УДК 244.82
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ, НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА
© Александр Михайлович КОЗЛОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, e-mail: syutina@tsu.tmb.ru
Рассматриваются исторически сложившиеся религиозно-философские воззрения Древнего Китая (даосизм, буддизм, конфуцианство) и их влияние на развитие боевых искусств народов дальневосточно-азиатско-тихоокеанского региона. Освещаются основы и возможности психофизической саморегуляции чань-дзэн буддизма и его воздействие на мобилизацию духовных и физических сил адепта в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: восточные боевые искусства; Дзэн-буддизм; психофизический самонастрой; активная медитация.
Исследуя историю зарождения и развития восточных боевых искусств (ВБИ) необходимо достаточно подробно освещать этические и религиозно-философские учения Поднебесной империи в связи с тем, что на протяжении долгих веков вся сфера духовной культуры человека в этом регионе, вся цивилизация, наука и искусство, в т. ч. боевое искусство, формировалось под сильнейшим определяющим влиянием и воздействием религии.
Многие столетия большое влияние на различные стороны жизни китайского народа оказывали «три учения» (или «три религии»): 1) конфуцианство «жуцзяо»; 2) буддизм «фоцзяо»; 3) даосизм «даоцзяо». Иероглиф цзяо переводится на русский язык как «учение», «религия».
Конфуцианство. Высший смысл по Конфуцию (Кун-цзы 551-479 гг. до н. э.; Кун - фамилия, цзы - учитель) - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка-гармонии - Пути (дао), важнейшее проявление которого суть гуманность, справедливость, братская любовь, собственное достоинство, верность, милосердие и т. д. Конфуцианство, проникая во все поры китайского общества, становилось господствующей, официальной идеологией. Постепенно инфильтруя, привнесло в сознание народов всего дальневосточноазиатского культурного региона незыблемые нравственно-этические нормы, принципы и ритуалы, равные по силе воздействия на массовое сознание библейским заповедям. Раннее конфуцианство принято считать этико-
политическим учением, которое стремилось установить строго упорядоченную нравственно-этическую градацию в обществе. Однако мудрец Конфуций как человек своего времени придавал большое значение воинским наукам и в сочинении «Беседы и суждения» (Люнь-юй) настаивал на непременном пестовании гражданских добродетелей «вэнь» и воинских «у» [1].
Буддизм. На границе нашей эры переход от рабовладения к феодализму в Ханьской империи совпал по времени с началом проникновения и распространения буддизма. Первые буддийские монахи проповедники и вероучители из Индии, Центральной и Средней Азии селились и вели миссионерскую деятельность в Пэнчене, Лояне, Ганьсу, Шэньси и Хэнани. С помощью населения, аристократии и чиновничества, увидевшего в новой религии свою опору, они строили храмы и монастыри, переводили на китайский язык с санскрита священные тексты и сутры.
Буддизм оказался единственной иностранной идеологией, которая сумела не только внедриться в Китай и прижиться, но и стать важной интегративной частью всей системы религиозных верований этой страны. Идеи и институты иноземной религии подверглись столь существенной трансформации, что результатом этого стало появление нового, специфически китайского культа. Как мировая религия буддизм с его этикой равенства и всеобщего сострадания играл важную интегрирующую роль в обществе. В Поднебесной новая религия быстро адаптировалась к этнокультуре, впитала ме-
стную обрядность, признала культ предков, включила в свой пантеон святых древних китайских мудрецов и мифических героев и в таком виде нашла широкое распространение в народе. Простой народ принимал в буддизме все, что облегчало страдания в этой жизни и давало надежду в будущем, тем более что монахи лечили, отпускали грехи, возносили молитвы, осуществляли широкую благотворительную деятельность. Стены монастырей давали реальную защиту от постоянных смут, здесь совершались погребальные обряды, поминовение душ павших воинов, обещалось спасение всем страждущим [2].
Это распространение и развитие часто происходило параллельно с распространением чань-буддизма («чань» - на китайском, «дзэн» - на японском, «дхьяна» - на санскрите - в переводе «молчаливое созерцание или самоуглубление»), внесшего наиболее заметный вклад в формирование философской и практической базы воинских искусств. Основная идея чань-дзэн - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему, неестественному, и с помощью психической саморегуляции продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающийся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов, не занимающихся специальной тренировкой. Таким образом, дзэн связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами самосовершенствования психических и вегетативных функций, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервнопсихическим состоянием и повышением способности к регуляции произвольных и непроизвольных функций организма, делающих более продуктивной всякую социально значимую практику, являющихся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил для решения конкретных задач боевых искусств [3].
