Научная статья на тему 'Источники рисков платежной системы и их последствия'

Источники рисков платежной системы и их последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ИСТОЧНИКИ РИСКОВ / ПЛАТЕЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / A SPECIALISED PAYMENT SYSTEM / SOURCES OF RISKS / A PAYMENT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов А. И.

В настоящее время органы наблюдения уделяют пристальное внимание внутреннему мониторингу рисков в платежных системах. Платежные системы характеризуются наличием значительного уровня риска в различных областях, что объясняется большим количеством взаимосвязей и взаимозависимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF RISKS OF THE PAYMENT SYSTEM AND THEIR CONSEQUENCE

Now supervision bodies pay steadfast attention to internal monitoring of risks in payment systems. Payment systems are characterised by availability of a considerable risk level in various areas that speaks a considerable quantity of interrelations and interdependence.

Текст научной работы на тему «Источники рисков платежной системы и их последствия»

ной базы бюджетов, абсолютной и относительной величины средств, выделяемых для финансирования науки.

При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутри-коллективных. Наука, как объект стимулирования, отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микроуровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но, прежде всего, структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства, в целом, включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников.

Стимулирование НТП связано также с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы должны стимулировать их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях необходимо взимать в несколько раз повышенную плату за счет хозрасчетного дохода коллектива.

Литература:

1.Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. -СПб.: Питер, 2003.

2. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. — М.: Главбух, 1995.

ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Сафронов А.И., аспирант МФПА

В настоящее время органы наблюдения уделяют пристальное внимание внутреннему мониторингу рисков в платежных системах. Платежные системы характеризуются наличием значительного уровня риска в различных областях, что объясняется большим количеством взаимосвязей и взаимозависимостей.

Ключевые слова: специализированная платежная система, источники рисков, платежная инфраструктура.

SOURCES OF RISKS OF THE PAYMENT SYSTEM AND THEIR CONSEQUENCE

Safronov A., MFPA, post graduate student

Now supervision bodies pay steadfast attention to internal monitoring of risks in payment systems. Payment systems are characterised by availability of a considerable risk level in various areas that speaks a considerable quantity of interrelations and interdependence.

Key words: a specialised payment system, sources of risks, a payment infrastructure.

Для обеспечения оптимального сочетания надежности и эффективности в работе специализированных платежных систем (СПС) необходимо контролировать риски, ей присущие. Осуществляя наблюдение за СПС, центральные банки заинтересованы в анализе источников их рисков, поскольку по своим функциям ответственны за соответствие их функционирования международным стандартам и предупреждение системного риска.

Особенностью рисков платежных систем являются их короткая продолжительность и длительное восстановление нормальной работы, например, по сравнению с кредитным риском в банковском кредитовании. Когда платеж в безотзывном порядке переходит под контроль надлежащего получателя, то соответствующий риск перевода платежа перестает существовать, но, с другой стороны, часть платежных распоряжений имеют разные даты регистрации и исполнения, это приводит к возникновению рисков, связанных с платежной системой. Риски платежных систем порождаются:

• многосторонними зависимостями,

• чувствительностью к скорости операций кредитования и ликвидности финансовых учреждений.

Такая зависимость часто создает сложные транзакционные потоки, что в сочетании с конструкцией системы может приводить к существенному росту спроса на кредит в рамках одного дня как на регулярной, так и эпизодической основе. Определенный уровень дневных кредитов является приемлемым для обеспечения надежного функционирования платежных систем. Однако при расширении заимствования у других кредитных учреждений или центрального банка, финансовая организация может столкнуться с риском выхода за рамки планируемого ресурса. Кроме того, меры, предпринимаемые центральным банком по ограничению однодневного кредитования, могут вызвать перенос рисков на частные специализированные платежные системы.

Измерение последствий от наступления рисковых событий всегда связано с опасностью получения завышенной или заниженной оценки. Например, переоценка возможна, когда нельзя предвидеть вероятность замены специализированной платежной системы в случае прерывания операций. При наступлении происшествия заинтересованные стороны будут приспосабливаться к ситуации и

постараются воспользоваться альтернативными платежными системами.

Если доверие участников к деньгам в исключительно трудной ситуации было утрачено, то могут быть использованы альтернативные средства платежа. Такими средствами могут быть товары-посредники, натуральный обмен на товары и услуги. Последствия сложно оценить, если определенные риски или связи между рисками игнорируются, как это бывает в сложных интегрированных системах.

