Литература
1. За теплом - в Арктику (Н. Патрушев: потребности страны в энергоресурсах обеспечены на десятки лет вперед) // Российская газета. - 2011. - №5 (5381). - 14 янв.
2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный источник]. - URL: http://www.mfo.mmfm/fbdohod.php (дата обращения
21.09.2013).
3. Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. - М.: Экономика, 2006. - С. 293- 294.
4. Кузьмин Э.Л., Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект. - М.: Научная книга, 2009. - С.256; Тарлинский В. Трубопроводы - инструмент геополитики? -М.: МИК, 2009. - С. 409.; Симонов К. Трубопровод - понятие политическое // Международная жизнь: нефть России в XXI веке. - 2010. - Спец. вып. - С. 160.; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его гео-
стратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2005. - С. 163-178.
5. Проект №99045329-2 ФЗ «О магистральном трубо-
проводном транспорте» (во втором чтении) / Официальный сайт Г осударственной Думы Российской Федерации [Электронный источник]. - URL: http://www.duma.
gov.ru/.
6. [Электронный источник]. - URL: http://
www.pronedra.ru/gas/2011/12/23/slancevyj-gaz (дата обращения 12.10.2013).
7. [Электронный источник]. - URL: http://dw.de/p/ 197qL (дата обращения 02.09.2013).
Калмыков Алексей Степанович, эксперт Фонда содействия развитию правовых технологий XXI века, г. Москва, e-mail: [email protected].
Kalmykov Alexey Stepanovich, expert, Fund for Assistance to Development of Legal Technologies of the XXI century, Moscow, e-mail: [email protected].
УДК 32.001 (470) © А.С. Калмыков
ИСТОЧНИКИ ВНЕШНИХ УГРОЗ ОБЪЕКТАМ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
В статье автором выделяются основные факторы, которые необходимо учитывать при характеристике внешних угроз объектам магистрального трубопроводного транспорта России на современном этапе. Рассматриваются основные источники внешних угроз этим объектам. Иллюстрируется опыт правоохранительных органов России по противодействию внешним угрозам.
Ключевые слова: магистральный трубопроводный транспорт, топливно-энергетический комплекс, обеспечение безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, внешние угрозы безопасности объектам магистрального трубопроводного транспорта.
A.S. Kalmykov
THE SOURCES OF EXTERNAL THREATS TO THE OBJECTS OF THE TRUNK PIPELINE
TRANSPORTATION OF RUSSIA
In the article the author highlights the main factors to consider while characterizing external threats to the objects of the trunk pipeline transportation of Russia at present stage. The main sources of the external threats to these objects are considered. The experience of Russia’s law enforcement authorities to counteract the external threats has been provided.
Keywords: trunk pipeline transportation, fuel and energy complex, ensuring the safety of the objects of trunk pipeline transport, external threats to the safety of the objects of trunk pipeline transport.
В современных условиях развития мировой экономики одной из наиболее важных проблем является вопрос распределения энергоресурсов. Особую роль приобретает взаимосвязь между этими ресурсами и международными отношениями. Борьба за доступ к надежным источникам сырья и энергии, а также проблема их ценообразования становится главной причиной конфликта между добывающими и потребляющими странами. Указанные факторы представляют собой внешние угрозы, оказывающие непосредственное влияние на происходящие в российском топливно-энергетическом комплексе процессы.
Россия уже сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на внешние рынки топливно-энергетических ресурсов. Стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование устойчивых отношений на новых энергетических рынках соответствуют ее национальным интересам [1]. Магистральный трубопроводный транспорт1 (далее МТТ) угле-
1Магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготов-
14/2013
водородного сырья (нефти и газа) является важнейшей составляющей федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливноэнергетического комплекса (ТЭК) страны, обеспечивающего основу стабильного экономического роста России.
Действующая в России система магистральных трубопроводов, распределительных и разводящих сетей жидких и газообразных углеводородов сформировалась в 60-80 гг. ХХ в. и в настоящее время продолжает интенсивно развиваться. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет свыше 220 тыс. км, из них газопроводов около 170 тыс., нефтепроводов - 71 тыс. км [3]. По ее инфраструктуре перемещается 100% добываемого газа в стране, свыше 90% нефти и более 50% продуктов нефтепереработки. Необходимо отметить, что протяженность трубопроводов постоянно увеличивается в связи с реализацией прежде всего таких крупных межгосударственных проектов в этой сфере по строительству магистральных трубопроводов, как «Восточная Сибирь - Тихий океан», «Северный поток», «Южный поток» и др. Системы магистральных трубопроводов уже в настоящее время «накрывают» свыше 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения.
Значение магистрального трубопроводного транспорта как важнейшей составной части топливно-энергетического комплекса в последние годы непрерывно возрастает. Это обусловлено доминирующим положением ТЭКа в экономике страны1.
