РАЗДЕЛ I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Баженова Анна
студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОХРАНЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация: В данной статье рассмотрено международное и национальное законодательство, регулирующее деятельность при прокладке и эксплуатации магистральных трубопроводов. Обозначены крупные сети трубопроводного комплекса и проанализированы договорные отношения в трубопроводном транспорте, выявлены их особенности. Магистральные трубопроводы выделены в отдельную область правового регулирования, а также определены перспективы совершенствования международного и российского законодательства в сфере эксплуатации и охраны трубопроводного транспорта.
Ключевые слова: Магистральные трубопроводы, трубопроводный транспорт, прокладка, эксплуатация, подводные трубопроводы.
Summary: This article deals with international and national legislation governing the laying and operation of pipelines. Marked with a large network of pipeline and analyzed complex contractual relationship to pipeline transportation, identified their features. Pipelines are allocated in a separate area of legal regulation and perspectives of development of international and Russian legislation in the sphere of maintenance and protection of pipeline transportation.
Keywords: Pipelines, pipeline transportation, laying, maintenance, underwater pipelines.
Примерно одна пятая часть потребляемого газа экспортируется. Спрос на природный газ и нефть во всем мире увеличивается с каждым годом. Следовательно, растет количество экспортно-импортных операций по трубопроводному транспорту. По магистральным
трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 25% продукции нефтепереработки.[1] ,
Актуальность темы исследования диктуется прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России), газ, поставляемый по магистралям, может стать главным энергетическим ресурсом Европы в случае, если страны Евросоюза откажутся от строительства и использования АЭС вслед за Германией, которая с марта 2011 г. после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» закрыла семь из семнадцати действующих реакторов, а к 2022 году закроет все атомные электростанции.
Несмотря на развитие международных перевозок энергоносителей морскими судами, включая развитие морских перевозок сжиженного газа, трансграничные трубопроводы в настоящее время считаются наиболее надежным и экологически оптимальным способом международной транспортировки больших объемов газа. Важное значение имеет и международная транспортировка нефти по трубопроводам.[2]
Именно транспортировка нефти и газа по трубопроводам представляет наибольший интерес в данной статье. Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта в рамках государственной политики Российской Федерации очень
велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает.[3]
Также обозначается двусторонняя практика согласования заинтересованными государствами правового режима конкретных трансграничных трубопроводов, особенно, в связи с эксплуатацией трансграничных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. Развиваются и многосторонние проекты строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов, предназначенных для транспортировки углеводородов из одного государства в несколько.
Развитие сети трансграничных трубопроводов, разведка и разработка нефтегазовых ресурсов на морском дне, трансграничных месторождений, неоднородность правового режима трубопроводов, потенциальная трансграничность ущерба от аварий на трубопроводе обусловили необходимость урегулирования их международно-правового режима. Подвижность запасов нефти и газа, истощение существующих месторождений неминуемо повлечет за собой строительство новых трансграничных трубопроводов. Этим и определяется актуальность данной темы исследования.
Также остро стоит проблема охраны и эксплуатации трубопроводного транспорта. Современные условия работы трубопровода характеризуются прогрессирующим старением основных фондов. Так, более 50% магистральных
трубопроводов эксплуатируются более 20 лет, а около половины из них - свыше 30 лет.[4]
Нет необходимости лишний раз подчеркивать значение терминологии в международном праве, ибо иногда сам факт применения или конвенционного закрепления некоторого термина имеет серьезные правовые последствия, так как может относить то или иное техническое сооружение, объект к категориям, правовой статус которых зачастую различен.[5]
Для начала необходимо ввести определение магистрального трубопровода. Потому что это наиболее общее понятие, используемое в работе. Следует помнить, что магистральный трубопровод включает в себя понятие трансграничного трубопроводного транспорта.
Трансграничный подводный трубопроводный транспорт - это вид транспорта, предназначенный для транспортировки продукции по трубам, проходящим по территории двух и более государств и являющимися частью подводной морской трубопроводной системы, которая, за исключением стояков трубопровода, расположена ниже уровня воды при максимальном уровне прилива.
