ций детей дошкольного возраста, но и развития личности в целом.
Примечания:
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. -830 с.
2. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи; предисл. K.M. Долгова; пер. с ит. Г.М. Смирнова. - М.: Искусство, 1989. - С. 176.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.
4. Каган М.С. Морфология искусства: ист.- теорет. Исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. - Л.: Искусство; Ленингр.отд-ие, 1972.
5. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. - СПб.: Лань, 1998. - 74-75 с.
6. Руссо Ж.Ж., Эмиль или о воспитании. - Кн. 3. -1987. - С. 329.
7. Стастенин В.А., Шиянов E.H. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования - XXI века. - Набережные Челны, 1996. - Вып. 1.
8. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. - 2006. - № 6. - С. 9-11.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии. - Т. 2. - М., 1961. - 776 с.
132
HISTORICAL RETROSPECTIVE OFTHE PROBLEMSOFTHESPIRITUAL LIFE OFMANINTHEPROCESS OF MUSIC EDUCATION Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Technique of Musical Education, Aleynikova Natalya Gennadyevna, Senior Professor, chair of Choral Conducting Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In article questions of education of the spiritual sphere of the person in the course of music education in a historical retrospective are considered.
Keywords: education of the spiritual sphere of the person; importance of musical art; education element.
УДК 398.221
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© СухиташвилиЛ.С., 2014 В статье рассматриваются вопросы воспитания духовной сферы человека в про-
© Алейникова Н.Г., 2014
цессе музыкального образования в исторической ретроспективе. Ключевые слова: воспитание духовной сферы человека;значимость музыкального искусства;элемент воспитания.
СУХИТАШВИЛИ Людмила Стефановна, доцент, кафедра Теории и методики музыкального воспитания
АЛЕЙНИКОВА Наталья Геннадьевна, старший преподаватель,
кафедра Хорового дирижирования Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь
Образование и воспитание человека средствами музыкального искусства имеет глубокие корни, и первые научные представления о роли и значимости музыки в образовании человека мы находим в трудах философов эпохи античности Пифагора, Платона, Аристотеля, которые развивали идею о гармонизации индивида с общественной жизнью средствами музыки. Зарубежные и отечественные ученые, просветители и методисты высоко оценивая роль и значимость воспитания духовной сферы человека средствами музыки, пытались найти наиболее эффективные научные подходы и технологии в процессе музыкального образования. Процесс духовного, нравственно-эстетического воспитания прошел определенную эволюцию в истории отечественного музыкального образования.
Данная научная проблематика продолжает сохранять свою актуальность в науке и педагогической практике, о чем подтверждают публикации современных ученых. Почему данная проблематика продолжает сохранять свою остроту? Ответ на первый взгляд прост, но его решение в силу многокомпонентное™, многослойное™ его научно-прикладного характера требует пристального внимания как процесс, по справедливой оценки М.А. Налбандьян, "способствующий формированию духовно-ценностной структуры личности, становлению эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, развитию чувства красоты, гармонии, любви к прекрасному" [1]. Характеризуя сложность процесса воспитания
духовной сферы человека, тот же автор отмечает, что "выработка внутренней потребности, стремления человека самому стать творцом этой красоты, способности к активной творческой деятельности во всех сферах жизни, повышение уровня его общей культуры, создание запаса эстетических знаний, развитие эстетического суждения, вкуса, чувств, эмоций, воображения, а также художественных способностей, склонностей составляют основные направления эстетического воспитания" [2].
Для наиболее полного анализа проблемы воспитания духовной сферы человека представляется целесообразным осуществление исторической ретроспективы данной проблематики, что и определяет цель нашей публикации. В исследовании проблемы воспитания духовной сферы человека нельзя не затронуть становление и развитие отечественного музыкального образования, профессионального и композиторского творчества.
Выявляя специфические черты отечественного музыкального образования, А.Ф. Григорьев отмечает значимость бесписьменной традиции русской инструментальной культуры скоморошества, явившейся, по определению, автора "первоосновой музыкально-инструментальной профессионализации в России, а также становления и развития музыкально-образовательной практики, а позже отечественной композиторской школы" [3]. В последней трети XVIII - первой половины XIX века "отечественные педагоги-музыканты делают свои первые шаги по переосмыслению зарубежного педагогического опыта в области вокального и инструментального обучения с позиции соответствия его национальным особенностям русской музыкальной культуры и соответствующей переориентацией целевых установок музыкального образования светской и религиозно-духовной направленности" [4]. Эти тенденции, безусловно, оказали ощутимое влияние на развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и содержание музыкального образования.
В истории отечественного музыкального образования выделяется период XIX столетия, когда"магистральной линией развития отечественной музыкальной культуры, теории и практики музыкального образования становится последовательное расширение и углубление представлений отечественных педагогов-музыкантов о народности музыки, все более глубокое проникновение их в сущность русской народной музыки и ярко выраженное
стремление к возрождению национальных традиций, что находит свое выражение в постепенной переориентации педагогов-музыкантов на теоретическую разработку музыкально-педагогических концепций и технологий, отвечающих специфике русской национальной музыкальной культуры, и их претворение в педагогической практике" [5].
