Научная статья на тему 'Истоки боевых искусств Востока'

Истоки боевых искусств Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

The article reveals the history of origin and development of combat techniques of the East. The author investigates the moral, ethical, religious and philosophical canons of the monastic u-shu (combat techniques of China) and spreading of combat techniques overall the Far East and Asian cultural region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origins of combat techniques of the East

The article reveals the history of origin and development of combat techniques of the East. The author investigates the moral, ethical, religious and philosophical canons of the monastic u-shu (combat techniques of China) and spreading of combat techniques overall the Far East and Asian cultural region.

Текст научной работы на тему «Истоки боевых искусств Востока»

ИСТОКИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

А.М. Козлов

Kozlov A.M. Origins of combat techniques of the East. The article reveals the history of origin and development of combat techniques of the East. The author investigates the moral, ethical, religious and philosophical canons of the monastic u-shu (combat techniques of China) and spreading of combat techniques overall the Far East and Asian cultural region.

Согласно монастырскому преданию, многочисленным легендам и историческим документам, начало развития Чань-буддизма и Шаолиньского у-шу положил пришедший примерно в 527 г. с небольшой группой приверженцев и последователей в Китай из Южной Индии, предположительно из Мадраса, ученик монаха Праджнатары, 28-й буддийский патриарх (согласно официальному исчислению), индийский проповедник и миссионер - Бодхидхарма, жрец из секты йога-чар, отличительной особенностью которой, начиная с III века, была сидячая медитация. Из двух наиболее ранних (645 г. и 1004 г.) и наиболее достоверных биографических источников можно узнать, что Первый китайский патриарх одной из самых многочисленных буддийских сект, которые выросли в Китае и пустили глубокие корни в Японии, Корее и многих других странах, превратившийся в уникальный религиозный орден Чань-буддизма (на санскрите - «Дхьяна», по японски - «Дзэн») - молчаливое созерцание или молчаливое самоуглубление, был третьим сыном властительного южноиндийского раджи Сугандхи из касты брахманов1. Сразу в Китае он получил шутливое прозвище «Бородатый варвар». Настоящее его имя история не сохранила. Принимать «священные» имена при достижении определенного уровня самосовершенствования - давняя традиция многих религий. Бодхи означает мудрость, просветление; дхарма - закон, учение. Памятуя, что все древнекитайские символы многозначны, это переводится - Закон мудрости, Просветленный учением и т. д. Китайцы Бодхидхарму именовали Пути-Дамо, или сокращенно Дамо (по китайской транскрипции слова «дхарма»), у японцев он известен как Бодай-Дарума, Дарума-Тайси или просто Да-рума.

1 Брахман - знающий свое учение.

Узнав от двух своих учеников послушников - китайцев о трудностях, которые переживает «истинная вера» в сопредельной стране, подвергаясь искажениям, внутреннее понимание сути идеи подменяется пустой суетой и бессмысленными ритуалами (буддизм в этот период в Поднебесной был очень формализован), Бодхидхарма решает нести свет доктрины Махаяны, учения Будды в собственной истинно правильной, святой интерпретации.

После прибытия в Китай, в процессе аудиенции и приватной беседы в столице городе Цзянлинь (современный Нанкин) с императором У-ди (502-549 гг.) династии Южный Лян (502-557 гг.)2, знаменитым покровителем буддизма, выяснилось (явствует из сохранившихся зафиксированных в буддийских текстах описаний их беседы), что планам скорого глобального устройства религиозной жизни Поднебесной в святую истинную веру не суждено быстро воплотиться в реальность.