Основанный на ведущих принципах учения буддизма, дзэн был перенесен в VI в. н. э. на территорию Китая из Индии миссионером буддизма Бодхидхармой (28-м патриархом буддизма, согласно официальному исчисле-
нию), ставшим первым китайским патриархом чань-дзэн, получившего название «прямого пути к сердцу человека». Этот путь указывает и ведет к обретению живого опыта реальности, к тому, что есть жизнь в своей сути за посредственностью слов и понятий, к особому состоянию беспристрастности, в котором тайна и смысл жизни воспринимаются в полной мере непосредственно каждым моментом существования. Дзэн-буддий-ский путь постижения реальности трансцендентной мудрости природы бытия, ведущей к пониманию действительности.
Проповедуя чань-буддизм, Бодхидхарма -благовоспитанный сын индийского раджи -вынужден был в силу ряда исторических причин (разгул преступности на дорогах средневекового Китая, разграбление монастырей разбойниками и т. д.) обучать монахов монастыря Шаолинь, где он начинал свою проповедническую миссионерскую деятельность, методам самообороны без оружия, которыми в совершенстве владел сам. С тех пор он почитается не только как первый патриарх дзэн, но, пожалуй, в еще большей степени как патриарх боевых искусств Востока [4].
Практика психической саморегуляции с целью самосовершенствования занимает центральное место в чань-буддизме, внесшим наиболее заметный вклад в формирование философской и методологической базы восточных боевых искусств. Боевые искусства рассматривались как средство и цель подобного самосовершенствования. Давно замечено, что нервная система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечно-сосудистой,
пищеварительной и соматической. Тренированная отрегулированная управляемая нервная система может в условиях стресса мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конкретного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности.
В VII в. дзэн проник в Японию и далее в Корею. Военная каста самураев впитала принципы дзэн как наиболее эффективного религиозно-философского пути, решающего проблемы жизни и смерти, верности вассала сюзерену и т. д. Самураев сильно привлекала
практика дзэн - подчеркивающая простоту и самоконтроль, полное владение ситуацией в каждый момент и спокойствие перед лицом опасности [5, с. 46-47].
Искусство мобилизации воли и психофизических процессов, разработанное чаньски-ми патриархами, стало незаменимым подспорьем для мастеров боевых искусств. Состояние концентрации максимума сил для победы достигается:
- во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, самопогружением в своеобразный сомнамбулический транс. В боевых искусствах медитативное состояние -абсолютная внимательность и контроль ситуации, повышенная быстрота, ловкость и сила. Сознание неколебимо, тогда как тело подвижно и пластично в постоянно меняющихся обстоятельствах;
- во-вторых, за счет формирования рациональной, совершенной и вариативной техники, проверенной многовековым опытом, и закрепления четких двигательных рефлексов путем многолетней тренировки неофита как формы активно-динамического психотренинга, в котором главным условием успеха является мгновенная реакция и безошибочная координация движений.
- в-третьих, за счет умения аккумулировать, контролировать, стимулировать и направлять по собственному желанию поток жизненной биоэнергии квазиматериальной субстанции «ци» для активизации физиологических и психофизических процессов, осуществления требуемых динамических структур на уровне максимальных и запредельных возможностей личности. Подобное положение, в котором наблюдается причудливое смешение самой невероятной мистики с вполне продуманными и обоснованными изысканиями в области физиологии, психологии, аутогенной тренировки и гипноза было разработано теоретиками даосской йоги и позднее взято на вооружение приверженцами чань-буддизма и мастерами боевых искусств.
Таким образом, секта чань, призывавшая к укреплению тела и духа, отвечала самым сокровенным чаяниям средневекового воина, позволяла спонтанно выбрать оптимальный вариант действий в смертельном поединке, максимально мобилизовав возможности мозга, вызвав резкое обострение органов чувств и сконцентрировав все двигательные ресур-
сы для победы, повышая шансы на биологическое выживание [6].
Давным-давно дзэн покинул пределы монастырей и стал мировоззрением многих людей как на Востоке, так и на Западе из-за своей особой черты, раскрывающей для каждого индивидуума собственный уникальный путь жизни и возможности в полной мере реализоваться в нем. Практика дзэн позволяет современному человеку, минуя религиозные предрассудки, мишурность церкви, бесконечные философствования и словоблудия, вселить уверенность в своих силах и познать радость гармонии с окружающим миром
Завершая рассмотрение дзэн-буддийско-го учения, следует отметить, что невозможно достаточно полно осветить даже несколько аспектов огромного пласта древней мудрости дзэн-буддизма, взятых применительно к практике боевых искусств. Таким образом, самое правильное, к чему должен стремиться человек в своей жизни - к силе знания мира, к аргументам истины, какие они есть на самом деле, а не какими их пытаются представить для подчинения умов и душ.
