должны быть такие процессы, как создание волонтерских проектов, программ, акций; утверждение планов работы, конкретных планов действий, планов взаимодействий, планов информационного сопровождения, отчетов волонтерских групп, советов. Как мы отмечали выше, организационные структуры детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана формируются в виде волонтерских групп, команд, советов, такие как группа, команда юных добровольцев, которые созданы для оказания помощи нуждающимся в микрорайоне учреждения образования [8 - 9], в том числе оказание психологической помощи [10].
Механизмы организации и развития детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана координируется Республиканским Координационным Центром, где:
- разрабатываются методические рекомендации по развитию и пропаганде волонтерского движения;
- аккумулируется база и информация о развитии волонтерского движения в организациях образования Казахстана;
- координируются республиканские программы волонтерского движения в организациях образования Казахстана;
- проводятся республиканские фестивали, конкурсы, съезды волонтеров, семинары, конференции, дебаты, направленные на развитие волонтерского движения в организациях образования Казахстана;
- координируется работа с областными, районными Координационными центрами по развитию волонтерского движения в организациях образования Казахстана.
Выводы. Таким образом, перспективы развития детского и молодежного волонтерского движения в организациях образования Казахстана определяются:
- процессом формирования устойчивой общественной системы поддержки волонтерства в организациях образования;
- актами внедрения передового опыта организации волонтерской работы в организациях образования;
- целенаправленным повышением уровней социальной активности детей и молодежи;
- широкой активизацией детей и молодежи через добровольное привлечение в общественную занятость в социальной и общественно-полезной сфере.
Литература:
1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании -Ставрополь, 2014.
2. Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г., Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Данилина Е.И., Подгребельная Н.И., Сорокопуд Ю.В., Сельская О.В., Сметанина Н.В., Багдуева К.Г., Гасанова С.С., Рамазанов М.Б., Ахмедова А.М., Борисова Е.Н., Раджабов М.А., Везиров Т.Г., Кулибеков Н.А. и др. Реализация прогрессивных подходов и технологий в образовательной практике: коллективная монография Кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования» МИГУП / Москва, 2017.
3. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238.
4. О волонтерской деятельности. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VI ЗРК.
5. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности [Текст] / Н.А. Потапова. СПб.: Питер, 2004. - 230 с.
6. Кузнецова Елена. Волонтерское движение как образовательная инициатива. // Жасstar. 2012. №1(31)
7. Каримова Р.М. Волонтерская деятельность в Казахстане // Мир науки, культуры, образования. -2018. № 5 (72). С. 364-365.
8. Sakenov, D. Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal, 19 (10): 1431-1436.
9. Zholdasbekov, A.A. et al., (2018). Pedagogical technologies for the formation of healthy lifestyle of students. ESPACIOS. ISSN 0798 1015, Vol. 39 (N° 21), Page 37.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Карлина Мария Александровна
Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва); старший преподаватель Ивашкина Татьяна Александровна
Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема творческого подхода для будущих специалистов, для которых в процессе обучения важны не только профессиональные знания и навыки, но и формирование свободного творческого мышления, создание условий для непрерывного саморазвития. Авторами даны основные понятия по исследуемой проблеме, такие как творчество, творческие способности; выделены практические моменты в обучении, которые мешают формированию творческой компоненты, а также описаны схемы реализации творческого процесса, опираясь на исследования таких ученых, как В.М. Бехтерев и А.Н. Леонтьев. Сделаны основные выводы по теме статьи и выделены ключевые преимуществ, а так же даны рекомендации о необходимости внедрения современных методик в образовательной среде с целью повышения творческого потенциала учащихся.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческий процесс, творческие способности, кадры, конструктивизм в образовании, студент, преподаватель.
Annotation. The article deals with the problem of creative approach for future specialists, for whom not only professional knowledge and skills are important in the learning process, but also the formation of free creative
thinking, the creation of conditions for continuous self-development. The authors give the basic concepts of the study, such as creativity, creativity; highlighted practical aspects in learning that interfere with the formation of creative components, as well as the scheme of implementation of the creative process, based on the research of scientists such as V. M. Bekhterev and A. N. Leontief. The main conclusions on the topic of the article are made and the key advantages are highlighted, as well as recommendations on the need to introduce modern techniques in the educational environment in order to increase the creative potential of students.
Keywords: creativity, creative potential, creative process, creative abilities, personnel, constructivism in education, student, teacher.
