Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты инновационных теологий обучения'

Психолого-педагогические аспекты инновационных теологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES / DEVELOPING EDUCATION / STRENGTHENING COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Н. В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы инновационных технологий обучения школьников и студентов. Автором сформулированы основные дидактические требования к инновационным технологиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological and pedagogical foundations of innovative technology teaching schoolchildren and students. The author has formulated the basic requirements for teaching innovative learning technologies.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты инновационных теологий обучения»

УДК - 621

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Н.В.Фомин

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы инновационных технологий обучения школьников и студентов. Автором сформулированы основные дидактические требования к инновационным технологиям обучения. Ключевые слова: инновационные образование, инновационные технологии обучения, развивающее обучение, активизация познавательной деятельности.

Активная жизненная позиция человека формируется уже в процессе обучения. Отсюда - особая значимость этого процесса и особая ответственность педагогов перед обществом за организацию обучения. Необходимость превращения знаний в убеждения, а убеждений в активную деятельность, с одной стороны, и информационный «взрыв» - с другой, требуют развития инновационных технологий обучения.

Понятие «инновационное образование» в литературе рассматривается как двухполюсная конструкция: ряд авторов рассматривают инновации с точки зрения философско-теоретической, другие - описывают рационализацию учебного процесса за счет использования какого-либо фактора, например активных методов обучения или технических средств обучения. На наш взгляд, смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления учащихся.

Стремительно меняющиеся условия жизни побуждают общество и образование как его часть по-новому взглянуть на то, что называют «человеческим капиталом». Именно школа и вуз призваны разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии служат звеном между теорией и практикой, образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому знания транслируются в систему обучения. Следовательно, под инновационным образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике. А. Савельев под инновационной динамикой понимает логическую последовательность технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную реальность, превращение научных знаний в товар или услугу. Характерные свойства инновационного образования - антропоцентризм, самоуправление, профессионализм [5].

По мнению ученых-педагогов целями инновационного образования являются:

• обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития учащегося;

• создание условий для овладения учащимися навыками инновационного стиля мышления;

• научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной

сферах.

Следует особо подчеркнуть, что инновационное образование ориентируется на учащегося и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления инновационного мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности учащегося, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

С нашей точки зрения, ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм». Профессионализм, H.A. Селезнева, А.И. Суббето понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень [4]. Г.В. Лавреньев трактует профессионализм как:

• определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;

• способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;

• творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;

• высокий интеллектуально-личностный уровень развития;

• наличие ключевых квалификаций и компетенций [3].

Активность позиций педагога и учащегося в процессе инновационного обучения состоит в том, что каждый из них в той или иной мере выступает в качестве субъекта управления как своей

собственной деятельности и поведения, так и деятельности и поведения других участников учебного процесса. В целом, все это есть процесс становления субъектности учащегося, поскольку личность учащегося и формируемые компетенции являются следствием технологически организованного образовательного процесса.

«Инновационность» технологического подхода означает, что все обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, преломляется через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и соразмеряется с ними. Таким образом, технологический подход позволяет не только «снабдить» учащегося знаниями и компетенциями, но и развить у него такие качества личности, которые востребованы обществом, рынком труда.

Наш многолетний педагогический опыт свидетельствует, что в рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и взаимопомощи равных.

Надо отметить, что инновационное мышление формируется у учащегося, если он активно мотивирован в обучении, реализует требования самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

• интенсивное развитие личности учащегося и педагога;

• демократизацию их совместной деятельности и общения;

• гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

• ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу учащегося в формировании себя как будущего профессионала;

• модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Исходя из анализа понятия «инновационное образование» под инновационными технологиями обучения будем понимать:

- технологии, которые позволяют организовать учение как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности;

- технологии, как способы освоения знаний, формирования инновационного мышления и приобретения опыта творческой деятельности в процессе активного взаимодействия педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

В основных концепциях инновационного обучения, разрабатываемых в отечественной психологии в русле деятельностного подхода к учению, можно выделить следующие положения:

- учение в его организационных формах есть активная деятельность самогоучащегося -учебная деятельность, где педагог выступает в роли организатора этой деятельности;

- предметом и результатом учебной деятельности является сам субъект деятельности (учащийся), который подвергается (как предмет) преобразованию благодаря деятельности и который в конце обучения предстаёт в измененном виде (как результат учебной деятельности);