Спрос на газ в мире растет темпами, опережающими спрос на нефть и другие энергоресурсы, увеличение спроса на газ открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа и одновременно представляет серьезный вызов, потому что понадобится кардинально
ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру - ввести дополнительные трубопроводы.[6]
Рост добычи нефти и природного газа в России способствует увеличению его экспорта в страны Балтии, Восточной и Западной Европы. Функционируют трубопроводы, по которым газ поступает в большинство европейских стран. В настоящее время формируется объединение газопроводов, следующих из России и стран Северной Европы в единую общеевропейскую систему газоснабжения.
В 2006 г. Европейская комиссия выдвинула идею «целостной», или «интегрированной», морской политики Европейского Союза.[7] Европейский парламент и Совет приняли закон «О создании общих рамок для морского пространственного планирования в Европе». К нему прилагается подробный план действий, оценки воздействия и отчет об итогах широких консультаций с заинтересованными сторонами.[8] Морское пространственное планирование (Maritime Spatial Planning, «MSP»)[9] нацелено включать заинтересованные стороны в планирование их морской деятельности. Оно вошло в число приоритетных направлений этой политики. И уже в июле 2014 г. Европейский парламент и Европейский Совет приняли директиву о создании общей основы для морского пространственного планирования в Европе. Это означает, что каждая страна ЕС сможет свободно
планировать свою морскую деятельности, но региональные и национальные планирование в открытом морю должны будут соответствовать минимальным общим требованиям.[10]
Несмотря на все это, межправительственные соглашения с Российской стороной поставки газа и нефти по трубопроводам носят противоречивый характер. И не урегулированы международным правом в области прокладки и эксплуатации трансграничных трубопроводных систем.
Для наглядности приведем примеры. Для начала -«Южный поток». Это глобальный, но так и не реализованный инфраструктурный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков. Морской участок газопровода «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря от российского побережья до Болгарии.
Но Европарламент в 2011 году принял резолюцию против строительства «Южного потока». По мнению Константина Симонова, руководителя Фонда национальной энергетической безопасности, «Европейская комиссия взяла курс на развал этого проекта. И использует любые политические рычаги для давления на страны, входящие в Европейский союз и кандидатов на вхождение в Европейский союз».[11] Министр
иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал позицию ЕС как неконструктивную.[12]
И в сентябре 2014 года Европарламент высказался за укрепление единства позиции стран Евросоюза относительно России, призвал ЕС переосмыслить отношения с Россией, отказаться от концепции стратегического партнёрства и найти новый согласованный подход в этом вопросе. Резолюция «Положение на Украине и состояние отношений между Европейским союзом и Россией», в которой изложены эти тезисы, была принята на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге. Странам Евросоюза адресован призыв отменить запланированные соглашения с Россией в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу «Южный поток». В итоге в 2014 году Болгария по настоянию Еврокомиссии останавливала работы по проекту.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о проекте прокладки газопровода «Северный поток-2». В апреле 2017 года Правительство Дании предлагает внести изменения в свое законодательство, чтобы получить право наложить вето на трубопроводные проекты через датские воды. Об этом, в частности, заявил министр энергетики и климата Дании Ларс Кристиан Лиллехольт.
Отметим, что Правовой статус «Северного потока-2», как и любого другого транснационального соглашения,
определяется совокупностью норм международного права и национального законодательства соответствующих государств.
Озабоченность проектом Дания высказала после полученного заявления о строительстве газопровода «Северный поток-2» в территориальных водах Дании. Таким образом, власти показали, что они озабочены своей политической безопасностью в связи со строительством «Северного потока -2».[13]
С правовой точки зрения, «Северный поток-2» — искусственное сооружение, размещаемое на континентальном шельфе пяти государств. Согласование трассы, обеспечение промышленной, экологической, пожарной безопасности, регулирование экономических условий доступа к нему поставщиков газа - все эти вопросы находятся в юрисдикции прибрежных государств. Для осуществления проекта необходимо заключить межправительственные соглашения. Специальный аспект такого договора составит ответственность за потенциальный ущерб окружающей среде.
