12.2. ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Исакова Анна Викторовна, кандидат технических наук, соискатель кафедры экологического и природоресурсного права Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Аннотация: в статье представлены результаты исследования правовых требований охраны окружающей среды при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта. Рассмотрены основные понятия магистрального газопровода, магистрального нефтепровода заложенные в технических и национальных стандартах. На их основе сформулировано понятие термина «магистральный трубопроводный транспорт», который в настоящее время отсутствует в российском законодательстве. Рассмотрены основные международные Конвенции и Договоры, которые легли в основу природоохранного законодательства России и используются при урегулировании эколого-правовых отношений проектирования объектов магистрального трубопроводного транспорта. В статье представлен глубокий анализ требований при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта с учётом охраны окружающей среды. На основе проведённого исследования представлены авторские выводы, которые будут интересны законодателям, экологам-юристам и специалистам в области охраны окружающей среды.
Ключевые слова: магистральный трубопроводный транспорт; опасный производственный объект; экологическое законодательство; государственная экологическая экспертиза; государственная экспертиза проектной документации; проектная документация; инженерные изыскания; оценка воздействия на окружающую среду; общественные слушания.
LEGAL ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE DESIGN OF MAIN PIPELINE TRANSPORT FACILITIES
Isakova AnnaV., PhD in Engineering Science, applicant of Ecology and Natural Resources Law department Work place: Moscow State Law University named by Kutafin (MSLU)
Annotation: the article presents the results of the study of legal requirements for environmental protection in the design of main pipeline transport facilities. The main concepts of the main gas pipeline, the main oil pipeline laid down in technical and national standards are considered. On their basis, the concept of the term «trunk pipeline transport» is formulated, which is currently absent in Russian legislation. The main international Conventions and Treaties that formed the basis of the environmental legislation of Russia and are used in the settlement of environmental and legal relations in the design of main pipeline transport facilities are considered. The article presents a deep analysis of the requirements for the design of main pipeline transport facilities with regard to environmental protection. On the basis of the conducted research, author's conclusions are presented, which will be of interest to legislators, environmental lawyers and specialists in the field of environmental protection.
Keywords: main pipeline transport; hazardous production facility; ecological legislation; State Environmental Expertise; State expert examination of planning documentation; project documentation; engineering surveys; environmental impact assessment; public hearings.
В последние годы благополучие нашей страны существенно зависит от надежного функционирования топливно-энергетического комплекса. В 2016 [11] году Россия заняла 7-8 место по добыче нефти и газового конденсата. В стране широко распространена подготовка специалистов в области строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса. Но несмотря на рост и расширение этой сферы деятельности необходимо найти баланс между правом человека на высокое качество окружающей среды и в тоже время на достойный уровень экономического обеспечения.
Развитие топливно-энергетического комплекса тесно связано с освоением природных ресурсов на территории Российской Федерации, что оказывает существенное воздействие на окружающую среду. По данным за 2016 год на топливно-энергетический комплекс пришлось:
- 4427,1 тыс.тонн выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников составили (стр.240 отчета);
- 386, 0 млн. куб. м сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты;
- 31106,6 млн. тонн образования отходов производства и потребления;
- 36029 млн. рублей на текущие затраты на охрану окружающей среды.
После добычи углевородное сырьё транспортируется до пунктов переработки, а затем до потребителя. Транспортировка может осуществляться морским и речным путём с помощью специально оборудованных танкеров, железной дорогой в цистернах, автотранспортом и по магистральным трубопроводам. Транспортировка по магистральным трубопроводам зарекомендовала себя, как самый дешевый и надежный вид транспорта. Стоит отметить, что на территории России расположена самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, общей протяженностью 249 тыс. км, по которым транспортируется нефть, нефтепродукты и природный газ. России до сих пор принадлежит мировой рекорд по протя-
женности магистрального трубопровода, которым является -нефтепровод «Дружба», его длина составляет 5,5 тыс. км. Транспортировка углеводородного сырья по магистральным трубопроводам в России обеспечивается несколькими крупными компаниями: ПАО «Транснефть» (транспортировка нефти и нефтепродуктов) [23], ПАО «Газпром» (транспортировка природного газа) [22], АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (транспортировка нефти) [21], ПАО «Лукойл» (транспортировка нефтепродуктов) [20].