В современных условиях при характеристике внешних угроз объектам магистрального трубопроводного транспорта России следует учитывать следующие основные факторы.
Во-первых, эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала ТЭК является основой устойчивого развития экономики, повышения качества жизни российских граждан и укрепления внешнеполитических и внешнеэкономических позиций.
Во-вторых, МТТ служит базисом для полноценной интеграции в мировой энергетический
ленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно и экономически независимых систем магистрального трубопроводного транспорта, магистральных трубопроводов.
'В сложившейся структуре российской экономики топливно-энергетический комплекс вносит значительный вклад в формирование бюджета страны, обеспечивая более 10% валового внутреннего продукта (ВВП) и около 50% доходов федерального бюджета [4].
рынок и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.
И, в-третьих, это объективный рост и усиление значимости российского МТТ в сфере обеспечения глобальной энергетической безопасности.
В настоящее время наряду с такими традиционными крупными потребителями энергоресурсов, как США и Западная Европа, появились новые импортеры, среди которых прежде всего Китай и Индия. Стоит отметить, что Китай уже в 2009 г. обошел США по потреблению энергоресурсов. По подсчетам Международного энергетического агентства, в 2009 г. Китай использовал 2,25 млрд тонн условного топлива (в нефтяном эквиваленте), что на 4% выше, чем в США (2,170 млрд). В эту цифру включены потребление ископаемых энергоносителей, выработка электроэнергии на АЭС, а также возобновляемые (ГЭС) и альтернативные источники энергии.
Существенное влияние на состояние мировой энергетической безопасности в последние годы оказали события, названные «арабской весной» на Ближнем Востоке (Египет, Ливия, Тунис и др.), перекинувшиеся в страны Персидского залива. Дестабилизация политической обстановки в указанных государствах, являющихся крупнейшими экспортерами нефти, явилась одним из факторов, повлиявших на мировой рынок энергоресурсов.
Кроме того, в условиях глобализации экономики отдельного внимания и изучения заслуживает деятельность так называемых транснациональных корпораций (ТНК). Существующая в последние годы государственная система все меньше отражает реальное положение и не объясняет, где именно находится власть. Действительно, большинство стран содержит огромные армии, чтобы навязывать свою волю другим, но эти армии все меньше используются для защиты страны. Интересы самых сильных государств мира часто тесно связаны с интересами расположенных в них ТНК, и это сказывается на их международной политике. Многие из них обладают большей политической и экономической властью, чем государства, в которых они осуществляют свои операции. Оборот некоторых ТНК превышает ВВП отдельных стран. В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства и в то же время всегда готовы повернуться к этим самым государствам спиной, если это больше отвечает их собственным интересам. Между тем рейтинг крупнейших транснациональных корпораций возглав-
ляют как раз нефтедобывающие и энергетические корпорации.
Нельзя не отметить тот факт, что США, все еще являясь крупнейшим в мире потребителем нефти, играют ведущую роль в координации деятельности мирового сообщества по обеспечению глобальной энергетической безопасности. Руководство США, понимая зависимость экономики своей страны от нефти в целом и особенно от ее импорта, принимает упреждающие меры по обеспечению национальной энергетической безопасности, в том числе путем усиления своего военного присутствия в странах Ближнего Востока. Попытки США и их союзников решить топливно-сырьевую проблему с «позиции силы» за счет интересов других государств и в первую очередь добывающих стран или путем использования специальных сил и средств под нетрадиционными прикрытиями могут привести к серьезным отрицательным последствиям.
Особую активность США проявляют в энергетическом секторе Средней Азии (Казахстан, Туркмения, Азербайджан), где они имеют свои долгосрочные интересы и преследуют цели диверсификации энергетических трубопроводов для устранения зависимости Европы и США от монополизма России в этой сфере [5].
Известный американский ученый и политик Збигнев Бжезинский в середине 90-х годов прошлого столетия сформулировал геополитические интересы США в Средней Азии следующим образом: «...Хотя Соединенные Штаты расположены далеко, их роль со ставкой на сохранение геополитического плюрализма в постсоветской Евразии просматривается на общем фоне как постоянно возрастающая по значимости в качестве косвенного действующего лица, явно заинтересованного не только в разработке ресурсов региона, но и в предотвращении того, чтобы только Россия доминировала на геополитическом пространстве региона. Действуя таким образом, Америка не только преследует масштабные стратегические цели в Евразии, но и демонстрирует свои растущие экономические интересы, а также интересы Европы и Дальнего Востока в получении неограниченного доступа к этому до сих пор закрытому району [6].
