ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... ^^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ «ШКОЛА — ВУЗ»
Т.Ю. ЦИБИЗОВА,
доцент кафедры «Система автоматического управления» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, кандидат философских наук
Аннотация. Исследование системы непрерывного профессионального образования постиндустриального этапа — актуальная и особо значимая задача. Ее решение должно быть основано на интеграции науки, образования и производства и согласовываться с этапами подготовки научно-исследовательских кадров, включая довузовский, вузовский и послевузовский этапы. Реализация модели научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе «школа — вуз» является эффективным способом формирования творческой, исследовательской, социально активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в разных сферах науки, техники и технологии.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, система непрерывного профессионального образования, преемственность, образовательный процесс.
ON STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES IN «SECONDARY SCHOOL - UNIVERSITY» EDUCATION
T.Y. TSIBIZOVA,
associate Professor of the «Automatic Control Systems» Department at the Bauman Moscow State Technical University, Candidate of Sc. (Philosophy)
The summary. The analysis of the continuous professional education system is an acute, burning and very important problem today. Its solution is sure to be based on the integration of science, education and manufacturing and be in agreement with phases of scientific manpower training, pre-university, university and postgraduate education. The implementation of students' research activity model in «secondary school — university» education process is the most efficient way of forming a creatively-minded, research and socially active individuality able to solve innovative tasks in different fields of science and engineering in future.
Key words: research activity, continuous professional education system, succession, education process.
В быстроменяющихся социально-экономических условиях перед системой образования возникают вопросы о пересмотре процессов своего развития. В наибольшей степени это связано с моментом уров-невого перехода «школа — вуз», включающем в себя эффективную подготовку абитуриентов к поступлению в высшие образовательные учреждения. Комплексный подход к решению этой задачи предполагает как подготовку абитуриентов к сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам, так и профессиональную ориентацию учащихся в выборе будущей специальности, а также адаптацию к процессу обучения в высшей школе. Успешная деятельность в этом направлении приведет к формированию социально зрелой личности, ее самоопределению и самореализации в жизненном и профессиональном пространствах.
Проблема раннего профессионального самоопределения молодежи и в высшей степени этого процес-
са — приобщение к научно-исследовательской деятельности — одна из приоритетных направлений в развитии системы непрерывного профессионального образования.
В этом есть своя логика: современное производство, составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение производства высококлассными специалистами возможно при наличии профессионально ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого зависит способность страны к созданию наукоемких и инновационных технологий как важнейшего условия развития науки, промышленности и производства.
Основной задачей развития непрерывного профессионального образования в образовательном процессе «школа — вуз» является разработка комплексной системы организации научно-исследовательской работы молодежи. Это позволит до приема в вуз оце-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -
нить личностные творческие способности школьников, склонность к научно-исследовательской деятельности, профессиональную ориентацию; в дальнейшем, при обучении в вузе, создавать возможность развития этих способностей, обеспечивая тем самым преемственность поколений, подготовку высококвалифицированных специалистов для науки, техники, производства и пополнение педагогических кадров.
Эффективным подходом является сквозная программа «школьник — студент — специалист», позволяющая начинать обучения в системе довузовской подготовки, продолжать во время обучения студента в университете и выпускать научно ориентированного, способного к исследовательской работе специалиста.
При решении проблем подготовки кадров современного производства первостепенное значение приобретает развитие научного и профессионального творчества молодежи. Работа в этом направлении опирается на систему взаимодействия школ, вузов, научных институтов, предприятий, что позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность — «это процесс овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей» [1]. Научно-исследовательская деятельность в образовательном процессе «школа — вуз» рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом расширяются возможности выстраивания учащимися индивидуальной образовательной траектории.
Цель создания и реализации модели научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе «школа — вуз» — подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и продолжению образования.
Задачи:
создать насыщенное образовательное пространство, которое обеспечит учащемуся реализацию его индивидуальных способностей;
выстроить модель реализации научно-исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы обеспечить формирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ученика;
формировать у учащихся качества, необходимые для адаптации к обучению в высшем образовательном учреждении, получению профессии и дальней-
■ц, И^СИХ0Л0ЕИЧ1СКИЕ.НАУКИ
шей самореализации как интеллектуальной и творческой личности;
разработать интегративную модель «школа — наука — вуз», способствующую профессионально ориентированному обучению и интеллектуальному развитию молодежи.
Распространение в образовательном процессе методов обучения, основанных на научной, исследовательской и практической деятельности, приводит к изменениям в традиционном способе передачи знаний и в институциональной образовательной сфере. Такая схема дает возможность для:
подготовки учащихся к поступлению в вуз; выявления и подготовки склонных к исследовательской работе школьников;
ранней активной профессиональной ориентации молодежи;
# осознанной и устойчивой мотивации в выборе профессии, основанной на практической деятельности;
# развития индивидуальных способностей учащихся;
# расширения дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями;
обеспечения соответствия уровня образования требованиям научно-технического прогресса.
