1990 г. издается всероссийский журнал инвалидов «Голос», в Барнауле журнал «Встреча». Во многих местных периодических изданиях существуют страницы и рубрики, связанные с проблемами инвалидов.
В Перми при областном правлении ВОИ в 1993 году образован редакционно-издательский центр «Здравствуй», который выпустил десятки книг для инвалидов. Среди этих изданий для инвалидов «Жить как все», «Тем, кто в коляске», «Рядом с ними», «Разорванный круг» и др.
В 1987 г. приказом Министерства социального обслуживания РСФСР были утверждены положения «О территориальном центре социального обслуживания пенсионеров» и «Об отделении социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам». В этих учреждениях оказывалась помощь инвалидам и гражданам пожилого возраста.
Реформы, проводимые в России 1990-х гг. вызвали обострение социально-экономической ситуации в нашей стране, что заметно усилило влияние всех факторов, обуславливавших причины инвалидности. Наметилось отставание уровней доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления. Снизились возможности и системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения, менее эффективной стала охрана труда, ухудшалось состояние окружающей среды.
Ко всему добавляется отсутствие навыков здорового образа жизни, употребление суррогатных спиртных напитков, распространение наркомании -все это повлияло на рост инвалидизации населения страны и обострение проблем детской инвали-дизации. В июне 1996 г. в России пенсию по инвалидности получало 5 млн. человек.
Именно в это время на помощь инвалидам приходит общественность. В 1991-1992 гг. были зарегистрированы Российский благотворительный фонд для слепых и слабовидящих детей, ассоциация молодых инвалидов «Апрель», общественная благотворительная ассоциация «Фонд социальной помощи пенсионерам» и мн. др.
В 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Конкретной деятельностью по разработке и реализации социальной политики государства занимались профильные департаменты и управления. Основную исполнительскую и координационную роль
в решении проблем инвалидности и инвалидов выполнял Департамент по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Важнейшим направлением деятельности Департамента являлась разработка основ государственной политики в области реабилитации и социальной интеграции инвалидов и т.д.
В 1990-е годы была разработана и реализовывалась федерально-комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», «Социальная защита инвалидов военной службы» и др.
В середине 1990-х гг. созданы детские социальные учреждения нового типа: 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В России тогда насчитывалось 342,7 тыс. детей-инвалидов. Из них 60% -с психоневрологическими заболеваниями, 10% -опорно-двигательного аппарата.
Именно тогда была создана нормативно-правовая база, определяющая инвалидность, создана государственная служба медико-социальной экспертизы, принято Положение о порядке признания граждан инвалидами, разработаны основы формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
После принятия закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) появились новые благотворительные организации и фонды, призванные помогать инвалидам.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. В отличие от прежнего компенсационного подхода к инвалиду, сводящемуся лишь к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг, закон обосновал новую идеологию, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализация гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципам и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации.
В июне 2004 г. произошла еще одна реорганизация Министерства, курирующего социальную защиту и поддержку нуждающихся. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 утверждалось Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др. Новое Министерство курирует деятельность фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования.
Продолжающейся рост числа инвалидов в наше время заставляет совершенствовать проводимую в -отношении инвалидов политику, устранять препятствия (невежество, пренебрежение, предрассудки и др.) на пути приближения общества к нуждам инвалидов, преодолевать изоляцию данной группы населения.
На протяжении развития общества, особенно в течение последних двухсот лет отношение к инвалидам изменялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставшими инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним.
В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, признание потенциальных возможностей инвалидов.
Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 832 в целях создания условий для формирования в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и реинтеграции в общество утверждена целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.», которая затем была продлена до 2015 г.
В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ - Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта. Это возможность инвалидам вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни: учиться, работать, отдыхать вместе со всеми.
Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество.
В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20-ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет более 9% населения страны. За последние годы в стране проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты инвалидов. Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. В течение последних лет рост пенсий для этой категории составил около 40%.
Помимо пенсий инвалиды получают единовременные денежные выплаты, которые увеличены примерно на 13%. В 2009 году был принят закон, который упрощает порядок подачи заявлений об отказе от получения набора социальных услуг, а также его предоставления.
В 2009 г. в соответствии с Указом Президента более 50 тыс. инвалидов, состоящих на учете на
1 января 2005 г. для обеспечения транспортными средствами, получили единовременную денежную выплату в размере 100 тыс. рублей или, соответственно, автомобиль.
В 2007-2009 гг. продолжалась реализация программы «Социальная поддержка инвалидов», приоритетными мероприятиями которой было финансирование строительства и реконструкции учреждений медико-социальной экспертизы.
В рамках реализации программы «Социальная поддержки инвалидов» были представлены субсидии общественным организациям инвалидов. Они направлены также на расходы, связанные с укреплением материально-технической базы самих общественных организаций, предприятий.
