В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал № 8-9, 1999. - С. 8-11.
5. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Га-лажинский. - Томск: Изд-во Томского унта, 1999. - 154 с.
6. Клочко, Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Клочко. - Барнаул, 2002. - 22 с.
7. Лобок, А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. - Екатеринбург: отд. образов. адми-нистр. Октябрьского района, 1997. - 688 с.
8. Мамардашвили, М. Психологическая топология пути / М. Мамардашвили. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.
ОСОБЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ УДК 159.92
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В БУДДИЗМЕ В.В. Деринг, ЧитГУ
В наши дни возрастает роль различных психотехник, позволяющих уменьшить негативное воздействие стрессов, конфликтов, психосоматических заболеваний.
Восточные системы психофизической тренировки, проверенные тысячелетним опытом применения, весьма эффективны и в современных условиях.
Большая их часть развивалась в рамках философско-религиозной системы буддизм. В различных направлениях буддизма создавались свои оригинальные тренировочные комплексы, но принцип гармонии души и тела оставался всегда неизменным ■
Nowdays the role of various psycho - techniques is increasing. It allows to decrease the negative influence of stresses, conflicts, psychosomatic diseases.
The Eastern systems of psycho - physical training which are checked by millennium experience of use are very efficient in modern conditions too.
Most of these systems were developed in frames of philosophic - religious system - Buddhism. Spektal original training complexes have been created in different directions of buddhism, but principle of the harmony of soul and bodi is always invariable ■
* * *
Буддизм - самая древняя из старше христианства на пять веков, а
трех мировых религий. Она ислам «моложе» его на целых двена-
9. Мамардашвили, М. Как я понимаю фи лософию / М. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 363 с.
10. Нива, Ж. Солженицын / Ж. Нива. -Лондон, 1984. - С. 62.
11. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии / В.И. Слободчиков; под ред. В.И. Кабрина // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. - 262 с.
12. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. - М., 1994. - 78 с.
дцать столетий. Однако европейцы «открыли» для себя буддизм относительно недавно, только в первой четверти XIX
в. В Европе появились исследования, посвященные буддизму.
В последнее время интерес к этой религии значительно возрос, т.к. буддизм способен разрешить многие психологические проблемы человека, возникающие в современном обществе с его стремительными социальноэкономическими и политическими изменениями.
Несмотря на различия отдельных положений и взглядов в различных школах, буддизм един в одном - это религия, которая основывается на человеке, а своим учением утверждает ценность человеческой жизни. (5, С. 87).
«На человеке покоится мир: с ним мир возникает и с ним исчезает» (один из древнейших религиозно-философских буддийских трактатов «Дкамна-пада»).
По мнению российского тибетолога, академика В.И. Щербатского, «Цель изучения буддизма сугубо практическая
- помочь избавиться человеку от страданий» (9, С. 84).
«Жадность, злобу, ненависть, угрюмость, вялую усталость, гордыню и упрямство победил просветленным» (трактат «Тхерагатха»).
Осуществление спасения и достижение цели происходит путем такой перестройки психики, которая снимает чувство неудовлетворенности, напряжения, тревоги.
Буддизм предлагает четыре пути достижения конечной цели.
1. Познание.
2. Практические деяния, аскетизм.
3. Созерцание, медитация, аутотренинг, достижение состояния нирваны (нирвана (букв. успокоение) - выс-
шее состояние духа, достигнутое его собственными усилиями. Победа над страданием).
4. Вера в спасительную силу Будды.
Соответственно различные школы буддизма предлагают свой путь и соответствующую ему психологическую практику.
Наибольший интерес представляет для нас третий путь на примере школ Индийского, Китайского и Японского направлений в буддизме.
К началу новой эры, распространившийся по всей Индии буддизм, известен нам в двух формах: «хинаяна» и «махаяна».
«Хинаяна» или узкий путь спасения» - это отказ от всех связей с мирской жизнью. Это по преимуществу «аскетский», монашеский буддизм. Дело спасения находится целиком в руках спасающегося, если он решил встать на путь, указанный Буддой (просветленный). Путь к просветлению состоит из: «праведного воззрения, праведного стремления, праведного действия, праведной жизни, праведного самоуглубления... Стань владыкой над своими страстями и не будет над тобой владык» (трактат «Суттанипадха»).
«Махаяна» - это «широкий
путь». Достижение спасения здесь облегчается и упрощается, становится доступным не только монаху, но и любому мирянину. Одной из важнейших особенностей «махаяны» является наличие в ней культа бодисаттв (бодхи-саттв).