Основы правового статуса морских подводных трубопроводов регламентируются ст. 79 Конвенции ООН по морскому праву, которая, в частности, определяет право всех государств прокладывать подводные трубопроводы на континентальном шельфе других государств.
Отметим, что такое право имеют именно государства, а не юридические лица: правительство государства-инициатора
должно обратиться к компетентным органам прибрежных государств с предложением о развитии проекта. Прибрежное государство, в свою очередь, согласовывает трассу прокладки трубопровода, и ничто в международном праве не ограничивает этой его возможности. Национальное законодательство не содержит требований по трассировке подводных морских трубопроводов, но предусматривает учет различных (преимущественно экологических) соображений.[14]
Значительную роль при определении трассировки будут играть соображения национальной безопасности и экономической целесообразности: станут учитываться районы базирования вооруженных сил, локализация трассировок существующих и проектируемых подводных кабелей, участков континентального шельфа, содержащих разведанные или предполагаемые запасы минеральных ресурсов, а также зоны, важные с точки зрения рыболовства.
В случае с «Северным потоком-2» правительство Дании опасается угрозы национальной безопасности. Об этом и заявил министр энергетики и климата Дании Ларс Кристиан Лиллехольт.
Именно во избежание таких противоречий и для упрощения процедуры межправительственных соглашений, настоящее международное право в сфере трубопроводного транспорта требует существенных изменений. А именно -
международное определение правового статуса трансграничного трубопровода.
Регулирование свободы прокладывать трубопроводы и кабели на континентальном шельфе осуществляется в соответствии со статьей 79 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[15]
Обращаясь к конвенции ООН по морскому праву 1982 года стоит отметить, что статья 79 «Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе» устанавливает право государств принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов при условии права прибрежных государств.
Определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежных государств. Конвенция не затрагивает права прибрежных государств определять условия прокладки кабелей или трубопроводов, проходящих по его территории или в территориальном море, или его юрисдикцию в отношении кабелей и трубопроводов, проложенных или используемых в связи с разведкой его континентального шельфа, разработкой его ресурсов или эксплуатацией искусственных островов, установок или сооружений под его юрисдикцией.
То есть такое согласие требуется не для осуществления самого права, а только для определения трассы. Более того, при условии соблюдения права прибрежного государства принимать меры для разведки шельфа и разработки ресурсов, защиты от загрязнения от трубопроводов прибрежное государство «не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких коммуникаций».
Право на свободу размещения подводных кабелей и трубопроводов регулируется статьями 112-115 Конвенции ООН по морскому праву. Положения Конвенции касаются осуществления этого права за пределами континентального шельфа.
В соответствии с принципом свободы равному праву каждого государства прокладывать коммуникации по дну открытого моря за пределами континентального шельфа соответствует юридическая обязанность не создавать помех другим государствам в осуществлении свобод открытого моря: все государства имеют право прокладывать по дну открытого моря за пределами континентального шельфа подводные кабели и трубопроводы, учитывая уже проложенные коммуникации.[16]
В Российской Федерации создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, особенности проведения указанных
работ, а также буровых работ, регулирует Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации».[17] В соответствии с указанным Федеральным Законом прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе могут российские и иностранные заявители, руководствуясь нормами международного права. При условии, что осуществление прокладки трубопровода не препятствует геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, а также рыболовства и эксплуатации и ремонту ранее проложенных подводных кабелей, трубопроводов и осуществлению мер по защите и сохранению морской среды, природных ресурсов континентального шельфа.
В случаях, если подводные кабели, трубопроводы используются для разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, условия прокладки подводных кабелей, трубопроводов и трасса их прокладки определяются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определенными соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. В остальных случаях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, рассматривает поступившие заявки на
прокладку таких подводных кабелей, трубопроводов, согласовывает условия и трассу их прокладки с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляет в Правительство Российской Федерации заключение о возможности выдачи разрешений на прокладку таких подводных кабелей, трубопроводов и об условиях выдачи этих разрешений или уведомление об отказе в выдаче этих разрешений.