Введение. Современная действительность требует изменения подхода к уровню знаний выпускников, поскольку для развития научно-технической отрасли необходимы новые специалисты. Наибольшую роль в наше время играет наличие высокого творческого потенциала у студентов и умение осмыслять полученную информацию. Научно-технической отрасли нужны профессионалы, наделённые способностью к самостоятельному изучению полученных данных и умением находить нестандартные решения возникающих проблем. Проблема, рассматриваемая в статье, затрагивает вопрос развития творческого потенциала у студентов высших учебных заведений. Они должны обладать неординарным подходом к предмету своего изучения, который позволит совершать новые научные открытия и развивать техническую отрасль. С каждым годом в предприятиях и научно-исследовательских институтах повышается спрос на молодых учёных, обладающих выраженной способностью к критическому мышлению и имеющих высокий творческий потенциал. Это касается только социальной стороны вопроса. Другой же стороной является потребность каждого человека в проявлении своей индивидуальности. Всё это служит причиной, по которой обучение творческих специалистов становится одной из основных задач современных ВУЗов.
Изложение основного материала статьи. В педагогике вопрос возникновения творчества находится на пересечении психологии, философии и физиологии. Творческая мысль рассматривается как внезапное явление, произошедшее в сознании личности. Споры о природе творческой мысли остаются актуальными в течение долгого времени.
Большинство из авторов, занимавшихся рассмотрением проблемы творчества, давали этому понятию своё определение. Раскроем понятия «творчество» и «творческие способности».
Советский психолог Я.А. Пономарёв даёт «творчеству роль основного условия формирования материи, ведущему к созданию ее новых видов и форм, вместе с которыми изменяются и формы творчества» [1, с. 43].
Согласно философии А.Н.Леонтьева, творческие способности каждого индивида определяются как совокупность личностных качеств, позволяющая пропускать через себя явления внешнего мира и находить неординарные решения [2].
В данной статье мы будем ориентироваться на определение М.Ю. Урусова, который рассматривает творчество как «духовно-практическую деятельность, следствием которой можно назвать формирование уникальных, неповторимых и оригинальных культурных ценностей, которые имеют большое значение в социальной жизни, установка новых знаний, выявление новых фактов и принципов, в том числе различных методов изучения и трансформации окружающего нас мира» [3, с. 189].
В творческом процессе можно выделить две стороны:
1. Материальная. Под этой стороной подразумевается материальное создание объектов, никогда не существовавших ранее.
2. Мыслительная. Согласно монистическим взглядам, действие возникает только после появления мысли. В мыслительных процессах личности формируются новые идеи, которые позднее могут быть обличены в материальную форму. Педагогическая наука ставит перед собой цель создать такие условия, которые поспособствуют развитию творческого потенциала обучающихся и их выходу за рамки стереотипной модели мышления.
В.М. Бехтерев в своей концепции определил два типа творческого мышления [4, с. 232-233]:
1. Интуитивное. Этот тип творческой мысли представляет собой неожиданное озарение, посетившее личность. В момент своего появления мысль хаотична, но постепенно обретает чёткие очертания и систематизируется.
2. Системное. Мысль возникает в результате последовательного поступления фактов по какому-либо объекту исследования.
В.М. Бехтерев, придерживаясь физиологической точки зрения, определяет появление творческой мысли как следствие процессов, происходящих внутри головного мозга человека: работы полушарий, активности нейронов и других. Следовательно, творчество представляет собой результат физических процессов человеческого организма. В.М.Бехтерев обрисовал картину появления творческих процессов в сознании человека следующим образом (рис. 1, составлено автором):
Рисунок 1. Процесс творчества по В.М. Бехтереву
Следовательно, любое творческое действие возникает из-за появления внешних раздражителей и является ответной реакцией на него.
Знаменитый психолог А.Н. Леонтьев в своём докладе «Опыт экспериментального исследования мышления» отвёл особую роль этапам, через которые проходит творческая мысль. Он выделил следующие стадии процесса творчества:
1. Нахождение способа разрешения возникшей проблемы.
2. Непосредственное применение итога творческого процесса [3].
Педагогическая наука базируется на изучении и внедрении различных подходов к творческим способностям среди обучающихся (как школьников, так и студентов), а также тонко относится к различным его проявлениям, каждое из которых соответствует особенностям творческой деятельности. Однако данная научная сфера достаточно ограничена изучается в контексте высшего образования. [5, с. 1201]. Используемый долгое время догматический метод обучения сегодня становится менее популярным, уступая свое место современным методикам образования и раскрытия творческого потенциала у студентов.