Создание и осуществление модели научно-исследовательской деятельности учащихся «школьник — студент — специалист» и «школа — наука — вуз» позволит создать условия для:
раскрытия и реализации личностных творческих способностей молодежи;
обучения методологии научного проектирования; рационального использования молодежью своего свободного времени;
отбора одаренной и талантливой молодежи, способной к преподавательской или научной деятельности для дальнейшего обучения и пополнения научно-педагогических кадров;
повышения массовости и результативности участия молодежи в научной деятельности;
сохранения и развития традиций российской системы образования и науки;
интеграции образования и науки, усиления роли научной деятельности в образовательном процессе;
развития профессиональной мотивации и ориентации учащихся;
# последовательности и преемственности осуществления научно-исследовательской деятельности в системе непрерывного профессионального образования.
Начиная реализовывать модель научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе «школа — вуз», необходимо определить предварительные шаги, которые должны сделать ученик, предполагающий подготовить научно-исследовательскую работу, и учитель, способный осуществлять научное руководство.
Шаг 1 — выбор области исследования. Необходимо провести четкое структурирование: чем именно
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
хочет заниматься учащийся, какая область деятельности его интересует, какое направление исследования ему выбрать и т.п. Эти вопросы связаны с профессиональной ориентацией и потенциальной склонностью к определенному виду деятельности. С этого и начинается процесс приобщения к научно-исследовательской работе, позволяющий учащемуся научиться анализировать.
Шаг 2 — учебно-лабораторная деятельность. Эта деятельность аналогична школьным лабораторным работам, позволяющим поставить определенные опыты, измерить конкретные параметры и т.д., но с той разницей, что теперь выбор конкретных работ или конкретного опыта более целенаправлен.
Шаг 3 — учебно-исследовательская деятельность. Это «уже работа», но еще не научная. Ее можно квалифицировать как «очень большую лабораторную работу» или «научно-исследовательскую с заранее запрограммированным результатом».
В багаже у преподавателя должно быть несколько хорошо просчитанных, типовых, «разгонных» тем. Учебно-исследовательская деятельность позволит преподавателю оценить творческий потенциал учащегося, его склонности, интересы и перспективы.
Шаг 4 — учебно-научная деятельность. Подразумевается расширение знаний учащегося по общеобразовательным и специальным дисциплинам посредством получения дополнительных научных знаний в выбранной области. Это даст возможность для формирования четкого и компетентного представления о будущей профессии, адаптации школьных знаний к профессиональной деятельности при решении проектных и исследовательских задач, стимулирования развития когнитивных способностей при изучении предметов общего цикла как в школе, так и в вузе.
Шаг 5 — научно-исследовательская деятельность. Проведение научных исследований — это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет, с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Творческая самостоятельность, умение вести научно-исследовательскую деятельность — наивысшие достижения личности (наряду с такими качествами, как мудрость, доброта, порядочность), которые личность может достичь в своем развитии.
Научно-исследовательская деятельность учащихся должна быть направлена на формирование творчески активной личности; выявление наклонностей и интересов ученика с точки зрения профессиональной ориентации на будущее, осознанный выбор вуза, факультета и специальности; расширение кругозора учащегося, снабжение его алгоритмом поиска информации, выработки умения выступать перед аудиторией и доказывать свою точку зрения.
П.К. Энгельмейер отмечал: «Существуют три постепенные ступени изобретения: 1) концепция; 2) научная разработка подробного плана; 3) ремес-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ленная разработка вещи во всех подробностях. Отсюда получается, что первая ступень — акт творчества; вторая — знания; третья — рутины (умения)» [3].
Хороший ученый, независимо от возраста, изучает окружающий мир, используя научный метод. Чтобы замыслить и провести по-настоящему научный эксперимент, необходимо пройти следующие этапы:
проявить любопытство, выбрать конкретную тему, задать вопрос; определить или создать (сформулировать) проблему;
изучить публикации, относящиеся к проблеме (вопросу);
# рассмотреть и оценить возможные решения и выдвинуть научную догадку (гипотезу);
# проверить гипотезу, проводя эксперименты (сбор данных) и анализируя выводы;
# оценить результаты экспериментов и сделать основанные на полученных данных выводы;
# подготовить научный доклад и материалы для выступления.
Учащихся необходимо научить скептически относиться к результатам любых научных исследований, особенно своих. Хорошо подготовленные и приведенные эксперименты могут и не дать ответа на заданные вопросы, но они почти всегда приводят к появлению новых вопросов, требующих проведения новых экспериментов и наблюдений. Часто бывает так, что гипотеза приобретает окончательные очертания после того, как проведен ряд предварительных экспериментов, проанализировано значительное количество полученных результатов и сделаны ориентировочные выводы.
«Функция науки — предсказание фактов; функция техники — воздействие на природу, вызывая искусственно желательные факты и задерживая нежелательные» (П.К. Энгельмейер) [3].