Указанные факторы влияют на процессы, происходящие в топливно-энергетическом комплексе России, поскольку основные его элементы, такие как магистральный трубопроводный транспорт, тесно связаны с топливноэнергетическим комплексом стран ЕС и СНГ. Все более обостряющиеся противоречия между национальными интересами России и финансо-
во-экономическими интересами ряда развитых стран, использующих для достижения своих стратегических замыслов весь арсенал сил и средств воздействия на происходящие в российском ТЭКе процессы, обусловливают наличие внешних угроз.
Так, к наиболее серьезным сформировавшимся внешним угрозам безопасности МТТ России следует отнести обострение конкурентной борьбы за доминирование на мировых рынках сбыта углеводородного сырья, активное противодействие со стороны зарубежных ТНК попыткам российских государственных и частных компаний расширить свое присутствие в данных направлениях. Одновременно интересы зарубежных транснациональных корпораций подталкивают их предпринимать шаги по усилению своего влияния на российский ТЭК, созданию позиций в органах власти и управления. Для осуществления указанной деятельности в целях ослабления экономики России ими используются международные организации и фонды, зарубежные фирмы и компании, участвующие в реализации инвестиционных проектов на объектах российского МТТ.
С учетом изложенного к источникам внешних угроз объектам МТТ России можно также отнести следующее.
1) попытки ввести ограничения по транспортировке посредством МТТ экспортируемых из России энергоресурсов, а именно тенденции к росту возможности блокировки нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств на политическом уровне;
2) стремление иностранных компаний установить контроль над энергетическими источниками, важнейшими отраслевыми предприятиями ТЭКа, крупными совместными российскими и зарубежными проектами по строительству неф-те- и газопроводов, их развитием в выгодных для иностранных государств направлениях;
3) нарастание террористических и диверсионных устремлений к объектам магистрального трубопроводного транспорта страны со стороны международных террористических и экстремистских организаций, имеющих тесные связи с аналогичными структурами на территории России. Среди наиболее уязвимых объектов магистрального трубопроводного транспорта необходимо выделить газораспределительные станции, подземные хранилища газа, резервуары с нефтью, насосно-силовое оборудование и автоматику перекачивающих станций;
4) противодействие продвижению на зарубежные рынки и вытеснение России с уже освоенных рынков углеводородного сырья, а также
14/2013
создание крупными межнациональными корпорациями, экономические интересы которых на мировом рынке энергоресурсов пересекаются с интересами российских компаний, режимов ограничений для российской стороны (например, одна из таких попыток была предпринята в 2008 г., когда послы США в Венгрии и Швеции в категоричной и грубой форме требовали отказа от сотрудничества с Россией в рамках строительства магистральных газопроводов «Южный поток» и «Северный поток»);
5) зависимость российских компаний от импорта высокотехнологичного оборудования для строительства МТТ, материалов, комплектующих изделий;
6) угрозы безопасности МТТ России в сфере информационных технологий. К примеру, в марте 2012 г. Министерство национальной безопасности США обнаружило, что неизвестные хакеры в течение полугода готовили нападение на системы управления американскими газопроводами. Хакеры применяли технику «направленного фишинга» («8реаг-рЫ8Ы^»), чтобы завладеть паролями и получить доступ к системам управления газопроводами. Энергетические системы США в прошлом уже подвергались хакерским атакам. Об одном из таких нападений стало известно в феврале 2011 г.: группа хакеров пыталась завладеть финансовой информацией американских энергетических компаний для последующих манипуляций на рынке [7]. По мнению автора, осуществление аналогичных акций возможно и в отношении объектов российского МТТ.
Реализация любой из перечисленных угроз может оказывать негативное воздействие на энергетическую безопасность России в целом, систему энергетики, привести к существенной дестабилизации энергоснабжения, а также нормальному функционированию системы МТТ.
Как показывает практика, наибольшие сложности возникают при обеспечении антитеррори-стической и противодиверсионной защищенности линейно-протяженных объектов топливноэнергетического комплекса, таких как системы магистрального трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа. Это объясняется трудностями в практической реализации обеспечения их сплошной физической защиты техническими средствами и силами подразделений охраны. Именно в сфере обеспечения антитер-рористической защищенности магистральных трубопроводов практика взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов получила наибольшее развитие. Однако основные расходы по техническому оснащению
систем безопасности и охране объектов согласно российскому законодательству несут сами энерготранспортные компании.
Например, в рамках обеспечения антитерро-ристической и противодиверсионной защищенности объектов МТТ мобильные группы подразделений военизированной охраны систематически проводят осмотры мест прохождения трубопроводов. Ведутся работы по практическому использованию робототехнических комплексов и беспилотных летательных аппаратов для мониторинга состояния защищенности удаленных и необслуживаемых объектов добычи и транспортировки энергоносителей, а также для своевременного выявления и предупреждения угроз их безопасности. Вместе с тем высокая стоимость антитеррористических мероприятий и рекомендательный, а не обязательный, характер большинства существующих нормативных требований по обеспечения антитеррористической защищенности ведут к тому, что руководство некоторых, в т.ч. крупных компаний стремиться ограничиться лишь минимально необходимым объемом таких мероприятий.