Согласно ГОСТ Р 57512-2017 [10], магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов - «представляет собой единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленной нефти и нефтепродуктов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки их на автомобильный, железнодорожный или водный виды транспорта, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения издания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
Система магистральных нефтепроводов и нефтепродукто-проводов - это совокупность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, обеспечивающая транспортировку нефти и нефтепродуктов потребителям как в Российской Федерации, так и за рубеж.
Согласно ГОСТ 55989-2014 [9] под магистральным газопроводом подразумевают «технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой технологической частью, предназначенных для транспортирования подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции (природного газа) от объектов добычи и (или) пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и (или) хранения».
Отличительной особенностью объектов магистрального трубопроводного транспорта от других опасных производственных объектов является наличие в своём составе одновременно линейных и площадных (точечных) объектов.
Линейная часть газопровода - это «часть магистрального газопровода, объединяющая компрессорные станции в единую газотранспортную систему для передачи газа потребителям».
Линейная часть магистрального трубопровода (для транспортировки нефти и нефтепродуктов) - предназначена для перемещения транспортируемых нефти/нефтепродуктов, включающий собственно трубопровод, вдольтрассовые линии электропередачи, кабельные линии и сооружения связи, устройства электрохимической защиты от коррозии и иные сооружения и технические устройства, обеспечивающие его эксплуатацию.
Площадочный объект (магистрального трубопровода для транспортировки нефти и нефтепродуктов) - это объект магистрального трубопровода, предназначенный для выполнения одной или нескольких технологических операций по приему, накоплению, учету, поддержанию необходимого режима перекачки, перевалке нефти/нефтепродуктов, подогреву, смешению нефти.
Как правило, в состав площадочного объекта нефтепроводов и газопроводов входят здания, сооружения, строительные конструкции, технологические трубопроводы, сети
инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, технологическое оборудование, технические устройства, обеспечивающие соответствие объекта магистрального трубопровода требованиям безопасности (это нефтеперекачивающие станции, резервуар-ные парки, терминалы, компрессорные станции, газораспределительные станции).
На основании вышеизложенных отраслевых определений можно сказать, что магистральный трубопроводный транспорт разделён на две части: для газопроводов и нефтепроводов (нефтеропродуктопроводов). Таим образом, но основании этих определений сформулируем единый термин для магистрального трубопроводного транспорта - это вид транспорта, предназначенный для транспортировки в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции природного газа, подготовленной нефти и нефтепродуктов с помощью производственно-технологического комплекса трубопроводов с подземными, подводными, наземными и надземными сооружениями, предназначенными для транспортировки продукции от пунктов приёма до пунктов сдачи потребителям или их перевалки на другой вид транспорта и (или) хранения.
Несмотря на то, что магистральный трубопроводный транспорт плотно вошёл в нашу жизнь, как самый дешевый вид транспорта, строительство и эксплуатация таких объектов требует к себе особого внимания, ведь они относятся к опасным производственным объектам 1 и 2 класса опасности [34].
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации [5] «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Согласно ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации если требования федерального законодательства не совпадают с требованиями международных договоров, которые ратифицировала российская Федерация, то в первую очередь должны применяться правила международного договора.
Международные договоры являются одним из важнейших составляющих элементов формирования системы российского законодательства и договорно-правовой базы в сфере международных взаимоотношений. Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место занимает Организации Объединенных Наций (ООН). Большинство международных конвенций, имеющих отношение к охране окружающей среды, разрабатываются по инициативе ООН и её специализированных учреждений.
В период с 1948 по 1972 год в мировом сообществе произошло осознание того, что человек осуществляя хозяйственную деятельность, оказывает влияние на изменения в природе, были выявлены такие изменения: как уменьшение озонового слоя, были зафиксированы изменения климата, сократилось биологическое разнообразие, что привело к исчезновению нескольких видов животных и растений. В это период на первом месте стоял вопрос восстановления мировой экономики после Второй мировой войны. В первую очередь уделяли внимание регулированию отношений в области энергетических ресурсов, транспорту, науке и трудовым отношениям, а экологические вопросы заняли второстепенную нишу.