Научно-исследовательская деятельность не есть усиление одного предмета школьной программы, а есть изучение науки в целом, сопредельных предметов и дисциплин. И самое главное, обеспечивается основная задача — качество образования. Действительно, зная, умея, разбираясь в профессии еще со школьной скамьи, человек быстрее, лучше, полнее постигает профессию. Он может сразу пойти работать, может поступить в колледж и среднее образовательное учреждение — это кратчайший путь в профессию. Охватывая смежные области, получая широкий спектр знаний и специальностей, школьник может поступить в высшее образовательное учреждение, имея представление и желание учиться именно по конкретному направлению — получается более высококвалифицированный специалист. Проявляя особые склонности, способности, умения, формируется высокий интеллект — страна получит ученых, руководителей, генеральных конструкторов и других специалистов высокой квалификации.
Кроме того, при осуществлении модели научно-исследовательской деятельности учащихся совместно
педагогически£_^^ ^
с вузами, НИИ и предприятиями исследовательская деятельность школьников складывается как система, обеспечивающая развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся, способствующая развитию проектного подхода к решению научно-исследовательских и прикладных задач.
Под влиянием научно-исследовательской деятельности учащихся формируются педагогические кадры. Педагоги вооружаются методиками исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими и практическими разработками в разных областях науки техники, а также в области психологии мышления и креативности. У педагогов возникает необходимость повышения уровня профессионального мастерства. Все это поднимает эффективность образовательной работы, расширяет потенциал учителей, влияет на качество школьного образования, позволяет решать такие задачи как:
повышение профессиональной компетентности учителей и педагогов;
® совершенствование методик и технологий организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
создание и осуществление системы мониторинга качества образовательного процесса;
обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития детей.
Таким образом, получение знаний, развитие научно-исследовательской деятельности должно быть единым процессом, который влияет на эффективность и качество образования.
В стратегии инновационности современного образования формируется тенденция многообразия форм и направлений интеграционных процессов науки и образования, вследствие чего формируются новые типы педагогических систем. Инновационный характер педагогическая система приобретает со стороны протекания непрерывного образовательного процесса. В рамках интеграции образования, науки и производства усиливается проникновение вузовской науки в процесс обучения в средней школе, происходит вливание научных исследований высшей школы в сферу реального производства, влияющих на ускорение развитие современной промышленности [2].
Начиная с 1993 г., в вузы принимают молодых людей, выполнивших научно-исследовательскую работу в период обучения в школе и защитивших ее на научных конференциях, которые проводятся в вузах или под их непосредственным руководством. Полученные сравнительные характеристики успеваемости в разных вузах обычных студентов и студентов, занимавшихся в школьные годы научно-исследовательской деятельностью и поступивших в вузы по результатам защиты научно-исследовательских и проектных работ, показали, что успехи последних в
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
несколько раз выше, отчисление — реже, в основном по причинам личного характера, а к старшим курсам большинство из них серьезно занимаются научной работой. Это объясняется высоким уровнем мотивации и творческой самостоятельности студентов, поступивших в вуз по результатам конференций, т.е. еще в школе они знали, что им нужен именно этот вуз, именно эта специальность.
Немаловажным является тот факт, что при написании своих научно-исследовательских работ будущим студентам пришлось познакомиться, а чаще всего изучить некоторые дополнительные предметы и дисциплины, получить необходимые знания (например, материаловедение, САПР AutoCad, программирование, радиоэлектронику). К тому же в школе им пришлось столкнуться с вузовскими требованиями и требованиями ГОСТов по оформлению и написанию докладов (по сути дела, курсовых проектов). Практическая польза и в том, что при защите своей работы на научной конференции школьник приобретает бесценный опыт общения со своими старшими коллегами по науке — учеными, преподавателями, специалистами. Происходит «мягкая» адаптация в переходе «школьник — студент».
При внедрении технологий развития научно-исследовательской деятельности учащихся нельзя допускать, чтобы когнитивные навыки доминировали над навыками, формируемыми традиционной системой образования. Если первые играют роль стимулирующего фактора для получения недостающих знаний и привития творческой самостоятельности, то вторые являются надежной платформой для получения базовых знаний.
Профессиональная направленность научно-исследовательской деятельности, ее творческая составляющая, использование научных методов, решение актуальных задач расширяет предметную область и позволяет в процессе обучения создать адекватную модель окружающего мира. Форма обучения, основанная на методах научного познания, и порождаемая ею внутренняя мотивация многократно увеличивают продуктивность учебного процесса.
Анализ и осмысление роли научно-исследовательской деятельности в общем образовании позволяет с новых позиций подойти к решению проблем непрерывного образования, разработке новых учебных программ, учебных планов и вообще концептуальным основам реформирования отечественной системы образования.
Литература
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
2. Цибизова Т.Ю., Назаров А.В. Профильное обучение: сделано в России. М., 2006.
3. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX-го. М., 1898.