Абрамова О.В., рассматривая проблему творческого подхода к подаче информации студентам, отмечает, что важная роль здесь принадлежит созданию коллективных научно-практических мероприятий для студентов ВУЗов, что является основополагающим фактором развития у учащихся творческого потенциала. «Основным аспектом можно назвать творческий подход. При коллективной подготовке учащимися и педагогами тематической конференции формируются условия творческой коммуникации, разумеется, в рамках рассматриваемого вопроса» [6, с. 123].
На наш взгляд можно выделить следующие практические моменты в обучении, которые мешают формированию творческой компоненты:
1. Строгий план занятий;
2. Использование исключительно теоретических и академических знаний, которые не подкреплены личным опытом преподавателя;
3. Слабая обратная связь преподавателя и студента;
4. Выполнение домашних заданий по шаблону (инструкции);
5. Исключение из образовательного процесса современных методов подачи и проверки материала (презентации, ролевые игры, мозговой штурм и другие).
Таким образом, творческий подход позволяет развивать и раскрывать творческие возможности обучающихся в ВУЗах. При этом понятие творческого потенциала можно воспринимать целостно, благодаря тому, что оно соединяет в себе такие условия как: социальные, личностные, логические и природно-генетические. Эти компоненты представлены в виде навыков, способностей, умений, а также знаний и стремлений индивида к преобразованию мира в разнообразных полях.
Поэтому смело можно утверждать, что творческий потенциал учащегося - основа успешного и позитивного обучения в ВУЗах. Развивая творческие способности у студентов ВУЗов можно сделать более эффективным не только получение технических умений, но и способствовать тому, на сколько успешно полученные знания будут применяться в жизни, а также дальнейшему развитию интеллектуальных способностей.
Развивая свои творческие способности, будущие выпускники ВУЗов будут более гибкими, для того чтобы приспособиться к постоянно меняющейся окружающей среде, а также уметь находить разнообразные модели решения проблемы.
Сегодня существует большое количество подходов для развития творческих возможностей студентов. В качестве основного направления можно выделить конструктивизм. Это теория, которая делает акцент на предоставлении студентам возможностей принимать свои собственных решения и интерпретировать ситуации (с которыми они сталкиваются) на основе их предварительного знания и опыта. Она основана на активном участии или вовлечении студентов в учебный процесс, направлена на развитие навыков среди студентов, предлагая им мероприятия и проекты в соответствующих областях и контекстах. Это представляется подходящей стратегией, предваряющей их принятие на себя социальной роли и профессиональных обязанностей в будущей практической жизни. Согласно этой теории, происходит построение новых знаний, которое основано на предыдущем опыте студентов через повышение уровня их рациональности и способности к рассуждению и применению в реальных ситуациях полученных знаний. Основываясь на конструктивизм в педагогике, можно сказать, что студенты университета самостоятельны в учебе, а их деятельность дает им возможности практических практик для обучения и дальнейшей интерпретации материала.
Конструктивистский подход соответствует обучению, предполагая, что чем чаще человек что-то делает, тем более эффективным он становится. Он состоит из различных форм и видов деятельности, включая командную работу, экспериментальное обучение, проблемное обучение и изучение запросов [7].
На наш взгляд, основываясь на теории конструктивизма, значительно изменилась роль педагога в процессе образования в высших учебных заведениях. Она остается главной, однако становится неявной. Организовывая процесс обучения, преподаватель не управляет мышлением студентов, а формирует положительную атмосферу для активизации самостоятельной мыследеятельности.
Таким образом, роль учителя - создать позитивную атмосферу для развития способностей студентов, помогая им получить новые знания, которые будут основаны на личном опыте мышления и решения задач. Однако преподаватель не передает собственные знания или модели решения поставленных вопросов, не направляет студентов по готовому пути. Он помогает учащимся искать собственный путь, верить в успех, дать свободу мыслям, не устанавливать перед собой рамки, отвечать за принятые решения. В итоге студенты конструируют мир собственного опыта и знаний. Взаимоотношения между учениками и наставником становятся единой целостной системой, с равными (имеется в виду влияние на существование и единство системы) подсистемами-субъектами «педагог» и «студент».