Непонятый столпами церкви и власть предержащими он отправился проповедовать новое учение на север в Шаолинь-сы, расположенный примерно в 80 рын-ли (около 40 км) южнее древнего города Лоян - столицы княжества Северная Вэй. Придя в святую обитель, Дамо опустился на колени перед стеной в скале каменного грота, близ монастыря, скрестил ноги в позе «лотоса» и погрузился в медитацию. Воспитанный на примерах ревностного подвижничества Бодхид-

2 В отдельных источниках отмечается встреча Бодхидхармы с правителем Северная Вэй, но везде указывается имя императора - У, являющегося в тот период властителем княжества Южный Лян. Императором же Северная Вэй в рассматриваемый временной отрезок был Сяо-чжуан-ди. Остается предположить возможность обеих встреч. Более правдоподобным, судя по документам истории, представляется вариант, изложенный нами.

харма полагал, что постигнуть несравненное учение Будды можно лишь после длительных и суровых испытаний для тела и духа. По этой причине Бодхидхарму часто называют «Брахманом би-гуань», т. е. брахманом, созерцающим стену («би» в значении стена или пропасть, «гуань» - воспринимать, созерцать). Он просидел неподвижно в сидячей медитации (цзо-чань - по-кит., дза-дзэн - по-яп.), согласно одной из легенд, в течение 9 лет и, достигнув «просветления» (самадхи - инд., у - кит., сатори - яп.), написал и перевел на китайский язык ряд трактатов и сутр: «О светильнике и свете» (Дэн дянь цзи), «Умиротворение души», «Размышления о четырех деяниях» и др.1, положивших начало учению, которому суждено было большое будущее. Уверовавшись в святости, чистоте помыслов первоучителя в процессе 9-летней аскезы и проникнувшись неподдельным уважением к силе духа Дамо, принимая сердцем идеи, которые он проповедовал, монахи, согласно шаолиньскому преданию, в знак постижения им высших истин, возложили на него права настоятеля монастыря2.

Учение Бадхидхармы проводит связующую нить медитации, передает сущность духа Будды непосредственно от его творца прямым путем к сердцу человека, минуя религиозные предрассудки, мишурность церкви, бесконечные философствования и словоблудия, вселяя уверенность адепта в своих силах и давая возможность познать радость гармонии с окружающим миром. Это явление - одно из самых значительных не только с точки зрения непревзойденной оригиналь-

1 Когда в 645 году Досеном писалась «Биография великих иноков», эти труды Бодхидхармы были широко известны и автор на них ссылается. К настоящему времени сохранилась лишь малая часть, большая, по видимому, безвозвратно утеряна.

2 Исторические документы, мифы и пышные легенды вызывают скептическое отношение у отдельной части исследователей, которые видят расхождения в текстах и путаницу в датах. Некоторые ученые полагают, что Бодхидхарма действительно прибыл в Китай (правда несколько раньше, в 480 г., называют и другие даты этого события - 486, 520, 526 гг.) и он ничего не переводил и ничего не писал, практиковал традиционные индийские приемы хатха-йоги и дхьяны, был более прост и менее известен, чем о нем говорилось в позднейших документах. Иногда даже оспаривается роль этого патриарха в качестве основоположника Чань, предлагая считать основателем секты известного буддиста Дао-Чжена, ученика и последователя Хуэй-Юаня и Кумараджавы.

ности и притягательной силы, но и с точки зрения духовно-религиозной жизненности. Научное название - «Буддха хридайя»

(Сердце Будды) иногда называют Умом Будды, а более распространенное на Западе и в Японии - Дзэн.

Китайский буддизм был многолик. Школа Чань формировалась в процессе синтеза буддизма Махаяны, практики индийской йоги с удивительным переплетением различных философских течений, верований и представлений, которые господствовали в Поднебесной. При этом в чаньской культуре психической деятельности был обобщен и получил дальнейшее развитие многовековой опыт двух великих и древнейших цивилизаций - Индии и Китая. Учение Чань, возникшее из сплава различных культурных традиций, вышло за пределы религиозной догматики, перешагнуло границы случайного эмпирического опыта и сформировало основные принципы науки о приспособляемости и выживании, единстве субстанций тела и духа, о достижении единения с природой - о науке жизни.