Бодисаттвы - небожители, богоподобные существа, достигшие высшей святости (нирваны), которые постоянно занимаются земными делами. Их покровительства можно достигнуть молитвами и исполнением обрядов, простыми и понятными для масс. При этом
нирвана не устраняется, достижение её
- сверхзадача.
Впервые в буддийской литературе, методику достижения нирваны, совершенствование психических качеств человека, мы встречаем в трактате «Па-ривара» (III в. до н.э.): «Систематические усилия, употребляемые для достижения совершенства, посредством контроля над элементами человеческой природы - физическим и психическими.
Физическое тело, активная воля и познающий разум должны быть подчинены контролю. Это определенная практика, цель которой - освобождение тела от того, что его беспокоит, от грязных примесей для духовной свободы».
Многие методы и приемы, изложенные в трактате, позаимствованы из системы йога - древнеиндийской системы духовного и физического развития человека.
«Буддийская система медитации возвышается над йогой как здание над фундаментом» - писал буддийский монах и публицист Анасартха Говинда. (1,
С. 193). Данная система психофизической тренировки включает пять ступеней.
Первая позволяет сделать психику более устойчивой к негативным воздействиям, смягчить невротические реакции, развить чувство уверенности в себе. Вторая - это наступление душевного и физического покоя и ощущения единства с миром. Эти две ступени доступны практически каждому, т.к. не изменяют естественный уклад жизни.
Следующие три ступени направлены на достижение нирваны и доступны лишь избранным, вставшим на путь, указанный Буддой.
VII в. н.э. - период наивысшего расцвета буддийской культуры в Индии. Однако уже в VI в. н.э. начинается ее упадок, а к началу VII в. н.э. почти пол-
ное исчезновение. В то же время - это эпоха быстрых успехов распространения буддизма в странах Центральной и Восточной Азии.
Отдельные буддистские монастыри появились в Китае в I в. н.э. За последующий четырехсотлетний период он подвергся интенсивной китаизации, в результате чего возник целый ряд школ «китайского» буддизма, столь значительно адаптировавшихся, что в них можно обнаружить множество специфических черт, существенно отличающих их от школ «индийского» буддизма. Наиболее известная школа «китайского» буддизма - школа «чань» (по-японски произносится «дзен» - буквальный перевод санскритского «дхьян»
- концентрация).
Тайваньский ученый У-Цзин-сян утверждает, что «чань можно рассматривать как соединение даосизма с близким по духу буддистским проникновением. Если буддизм - отец, то даосизм -мать» (4, С. 57). В чань - буддизм из даосизма пришла самобытная практика личного совершенствования, которая основывалась на идее взаимосвязи духовного и телесного в человеческой жизни. Суть духовной практики заключалась в том, чтобы взрастить в себе «незамутненное, прочное как алмаз» сознание. Один из вариантов данной психотехники представлен в трактате монаха Сыма Чэнчжэня «О пребывании в забытьи» (IV в.) (6; С. 278).
Согласно китайским источникам, первым патриархом чань - буддизма был индийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо). Около 520 г. он отправился в Китай с целью распространения буддизма. По прибытию в Китай, миссионер обосновался в монастыре Шаолинь-сы. Своё учение он изложил в «Трактате о светильнике и свете» («Дэ дянь цзи»)
«Человек - художник жизни, его тело и разум «кисти», вселенная «холст», на котором он пишет свою жизнь». Следовательно, чтобы получить шедевр, мы должны заниматься самосовершенствованием, развивать дух и тело. Для этого он предложил своим ученикам комплекс психофизической тренировки «18 движений рук архатов» (архат в чань -буддизме - человек, достигший совершенства, постигший высшую мудрость (тоже бодисаттвы в «Махаяне»). По мнению к.и.н. Н.В. Абаева, «чань - буддизм представляет собой сугубо практическое направление в будущее, где придается особо важное значение психотренингу и психической саморегуляции, а философские аспекты этого учения отодвинулись на задний план и все внимание сосредотачивалось на психологических аспектах» (2; С. 32).
Российские китаеведы, изучающие историю возникновения чань - буддизма в Китае приводят ряд других факторов. По рассказам современника, монаха Ян Сюаня, «некий индийский монах
- миссионер, посетил в 516 г. монастыри Юннинсы и Шаолиньсы и отправился бродить неизвестно куда». Монастырь же Шаолиньсы был основан в 495
г. китайцем Бато, считающим себя буддийским шаманом. Именно в это время им были созданы, вместе со сподвижниками, комплекс «18 движений рук архатов». К середине V в. монастырь приобретает свой окончательный вид. Помимо буддийского учения монахи учатся вести полемику с представителями других философских школ, врачеванию, методам аутогенной тренировки, изучают приемы самозащиты.
