с;
^ 1
у
X
0
X
г
□
I.п
о
СГ
а
п
VO
О
114
ROLE OF THE MUSICAL ART IN THE EDUCATION OF THE PERSON Aleynikova Natalia Gennadevna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
Aspects of a role of musical art in personality education are investigated in article.
Keywords: musical art; personality; spiritual development of the personality; musical education; creative abilities.
УДК 37.013 РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
© Алейникова Н.Г., 2012
АЛЕЙНИКОВА Наталья Геннадьевна,
ст. преподаватель,
кафедра Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
В статье исследуются аспекты роли музыкального искусства в воспитании личности.
Ключевые слова: музыкальное искусство; личность; духовное развитие личности; музыкальное воспитание; творческие способности.
Для сложившейся на данный момент в современном обществе ситуации характерно наличие сложных социально-направленных, политических, морально-эстетических проблем, для успешного решения которых, несомненно, необходимо создание системы воспитания не только образованной, но и эстетически развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, постановке и поиску методов самосовершенствования. Главная роль в становлении таких качеств личности принадлежит современной школе и системе послешкольного образования.
Приоритетная задача художественного образования - развитие личности средствами искусства, втом числе и музыкой. Средствами музыкального воспитания можно влиять на формирование нравственных идеалов, на духовное развитие личности. Конечно, по словам Л. Выготского [1], музыка не может прямо "перенести" нравственность в душу человека, но она способна пробудить к жизни нравственный потенциал человека. Главное, чему педагог может научить на уроках музыки - эмпатии, способности тонко чувствовать передаваемые музыкой эмоции, сопереживать им и на основе этого строить собственную систему мировоззрения.
Многие выдающиеся мыслители признают необходимость как можно более раннего начала развития личности. Например, знаменитый педагог Ян Амос Каменский высказывал такую мысль: "счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте". Еще древний философ Аристотель важнейшим средством в развитии личности считал музыку, поскольку по мысли мыслителя "... даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают" [2].
Передать знания - не основная цель начального музыкального воспитания, важнее пробудить интерес к познанию и саморазвитию, поскольку учитель не только хранитель знаний, но и в какой-то мере нравственный наставник. Одной из важных задач учителя музыки можно назвать разностороннее освещение музыкального наследия человечества, ведь в повседневной жизни человек редко может услышать образцы классического музыкального искусства. Телевидение и радиовещание не могут дать такого разностороннего взгляда на музыкальные сочинения, поэтому приобщить детей к разнообразию музыкальных образов и произведений может только педагог. В России духовно-нравственное воспитание средствами музыки началось распространяться в среде интеллигенции с конца XVII - начала XIX века. Публицист и философ В. Г. Белинский считал, что "в детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из
первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше" [3].
Первым практиком в деле общественного музыкального просвещения стал Владимир Федотович Одоевский, выдающийся общественный деятель, популяризирующий методики воспитаний детей средствами музыки, ведь музыка, по его мнению, это - "важнейший элемент как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме"[4].
Значение музыки подчеркивал в своих ра-ботахзнаменитый К.Д. Ушинский, применявший на практике музыкальное воспитание в своей деятельности, который неоднократно подчеркивал, что школьники - будущее страны. "Запоет школа - запоет вся страна"[5].
Широкому распространению музыкального образования и применению его в школьной практике в начале ХХ века способствовали такие видные представители этого направления, как А. Маслова, К. Вербер, В. Шацкая, которая участвовала в процессе создания музыкального радиовещания.
В советское время воспитанию средствами музыки придавалась очень большое значение. Издавалось большое количество методических материалов, книг, журналов, сборников и хрестоматий для школьного пения.
В советские годы была разработана программа Д. Кабалевского, которая и сейчас является основополагающей, фундаментальной для музыкального образования. Однако нельзя отрицать необходимость обновления ее в связи с изменением окружающего мира и появлением в нем новых, многочисленных особенностей, влияющих на процесс развития духовно-нравственной ориентации. Следует отметить программу Л.Н. Алексеевой, которая предполагает использование дополнительных художественных средств. Л.Н. Алексеева считает необходимым включать в занятия музыкой живопись, добавлять танцевальные движения, чтобы точнее способствовать пониманию и выражению и прочувствованных эмоций.
Педагог Н.М. Ковин считает необходимым для полноценного музыкального образования сочетание таких трех аспектов, как:
1) развитие способности воспринимать музыку и как можно глубже ощущать вкладываемые в нее чувства;
2) развитие способностей и умений, необходимых также для исполнения музыкальных произведений;
3) усвоение нужных для этого знаний.
Композитор А.А. Шенщин считает, что в преподавании музыки важны три общепедагогических принципа - наглядность, самодеятельность и жизненность. Важна одновременность эстетического восприятия произведений искусства и возможность создания нового, исходя из открывшихся новых впечатлений, "внутреннего
мира переживаний". А.А. Шенщин отмечает, что "учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности".