Даоссизм. Еще одной религией китайского происхождения, получившей распространение в простом народе, явился складывающийся из древнего даосского учения и оформившейся во II в. н. э. в религиозномистическую систему даосизм (учение о Пути-дао). Основателем его, согласно историческим документам, считается Чжан Лин (Чжан Дао-лин) (II в. н. э.).
Даосская религия восприняла древние анимистические верования Китая: культ Неба и культ святых мудрецов. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифов. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманизма; ей была присуща вера в святых, чудотворцев и в магию самосовершенствования. Даосские божества обладали человеческими качествами, были близки народу по древним преданиям, что способствовало распространению этой религии. Монахи даосы и проповедники затемняли сознание людей верой в чудеса, в искусство волшебства, силу заклинаний, гаданий и магии. Большое значение они придавали талисманам, написанию магических знаков, возжиганию благовоний, особой системе физических уп-
ражнений. Особая система дыхания, особые позы, подобные индийским асанам Хатха-йоги, особый вид массажа и т. д. - все это, если правильно воспринять и освоить, должно было способствовать стяжать всю силу и мощь вселенной-макрокосмоса, стать непобедимым, научить подниматься в воздух и путешествовать по облакам, помочь продлить жизнь, а возможно и достичь бессмертия.
Главным религиозным каноном даосизма являлся известный памятник философской мысли древнего Китая «Дао дэ дзин» ГУ-Ш в. до н. э. (Книга о Пути-дао и благой силе - дэ). Его непоследовательное учение толковалось в идеалистическом, мистическом духе. Даосы приняли древнее учение о борьбе двух противоположных начал Инь-Ян (женское, мягкое, темное, слабое - мужское, твердое, светлое, сильное и т. д.). Основным принципом поведения считалось «У-вэй» (недеяние). Идеология даосов, сохраняя и культивируя элементы примитивной диалектики, оказала влияние на развитие таких отраслей знаний, как алхимия, химия, биология, медицина, бионика и др. Религиозномистические сочинения сохранили рецепты лекарств, описания свойств металлов и минералов [7].
Стили и школы «мягкого», «внутреннего» (нэй-пай) направления боевых искусств постепенно оформились в общепризнанном центре даосских традиций монастырского комплекса в горах Удан-шань в провинции Хубэй (что означает «Севернее озер», - расположенных в среднем течении Янцзы). Там в знаменитом центре паломничества расположено множество даосских святынь: храмов, монастырей, культовых сооружений, водопадов, искусно выполненных мостиков, затейливых беседок, статуй, скульптур. В этом живописном месте в монастырях и храмах и просто в скитах, горных гротах и пещерах жили монахи-отшельники, даосские ученые философы и алхимики, маги и волшебники, мастера боевых искусств. Там формировались многочисленные дыхательно-медитативные комплексы в сочетании с боевыми системами и гимнастическими упражнениями, разрабатывались методы диетологии, рецепты «эликсиров бессмертия», «вечной весны» посредством приема трав, минералов и даже ядов, в состав которых
входили: свинец, ртуть, серебро, золото,
мышьяк и т. д.
Мифологизированное китайское сознание и историография связывают возникновение «внутренних» стилей с расцветом мистифицированной даосской философии, ее прикладных направлений, бурным ростом школ боевых искусств, появлением различных стилей, что привело к более тонкой дифференциации характера, принципов и целевых установок цюань-шу (кулачное искусство) и становлению нового направления боевых единоборств.
