A RETROSPECTIVE ANALYSIS IN THE KNOWLEDGE OF THE ROLE OF MUSICAL ART AS A MEANS OF MUSICAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF A PERSON
Tolstokorov Eugene Stefanovich, Professor RAE, Associate Professor, Honored Worker of culture of the Russian Federation, Department of Choral conducting, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article is a retrospective analysis in the knowledge of the roie of music as a means of musical and aesthetic development of a person, in the process of philosophical and cultural analysis, the author shows how changing scientific understanding of the roie and significance of musical art as a means of musical and aesthetic development of a person.
Keywords: musical and aesthetic development; the roie of musical art; a retrospective analysis of scientific approaches.
LO
i-H
О cu
-0
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ В ПОЗНАНИИ РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
В статье осуществляется ретроспективный анализ в познании роли музыки как средства музыкально-эстетического развития человека. В процессе фило-софско-культурологического анализа показано, как менялись научные представления о роли и значимости музыкального искусства как средства музыкально-эстетического развития человека.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое развитие; роль музыкального искусства; ретроспективный анализ научных подходов.
Исходя из представлений о том, что музыкально-эстетическое развитие человека осуществляется различными путями (в ходе систематического, целенаправленного воспитания и обучения в образовательных учреждениях; в процессе самообразования и самовоспитания; вследствие стихийного воздействия окружающей среды, средств массовой коммуникации; под влиянием различных социальных и биологических факторов), наше внимание направлено на научное познание роли потенциала музыкального искусства как одного из ведущих средств музыкально-эстетического развития человека.
С целью утверждения данного предположения считаем целесообразным осуществить ретроспективный анализ научных подходов в познании роли и значимости музыкального искусства как педагогического потенциала, влияющего на процесс музыкально-эстетического развития человека.
Признание музыки как важнейшего средства музыкально-эстетического развития человека было известно с древних времен. В разные эпохи проявлялось стремление к гармоничному развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом [5]. Однако само понятие музыкально-эстетического развития в различных фи-лософскихучениях разных эпох понималось по-разному. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества [4].
Так, в Древнем Китае в русле общественной проблематики конфуцианцев развивались и общие музыкально-воспитательные тенденции. Строгая символическая и семантическая детерминированность бесполутонового лада (пентатоники) должна была оказывать строгое воздействие на жизнедеятельность воспринимающих музыку лиц. Природа музыки, рассматриваемая в философском контексте, понималась как единство пяти добродетелей (человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности), соответствующих, в свою очередь, пяти первоэлементам природы (дереву, металлу, огню, воде и земле) [6].
УДК 78.05
Толстокорое Е.С., 2015
LO
ТОЛСТОКОРОВ Евгений Стефанович, профессор РАЕ, доцент, заслуженный работник культуры РФ, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
Широкое развитие идей музыкального воспитания наблюдается в Древней Греции. Наиболее глубоко идею о гармонически развитой личности развил Аристотель. Гармония телесного и духовного принципиально является для него исходной точкой воспитания человека, что осуществимо, в сочетании воздействия музыки и гимнастики [12]. Древнегреческим философским традициям во многом близки социальные взгляды средневековых мусульманских философов. Излагая социальную теорию в своем "Трактате о взглядах жителей добродетельного города", философ Аль-Фараби пользу музыки видит в умиротворении людей и их гармонизации [4]. В ряде европейских стран музыка включается в систему обучения как составная часть "свободных наук". В эпоху Возрождения с присущим ей антропоцентризмом утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой, подчеркивается мысль о важной роли музыки в формировании добрых нравов, т.е. нравственному совершенствованию личности [4; 11; 13].
Начиная с XVI —XVI11 вв. в Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук, как естественных, так и гуманитарных. Соответствующим образом оценивается и роль музыки в жизни человека в трудах просветителей - Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля. Поиск путей социального воспитания личности постепенно становится одной из ведущих тем философско-эстетичес-ких исследований в немецкой эстетике Гете, Шиллера и др. В марксисткой философии активно утверждается роль эстетического, художественного воспитания в формировании целостной, гармоничной личности [13].
Значительный вклад в развитиетеории гармонического воспитания личности, с немалым значением музыкального искусства, внесли русские мыслители XVIII в., теоретики русского просвещения П. Новиков, А. Радищев, отчасти Н.К. Карамзин, Г. Державин [9]. Огромное влияние на развитие русской музыкальной жизни в целом, на развитие в музыке принципов народности, ее национальных основ оказали композиторы могучей кучки - М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и другие музыканты-просветители, ставившие личность человека как активную, преобразующую мир [11 ]. Соответствующим образом складывались их взгляды и на роль музыки в воспитании личности. Приобщение детей к музыке, музыкальному воспитанию уделялось внимание в школе Л.Н. Толстого [10].