Проложенные подводные кабели и трубопроводы публикуются в «Извещениях мореплавателям». На такие подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами международного права.
Деятельность по прокладке подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» и ФЗ «О внутренних водах и территориальном море РФ».[18]
Таким образом в качестве источника правил прокладки трубопроводного транспорта выступает конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Прокладка трубопроводов
регулируется международным и национальным правом. Определение трассы для прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежных государств. В Российской Федерации размещение (прокладка) трубопроводов регулируется ФЗ «О континентальном шельфе», ФЗ «О внутренних водах и территориальном море» и ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется на основании разрешений.
Можно сделать вывод о том, что вопросы прокладки трубопровода регулируются международным и национальным правом, за исключением некоторых повторений и противоречий.
С учетом проведенного исследования следует отметить, что на сегодняшний день в законодательстве не закреплен порядок эксплуатации и охраны трубопроводного транспорта во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Следовательно, необходимо вывести новые правила, по которым будет функционировать вся система трубопроводного права.
Современные условия работы трубопроводного транспорта характеризуются прогрессирующим старением основных фондов. Состоянии трубопроводов по мере увеличения продолжительности эксплуатации под влиянием
процессов старения, накопления повреждений в металле трубопроводов ухудшается.
Циклические воздействия внутреннего давления вызывают накопление усталостных повреждений в зонах дефектов, допущенных при изготовлении труб и проведении строительно-монтажных работ. Эти повреждения часто служат источниками трещин малоцикловой усталости. Несовершенство технологии нанесения изоляционного покрытия, применение некачественных материалов, брак строительно-монтажных работ приводят к развитию коррозионных повреждений наружной поверхности трубопроводов. Наличие сероводорода, воды в составе перекачиваемой продукции способствует образованию внутренней коррозии. Все эти факторы в значительной степени увеличивают риск отказов и крупны промышленных аварий, снижают надежность работы трубопроводных систем.
Понятие охраны магистральных трубопроводов включает в себя требования к обустройству трасс трубопроводов, порядку определения границ охранных зон магистральных трубопроводов, условиям использования земельных участков в границах охранных зон магистральных трубопроводов, порядку организации и производства работ в охранных зонах трубопроводов, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов,
предотвращения аварий на магистральных трубопроводах и ликвидации их последствий.
Цель охраны трубопроводного транспорта заключается в обеспечении сохранности объектов магистрального трубопроводного транспорта природного газа и опасных жидкостей (нефть, нефтепродукты, конденсат, жидкий аммиак и др.), создания условий для нормальной работы магистральных трубопроводов и предотвращения непреднамеренных повреждений трубопроводов.
Некоторые вопросы международно-правовой охраны трубопроводного транспорта отчасти отражены в Конвенции ООН по морскому праву.
В соответствии со статьей 114 «Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода владельцами другого подводного кабеля или трубопровода» Конвенции ООН по морскому праву, каждое государство принимает необходимые законы и правила, предусматривающие, что, если находящиеся под его юрисдикцией лица, которым принадлежит подводный кабель или трубопровод в открытом море, причиняют при прокладке или ремонте этого кабеля или трубопровода разрыв или повреждение другого кабеля или трубопровода, они несут расходы по ремонту.
Также каждое государство принимает необходимые законы и правила, для того чтобы владельцы судов, которые могут доказать, что они пожертвовали якорем, сетью или какой-
либо другой рыболовной снастью во избежание повреждения подводного кабеля или трубопровода, могли получить возмещение от владельца этого кабеля или трубопровода при том условии, что ими предварительно были приняты все разумные меры предосторожности.
Этого, конечно, недостаточно для обеспечения трансграничной безопасности трубопроводного транспорта.
Для решения проблем, стоящих перед международным правом в сфере трубопроводного транспорта, необходимо создание кодифицированного международного кодекса по вопросам эксплуатации и охраны трубопроводного транспорта.
Кодекс должен быть изложен в общих понятиях, с тем чтобы он смог получить широкое применение. Несомненно, различные уровни управления на берегу или на местах прокладки, охраны и эксплуатации, потребуют различных уровней знания изложенных вопросов.