- основным показателем успешной учебной деятельности, её результатом является умение обучаемого мыслить, творчески решать познавательные и практические задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться в учебных и практических проблемах, а знания при этом служат материалом и средством мышления;

- единицей учебной деятельности является учебная задача, отличающаяся от всех других возникающих в жизни задач тем, что её решение направлено не на изменение предмета, а на изменение самого действующего субъекта - на овладение им, прежде всего, способами мыслительных действий;

- процесс учебной деятельности есть действия учащегося по решению учебных задач во внешнем предметном плане с постепенным переносом (переходом) этих действий во внутренний, умственный план (интериоризация), т. е. превращение их в его собственные знания, умения и навыки;

- усвоенные знания, умения и навыки - это умственные действия, которые совершаются индивидом во внутреннем плане сознания (в уме), без опоры на внешние средства (предметные

ориентиры или словесные подсказки), и представляют собой преобразованные в результате учебной деятельности «бывшие» внешние предметные действия[1].

Таким образом, основа психологической теории учения - это активная познавательная деятельность самого обучаемого, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения и навыки.

Основываясь на главных положениях психологической теории учения, можно сформулировать основные дидактические требования к инновационным технологиям обучения:

- технологии обучения должны стимулировать активную познавательную, особенно мыслительную, деятельность обучаемого;

- контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным и случайным показателям, как умения обучаемого воспроизводить те или иные заученные знания, а по более существенным - умению использовать знания при анализе оценки реальных явлений, объяснению которых служат эти знания;

- обучение не должно сводиться к сообщению знаний в готовых формулировках для пассивного восприятия и непосредственного запоминания их учащимися, а представлять учебные задачи, которые учащиеся должны научиться решать, чтобы овладеть не просто частным, а некоторым общим способом (принципом) решения относительно широкого круга конкретных задач данного класса, данной совокупности;

- наиболее действенна та технология обучения, которая объединяет в единое образовательное (учебное) действие процесс усвоения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний, благодаря чему при осуществлении обучаемым учебной деятельности знания оказываются усвоенными как итог, как результат их практического применения в этой деятельности;

- технология обучения должна строиться с учетом того, что знания, умения и навыки, прежде чем стать таковыми, т. е. быть усвоенными, внутренне (психологически) присущими человеку, должны пройти обработку во внешнем, материальном плане (на реальных предметах или их заменителях - учебных задачах как жизненных моделях, на чертежах, макетах, картах, схемах и т. п.) и лишь благодаря такой отработке интериозироваться (перейти «извне - внутрь»), стать внутренним достоянием личности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что инновационные технологии обучения должны строиться на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служить умственному развитию личности. Именно инновационные технологии обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы личностно развивающего обучения.

Наши исследования свидетельствуют о том, что для инновационных технологий обучения характерны следующие особенности:

- содержание обучения гуманизированное, ориентировано на развитие личности, на ее самообучение, самореализацию и самоопределение;

- предоставление свободы учащимся в выборе содержания учения, видов учебной деятельности;

- все технологические элементы образовательного процесса - от постановки цели до способов оценки результатов разрабатываются педагогом совместно с учащимися, что способствует выстраиванию учащимся индивидуальной образовательной траектории;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- учет субъектного опыта каждого обучаемого, поддержка его индивидуального развития;

- деятельностно-творческий подход в обучении, создание условий, обеспечивающих возникновение собственной активности обучаемого;

- роль педагога - организатор, руководитель, соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащихся с познаваемой реальностью, дискуссионность и диалогичность преподавания;

- обеспечение объективного контроля знаний обучаемых.

Исходя из этого, мы полагаем, что инновационные технологии обучения должны строиться на признании учащегося субъектом учебно-познавательной деятельности; они должны способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности; всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические

отношения, обеспечивать комфортные условия для расцвета индивидуальности учащегося с учетом его возрастных особенностей.

Таким образом, к технологиям инновационного обучения предъявляются следующие требования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

С нашей точки зрения, все инновационные технологии обучения можно разделить на 5 групп, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления и развития личности. Это технологии проблемного обучения, ситуационного обучения, интерактивные технологии, технологии учебного сотрудничества, игровые технологии. Рассмотрим их более подробно (таблица 1).

