Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
сетей военных коммуникаций; всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой действуют около 150 000 военных компьютеров, и 95 % военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям [5].
Цели информационной войны совершенно иные, нежели войны в общепринятом понимании: не физическое уничтожение противника и ликвидация его вооруженных сил, не уничтожение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы финансовых, транспортных, коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической инфраструктуры и подчинение населения атакуемой страны воле страны-победителя.
Какой бы смысл в понятие «информационная война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, связанную с реальными боевыми действиями.
Владение эффективным информационным оружием и средствами защиты от него становится одним из главных условий обеспечения национальной безопасности государства в XXI веке.
Библиографические ссылки
1. Шафрански Р. Теория информационного оружия /пер. В. Казеннова. М., 2002.
2. Шаравов И. Информационное оружие // Оружие, стратегия. 2004. № 7.
3. Причины появления и распространения новых форм информационных угроз в обществе // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 3. С. 273-276.
4. Музалевский А. К. Информационные войны // Советник. 2008. № 8. С. 52-59.
5. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность : учеб. пособие. М. : Экзамен, 2005.
© Андрусова Т. Б., Гомонова Ю. Г., Багаева А. П., 2010
УДК 004.738.5
В. Ю. Базылев Научный руководитель - В. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДИСТАНЦИОННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В страховом бизнесе, как и в любой иной отрасли экономики, идет непрерывный поиск эффективных технологий и методов повышения рентабельности. В настоящее время наиболее популярными являются различные маркетинговые решения, разрабатываемые на основе современных информационных технологий.
Основной целью всех прикладных задач 1Т является достижение максимальной эффективности интеллектуального труда на основе оптимального распределения рабочего времени в интересах реализации поставленных задач. Область интеллектуально -го труда на 80 % состоит из трех главных видов профессионально-фундаментальной деятельности: маркетинг и торговля, проектирование и анализ, управление операциями; на остальные 20 % приходятся такие сферы, как снабжение, кадры, финансы и право. В этой связи то внимание, которое уделяется маркетинговой деятельности и повышению эффективности систем продаж, является ответной реакцией на требование времени и современных бизнес-процессов.
Автоматизация основных функций и процессов в деятельности страховой компании позволяет не только повысить производительность труда персонала и освободить высококвалифицированных специалистов от выполнения многих рутинных операций, но и создать необходимые условия для широкого внедрения маркетингового инструментария в интересах дальнейшего развития бизнеса. В страховой организации для решения маркетинговых задач различных классов и степеней сложности требуются разные информационные инструменты и программное обеспечение.
Одним из направлений развития IT в страховом бизнесе является дистанционное предоставление страховых услуг. Дистанционное страхование - это web-часть информационной системы, включающая в себя web-site компании, интернет-магазин, площадку В2В, другие возможности взаимодействия с потребителями через Интернет.
Функции дистанционного страхования можно разделить на две группы:
Первая - презентация услуг компании. Клиент получает практически полную информацию, как о компании, так и о программах страхования, которые она предлагает. Посетитель может выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из условий, сравнить их между собой. Далее с помощью on-line-калькулятора можно подсчитать стоимость и заполнить заявку на страхование. Также многие компании на своих сайтах предлагают он-лайн консультацию специалиста.
Вторая - покупка полиса страхования. Компания на сайте проводит практически полный цикл продаж, начиная от расчета стоимости и заполнения заявления на страхование, заканчивая оплатой и получением самого полиса.
Такая форма реализации страховых продуктов является относительно новой на российском рынке, хотя в некоторых странах она уже завоевала попу-
Секция ««Информационно-экономические системы»
лярность. В Европе лидерами продаж через интернет считаются Германия, Франция, Великобритания и Италия. В этих странах доля прямых продаж через сеть превысила 4 % всего объема страхового рынка. Годовые темпы роста дистанционного страхования в Европе достигают 70 % [1].
Застраховаться через интернет можно несколькими способами.