В 5-6 июня 1972 года в г. Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды [13]. На
этом форуме впервые обсуждалась концепция устойчивого развития. Итогами Конференции стало: принятие Декларации из 26 принципов, плана действий и решение об учреждении программы ООН по окружающей среды. Был создан Фонд окружающей среды, а 5 июня был признан Всемирным днём окружающей среды.
В 1976 году СССР ратифицировал и 1992 году вошла в действие Конвенция о водно-болотных угодьях или Рамсарская конвенция [27], направленная на сохранение и охрану водно-болотистых угодий, являющихся местом обитания мигрирующих водоплавающих птиц. По состоянию на 2017 год участниками данной конвенции являются 169 государств. Постановлением Правительства Российской Федерации, к водно-болотным угодьям России, имеющим международное значение, отнесено 35 объектов, в том числе: дельта реки Селенга (вблизи Байкала) является одним из крупных пунктов остановок птиц во время миграций и «на гнездовьях».
В 1979 году в г. Женева принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [18] (СССР ратифицировал Конвенцию в 1979 г.). Настоящая Конвенция провозглашает принципы охраны человека и окружающей среды от загрязнения воздуха выбросами изменяющихся органических соединений и их трансграничную передачу на большие расстояния. В положениях Конвенции провозглашены обязательства по разработке наилучшей политики и стратегии, включая системы регулирования качества воздуха. В частности, обязательства по разработке мер по борьбе с загрязнением воздуха, совместимые со сбалансированным развитием, путем использования наилучшей имеющейся и экономически приемлемой технологии и малоотходной и безотходной технологии. Положения Протокола содержат обязательства сократить выбросы серы на 30%, окислов азота от стационарных источников и окислов азота от механических источников на национальном уровне или их трансграничные потоки.
В 1985 году в Вене была принята Конвенция об охране озонового слоя [8], где был разработан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Протокол содержит перечень загрязняющих веществ, разрушающих озоновый слой, которые запрещены или ограничены для применения в странах, присоединившихся к Протоколу. СССР ратифицировал конвенцию в 1986 году.
В 1989 году на Конференции в г. Базель была принята Ба-зельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением [36]. Россия ратифицировала настоящую Конвенцию в 1994 году. В настоящую конвенцию попали отходы, образующиеся при использовании: нефтепродуктов, свинцово-кислотных аккумуляторов, стойких органических загрязнителей при использовании которых вещества сохраняются на протяжении многих лет и переносятся на большие расстояния через выбросы от источников выделения и загрязнения. Основная задача конвенции свести к минимуму образование опасных отходов и оградить здоровье человека и окружающую среду от негативного воздействия.
В феврале 1991 года в г.Эспо (Финляндия) Россией была подписана и в 1997 году принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте [19]. Согласно этой Конвенции, процедура оценки воздействия на окружающую среду и публичные слушания опасных производственных объектов должны проводиться на ранних стадиях проектирования. Требования данной Конвенции Россия закрепила в Положении Госкомэкологии «Об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» [26].
В 1992 году на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию [28]. Участниками Конференции стали более 100 стран. На Конференции была создана Комиссия по устойчивому развитию и приняты следующие документы:
1. Декларация по окружающей среде и развитию;
2. Повестка дня на XXI век (Agenda 21);
3. Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов («Лесные принципы»);
4. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата;
5. Конвенция о биологическом разнообразии.
В Декларации ООН по окружающей среде и развитию было установлено 27 принципов, основополагающий принцип гласит, что: «В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Остальные 26 принципов формулируют задачи государства направленных на выполнение первого принципа. Эти принципы легли в основу Федерального закона «Об охране окружающей среды» [32].
В 2007 году в Бали на Конференции ООН по окружающей среде [1] и развитию была достигнута договорённость о параметрах деятельности в ближайший период времени и принята Дорожная карта для дальнейших переговоров по контролю за глобальным изменением климата. За этот период необходимо осуществить переход от энергии угля, нефти и газа (не возобновляемых источников) на энергию возобновляемых источников, таким образом был обозначен переход на новые «зелёные» технологии.