Риски дебетовых платежных инструментов обычно связаны с небольшими денежными суммами. Для них наиболее значимыми являются риски криминального характера, информационных систем, а также административные. Волна подделок платежных карт может подорвать доверие общества к этому конкретному платежному инструменту, однако сами такие инструменты системного риска не порождают. Результаты наступления рисковых событий приводят к возникновению убытков по кредитам или возникновению проблем с ликвидностью. Общим результатом может быть наступление события системного риска, которое угрожает операционной способности всей сети платежной системы.

Расчеты вне платежной инфраструктуры связаны с определенными рисками, которые можно сократить благодаря использованию платежных систем. В то же время риск расчетов в самих системах невозможно исключить полностью, хотя участники подвержены риску лишь на относительно короткое время и в крупных суммах.

Некоторые банки проводят расчеты на крупные суммы вне платежной инфраструктуры, например, текущие расчеты по межбанковским корреспондентским счетам. Банки могут проводить взаимозачет (неттинг) своих взаимных платежей в ходе дня, так что только чистая позиция подлежит расчетам один раз или несколько раз в день. В обоих случаях банки могут потенциально создавать предпосылки для возникновения рисковых событий на межбанковском кредитном рынке. Это не характерно для текущих расчетов через платежную инфраструктуру.

Банки, которые не проводят свои расчеты через СПС, могут добиться сокращения своих потребностей в ликвидных средствах

в отличие от отдельных платежей в системе расчетов в реальном времени. Однако при этом банки восприимчивы к кредитному риску в качестве банка-корреспондента или в качестве банка, участвующего в соглашениях о взаимном зачете. Данного кредитного риска банки избегают при расчетах через систему платежей в режиме реального времени с центральным банком в роли расчетного.

Когда проводятся расчеты через счета в банках-корреспонден-тах, средства центрального банка не используются. Банки, таким образом, допускают риск ликвидности, поскольку контрагенты могут испытывать трудности с выполнением требований в случае банкротства банка. Проблемы в одном банке могут распространиться на другие банки. Поэтому расчеты на крупные суммы вне платежных систем могут создавать угрозу для финансовой стабильности.

Риски в платежных системах лучше всего рассматривать, анализируя фазы платежной транзакции в системе расчетов в режиме реального времени или при расчетах в системе взаимозачетов. Цикл расчетов начинается с ввода участником системы распоряжения (инструкции) по платежу и завершается окончательным расчетом по данному платежу (таблица 3.1).

Риск ликвидности в платежных системах возникает, когда существует вероятность неполучения ликвидных средств в ожидаемый интервал времени. Участник, который уже столкнулся с проблемой ликвидности в отношении данной суммы, будет обязан восполнить недостаток ликвидности другими способами. Он может быть принужден заимствовать деньги на денежном рынке или продать ценные бумаги в режиме реального времени. Как правило, и то, и другое связано с убытками.

Простой условный пример является иллюстрацией связи и различия между кредитным риском и риском ликвидности в платежной системе. Участник А ожидает платеж в размере 100 д.е. от участника В в день Т. В этот же день участнику А требуется сумма для проведения расчетов по покупке ценных бумаг. Однако участник А получит деньги по платежу с опозданием от участника В, покрывая недостаток денег срочным заимствованием на денежном рынке, понеся убытки в результате реализации риска ликвидности в размере 2 д.е. Если участник В позднее перейдет в состояние неплатежеспособности и ликвидации, не выплатив всей суммы участнику А, то А также понесет убытки в размере 100 д.е. как следствие кредитного риска.

При оценке рисков платежных систем необходимо разделение на риски, присущие платежной системе, конкретному банку-участ-нику и отдельным продуктам рынка платежных услуг. Риск, присущий системе, возникает, когда конкретный сегмент платежной сис-

темы (например, системы, использующей платежные карты) выходит из строя и порождает существенную угрозу для стабильности и устойчивости платежной системы. Кроме того, существуют также системные риски - они возникают в экстремальных ситуациях, при которых способность системы предоставлять платежные услуги обществу серьезно ослабляется в связи с выходом ее из строя или какой-то жизненно важной части. Риск, специфический для банка, приводит к убыткам для конкретного банка. Риск платежных продуктов обычно относится к конкретной форме платежного инструмента.