Первый - на сайте самой страховой компании. Как уже было описано выше, Вам стоит лишь зайти на сайт выбранной компании, рассчитать на online-калькуляторе стоимость полиса и заполнить анкету заявления, оставив свои координаты. На это уйдет минимум времени. Все пункты, которые наиболее часто вызывают вопросы, раскрывают подсказки, которые обычно находятся рядом с полями заполнения. Стоит отметить, что практически для каждого вида страхования предполагается отдельная форма-анкета. После ее заполнения и отправки, вам останется только подождать звонка или письма, с помощью которого сотрудник компании уточнит условия и время доставки полиса.
Второй - на сайте страхового посредника. Многие страховые посредники, как агенты, так и брокеры, также предлагают online страхование. Такой способ может оказаться более выгодным тем, кто решил застраховаться впервые и еще не определился с компанией - страховщиком. Тут возможны два варианта либо вы заполняете специальную анкету на сайте, и программа подсчитывает тарифы по всем страховым компаниям, с которыми сотрудничает посредник, а вы выбираете подходящий, либо вы заполняете заявку, где описываете ваши требования и пожелания, условия страхования, объект и т. д. и отправляете на обработку специалистам. Те, в свою очередь, обязуются подобрать в течение определенного времени наиболее подходящие варианты. Стоит отметить, что по второй схеме действуют, в основном, брокеры. У них достаточно ограниченное число партнеров - страховых компаний. Однако можно сказать с уверенностью, что эти компании будут надежными, поскольку брокер тщательно выбирает себе партнеров, работая, прежде всего, в интересах клиента. Брокерам выгодно сотрудничать с платежеспособными компаниями, с которыми потом не будет проблем при урегулировании споров и выплате возмещений.
Третий - на сайте страхового супермаркета. Это такие сайты, которые помогают Вам выбрать подходящую страховку. В основном схема такая: вы заполняете стандартную заявку и отправляете ее. Заявку получают различные страховые компании. Через некоторое время каждая из них отправляет вам свое предложение на электронную почту. Вам остается лишь выбрать. Кстати, некоторые страховые супермаркеты предлагают более широкий спектр услуг, начиная от консультаций и заканчивая помощью при урегулировании убытков.
Основным преимуществом дистанционного предоставления страховых услуг является экономия времени клиента. На заполнение заявки уйдет несколько минут, а на поездку в офис и общение с менеджером - несколько часов. Однако общаться с менеджером все-таки придется - при доставке полиса. Также не менее важным преимуществом является стоимость полиса. Практически все страховщики предлагает скидки от 5-20 % при заказе полиса через интернет. Эти скидки вполне объяснимы: при интернет-продажах происходит значительная экономия на офисе, персонале и т. д. [2].
Однако у такой формы продажи есть и недостатки. Основной из них - проблемы в схеме оформления самого документа и осуществления оплаты. Обычно доставка полиса осуществляется одним из двух способов:
Первый - способ курьер вам привозит два экземпляра договора, вы расписываетесь и оставляете себе один, второй остается у курьера. При этом покупку вы оплачиваете наличными курьеру.
Второй - оба варианта договора Вам отправляют по почте с печатями и подписями со стороны компании. Вы подписываете оба, и один вариант отправляете обратно компании. При этом оплата осуществляется «по безналу» - через банк или почтовым переводом. Однако качество работы почтовой службы небезупречно, и письмо может затеряться. В таком случае Вам будет очень трудно доказать факт отправки средств.
За границей нашли решение такой проблемы. Некоторые компании передают полис, заверенный электронно-цифровой подписью страховщика, по интернету. В таком случае, оплата производится безналичным расчетом с помощью платежных систем типа «Яндекс.Деньги» и WebMoney. Также можно оплатить полис с помощью большинства пластиковых карт: VISA, ЕигосагЛМа81егСат4 Union Card и др.
В качестве заключения можно сказать, что российский страховой бизнес - это молодая отрасль экономики, в которой использование информационных технологий только начинает набирать свои обороты и известные нам web-средства позволяют привлечь клиентов и повысить эффективность обслуживания пользователей страховыми услугами через удаленный доступ к ним.
Библиографические ссылки
1. Автоматизация как фактор успеха // Страховое дело, 2007. № 7. С. 66-67.
2. Информационные технологии в страховом маркетинге и системах продаж страховых услуг. URL: http://M>M>M>.autoclub.ru/5/4/i30_652p0.htm.
© Базылев В. Ю., Кукарцев В. В., 2010