В 2012 году в Рио-де-Жанейро спустя 20 лет состоялась повторная Конференция ООН по устойчивому развитию («Рио+20»), на которой не удалось выработать готовые решения для сохранения биосферы и выживания человека, но при этом был одобрен доклад «Будущее, которое мы хотим», что стало своего рода продолжением концепции устойчивого развития. Значение этого документа в том, что он развёрнуто представил концепцию «зелёной» экономики, как продолжение концепции «устойчивого развития». «Понятие «зелёной» экономики трактуется как развитие имеющее будущее, когда удовлетворение потребностей современного поколения не разрушает возможностей будущего поколения» [17].
В Российском законодательстве основным природоохранным регулятором является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г., № 7-ФЗ [32].
В законе изложены общие требования охраны окружающей среды на этапе размещения, проектирования, строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности. Согласно ст.34 «Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности».
В соответствии со ст.46 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов магистрального трубопроводного транспорта разрешается:
1. При выполнении «требований законодательства в области охраны окружающей среды»;
2. При наличии эффективных мер «по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации»;
3. При разработке и наличии проектов по «восстановлению загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации»;
4. В случае работ на континентальном и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, требуется наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз.
Как строительство, так и эксплуатация объектов магистрального трубопроводного транспорта, в той или иной степени, характеризуется воздействием на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву, недра, работающий персонал и др.) и связано как с безвозвратным потреблением природных ресурсов, так и с выбросами, сбросами загрязняющих веществ и образованием отходов производства и потребления. Проектируемые объекты и сооружения характеризуются различной степенью воздействия на окружающую среду при строительстве, эксплуатации и возникновении аварийных ситуаций.
Воздействие при строительстве носит временный характер. Основными факторами экологической нагрузки при строительстве являются:
- нарушение почвенно-растительного покрова в районе размещения площадных и линейных объектов (нефтеперекачивающих станций, компрессорных станции, линейной части магистрального трубопровода, линии электропередач и т.д);
- выбросы от автотранспорта, двигателей внутреннего сгорания, работающих строительных машин и механизмов, при проведении сварочных и покрасочных работ;
- шумовое воздействие на обслуживающий персонал и животный мир;
- сточные воды, образующиеся после промывки и гидравлического испытания резервуаров и трубопроводов, бытовые сточные воды;
- твёрдые бытовые и строительные отходы.
В период эксплуатации факторами экологической нагрузки будут являться:
- организованные и неорганизованные выбросы от технологических площадок;
- производственно-дождевые и бытовые сточные воды;
- нештатные аварийные ситуации, связанные с разгерметизацией оборудования;
- производственные и бытовые отходы.
При этом, основными загрязняющими окружающую среду веществами являются:
- атмосферы - углеводороды предельные и ароматические, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, сажа;
- водных объектов и почв - нефть и нефтепродукты, взвешенные вещества.
С целью соблюдения международных и российских требований экологического законодательства при разработке проектной документации на строительство и капитальный ремонт объектов магистрального трубопроводного транспорта закладываются мероприятия по снижению негативного воздействия на охрану окружающей среды. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 [24] установлены требования к составу проектной документации, где вопросам охраны окружающей среды посвящен один из 12 обязательных разделов.
Раздел по охране окружающей среды состоит из двух частей:
- текстовая часть;
- графическая часть.
В текстовой части приводится описание принятых технических решений или иных решений, даются пояснения, ссылки на нормативные и технические документы, представляются результаты расчётов и обоснования принятых решений. В графической части отображают карты-схемы, планы и иные технические решения в виде чертежей и других графических документов.
Текстовая часть раздела по охране окружающей среды содержит результаты оценки воздействия на окружающую среду и Перечень мероприятий по предотвращению и/или снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов.
В настоящий момент к содержанию раздела охраны окружающей среды отсутствуют чёткие регламентированные требования. В связи, с чем проектные организации руководствуются общепринятыми требованиями природоохранного законодательства и требованиями методических указаний по разработке природоохранной нормативно-разрешительной документации (глава V ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Результаты оценки воздействия на окружающую среду формируются из материалов Оценки воздействия на окружающую среду, требования к которой закреплены Постановлением Правительств РФ №372.