Стоит также отметить, что определенный опыт обеспечения безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта от внешних угроз достигнут на межгосударственном уровне в рамках взаимодействия госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), поскольку доставшаяся в наследство от СССР высокая степень интеграции МТТ России в энерготранспортную систему стран СНГ определяет заинтересованность российских правоохранительных органов в активизации многостороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области защиты энергетической инфраструктуры от различного рода угроз.
В связи с этим ведется конкретная работа со странами СНГ в части обеспечения безопасности транспортировки углеводородов. С правоохранительными органами этих стран проводятся совместные учения. Так, например, 4 сентября 2012 г. в Ростове-на-Дону в рамках Сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ проведены совместная командно-штабная тренировка «Дон-Антитеррор-2012» по теме «Взаимодействие органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств-участников СНГ при проведении совместных и/или согласованных оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и предупреждению готовящихся террористических актов на критически важных
объектах энергетической и иной инфраструктуры» и заседание научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре госу-дарств-участников СНГ по теме «Обеспечение энергетической безопасности государств-участников СНГ. Научно-практические основы деятельности органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов».
В целом, давая положительную оценку проделанной совместной работе правоохранительных органов России со своими партнерами из стран СНГ в области антитеррористической безопасности объектов МТТ, необходимо отметить, что, возможно, не весь потенциал такого сотрудничества использован в полной мере. В целях активизации взаимодействия в рамках АТЦ СНГ при обеспечении безопасности объектов МТТ в современных условиях возможны следующие направления дальнейшей работы:
- осуществление комплексного антитерро-ристического и противодиверсионного обеспечения как действующих магистральных трубопроводов углеводородного сырья, проходящих по территории стран СНГ, так и проектов строительства новых маршрутов энергоснабжения;
- создание единой информационной базы данных для накопления и систематизации сведений о лицах и организациях, участвовавших в совершении или подготовке террористических акций и диверсий на объектах энергетической инфраструктуры, тактики их проведения.
Кроме того, имеется также огромный потенциал в выработке межгосударственных нормативно-правовых актов в рамках СНГ в области регулирования деятельности и обеспечения безопасности магистрального трубопроводного транспорта.
Изучение научных публикаций по данной проблеме показывает, что крупные межрегиональные проекты практически всегда и везде испытывают на себе определенное негативное влияние заинтересованных политических сил либо транснациональных корпораций, международных преступных, террористических и экстремистских организаций [8]. Имеются серьезные внешние силы, которые не заинтересованы в продвижении крупных межгосударственных проектов, предпринимают попытки недопущения продвижения России на зарубежные рынки и вытеснения с уже освоенных рынков углеводородного сырья.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что специфика современной ситуации в мире по-прежнему характеризуется увеличением спроса на сырую нефть и природный газ (в первую очередь за счет таких стран, как США, Китай, Индия и Бразилия), несмотря на стремительное развитие альтернативных источников энергии. В этих условиях органы государственной власти, правоохранительные структуры России, а также собственники предприятий МТТ должны четко и своевременно прогнозировать возникновение внешних угроз объектам МТТ России. Эта задача является стратегически важной, поскольку безопасное функционирование магистрального трубопроводного транспорта России отвечает долговременным интересам государства в сфере обеспечения энергетической безопасности, политического суверенитета и экономической стабильности.
Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
2. Проект № 99045329-2 Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» (во втором чтении) // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный источник]. - URL: http:// www.duma.gov.ru/.
3. Российский статистический ежегодник: стат. сб. -М.: Росстат, 2012. - С. 490.
4. По данным Министерства финансов Российской
Федерации за 2012 г. [Электронный источник]. - URL: http://www.mfo.mmfm/fbdohod.php (дата обращения
21.04.2013).
5. Еремин Е. Трубопроводы как фактор внешней политики // Российские вести. - 2007. - №28.
6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2005. - С. 163-178.
7. [Электронный источник]. - URL: http ://lenta.ru/news/ 2012/05/09/pipeline/ (дата обращения 31.05.2013).
8. Кузьмин Э.Л., Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект. - М.: Научная книга, 2009. - С. 256; Тарлинский В. Трубопроводы - инструмент геополитики? -М.: МИК, 2009. - С. 409.; Симонов К. Трубопровод - понятие политическое // Международная жизнь: нефть России в XXI веке. - 2010. - Спец. вып. - С. 160.; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2005. - С. 163-178.
Калмыков Алексей Степанович, эксперт Фонда содействия развитию правовых технологий XXI века, г. Москва, e-mail: [email protected].
Kalmykov Alexey Stepanovich, expert, Fund for Assistance to Development of Legal Technologies of the XXI century, Moscow, e-mail: [email protected].