«В чань - буддийский монастырь заходил человек, ворота за ним закрывались на 10-12 лет, а выходил оттуда архат» (3; С. 72). «Просветлению» пред-
шествовал тяжелый физический труд, напряженная внутренняя работа, довольно болезненные методы психофизического воздействия. Нередко ночная тренировка сменялась утренними молитвами, а затем, после скудной трапезы, начинались тяжелые физические работы. Выдержать подобные испытания было возможно только полностью овладев искусством самоуправления и сосредоточения.
Буддийский монах Ван Сянчжу, живший в IX в., сформировал свою мысль о единстве физической и духовной основ в человеке: «Если стремишься с помощью физических упражнений постичь духовное, то существуют формы духовного. Духовное само по себе является формой жизни, а внешняя форма меняется за духовным. Только физические упражнения в сочетании с психическими могут принести нужной эффект: всякая прежняя боль и страдание предстаёт как иллюзия» (9; С. 93).
После разрушения манчжурами ряда монастырей, монахи разбрелись по городам Южного Китая, а в VI в. китайские буддисты через Корею принесли его в Японию. В Японии, как когда-то в Китае, на буддизм оказали сильное влияние местные религиозно-философские системы учения, особенно синтоизм. Мораль синтоизма, предполагающая познать самого себя, заглянуть вглубь своей души, как нельзя лучше соответствовала принципам буддизма: правильная оценка собственных возможностей, постоянное самосовершенствование, гармония с природой. В философии буддизма появляется новое понятие «ками» - божество, которое живет в глубине человеческой души, наше «второе Я». Человеку надо прислушиваться к нему, ибо оно представляет собой зов предков от поколения к
поколению. Обращение к «ками » с помощью определенных психологических приемов: классическая медитация
«дзадзэн» и медитация в движении «кинхин», позволяет достичь состояния «озарения» («сатори»).
В этом состоянии человек избавляется от стрессов, негативных эмоций, в экстремальных ситуациях способен правильно, мгновенно, на уровне интуиции выбрать правильное решение. В таком состоянии человек избавлен от «плохих» мыслей, он не связан с прошлым, не зависит от будущего и живет только настоящим.
Сочетание буддизма и синтоизма дало начало новому направлению в религии - дзэн - буддизм. В данном случае, это не просто перевод китайского термина «чань», а отдельная школа со своей философией, моралью и психотехникой. Однако у этих школ есть общее. И та и другая оказали большое влияние на различные системы психофизического тренинга. В Китае на различные системы у-шу, в Японии на айкидо.
Все это позволяет с уверенностью заговорить о наличии, по крайней мере, в Индии, Китае и Японии в рамках буддийской религиозно-философской системы эффективных методов психофизического совершенствования человека.
Однако медитация и другие психотехники и за пределами буддизма сохраняют значение как существенный психорегулятивный и психогигиенический фактор. Многочисленные исследо-
вания позволили выявить положительное влияние медитативных систем на организм человека. Наблюдается нормализация нервных процессов, повышается жизненный тонус, работоспособность, снижается конфликтность с окружающими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, Н.В. Психологические аспекты буддизма / Н.В. Абаев. - СО АН СССР, Новосибирск, 1991.
2. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в Китае / Н.В. Абаев. - СОРАН, Новосибирск, 1999.
3. Бердышев. Философские и психологические аспекты восточных единоборств. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.
4. Донн Ф. Дрэгер. История Японии и развитие дзен-буддизма. - М.: Гранд, 2001.
5. Кочетов, А.Н. Буддизм / АН. Кочетов. -М.: Наука, 1983.
6. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: Аст, 2000.
7. Предельский, А.А. Поиск духовного и физического совершенствования в культурологических учениях древнего и средневекового Китая / Предельский, А.А. - М., 1992.
8. Фромм Эрих. Дзен-буддизм и психоанализ / Эрих Фромм. - М., 1997.
9. Щербатский, В.И. Проблемы буддийской философии / В.И. Щербатский. - М.: Наука, 1978.
10. Янгутов, Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии Китайского буддизма / Л.Е. Янгутов. - Новосибирск: Наука, 1995.