Основополагающим документом раздела Мероприятий по охране атмосферного воздуха является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 г., № 96-ФЗ [31].
Согласно требованиям настоящего закона, на этапах строительства и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта определяют:
- количество, расположение и параметры источников выбросов загрязняющих веществ от проектируемых объектов;
- концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы от проектируемых источников;
- разрабатывают предложения по нормативам предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для всех проектируемых источников загрязнения атмосферы.
В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г., № 52-ФЗ [2] в ст. 20 сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху, согласно которому «воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека». В соответствии с этим требованием при строительстве объектов должны соблюдаться установленные санитарными правилами предельно допустимые концентрации химических,
биологических веществ и микроорганизмов в воздухе. Нормативы предельно-допустимых химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Качество воздуха за пределами строительной площадки и в последующем производственных площадок эксплуатации должно соответствовать требованиям к воздуху населенных мест.
Водный кодекс Российской Федерации [3] лёг в основу разделов мероприятий по охране подземных и поверхностных вод, а также обоснований решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод. Согласно ст.11 настоящего Кодекса «приобретение права пользования поверхностными водными объектами» осуществляется на основании договора водопользования при заборе (изъятии) «водных ресурсов из водных объектов» или на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, если водный объект используется для:
- сброса сточных вод;
- строительства и реконструкции подводных переходов, трубопроводов, если такие работы сопряжены с изменение дна и берегов поверхностных водных объектов.
В период строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта вода потребуется на производственно-строительные нужды на строительных площадках, временных производственных базах строителей и хозяйственно-питьевые нужды на строительных площадках и вахтовых поселках строителей, испытаний технологических трубопроводов и емкостей. В ст.35 настоящего Кодекса установлены требования нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах.
В ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ [2] сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, где указано, что разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях при строительстве объектов «допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
Раздел по охране растительности и животного мира и среды их обитания базируется на Федеральном законе «О животном мире» от 24.04.95 г. № 52-ФЗ [34]. Согласно ст.22 настоящего Закона при реализации строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта «должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий».
Совокупность факторов, оказывающих отрицательное влияние на животных при строительстве проектируемых объектов, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые воздействия обусловливаются шумом транспортных средств. Косвенные воздействия обусловливаются сокращением площадей естественной растительности - трансформацией первичных местообитаний - и нарушением трофических связей в экосистемах, механическим повреждением растительного и почвенного покрова, созданием искусственных барьеров на путях сезонных миграций животных, сокращением кормовой базы, возрастанием рекреационных нагрузок.
Прямое воздействие на животных связанное непосредственно со строительством площадочных объектов происходит при уничтожении почвенного и растительного покрова, что сказывается в первую очередь на состоянии почвенного зоокомплекса - малоподвижных беспозвоночных, норных грызунов а также хищных млекопитающих, рептилий и амфибий, использующих подземные норы грызунов в качестве временных или постоянных убежищ. Весьма уязвимыми для данного типа воздействий становятся в гнездовой период гнездящихся на земле птиц.
Существенным фактором, влияющим на состояние животный мир, служит фактор беспокойства, связанный с шумом. В результате возможны откочевка животных на период строительства. Вытеснение животных, на уже занятые представителями этого же вида территории, ведет к возросшим конкурентным отношениям и вероятно к элиминации части животного мира. Другим аспектом воздействия строительства на животный мир служит ухудшение кормовой базы вследствие отчуждения части фитомассы. Таким образом, любое строительство всегда ведет к негативным последствиям в отношении животного мира.
Воздействие на земельные ресурсы и почвенный покров на период эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта заключается в сокращении площадей сельскохозяйственных земель в результате изъятия их в долгосрочное пользование.
Раздел «мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова» базируется на Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 [4] и Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994 г. № 140 [25]. Статья 13 настоящего Кодекса содержит требования по охране земель, которые должны обеспечиваться при строительстве и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Разработка проектов технической и биологической рекультивации должна осуществляться на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий, и месторасположения нарушенного участка.
Рекультивация земель - комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате проведения работ.