Существуют также риски, вытекающие из взаимосвязей платежных систем. Такие взаимосвязи, по нашему мнению, могут возникать различными путями, в том числе благодаря следующим факторам:

• членству в двух СПС, когда неплатежеспособность члена одной платежной системы может материализовать кредитный риск в обеих системах;

• один и тот же поставщик инфраструктуры может использоваться более чем одной СПС, или различные поставщики инфраструктуры могут использовать, например, одну телекоммуникационную компанию, тогда сбой в работе поставщика или телекоммуникационной компании может реализовать риски в нескольких системах одновременно;

• ликвидность в одной системе может частично зависеть от другой системы.

В последние годы финансовая интеграция привела к тому, что такие взаимосвязи становятся более значимыми и могут повысить совокупный уровень риска. Если банк является членом двух систем и имеет чистую дебетовую позицию в обеих системах, то члены обеих систем подвержены этому риску. В этих обстоятельствах кредитный риск может материализоваться в обеих системах, если данный банк станет банкротом, а позиции не полностью обеспечены залогом. Это вызывает положительную корреляцию между кредитным риском в обеих системах, в данном случае совокупный риск будет больше.

Общий поставщик инфраструктуры или телекоммуникаций для платежных систем может вызвать корреляцию между операционными рисками. Например, система SWIFT предоставляет услуги по отправке сообщений для широкого перечня финансовых учреждений и инфраструктуры рынка, включая TARGET. Примером зависимости по меньшей мере, шести компонентов системы TARGET от одной телекоммуникационной компании является инцидент с выходом из строя поставщика услуг телекоммуникаций в июне 2005 г.

Таблица 3.1. Маршрут платежа в платежной системе

Платеж вводится в Применяется Взаимозачет или Расчет по платежу

систему и управление рисками и расчеты по платежу завершен

принимается проверяется покрытие

Запрос на платеж Меры управления В системе платежей Расчет по платежу

вводится в риском платежной в РРВ расчеты по совершен, то есть

систему системы применяются платежу отправитель и

к данному платежу осуществляются получатель

(например, лимиты на после соответственно

сумму транзакции или положительной дебетуют и

на контрагента) сверки на кредитуют свои

адекватность счета по данному

покрытия платежу

Система В системе платежей в В системе

осуществляет РРВ производится взаимозачетов

различные сверки, проверка адекватного (клиринга) платежи

включая проверку покрытия; платеж, для взаимно

на наличие которого не хватает зачитываются, а

формальных покрытия, помещается затем ожидают

ошибок. в очередь по времени расчета;

В системе ликвидности или платежи участников

платежей в РРВ отклоняется переносятся для

проверенные расчетов на

платежи последующий цикл

помещаются в расчетов

очередь с датой

валютирования

Время

Ликвидность одной системы может зависеть от ликвидности другой системы. Например, платежи, исходящие из британской платежной системы CLS, вносят значительный вклад в ликвидность системы CHAPS при платежах в фунтах стерлингов. Также существует взаимозависимость на примере общего пула ликвидных средств систем CHAPS и CREST (для платежей в фунтах стерлингов).

Проблемой в измерении рисков платежных систем является отсутствие системного сбора информации по рискам, который мог бы создать основу для расчета вероятностей исходя из предыдущего опыта. Более того, некоторые риски присущи чрезвычайно редким событиям, для которых практически невозможно получить статистические оценки вероятности наступления событий ввиду недостаточности наблюдений.

По нашему мнению, особой проблемой в мониторинге рисков платежных систем является то, что для более важных рисков вероятность очень мала, но сами убытки в случае их реализации огромны как для банка, так и для всей экономики. Такие риски сравнимы с теми, которые относятся к происшествиям на ядерных станциях или природным катастрофам. Хотя наиболее серьезным риском платежных систем является системный, реализация других рисков, особенно в отношении платежных систем по крупным суммам, может также вызвать огромные убытки. Такие риски в настоящее время практически устранены.

Другой отличительной характеристикой современной платежной системы являются высокая степень использования IT (свыше 90%) и зависимость от инфраструктуры, основанной на ICT (интернет-коммуникаций). Неправильное использование каналов связи 1СТ может быстро создать условия для движения средств в кри-

минальных целях. Обеспечение адекватной безопасности для платежных переводов, которые используют новейшие каналы платежей, порождает различные проблемы для банков, органов наблюдения.