Критическое мышление, подход к решению проблем и аналитические навыки рассматриваются как важнейшие конструкты выпускников высших учебных заведений. Обладая такими способностями и навыками, они создают новые знания на основе своего предыдущего опыта и участия в учебном процессе [8].
По нашему мнению, для развития творческой компоненты в процессе обучения, основываясь на конструктивистском подходе, следует использовать следующие методики:
1. Стимулирование исследовательской деятельности студентов, что предполагает самостоятельный поиск информации по заданной теме. В данном случае преподаватель лишь дает общий план изучаемой темы, направляя студента на поиск новой информации. В данном случае задача преподавателя состоит в том, чтобы предоставить студенту информацию о методах самостоятельного поиска материала, современных поисковых базах и профессиональных электронных ресурсах.
2. Использование игровой формы и кейс-заданий для моделирования различных профессиональных ситуаций. Это позволит студентам погрузиться в реалии их профессиональной среды и научиться самим находить наиболее подходящие решения.
3. Проведение не только внутри вузовских конференций, но и межвузовских, используя возможности IT-технологий для онлайн доступа студентов. Основной акцент делать на обмене идеями практического характера, включая блок обратной связи между участниками.
4. Коллективный разбор решений поставленной преподавателем задачи. Студентам дается возможность высказывания собственного мнения о принятии или отклонении придуманного решения с аргументированным анализом.
5. Использование метода презентации для отчета о выполненном задании.
6. Внедрение творческих форм самостоятельной активности студентов (работа над творческими проектами).
Использование предлагаемых практических приемов способно не только развить творческий потенциал студентов, но и в целом повышает обучаемость и качество усвоения нового материала, создает у студентов правильную мотивацию на дальнейшее обучение.
Рассматривая достижения современной психологии, стоит отметить, что для развития творческого подхода в преподавании нужно создать благоприятную атмосферу и проработать структуру общения со студентами.
Если преподаватель сумел создать необходимые, позитивные условия для творческой свободы, формируются доверительные взаимоотношения между педагогом и учащимися. Учащиеся не бояться высказывать личную позицию, касательно рассматриваемой темы, даже когда она совершенно не соотносится с мнением преподавателя. Поэтому педагогу следует беспристрастно относиться к процессу обучения, предоставляя учащимся возможность находить новые и нестандартные решения к поставленному вопросу [9].
Из этого следует, что молодые специалисты, окончившие ВУЗ, будут готовы решать любые задачи, требующие использования творческого потенциала, а также смогут изучать новые аспекты, касающиеся выбранной профессии [10, с.89]. Таким образом, знания и умения, полученные студентами во время обучения в ВУЗе, являются базой для подготовки новых специалистов, а творческое развитие и деятельность станут своеобразным трамплином, который даст огромное преимущество, когда молодой человек начнёт реализовывать себя в избранной сфере.
Выводы. Приведенная выше информация говорит о том, что сегодня тема создания высшего образования, отвечающего требованиям современного общества, выходит на первый план в реформах высших учебных заведений. Поэтому основной упор необходимо делать на поиск и разработку таких технологий, которые позволят наиболее полно раскрыть творческие возможности абитуриентов и студентов, а так же максимально задействовать данные технологии в процессе обучения, отходя от традиционной схемы проведения занятий по различным дисциплинам. При этом главной становится ориентация на конструктивистский подход в обучении, рассматривающий учеников не в роли статичных слушателей, а как активных участников, которые должны не сдерживать свой творческий потенциал, а всячески развивать его.
Литература:
1. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика,1983. 320 с.
3. Урусова М.Ю. Теоретические основы развития художественно-творческого мышления личности // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 3 - 2010 г.
4. Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения / Грузенберг С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества, М.: 2010.
5. Мишурина О.А. Теоретические основы актуализации творческих возможностей студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1201-1203.
6. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе / Отв. за вып. А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. - М.: АПКиППРО, 2015. 264 с.
7. Hussain, I., & Sultan, S. (2010). Learning by doing: Outcomes of teaching a research course through group activities. Proceedings of the Annual International Conference on Computer Science Educa-tion: Innovation & Technology (CSEIT) 2010, Singapore City: Global Science and Technology Forum, 6-7 December 2010.
8. Li W. Constructivist learning systems: A new paradigm. In-ternational Conference on Advanced Learning Techniques, Madison, 6-8 August 2001.
9. Богданова В.О. Педагогический конструктивизм: образование как адаптация // Философия образования. 2012. № 5. С. 41-46.
10. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011. - 204 с.