В основе раздела мероприятий по охране недр находится Федеральный закон «О недрах» от 21.02 92 г. № 2395-1 [16], В целях охраны геологической среды (недр), включающей в себя контроль и борьбу с возможным проникновением загрязнителей с поверхности в горизонты зоны свободного водообмена, сохранению запасов вод проектная документация объектов магистрального трубопроводного транспорта должна предусматривать следующий комплекс природоохранных мероприятий:
- учёт всех производственных источников загрязнения;
- оперативная локализация и ликвидация проливов горючесмазочных материалов и других загрязняющих веществ, если они возникнут;
- сбор, хранение, транспортировка, захоронение и утилизация всех видов образующихся промышленных и бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [35];
- размещение проектируемых сооружений на площадках с твёрдым покрытием (монолитный бетон, плиты из монолитного железобетона), ограждённых сборным бетонным бортовым камнем;
- защита трубопроводов, стальных подземных сооружений площадных и линейных объектов от почвенной коррозии (антикоррозионная защита усиленного типа, электрохимзащита);
- герметизация технологических процессов продуктов транспортировки;
- 100% контроль сварных швов трубопроводов;
- канализование технологических площадок предусматривается производить в соответствующие системы канализации, очистка и обеззараживание сточных вод;
- автоматизированный контроль за технологическими процессами, предотвращающий возникновение аварийных ситуаций;
- получение регулярной и достаточной информации о состоянии оборудования и инженерных коммуникаций на технологических площадках;
- своевременное реагирование на все отклонения технического состояния объектов от нормального;
- режимное наблюдение за поступлением основных загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в водоносные горизонты и контролирование показателей химического состава подземных вод;
- в целях предупреждения экзогенных геологических процессов территория, затронутая строительством, должна рекультивироватьсяся сразу же после окончания работ;
- конструкция станций, технологических сооружений, складов химреагентов и др., должна исключать возможность утечки из них загрязняющих веществ;
- контроль за техническим состоянием наблюдательных скважин;
- проведение учёта всех аварийных ситуаций, загрязняющих природную среду и принятие срочных мер по их ликвидации;
- мониторинг геологической среды;
- мониторинг неотектонических и гидрогеодеформационных процессов в районе производственных площадок.
Осуществление данного комплекса мероприятий по охране геологической среды (недр) позволит обеспечить минимальные уровни прямых, косвенных, кумулятивных и иных воздействий намечаемой деятельности в период строительства и эксплуатации проектируемых сооружений объектов и магистрального трубопроводного транспорта не вызовет активизации опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, загрязнение геологической среды. Мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварийных ситуаций так же позволят предотвратить и снизить до минимума негативное воздействие аварийных ситуаций на геологическую среду (недра).
Раздел мероприятий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов разрабатывается с учётом требований и рекомендаций Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.04.1998 г. №89-ФЗ [35] и Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2].
В период строительства и монтажа технологических сооружений объектов магистрального трубопроводного транспорта образуются: строительные отходы (битый кирпич, отходы железобетона, отходы бетона, теплоизоляционные материалы, отходы битума, асфальтобетона, древесные отходы, отходы
лакокрасочных материалов, огарки сварочных электродов, лом черных металлов и т.д.), отходы потребления (бытовой мусор, пищевые отходы, загрязненный обтирочный материал) и отходы при техническом обслуживании автотранспорта и строительной техники (отработанные автомобильные покрышки, отработанные воздушные и масляные фильтры, отработанные аккумуляторы, отработанные масла моторные и трансмиссионные), нефтезагрязнённый грунт.
Целью определения объёмов образования отходов на этапах строительства и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта является учет существующей производственной инфраструктуры, установления их степени опасности для окружающей среды, решения вопросов утилизации и захоронения отходов, а также определения размеров платы за удаление отходов строительства и эксплуатации.
Раздел производственного экологического контроля (мониторинга) базируется на требованиях Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ [32], целью которого, является:
- обеспечение выполнения в процессе эксплуатации (строительства) объектов магистрального трубопроводного транспорта мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Одним из важнейших видов производственного экологического контроля за процессами строительства и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, существенно влияющим на обеспечение их экологической и промышленной безопасности является разработка и осуществление программы Производственного экологического мониторинга.