Таблица 1

Вида интерактивных технологий Характерные особенности

1. Технологии проблемного обучения Основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, законы. Обеспечивают усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей (технология использования проблемных вопросов в процессе обучения, технология проблемного обучения на лекциях, технология проблемных семинаров и др.)

2. Технологии ситуационного обучения Развивающая поисково-исследовательская технология, основанная на конструировании конкретных экономических ситуаций, анализ и разрешений которых нацелены на развитие критического мышления и творческих способностей учащихся, на формирование их личностных (смысловых, ценностных, мировоззренческих) функций и свойств, целостного опыта решения различных социально-экономических проблем и явлений.

3. Игровые технологии Основаны на игровых приемах и ситуациях, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Расширяют кругозор, способствуют применению ЗУН в практической деятельности, развивают познавательные интересы, творческие способности, рефлексию, мотивацию учебно-познавательной деятельности, воспитывают такие качества личности, как сотрудничество и коммуникативность (деловые и ролевые игры, имитация ситуации, моделирование на основе учебной программы)

4. Интерактивные технологии обучения Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивных технологиях создается обстановка совместной творческой (продуктивной) деятельности педагога и учащихся, идет процесс взаимодействия личности, а не только процесс поиска знаний. К интерактивным технологиям могут быть отнесены: учебная дискуссия, мозговой штурм, эвристическая беседа, сократический семинар, структурные академические противоречия, дебаты

5. Технологии учебного сотрудничества Основаны на работе в малых группах, для которых характерна осознанная творческая взаимозависимость членов коллектива, интенсивное творческое общение между участниками, осознание каждым учащимся личного участия и ответственности за успех совместной работы, умение работать с другим участником или в составе небольшой группы (технология проектного обучения, технология КСО и др.)

Согласно нашим представлениям, все инновационные педагогические технологии можно также подразделить на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, применения технических средств и обеспечения диалогического взаимодействия учителя и учащихся. К неимитационным технологиям мы относим технологии проблемного обучения, технологии учебного сотрудничества, интерактивные технологии. Очевидно, что перечисленные технологии обучения создают возможность не только передавать учащимся определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития у них критического и творческого мышления.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационное игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. В этой модели предполагается игровая процедура, т.е. общение обучаемых между собой и с учителем в процессе имитации. К ним мы относим игровые технологии, технологии ситуационного обучения.

С нашей точки зрения, инновационные технологии обучения позволяют учащимся прежде

всего:

- быть субъектом учебно-познавательной деятельности, проявлять высокую

познавательную активность, развивать свои творческие способности;

- вести диалог, владеть необходимыми навыками общения разного уровня, высказывать свою точку зрения, уметь ее отстаивать и аргументировать;

- проводить исследования, делать открытия, осуществлять разработки и проекты, заниматься активной образовательной деятельностью;

- выявлять и искать пути решения проблем как теоретического, так и практического характера, владеть различными способами действий;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- самостоятельно добывать знания из различных источников, критически их осмысливать;

- видеть перспективы индивидуального роста, личного интереса (учащийся получает новые знания, умения, навыки, повышается его социальный статус в учебном коллективе);

- выходить в рефлексивную позицию и оценивать свои действия и действия своих товарищей.

В исследованиях М.Т. Громковой [2] проведен анализ связи инновационных технологий обучения с социальным заказом общества высшему образованию (таблица 2).

Таблица 2

Связь инновационных технологий с социальным заказом

Элементы инновационных педагогических технологий Факторы современного социального заказа системе высшего образования

1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент - субъект образования: индивид - личность - человек» Целостное восприятие окружающего мира как «био-социо-дух» и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.

2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).

3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.

4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.

5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.

6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций.

Таким образом, можно утверждать, что инновационные технологии обучения ориентированы на развитие личности обучаемого, овладение системным, творческим, инновационным мышлением и формирование гуманистической позиции.

Согласно нашим представлениям, суть инновационных технологий обучения состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, критическое мышление, поведение, обучение. При этом учебный процесс организуется таким образом, что учащиеся учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа событий и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в совместной работе, дискуссиях, дебатах, моделировании, деловых играх, творческих проектах и др.

В инновационных технологиях обучения существенно меняется роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство ддя освоения действий и операций познавательной

деятельности).