Деятельность в сфере трубопроводного транспорта в соответствии с новым кодексом будет осуществляться на принципах внутригосударственного регулирования охраны и эксплуатации трубопроводного транспорта стран-участников; сочетания интересов государства с интересами субъектов транспортной деятельности и их взаимной ответственности; соответствия нормам международного права; безопасности транспортной деятельности для жизни и здоровья человека,
окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, а также культурных ценностей.
Цель Кодекса состоит в обеспечении безопасности трубопроводного транспорта, предотвращение несчастных случаев или гибели людей и избежание вреда окружающей среде, в частности морской среде, и имуществу.
Каждая страна участница должна будет разработать на основании настоящего Международного кодекса кодифицированный национально-правовой акт, направленный на организацию прокладки и эксплуатации трубопроводного транспорта. А также обязательные правила охраны трансграничных трубопроводов. При этом обязательным условием будет являться создание компании, координирующей деятельность исполнительных органов государственной власти в области организации надлежащей охраны трубопроводного транспорта.
Цели Компании по организации охраны должны, помимо прочего: обеспечить безопасную практику эксплуатации трубопровода, безопасную для человека окружающую среду; оценить все идентифицированные риски, связанные с трубопроводом и окружающей средой и организовать соответствующую защиту от них; постоянно совершенствовать навыки персонала охранительных организаций в сфере трубопроводного транспорта по управлению безопасностью трубопроводного транспорта,
включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и защите окружающей среды;
Функциональные требования к компании в системе управления безопасностью включают следующие требования: политику в области безопасности и защиты окружающей среды; инструкции и процедуры для эксплуатации трубопровода и защиты окружающей среды, согласно соответствующему международному праву и законодательству государства эксплуатирующей организации; процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений данного Кодекса; процедуры подготовки к аварийным ситуациям и действий в аварийных ситуациях; процедуры проведения внутренних аудиторских проверок и процедуры пересмотра управления.
На национально-правовом уровне, также, как и на международном, следует создать Единый Кодекс Российской Федерации по вопросам эксплуатации и охраны трубопроводного транспорта. Который будет включать правила прокладки и эксплуатации трубопровода во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе. В нем также будут отражены функции координационных органов по охране трубопроводного транспорта в целях недопущения загрязнения окружающей морской среды и ликвидации разливов опасных веществ.
Единый Кодекс должен состоять из 3 разделов: порядок, регулирующий размещение трубопроводного транспорта во внутренних морских водах и территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; правила эксплуатации трубопроводного транспорта во внутренних морских водах и территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; порядок охраны трубопроводного транспорта, функции координационного центра, регулирующего безопасность магистрального трубопровода.
В первом разделе будут собраны воедино и дополнены положения из Федерального закона от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», а именно: Глава IV. Он будет регулировать размещение (прокладку) трубопроводного транспорта. Также в первый раздел войдет Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации».
В основу правил прокладки трубопровода во внутренних морских водах и территориальном море будет положен Федеральный закон «О внутренних морских водах, прилежащей зоне и территориальном море РФ». В частности, статья 16 «Поисково-спасательные и судоподъемные операции, создание, эксплуатация, использование искусственных островов,
установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море» и Постановление Правительства «Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации». А также «Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации». Но только лишь положения, регулирующие правила размещения трубопроводного транспорта.
Во втором разделе применению подлежат вышеуказанные нормативно-правовое акты, но в сфере эксплуатации трубопроводного транспорта. И статья 16.1 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», регулирующая особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море»
Порядок эксплуатации трубопроводного транспорта на континентальном шельфе на сегодняшний день в достаточной
мере отражен в ФЗ «О Континентальном шельфе Российской Федерации», включая порядок создания плана по ликвидации разлива нефти. Тогда как во внутренних морских водах и территориальном море, такой план не предусмотрен.
Поэтому кроме кодификации законодательства в сфере эксплуатации трубопроводного транспорта следует выработать основные требования к новому плану по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и территориальном море.