При ведении постоянного производственного экологического контроля решаются следующие задачи:
- своевременное выявление источников и очагов нарушения, загрязнения и деградации окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации объектов и сооружений объектов магистрального трубопроводного транспорта;
- оценка выявленных изменений окружающей среды и прогноз возможных неблагоприятных последствий;
- прогноз неблагоприятных последствий при дальнейшей эксплуатации и реконструкции объектов магистрального трубопроводного транспорта;
- получение данных о поступлении в окружающую среду различных отходов при строительстве и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта;
- обнаружение сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ,
- выявление предаварийных ситуаций, прогноз возможности их возникновения для принятия соответствующих природоохранных мер;
- изучение последствий аварий и происшествий, приведших к загрязнению природной среды, уничтожению животного и растительного мира, ухудшению социальной среды;
- мониторинг последствий аварийных разливов нефти, выбросов природного газа, приведших к загрязнению и деградации окружающей природной среды;
- оценка (по результатам контроля) экологической эффективности обоснованных конструктивных решений и природоохранных мероприятий;
- разработка мероприятий по обеспечению экологически безопасной эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта;
- проверка эффективности экологически обоснованных конструктивных решений и природоохранных мероприятий на основе получаемых результатов контроля (мониторинга);
- информационное обеспечение государственных органов, контролирующих состояние окружающей природной среды;
- проверка выполнения требований законодательных актов, нормативных и других аналогичных документов, предъявляемых к состоянию природных объектов;
- выработка рекомендаций для руководства объектов магистрального трубопроводного транспорта, местной администрации (органов исполнительной власти) и государственных органов, контролирующих состояние окружающей среды.
Подводя итоги настоящего исследования, сформулируем следующие выводы:
1. Становление законодательства о магистральном трубопроводном транспорте началось в послевоенный период прошлого столетия, а базовые основы были заложены в 80-90-е годы XX века. Ратифицированные международные Конвенции и Договоры легли в основу российского законодательства. Сегодня проблема баланса между экономической, социальной и экологической составляющей является одной из самых острых в мире и положена в основу международных экономических отношений. В настоящее время система магистрального трубопроводного транспорта разделена на две части: магистральный газопровод и магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Тем самым в законодательстве Российской Федерации отсутствует единое понятие «магистральный трубопроводный транспорт». По результатам проведённого исследования нормативно-технических документов, под понятием «магистральный трубопроводный транспорт» предлагается считать вид транспорта, предназначенного для транспортировки в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции природного газа, подготовленной нефти и нефтепродуктов с помощью производственно-технологического комплекса трубопроводов с подземными, подводными, наземными и надземными сооружениями, предназначенными для транспортировки продукции от пунктов приёма до пунктов сдачи потребителям или их перевалки на другой вид транспорта и (или) хранения.
2. По результатам проведённого анализа, показано, что на стадии проектирования объектов магистрального трубопроводного транспорта должны предусматриваться все возможные меры по охране окружающей среды на этапах строительства и эксплуатации. Эти меры должны затрагивать такие направления, как: охрана атмосферного воздуха, охрана недр, охрана растительности и животного мира, охрана подземных и поверхностных водных объектов, безопасное размещение и обращение с отходами, охрана почв и земельного покрова и др. Между тем установлено, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствуют чёткие требования к разделу «Охрана окружающей среды» проектной документации, а данный раздел базируется на требованиях нескольких Федеральных законов, множества нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов. Таким образом, качество выпускаемой проектной документации во-многом зависит от опыта и ответственности проектной организации. В тоже время тревожным фактом является то, что по данным годовых отчётов государственной экспертизы за последние годы существенно упало качество проектной документации. Следовательно, для закрытия выявленного пробела в российском законодательстве, требуется разработка методических указаний по содержанию и составу раздела охраны окружающей среды в проектной документации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,63%.