Вероучение Дамо в своей основе отличалось гибкостью, либеральностью и широтой воззрений в сравнении с ортодоксальным буддизмом, а также способностью к быстрой адаптации в любой этносреде. Когда эта видоизмененная форма буддизма в VII веке при VI патриархе Хуэй Нэнге (637-714 гг.) окончательно укрепилась в Китае, затем в VIII в. в форме ответвления Риндзаи-Чань (основоположник Лин Чи ?-866 гг.) стала особо чтима в среде усэнов (монахов-воинов). В XII в. Ринд-заи-Дзэн появился в Японии и Корее, получив в этих странах свое дальнейшее развитие и распространение в культурном ареале этого региона. Подобным успехом Чань-буддизм несомненно обязан жрецам, которые знали, как приспособить принципы новой веры к меняющимся условиям жизни и религиозным потребностям социума.

Монаху, смиренному служителю Будды, уставом монастырской общины запрещалось владеть оружием и первому поднимать руку на ближнего своего, разрешалось иметь в личном распоряжении восемнадцать предметов (сакральное число, состоящее из двух счастливых девяток): веер, четки, трут, плащ, плошку для подаяния, палочки для еды и другие, мало пригодные для отражения аг-

рессии вещи. Были среди них посох и нож, которые не возбранялось в критический момент использовать для самозащиты. Поэтому в основном послушнику приходилось уповать на милость Сакьямуни да собственные силы. Но истинную безопасность приверженцам Чань-буддизма, по мнению Дамо, могла дать только хорошая физическая подготовка, знание приемов защиты и нападения, совершенное владение своим телом и жизненной энергией (прана - по-инд., ци -по-кит., ки - по-яп.). Совершенствование в силе и ловкости рассматривалось им прежде всего как путь-Дао к самопознанию и просветлению, прозрению собственной природы и ее самости (истинности).

С тем, чтобы помимо духовных, укрепить физические силы адептов и понимая, что Дао к Сердцу Будды и прозрению является одновременно и путем к самосовершенствованию, самоутверждению и соответственно - путем к торжеству нового учения, Бодхидхарма решает укрепить не только психофизические силы монахов, но и дать им эффективную систему самообороны, которой, как благовоспитанный сын раджи, владел сам. Бодхидхарма в молодости наравне с другими науками изучал приемы боя, развивавшиеся в Индии с незапамятных времен, в том числе ритуальную борьбу ваджрамушти, на формирование которой определенное влияние оказал греческий панкратион - кулачный бой с захватами, подножками и бросками, попавший в Индию, а затем в Китай в IV в. до н. э. вместе с фалангами А. Македонского.

Выполняя намеченное, научая слову Будды разными способами, наставляя обращенных, Дамо ввел в ритуал общины, параллельно с религиозными культами и практикой медитации, общеукрепляющий, подготовительный цикл упражнений, изложенный им в классическом трактате «Канон трансформации мышц и сухожилий» (И цзинь-цзин), который он апробировал на себе, восстанавливая подвижность после девятилетней схимы. Цикл так и называется «Восемнадцать упражнений Бодхидхармы», но фактически во всех сохранившихся до наших дней вариантах трактата приведены всего 12 упражнений, в которых сочетаются индийские осаны (позы) хатха-йоги с даосскими методами тренировки тела.

Многие исследователи считают Бодхид-харму автором этих двух важных работ, положивших начало теории и практике физических упражнений и боевых искусств Восто-ка1. «Трактат об омовении костного мозга» (Сисуй-цзин) не сохранился, и только примерное содержание и название дошло до нас. Второй, выше упоминавшийся, «Канон

трансформации мышц» или, как его еще иногда переводят, «Трактат об изменениях в мышцах и сухожилиях» (И цзинь-цзин - по-кит., Эккин ке - по-яп.) - дошел до нашего времени во многих вариантах, но потеряв в глубинах истории окончание подлинника, с которого он позднее неоднократно переписывался.