Вопросам специфики и сущности музыкального искусства, поиску наиболее эффективных музыкально-воспитательных концепций посвящены исследования зарубежных ученых XX в. П. Киви, Реймера, Эллиота, Мейера. Авторы приходят к выводу об универсальности музыки, которая соприкасается со всеми сторонами духовного мира личности, оказывая целостное воздействие на человека, а также отмечают, что универсальная природа музыкального искусства требует соответственно и "универсального" подхода к ее изучению, так и к ее использованию в воспитательных целях [1;9].
Проблемы музыкально-эстетического детей в истории педагогики решались различными путями. Так, в системе 3. Кодая (Венгрия) - через формирование умений по слуху читать и записывать ноты на основе слухо-певческого метода и начального хорового музицирования; в системе К. Орфа (Германия) - через детское элементарное музыкальное творчество, понимаемое только как сочинение своего, нового [3].
Развитие научной мысли, комплекса наук, составляющих методологическую базу отечественной и зарубежной педагогики, стимулировало развитие новых идей по проблемам музыкально-эстетического воспитания и образования. В современных подходах к роли музыки в развитии базовой культуры личности не теряет актуальности художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, которая созвучна с ранее изложенными философскими воззрениями выдающихся личностей о роли воздействия музыки на всестороннее развитие и воспитание духовно-нравственных качеств личности. В русле идей концепции музыкального воспитания Д. Кабалевского содержанием учебно-воспитательного процесса является духовный диалог культур, возникающий только в условиях органического единства музыки, учителя и детей [1; 4]. Содержанием становится процесс воспитания детей и нравственно-эстетического отношения к действительности самим искусством; художественной деятельностью ребенка какжизнью в искусстве;творение себя как личности. Как отмечает Л.В. Горюнова, "в центре внимания педагога стоит не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние. Те нравственные изменения, которые возникают в детях. Это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя и ученика" [3, 8-9]. Музыкально-эстетическое развитие
понимается как формирование духовности через музыку, переживания, чувства и впечатление. Данный процесс исходит из целостной природы ребенка, в которой музыкально-эстетическое воспитание является и сопрягается с неотъемлемой частью его духовной культуры, проникновением вглубь духовного - как внутренних движущих сил развития личности. В то же время в современной педагогической науке музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами музыки трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой - подвергается сомнению исторически сложившееся отношение к музыке как к средству воспитания и утверждается решающее значение развивающих аспектов музыкального искусства в формировании музыкальной культуры личности через развитие фантазии, воображения,творчества [3; 10; 13]. Мы разделяем идеи и тех, и других авторов, так как считаем, что наряду с развитием творческого воображения, интеллекта, эмоций,художественного вкуса воспитательное значение искусства сегодня чрезвычайно актуально. К сожалению, данные социологического исследования говорят о вытеснении эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления сегодня со всей очевидностью мы можем констатировать на страницах педагогическихжурналов, в средствах массовой информации. Выгодные сегодня прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям -ребенок с самого раннего возраста воспринимает все это из видеофильмов, компьютерных игр и из самой жизни [5]. Именно музыкальное искусство, как справедливо отмечено авторами, "решает задачи гуманизации образования школьников; воздействует на сферу эстетических, духовных переживаний. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности" [10,135].
До последних лет кризисные явления в системе образования как отражение смены общественно-политического строя, - обнажали ряд
проблем, сложившихся в содержании образования, когда не в полной мере учитывалось обеспечение интересов каждой личности, развития ее дарований и способностей, ее духовно-нравственного совершенства в условиях многонационального и полиэтнического государства, включающего множество субъектов РФ. Это привело к противоречиям в теории и практике как общей педагогической науки в целом, так и в частных ее областях - музыкальном воспитании и образовании.
В данное время подготовлена теоретическая основа и нормативно-правовая база для предоставления национальному искусству, музыкальному фольклору возможности играть существенную роль в деле общего музыкально-эстетического воспитания и образования, как явлению, отражающему национальное своеобразие музыкальной культуры этноса и несущего огромный педагогический потенциал [4].
Примечания:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М. : Просвещение, 1983.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.
3. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника : дис. ...д-ра пед. наук/Л.В. Горюнова. - М., 1991.
4. Григорьев А.Ф., Калантарян Л.А., Налбандьян М.А. Искусство и народно-художественная культура как средство эстетического воспитания. - Ставрополь : Ставролит, 2010.
5. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности // КАЫТ. - 2014. - №3 (12). - С. 114117.
6. Григорьев А.Ф. Теория и практика народного художественного творчества - М.: Миракль, 2015.
7. Косов Г.В., Григорьев А.Ф. Теория и история народной художественной культуры. - Ставрополь : Возрождение, 2013.
8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976.
9. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. -М., 1973.
Ю.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Академия, 2001.
П.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М. : Владос, 1997.
12.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М., 1985.
13.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань, 2000.