Особенностью платежных систем является постоянно изменяющаяся операционная среда, которая становится все более сложной для выявления, оценки и мониторинга рисков. Например развитие Интернета привнесло совершено новые типы платежных систем и каналов, некоторые из которых функционируют за рамками традиционных банковских систем. На основании вышеизложенного выделим следующие источники рисков СПС, это временной лаг:

• между инициированием сообщения о платеже и окончательным завершением платежа (задержка окончательного расчета);

• между исполнением двух частей сделки (асинхронное исполнение сделки, например, сделки с иностранной валютой и ценными бумагами);

• между сделкой, платежом и окончательным расчетом (расчетный цикл).

Риски платежных систем связаны с их структурой и операциями, с участниками систем и с процедурами перевода денежных средств. Они воздействуют и на систему клиентских, и на систему межбанковских платежей. В первом случае банки действуют как предоставляющие профессиональные услуги по осуществлению платежей по поручению клиентов, во втором - система разрабатывается самими банками и используется преимущественно для собственных платежей. Для определения и оценки рисков платежной системы необходимо составление четкой схемы их классификации, проведение оценки вероятности наступления и проведение предполагаемой количественной оценки возможных убытков.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Сафронова А.А., к.э.н.. доцент Института экономики и предпринимательства

В статье рассмотрен механизм государственного регулирования рынком инновационных проектов на основе создания государственного комитета по инновационной политике (КИП). Раскрыты структура КИП, основные функции и задачи его структурных подразделений.

Ключевые слова: национальная инновационная программа, рынок инновационных проектов, ресурсные корзины.

STATE REGULATION OF THE INNOVATIVE PROJECTS MARKET

Safronova A., Cand.Econ.Sci. The senior lecturer of Institute Economy and businesses

In the article the mechanism of state regulation by the market of innovative projects on the basis of creation of the state innovative policy committee (IPC) is considered. The structure of IPC, the basic functions and problems of its structural divisions are opened.

Key words: the national innovative program, the market of innovative projects, resource baskets.

Принятие концепции разработки национальной инновационной программы возрождения и модернизации отечественного производства, в основу которой закладывается определяющий принцип: обеспечение развития российской экономики, ее важнейших секторов, отраслей, территорий и отдельных хозяйствующих субъектов через инновационные проекты, создает объективные предпосылки для формирования рынка инновационных проектов.

Создание рынка инновационных проектов направлено на устранение сложившихся стереотипов в практике функционирования российских финансовых и товарных рынков, которые носят явный спекулятивный характер и далеки от реализации государственных интересов, связанных с развитием национального производства.

Экономическая сущность и главная цель формирования рынка инновационных проектов заключаются в создании условий для свободной рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами и реализации их интересов в развитии высокотехнологичных наукоемких производств и выпуске конкурентоспособной продукции.

Объективная потребность в обосновании теоретических положений формирования рынка инновационных проектов и разработке научно-методических рекомендаций по его эффективному функционированию предопределила необходимость решения целого ряда научно-практических задач. В их числе государственное регулирование рынка инновационных проектов.

При формировании внутренней структуры рынка инновацион-

ных проектов (РИП) и реализации процесса саморегулирования в состав сегментов РИП включаются проекты государственного, социального значения, а также федеральные целевые программы. В состав сегментов РИП, государство, как территориальное образование и единый политический и экономический механизм, входит в организационно-территориальное крыло, как целевой инвестор

- в инвестиционное крыло и в качестве государственных программ

- в инновационное крыло.

Привлечение механизмов управления для регулирования международной политической обстановки привлекается, например, министерство иностранных дел, а внутреннюю политическую стабильность контролирует министерство внутренних дел. Внутренняя и внешняя экономическая ситуация регулируется министерствами экономического развития и финансов, которые имеют возможность изменять макроэкономические показатели. Управление рынком инновационных проектов, в частности контроль критерия эффективности РИП, изменение режимов регулирования рынком может взять на себя перспективный государственный комитет по инновационной политике (КИП). При реализации процесса принудительного регулирования главенствующую роль играют федеральные структуры в зависимости от потребностей текущей политической и экономической ситуации, например, министерство обороны в случае ведения боевых действий или министерство финансов при резком росте инфляционных показателей. В процессе формирования выходных ресурсных корзин образуется государственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.