Требования устанавливают общие правила планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
Планом должны предусматриваться: прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов; количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; организация взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; организация управления, связи и оповещения; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности.
Охрана трубопроводного транспорта регламентируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».[19]
Эксплуатирующие организации объектов
инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации.
В Едином Кодексе РФ также следует определить охранные зоны трубопроводного транспорта, правила обустройства трасс, а также организация и обустройство работ в охранных зонах.
Охранная зона объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, магистрального трубопровода -территория вдоль трассы трубопроводов и вокруг технологических объектов магистрального трубопроводного транспорта, необходимая для обеспечения безопасности эксплуатации указанных трубопроводов и объектов. На данной территории устанавливаются особые условия землепользования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.[20]
Таким образом анализ российского законодательства в сфере трубопроводного транспорта показал, что нормы, регулирующие прокладку, эксплуатацию и охрану трубопроводного транспорта разрознены, не имеют четкой структуры, слабо связаны между собой. Также прослеживаются повторения одних и тех же норм в разных нормативно-правовых актах и значительные пробелы в области регулирования охраны и эксплуатации трубопроводного транспорта. В свою очередь международно-правовые нормы не отвечают в достаточной степени современным требованиям к эксплуатации и охраны.
Поэтому необходимо создание Международного Кодифицированного кодекса и национально-правового Единого
Кодекса прокладки эксплуатации и охраны трубопроводного транспорта. Так же к рекомендациям национально-правового характера были отнесены создание координационного органа, регулирующего охранительные органы государственной власти и выработка плана по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов во внутренних водах и территориальном море. Список использованных источников и литературы:
1. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.consultant.ra/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 10.05.2017)
2. Попондуполо В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Издательство «Юрист», 2008. С.144
3. Городов О.А. Введение в энергетическое право: учебное пособие. М., 2012. С.67
4. Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе Высоконадежный трубопроводный транспорт» (Принято в г. Ялте 08.10.1999) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 3(33). С. 94.
5. Скаридов А. С. Морское право: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С.161
6. Стенограмма выступления В.В. Путина на Саммите форума стране -экспортеров газа (Тегеран, 2015г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50755 (дата обращения: 17.05.2017)
7. Регламент (ЕС) No 1255/2011 Европейского парламента и Совета от 30 ноября 2011 г., учреждающий программу поддержки дальнейшее развитие интегрированной морской политики (05.12.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52009SC 1343 (Дата обращения 02.06.2017)
8. Сопроводительный документ к докладу комиссии Совету, Европейскому парламенту, Европейскому экономическому и социальному Комитету и Комитету регионов отчет о ЕС комплексной морской политики / С0М(2009) 540/2009/1343 финал
9. Морское пространственное планирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://marineplanning.org/pdf/msp_best_practices.pdf (Дата обращения 02.06.2017)
10. Вершинин А.П. Энергетическое право: учебно-практический курс. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. С.129
11. Сетевое издание «Дождь». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://tvrain.ru/news/ sevemyj_potok_-397796/ (Дата обращения 20.07.2017)
12. Сетевое издание ООО «Лента.Ру». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://lenta.ru/news/2014/06/09/south_stream/ 1999-2017 (Дата обращения 03.06.17)
13. Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://lenta.ru/news/2017/04/10/southstream2_dania/ (Дата обращения 03.06.2017)
14. Гумеров С. Правовой статус Северо-Европейского газопровода // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике.
2006. №4 (4). Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-severo-evropeyskogo-gazoprovoda (дата обращения: 20.06.2017).
15. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, № 48, ст. 5493
16. Ситников С.Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов: актуальные проблемы соотношения вещно-правовых и обязательственно-правовых отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,
2007. С.273
17. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 04.12.1995, № 49, ст. 4694
18. Федеральный закон от 31.07.1998 3 155-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833
19. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» // Собрание законодательства РФ. 23.08.2010. № 34. ст. 4475.
20. Проект Федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.09.1999) Стадия рассмотрения проекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=953#0 (Дата обращения 15.06.2017)