Просмотр или прослушивание драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть путь привития интереса к искусству. Педагог должен научить ориентации в мире музыки, развить вкус учеников и способствовать формированию их нравственности. То есть основными задачами музыкального образования можно назвать:
1) развитие творческого потенциала личности;
2) пробуждение интереса к познанию музыкальной культуры;
3) формирование активной жизненной позиции;
4) получение разносторонних музыкально-теоретическихзнаний;
5) получение и применение практических навыков.
Одной из острейших проблем, влияющих на снижение духовно-нравственного уровня совре- KNT С менного общества, признана глобальная ком- \‘ 4
пьютеризация. Кроме того, многие ученые справедливо считают, что это способствует утрате образного мышления и навыков творческого самопознания, поэтому занятия музыкальным 115 искусством становятся особенно актуальными.
По словам Э.Б. Абдуллина, "из усердного исполнителя государственной программы учитель должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью"[6].
Считаем обязательными для программы, реализующей обозначенные в начале статьи цели музыкального образования, следующие элементы:
- прослушивание признанных, общеизвестных классических музыкальных произведений;
- исполнение их на слух;
- исполнение с листа;
- эстетический анализ с использованием дополнительных методик для выражения полученного эмоционального опыта.
Современная программа, отвечающая требованию создания гармонично развитой личности предполагает разносторонность обучения студентов и школьников. Это не только исполнение музыкальных произведений, но и игра на музыкальных инструментах, пение, дирижирование, включение элементов живописи и пластики. Все, что доступно для изучения, должно быть использовано для обогащения личности. Посещение филармоний, концертов классической музыки, прослушивание и анализ классических произведений вместе с педагогом - все это призвано способствовать духовному обогащению и формированию нравственных идеалов и ценностей.
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
чэ
гл
I-
5
с;
^ 1
у
X
0
X
г
□
I.п
о
СГ
а
п
VO
О
116
Развивая чуткость, эмоциональность, мышление, воображение, навыки импровизации, осознанность восприятия педагог формирует личность учащегося. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого", - эта украинская мудрость подтверждает, что музыка не только развивает разум, но и закладывает фундамент личности, облагораживает сознание.
Таким образом, главная цель музыкального искусства в свете развития духовно-нравственных качеств личности состоит не в развитии от-дельныхталантов, а втом, чтобы музыка стала
духовной потребностью и важным источником душевных сил.
Примечания:
1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984.
2. Философы Греции. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с.: портр.
4. Одоевский В. //http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f.
5. Ушинский К. Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии. - СПб., 1868-1869. - Т. 2.
6. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. - М., 1978.
PROBLEMS AND CONTRADICTIONS IN CONTEMPORARY THEORY AND PRACTICE IN TEACHING CHILDREN TO PLAY A MUSICAL INSTRUMENT
Belevtsova Alla Mikhajlovna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The paper highlights the problems and contradictions in contemporary theory and practice in teaching children to play a musical instrument, updated introduction and conflicting auditory-motor approach as an effective technology for teaching children to play a musical instrument.
Keywords: auditory-motor interaction; musical and auditory presentation; transpose by ear; improvisation; selection by ear.
УДК 37.013 ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ
© Белевцова А.М., 2012 В статье освещаются проблемы и противоречия в современной
теории и практике в процессе обучения детей игре на музыкальном инструменте, актуализируются проблемы и противоречия внедрения слухо-двигательного подхода как эффективной технологии обучения детей игре на музыкальном инструменте. Ключевые слова: слухо-двигательная взаимосвязь; музыкально-слуховые представления; транспонирование по слуху; импровизация; подбор по слуху.
БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна,
ст. преподаватель
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
Музыкальная педагогика и психология высказывают большую озабоченность тем, что в практике обучения игре на музыкальном инструменте широко распространен подход, при котором основное внимание направляется не на всемерную активизацию слуха и музыкального мышления, а на развитие игровых движений и навыков. Анализируя современное обучение игре на музыкальных инструментах в теории и практике А.Ф. Григорьев, в частности, выделяет ряд противоречий, а именно: в подходах и методах обучения; между содержанием профессиональной подготовки и требованиями к личности музыканта; традиционной организацией музыкально-педагогического образования и закономерностями развития личности музыканта [1].
Представители современной музыкальной педагогики и психологии - Б.М. Теплов, Л.А. Баренбойм, А.П. Щапов и многие другие -рекомендуют начинать обучение игре на инструменте не с нот, а с формирования музыкально-слуховых представлений, необходимых для восприятия нотного текста. Многие ведущие педагоги-пианисты (О. Рафалович, С. Ляховицкая и др.) говорят о целесообразности начинать обучение с так называемого "до нотного периода", которое основано на подборе и транспонировании по слуху знакомых мело-