Среди наиболее серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов выделяют неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов. Планируется внедрить в практику Международную классификацию ограничений жизнедеятельности и здоровья. Эта система позволит намного полнее, точнее классифицировать все характеристики человека, обеспечить унифицированный, стандартный подход к описанию показателей здоровья инвалида и показателей, связанных со здоровьем в различных областях жизнедеятельности, с помощью кодов. Введение этой системы и персонифицированная кодификация каждого инвалида обеспечит создание и введение федерального регистра инвалидов в соответствии с классификацией; введение в практику принципа «единого окна» и электронного документооборота; внедрение новых инструментов финансирования реабилитационных услуг, в том числе индивидуальных реабилитационных ваучеров; формирование рынка реабилитационных услуг, в том числе путем реструктуризации федеральных протезноортопедических мероприятий.
Завершилась работа по подготовке и широкому обсуждению с общественными организациями инвалидов концепции государственной медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Еще одна проблема в области социальной защиты инвалидов, которая решается сегодня - устранение несовершенства организационно-финансовых механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации и санитарно-курортном лечения.
Следующая проблема, которая касается инвалидов и ждет своего решения - их низкий уровень
занятости и несовершенство правового регулирования этого процесса. Планируется устанавливать единые денежные выплаты не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, а от группы инвалидности. Такой принцип будет учтен и при утрате профессиональной трудоспособности и назначении в связи с этим пенсии в зависимости от группы инвалидности, а не от степени утраты трудоспособности.
В целом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792 был создан Совет по делам инвалидов при главе государства, который призван содействовать реализации полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в России.
Основными задачами Совета являются: подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов, определение способов, форм и этапов ее реализации; подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации по проблемам инвалидов и др.
Совету для решения возложенных на него задач предоставлены широкие права. По сути дела это было возрождение такого общественного органа, который существовал уже с 1996 по 2001 год. Несомненно, что определенным стимулом к принятию решения об этом послужило вступление в силу 3 мая 2008 г. важного международного документа - Конвенции ООН о правах инвалидов, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН еще
13 декабря 2006 г.
В апреле 2009 г. состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов при Президенте РФ. Здесь отмечалось, что Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов. За последние годы в стране выросла в два раза пенсия по инвалидности, созданы и функционируют более 200 реабилитационных центров для инвалидов и 300 центров для детей с ограниченными возможностями.
Президент РФ, члены Совета по делам инвалидов назвали наиболее актуальные проблемы, связанные с созданием полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечением им прав на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни,
воспитание уважительного отношения к инвалидам.
Данные проблемы обсуждались также и на уровне Правительства Российской Федерации 26 июня 2009 г. Председатель Правительства РФ провел встречу с представителями всероссийских общественных организаций инвалидов. Премьер-министр заверил, что несмотря на ограниченные возможности федерального бюджета в эпоху кризиса, объем средств, выделяемых на поддержку инвалидов, не сократится. На встрече говорилось о том, что в 2010 г. правительство разработает программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступит к ее реализации. Кроме того, в стране началась реализация новой федеральной целевой программы социальной поддержки инвалидов на 2011-2015 годы.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. - М., 2008.
2. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов-на-Дону, 2009
3. Гуслякова Л.Г., Попов В.Г. Инвалидность //
Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - Т. 1. - М., 1997. - С. 211-220.
4. Как это было: Очерки истории инвалидного движения в России и создания ВОИ. - М., 1998.
5. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. - М., 2006.
6. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы (с древности до начала ХХ в.) - 4-е изд., доп. и испр. - М., 2006.
7. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998.
8. Сенявская Е.С. Человек на войне: историкопсихологические очерки. - М., 1997.
9. Стандартные правила обеспечения равных возможностей. - М., 1994.
10. ФирсовМ.В. История социальной работы. -2-е изд. - М., 2007.
11. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2006.
12. Хронограф российской истории социальной работы / под ред. М.В. Фирсова. - М., 1999.
13. Циткилов П.Я. История социальной работы. - Ростов-на-Дону, 2006.
УДК 371: 37.0118.15
Яговкина Лариса Сергеевна
кандидат педагогических наук Институт развития образования и социальных технологий, Курганская область
L arisa_ipk@mail. т
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается актуальная проблема - методологическое обоснование проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором рассмотрены в качестве методологического обоснования проблемы подготовки родителей гуманистический, системный, природосообразный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Ключевые слова: методологическое обоснование, проблема подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, что под методологией понимают учение о принципах, формах и способах научно-познавательной деятельности. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и педагогических способах преобразования действительности [4].
Процесс дифференцированной подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе различных теоретико-методологических подходов. По мнению Н.М. Яковлевой, между подходами существует глубокая взаимосвязь. Каждый из них представляет собой качественно новый, единый тип научного познания, имеющий существенные положительные стороны. Каждый из
этих подходов содержит в себе не только научный аппарат исследования, но и идеи реализации научной проблемы [6].
На наш взгляд, наиболее адекватными для решения исследуемой нами проблемы выступают гуманистический, системный, природосообразный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Гуманистический подход выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности по отношению к интересам государства. Гуманистич-ность, демократичность, нравственность свойственны подлинно педагогическому общению и выражаются в стремлении педагога видеть в обучающемся индивидуальность, личность, обладающую чувством собственного достоинства, самолюбием,