И.м. Жучая
Ключевые слова:
ключевые
компетенции,
исследовательская
деятельность
учащихся, проектная
деятельность
на уроках
изобразительного
искусства,
активизация
творческого
воображения учащихся.
исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Актуальность выбора исследовательской деятельности в начальной школе обусловлена необходимостью формирования у современного ребенка составных ключевых компетенций, а именно: самообразовательной, исследовательской, организационной и других. Целью исследовательской деятельности является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а также - выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Использование в учебном процессе исследовательской деятельности не только способствует повышению познавательного интереса к самому предмету, но и содействует росту успеваемости учащихся, а также позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Мне жизнь каждый день преподносит урок, Все больше задач, чтоб решить я не смог, Все больше дорог у меня на пути... Какую мне выбрать? Какою идти?
Школа! Школьная жизнь интересна и увлекательна. В школе учат читать и писать, вычитать и умножать. Именно в школе учат добиваться успехов в жизни. А добиваться успехов можно, лишь обладая общими и специальными способностями, быть образованным и способным к творчеству.
Но каждый человек индивидуален. Кому-то легко в математике, а кому-то интересна история и география. У многих учащихся в нашей школе урок рисования один из самых любимых. Мои ученики очень разные: большие и маленькие, веселые и грустные, серьезные и лукавые. Но всех их объединяет одно качество - они талантливы. А моя задача как учителя заключается лишь в том, чтобы раскрыть, высвободить эти таланты, находящиеся в детях под пудом жизненных проблем, и создать условия для успешной творческой реализации детей.
Ведь дети - это первооткрыватели. Первооткрыватели в мире детских фантазий и превращений. И нам, взрослым, оказано непосредственное доверие вести их по лабиринтам творчества. И от нас во многом зависит направление этого творчества. Станет ли оно созидающим или разрушающим. И, в конечном итоге, станет ли впоследствии маленький человечек успешным в жизни или нет?
А от каких факторов зависит, по большому счету, успешность человека? Успех обучения, как и успешность, зависит от множества условий, среди которых:
• во-первых, взаимопонимание учителя и учеников, так как без этого достичь положительных результатов невозможно;
• во-вторых, большую роль в формировании успешности у учащихся я отвожу занятиям исследовательской, проектной деятельностью на уроках изобразительного искусства, выполнению творческих проектов, которые развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не является секретом, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста помогает мне как педагогу решать задачу воспитания у учащих-
ся креативности, воспитания потребности в постоянном движении вперед. А движение вперед, вверх опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.
Исследовательскую деятельность в начальной школе я считаю на сегодняшний момент актуальной еще и потому, что сегодня в современном обществе остро созрела потребность в переориентации обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. И именно исследовательская, проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, она помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.
В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.
Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. А использование исследовательского метода на уроках изобразительного искусства позволяет развивать у учащихся:
• такие черты характера, как самостоятельность, любознательность;
• социальные навыки в процессе групповой работы;
• опыт проектной деятельности;
• креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Использование на уроках изобразительного искусства в начальной школе проектной деятельности позволяет организовать обучение таким образом, чтобы в результате проводимого исследования, через постановку проблемы, повысить мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности, способность творчески подходить к результатам работы.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, поэтому любое проводимое исследование строю таким образом, чтобы оно соответствовало возрасту учащихся. А для этого использую все виды деятельности, которые развивают личность ребенка.
приёмы и методы организации работы над исследованием:
• игра;
• труд;
• учение;
• общение;
• творчество.
при этом применяю следующие правила:
• виды деятельности должны быть разнообразными;
• деятельность ребенка должна быть рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно для работы.
Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста помогает мне в решении таких важных задач, как:
• формирование системы нравственных норм и ценностей, воспитание уважительного отношения к культурному наследию предшествующих поколений;
• воспитание оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, за тот край, в котором живет человек.
Занимаясь исследовательской работой, учащиеся начальной школы не только пассивно получают готовый материал, но и активно выдвигают свои версии, формируют свои миры. Уже вошло в традицию в стенах нашей школы каждый год в 4-х классах проводить исследование по истории родного края, которое мною предлагается детям выполнять с использованием информационных технологий. Использование компьютера придает проекту больший динамизм.
Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.
Такая деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, не только расширяет общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Самое важное то, что ребенок, а не я, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Исследовательская деятельность предполагает самый высокий уровень творческого развития ребенка и является основным методом проблемного обучения. Ведь обучение развивает только тогда, когда сам добываешь знания. Я помогаю учащимся приобретать пер-
вый опыт исследовательской деятельности (сертификат участника Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я исследую мир»), который развивает их коммуникативные способности, способность творчески подходить к результатам своей работы
В результате использования на уроках метода проектов и исследовательского метода у учащихся усиливается мотивация к обучению, формируются: основы научного мышления, навыки самостоятельной работы и самообразования.
В ходе проводимого исследования ученики используют:
1) знания из смежных дисциплин;
2) межпредметные связи;
3) более эффективные пути решения задач проекта;
4) сетевое общение в Интернете;
5) особенности проектной методики обучения.
при проведении исследования у учащихся начальных классов формируются:
• навыки самостоятельного исследования по учебной теме.
Активное использование исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе позволяет мне выявлять одаренных детей, наполнить урок динамикой, индивидуализировать процесс обучения.
Проведенная диагностика выявления поведенческого профиля и одаренности учеников разработанная Дж. Рензулли, показала:
• у большинства детей (85,3%) в первом классе существует потребность в выражении эмоционального содержания своего внутреннего мира;
• степень проявления коммуникативных способностей учащихся первого класса на начало года в среднем невысокая.
На четвертый год обучения был отмечен положительный эффект занятий исследовательской деятельностью.
В это время учителями было отмечено:
• устные ответы учеников отличаются большей свободой изложения, «смелой своеобразной логикой», «желанием выговорить, сформулировать для себя и других свою мысль»;
• сочинения учеников демонстрируют большой словарный запас (оттенки, нюансы, понятия из изобразительного творчества), яркую эмоциональную окрашенность и образность (использование диалогов, метких характеристик героев сочинений).
Стало традицией, что в стенах нашей прогимназии, учащимися 4-х классов выполняется коллективный проект исследования на тему истории родного края, города Тольятти. Учащиеся просматривают презентации учеников прошлых лет и выполняют один общий проект, ну и, конечно же, индивидуальные.
Так при выполнении исследования по теме «Ставрополь. Страницы истории», некоторыми учащимися были проведены мини-исследования:
1. «Исторические места Тольятти». Учащимися была выдвинута гипотеза, что если великие исторические личности России, когда писали картины, повести, романы, ездили по стране в поисках материала и посещали самые разные города, то и наш город Ставрополь на Волге мог быть в их числе. Их заинтересовал вопрос, на который они искали ответ: кто из великих людей жил и работал в городе Ставрополе?
2. «Потерянные и восстановленные храмы Ставрополя на Волге». Учащихся заинтересовал вопрос, почему в современном Тольятти нет исторических храмов, которые сохранились со дня основания города Ставрополя, ведь в переводе «Ставрополь» означает город Святого Креста. Так, где эти храмы, почему храмы в Тольятти построены относительно недавно?
3. «Путеводитель по храмам России». В этом исследовании ребят заинтересовал вопрос, почему некоторые храмы Тольятти так похожи на другие храмы России. Ведь это своего рода архитектурный плагиат. Почему такое могло произойти и на самом ли деле такое возможно? Если это правда, то, что может послужить нам в оправдание?
Так в итоге, завершив исследование, учащийся 4-го класса, Андреев Илья выполнил проект «С чего начинается Родина. Зачем городу Ставрополю - на Волге понадобилось слово «на»». Эта работа в 2011 году принимала участие во Всероссийском Заочном конкурсе «Юный исследователь», в номинации «Краеведение», где была отмечена Дипломом Лауреата II степени. Моисеева Юля, учащаяся 4-го класса выполнила проект под названием «Как города обретают имя». Данный проект был предоставлен на Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио».