Список литературы:
1. Конференция ООН по вопросам изменения климата. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/конференция-на-острове-бали-завершилась-принятием-дорожной-карты/а-3006567 (Дата обращения 28.04.2018)
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650
3. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 2381
4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147
5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электр. ресурс.]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 29.04.2018)
6. Агафонов В.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами // Lex Russia. 2016. №6(115). С.61-81
7. Агафонов В.Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С.121-125
8. Венская конвенция об охране озонового слоя. [Электр. ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 28.04.2018)
9. ГОСТ Р 55989-2014 Магистральные газопроводы. Нормы проектирования на давление свыше 10 МПа. Основные требования. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110075 (Дата обращения 26.02.2018)
10. ГОСТ Р 57512-2017 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и определения. [Электр. ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200146219 (Дата обращения 26.02.2018)
11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». - М.: Минприроды Россия; НИА-Природа - 2017. - 760 с. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.priroda.ru/lib/detail.php?ID=11977 (дата обращения 29.04.2018)
12. Годовой отчёт ФАУ «Главгосэкпсертиза» за 2016 год. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://old.gge.ru/wp-content/files_mf /1499706544Годовойотчет2016^ (Дата обращения 04.04.2018)
13. Декларация Конференции Организации Объединённых Наций по проблемам окружающей среды 1972 года. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_ environment.shtml (Дата обращения 27.04.2018)
14. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. №7. С.162-173
15. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Экологическая безопасность в системе стратегического планирования Российской Федерации // Lex Russia. 2016. №6(115). С.170-183
16. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» // СЗ РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823
17. Кабир Л.С. Яковлев И.А. «Зелёный» экономический рост: современный этап трансформации международных отношений // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016 №4. С.60-63
18. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru /documents/decl_conv/conv1970.shtml (Дата обращения 28.04.2018)
19. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 30.04.2018)
20. ЛУКОЙЛ планирует удвоить пропускную способность магистрального нефтепродуктопровода Пермь - Андреевка. [Электр. доступ]. -Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/149666-LUKOYL-plaшшet-udvoИ:-propusknuyu-sprosobnost-magistralnogo-nefteproduktoprovoda-Perm-Andreevka (Дата обращения 27.04.2018)
21. Официальный сайт АО «Каспийский трубопроводный консурци-ум» [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpc.ru/RU/Pages /default.aspx (Дата обращения 26.02.2018)
22. Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru (Дата обращения 26.02.2018)
23. Официальный сайт ПАО «Транснефть». [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.transneft.ru (Дата обращения 26.02.2018)
24. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 21.04.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // СЗ РФ, 25.02.2008, № 8, ст. 744
25. Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.03.1994, № 10, ст. 779
26. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2000 № 2302) // Российская газета. № 170, 01.09.2000 (Приказ)
27. Рамсарская конвенция или Конвенция о водно-болотных угодьях, Конвенция о водоплавающих видах некоторых птиц. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 27.04.2018)
28. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/ded_conv/declarations/rioded (Дата обращения 28.04.2018)
29. Свердюков Н.В. Экологические правонарушения в нефтегазовой промышленности: современные проблемы выявления и предотвращения // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. №5. С. 150-154
30. Тельхигова М.Ш. Этнологическая экспертиза как важная часть экологической экспертизы промышленных объектов в сфере недропользования на северных территориях Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №1. С. 145-148.
31. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2222
32. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133
33. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3588
34. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О животном мире» // СЗ РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1462
35. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3009
36. Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ «О ратификации Ба-зельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // (принят ГД ФС РФ 28.10.1994) одобрен Советом Федерации 16.11.1994 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью соискателя кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА им. О.Е. Кутафина Исаковой А.В. на тему «Правовые требования охраны окружающей среды при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта»
Статья Исаковой А.В. написана на актуальную тему соблюдение требований и норм по охране окружающей среды при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта. Особенную актуальность она приобретает в связи с постройкой новых транспортных путей в европейском и азиатском направлении. В статье произведен анализ международных конвенций и договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, а также сделан анализ действующей Законно-нормативной базы в российском законодательстве по охране окружающей среды при проектировании объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Столь глубокий анализ темы позволил автору получить и сформулировать обоснованные предложения и рекомендации по необходимой доработке нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, в частности - необходимость создания четких требований к составу проектной документации и повышения ответственности проектировщиков.
Научная статья написана грамотным, юридическим и техническим языком. Всё содержание статьи логически взаимосвязано, что говорит о серьёзном анализе технической и юридической литературы.
Представленная статья выполнена на высоком уровне, имеет теоретическую и практическую значимость и рекомендуется к публикации.
Рецензент:
Доктор юридических наук, доцент
В.Б. Агафонов