Педагогика
УДК: 372.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Аракелян Артем Артурович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ АКТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОБЖ
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Раскрыты позиции исследователей по рассматриваемой проблеме. Сконструирована и охарактеризована модель формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Модель включает теоретико-методологический и методический уровень. Теоретико-методологический уровень модели объединяет подходы, принципы и функции. Методический уровень модели образован взаимосвязанным сочетанием целевого, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов.
Ключевые слова: антиэкстремистская личностная позиция, модель, экстремизм, основы безопасности жизнедеятельности.
Annotation. In article the relevance of formation at pupils of an anti-extremism personal position in the course of training in basics of life safety is considered. Positions of researchers on the considered problem are opened. The formation model at pupils of an anti-extremism personal position in the course of training in basics of life safety is designed and characterized. The model includes teoretiko-methodological and methodical level. Teoretiko-methodological level of model unites approaches, the principles and functions. Methodical level of model is formed by the interconnected combination of target, substantial, procedural and reflexive and estimated components.
Keywords: anti-extremism personal position, model, extremism, basics of life safety.
Введение. Постиндустриальный этап развития мирового сообщества в значительной мере характеризуется ростом социальных угроз и опасностей, среди которых «пальма первенства» принадлежит экстремистским и террористическим проявлениям. Используя широкие возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями, экстремистские организации активно распространяют свой идеологически опасный контент по сети Интернет, охватывая даже самые удаленные уголки нашей планеты. Особую опасность идеология экстремизма, представляющая собой приверженность крайним взглядам, особенно в политике, несет лицам подросткового и юношеского возраста, поскольку именно этот возрастной период характеризуется активным становлением нравственных ориентаций и развитием мировоззренческих позиций. В этой связи одной из ключевых задач современной системы образования является формирование у учащихся общеобразовательных организаций устойчивой активной антиэкстремистской личностной позиции, что отражено в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования.
Изложение основного материала статьи. Обратим внимание на тот факт, что формирование антиэкстремистской личностной позиции школьников - проблема сложная, многоаспектная, решение которой требует значительного внимания и времени, как в условиях урочной, так и внеурочной деятельности. Значительным потенциалом для формирования антиэкстремистской личностной позиции учащихся обладают учебные дисциплины предметной области «Общественны науки» и учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно на раскрытии возможностей школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в формировании антиэкстремистской личностной позиции учащихся мы остановимся в настоящей работе.
В современных педагогических исследованиях накоплен определенный опыт относительно трактовки понятия «антиэкстремистская личностная позиция обучающихся» (Е.П. Белинская, И.В. Гайдомашко, В.В. Гафнер, Е.М. Дубовская, О.А. Манжукова, Т.Д. Марцинковская, В.А. Мижериков, В.А. Попов, А.А. Реан, А.А. Свиридов). Анализ работ авторов позволил установить неоднозначность и неоднотипность употребляемой терминологии в обозначенном контексте. Так В.В. Гафнером была сформулирована авторская дефиниция понятия «антиэкстремистская личностная позиция», в котором акцент сделан на мировоззренческую сущность обозначенного социального и педагогического феномена, включающего систему ценностей, взглядов, установок и мотивов, и подразумевающую категоричное отрицание проявлений экстремизма с собственной стороны и неприятие таких действий со стороны других людей [1]. Таким образом, внешним проявлением антиэкстремисткой личностной позиции учащегося являются его непосредственные действия, демонстрирующие соответствующую модель поведения.
На структурную сложность антиэкстремистской личностной позиции учащегося обращено внимание в диссертационном исследовании А.А. Свиридова, которым сформулированы ее четыре основные элемента: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, поведенческо-деятельностный [7]. В работах Е.П. Белинской, Т.Д. Марцинковской, А.А. Реан в качестве ключевой выдвигается идея превентивности и профилактики проявлений экстремизма среди подростков и молодежи с обязательной их социализацией. Профилактическая работа подразумевает, по мнению Т.Д. Марцинковской, интеграцию ее трех блоков -информационного, ценностного и поведенческого [5].
В контексте представленной работы мы опираемся на рассмотренные выше позиции ученых, взяв их за основу при конструировании модели формирования антиэкстремистской позиции учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности, имеющей системный и личностно-ориентированный характер педагогического воздействия на школьников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, приводящей к достижению необходимого результата.
Сконструированная нами модель формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности объединяет ее теоретико-методологический уровень,