По итогам проектов учащихся 4-х классов был выполнен один общий проект «Утраченные и восстановленные храмы Ставрополя - Тольятти».
С этим проектом мы выходили на Международный смотр-кон-
курс детского архитектурно-художественного творчества «Зодчество 2011», в номинации «Культурное наследие в руках молодых». В этом конкурсе была одержана победа!
мы завоевали Серебряный диплом, II место!
А уже начиная со 2-го класса мы с учащимися проводим исследования по вопросам истории искусств, например, как возник жанр портрета, кто такие художники-анималисты, и ищем ответы на многие другие интересующие нас вопросы.
В результате реализации таких проектов и исследований у учащихся происходит: улучшение грамотности и развитие речи через общение; повышается интерес к учебе; увеличивается объем получаемой информации; активизируется, по сравнению с обычными уроками, познавательная деятельность.
Успех учащихся был бы невозможен без применения в учебном процессе мультимедийных компонентов. Ведь это - гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.
при работе над проектом у учащихся младшего школьного возраста проявляется:
• стремление искать необходимую информацию, используя для этого доступные источники;
• избирательное отношение к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;
• самостоятельность суждений;
• умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.
Активное использование ММ компонентов, информационных и коммуникационных технологий в исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста формирует новую педагогическую технологию обучения, помогает пробудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, желание самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности.
Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы рабо-
ты, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Поэтому исследовательскую деятельность можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Ведь она позволяет решить одновременно как проблему актуальности изучаемого материала, так и проблему его значимости для ребенка.
Подводя итоги, хочется сказать, что успешная стратегия для выявления имеющихся у учеников знаний по теме исследования, использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.
Включение в работу исследовательской деятельности позволило мне сформировать у детей:
• умение работать группами, командами; находить необходимую информацию; отстаивать свою точку зрения и уметь убеждать других, а также уметь выявлять пробелы в своих знаниях при решении новой задачи; ставить цели и уметь планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения;
• готовность к творческому риску; принятию любых фантастических идей.
Использование в учебном процессе проектной деятельности способствует не только повышению познавательного интереса к самому предмету, но и росту успеваемости учащихся, и созданию ситуации успеха для каждого ученика, а также позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
литература
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - №4. - С. 83.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа -просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - 1998. - № 3.
4. Иванюк Т.И. Творчество и личность. М.: ТОР, 2006. С. 35-39.
5. Кашницкий В.И., Кузьмичёва Л.В. Программа развития креативности учащихся на уроке изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы / Отв. ред. Н.П. Фетискин. М.-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Ч. 1. С. 90-91.
6. Кузьмичёва Л.В. Развитие творческой индивидуальности учащих-
ся на уроках ИЗО: Сб.науч.тр.: В 2 ч. / Под ред. В.В. Чекмарёва. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. Ч. 2. С. 107-110.
7. Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ 2001. 124 с.
8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. М., 2002.
9. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе. [Текст] // Начальная школа. - 2006 г. - № 11. - С. 87.
10. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. 347 с.
11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2006. 192 с.
12. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Фёдоров, 2010. 192 с.
13. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. М.: Вентана-Граф, 2003. 38 с.
14. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - № 2.
15. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. - 2007. - № 2.
16. Соколова Т.Е. Информационная культура младших школьников как педагогическая проблема. Самара: Фёдоров, 2002. 327 с.
17. http://adalin.mospsy.rU/l 01 00/1 01 12а^Ы:т1
18. http://festiva1.1september.ru/artic1es/525687/
19.http://schoo14-go1ovko.narod.ru/2011/27.04/pedsovet/rodionova.htm
20. http://www.centersot.org/o1db1og/334.htm1
21. http://www.chi1d-psy.ru/ngkids/295.htm1
22. http://www.coo1referat.com/Принципы проведения урока информатики в современной школе
23. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?artic1e=85
24. http://www.ref.by/refs/62/3006l/l.htm1
25. http://www.rusedu.info/Artic1e865.htm1
26. http://www.rusedu.info/Artic1e865.htm1
27. Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий. 2012. №1(2).