Следуя многочисленным наиболее правдоподобным мифам и легендам и документам священных писаний, история, придавшая импульс возникновению стилей «нэй-цзя» и самого большого, самого распространенного, многопрофильного и многоликого в настоящее время, пользующегося ни с чем не сравнимой популярностью в Китае и за его пределами, оказавшего кардинальное, определяющее влияние на структуру философской базы, канонических положений, лежащих в основе «мягких» стилей цюань-шу, - стиля тайцзи-цюань (Великий предел), выглядит так. Даосский монах Чжан Саньфэн (Чжан Три богатства), в молодости в совершенстве освоивший приемы цюань-шу по программе Шаолиня, сидел на веранде основного архитектурного комплекса Удана, главного даосского храма - Храма Пурпурного облака (Биюнь-сы) и предавался медитации. Из состояния сомопогружения его вывел шум, сопровождаемый шипением, клекотом и хлопаньем крыльев. Чжан открыл глаза и увидел журавля, атакующего большую змею. Он подпрыгивал, наскакивал, пытаясь нанести ей разящий удар клювом, и защищался взмахами крыльев, когда змея его контратаковала. Змея же раскачиваясь, защищалась спокойно, плавно передвигаясь к укрытию и сохраняя боевую стойку с высоко поднятой головой. Уклоняясь от ударов, она выжидала, пока противник, промахнувшись, откроется, чтобы поразить его ядом. Наблюдая за поединком, мастер невольно вспомнил изречение одного из основоположников даосизма -Лао-цзы. «Я не смею наступать хотя бы на шаг, но и отступать назад, это действие посредством недеяния (у-вэй), удар без усилия (у-син)». Даосские мудрецы учили, что небесное дао не борется, но умеет побеждать,
мягкость, податливость и изворотливость всегда одолевают грубую силу. Осмыслив важнейшие принципы увиденного боя, взяв это за основу, Чжан Саньфэн занялся обобщением новых положений и разработкой конкретных приемов и методов цюань-шу, в которых идеи о преодолении силы с помощью слабости и твердого посредством мягкости получили оптимальное воплощение. Уступая силе, входя в сверхчувственный контакт с противником и следуя его движениям, нейтрализовать его силу, обратить ее вспять - таков главный принцип тайцзицюань, ставшего базой и фундаментом магистрального направления удан-пай, положившего начало множеству «мягких», «внутренних» (нэй-цзя) больших и малых школ и стилей боевых искусств [8].
В представлении даосов все на свете, в т. ч. и природа человека, есть порождение Земли и Неба, двух противоположных, взаимодействующих, взаимопреодолевающих,
взаимодополняющих, взаимопереходящих
друг в друга сил и начал Ян (муж.) - Инь (жен.): Жизнь и Смерть, Свет и Тьма, Тепло и Холод, Добро и Зло, Движение и Покой. От Инь-Ян берут начало все вещи: одушевленные твари и неодушевленные предметы, сотворенные из одного материала - субстанции «жизненной энергии» (Ци - кит., Ки - япон.). Пестование, накопление, умение впитывать ее из мирового океана, взращивать, управлять и направлять поток «Ци» по своему усмотрению по каналам и меридианам организма (следует особо подчеркнуть условность этих линий с позиций современной науки), изливать в нужное время и в нужной точке для активизации физиологических и психических процессов - все это должно
вести к полному физическому, нравственному и духовному совершенствованию и являться необходимым уровнем восхождения к овладению силой всей Вселенной. По утверждению теоретиков даосизма, человек в своей потенции равен Вселенной, а Вселенная равна человеку, и он может стяжать всю ее мощь, если сумеет найти правильный Путь постижения Вселенского дао. Для этого следовало познать Естественный порядок Мироздания, Закон всеобщего соответствия, Великое дао, направляющее ход жизненных метаморфоз [9].
1. Перемолов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
2. Краснодембская И. Буддизм: истоки, идеи, догмы // Азия и Африка сегодня. 1985. № 6. С. 58-61.
3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983. С. 73-78.
4. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки у-шу. М., 1990.
5. Судзуки Д. Дзэн-буддизм. Основы дзэн-буддизма. Практика дзэн: пер. с англ. Бишкек, 1993.
6. Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Дух воина. Краснодар, 1993.
7. Долин А.А. «Наука жизни» древних даосов // Проблемы Дальнего Востока. 1984. № 2. С. 172-180.
8. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань. Полное руководство по теории и практике / пер. с англ. Ю. Болдырева. М., 1998.
9. Абаев Н.В. Даосские корни ушу // Кэмпо. № 3. С. 24-29.
Поступила в редакцию 16.06.2013 г.
UDC 244.82
RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL, MORAL AND ETHICAL AND PSYCHOPHYSICAL BASES OF MARTIAL ARTS OF THE EAST
Aleksander Mikhailovich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Physical Education Department, e-mail: syutina@tsu.tmb.ru
The historical, religious and philosophical beliefs of Ancient China (Taoism, Buddhism, and Confucianism) and their influence on the development of martial arts of the peoples of the far East-Asian Pacific region are considered. The work highlights the foundations and capacities of psychological self-regulation Chan-Zen Buddhism and its impact on the mobilization of the spiritual and physical forces adept in extreme situations.
Key words: martial arts; Zen Buddhism; psychophysical self-regulation; active meditation.