Отечественные писатели-просветители и видные деятели музыкального воспитания XIX столетия В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, H.A. Добролюбов, Л.Н. Толстой, С.И. Миропольский, А.Л. Маслов, Д.Н. Зарин, А.Н. Карасев и другие в процессе музыкального образования, прежде всего, обращали внимание на воспитание духовной сферы человека средствами музыкального искусства. Исследуя историю музыкального образования в России, А.Ф. Григорьев указывает, что "в этот период ставятся вопросы воспитания у учащихся "воли к труду" (Н.Г. Рубинштейн) как одной из важнейших педагогических задач в области музыкального образования, выдвинутой педагогами-музыкантами во второй половине XIX столетия; звучат призывы музыкантов к развитию самостоятельности учащихся на музыкальных занятиях; выдвигаются различные подходы к решению этой проблемы в процессе музыкального образования, осуществляемого под руководством педагога и в процессе музыкального самообразования" [6].
В XIX столетии осуществляются первые попытки осмысления отечественными педагогами содержания и методов музыкального образования с точки зрения их ориентации на развитие личности учащегося. Ставятся вопросы о необходимости индивидуального подхода к ученикам о направленности музыкальных занятий на всестороннее воспитание личности, о "триединстве задач": воспитательной, образовательной и развивающей (C.B. Смоленский). В.Ф. Одоевский выдвигает в качестве важнейшей педагогической задачи нацеленность процесса обучения на развитие интереса учащихся к музыке, музыкальной деятельности и музыкальным занятиям, отрицание "канареечных" методов обучения и обоснование необходимости осознания учащимися стоящих перед ними учебных задач. Проблема творческого развития учащихся на музыкальных занятиях, особенности ее решения находят отражение в педагогической деятельности А.Г. Рубинштейна, М.Н. Курбатова. Идеи "свободного воспитания" Л.Н. Толстого реализуются в процессе музыкальных занятий с детьми в Яснополянской школе. Подход к хорово-
IN
4L
!
■ Он
£
е
133
134
му пению рассматривается как к средству развития музыкальных способностей, с одной стороны, и как к средству познания учащимися окружающего мира, - с другой [7,107].
В XIX веке проблема воспитания духовной сферы человека нашла отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, H.A. Добролюбова, признававших за искусством активно-преобразующее начало, средство нравственного возвышения личности. Искусство, по их мнению, обладает познавательной силой, способной вскрывать суть изображаемых предметов и явлений, имеет ценностную природу, содержит в своем эстетическом принципе этическое начало, благодаря чему оно оказывает нравственно-эстетическое воздействие на людей.
Великий писатель-гуманист Ф.М. Достоевский считал, что искусство, благодаря широте своего нравственного охвата, призвано помочь человечеству в достижении им духовной гармонии и совершенства. Роль и значимость искусства в жизни человека писатель выразил в следующем тезисе:"... искусство современно, полезно и имеет высокое предназначение, оно общезначимо, так как отражает идеалы, проблемы, которые волнуют общество. Отвечая человеческим интересам, искусство помогает людям определить свои цели, совершенствует человеческие отношения через просвещение нравственного чувства. Красота, как идеал искусства, утоляет потребности человека в гармонии и спокойствии, пробуждает в нем энтузиазм" [8].
Позиция Л.Н. Толстого в отношении назначения искусства, его воспитательной функции близка взглядам Платона и Руссо, придерживающихся моралистической концепции искусства. Разделяя их идею социальной сущности и гражданской ответственности искусства, Л.Н. Толстой считал, что целью искусства должно быть воспитание добродетели. По его мнению, понятие красоты не совпадает с добром, поэтому эстетическое начало искусства должно подчиняться этическим ценностям. Моральное назначение искусства заключает в себе и истину, и красоту, и пользу. Красота, согласно Л.Н. Толстому, всегда связана с наслаждением и удовольствием, но она не может лежать в основе искусства: "Люди поймут смысл искусства только тогда, когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, т.е. наслаждение" [9]. Писатель отмечает, что "искусство является необходимым условием человеческой
жизни, оно объединяет людей, служит средством их общения. Благодаря способности искусства передавать чувства от одного человека к другому, происходит "заражение" этими чувствами и их переживание, осуществляется связь между поколениями, обогащается и совершенствуется духовный мир человека". С помощью средств искусства, как считал Л.Н. Толстой, возможно устранить насилие, воспитать чувства милосердия и любви к ближнему, осуществить братское единение человечества [10].
О воспитании духовной сферы человека средствами музыкального искусства продолжают говорить Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Б.М.Теплов, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Выготский и многие другие, но уже в XX столетии. Характеризуя современные условия развития российского общества, А.Ф. Григорьев справедливо отмечает, что "в условиях современных тенденций глобализации мира, процессы которой неизбежно ведут к унификации традиционных культур и девальвации общечеловеческих ценностей, проблема возрождения нравственных и духовных ценностей в многонациональной России приобретает сегодня особую значимость и остроту" [11].
Обобщая, можно заключить, что проблема воспитания духовной сферы человека средствами музыкального искусства во все времена волновала педагогическое и научное сообщество и сегодня продолжает оставаться актуальной и значимой.
Примечания:
1. Налбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства. - Ставрополь : Кавказский край, 2006. - С. 57.
2. Налбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - С. 63.
3. Григорьев А.Ф. История музыкального образования. - Ставрополь : Ставролит, 2014. - С. 97.
4. Там же - С. 98.
5. Там же - С. 97.
6. Там же - С. 106.
7. Там же - С. 107.
8. Налбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - С. 84.
9. Налбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства: монография. - Ставрополь: Кавказский край, 2006. - С. 77-78.
10. Там же.- С. 78.
11. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности //ШТ.-2014. - №3 (12).- С. 114-117.