Как подчеркивает известный психолог Б.Ц. Бадмаев[1], в деятельности педагога центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. Как показывает наш практический опыт, при применении инновационных технологий обучения сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда учащиеся коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

При использовании инновационных технологий обучения от педагога требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в учебниках истин. Инновационные технологии принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда педагог будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. Формы участия педагога в дискуссии учащихся могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путём тонко рассчитанного управления ходом дискуссии, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного, критического мышления, творческого поиска истины. Педагог высказывает свою точку зрения лишь в порядке извлечения выводов из высказываний учащихся и аргументированного опровержения ошибочных суждений. Его позиция может совпадать с мнениями учащихся, поскольку они появились в результате наводящих вопросов педагога. Такими приемами можно не просто направлять содержательную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструировать совместную продуктивную деятельность, тем самым влияя на личностную позицию учащихся, превращая их учебную деятельность в учебно-воспитательную.

Следовательно, при инновационных технологиях обучения совместная учебная деятельность учащихся, благодаря участию самого педагога в дискуссиях с ними как бы на равных, превращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей (обучающей и учебной). С нашей точки зрения, инновационные технологии обучения - это и есть создание обстановки совместной творческой продуктивной деятельности педагога и учащихся, где идёт процесс взаимодействия личностей, а не только процесс поиска знаний. Другое дело, что педагогу надо постоянно помнить об этом, а не пускать обсуждение учебных вопросов на самотёк, ограничиваясь только познавательной активностью во взаимодействии по линии «учащийся - учащийся», всегда иметь в виду важность включения системы «педагог - учащийся».

Как показывают исследования, инновационные технологии обучения способствуют приобретению учащимися:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- опыта ценностей, на основе которого формируются критерии, нравственные оценки и понятия, которыми человек руководствуется в своих действиях и поступках;

- опыта первичной активизации, который определяет, сколь широка самостоятельность учащегося, какими наработанными действиями он располагает, чтобы эту самостоятельность воплотить в жизнь;

- операционного опыта - опыта конкретных умений, четко сформулированных способов действий;

- опытарефлексии - определение, осознание своих возможностей;

- опыта сотрудничества - умение осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Инновационными являются такие технологии обучения, в которых учащийся выступает субъектом деятельности; проявляет в процессе обучения высокую познавательную активность; развиваются творческие способности и инновационное мышление каждого учащегося; происходит активное взаимодействие всех участников образовательного процесса; осуществляется целостный

процесс формирования личности обучаемого.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся в инновационных технологиях обучения выступает как прогрессивная идея, исходящая от самого учащегося, который стремится к углублению своих знаний, развитию умений и навыков, исходя из его возрастных особенностей, интереса, положительных мотивов учения и обучения, стремление к самостоятельному поиску истины. Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер такой деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привлечением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

3. Инновационные технологии обучения, применяемые в системе, дают высокий конечный результат:

- повышается уровень знаний учащихся, усиливаются мотивы учения, повышается интерес к изучаемому предмету и процессу обучения в целом;

- развиваются способности к сотрудничеству, кооперации, принятию новых технологий (т.е. происходит обучение социальным отношениям и приобретается способность действовать технологично, адекватно социальной культуре);

- приобретается умение учиться (у учащихся развиваются системные, обобщенные знания и способы деятельности);

- повышается уровень оперирования учебным материалом, это дает возможность выхода на исследовательский, творческий уровень;

- происходит успешное становление личности, так как познавательные и духовные потребности учащегося находят свое удовлетворение в содержании педагогического процесса.

- формируется гуманная система взаимоотношений «педагог - учащийся», «учащийся -учащийся» при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в обучении.

The article deals with the psychological and pedagogical foundations of innovative technology teaching schoolchildren and

students. The author has formulated the basic requirements for teaching innovative learning technologies.

The key words: innovative education, innovative learning technologies, developing education, strengthening cognitive

activity.

Список литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М: Владос, 1999, С.45.

2. Громкова М.Т.. Мастерство - это технология плюс творчество // Высшее образование в России. 2001.

3. Лаврентьев Г. В. Гуманитаризация математического образования. Проблемы и перспективы. Барнаул. Изд-во АГУ, 2001.

4. Новое качество высшего образования в современной России //Труды исследовательского центра/Под ред. H.A. Селезневой, А.И. Суббето М.: Исследовательский центр, 1995.

5. Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы//Вестник высшей школы 2000. № 3.

Об авторе

Фомин Н. В. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.