Кроме того, Бодхидхарма обучал монахов приемам рукопашного боя, составившим комплекс, впоследствии названный «Восемнадцать движений рук архата» (Шиба лохань шоу), видимо названный так потому, что именно в таких позах - исходных положениях были запечатлены в скульптурах и фресках индийских храмов многие канонизированные изображения архатов2 буддийского пантеона. Этот комплекс явился основой для классических шаолиньских стилей, окруженных ореолом буддийской святости. «Кулак Дамо» (Дамо цюань), «Шаолиньский кулак» (Шаолинь цюань), «Кулак архата» (Лохань цюань) и необозримого количества стилей, подстилей, школ, направлений и ответвлений, которые берут свое начало от эзотери-ческих3 учений и традиций «внешних» стилей шаолиньского цюань-шу и навсегда остались базой, неотъемлемой частью программы обучения, в которой нашли законченное воплощение характерные особенно-

1 В ряде источников утверждается, что Дамо привез их с собой из Индии.

2 Архат - милосердный полубог, страж неба от демонов зла.

3 Эзотерическое учение - тайное учение, предназначенное только для избранных, для посвященных и понятное только им. В Чань-буддизме провозглашается апотафический принцип невозможности выразить высшую истину в словах и письменах и постичь ее в рамках диструктивно-логического мышления. Значение священных писаний, канонов, трактатов, сутр ни в коем случае не отрицалось, но решающая роль в процессе обучения, достижения прозрения в философии Чань отводилась на ретрансляцию невербальной информации в процессе непосредственного общения учителя с учеником, на передачу светильника знаний из рук в руки, от сердца к сердцу. Отсюда принципиальная методологическая установка на «эзотеризм».

сти боевой практики и психотехники Чань. Ее отличало, если судить по современным таолу1 названных прастилей и историческим документам, приоткрывшим завесу секретности эзотерических школ (трактатам по воинским искусствам, сутрам-поучениям, тщательно записанным наставлениям патриархов и отцов-основателей и т. д.) - четкое, рациональное использование мощных ударов и блоков, захватов и подсечек, нападения и уходов в движении по прямой и с линии атаки, повышенная координация движений, точность выполняемых приемов, концентрация и расслабление, быстрота, реакция, резкость, контроль дыхания и неослабленное внимание за маневром противника, тонкое чувствование дистанции, специфики и ритма боя.

В раннем шаолиньском цюань-шу преобладали рационализм, прямолинейность, жесткость и сила. Несомненно, шаолиньское цюань-шу, разрастаясь и совершенствуясь, впитало в себя богатейшие традиции борьбы и боя, существовавшие в Поднебесной с глубокой древности. И несмотря на то, что системы единоборств всегда рассматривались в древнем Китае как привнесенные в этот мир богами или духами Бодхидхарма и его последователи считаются основателями у-шу, потому что со временем его «Восемнадцать движений рук архата», то есть 18 простейших комбинаций по типу «удар-блок»- нападение-защита были развиты и преобразованы в стройную систему, насчитывающую многие тысячи комбинаций и приемов различной сложности и дополненные спустя столетия практикой отработки боевых действий со многими видами оружия, потому, что считалось, владея навыками боя с оружием и зная его нюансы, легче противостоять противнику, являясь безоружным. И с тех пор он почитается не только как первый патриарх Чань-Дзэн, но и, пожалуй, в еще большей степени как патриарх боевых искусств Востока.

1 Тао-лу (ката - по-яп., пумзе - по-кор.) - кодифицированный набор системно организованных канонизированных технических действий базовых формальных упражнений, состоящий из стоек-позиций, приемов защиты и нападений, выполняемых на месте и в передвижении, соединенных в логической последовательности имитирующих реальный поединок, исполняемый против одного или нескольких противников по законам, исповедуемым данной школой, в котором «зашифрована» мудрость отцов-основателей и опыт сильнейших мастеров этого стиля.

Говоря о шаолиньском у-шу, необходимо отметить еще одну очень важную разновидность, которая, правда, не входит в круг задач данного исследования и поэтому отмечается крайне скупо, - искусство владения посохом-палкой (гунь). Эта разновидность боя имеет древнюю историю, равную истории рода человеческого. В шаолинь-сы она начала развиваться практически одновременно с кулачным боем. Была очень эффективна в сражениях и очень почитаема в монастырской среде. Известны временные периоды XVI-XVII вв., когда это искусство иногда даже несколько превалировало, хотя все пособия у-шу того времени предписывали их совместное и равнозначное изучение. Концепция динамики, стиль, методы, техника и энергетика владения монашеским посохом, так же, как и цюань-шу, строилась на особенностях боевой практики и психотехники Чань.

Практика психической саморегуляции с целью самосовершенствования занимает центральное место в Чань-буддизме, внесшем наиболее заметный вклад в формирование философской и методологической базы восточных боевых искусств. Боевые искусства рассматривались прежде всего как средство и цель подобного самосовершенствования, поскольку основная идея Чань - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, сделать это самым прямым путем, не прибегая к чему либо внешнему, неестественному, и с помощью психологического самонастроя продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающийся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов, не занимающихся специальной психофизической тренировкой. Таким образом, Чань-буддизм связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами саморегуляции и тренинга психических и вегетативных систем, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервно-психическим состоянием и повышением способности к совершенствованию произвольных и непроизвольных функций организма, делающих более продуктив-

ной всякую социально значимую практику1, являющуюся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил, для решения конкретных задач боевых единоборств.

Давно замечено, что нервная система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной и соматической. Тренированная, отрегулированная управляемая нервная система может в условиях стресса мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конкретного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности.

Искусство мобилизации воли и психофизических процессов, разрабо-танное чань-скими патриархами, стало незаменимым подспорьем для мастеров у-шу. Состояние концентрации максимума сил для победы достигается:

- во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, самопогружением в своеобразный сомнамбулический транс. В у-шу медитативное состояние - абсолютные внимательность и контроль ситуации, повышенная быстрота, ловкость и сила. Сознание неколебимо, тогда как тело подвижно и пластично в постоянно меняющихся;

- во-вторых, за счет формирования рациональной, совершенной и вариативной техники, проверенной многовековым опытом, и закрепления четких двигательных

рефлексов путем многолетней тренировки неофита как формы активно-динамического психотренинга, в котором главным условием успеха является мгновенная реакция и безошибочная координация движений;

- в-третьих, за счет умения аккумулировать, контролировать, стимулировать и направлять по собственному желанию поток жизненной биоэнергии квазиматериальной субстанции «ци» для активизации физиологических и психофизических процессов, осуществления требуемых динамических структур на уровне максимальных и запредельных возможностей личности. Подобное положение, в котором наблюдается причудливое смешение самой невероятной мистики с вполне продуманными и обоснованными изысканиями в области физиологии, психологии, аутогенной тренировки и гипноза, было разработано теоретиками даосской йоги и позднее взято на вооружение приверженцами Чань-буддизма и мастерами у-шу.

Таким образом, секта Чань, призывавшая к укреплению тела и духа, отвечала самым сокровенным чаяниям средневекового воина, позволяла спонтанно выбрать оптимальный вариант действий в смертельном поединке, максимально мобилизовав возможности мозга, вызвав резкое обострение органов чувств и сконцентрировав все двигательные ресурсы для победы, повышая шансы на биологическое выживание.

Поступила в редакцию 3.07.2006 г.

1 Интеллигенция в раннем Китае, все образованные люди обращались к медитативной практике Чань-буддизма и энергетике ци-гун, поскольку считалось невозможным без вхождения в контакт с высшими силами и овладения скрытыми ресурсами организма заниматься ни каллиграфией, ни живописью, ни поэзией, ни другими видами искусств, ни тем более у-шу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.